Презентация былины в картинах и иллюстрациях художников. Придумай шуточное название к иллюстрации. Русские былины в произведениях художников

Проект Русские былины


Вступительная статья

Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.


Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».


Словарик устаревших слов

Нарекать - называть, именовать.

Пожаловать – прийти в гости.

Раздольице (умен. Ласк.) – раздолье.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.

Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.

Обжи – оглобли сохи.

Сошка – соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Рогачик – рукоятка сохи.

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.



Родина – это слово с детства знает каждый. Родина – это земля, на которой ты родился и живёшь со своими родителями, близкими, друзьями. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю. И в давние времена, и в наше время. Помнит имена своих героев народ, помнит. Идёт о них слава по всей земле нашей.




Былины Былины – героические истории, которые в старину и пелись, и рассказывались. Главные в былинах - русские богатыри, защитники Отечества. И внешность у них разная, и характеры несходные, и происхождением неодинаковы, но все смелы, сильны, добры. Все в народе любимы, народом и придуманы, как бы мечты народные в них воплотились. Вот какими должны быть люди. Былины рассказывали о жизни древнерусского государства в те времена, когда главными городами на Руси были – на юге Киев, а на севере – Новгород.






Картина В. М. Васнецова «Богатыри» Какова композиция картины, краски?Кто и как на ней изображён? Какими рисует нам художник былинных богатырей? Узнали ли вы их? Какие гиперболы и постоянные эпитеты можно использовать при описании картины? На фоне какого пейзажа изображены герои? В чём особенность васнецовского пейзажа? Какие чувства вызывает у вас эта картина?


И л ь я М у р о м е ц Илья́ Му́ромец один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».




Прототип былинного персонажа Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м гг; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XIXII веками датируют погребение исследователи. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (для средневековья рост выше среднего). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Смерть наступила в возрасте около 4055 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг. «Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения» (патерик Киево-Печерской Лавры). Мощи преподобного Илии Муромца в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры


Илья Муромец в народном творчестве Лишь немногие былинные сюжеты с именем И. Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты: И. Муромец и Соловей-разбойник; И. Муромец и разбойники; И. Муромец на Соколе-корабле; И. Муромец и сын. В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления И. Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (И. Муромец и разбойники) или казаки (И. Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности И. Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества. Памятник Илье Муромцу в Муроме


Добрыня Никитич Добры́ня Ники́тич второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умеет читать и писать и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, поёт, играет на гуслях.


Прототип былинного персонажа Исторический прототип Добрыни Никитича Добрыня, дядя и воевода князя Владимира, брат его матери Малуши. Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне со братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, при чём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную. Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.




Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю. Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.


Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес Волосыня или Елс Елесиха.


Прототип былинного персонажа Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый "храбр" (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Использованная литература: Богатырские сказы. Издательский центр детской книги. М.,1995.

«Русские народные былины» - Волх Всеславич. Садко. Герои былин. Былина. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алёша Попович. Святогор. Рябинин. Вольга и Микула Селянинович. Своеобразие художественного мира былин. Устное народное творчество. Познакомить с жанром былины. Васнецов «Богатыри». Заполните кроссворд. Сказка. Сказители.

«Летописи» - Киевские летописи. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории. Летописи в Новгороде появились рано. Летопись – это… Псковские летописи. Новгородские летописи. Летопись Киевская сохранилась в нескольких очень близких между собой списках. Летописи велись во многих городах. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников.

«Былинные герои» - План древнего Новгорода-первого свободного города Руси. Скульптурное изображение древнего воина. Добрыня Никитич. Отличие былинных героев от героев сказок. Память о славе древних русских воинов живёт. Былины Новогородского цикла. Самые известные богатыри. Киевский цикл былин. Современные изображения богатырей.

«Былины о русских богатырях» - Былина. Собиратели былин. Бесценные сокровища духовной жизни народа. Добрыня Никитич. Тонический стих. Оратай- пахарь. Илья Муромец. Гужики. Былинный герой. Русские былины. Александр Фёдорович Гильфердинг. Вольга и Микула Селянинович. Алёша Попович. Киевский цикл былин. Сказка. Построение.

«Мифы и легенды Древней Греции» - Новые открытия. Главные боги. Персей. Мифы Древней Греции. Помощь богов. Богиня Афина. Индуистские мифы. Гибель медузы. Нимфы. Древнегреческие боги. Предсказание. Олимпийские боги. Писцы. Мифы исчезнувших цивилизаций.

«Эпос «Калевала»» - Излюбленные цвета карелов. Древние карелы. Создание мира. Уклад жизни карелов, среди которых и родилась. Эпос. Человек, одетый в длинный сюртук. Илмаринен. Элиас Лённрот. Как называются народные песни карело – финского эпоса «Калевала». Карело-финский поэтический эпос. Главные герои эпоса «Калевала».

Всего в теме 27 презентаций

Художники-иллюстраторы детской книги библиотечный урок

зав. библиотекой СОПШМТ №11

г. Павлодара


  • Иллюстрация – это рисунок в тексте книги, который сопровождает повествование.
  • Иллюстрация помогает глубже понять содержание книги, делает книгу яркой нарядной.

  • История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

  • Иллюстратор детской сказки. Создатель книжной и журнальной цветной графики и особого типа иллюстрированной книги. Особенность иллюстраций Билибина - это юмор и острая ирония. Иллюстрировал сказки А.С. Пушкина, народные русские сказания и былины. Его иллюстрации к книгам напоминают театральные эскизы .

Иллюстрации к русским народным сказкам

Названия сказок исполнены славянской вязью


Иллюстрации к сказке Марья Моревна

Орнаментальные рамки на каждой странице, как деревенские окна с резными наличниками.


  • Иллюстрации отличаются узорностью рисунка, яркой декоративностью, стилизованы под старинную рукопись.




  • В этой сказке объединено сатирическое содержание с русским лубком в единое целое

  • Орнамент обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр.

Сказка о царе Салтане

Царь подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу.



Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)

  • Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети - народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво .

  • Рисовал смешные картинки на каждую букву алфавита для своей маленькой дочки. Для того, чтобы легче было запомнить буквы.










Использованная литература

  • Давайте познакомимся.- В.М. Конашевич, К.Чуковский «Муха-Цокотуха».- М., Дет.лит.- 1986.
  • В. Одоевский «Мороз Иванович» - М., Дет.лит.- 1989.

Фото

Слайд 1

Русские былинные богатыри

Слайд 2

Древняя Русь - исторический период, охватывающий отрезок времени с 9-го по 13-й века. Этот период называют Киевской Русью, потому что главным городом в то время был Киев. Древняя Русь занимала территорию современной Украины, часть Краснодарского края, часть Поволжья и часть земель на севере между Балтийским морем и двумя озерами- Ладожским и Онежским. Физическая карта Древней Руси...

Слайд 3

Древней Руси
Политическая карта Древней Руси

Слайд 4

Вот такой была столица Древней Руси... Макет центральной части Киева

Слайд 5

Целый мир древней русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита Руси от лютых врагов.

Слайд 6

В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они - и князь, и герои в конце концов решали одно общее дело - дело народа. Ученые доказали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.

Слайд 7

Происхождение былин
Былины получили своё название от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Былины не складывались сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.
Возникли былины во времена Киевской Руси. В то время часто на Киевскую Русь нападали кочевники. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью и удалью. Это богатыри. Они любили родную землю, стояли на страже ее границ, в любую минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасали его от унижения и разорения.

Слайд 8

Картина В. Васнецова «Баян»

Слайд 9

Циклы былин
Все былины делят на два цикла: Киевские и Новгородские. В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защищают Русскую земли от кочевников, главные герои- Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В новгородских былинах главный герой-новгородский богатырь Садко, он занимается торговлей, делает Русь богатой.

Слайд 10

Отличие былинных героев от героев сказок
Герои сказок отличаются от былинных богатырей. Герои сказок всегда пользуются волшебством. Все свои поступки они совершают ради себя или своей семьи, а богатыри изначально обладают огромной силой и являются защитниками всего русского народа.

Слайд 11

Значение и происхождение слова «богатырь»
Это слово имеет несколько значений: Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. Незаурядный, выдающийся человек (переносн.) По мнению лингвистов, слово «богаты́рь»образовано от слова «богач»-богатый человек.

Слайд 12

Как выглядели древние русские воины Каждый воин в Древней Руси обязательно должен был иметь специальную одежду, приспособления для защиты и боевое оружие.

Слайд 13

Элементы одежды и боевое оружие древнерусских воинов
Шлем- головной убор из металла, защищающий голову. Кольчуга- защитная рубашка из стальных колец. -Щит- округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел. Меч-старинное колющее и рубящее оружие в виде обоюдоострого прямого клинка с рукояткой. Копьё- колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие (длинная деревянная палка с металлическим наконечником). Булава-деревянная или металлическая дубина с выступами. Сабля- холодное оружие, имеющее вид кривой полосы из стали, с рукоятью и ножнами. -Лук- оружие метательного типа, предназначенное для стрельбы стрелами. -Стрелы-снаряд для лука, состоящий из деревянного тонкого древка и металлического или костяного наконечника. Колчан- футляр для стрел. Палица-старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Слайд 14

Кольчуга
Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов. Любопытно, что когда современные умельцы стали изготовлять кольчуги, оказалось, что делаются они довольно-таки быстро.

Слайд 15

Древнерусский пеший воин в шлеме с защитой для лица и шеи, в кольчуге, с копьём и щитом. На рисунке справа-колчан со стрелами.

Слайд 16

Слева-древнерусский воин в шлеме с защитной сеткой для шеи. Справа-древний печенег (разновидность тюркских народов) в шлеме и с защитным воротом для шеи.

Слайд 17

Слева –скульптурное изображение древнего воина, справа-рисунок, изображающий русского конного воина-лучника (главное оружие для него-лук) 13-го века

Слайд 18

Три рода древнерусского войска-конник с копьём, лучник и пеший воин (у него не было коня)

Слайд 19

Так художники представляют былинных богатырей. В середине-иллюстрация И. Билибина «Витязь на распутье». Справа-репродукция с картины М. Врубеля «Богатырь»

Слайд 20

Картина В. Васнецова «Богатырский скок», 1914

Слайд 21

Есть и такие современные изображения богатырей...

Слайд 22

В интернете можно встретить и такое изображение...

Слайд 23

Идя в бой, древнерусские воины несли с собой знамёна, штандарты, лицо защищали специальной металлической маской, сначала она защищала только верхнюю часть, но с конца ХII века появились шлемы с масками-личинами, которые полностью закрывали лицо воина. Личинами их назвали потому, что они обычно имели форму лица человека или мифического существа.

Слайд 24

Битва русских воинов с врагами

Слайд 25

Русские былинные богатыри сражались с врагами, это были чудища или злые и коварные люди. Самое известное из чудищ-многоголовый змей, чаще-с тремя головами-Змей Горыныч

Слайд 26

Древнерусские воины сражались с захватчиками южных земель, защищали границы Руси на западе...Об особо отличившихся храбрецах слагались героические песни-былины, прославлявшие подвиги русских богатырей.

Слайд 27

Картина В. Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем» (Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380 году).

Слайд 28

Самые известные богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» («Три богатыря»)

Слайд 29

Из истории создания картины
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник. Он происходил из семьи, где несколько поколений были священниками. Учился в Академии художеств в Петербурге. В своем творчестве опирался на традиции древнерусского искусства. Создавал жанровые и лирические картины. Был автором эпических работ на темы русской истории, русских былин и сказок. Работал также и в области архитектуры. Среди лучших работ художника- «Богатыри», «После побоища», «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный», росписи Владимирского собора в Киеве, церковь в Абрамцеве. Прежде чем приступить к созданию знаменитой картины «Богатыри», он внимательно изучал былины, долго собирал материал, позволявший ему правдиво изобразить богатырей. Глядя на картину, мы видим живую историю Руси. Около 20 лет трудился Васнецов над созданием полотна.

Слайд 30

Богатыри на картине В. Васнецова
Средний богатырь – Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья напряженно всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке висит палица сорока пудов. В другой руке у него щит и копье. Он уже не молод, но еще очень силен. Конь у него богатырский, черной окраски. Стоит конь спокойно и ждет приказа. По правую руку Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже, а взгляд у него пристальный, решительный. Под ним белый конь, ноздри раздувает, видно, чует врага и готов понести своего седока. Алеша Попович -самый младший богатырь. Смотрит он хитро, лукаво. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые (звонкие). Он воин и гусляр. Хитрый, отважный, смелый. Песни петь умеет и воевать умеет.

Слайд 31

Киевский цикл былин-былины об Илье Муромце
Главный герой этих былин-крестьянин Илья из Мурома. Отсюда и его прозвище-Муромский. Обретя чудесную силу от странников-волхвов, он отправляется на службу к князю Владимиру в Киев, совершая удивительные подвиги во славу Руси. В этих былинах можно увидеть картины жизни Древней Руси (Киевской Руси), она была очень тяжела и полна опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 32

Художник - Михаил Шемаров из Палеха

Слайд 33

Картина В. Васнецова «Крещение Руси». В центре-князь Владимир

Слайд 34

Илья Муромец Кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Слайд 35

Кадр из художественного фильма «Илья Муромец»

Слайд 36

Изображение Ильи Муромца

Слайд 37

«Илья Муромец», линогравюра художника Евгения Шитикова

Слайд 38

Добрыня Никитич Кадр из мультфильма «Добрыня Никитич»

 

Возможно, будет полезно почитать: