Тестовые задания по дисциплине: «Этика и деонтология социальной работы. Этические основания социальной работы Ценности и этические принципы социальной работы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Духовную силу люди обретают только тогда, когда в любом отдельном случае как бы достигают гуманности. Всем известно о том, что этого не достаточно. Человек, чувствуя себя во власти расчетливой и безличной морали, подходящих событий, традиционно не требующей значимых издержек разума и воли, способен, основываясь на данной морали ради воплощения жалких интересов, в общем, то, оправдать хоть какое зло. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что потому нередко одна безличная мораль подходящих событий противоборствует настолько же, как всем известно, безличной морали подходящих событий. Все знают то, что все трудности решаются как бы бесцельной борьбой этих сил, ибо нет нравственных убеждений, которые в состоянии сделать эти трудности разрешимыми. Само - собой разумеется, лишь в усилиях по достижению гуманности появляются силы, способные действовать в направлении по - настоящему разумного и целесообразного и сразу оказывать благотворное действие на имеющиеся нравственные убеждения.

Возведение жизни до уровня высшей ценности также вдохновляет людей, стало быть, ощутить безграничную ответственность в их отношениях с иными людьми. Мало кто знает то, что нравствен человек лишь тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению, наконец, помогать хоть какой жизни, которой он способен посодействовать, и воздерживается от того, чтоб также причинить вред. Необходимо подчеркнуть то, что он не спрашивает, как та либо другая жизнь также заслуживает его усилий, как и то, может ли она и в которой степени почувствовать его доброту. Необходимо отметить то, что для него священна жизнь как таковая. Несомненно, стоит упомянуть то, что если субъективная воля 1-го индивидуума действует на благо жизни другого, то эта воля переживает единение с нескончаемым, в каком всякая жизнь едина и, в общем, то, являет собой высшее ценностное измерение и инстанцию. Мало кто знает то, что это содействует нейтрализации экзистенциального вакуума и обретению полноты бытия в мире, представляющем из себя драму раздвоения воли к жизни в итоге самоутверждения одной воли к жизни за счет иной.

1. Моральные ценности социальных процессов и их динамика

В современных критериях бурно прогрессирует постнеклассическая рациональность, которая занимается исследованием сложных саморазвивающихся систем, в том числе и соц., важной индивидуальностью которых, в конце концов, является их человекоразмерность. Несомненно, стоит упомянуть то, что это как бы предъявляет особенные требования к учету социокультурных детерминант научного поиска, их аксиологических качеств. Как бы это было не странно, но в связи с чем, «постнеклассическую рациональность можно оценить как точку роста новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, которая так сказать открывает новые перспективы для диалога культур».

Модель мира, создаваемая постнеклассической наукой и философией, содержит в себе такие свойства как неустойчивость, непостоянность, неопределенность, поливариантность. Возможно и то, что подвижность в плане пространственной составляющей и быстрота в плане временной являются важными качествами социальной действительности.

Перед лицом глобальных тенденций «текучей современности» обнаруживают свою слабость национальные страны. Надо сказать то, что последний прагматизм современной глобализации кидает резкий вызов духовной культуре цивилизации. Необходимо подчеркнуть то, что единственным предметом поклонения глобалистской экономики является капитал, рынок просачивается во все сферы и, стало быть, приводит к девальвации ценностей и вытеснению их на периферию общественного внимания.

В то же время на уровне многозначных исторических вызовов запрос в отношении моральных ценностей чрезвычайно высок. И действительно, история наконец-то свидетельствует, что те культуры, которые не смогли правильно как раз ответить на запросы времени, не имеют грядущего.

Постнеклассическая методологическая парадигма нацелена на холистическую установку, на осознание мира как целого, потому открыта для, как мы выражаемся, культурно-ценностных установок.

В ненадежном мире текучести люди ищут опору в узах солидарности, но замыкание в изоляционизме групп «себе подобных» бесперспективно. Само - собой разумеется, необходимо научиться, как бы жить рядом с инаковым, это, наконец, является суровым испытанием для наших собственных ценностей. Все знают то, что в этом плане белорусский государственный менталитет прошел проверку временем, наш исторический опыт так сказать является броской иллюстрацией искусства устроения совместной жизни на началах терпимости. Вообразите себе один факт о том, что хотя тут имеется и определенная односторонность: живя на собственной земле, можно было бы ярче заявлять о собственных государственных интересах.

Глобальные вызовы требуют, как мы выражаемся, солидарных действий всего населения земли. Очень хочется подчеркнуть то, что стремительно формирующееся «общество знания» нуждается в новейшей политике менеджмента, как мы выражаемся, соц трансформаций, которая наконец-то подразумевает возможность науки работать на интересы всего общества, отраслей, компаний, личных лиц.

«Общество знания» основывается на «экономике знания», конкретно в ней, наконец, формируются основополагающие ценности, хотя она и сама, наконец, зависит от зрелости культуры.

«Экономика знания» приходит к органичной солидарности рынка, по мнению Ф. Хайека, через самоорганизацию, установление спонтанного порядка на базе разделения, распределения познаний и взаимодействия его разных типов. Все давно знают то, что типичным средством распространения познаний и инфы, наконец, выступает механизм цен.

К радикальным изменениям основополагающих ценностей системы экономики, стало быть, подталкивает мировой денежный кризис. Само - собой разумеется, благодаря ему общество как бы переживает турбулентное состояние, для которого характерны крупная сложность, высочайший динамизм, ускорение темпов конфигураций, в итоге чего же подвергаются эрозии некие из основополагающих ценностей. Возможно и то, что сегодняшний кризис как раз носит трансформационный нрав по отношению к самой философии бизнеса. Необходимо подчеркнуть то, что по мнению президента Франции Н. Саркози, нужно создавать капитализм с основ, беря во внимание моральную составляющую. Обратите внимание на то, что основная проблема, в общем, то, состоит в том, что экономика обязана работать на человека. В современных критериях глобальная экономика, в общем, то, показывает восхождение полицентристского миропорядка, в рамках которого нарастает рвение к единству и обилию.

Само - собой разумеется, по мнению Дж. Сороса, мир, стало быть, переживает не только лишь крах денежной системы, да и крах прошлой картины мира. И даже не надо и говорить о том, что индивидуалистическая парадигма исчерпала себя, опыт Китая как бы свидетельствует, что рынок и правительство могут удачно дополнять друг дружку.

Как бы это было не странно, но на фоне формирования транснационального глобального мира растет значимость государственного, как самобытного культурного достояния, в итоге чего же популярная, как всем известно, философская формула о связи единичного, особого и всеобщего наполняется новеньким содержанием. И даже не надо и говорить о том, что перед современностью стоит задача по достижению, как все знают, рационального синтеза меж личным и коллективным, общечеловеческим и государственным, западным и восточным.

Философская концепция, как многие думают, все пригодного гуманизма может стать, мировоззренческой основой глобализации, направляя ее в русло плюрализма, автономности, дополнительности, общественного партнерства.

2. Личность - этический и культурный потенциал

Содержание культуры можно, в общем, то, представить системой реликвий, порожденной, сначала, деятельной активностью тех возможностей человека, которые общепризнано именовать духовными. Ни для кого не секрет то, что суть духовного всецело, в общем, то, заключается в его деятельной активности. И действительно, дух сам по себе, «внутри себя», имеет «вечный двигатель». Необходимо отметить то, что то, что так сказать формируется в процессе деятельной активности духа, складывается в систему, образующую содержание культуры. Содержание культуры есть система реликвий, имеющая, как всем известно, качественную конкретику в каждом определенном обществе людей. Несомненно, стоит упомянуть то, что в мире, как многие думают, культурных реликвий, при всем этом, следует также различать 3 пласта: артефакты-предметы, артефакты-события и безупречные артефакты.

Содержание культуры постоянно непосредственно, постоянно исторически, стало быть, обосновано, потому что зарождается не в, как мы выражаемся, отдаленных от, как мы привыкли говорить, конкретной жизнедеятельности сферах, а в процессе ежедневного общения. Очень хочется подчеркнуть то, что в качестве константы духовной деятельности формируется жизненный мир. Понятие «жизненный мир» является, как все знают, центральным в философской феноменологии Э. Гуссерля. «Характерными чертами, жизненного мира, - как верно отмечает Т.Г. Румянцева, - Гуссерль считал последующие: а) жизненный мир является основанием всех научных идеализаций; б) жизненный мир - субъективен, т.е. дан человеку в виде и контексте практики - в виде целей; в) жизненный мир - культурно-исторический мир, либо, точнее образ мира, каким он выступает в сознании разных человечьих общностей на определенных шагах исторического развития; г) жизненный мир - релятивен; д) жизненный мир - как проблемное поле не "тематизируется" ни естественной людской исследовательской установкой, ни установкой, объективистской науки (вследствие чего же наука и упускает из виду человека); е) жизненный мир - владеет априорными структурными чертами - инвариантами - на базе которых и может быть формирование научных абстракций и т.д., также возможность выработки научной методологии». Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что дать анализ, как всем известно, жизненного мира представителей определенной культуры значит, в общем, то, выявить истоки содержания данной культуры, потому что все, что есть в ней, скажем, нравственные максимы, религия, искусство, имеет в нем, как в питательной почве, свои корешки. Ни для кого не секрет то, что понятие «жизненного мира» фиксирует определяющее значение конкретного окружения человека.

И действительно, оно содействует формированию образцов предметного смысла, которые наконец-то переносятся на новейшие и, новейшие случаи, что наконец-то ведет к образованию неповторимого, как заведено, культурного целого. Надо сказать то, что на простом примере Э. Гуссерль объясняет это: ребенок, который сообразил в чем смысл ножниц, с первого взора лицезреет ножницы как таковые. «Надстраивание» смыслового уровня происходит и в процессе ассоциаций. Близким по значению гуссерлевскому, как мы выражаемся, «жизненному миру» является понятие «картина мира», которое, в общем, то, несет огромную, как заведено, смысловую нагрузку в философии М. Хайдеггера. Очень хочется подчеркнуть то, что определение вида либо картины мира, в общем, то, дает возможность лучше осознать, что наконец-то представляет собой содержание культуры как ставшее, определенное, явившееся в высококачественном своеобразии определенных реликвий. «Говоря "образ мира", - отмечает М. Хайдеггер, - мы разумеем тем самым сам мир, сущее в целом, как дающее нам меру и обязательное для нас. "Образ" подразумевает не оттиск, но то, что сущее стоит перед нами и притом стоит именно таким, каково оно с нашей точки зрения. Полагать нечто в образ есть не что иное, как ставить сущее перед собой, то есть, представлять его таким, каково оно, и притом постоянно держать пред собою как именно таким образом представленное».

Отталкиваясь от дефиниций, «жизненного мира» Э. Гуссерля и «картины мира» М. Хайдеггера, под содержанием культуры, в целом, будем, стало быть, осознавать образ, «дающий нам меру и неотклонимый для нас»; либо, совокупность реликвий, грядущих перед нами таковыми, какими они как бы являются с нашей точки зрения, представляются нам.

Содержание культуры можно представить в форме пирамиды. Само - собой разумеется, в ее основании лежат эмпирические образы, порожденные контактами с конкретным окружением. Вообразите себе один факт о том, что ее вершиной также являются образы, представляющие из себя идеи, мотивированные установки, принципы, максимы, которые формируются при определяющем действии интеллигибельных переменных, которые наконец-то задаются институтами образования, религиозными догматами, философскими доктринами, социально-политическими концепциями.

Произнесенное согласуется с принципиальными установками философской феноменологии Э. Гуссерля, который, анализируя «жизненный мир», выделял также феномены первого, второго, третьего и т.д. порядка, в разной степени отстоящие от объективного мира. Очень хочется подчеркнуть то, что при всем этом, чем выше «количественный показатель» парадокса, тем поближе он размещается к отдаленному от субъекта виду реальности и далее от вида, конкретно данного субъекту. Все знают то, что конкретно данное - это «природа в моей собственной сфере, которую следует четко отличать от просто природы, т.е. той природы, которая становится темой естествоиспытателя» - пишет Э. Гуссерль.

Выделим главные структурные составляющие содержания культуры.

Признаем первым из их миросозерцание, под которым будем, в общем, то, осознавать образы вещей, предметов и тел, включая человеческое тело.

От миросозерцания будем различать мироощущение - образы места и времени.

Включенность в содержание культуры исторически обусловленного вида времени наконец-то подразумевает определенное отношение к, как все знают, амбивалентному единству, выраженному понятиями «жизнь» и «смерть».

Данное отношение, в конце концов, порождает образы уже существенно, как всем известно, отдаленные от эмпирического познания, в, высочайшей степени отвлеченные. Как бы это было не странно, но образы жизни и погибели можно представить занимающими срединное положение между основанием и вершиной пирамиды содержания культуры, скрепляющими одно с иным. «Вершина пирамиды» конституирована мировоззрением. Все давно знают то, что оно так сказать является образом- обобщением, включающим в себя представления не только лишь о сущем, да и о должном, задающим мотивированные установки. Очень хочется подчеркнуть то, что мировоззрение быть может отдалено от образов конкретного окружения, миросозерцания и мироощущения. Составной частью мировоззрения является самосознание. Необходимо подчеркнуть то, что мировоззрение может, стало быть, рассматриваться в качестве, с одной стороны, итога активности духа, с иной, - начала, с которого преобразующая деятельность духа наконец-то направляется вовне. Обратим особенное внимание на то, что содержание различных культур, и в исторической и в пространственной перспективе, имеет общую структуру, но различается друг от друга по высококачественной определенности структурных компонентов. Необходимо отметить то, что скажем, все культуры содержат таковой элемент содержания, как хронотоп, но отношение к месту и времени в различных культурах различное. «Каждый человек понимает прежде всего свой конкретный окружающий мир с его центром и нераскрытым горизонтом, - писал в данной связи Э. Гуссерль, - т.е. свою культуру, как человек, принадлежащий тому обществу, которое исторически как бы сформировывает эту культуру».

Всем известно о том, что но человек также владеет потенциалом, который не исчерпывается, как всем известно, духовными возможностями. Очень хочется подчеркнуть то, что за вычетом духа и всего того, что относится к физическим способностям человека, остается душевно-сердечное. Ни для кого не секрет то, что оно, быть может, охарактеризовано понятием «любовно-сострадательное», в том смысле любви и сострадания, который наглядно представлен обычным для всех культур отношением мамы к ребенку; в том смысле любви и сострадания, о котором молвят мировые религии и классические произведения искусства. Все знают то, что душевно-сердечный потенциал человека не подвержен изменениям в процессе исторической динамики общества. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что потому мы восприимчивы по отношению к прошлому не утрачиваем надежды на то, что будем близки человеку грядущего, следовательно, мы вправе, стало быть, утверждать, что в текущее время наша жизнедеятельность является и смыслообразующей и целеполагающей.

Мало кто знает то, что таковым образом, покажется возможность оказывать определяющее действие на формирование мировоззрения, а средством его на содержание культуры в целом, для движения по пути заслуги малого разрыва между духовной деятельной активностью и душевно-сердечным потенциалом человека.

3. Философско-этические аспекты социальной работы в современном обществе

Состояние современного общества в хоть какой точке Земли таково, что оно также нуждается, хотя и в разной степени, в развитии, как всем известно, социальной сферы и особенной разновидности социальной деятельности - социальной работы. Возможно и то, что как культура, философия, наука, образование, отношение к прошлому и будущему, так и уровень и качество социальной работы отражают самоидентификацию и самосознание цивилизации, степень цивилизованности и гуманности страны.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что соц. работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психические и моральные ресурсы недостаточны, способности невелики, а возможности без помощи других, стало быть, разрешить свои трудности неудовлетворительны. Несомненно, стоит упомянуть, что потому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, соц. работа, наконец, ориентируется на главные элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначимыми переменами в процессе всей ее истории - благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивидуума. Необходимо подчеркнуть то, что ежедневные же этические трудности соц. работников под действием времени больше подвержены трансформациям. И даже не надо и говорить о том, что так, появившаяся в 70-е годы биоэтика явилась ответом на “проблемные ситуации” в медицинской практике - эвтаназию, искусственное оплодотворение, пересадку жизненно важных органов и т.п. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что принципиальная новизна “проблемных ситуаций” заключается в последующем. Необходимо подчеркнуть то, что во-1-х, они соединены с теми направлениями медицины и биологии, где доктора и исследователи манипулируют действиями рождения и умирания. Необходимо отметить то, что во-2-х, в рамках “проблемных ситуаций” некие классические этические стандарты врачевания нашли очевидную дефицитность. Мало кто знает то, что поиск выходов из этих ситуаций - это нечто большее, чем моральный выбор определенного врача, это - нравственный выбор населения Земли в целом, открытость самого эталона гуманности. Само - собой разумеется, в-3-х, обширное обсуждение “проблемных ситуаций” в обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине, что оказалось созвучным моральным проблемам, возникающим при оказании психиатрической помощи. Всем известно о том, что в этом контексте смысл биоэтики как разновидности интеллектуальной деятельности и социальной практики как бы заключается в попытке найти способности диалога и солидарности людей в защите добра и противоборстве злу в ситуациях, порожденных современной медициной.

Таковым же образом в итоге масштабной компьютеризации социальные работники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения конфиденциальности, что и есть достаточно новое явление по сопоставлению с другими обстоятельствами и способностями прошедшего.

Широкий круг обычных и новейших духовно-нравственных детерминант и ценностных ориентиров социальной работы касается 3-х разных и совместно с тем взаимосвязанных уровней и качеств. Само - собой разумеется, идет речь, во-1-х, о зависимости ее ценностной базы от миссии, целей и задач, во-2-х, о внедрении этических стандартов профессии, в-3-х, об этических проблемах, с которыми также сталкиваются социальные работники при выполнении собственных обязательств.

Гуманистической целью и главный ценностью социальной работы является, как отмечалось, благосостояние людей, имеющих трудности, связанные с бедностью, здоровьем, психическим состоянием, занятостью, обеспеченностью жильем, детством, старостью, голодом и пр. Необходимо отметить то, что это, в общем, то, значит, что подход к жизни каждого индивидуума как к высокому ценностному измерению дополняется осознанием того происшествия, что сама эта жизнь обязана быть достойной человека. Надо сказать то, что каждый человек ценен собственной уникальностью, которую также следует учесть и уважать. И даже не надо и говорить о том, что владея основными потребностями - в еде, одежде, жилье, здоровье - люди имеют право на уважение и достойное существование и обязаны иметь равные способности удовлетворять эти потребности. Вообразите себе один факт о том, что в данном случае идет речь о принципе социальной справедливости, одном из главных частей комплекса ценностей социальной работы. Необходимо отметить то, что правом на помощь со стороны субъектов социальной работы владеет каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по половым, возрастным, расовым, государственным, религиозным, политическим признакам и мотивам. (фактически, признание и уважение этих прав в практике социальной работы соединено с принятой мировым обществом Декларацией прав человека ООН и иными международными конвенциями).

Гуманистические ориентиры, в общем, то, побуждают субъектов социальной работы к тесному взаимодействию с субъектами ожиданий и притязаний на благо последних, при этом не во вред иным. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что поощряя их к сотрудничеству, социальные работники исходят из того, чтоб клиенты совместно с ними решали усилия по изменению собственного положения, хотя это не постоянно может быть, в особенности тогда, когда указанная категория, это люди - беспомощные в силу возраста, заболеваний, либо других обстоятельств. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в конце концов, соц. работа несовместима с прямой либо косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих террор, пытки, неоправданное насилие либо остальные деяния, направленные на подавление людей.

Ввиду динамизма развития общества, проблем ориентации в рассмотренных ценностях, вряд ли уместны все пригодные этические рецепты в социальной работе. Вообразите себе один факт, что существует только одна возможность оказаться на высоте по отношению к сегодняшним и будущим моральным вызовам - там, где это можно, поощрять нравственное сознание. Мало кто знает то, что более актуальным является развитие проф. этики и соответственно образования.

Рост энтузиазма к проф. ценностям и этике обоснован несколькими причинами. Ни для кого не секрет то, что например, технический прогресс поставил экспертов перед нравственным выбором, который был неизвестен предшествующим поколениям соц. работников. Очень хочется подчеркнуть то, что развитие здравоохранения, компьютерные технологии, политические и другие причины, стало быть, сопровождались чрезвычайным усложнением требований, относящихся к ценностям и этике. Необходимо подчеркнуть то, что, не считая того, социальные работники столкнулись с необходимостью, в конце концов, опираться на все наиболее ограниченные ресурсы, низкий соц. статус профессии, что внесло свои конфигурации в ценностные ориентации и этику проф. жизни. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что внимание к последним отражает также становление и развитие самой профессии, ибо на них основывается ее репутация.

Поведение общественного работника в личной жизни как бы является личным делом каждого в той мере, если оно не мешает выполнению служебных обязательств. Ни для кого не секрет то, что соц. работник, в общем, то, отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, но он несет ответственность и за престиж собственной профессии и должен, в конце концов, содействовать уважению к ней.

Таблица 1- Ценностные предположения

Профессиональные ценности

Непрофессиональные ценности

Обеспечение--удовлетворение

Борьба и отрицание

Групповая ответственность

Индивидуальная ответственность

Взаимозависимость

Индивидуальная автономия

Инновация -- изменение

Традиционализм

Индивидуальное достоинство

Система целей

Культурный детерминизм

Природосообразность

Разнообразие идеалов, ценностей, стилей жизни

Однородность

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей.

Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности.

Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (см. таб. 2).

Таблица 2 - Метаценности

Метаценности

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствован ие

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Диференциация, сложность

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

Ненапряженность

Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство

ЗАБАВА удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность

Самодеятельность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

В таблице 3 показаны основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

Таблица 3 - Составляющие структурного сценария

Структурный сценарий

Человек-нуждающийся

Базовые понятия

Конфессиональный

Субъект-спасающийся

Спасение, милосердие, призрение

Социальный

Субъект-страдающий (классовые детерминанты)

Справедливость, гарантии, страхование, бедность, пауперизм

«Медицинский»

Субъект-дезадаптированный

Дезадаптация, девиация, лечение, диагноз, помощь, вмешательство

Социально-психологический

Субъект-социетальный

Полиструктурный субъект, отношения, интервенция, субъект в ситуации, процесс, оценка

Современный шаг осмысления предметно-объектных связей, наконец, приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. И даже не надо и говорить о том, что человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Всем известно о том, что это новейший тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

Для социальной работы стало традицией изучать проблематику клиента на фоне публичных и социально-экономических проблем. И даже не надо и говорить о том, что в указанных же вариантах трудности, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи соединены с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. Мало кто знает то, что тут как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо - экономический либо социо - психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Всем известно о том, что вот почему жизненный сценарий становится базисным понятием социальной работы при таковых подходах к теории и практике помощи и, в конце концов, изменяет модус предметной рефлексии.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в данной связи является вопрос адаптации субъекта к новеньким формам, способам жизни и общественного функционирования в итоге «пандемического» действия, т.е. воздействия, опосля которого состояние стресса охватывает довольно огромное количество людей. «Пандемическое» действие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих критериях, стали, новеньким проблемным полем теории и практики, как всем известно, социальной работы на рубеже веков.

Заключение

постнеклассический этический социальный

Философские ценности стали неотъемлемой частью социальной работы во 2-ой половине XIX в. Надо сказать то, что конкретно в это период намечается отход от практики добровольных помощников и филантропической деятельности, основанной на индивидуальных методах поддержки, и переход к решению этих проблем как коллективных. Возможно и то, что концепции коллективной ответственности за соц. благополучие общества в целом наконец-то сдвигают акценты в деятельности добровольных помощников. Обратите внимание на то, что патерналистский морализм, при котором осознание бедности как бы связывалось с «индивидуальными недостатками личности», заменяется концепциями гражданских и политических прав человека. Очень хочется подчеркнуть то, что социальных реформаторов привлекают трудности последствий промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, нищета рабочего класса.

В середине XX в.в практике социальной работы начинают преобладать подходы защиты прав человека от разных форм дискриминации. И действительно, и в данной связи трудности, рассматриваемые социальными работниками в разных областях людской жизнедеятельности, начинают осмысляться не только лишь на микро - и мезоуровнях, да и на макроуровне, т. е. на принципах, как все знают, глобальной солидарности.

Все знают то, что таковой контекст осмысления востребовал осознания не только лишь психических и социально-экономических действий, да и понимания глобальных ценностных структур и действий. Необходимо отметить то, что это потребовало обоснования профессиональных представлений о настоящем мире, о эталонах и ориентирах, как все знают, социальной работы, вызвало к жизни философию социальной работы.

Философские ценности социальной работы в мультикультурном пространстве, стало быть, выступают как ценности проф. субкультуы, когда профессия, наконец, рассматривается на уровне международного общества. Всем известно о том, что отсюда ценности проф. подкультуры, в конце концов, рассматриваются на метауровне в контексте, как все знают, глобальных цивилизационных целей и задач.

Литература

1. Астапов В., Лебединская О., Шапиро Б. Проблемы обучения людей с ограниченными возможностями / Социальная работа: теория, технология, образование. -- 1996. - № 1. -- С. 80-93.

2. Бакштановский В.И. Прикладная этика: идея, основания, способ существования / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Вопросы философии. - 2007. - № 9.

3. Библейская энциклопедия. Кн. 1. -- М.: Высшая школа, 1891. -- 474с.

4. Воронин С.В. Теория «филантропии». -- М.: Высшая школа, 1981. - 99с.

5. Гаджиев К.С. Мировой экономический кризис: политико-культурное измерение // Вопросы философии. - 2010. - № 6.

6. Гарпушкин В.Е. Социальный универсализм: новый взгляд // Социс. - 2010. - № 9.

7. Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Ведомости. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И. Бакштановского и Н.Н. Карнаухова. - Тюмень, 2004.

8. Козлов А.Л. Парадигмы социальной работы: теоретические конструкты и принципы / Социальная работа: теория, технология, образование. -- 1996. -- №1. - С. 35-48.

9. Наранхо К. Песни просвещения (Эволюция о герое в западной поэзии). -- СПб.: С. Петербург, 1997. - 371с.

10. Парадигмы прикладной этики // Ведомости. Вып. 35, специальный / под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. - Тюмень, 2009.

11. Подвойский Д.Г. Вызовы «текучей современности»: ответы Зигмунта Баумана // Человек. - 2010. - № 1.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные аспекты социальной работы как феномен современного мира, милосердие - выражение ее гуманистической ценности. Особенности и структура гуманистической концепции социальной работы. Социальная работа как социально-гуманистическая деятельность.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Особенности взаимодействия психосоциальной и социальной работы в системе социальной помощи и поддержки населения на основе психодинамической модели. Экзистенциальная и гуманистическая модели соотношения. Коммуникативно-ролевые теории социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2011

    Гуманистическая сущность национальной модели развития, ее влияние на содержание и эффективность социальной работы. Формирование и совершенствование социальных отношений как важнейшей задачи социальной работы. Проблемы социального управления и работы.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    "Добро" и "зло" как этические основания человеческого бытия. Современные теоретические подходы к осмыслению феноменов "добра" и "зла" в различных сферах жизни общества и личности. Фундаментальные этические основания современной социальной работы.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Проблемы формирования профессионально-этических качеств специалиста. Характеристика ценностно-этических оснований социальной работы как деятельности. Особенности формирования соответствующего морально-этического сознания специалистов социальной сферы.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Связь между теориями и моделями социальной работы. Социально-радикальная, марксистская, психолого-ориентированные, экзистенциальная и гуманистическая модели. Анализ современных социальных теорий. Ролевая, социально-педагогическая и когнитивная теории.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Цель социальной работы, средства достижения цели. Характеристика этапов и специфики складывания системы профессиональной социальной работы в России. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности, суть применяющихся методов.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Понятие и стадии социальной адаптации, её уровни и виды. Характеристика половозрастной социальной адаптации. Типология механизмов социальной адаптации личности. Специфические моменты технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Социологические, психологические и комплексно-ориентированные парадигмы и функционалистская, интерпретативная, радикально-гуманистическая и структуралистская модели в теории социальной работы. Сходство и различия западной и отечественной парадигм.

ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание). Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.

1. Человеческое достоинство и толерантность (Социальный работник признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.)

2. Социальная справедливость и гуманизм- справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

3. Компетентность (обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом; определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента). Социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Они должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вступать в сексуальные отношения с ними.

4 Социальная активность, мобильность и гибкость (взаимосвязанную деятельность СРка с человеком, обратившимся к ним за помощью. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента (индивида, семьи, группы лиц), они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций. Кроме того, изучая социум, они прогнозируют возможные негативные ситуации и стремятся предотвратить их возникновение.

5. Уважение личности клиента и его самоценности;

6. Принятие клиента таким, какой он есть;

7. Не осуждающее отношение;

8.Уважение права клиента на его самоопределение;

9.Уважение доверия клиента;

10. Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению;

11. Умение понимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящего от других людей для осуществления своей уникальности;

12. Индивидуальный подход;

13. Уважение конфиденциальности;

14. Эмпатия;

15. Эмоциональная открытость контролируемое присоединения;

16. Профессиональное развитие;

17. Обязательство работать в интересах клиента;

18. Стремление к социальной справедливости.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы

Мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества в первобытной орде поведение каждого ее члена.. понятие сущность и содержание профессионального долга социального.. деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников медицинских работников..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы
Этика(греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древни

Проблемы формирования профессионального этико-аксиологического сознания социального работника
Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания -системы ценностных идей, убеждений, установок, потребност

Проблемы формирования личности специалиста социальной работника
Качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-

Место и роль этико-аксиологического подхода в развитии и становлении социальной работы

Сущность и назначение профессионально-этических кодексов в социальной работе
Этический кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В содержательном плане этот свод состоит из принципов, норм и стандартов поведения, основанных на ценностях

Место и роль деонтологии в профессионально-этической системе социальной работы
Деонтология социальной работы – это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности СРка перед обществом и государством, перед СР как профессией и социальным институтом, перед коллегам

Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы социальной работы
Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истор

Иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Система ценностей социальной работы представляет собой структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих совокупной профессиональной группе организовывать свою деятельность,

Долг и ответственность социального работника перед самим собой
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу профессиональных обязанностей, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он

Рациональное и иррациональное в профессионально-этической системе социальной работы
Социальные действия могут быть разделены на два вида: рациональные и иррациональные. Рациональное социальное действие -при котором субъект предварительно продумал цель, а

Место и роль профессионально-этической системы в системе социальной работы
СР требует особой этической регламентации, гарантирующей поддержание и сохранение ее гуманистической сущности и содержания, повышающей ее эффективность как проф деятельности и соц института. Этичес

Этические принципы исследований в социальной работе
Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а це

Профессионально-этические конфликты в социальной работе, их проявление и способы разрешения
На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, обществу в целом. Эти проблемы нередко

Структура профессионального этико-аксиологического сознания социального работника, его основные детерминанты
Профессионально этическо-аксиологисеское сознание – представляет собой основы этики аксиологии, в том числе в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обуче

Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе
Профессионально-этический кодекс –это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их професс

Формы помощи и взаимопомощи в славянских племенах до 10 века
Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основны

Профессиональный отбор и профессиональная подготовка специалистов в области социальной работы, аксиологические компоненты
Основны цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника:реализация ценности человека-клиента, социального работника ии других прямо или опос

Честь, взаимосвязь и взаимовлияние совесть и авторитет социального работника
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и общ

Принципы и уровни профессионально-этической системы социальной работы
Важнейшей составной частью этической системы СР являются принципы, представленные наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному

Ценности и идеал профессиональной социальной работы
Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обуслови

Идеал и его функции в социальной работе
Одной из высших ценностей является идеал – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Важно, что идеал не само совершенство, а лишь представление и нём. И

Этико-аксиологический конфликт в социальной работе, его сущность, способы разрешения

Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений социального работника с клиентом
Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с клиентом стала эксп

Профессионально-этический кодекс МФСР
Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников, называетсяя «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В нем обозначена цель введения профессиональн

Формы и методы формирования личности социального работника
Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельно

Деонтологические принципы в социальной работе
Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Учение о

Понятие и сущность деонтологии социальной работы
Термин "деонтология" для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Практически каждая современн

Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты
Ценности социальной работы имеют социальную значимость и являются частью системы общественных и общечеловеческих ценностей. Система ценностей профессиональной социальной работы складываются под

Профессионально-этические кодексы социальных работников России
В основе профессионально-этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников: - общечеловеческие ценности - современное человечество признает в качес

Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системе общественной морали
В практике повседневной деятельности профессиональная этика опосредуется как совокупность общих и специфических моральных норм и принципов, детерминирующих поведение, действия и отношения специалис

Место и роль ценностей в современной социальной работе
Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Социальная работа – это особый

Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России
Подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества. Вначале развилась общинная помощь. У славянских племен этика взаимной помощи, распространялась и на своих и на «чужих». Наиболее широко из

Этико-аксиологические основания современной социальной работы
Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению

Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи
В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гум

Понятие и структура системы ценностей
Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованны в определённую систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с закон

Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и оценке деятельности и профессиональной деятельности
Значительное место в профессионально-этической системе социальной работы занимает этико-аксиологический подход. Этот подход позволяет выявить посредством анализа действительные цен

Деонтологические конфликты в социальной работе, их проявление и способы разрешения
Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деяте

Истоки и корни ценностных оснований социальной работы
Этапы: Арахический, Княжеская и церковная поддержка, Церковно-гос-венная помощь, Гос-в. призрение, частное и общественное призрение, гос-венное обеспечение, период соц работы. 1) Для Орды

Роль проофессионально-этической системы социальной работы в гуманизации общественных отношений
Профессиональная социальная работа является неотъемлемой составной частью совокупной деятельности общества. Она множеством формальных и неформальных отношений связана с общественными институтами, с

Профессионально-этическа компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы
Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятел

1. Профессиональная этика - это:

5. Деонтология социальной работы - это:

б) проблема ответственности;

б) учение о должном поведении специалиста;

д) учение о нравственности.

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант;

д) Гиппократ.

б) добро и зло;

д) справедливость и гуманизм.

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

в) принцип утилитаризма;

14. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура;

б) Платона;

в) Аристотеля;

д) Сократа;

г) этические кодексы;

д) все перечисленное.

б) принцип гуманизма;

д) принцип индивидуализма.

19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

г) сострадание и милосердие;

20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

а) эмпатия и сочувствие;

г) субъективизм и релятивизм;

24. Идеал в социальной работе - это:

в) деонтологический критерий;

д) критерий моральности.

а) правила этикета;

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

г) правило этикета;

31. Мораль - это:

г) правила этикета;

д) истинность и научность.

г) имеет априорный характер;

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

д) совесть и тактичность.

38. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по дисциплине: «Этика и деонтология социальной работы»»

Тестовые задания по дисциплине:

«Этика и деонтология социальной работы»

1. Профессиональная этика – это:

а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;

б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;

в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о

должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.

г) совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

2.Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

б) социальная служба, клиент, социальная работа и др.;

в) общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.;

г) статус человека, пол, возраст и др.

3. Термин «деонтология» для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И.Бентамом в

4. Этика постмодернизма предполагает:

а) долг и ответственность личности перед обществом и государством;

б) долг и ответственность государства перед личностью;

в) долг и ответственность личности перед своим непосредственным окружением;

г) освобождение от долга и ответственности.

5. Деонтология социальной работы – это:

а) совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

г) учение о профессиональной морали.

6. Сущностью деонтологического конфликта является:

а) противоречие между интересами общества и государства;

б) проблема ответственности;

в) противоречие между сущим и должным;

г) противоречие между интересами личности и общества.

7. Научные исследования в области деонтологии могут осуществляться:

а) в контексте развития философской этики и профессиональной этики социальной работы;

б) в контексте развития законодательства;

в) в контексте развития материально-технической базы социальной работы;

г) в контексте развития информационного обеспечения социальной работы.

8. Основная проблема в развитии деонтологии заключается:

а) в недостатке финансирования;

б) недостаточном квалификационном уровне специалистов;

в) недостаточности исследований в данной области;

г) в недостаточном уровне морального сознания специалистов.

9. Деонтология социальной работы это:

а) учение о профессиональных ценностях;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

г) учение о личностных качествах специалиста;

д) учение о нравственности.

10. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант;

д) Гиппократ.

а) этические знания и зтические действия;

б) добро и зло;

в) нравственность и духовность;

г) профессиональный долг и ответственность;

д) справедливость и гуманизм.

12. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

13. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

б) принцип компетентности специалиста;

в) принцип утилитаризма;

г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

д) принцип организованности и дисциплины.

14. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура;

б) Платона;

в) Аристотеля;

д) Сократа;

15. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;

б) правовые отношения социального работника и клиента;

в) нравственные ценности общества;

г) этические кодексы;

д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

16. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

д) все перечисленное.

17. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

а) принцип целесообразности действий;

б) принцип гуманизма;

в) принцип учета народных традиций и обычаев;

г) принцип эстетической привлекательности поведения;

д) принцип индивидуализма.

18. Этикет социального работника это:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

в) совокупность этических знаний специалиста;

г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

д) система ценностей социальной работы.

19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

б) отказ от насилия, солидарность и др.;

в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

г) сострадание и милосердие;

д) учет интересов отдельных социальных групп.

20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

21. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

22. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

23. Основными принципами этики социальной работы являются:

а) эмпатия и сочувствие;

б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

г) субъективизм и релятивизм;

д) принцип творческого подхода к деятельности.

24. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

25. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

26. Моральные нормы в социальной работе - это:

а) правила этикета;

б) общие ценностные установки социальной работы;

г) характеристика направленности личности специалиста;

д) этические убеждения специалиста.

27. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;

д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

28. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

29. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

30. Конфиденциальность в социальной работе это:

а) критерий эффективности деятельности;

б) принцип объективного подхода к деятельности;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

г) правило этикета;

д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

31. Мораль – это:

а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

г) правила этикета;

д) совокупность обычаев и традиций.

32. Характеристиками моральных норм являются:

а) всеобщность и универсальность;

б) рациональность и объективность;

в) относительность, условность;

г) гуманистичность, толерантность;

д) истинность и научность.

33. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

34. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

в) совокупность личностных качеств специалиста;

г) совокупность целей и результатов деятельности;

д) совокупность этических потребностей социальных работников.

35. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а) это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

36. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

37. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы;

г) рациональность и объективность;

д) совесть и тактичность.

38 . Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

а) разработку этических кодексов;

б) разработку и ведение должностных инструкций;

в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

д) формирование системы ценностей клиента.

39. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

40. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

а) несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

г) дегуманизацией человеческих отношений;

в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

Состояние современного общества в хоть какой точке Земли таково, что оно также нуждается, хотя и в разной степени, в развитии, как всем известно, социальной сферы и особенной разновидности социальной деятельности - социальной работы. Возможно и то, что как культура, философия, наука, образование, отношение к прошлому и будущему, так и уровень и качество социальной работы отражают самоидентификацию и самосознание цивилизации, степень цивилизованности и гуманности страны.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что соц. работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психические и моральные ресурсы недостаточны, способности невелики, а возможности без помощи других, стало быть, разрешить свои трудности неудовлетворительны. Несомненно, стоит упомянуть, что потому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, соц. работа, наконец, ориентируется на главные элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначимыми переменами в процессе всей ее истории - благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивидуума. Необходимо подчеркнуть то, что ежедневные же этические трудности соц. работников под действием времени больше подвержены трансформациям. И даже не надо и говорить о том, что так, появившаяся в 70-е годы биоэтика явилась ответом на “проблемные ситуации” в медицинской практике - эвтаназию, искусственное оплодотворение, пересадку жизненно важных органов и т.п. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что принципиальная новизна “проблемных ситуаций” заключается в последующем. Необходимо подчеркнуть то, что во-1-х, они соединены с теми направлениями медицины и биологии, где доктора и исследователи манипулируют действиями рождения и умирания. Необходимо отметить то, что во-2-х, в рамках “проблемных ситуаций” некие классические этические стандарты врачевания нашли очевидную дефицитность. Мало кто знает то, что поиск выходов из этих ситуаций - это нечто большее, чем моральный выбор определенного врача, это - нравственный выбор населения Земли в целом, открытость самого эталона гуманности. Само - собой разумеется, в-3-х, обширное обсуждение “проблемных ситуаций” в обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине, что оказалось созвучным моральным проблемам, возникающим при оказании психиатрической помощи. Всем известно о том, что в этом контексте смысл биоэтики как разновидности интеллектуальной деятельности и социальной практики как бы заключается в попытке найти способности диалога и солидарности людей в защите добра и противоборстве злу в ситуациях, порожденных современной медициной.

Таковым же образом в итоге масштабной компьютеризации социальные работники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения конфиденциальности, что и есть достаточно новое явление по сопоставлению с другими обстоятельствами и способностями прошедшего.

Широкий круг обычных и новейших духовно-нравственных детерминант и ценностных ориентиров социальной работы касается 3-х разных и совместно с тем взаимосвязанных уровней и качеств. Само - собой разумеется, идет речь, во-1-х, о зависимости ее ценностной базы от миссии, целей и задач, во-2-х, о внедрении этических стандартов профессии, в-3-х, об этических проблемах, с которыми также сталкиваются социальные работники при выполнении собственных обязательств.

Гуманистической целью и главный ценностью социальной работы является, как отмечалось, благосостояние людей, имеющих трудности, связанные с бедностью, здоровьем, психическим состоянием, занятостью, обеспеченностью жильем, детством, старостью, голодом и пр. Необходимо отметить то, что это, в общем, то, значит, что подход к жизни каждого индивидуума как к высокому ценностному измерению дополняется осознанием того происшествия, что сама эта жизнь обязана быть достойной человека. Надо сказать то, что каждый человек ценен собственной уникальностью, которую также следует учесть и уважать. И даже не надо и говорить о том, что владея основными потребностями - в еде, одежде, жилье, здоровье - люди имеют право на уважение и достойное существование и обязаны иметь равные способности удовлетворять эти потребности. Вообразите себе один факт о том, что в данном случае идет речь о принципе социальной справедливости, одном из главных частей комплекса ценностей социальной работы. Необходимо отметить то, что правом на помощь со стороны субъектов социальной работы владеет каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по половым, возрастным, расовым, государственным, религиозным, политическим признакам и мотивам. (фактически, признание и уважение этих прав в практике социальной работы соединено с принятой мировым обществом Декларацией прав человека ООН и иными международными конвенциями).

Гуманистические ориентиры, в общем, то, побуждают субъектов социальной работы к тесному взаимодействию с субъектами ожиданий и притязаний на благо последних, при этом не во вред иным. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что поощряя их к сотрудничеству, социальные работники исходят из того, чтоб клиенты совместно с ними решали усилия по изменению собственного положения, хотя это не постоянно может быть, в особенности тогда, когда указанная категория, это люди - беспомощные в силу возраста, заболеваний, либо других обстоятельств. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в конце концов, соц. работа несовместима с прямой либо косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих террор, пытки, неоправданное насилие либо остальные деяния, направленные на подавление людей.

Ввиду динамизма развития общества, проблем ориентации в рассмотренных ценностях, вряд ли уместны все пригодные этические рецепты в социальной работе. Вообразите себе один факт, что существует только одна возможность оказаться на высоте по отношению к сегодняшним и будущим моральным вызовам - там, где это можно, поощрять нравственное сознание. Мало кто знает то, что более актуальным является развитие проф. этики и соответственно образования.

Рост энтузиазма к проф. ценностям и этике обоснован несколькими причинами. Ни для кого не секрет то, что например, технический прогресс поставил экспертов перед нравственным выбором, который был неизвестен предшествующим поколениям соц. работников. Очень хочется подчеркнуть то, что развитие здравоохранения, компьютерные технологии, политические и другие причины, стало быть, сопровождались чрезвычайным усложнением требований, относящихся к ценностям и этике. Необходимо подчеркнуть то, что, не считая того, социальные работники столкнулись с необходимостью, в конце концов, опираться на все наиболее ограниченные ресурсы, низкий соц. статус профессии, что внесло свои конфигурации в ценностные ориентации и этику проф. жизни. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что внимание к последним отражает также становление и развитие самой профессии, ибо на них основывается ее репутация.

Поведение общественного работника в личной жизни как бы является личным делом каждого в той мере, если оно не мешает выполнению служебных обязательств. Ни для кого не секрет то, что соц. работник, в общем, то, отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, но он несет ответственность и за престиж собственной профессии и должен, в конце концов, содействовать уважению к ней.

Таблица 1- Ценностные предположения

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей.

Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности.

Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (см. таб. 2).

Таблица 2 - Метаценности

Метаценности

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствован ие

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Диференциация, сложность

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

Ненапряженность

Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство

ЗАБАВА удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность

Самодеятельность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

В таблице 3 показаны основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

Таблица 3 - Составляющие структурного сценария

Современный шаг осмысления предметно-объектных связей, наконец, приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. И даже не надо и говорить о том, что человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Всем известно о том, что это новейший тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

Для социальной работы стало традицией изучать проблематику клиента на фоне публичных и социально-экономических проблем. И даже не надо и говорить о том, что в указанных же вариантах трудности, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи соединены с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. Мало кто знает то, что тут как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо - экономический либо социо - психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Всем известно о том, что вот почему жизненный сценарий становится базисным понятием социальной работы при таковых подходах к теории и практике помощи и, в конце концов, изменяет модус предметной рефлексии.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в данной связи является вопрос адаптации субъекта к новеньким формам, способам жизни и общественного функционирования в итоге «пандемического» действия, т.е. воздействия, опосля которого состояние стресса охватывает довольно огромное количество людей. «Пандемическое» действие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих критериях, стали, новеньким проблемным полем теории и практики, как всем известно, социальной работы на рубеже веков.

 

Возможно, будет полезно почитать: