Как можно что то придумать. Как придумывать идеи. «Охота» на идеи

Если вам нужно сдвинуть свою работу или проект с мертвой точки, разработать новое направление и повысить эффективность, как личную, так и всего производства – сгенерируйте новую концепцию. Если вы хотите кардинально что-то изменить в своей жизни, запланировать что-то масштабное – генерируйте новые идеи. Как? Существует множество способов придумать нечто оригинальное и получить удивительный результат. Мы предлагаем вам подборку самых популярных методов.

1. Мозговой штурм

Эффективность этой техники подтверждена многими. Во время мозгового штурма вам не нужно понимать, достижима ли какая-то цель и решается ли та или иная задача. Изначально гораздо важнее донести ее другим, чтобы вместе обсудить все преимущества и недостатки, возможности и ограничения и т.д.

Во время мозгового штурма сначала записываются абсолютно все идеи, которые приходят в голову, даже бредовые – вы генерируете новое, как мечтатель, у которого безграничное воображение. Затем обдумываете каждую из идей, как исполнитель – не важно, насколько они сложны или просты, главное, чтобы вы прописали все шаги их реализации, поняли все достоинства. Ничего из придуманного не отбрасывается.

Только потом, когда поток идей закончится, вы становитесь уже здравомыслящим исполнителем, который определяет, насколько та или иная мысль подходит для вас или вашей компании. Так отбрасываются самые сложные и неэффективные решения. В результате мозгового штурма, как правило, остается пара мыслей средней сложности, максимально актуальные и эффективные.

2. Карты желаний и майндмэпы

Чтобы запустить процесс перемен, придумать что-то новое, вам нужно представить себе, что вы хотите – создать картину своих желаний или зафиксировать на бумаге в виде т.н. майндмэпа. Картина желаний – это вырезки из журналов и красивые картинки, которые визуализируют ваши желания после исполнения – счастливая семья, трое детей, лабрадор возле машины, стройное тело, накачанные мускулы и т.д.

Майндмэп – это ключевая идея или тема (например, «поиск призвания», «увеличение дохода») по центру листа бумаги с ответвлениями. Это второстепенные идеи или шаги по реализации главной идеи, которые, в свою очередь, тоже могут иметь ответвления.

Например, вы хотите построить дом. В центре листа напишите «дом». Чтобы построить дом, нужно (делайте на листе отдельные ответвления от слова «дом» на каждую подидею) – создать макет, выбрать команду строителей и архитекторов, место и материалы для постройки. Или, может, вы намерены строить самостоятельно? Каждое ответвление расширяется за счет детализации и вы видите весь процесс создания дома.

Все, чего вы хотите, должно быть у вас перед глазами – так вы сможете вносить изменения, что-то добавлять или убирать, поймете, где у вас отсутствует промежуточное звено в реализации. Важный момент – после создания майндмэпа обязательно сделайте первый малюсенький шаг навстречу той цели, которую вы для себя определили.

3. Два в одном

Суть метода в реализации характеристик одного объекта в другом. Для этого берет две идеи/предмета, не связанные прямо между собой, и начинается поиск того, как свойства не ключевого объекта реализовать в ключевом. По этому принципу создавались сумочки для покупок, которые в сложенном виде похожи на ягодку клубники. Здесь в ход пошли такие характеристики как яркость, форма и однозначная привлекательность ягоды для женской аудитории. Или, к примеру, впомните чайные пакетики, которые похожи на принимающих ванну человечков и животных.

Объединять можно разные признаки, и таким образом вы можете найти разные решения конкретной задачи и выбрать оптимальное. С одной стороны – это разминка для мозгов, с другой – вы учитесь видеть скрытое, находить и применять в своей работе не очевидные ассоциации.

4. Препарирование целого

Суть метода в разделении объекта или общей идеи на несколько частей. Все части анализируются по отдельности для выявления одной или нескольких сильных либо неочевидных характеристик. Благодаря этому вы получаете либо новую, более конкретную и яркую идею, либо собираете обнаруженные признаки в новый объект или идею с крутым набором свойств и деталей. Так же можно поступать и при решении одной большой задачи – лучшие решения каждой конкретной мелкой задачки становятся общим путем достижения цели.

5. Продажа песка в пустыне

Задача проста – нужно продать что-то, чего очень много и, по сути, оно никому не нужно. Например, снег зимой, а в пустыне – песок. Несерьезная, на первый взгляд, игра включит ваше воображение и подтолкнет к необычным решениям. Если будете играть в нее часто, то заметите, что находите интересные подходы даже к обычным делам. Возможно, вам сложно будет самому придумать, что продать и кому – подключите друзей, напишите себе 10 вероятных объектов продажи и тренируйтесь, когда угодно.

6. Изобретение велосипеда

Кажется, что все в мире давно уже придумано. Но нет. Потренируйте свои мозги, совершенствуя какую-то одну деталь, часть объекта или идеи. Так, возьмите задачу, которая вас давно мучает, и те решения, которые уже были предложены – и «допилите» одно из них. Возможно, то, что вы когда-то придумали, сегодня вполне сгодится, как для той же проблемы, так и для похожей.

7. «Охота» на идеи

Оперативная память человека не может фиксировать все мимолетные идеи, которые возникают в течение дня. Чтобы ничего не забыть, записывайте интересные мысли и важные детали – на диктофон в телефоне, блокнот или просто на листочках. В конце дня соберите их в одном месте и проанализируйте. Наверняка, что-то очень оригинальное вы сегодня уже подумали.

8. Шесть шляп

Суть этого способа проста: пытаясь придумать нечто впечатляющее, человек по очереди надевает воображаемые шляпы разных цветов. Этим процесс мышления разделяется на шесть режимов. Можно самому примерять шляпы, можно распределить воображаемые головные уборы между участниками дискуссии.

Так, белая шляпа означает анализ всех фактов и цифр по тому или иному вопросу, также проверяется, хватает ли информации для генерации того или иного решения. Черная – поиск негативных характеристик обсуждаемого вопроса, желтая – анализ положительных черт, зеленая – генерация новых идей, модификация уже существующей идеи, красная – появление яркой эмоциональной окраски, высказывание эмоций, связанных с темой обсуждения. А синяя, последняя шляпа, надевается для подведения итогов на каждом этапе и резюмирования всей работы. Такая механика позволяет быстро организовать процесс генерации новой идеи, получить самые разные объективные результаты и внести игровой момент в анализ.

Креатив - слово заморское, в русском языке чаще переводится как творчество. Образовано от английского слова create/creation - создавать/создание. Соответственно, креативность не является собственностью и достоянием только художников, поэтов и музыкантов. Как способность человека к созданию чего-либо значимо НОВОГО, отличного от уже существующего, креативность является сущностью и залогом успеха каждого конкретного бизнеса. Простите меня за обобщение, но «креативить» в организации должны все - от уборщика до ТОП-менеджера, каждый, преимущественно, в векторе своих рабочих задач.

Рынки и продукты быстро меняются, создаются и исчезают буквально за пару лет, а иногда и месяцев. Новая стратегия компании имеет шанс на реализацию только при согласованном создании НОВЫХ продуктов в каждом организационном звене бизнеса. Новая амбиция владельца трансформируется в новый продукт компании, в новые технологии производства, в новые формы упаковки, в новые логистические системы, в новые подходы к управлению людьми. Всё новое является уникальным очень ограниченный период времени - конкуренты и антимонопольные комитеты не дают нам длительно насладиться своей уникальностью.

Зато как же мы любим рассказывать клиенту, что мы подготовили для него уникальное коммерческое предложение! А потом пытаемся ему обосновать эту самую уникальность. Коллеги, уникальность должна быть очевидна! Я осознанно упускаю сейчас такие важные для бизнеса характеристики, как применимость, экономическая целесообразность и прочие критерии, которые по здравому разумению должны сопутствовать уникальности. Здесь и сейчас моя задача слегка раскачать Ваш интерес относительно способности создавать новое, творить.

Пора перейти к нашим земным задачам, а именно к созданию уникального коммерческого предложения. Говорят, что каждый момент общения - это, в сущности, процесс продажи себя. Термин «коммерческое предложение» также имеет смысл понимать достаточно широко. Любое послание, которые Вы направляете в окружение, является коммерческим. Его другие должны как-бы «купить».

Ниже приведены принципы СОЗДАНИЯ коммерческого предложения. Впрочем, эти принципы универсальны и могут быть применены к созданию нового продукта или идеи. Но, даже если продукт, идея или суть коммерческого предложения у вас уже имеются, имеет смысл и здесь применить эти принципы - как минимум для создания новой привлекательной «упаковки».

Данные принципы являются не столько техниками, сколько базовыми установками, которые помогают в формировании результата. Итак.

Принцип 1. Не существует правильного решения.

При создании чего-либо нового мы должны «расслабить мозг», перестать беспокоиться на счет существования некоего правильного решения, которое мы не знаем. Сама задача, которую Вы поставили себе - создать НОВОЕ - уже предполагает отсутствие в настоящем подготовленного и проверенного кем-либо решения. Данный принцип приводит нас к переосмыслению понятия «правильно». Правильное решение конечно же есть, точнее будет в будущем, но оно будет найдено Вами.
Если Вам удастся принять этот принцип, то Вы освободите себя от боязни совершить ошибку - например, по причине якобы своего незнания «правильности».

Принцип 2. Сформулируй идеальные конечные свойства.

Любые решения, коммерческие предложения, любые продукты являются уникальными только в том случае, если они обладают отличительными свойствами (или уникальными потребительскими свойствами, если мы говорим о товаре). Если есть уникальные свойства - значит есть уникальное предложение.

Почему же так важно сформулировать именно идеальные конечные свойства? Потому, что часто трудно предположить заранее, что станет наполнением (элементами, частями, услугами) «коммерческого предложения», но Вы должны понимать, какими свойствами Ваше будущее творение должно обладать. Это позволяет четко определить направление поиска решений, избежать пустых проб и ошибок. Образ конечной идеальности дает четкие критерии для постановки, корректировки задач и оценки найденных решений. Итак, суть принципа - сначала свойства, и только затем содержание.

Принцип 3. Стань Фигурой на фоне. Ищи способ выделиться.

Независимо от того, что именно Вы хотите создать, уникальный продукт или решение, его можно классифицировать по родственных свойствам и отнести в определенную группу продуктов, услуг, или изобретений как таковых. Попадая со своим продуктом или предложением в группу себе подобных, мы хотим, чтобы уникальность нашего предложения была очевидной, и явно замечалась нашей целевой аудиторией.

Для воплощения третьего принципа необходимо основательно изучить свойства того, что выступит Вашим «фоном». Изучите характеристики других предложений, которые конкурируют с Вами за внимание аудитории. В сущности, это то, что рекламисты обычно называют «отстройкой» от конкурентов. И Вы сможете использовать конкурентов как фон в том случае, если хорошо их изучили. Вот почему инсайдерская информация стоит так дорого.

Принцип 4. Совмещай несовместимое. .

Львиная доля всех появляющихся новых уникальных решений, изобретений, концепций образованы путем объединения и взаимодействия определенных свойств, которые ранее не были связаны друг с другом функционально или даже тематически. Для осуществления четвертого принципа человеческий опыт накопил множество методов и подходов, только некоторые из них мы назовем: синектика, бисоциация, метафоризация, аналогия и т.д. Всех их, так или иначе, объединяет общая деталь - для нахождения нового решения задачи (проблемы) необходимо выйти за рамки той области, в которой эта проблема возникла, или привнести в стартовые условия задачи какие-то свойства из посторонних областей знаний и практики .

Часто проявляется следующая закономерность: чем более разнообразны Ваши (или командные) знания, тем больше вариантов решений Вы сможете выработать. Следствием этой закономерности уже стало то, что многие компании, успех которых базируется на инновационных разработках, перестали возлагать надежду только на свои «карманные» творческо-конструкторские службы, а стали выносить свои нерешаемые задачи за рамки корпорации, предлагая пораскинуть мозгами всем желающим в обмен на вознаграждение. И оказалось, что такой подход быстро принес свои плоды, многие проблемы, не решенные за годы профессиональными инженерами и креативщиками, вдруг решались посторонними людьми, которые зачастую и живут-то на другом континенте.

Принцип 5. Не будь лучше - стань другим.

Суть пятого принципа в отличии себя будущего от самого себя настоящего. Многие из нас очень долго и тщетно пытаются создать что-то новое, пытаясь менять то, что есть, улучшая то, чем уже обладают. Стать еще более умным, добрым, общительным и т.д. Да, такое совершенствование приносит в результате некие изменения, но часто незначительные. Если же Вы хотите добиться по-настоящему качественного скачка, перехода на новый уровень развития в чем угодно, в личностном росте, в финансовом благосостоянии, в бизнес-показателях, - то Вам придется найти способ стать другим.

Качественно стать другим - это означает привнести в себя, в свой продукт, в свое коммерческое предложение, что-то такое, чего там раньше не было. А иногда надо не добавить, а наоборот, что-то убрать из уже имеющегося набора качеств, и тогда получается новый продукт Вашего творения.

Самые сложные преобразования - личностные. Зато они самые плодотворные. Если удастся стать другим, то это очень быстро отразится на инновационности тех предложений, продуктов, мыслей, которые Вы производите на свет.

Развивайте свою креативность, зная, что способность творить не есть только божественный дар и удел врожденных талантов. Технологиями развития креативности и выработки новых идей для бизнеса овладеть можно и необходимо, особенно в сегодняшних реалиях.

Заключить свои рекомендации мне хочется словами самого многогранного и плодовитого креативщика всех времен и народов Леонардо да Винчи, который сказал: - «Если хотите развить свой разум - изучайте науку искусства; изучайте искусство науки; научитесь видеть мир целостно; поймите, что все взаимосвязано» .

Люди занятые творческим трудом знают, что такая деятельность требует новых идей, однако бывает так, что все прошлые озарения уже исчерпаны, ничего нового в голову в упор не приходит, а творческая муза почему-то не спешит нас посещать. К счастью, такую ситуацию можно исправить, ведь кому как не творческим людям придумывать методы борьбы с творческим кризисом? Их опыт и наработки мы предлагаем вам.

Мозговой штурм

Автор метода - Алекс Особорн. Этот метод предполагает групповую работу. Во время мозгового штурма группа предлагает разные идеи, вместе с тем участники процесса стараются развить предложенные идеи, анализируя их и выявляя преимущества и недостатки той или иной идеи.

Шесть шляп

Автор метода – Эдвард де Боно. Во время творческого процесса вы по очереди одеваете шесть шляп разных цветов. шляпа – анализ точной информации, вроде цифр и фактов, шляпа – поиск отрицательных моментов, шляпа – анализ положительных моментов, – генерация новых идей, ну и наконец, шляпа одевается, чтобы позволить себе эмоциональные реакции. шляпа одевается, когда нужно подвести итоги.

Ментальные карты

Автор метода – Тони Бьюзен. Теоретическая основа метода – взаимосвязь памяти и творческого процесса, поэтому здесь делается упор именно на памяти. Тони предлагает вписать в центр листа ключевое слово, а все возникающие ассоциации, вписывать на ветвях, которые идут от главного ключевого слова. Ассоциации также необходимо и запомнинать. Допускается, что фиксирование ассоциаций любым удобным образом, в том числе можно рисовать различные пиктограммы или просто рисунки. Такая карта помогает создавать новые ассоциации, а ее образ хорошо запоминается.

Метод фокальных объектов

Автор метола – Чарльз Вайтинг. Используя этот метод мы объединяем признаки различных предметов в одном. Например у нас есть свеча и Новый год. Новый год – это праздник, огонь это ярко, соединяем и получаем бенгальские огни, порошок бенгальского огня можно добавить в свечной воск и получить искрящуюся свечу и так далее. Суть вы поняли.

Морфологический анализ

Авто метода - Фрицем Цвики. Исследуемый объект раскладывается на компоненты, среди которых выбирают наиболее значимые характеристики. Эти характеристики изменяют, а потом собирают вместе. В итоге мы получаем новый объект. Например, берем любой вдохновения и концентрируемся на любом объекте из окружающего мира. Меняем географическую характеристику и уже получаем нечто, что находится в другом месте. Меняем различные признаки дальше и получаем со временем абсолютно новый объект. В общем, суть вы поняли.

Непрямые стратегии

Авторы метода - Питер Шмидт и Брайан Эно. Здесь используется колода с картами, которую необходимо предварительно изготовить. На картах изображаются различные команды, к примеру «найди решение за углом», «освободи свою злость», «посмотри в окно» и все в таком .

Автобус, кровать, ванна

Основа метода – убеждение в том, что новые идеи не только нужно доставать из глубин бессознательного, но и давать им возможность самим вырваться наружу, то есть не мешать их появлению. Идеи обычно не очень считаются с тем, чем мы заняты, мы же можем не очень сильно считаться с идеями, когда чем-то заняты. Нужно сделать выбор в пользу идей и начать замечать их в самые «неподходящие» моменты.

Расшифровка

Берем любую непонятную надпись или же любой и начинаем его разгадывать. В процессе погружения в или надпись у вас начнут появляться самые разные идеи и ассоциации.

Посвящена теме рождения идей: от истории озарений, которые кардинально изменили человеческую жизнь, до механизмов мышления и способов генерации идей в современном мире.

Видеозапись лекции

Кто я такой и почему имею наглость говорить о том, как работают ваши мозги? Я пятнадцать лет работал креативным директором, и в мои обязанности входило каждый день что-то придумывать. В какой-то момент мне это надоело, и я решил заняться рефлексией. Потому что мне кажется, что основная сложность с мышлением заключается в том, что вы не можете одновременно думать и думать над тем, как вы думаете.

Это невозможно физически. Это можно сделать только задним числом. Постарайтесь понять, как идея приходит вам в голову. Это, на самом деле, очень увлекательный процесс. Я потратил довольно много времени, разбираясь в том, как идеи появляются в моей голове. И пришел к нескольким фундаментальным выводам, за которые мне по-хорошему полагается Нобелевская премия.

Самый главный вывод - все мы думаем одинаково. У всех нас абсолютно одинаково работают система пищеварения, система дыхания, нервная система, система кровообращения, лимбическая система. Нет никаких оснований считать, что для каждого из нас подобраны отдельные мозги.

И не знаю, как вас, а меня это очень вдохновляет. Сама мысль о том, что мои мозги ничем не отличаются от мозгов Ричарда Феймана (американский учёный, один из создателей квантовой электродинамики - сайт) , мне очень нравится.

Я понимаю, что мое единственное отличие от Феймана заключается в том, что я подумал и бросил, а Фейман продолжал думать

Собственно, что такое мышление с моей точки зрения. Есть такой автор - Татьяна Черниговская. Может быть, вы слушали её. Я её очень не люблю. Не люблю за то, что она несет синкопированный бред - такой, из которого ничего не следует. Мысли у неё скачут хаотически: она начинает говорить про бога, про то, что мозг - самое сложное устройство во вселенной и прочую ерунду.

В результате на выходе получается какая-то вода, и вы не понимаете, что из этого следует - вроде бы и прослушали лекцию, а вроде и абсолютно ничего не поняли. С моей точки зрения, никакой загадки в мышлении человека не существует. Мозг устроен невероятно примитивно, и единственный наш способ придумывания новых идей - это перебор вариантов. Всё. Ничего кроме перебора вариантов не существует.

Проще говоря, мы можем достать из своей головы только то, что туда положили, немного перегруппировав это и поменяв местами. Из этого следует такой вывод: как только вы сталкиваетесь (абсолютно неважно, в какой области) с какой-то новой яркой идеей, ваша задача - украсть эту идею и разобраться, что в ней хорошего.

Как только вы разобрались, как устроена эта идея, почему она такая классная, считайте, что она стала частью вас, а в ваш конструктор добавился еще один механизм. Дело в том, что количество операций мышления само по себе очень невелико - их можно практически пересчитать по пальцам. И вы можете задать вопрос: каким образом были созданы все эти вещи вокруг нас, если количество вариаций настолько ограничено?

С моей точки зрения, наилучшей метафорой будет музыка. Нот всего семь, а количество мелодий бесконечно. Или конструктор. Наборов у вас может быть очень много, деталей в них тоже много, но способов их сочленения - мало.

Я постараюсь подробнее раскрыть тему. Но сначала в двух словах о том, где мы находимся. Если сильно упрощать, то мы находимся в заднице. Полной и абсолютно беспросветной. Но есть тут люди, которым страшно? Мне, например, страшно от того, что сейчас происходит.

Страшно вовсе не из-за того, что мы все умрем. У китайцев есть такая поговорка: «не дай вам бог жить в эпоху перемен». Она происходит из старых времен сельскохозяйственного цикла, когда крестьянин мог до 12 лет изучить все основные сельскохозяйственные операции, все приметы и дальше всю жизнь жить, пользуясь этим багажом.

Посев, забота об урожае, уборка урожая, выкапывание червяков из земли и, собственно, переработка урожая. Каждый год всё повторялось. И тогда ещё было правомерно такое понятие, как оконченное высшее образование.

Я считаю, про эту чушь вы можете забыть: образование может быть только незаконченным. Сейчас абсолютная норма - раз в пять-семь лет получать новое образование. Потому что с большой долей вероятности все вы поменяете работу. Я попробую объяснить, почему.

Дело в том, что мы сейчас находимся в самом неприятном моменте четвертой промышленной революции. Неприятен он тем, что скорость уже набрана и дальше перемены будут происходить невероятно быстро. Я очень коротко расскажу про первые три революции, а именно о том, к чему они приводили.

Первая - это индустриальная революция: пар, чугун, прялка Дженни и тому подобное. Она кардинальным образом изменила мир. Началась индустриализация, люди начали переезжать из деревни в город.

Где-то в конце 19 и начале 20 веков мир накрыла вторая промышленная революция. Сталь, электричество, конвейер - всё это вообще полностью изменило мир. В начале 20 века 80% американцев были фермерами и с трудом могли себя прокормить.

Сегодня сельское хозяйство США - самое крупное в мире. Может быть, Киселев и рассказывал, что американцы ничего кроме долларов не производят. Это не так. Америка - самая крупная (в том числе сельскохозяйственная) держава. Страна производит чуть меньше 20% от всего продовольствия в мире.

И если в начале 20 века этим занималось с гораздо меньшим результатом 80% населения, то сегодня фермеров вместе с наёмными мексиканцами для уборки урожая менее 3%. Из этого, кстати, следует, что тезис коммунистов про единство крестьянства и рабочих просто не работает. И фермеров остались единицы, и количество рабочих резко сокращается.

В 50-60-е годы 20 века наступила третья промышленная революция, которая связана с космосом, ядерной энергетикой, первыми компьютерами и появлением транснациональных корпораций. Это очень сильно изменило мир, в том числе обрушило экономику СССР - наша страна стала просто неконкурентоспособной.

И, наконец, сейчас идет четвертая революция, которая, как мне кажется, сильнее всех трех предыдущих вместе взятых. Это интернет, сотовая связь, нейронные сети, искусственный интеллект и ГМО (которое, собственно, спасает человечество).

Посмотрите на два фото выше. На первом изображена Пятая авеню в 1900 году. Красным кружком выделен единственный автомобиль - всё остальное лошади. На втором фото Пятое авеню спустя 13 лет. Кружком выделена лошадь, а всё остальное - это автомобили.

В Штатах самая популярная профессия - водитель грузовика. У этих водителей есть семьи, которых насчитывается около десяти миллионов человек. Есть и маленькие городки, через которые проходит трасса, в них работают мотели, бензозаправки, рестораны и публичные дома. Эти индустрии держатся на водителях. То есть все эти люди станут ненужными, потому что уже сейчас есть системы, которые прекрасно работают без водителя.

Но проблема касается не только водителей - она касается всех. То же самое происходит и в морской промышленности. Уже сейчас тестируются корабли без экипажа. На наших глазах падают последние несколько «рубежей обороны», которые казались нам незыблемыми.

Началось всё с шахмат. Все говорили, что шахматы - это наука, объединённая с искусством, в связи с чем машина никогда не сравнится в этом с человеком. После шахмат то же самое говорили об игре го. Количество вариантов ходов в ней больше, чем атомов во Вселенной, поэтому считалось, что просчитать это «дерево» невозможно.

И что самое интересное, мы даже сейчас не понимаем, как компьютер обучается игре в го. Фактически он проигрывает миллионы партий сам с собой и тем самым оттачивает своё мастерство. Следующем рубежом обороны стал покер. Считалось, ну ладно шахматы и го - это игры с полной информацией. Но покер - это психология, блеф, это возможность давить деньгами и так далее. Но люди неконкурентоспособны и в этом.

Ещё несколько лет назад среднее время владения одной акцией составляло около четырех лет. Человек вкладывал деньги и через четыре года решал, продавать ему или не продавать эту акцию, а банковский трейдер совершал около 50 операций в день по поводу покупки-продажи.

Сегодня на некоторых рынках среднее время владения акциями - четыре секунды, а один торговый робот совершает примерно 10 тысяч операций по продаже-покупке в секунду. Понимаете, что мы просто не нужны?

Маленький шарик на фото выше - это японский робот, который плавает на МКС. Он управляется с Земли, весит один килограмм и выполняет около 10% работ всего экипажа.

Знаете, как сейчас происходит война в Афганистане? В Неваде - на другой стороне земного шара - в офис приходят сотрудники, садятся к монитору и начинают управлять дронами. Те летают над горами и равнинами Афганистана, ищут моджахедов и уничтожают их по команде операторов с Земли.

Конечно, возможны ситуации, когда теряется связь. Душманы тоже научились пользоваться микроволновками и ставить помехи. В этом случае дрон по команде делает несколько кругов, пытаясь нащупать связь, после чего возвращается на базу.

Но пока он летит на базу, у него работает автоматическая программа поиска цели. Так вот эта программа гораздо более эффективна, чем любые операторы-наводчики. Дрон убивают людей, он отличает «хороших» от «плохих» и убивает условно плохих гораздо эффективнее.

Ещё один пример: во времена франко-прусской войны в конце 19 века для того, чтобы убить одного вражеского солдата, требовалось 1300 пуль. Думаете, со временем этот показатель уменьшился? Во время вьетнамской войны на убийство одного солдата противника требовалось 200 тысяч пуль, сегодня в Афганистане - 300 тысяч пуль.

Существуют такие понятия, как заградительный огонь, предупредительный огонь, огонь по площадям и так далее. Представляете, сколько стоит убийство одного противника? Снайпер - это элита элит. Чтобы подготовить одного хорошего снайпера, нужно потратить несколько лет на упорные тренировки и расстрелять вагон боеприпасов. На одного снайпера работают специальные подразделения. Не знаю, видели ли вы, - есть такой фильм «Снайпер» про американского снайпера во Вьетнаме.

Вкратце расскажу сюжет: этот снайпер погиб, и на это место взяли его жену, которая не имеет к военному делу вообще никакого отношения. Она подслеповата, работает программистом. Её вооружили специальной интеллектуальной винтовкой, которая сама определяет противника, направление и силу ветра, количество зарядов в патроне и даже подсказывает человеку, который лежит за другим, что пора нажимать на курок.

Эту винтовку дали женщине, которая не имеет никакого опыта, ну, возможно, знает, как нажимать на курок. И провели открытые соревнования между ней и чемпионом по снайперской стрельбе США. Как вы понимаете, это был разгром. Американский чемпион поразил 58% целей, а подслеповатая девушка с помощью винтовки - 100% целей.

Мы неконкурентоспособны, мы забывчивы, мы оперируем очень маленьким объемом информации. Наше быстродействие вообще никуда не годится.

Еще один крайне серьёзный ресурс - это «большие данные». С помощью больших данных можно предсказать поведение человека с очень высокой точностью. Недавно в Петербурге искали серийного убийцу и никак не могли найти - он вообще не оставлял следов.

Потом кому-то в голову пришла светлая идея: мы знаем несколько районов, в которых были совершены убийства, и знаем примерное время преступлений. Давайте просеем все телефонные номера: был ли кто-то, у кого телефон находился во всех этих точках в определённое время. Таким образом вычислили убийцу.

Facebook провел в прошлом месяце исследование на 86 тысячах добровольцев. Эти люди заполнили анкету из 100 вопросов. У Facebook был единственный источник информации о человеке - это лайки, которые он ставил. Так вот, согласно полученным данным, человеку достаточно поставить десять лайков в интернете на то, что ему нравится, после чего Facebook может спрогнозировать его поведение.

Сегодня средний пользователь в Facebook оставляет 270 лайков, и это число постоянно растет. Возможно, соцсеть знает о вашем поведении больше, чем ближайшие родственники.

По большому счёту, я просто хочу вас напугать. Пока наша страна тракторами давит польские яблоки, на нас тем временем надвигается огромная волна. Даже сложно описать, насколько мир станет другим. С моей точки зрения, такое понятие, как «пенсия», исчезнет. Но оно будет заменено безусловным доходом, потому что это единственный способ избежать голодных бунтов.

А теперь наконец перейдём к теме мышления и того, как люди думают. Я хочу рассказать историю про первого супермена в истории европейской литературы, который появился ещё до Джеймса Бонда, Человека-паука и даже до Шерлока Холмса. Это Рокамболь. Автором «Рокамболя» был литературный негр Александра Дюма (имеется в виду популярный французский писатель-романист Понсон дю Террайль - сайт) , который написал за него несколько романов.

История про Рокамболя печаталась частями, в мягкой обложке, и вся Франция ждала продолжения. Рокамболь попадал в невероятные передряги, с блеском выходил из них, фехтовал, соблазнял - своеобразный Джеймс Бонд 19 века. Единственная проблема заключалась в том, что права на Рокамболя принадлежали не автору, а издателю.

По мере роста популярности Рокамболя аппетиты автора, естественно, тоже увеличивались, он хотел получать больше денег. Издатель в какой-то момент решил, что он платит автору слишком много, а такую ерунду в промышленных количествах может генерировать кто угодно.

Тогда он сказал автору: «Дружище, мне было очень хорошо с тобой, но сейчас ты дописываешь последний роман и мы с тобой прощаемся. Убить героя ты не можешь, а несколько голодных журналистов допишут продолжение втрое дешевле».

«Хорошо», - сказал автор Рокамболя. И последняя книга о приключениях супермена заканчивалась таким образом: пираты поймали храброго Рокамболя, связали по рукам и ногам, заперли в стальную клетку и сбросили в море. И всё, автор ушел, а вся Франция замерла в ожидании. Всем стало интересно, что же будет дальше, не может же герой так погибнуть.

Тогда за дело взялись бюджетные продолжатели, и они встали в тупик. Рокамболя надо было как-то спасать, а как его спасать - непонятно, потому что всё, что они предлагали, никуда не годилось.

И через неделю после всех этих бесплотных попыток издатель сдался: «Дружище, прости меня, я погорячился. Я привлекателен, ты - чертовски привлекателен. Давай мы будем лучшими друзьями, я согласен на твои условия, спасай нашего парня, потому что Франция ждет».

Выходит новое издание. Читатели с волнением открывают продолжение и видят: «Выбравшийся из смертельной пучины Рокамболь уверенными гребками поплыл к берегу». Все. В этот момент все думают одно и то же: «А что, так можно было?».

Так вот, с моей точки зрения, самое главное условие для продуктивного мышления - это смелость. Может, вы помните историю про человека, который обменял скрепку на дом. По-моему, всего за девять операций в год. А что, так можно было? Или про то, как парни купили сайт 1000x1000 пикселей, стали продавать каждый по доллару, после чего заработали $1 млн. А что, так тоже можно было?

Дело в том, что давление общества на нас настолько велико, что все мы являемся трусами и приспособленцами. Мы очень схожи в образе мышления. Был такой эксперимент с голодной курицей, прозрачным забором и кормом. Всё, что нужно было сделать курице, - это оббежать забор или с левой, или с правой стороны.

Но курица делала несколько шагов в одну сторону, потом смотрела и думала «Что-то я слишком сильно удаляюсь от еды», возвращалась и делала несколько шагов в другую сторону. Наши мозги работают примерно так же. А ведь Билл Гейтс однажды хорошо сказал: «Если над вашей идеей никто не смеется, значит, она недостаточно хороша».

Есть очень хорошее упражнение для мышления: всегда сомневайтесь в очевидном, в том, в чём никто не сомневается. Как правило, в этом и кроется самое интересное.

Для примера: есть такой вид транспорта - троллейбус. В троллейбус почему-то можно входить только через переднюю дверь, а это очень долго, потому что пассажир прикладывает сумку, у него не срабатывать датчик, он переворачивает сумку, какая-нибудь бабушка тем временем покупает проездной у водителя, очередь нарастает, все ругаются.

А ещё есть другой вид транспорта - трамвай, в котором вы можете войти в любую дверь. Я даже себе не представляю, какое титаническое усилие мысли потребуется для того, чтобы рискнуть и позаимствовать «трамвайный» опыт и применить его в троллейбусе. И так абсолютно во всём.

В Китае есть семейные врачи, которые получают деньги только тогда, когда их клиент не болеет. Как только человек заболевает, это означает, что врач плохо справляется со своими обязанностями. Представляете, как он бегает за своим клиентом? «Дружище, что-то ты много сидишь. Мне кажется, что тебе надо больше двигаться, давай мы пересмотрим твой рацион».

Представьте, что такую же систему мы введём для дорожных рабочих. Ребята станут получать деньги только тогда, когда на дороге не будет ни одной ямы. Как вы думаете, продолжат ли эти люди класть асфальт в дождь? Не переставайте сомневаться в очевидном.

Все мы учились по так называемой прусской системе образования. Все дети сидят молча; пока учитель не спросит, они молчат. И что самое страшное - пока самый тупой не поймет, класс не движется дальше. И это чудовищная катастрофа, потому что фактически единственный ресурс, который есть у человека, - это его время. И оно тратится в школе очень тупо.

Всю школьную программу без сверхнапряжения можно пройти за два года. Нельзя ограничить максимальную скорость обучения. Школы должны диктовать только минимальную скорость: если ребенку хорошо даётся математика - пусть он по математике будет в одиннадцатом классе, а по пению идет вровень с остальными.

Другая чудовищная привычка, которую прививают в школе - это наказание за ошибки. Если вы думаете, что с ребенком нельзя без наказания и двоек, то я вам скажу, что точно так же думали люди, которые считали, что если ребенка не пороть в классе, то он не будет учиться.

Дело в том, что единственный способ познания нового, доступный человеку, - это последовательное совершение ошибок. Что такое эксперимент? Это когда вы последовательно совершаете одну ошибку за другой. Вы выдвигаете теорию, а затем пытаетесь её проверить. Не у всех хватает терпения, как у Эдисона, делать десять тысяч опытов, чтобы найти спираль для лампочки, но за ошибки надо поощрять.

Чем хороший ученый отличается от шарлатана? Если у хорошего ученого есть какая-то гипотеза, то он, прежде всего, будет искать не примеры, подтверждающие гипотезу, а примеры, которые её опровергают. потому что подтверждающих примеров сколько угодно.

Наш крошечный мозг весит около полутора килограммов (плюс-минус). Он потребляет до 20% всей энергии организма. Думать - это очень дорого. Вот поэтому человек старается всё делать не думая. То есть он один раз разобрался с тем, как это работает, и продолжает совершать все подобные действия на автомате.

Я надеюсь, что будущее за тем, чтобы перевести обучение в игру. Потому что тяжело и усердно работать человек может недолго, а вот играть он может без конца. Я прочитал огромное количество книг по технологии мышления, но нигде не встречал простой мысли о том, что самое главное в процессе мышления - это вы сами.

Потому что вам нужно думать, вам нужно решать проблему. Поэтому вы должны знать, как приводить себя в правильное расположение духа. Чем, например, любитель отличается от профессионала? Любитель может выдать очень хороший результат, если работа его вдохновит, если звезды встанут правильно, если он будет в хорошем настроении.

А профессионал выдает хороший результат всегда - вне зависимости от того, поругался ли он с женой, умер ли у дочки хомячок или болит ли у него зуб. Основа профессионализма - это хорошо знать себя. Знать, что вам доставляет удовольствие.

Был такой немецкий промышленник Крупп, который привел к власти Гитлера. Его очень вдохновлял «запах природы» - так он называл аромат навоза. Он даже специально провёл вентиляцию к себе в кабинет из конюшни. А Агата Кристи, например, ненавидела мыть посуду.

Она не понимала, почему она, великий писатель, должна тратить свое время на то, чтобы оттирать тарелки от жира. И поэтому когда ей нужно было придумать особенно изощренное убийство, она начинала мыть посуду. И её ненависть к этому занятию трансформировалась.

Поскольку мы не сильно отличаемся от животных - фактически мы и есть животные, - то для нас очень хорошо работает такая вещь, как пищевое подкрепление. Другими словами, если у вас есть что-то, что вы очень любите есть - например, какую-нибудь шоколадку, - то положите её перед собой, но не трогайте до тех пор, пока не решите проблему.

А когда вы её всё-таки решите, во-первых, эта шоколадка покажется вам гораздо вкуснее, чем обычно, а во-вторых, в вашей голове произойдет важнейший процесс: между центром, отвечающим за решение проблемы, и органами, отвечающими за удовольствие, установится связь. Ваша задача - эту связь всячески усиливать, потому что как только вы начнете получать удовольствие от сложных вещей, ваша результативность резко возрастет.

У американцев есть так называемое «правило трех B». Они считают, что все гениальные идеи были придуманы всего в трех местах: это автобус (bus), кровать (bed) и ванная (bathroom). Я вас призываю к тому, чтобы знать, какое время для вас наиболее результативно, и оберегать его, потому что тогда вам будет приятно работать.

Однако мне кажется, в списке не хватает еще одной гениальной вещи - прогулки. Огромное количество идей было придумано просто на ходу, когда человек просто где-нибудь гулял. Поэтому зачастую для решения проблемы не стоит сидеть на месте, лучше отвлечься и погулять, а мозг при этом будут продолжать работать.

Кстати, ещё один хороший пример - это пробка. Для современного человека это уникальная возможность побыть одному. В это время ты занимаешься чем хочешь: хочешь - слушаешь аудиокниги, хочешь - музыку, хочешь - размышляешь о чем угодно. От того, что ты будешь кипятиться, ты быстрее не доедешь. Это простая мысль о том, что усилием воли вы можете сделать себя гораздо более счастливым человеком.

Есть классический пример, который приводил ещё Адам Смит. Этот пример в своё время очень сильно подействовал на Карла Маркса и, в числе прочего, вдохновил его на написание «Капитала». Существовала такая вещь, как большая английская булавка. В те времена в хозяйстве крайне нужная, но дорогая.

Потому что для изготовления одной булавки требовалось проделать 18 операций: протянуть проволоку, обрубить проволоку, заточить проволоку, согнуть её - в общем, процесс небыстрый. Хороший мастер за день мог изготовить до 20 булавок. Этого мало, оттого они и были такими дорогими.

И тогда был проведен потрясающий опыт. Выбрали 18 мастеров и каждому дали выполнять только одну операцию. Казалось бы, в школе нас учили, что от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Какая разница: 18 умножить на 20, или 20 умножить на 18 - всё равно на выходе получится 360.

Каково же было удивление присутствующих, когда к концу рабочего дня 18 мастеров изготовили не 360, а 48 тысяч булавок. Такой простой эксперимент привел к появлению конвейера - фактически самой бесчеловечной вещи на свете. Потому что заставлять человека в течение всей своей жизни проделывать одну и ту же операцию - на мой взгляд, это преступление.

К чему я рассказал эту историю? К тому, что мне захотелось сделать то же самое с процессом мышления. Мне захотелось разбить всё, что умеет наш мозг, на очень простые операции. И я пришел к выводу, что их гораздо меньше, чем 18.

Складывание 1+1 - пример простого алгоритма мышления. Представьте, что у нас имеется подмножество китов и подмножество акул. В каком-то месте они пересекаются, и это пересечение дает нам китовых акул. Подобная идея складывать две реальности очень результативна. Сейчас я поясню.

В Москве есть такой магазин «Республика». Он в своё время начинался как книжный магазин, потом продажи книг упали, и предприниматели стали продавать там, по большому счету, всё. В том числе много всякой китайской, креативной фигни. Там даже есть магниты в виде жвачки, и я знаю людей, которым кажется, что это клёвая идея.

Я сейчас объясню: это работает по принципу двух пересекающихся окружностей. Представьте, что вы фирма, которая производит эти магниты, и вам нужно как-то разнообразить ассортимент. В одном множестве у нас магниты, а в другом подмножестве - то, что может вертикально висеть на стене.

Тогда мы получаем огромное количество вариантов. Это может быть шуруп, может быть гвоздь, может быть любое небольшое животное, начиная от мухи и заканчивая гекконом, и так далее.

Или другой пример. Там же продается подставка под зубочистки в виде куклы вуду. Здесь мы делаем то же самое: представляем, что производим подставки под зубочистки. Для этого размышляем, из чего может торчать что-то длинное и тонкое.

Первое, что приходит в голову, - это ёжики, дикобразы, щетки, расчески, Святой Себастьян, кактус и так далее. Понимаете, насколько это просто?

Ещё один очень хороший способ мышления - думать с помощью вещей. Дело в том, что наш мозг в состоянии установить связь между двумя предметами, какими бы разными они ни казались. В кино это называется эффект Кулешова .

Если сначала мы показываем еду, а потом лицо человека, то нам будет казаться, что человек голоден. Если сначала мы показываем обнаженную женщину, а потом то же самое лицо человека, то нам будет казаться, что он вожделеет. И так далее.

Расскажу небольшую историю про один альпийский горнолыжный курорт, который однажды столкнулся с проблемой. Время от времени провода рядом с ним обледеневали из-за скопившего снега и могли оборваться, в этом случае курорт оставался без электричества. Тогда владельцы пригласили группу инженеров и дали им задачу. Они долго бились, а потом, когда группа окончательно зашла в тупик, главный сказал: «Ребята, мозговой штурм закончен. Идите в деревню и пусть каждый купит какой-нибудь предмет и вернется с ним на обсуждение».

Один человек прошелся по альпийской деревне и принес горшочек с медом. «И что?», - спросили у него. «Ну как что? Устанавливаем горшочек с медом на на вершину ЛЭП. Медведи, привлеченные запахом меда, будут на неё карабкаться, трясти линии электропередач, тогда с них будет стряхиваться снег».

Тогда другой сказал: «Слушайте, мы же постоянно гоняем вертолеты. Они перевозят больных, забрасывают на горы альпинистов и лыжников. Давайте вертолеты будут летать не просто так, а вдоль или неподалеку от линий. Тогда они практически бесплатно решат эту проблему со снегом».

Понимаете, к чему я? Хорошо, когда человек думает. На Kickstarter была такая штука - кубик с разными кнопочками, переключателями, затворами. В общем, такая жвачка для рук. И он пользовался какой-то бешеной популярностью. Так вот - очень полезно держать в ящике какую-нибудь подобную штуку. Много разных штук. И в случае возникновения проблемы просто перебирать и думать, как с их помощью можно её решить.

Признайтесь, иногда вы по-белому завидуете тем, кто придумал какую-нибудь классную идею, о которой узнал весь мир. Мы читаем «Гарри Поттера» и думаем: «Эх, ну почему не я придумал эту историю про мальчика-волшебника из Хогвартса!». Или смотрим ролик, победивший на фестивале «Каннские львы», и думаем: «До чего же это гениальная и простая идея. Почему она не пришла в голову мне?». Идеи витают в воздухе, мы все это знаем. Но как достать из этого самого воздуха идею, которая «выстрелит»?

Эксперт по креативности Майкл Микалко в своей книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» рассказывает о том, как стать по-настоящему креативным.

Право выбирать

Творческие люди радостны и уверены в себе. Они смотрят на то, что есть и что может быть, а не на то, чего нет. Вместо исключения возможностей творцы допускают все возможности, и реальные, и предполагаемые.

Можете ли вы вообразить Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из-за отсутствия образования? Альберта Эйнштейна, опасающегося выглядеть глупым из-за того, что клерк из патентного бюро не сумеет представить теорию мироздания? Микеланджело, отказывающегося расписывать потолок Сикстинской капеллы, потому что до этого никогда не рисовал фрески?

Или Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины, как на свидетельство отсутствия у него таланта?, - .

Мы выбираем то, что делает нас значимыми или ничтожными. Мы принимаем решение быть креативными или равнодушными. Независимо от того, насколько безразличным к нашим решениям может быть окружающий мир, эти решения должны принимать мы сами.

В конечном счете наша собственная креативность определяется тем, что мы решаем делать или не делать. И когда мы решаем и выбираем, определяется наша судьба.

Квота идей и Томас Эдисон

Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу. Старайтесь выполнять квоту, даже если идеи, приходящие вам на ум, на первый взгляд будут казаться смехотворными или притянутыми за уши.

Томас Эдисон и его знаменитая лампочка, -

Томас Эдисон запатентовал 1093 изобретения. Он свято верил, что надо упражнять собственный ум и умы своих сотрудников, и считал, что без установленной квоты идей не достиг бы столь многого. Его личная квота равнялась одному маленькому изобретению каждые десять дней и одному крупному - каждые полгода.

Журнал идей

Журнал идей - отличная штука, вот только надо знать, как он работает. Обычно планируют «просто записывать идеи», но это не очень эффективно. Самая главная задача в том, чтобы постоянно обращаться к журналу и отыскивать связи между записанными идеями и насущными проблемами. Вот как это работает.

Представьте - вы жуете резинку, чтобы успокоить нервы, и тут на вас нисходит отличная идея: почему бы не создать резинку для измерения уровня стресса? Вы записываете эту мысль в журнал и время от времени возвращаетесь к сделанной записи. Спустя несколько месяцев где-нибудь читаете, что для здоровья человека очень важен водородный показатель рН. И тут вас осеняет.

А что если придумать такую жевательную резинку, которая будет служить своего рода индикатором и на основе использования рН показывать, здоров человек или нет? Допустим, вы жуете такую резинку три минуты. Если резинка краснеет - вы здоровы; если зеленеет - надо идти домой и ложиться в постель.

Играйте со словами

Можно начать с того, чтобы… изменить слова. Например, менеджер по производству компании OV’Action из Франции столкнулся со следующей задачей: как разработать новый, уникальный продукт питания? Он заменил слово «уникальный» на «удивительный», слово «разработать» - на «преобразовать» и сформулировал задачу по-новому: как преобразовать продукт питания в нечто удивительное?

Он стал размышлять о том, что могло бы удивить его самого. На него произвело бы впечатление, если бы какой-нибудь знакомый предмет принял необычную форму, например самолет в виде коровы, пирамидальные помидоры или квадратная картошка.

Японцы придумали квадратные арбузы, - .

В итоге пришло решение: квадратные яйца. И он «разработал» вареные квадратные яйца с желтком внутри, со сроком хранения 21 день, пригодные для разогревания в микроволновой печи (чем они выгодно отличаются от обычных яиц, которые при этом «взрываются»). Стоит ли говорить о том, что компания OV’Action была уверена, что американцы тотчас же бросятся раскупать новую удивительную еду, как только она появится в продаже.

Метод Леонардо да Винчи

У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы.

И напоследок, помните, что отличные идеи часто витают в воздухе и приходят в голову сразу нескольким людям. О том, как поймать идеи из воздуха и заработать на них, вам расскажет

 

Возможно, будет полезно почитать: