МиГ пятого поколения: каким будет новый русский истребитель? МиГ пятого поколения: каким будет новый российский истребитель? Миг 5 поколения

МОСКВА, 27 янв — РИА Новости. Новый российский истребитель поколения "4++" МиГ-35 после завершения государственных испытаний обновит парк Воздушно-космических сил (ВКС) России и может быть предложен зарубежным покупателям.

Новый "МиГ" представлен миру

На базе производственного комплекса Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" в подмосковных Луховицах в пятницу прошла презентация МиГ-35. Летные же испытания истребителя начались в четверг.

Президент России Владимир Путин во время видеоконференции по случаю начала испытаний выразил надежду, что новый истребитель значительно усилит российскую армию.

Показанный в Луховицах МиГ-35 — это многоцелевой истребитель поколения "4++", представляющий собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик.

По данным из открытых источников, самолет способен нести на 10 узлах подвески до семи тонн боевой нагрузки и развивать скорость 2,25 Маха (более 2,7 тысячи километров в час). Боевой радиус действия истребителя составляет тысячу километров, практический потолок - 17,5 тысячи метров.

Как заявил генеральный конструктор — вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по инновациям Сергей Коротков, радиус боевого применения МиГ-35 увеличен в два раза (по сравнению с МиГ-29), в том числе за счет возможности замены кресла второго пилота на топливный бак. Кабина самолета унифицирована с расчетом возможности переоборудования под его пилотирование как одним, так и двумя летчиками.

Первый контракт — после госиспытаний

По словам главнокомандующего ВКС Виктора Бондарева, первый контракт на закупку 30 истребителей Минобороны заключит с корпорацией "МиГ" сразу после летных испытаний самолета, которые должны завершиться летом 2017 года.

"Мы будем брать эти самолеты, они нам нужны… Пройдет немного времени, и мы поменяем всю легкую истребительную авиацию именно на этот класс", — сказал Бондарев в ходе презентации МиГ-35.

Всего для замены парка легкой боевой авиации планируется закупить не менее 170 этих истребителей.

Летные испытания МиГ-35 планируется завершить до 2019 года, затем он пойдет в серию, рассказал РИА Новости в ходе презентации самолета президент ОАК Юрий Слюсарь.

При этом первые машины могут поступить в военно-воздушные силы ВКС России в 2018 году, уточнил гендиректор РСК "МиГ" Илья Тарасенко.

Локальные конфликты и освоение лазеров

"Слава богу, что нет сейчас крупных вооруженных конфликтов, есть только локальные, как в Сирии. Нам нужны самолеты именно такие, которые могли бы эту задачу решить, и 3,5 тысячи километров, которые может лететь МиГ-35, — нас это очень устраивает", — отметил Бондарев.

На истребителях пятого поколения разместят облегченную ракету "Брамос" Ракета действительно должна быть по габаритам торпедного аппарата и по массе почти в полтора раза меньше. Ракета несет обычную боеголовку весом от 200 до 300 килограммов и имеет одинаковую конфигурацию для различных пусковых установок.

Тем самым он подтвердил сказанные накануне слова президента ОАК о том, что МиГ-35 сможет применять перспективные образцы вооружений, в том числе лазерное оружие.

Как подчеркнул Слюсарь, истребитель спроектирован специально для боев в условиях интенсивных конфликтов и высокой плотности ПВО.

"Высокие показатели, которые имеются, достигнуты благодаря установленному комплексу бортового оборудования, новой оптико-локационной станции, сниженной в разы радиолокационной заметности, мы увеличили с шести до восьми количество точек подвески, что позволяет использовать текущие и перспективные образцы авиационных средств поражения, включая лазерное оружие", — добавил он.

Большой экспортный потенциал

Владимир Путин на заседании ВПК выразил надежду, что новый истребитель будет иметь хороший экспортный потенциал.

"Имею в виду, что более чем в 30 странах активно эксплуатируется другая машина — МиГ-29, и создана хорошая инфраструктура в этих странах для использования этого истребителя, есть подготовленные кадры", — уточнил глава государства.

Путин подчеркнул, что "промышленность и все, что связано с эксплуатацией этих машин, должны быть готовы, чтобы предложить нашим потенциальным партнерам максимально необходимые в современном мире услуги по обслуживанию этой техники".

Вице-премьер Дмитрий Рогозин пояснил в эфире телеканала "Россия 24", что у МиГ-35 почти такое же радиолокационное оборудование, авионика, двигатели, как и у последних разработок КБ "Сухого" — Су-35 и Т-50 (ПАК ФА), но его эксплуатационные расходы намного ниже, и поэтому его должны охотнее покупать за рубежом.

По словам Тарасенко, сейчас объем заказов корпорации составляет около четырех миллиардов долларов.

РСК "МиГ", по словам Короткова, готова открыть сервисный центр по обслуживанию истребителей МиГ-35 на территории потенциальных иностранных заказчиков, который унифицирован с истребителями МиГ-29, эксплуатирующимися в 56 странах мира.

Как заявил замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук, истребитель будет востребован в Европе, прежде всего, такими странами, как Болгария, Словакия и Польша. По его информации, сейчас Россия исполняет контракты с этими странами по ремонту и модернизации самолетов МиГ-29. При этом он уточнил, что Болгария выделила необходимые средства для ремонта двигателей для МиГ-29, каждый из которых стоит примерно пять миллионов долларов.

В России также надеются на возобновление индийского тендера по закупке истребителей уже с новейшим МиГ-35. Об этом рассказал РИА Новости советник президента ОАК Константин Бирюлин.

Он уточнил, что ранее Россия участвовала в тендере с истребителем МиГ-29 и потенциально с МиГ-35. "Однако тогда МиГ-35 был только на бумаге. Сегодня же происходит международная презентация данного истребителя, который мы готовы предложить в том числе Индии, если она возобновит данный тендер", — сказал Бирюлин.

Индия закрыла тендер в 2011 году после победы на нем Франции с истребителем Rafale. Тендер предполагал закупку 126 истребителей для национальных ВВС на сумму более 10 миллиардов долларов. Заключенный в январе 2016 года контракт Франции предполагает закупку всего 36 истребителей Rafale на ту же сумму — более 10 миллиардов долларов.

Бирюлин подчеркнул, что МиГ-35 будет интересен прежде всего тем странам, которые до сих пор эксплуатируют линейку истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29. "Все эти истребители, например, стоят до сих пор на вооружении ВВС Индии", — сказал он.

Следующий "МиГ" — пятого поколения

Конструкторское бюро "МиГ" займется разработкой истребителей пятого поколения, заявил Рогозин.

"Истребитель пятого поколения ПАК ФА сейчас находится на государственных испытаниях (разработчик — корпорация "Сухой"). Корпорация "МиГ" также будет делать истребитель пятого поколения (легкий)", — сказал он в ходе международной презентации истребителя МиГ-35.

Сейчас на вооружении российских ВКС стоят только истребители поколения 4++. Истребителями пятого поколения — F-22 и F-35 — оснащены исключительно ВВС США.

На презентации многофункционального истребителя МиГ-35 Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том, каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 – прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.

Первый советский «Стелс»

Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет. Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).

Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.

Трагедия номер 1.44

К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло. Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.

Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло. Среди некоторых специалистов бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет. Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.

Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.

Легкий «МиГ»

Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ “Сухой”, истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация “МиГ” также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?

Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.

Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.

«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится. К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35. При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», – считает авиаэксперт Владимир Карнозов.

Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.

В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.

Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.

«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», – рассказал Карнозов.

Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.

«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», – считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.

По мнению Антошкина, одна из главных целей программы – создание самолета в том числе для перспективных авианосцев проекта 23000 «Шторм» строительство которых планируется в 2025-2030 годах. Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.

Французские предположения

В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) , разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.

Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 – 2 Маха, дальность полета до 4000 км. В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый. Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.

Конкуренция, но не вражда

Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им. Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа». Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:

«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда - конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ “Сухого” с одной единственной целью - победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»

Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше. Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.

Политическая воля

В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем. В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров. За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.

«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения – существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», – считает Владимир Карнозов.

По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.

Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

Фото: sergesky Instagram / nickiinst / Instagram / Вадим Савицкий / Минобороны России / mod.gov.cn / defense.gov

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том, каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 - прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.Первый советский «Стелс» Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет. Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.Трагедия номер 1.44 К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло. Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло. Среди некоторых специалистов бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет. Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.
Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.Легкий «МиГ» Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ "Сухой", истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация "МиГ" также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.
Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится. К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35. При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», - считает авиаэксперт Владимир Карнозов.Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», - рассказал Карнозов.
Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», - считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.По мнению Антошкина, одна из главных целей программы - создание самолета в том числе Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.Французские предположения В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) , разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 - 2 Маха, дальность полета до 4000 км. В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый. Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.
Также, по данным автора статьи, прорабатывается и альтернативный вариант самолета с одним двигателем неизвестного типа, которым может быть в том числе и так называемое «Изделие 30», разрабатываемое для истребителя ПАК ФА.Конкуренция, но не вражда Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им. Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа». Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:
«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ "Сухого" с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше. Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.Политическая воля В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем. В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров. За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения - существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», - считает Владимир Карнозов.
По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

На данный момент армии мира используют истребители 4-го поколения. Серийное производство более совершенных машин 5-го поколения налажено только в Соединенных Штатах, но уже идут разговоры об устройствах нового класса.

Мало кто знает, что истребители 5 поколения разрабатывались в Советском Союзе еще до постройки первого F-22 «Raptor» , которыми пользуются американцы. Если американский ЛА (летательный аппарат) начал разрабатываться в 80-е, то советская боевая машина появилась на бумаге в конце 70-х в ОКБ им. Микояна. Индекс истребителя - МиГ 1.44 МФИ. Первый собранный экземпляр поднялся в воздух в 2000 г.

В основу силовой установки были положены новые двигатели с изменяемым вектором тяги. В конструкции использованы инновационные решения, снижающие радиолокационную заметность, также предполагалось интегрировать новейшую электронику и оснастить новинку передовым вооружением.

На одном собранном новом МиГе 5 поколения все и закончилось, так как приоритет был отдан машине ПАК ФА в ОКБ им. Сухого. Таким образом, с 2002 года о 1.44 забыли.

Исторически МиГ стал ответом на появление «Раптора». Эксперты подчеркивают, что некоторые характеристики российской машины были на порядок выше американской.

Старт разработке был дан с момента формулирования трех принципов, которым должен был отвечать новый проект:

  • скрытность;
  • крейсерская скорость должна быть сверхзвуковой;
  • особое внимание было уделено маневренности, которая должна была быть на высшем уровне.

Так как о проекте американцев ATF (Advanced Tactical Fighter) на момент создания МиГа уже было известно, инициативу поддержало ЦК, было выпущено соответствующее постановление Совмина.

В 1979 ОКБ им. Микояна начало работу, проект получил наименование И-90, предварительно было решено, что он сменит Су-27 и МиГ-31. Намечалось оснащение самолета самыми передовыми электронными системами. Аппарат должен был быть многофункциональным, в частности, поражать как наземные цели, так и воздушные.

Программа по новому самолету была создана и утверждена в 1983 году, были сформулированы требования по следующим параметрам:

  1. Силовая установка;
  2. Бортовая электроника.

В документе также были уточнены требования от Воздушных сил страны и ПВО.

Комплекс требований реализовать было сложно, поэтому начались исследовательские работы. В результате была получена схема, значительно отличающаяся от 4-го поколения истребителей, которые заступали в строй в одно время с разработкой новинки.

Конструкция истребителя

Часть решений подбиралась на основе уже существующего опыта, использовались наработки по истребителям четвертого поколения. Однако привычные формы подвергались изменениям. Так, наплыв крыла, который имели Су-27 и МиГ-29 , был убран. Полученный образец обладал общими чертами с МиГ-25, который отличался очень высокими скоростными качествами.

Конструкторы применили схему «утка», которая отличается близким размещением двигателей. Этот выбор позволил получить улучшенные характеристики маневренности и прочности, грузоподъемности.

Силовая установка

Истребитель МиГ 5 поколения оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-41Ф турбореактивными, двухконтурными, с форсажной камерой. Использовались компоновки с изменяемым вектором тяги, которые улучшали маневровые характеристики и взлетные качества. Воздухозаборники размещались под фюзеляжем, что положительно сказывалось на незаметности для радаров.

На начальных этапах создания машины инженеры склонялись в сторону использования двигателей с плоскими соплами. Это позволяло создать эффективный экран для турбин, а также снизить заметность для противника.

От плоских сопел пришлось отказаться, так как технологии того времени не позволяли реализовать переход с круглых сопел двигателя на прямоугольные. На стуке стенки могли быстро прогорать из-за неадекватного распределения полей температур.

За время поиска решений были отработаны схемы управляемого вектора тяги. Эта технология была применена в 1991 году, после чего их сразу включили в готовую схему машины.

Фюзеляж

Был использован большой процент композитных материалов в конструкции, доля их достигает 30%. В качестве деталей авиации они неудобны сложностью интеграции и крепления с основной конструкцией. При поломках их невозможно ремонтировать, приходится менять целые узлы полностью.

Большую часть фюзеляжа составляют металлы:

  • алюминиевые сплавы – 35%;
  • сталь и титан – 30 %.

Выбрано расположение воздухозаборника под фюзеляжем: он разделен на две секции, по одной на каждый двигатель.

Предполагалось включить в общую схему средства для дозаправки в воздухе.

Конструктивно предусмотрено 7 управляющих плоскостей, для контроля используется цифровая электродистанционная СУ.

В готовой форме поверхности самолета предполагалось обработать специальным покрытием, чтобы снизить до минимума радиолокационную заметность. Предположительно, можно было достичь эффективной площади рассеивания – 0.3 м2.

Использованы кили, имеющие развал наружу в 15 градусов. Это тоже призвано улучшить скрытность самолета.

Шасси

Шасси трехстоечное, одно колесо расположено в носовой части. Две стойки под крыльями складываются вперед, на каждой из них одно колесо. Передняя стойка складывается назад, на ней установлено два колеса.

Крылья самолета

Наплыва на передней кромке нет, она выполнена прямой, что было основным отличием от моделей истребителей предыдущего поколения. Детально исследовались аэродинамические силы, возникающие в полете. Например, вихри, возникающие на передней кромке новой конструкции, улучшали стабильность машины, а на больших углах не происходило срывов за счет них. Появлялись завихрения благодаря балкам переднего горизонтального оперения (ПГО). Их положение подбиралось опытным путем для достижения оптимальных характеристик.

Пришлось проанализировать целый комплекс характеристик:

  • положение балок относительно горизонтальной плоскости;
  • высота относительно плоскости крыла;
  • превышение относительно передней кромки крыла.

Удалось добиться оптимального сноса потока и схода завихрений, за счет чего сформировался аэродинамический профиль.

Конструкция крыла адаптивная, то есть меняется в зависимости от режима полета. Изменениям подвергаются флапероны и носки, которые могут отклоняться.

Добиться повышения маневровых характеристик удалось за счет установки вихреобразующего зуба на кромке ПГО. Аналогичное решение уже показало свою состоятельность при модернизации МиГ-23.

Площадь конечной конструкции была небольшой, угол отклонения находился в пределах 40-45 градусов.

Вооружение

Вооружение машины тоже пришлось переставить, по сравнению с истребителями того времени. Изначально было предложено установить в верхней части фюзеляжа отсеки, которые бы перед пуском ракеты открывались. Это позволило бы облегчить пуск по целям, летящим выше самолета, а также при маневрировании с большими перегрузками.

Отказаться от такого положения и использовать классические ниши под крыльями пришлось из-за необходимости использования новых средств передвижения и установки ракет при оснащении истребителя. Необходимо было разработать новый принцип с кранами и тележками, чтобы загружать 300-400-килограммовые ракеты. Итоговое положение позволило использовать обычные тележки и простейшие средства для поднятия грузов.

Инженеры собирались установить на МиГ 5 поколения инновационную систему РЛС , которая основывалась на множестве самостоятельных излучателей, что имели площадь в несколько см2. Такая компоновка обладала повышенной защитой от механических повреждений.

Еще одним инновационным решением стало размещение РЛС в задней части, что позволяло в задней полусфере обнаруживать противника и указывать цели ракетам, в частности, при обратном старте.

В результате предполагалось установить на борту авиационную 30-миллиметровую пушку, а также ракеты внутри корпуса на катапультных установках.

Тактико-технические характеристики

Многие решения не были отработаны на практике на прототипе, так как этого не позволил сделать один единственный образец. Например, радиолокационное покрытие так и не было нанесено на самолет за время испытаний.

Параметры могли меняться, например, в зависимости от комплекта вооружения. Так, на машине предполагалось использовать несколько основных схем.

Для поражения противника в воздухе - 12 × Р-77 или Р-73. Для борьбы с наземными целями:

  1. 2 × Х-55, Х-61, Х-41;
  2. 8 × Х-29, Х-31;
  3. 12 × КАБ-500, ОДАБ-500.

Для размещений вооружения использовались специальные встроенные емкости. Точек подвески несколько: 12 внутри корпуса, 8 – на внешней части.

Достоинства и недостатки истребителя

Среди достоинств инновационной машины можно выделить большую автоматизацию боя, которую впервые применили на практике советские инженеры. Предполагалось, что основная масса ракет будет действовать без контроля со стороны пилота после пуска.

Основным недостатком МФИ, в том числе повлиявшим на судьбу уникальной машины, стала дороговизна. Разработка нового истребителя - слишком дорогое удовольствие даже в масштабах страны, потому во время распада Советского Союза просто не осталось денег на финансирование.

Причина остановки проекта

Есть две основных версии остановки проекта МиГ 1.44. Причем относительно их справедливости есть спорные мнения.

Сообщается, что проект был закрыт из-за:

  • интриг в руководящих рядах и высшем составе инженеров, работающих над машиной;
  • банальной дороговизны и сложности производства.

Простой анализ показывает, что справедливее второй вариант развития событий. Деньги в армию начали поступать в 2000, наработки по новому самолету никуда не делись. Необходимо было обновление парка истребителей, что значительно проще и дешевле было сделать при помощи таких ЛА, как Су-30 , модернизации МиГ-29 и 31. Цена готового МиГ МФИ равнялась 70 млн долларов, почти как у «Раптора», при этом еще требовалось наладить производственную базу и массовый выпуск современных композитов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Корпорация "МиГ" ведет разработки легкого истребителя пятого поколения. Этот проект может стать дополнением к ПАК ФА, разрабатываемому ОКБ Сухого, и выполнять задачи в условиях конфликтов типа "Арабской весны".

Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" рассматривает возможность строительства истребителя 5-го поколения. В качестве базовой платформы для реализации этой программы может быть выбран истребитель "МиГ-35", на который будут интегрироваться перспективные технологии, сообщает "Армс-Тасс" со ссылкой на британский еженедельник "Флайт".

Как заявил генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Коротков , специалисты корпорации уже работают над концепцией нового истребителя.

"Я знаю, что это одна из идей, одно из направлений, над которым работает конструкторское бюро. Очень надеюсь, что скоро мы будем более серьезно развивать это направление", - отметил Коротков.

Топ-менеджер не детализировал, как далеко продвинулась корпорация в своих исследованиях, но считает "весьма вероятным" появление нового боевого самолета.

"Самое главное, чтобы на разработку был выдан заказ", - сказал он.

При этом, руководитель корпорации уверен, что работа над истребителем пятого поколения не вызовет конфликт между РСК "МиГ" и компанией "Сухой", которая в настоящее время ведет разработку собственной версии самолета пятого поколения ПАК ФА.

"Это два совершенно разных самолета, которые будут решать разные задачи. Мы считаем, что "МиГ-35" - это та платформа, которая может в перспективе стать основой истребителя пятого поколения ", - заявил Коротков.

С тем, что для авиации нужны перспективные самолеты разных типов, соглашаются эксперты.

"Я понимаю, что однотипность самолетов дает определенную экономическую эффективность, но дело в том, что задачи авиации постоянно расширяются. Нам необходимо под эти задачи готовить соответствующие типы авиации. Я думаю, что такая задача, с точки зрения государственной, оправдана полностью. Тем более, легкий истребитель необходим, прежде всего, для ведения маломасштабных войн или проведения активных операций, потому что нельзя одним типом закрыть все задачи, которые стоят перед обороноспособностью страны ", - прокомментировал Накануне.RU разработки "МиГа" вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин .

По мнению эксперта, не исключено, что и постановка задачи по разработке нового истребителя была связана с ростом ограниченных локальных конфликтов, в которых можно применять легкие самолеты.

"Безусловно, такие самолеты могут применяться в таких ограниченных конфликтах, которые мы наблюдаем в последнее время. Думаю, такая задача и была поставлена, чтобы была ударная тяжелая скоростная авиация, и легкие типы самолетов, которые могли бы осуществлять операции в локальных войнах", - предполагает он.

По мнению офицера, от постановки задачи до поставки серийных самолетов в войска может пройти не меньше пяти лет.

Истребитель "МиГ-35", на базе которого, вероятно, будет разрабатываться истребитель пятого поколения, принадлежит к поколению истребителей "4++", и является глубокой модернизацией истребителей "МиГ-29К/КУБ", но значительно превосходит их по многим параметрам. "МиГ-35" уже несколько лет ожидает начала поставки в войска, однако сроки заключения контрактов постоянно смещаются, хотя Коротков не теряет надежды и говорит о том, что контракт на поставку в войска может быть заключен в 2014 году.

Напомним, что проект ПАК ФА разрабатывается с 2002 года. В 2004 году был готов макет, а в 2005 началось финансирование проекта. В 2010 году состоялся первый полет самолета и начались летные испытания образца. В настоящий момент группа из пяти истребителей проходит государственные испытания. Кроме того, был заключен контракт с Индией на совместную разработку варианта самолета пятого поколения для ВВС этой страны на базе ПАК ФА.

Фактически, в мире принят на вооружение единственный истребитель пятого поколения - американский "F-22 Raptor". Испытания проходят также американский "F-35" и китайский "J-20". Что касается "F-35", постоянно сообщается о проблемах в разработке этого самолета - год назад всерьез обсуждалось закрытие проекта, на который потрачены сотни миллиардов долларов. Из-за проблем и удорожания самолетов, ряд американских партнеров отказались от закупки перспективных самолетов, либо существенно ограничили их количество. О разработке самолетов пятого поколения говорили представители Японии, Турции и Южной Кореи, но лишь как о проектах отдаленного будущего.

 

Возможно, будет полезно почитать: