Что снимают объективом рыбий глаз. Объективы типа "рыбий глаз". Что такое дисторсия

За последние три года наша команда сняла более 10 000 сферических панорам. При таких объемах работы мы постоянно стараемся развивать технику и технологию съемки. Экономия времени в одну минуту на каждой панораме позволяет нам сэкономить за съемочный день от одного часа времени. А получение качественных исходных фотографий позволяет экономить уйму времени на обработке и сборке. Мы достигли предела в производительности съемки фотографом: 40-110 точек в день (в зависимости от условий). Дальнейшие запланированные мероприятия могли добавить, скорей, качество и комфортность съемки, но не увеличить производительность труда.

Исходные данные

Место съемки : крупные химические производства.
Manfrotto: штативы 190 и 055 модели, штативные головки для сферических панорам, уровневые головки, штативные чехлы.
Камеры: полнокадровые. Основные - Nikon 750, Canon 5D-II (запасная). В дальнейшем полностью перейдем на Nikon.
Объективы: Samyang 14mm f/2.8.
Съемка: в формат RAW. Большая часть снимается в один проход (6 кадров) с верхним надиром. В некоторых случаях, когда снимаемое оборудование подходит близко к точке съемки, мы снимаем в два ряда без надира. При контрастных условиях съемки снимается HDR, чтобы покрыть весь диапазон контраста от светов до теней. Заказчику изображение передается уменьшенным до 10 000 точек по длинной стороне.

Сборка: программа Kolor Autopano Giga. При съемке 14 мм объективом в 2 ряда обеспечивается хорошее перекрытие между двумя рядами, и проблем со сборкой не возникает. Но при съемке «1 ряд + надир» надир дает небольшие пропуски в местах соединения с рядом. Чтобы обеспечить минимальное перекрытие надира мы вынуждены поднимать горизонтальный ряд панорамы на 5 градусов вверх. Так, мы полностью избавляемся от «дыр», однако, несколько недостаточных по площади перекрытий между рядом и надиром остаются. Естественно, качественно «сшить» ряд и надир в этом случае (почти) невозможно. К тому же, Samyang 14мм, имеющий сложную дисторсию, только усугубляет проблему. Поэтому, почти в каждой панораме, мы имеем места неточного соединения («призраки»), которые приходится вручную «допиливать» в Photoshop. Это самые значительные трудозатраты на этапе пост-обработки.

Что хотелось

Расширить угол обзора объектива, то есть сократить его фокусное расстояние. Это позволит избавиться или, хотя бы, сократить количество двурядных панорам. Вторая причина для увеличение угла обзора - обеспечить большее перекрытие надира, и снизить затраты времени на постобработку.

Изначально линзы фишай не рассматривались вовсе из-за отсутствия опыта съемки таким объективом и предубеждений относительно качества их изображения. Поэтому, я размышлял в сторону сверхширокоугольных объективов с фокусом менее 14 мм. Кандидатов было совсем не много, если убрать оптику c плохой разрешающей способностью, типа Sigma (фото слева).

Laowa 12mm f/2.8 – пожалуй, лучший кандидат для замены наших Samyang 14 мм. Есть для Nikon и Canon. Хорошая разрешающая способность, при рекордном фокусном расстоянии (на время моего размышления). Недостатки: 1) высоковата цена в 1000 US$; б) продается только по предварительному заказу с непонятным сроком доставки, ибо это новый продукт и много желающих его купить во всем мире.

Объективы Canon в своей линейке имели зум Canon EF 11-24mm f/4L USM. Разрешающая способность, судя по тестам, превосходит наш фикс Samyang. Но цена 2500 US$ удручает. Будь этот зум долгое время в работе, я бы смирился. Но условия наших съемок бывают столь сложны, что нет никакой гарантии, что оборудование не будет фатально повреждено на первой же съемке. Так, однажды, моя камера, вместе со штативом, летела вертикально вниз на голову инженера из нашей команды. Саша поймал падающий «снаряд», сперва каской, потом руками.

Nikon не мог мне предложить ничего, кроме двух фишаев. Но фишай вначале я не рассматривал.

Сомнения

Основные сомнения были в том, что уход на 12 или даже 11 мм объектив не меняет ситуацию кардинально. Ну да, будет чуть лучше, а хотелось прорыва. Сомнения исчезли, когда я еще раз проанализировал значения углов поля зрения. У нашего 14 мм он равен 115,7 градусов по диагонали. Laowa 12 мм дает 122 градуса по диагонали, то есть обеспечит прирост 6 градусов. Это могло нас избавить от наклона камеры вверх, при сохранении малого перекрытия надира. Или увеличит перекрытие, что, возможно, упростит постобработку, но при этом сохранится наклон ряда вверх на 5 градусов.

Canon EF 11-24 имеет 126 градусов по диагонали (прирост 10 градусов). Это уже кое-что. Такой угол зрения позволит избавиться от наклона камеры вверх, в некоторых случаях сократить количество двурядных панорам и немного увеличить перекрытие надира. Однако, я хотел «соскочить» с Canon на Nikon, по определенным причинам.

Фишай

Из любопытства я посмотрел угол зрения у фишай – 175-180 градусов. Ого! То, что нужно. Возможно даже, что при таком угле обзора мы можем покрыть полный поворот всего за 4 вертикальных снимка. Но как быть со снижением качества? Придется тестировать. Сперва определил кандидатов для тестирования: Samyang 12mm F2.8 Fish-eye и Fisheye-Nikkor 16mm f/2.8 . Fisheye-Nikkor 8-15mm f/3.5-4.5 на время моего тестирования еще не был в продаже. Canon тоже имеет фишай, но я не стал его рассматривать по вышеизложенной причине.

Цель тестирования: удастся ли получить панораму, снятую фишаем, по качеству не хуже, чем снятую Samyang 14мм. Сравнивать буду как разрешающую силу объективов, так и способность держать контровый свет в условиях высокого контраста.

Далее я нашел компанию, сдающую в прокат фотооборудование. Rentaphoto могло предоставить мне оба испытуемых объектива, но, к сожалению Samyang 12мм был только для Canon, еще и в исполнении «для видео». Впрочем, в других компаниях, ситуация с этим фишаем была точно такой же. Поэтому объективы я буду сравнивать попарно. Для Nikon: Samyang 14мм и Fisheye-Nikkor 16mm. Для Canon: Samyang 14мм и Samyang 12мм Fish-eye. "Рыбьи глаза" тестировались на диафрагме 8, как оптимальной. Наводка на резкость осуществлялась по тексту на ближней стойке.

Фото 1: Nikkor, планка головки в кадре.
Фото 2: Перекрытие при 4-х кадровой панораме.
Фото 3: "Призраки" при недостаточном перекрытии.
Фото 4: Небольшие "призраки"

Fisheye-Nikkor 16mm

Фишай от Nikon был небольшого размера и сперва это радовало. Я заметил, что нижняя и боковая планка головки входит в кадр (фото 1). Хм… не критично, в крайнем случае, это место можно откадрировать. В 4 вертикальных кадра панорама, формально, может быть снята. Но по центру вертикальной стороны перекрытие между снимками слишком маленькое (фото 2). На всякий случай, я снял панораму за 4 кадра, чтобы посмотреть, можно ли будет ее собрать. Панорамы сшивались с очень сильными ошибками, нерабочий вариант (фото 3). Возможно, что достаточное перекрытие было бы обеспечено при 5-ти кадровой панораме, но у делителя головки Manfrotto нет возможности такого деления: только 4 или 6. Я был вынужден выставить делитель на 6. А значит, уменьшить количество кадров не удастся даже при 180-градусном угле зрения (при вертикальном кадре). Жаль.

При ручной наводке на резкость, мы используем две дистанции: 1,5 и 0,5 метра. Кольцо фокусировки Nikon вращается слишком легко и во время съемки оно запросто уйдет с нужной дистанции. С этой проблемой мы справимся, используя бумажную малярную ленту. Картинка, при вращении кольца, «гуляла» во все стороны. Было ощущение, что я работаю хлипким «стеклом» дешевле 100$. В общем, неприятные впечатления. Однако, мне важней какого качества панорама будет собрана с этого объектива.

Фото 5: Контровый свет Nikkor держит лучше Samyang 14 мм.
Фото 6: Разрешающая способность Nikkor чуть выше Samyang 14 мм.
Фото 7: Острова падения разрешающей способности Nikkor.
Фото 8: Снижение разрешающей способности в углах кадра Nikkor.

1) Планки, входящие в изображение, при сборке отбрасываются Autopano Giga, то есть их можно не кадрировать.

2) Небольшие "призраки" остались, несмотря на то, что зоны перекрытия увеличились значительно (фото 4).

3) Контровый свет объектив держит немного лучше, чем Samyang 14 мм (фото 5).

4) Разрешающая способность Nikkor немного выше, чем Samyang 14 мм (фото 6). После уменьшения размера фотографии до 10 000 точек - разница не видна.

5) Возникают «острова» сильного падения разрешающей способности (фото 7). Подозреваю, что причиной этому является сильное падение разрешающей способности в углах кадра (фото 8). Это сыграло решающую роль, чтобы я принял решение – «не вариант».

Samyang 12мм

Samyang 12мм Fish-eye сделан добротно, как и его 14 мм брат. Сразу проверил юстировку. У 14-ти миллиметрового варианта это больное место - объективы почти всегда разюстированы после завода, и при наводке на «бесконечность» по шкале расстояний можно значительно промахнуться по резкости. Все в порядке, «бесконечность» на месте.

Фото 9: Samyang, планки головке торчат меньше.
Фото 10: Samyang в углах лучше Nikkor.
Фото 11: Samyang чуть менее резкий чем Nikkor.
Фото 12: Контровый свет Samyang держит лучше всех.

Планка головки Manfrotto тоже входит в кадр, но значительно меньше (фото 9). Задумался, почему так. Как будто угол зрения этого фишая меньше чем у Nikkor, чего быть не должно. Ха, размер имеет значение! Объектив Samyang длинней, его передняя линза выдвинута вперед относительно планки головки, поэтому она в меньшей степени попадает в кадр.

Падение разрешающей способности в углах не фатальное, как у Nikkor (фото 10). В целом, разрешающая способность этого объектива чуть ниже, чем у Nikkor (фото 11), но при уменьшении панорамы до 10 000 точек разница несущественна. Я вполне допускаю, что это можно объяснить тем, что у Canon 5D-II, на котором я тестировал этот объектив, матрица имеет на борту 21 мегапиксель, а у Nikon – 24 мегапикселя.

Контровый свет фишай держит лучше, чем Samyang 14мм и Nikkor (фото 12). Цвета передаются ярче (выяснено позже, при выполнении заказа). Полагаю что причиной тому - лучшее просветление передней линзы у фишая.

Панорама из 4-х снимков собирается, но ошибки в сшивке очень сильные, даже без надира. Чуда не произошло.

Выводы

Мы купили два Samyang 12мм и не были разочарованы. Фишай прекрасно держит контровый свет и солнце, позволяет снимать сферическую панораму (от ножек штатива) за 7 кадров. Значит 12-ти кадровые панорамы для нас остались в прошлом. Это сократит время съемки и обработки, все панорамы будут визуально однотипные, а не в 1 и 2 прохода. Стоимость объективов, покупку которых оплатил заказчик, вернется ему, за счет экономии, на паре производств, и, в дальнейшем, будет давать заказчику существенную экономию стоимости работ по съемке и обработке. Мы довольны.

PS: благодарю Андрея, сотрудника Rentaphoto, за помощь в тестировании объективов и удивительное буддийское спокойствие.

Для создания интересных эффектов на снимках и придания им большей выразительности используются разные средства. Например, необычные объективы. Рыбий глаз, или фишай, - это разновидность короткофокусных сверхширокоугольных объективов с бочкообразной дисторсией.

Что такое дисторсия?

Это геометрические искажения, которые могут возникать на фотографии, искривления линий и объектов. Самый распространенный вариант - бочкообразная, линии словно выгибаются наружу, объекты при этом становятся выпуклыми. Подушкообразная дисторсия - это обратный эффект, объекты начинают производить впечатление вогнутых.

Иначе еще бочкообразное искажение называют положительным, а подушкообразное - отрицательным. В классической фотографии дисторсия является браком, поэтому фотографы стараются предотвратить ее появление. В широкоугольные объективы встраивают специальные корректирующие линзы для того, чтобы избежать такого эффекта.

Однако, если искажение работает на задачи фотографа, то оно может стать интересным художественным приемом, способом получить необычные, яркие снимки.

Рыбий глаз (объектив) характеристики

Главным отличием этого объектива является угол обзора. Он составляет минимум 180 градусов, поэтому в один кадр становится возможным уместить половину пространства. Считается, что рыба именно так и видит предметы, почему и прижилось название - "эффект «рыбий глаз»".

Следующая характеристика - фокусное расстояние. Оно является коротким, 6-15 мм.

Бленды для таких объективов очень маленького размера либо вовсе не используются. Это связано с тем, что из-за огромного угла обзора объектива бленда может попасть в кадр. Также традиционная установка светофильтра на фишай невозможна.

Разновидности объектива

Выделяют два типа: циркулярные и диагональные. Циркулярный "рыбий глаз" (объектив) дает круговую перспективу, но изображение не заполняет кадр полностью. По краям кадра на полнокадровой камере видно, что часть изображения отсутствует и заменена на черные углы. Используется такой тип объектива только в прикладных направлениях фотографии (например, метеорологии).

Диагональный тип иначе называют полнокадровым. Изображение с такого объектива заполняет кадр целиком, достигается это за счет небольшого сокращения угла обзора. Такой тип объектива является и самым востребованным.

История возникновения объектива

Термин «рыбий глаз» ввел в употребление американский физик Роберт Вильмс Вуд, который первым задумался о том, как может рыба видеть окружающий мир. Он выдвинул предположения и провел эксперимент с участием герметичного ящика, наполненного водой и содержащего небольшое отверстие. Первые фотографии, сделанные при помощи такого ящика, увидели свет в 1906 году.

Линза "рыбий глаз" стала использоваться с 20-х годов, она применялась в метеорологии для съемки облачности. Также линзы были необходимы для астрономических съемок.

На сегодняшний день существуют уже десятки подобных объективов, угол обзора отдельных моделей достигает 220 градусов, да и сфера их использования значительно расширилась. Помимо объектива, есть еще и камера "рыбий глаз". Это панорамные модели с углом обзора в 360 градусов.

В СССР первым фотографом, который использовал для своих работ такой объектив, стал Бородулин Л. А., мастер спортивной фотографии.

Для чего используют эффект "рыбий глаз"?

Объективы с таким эффектом часто используют для съемок экстремальных видов спорта, это дает возможность показать в кадре не только самого спортсмена, но и весь трюк полностью. При этом можно вести съемку с небольшого расстояния.

Объектив хорош для съемки сферических панорам. Можно встретить использование такого объектива для интерьерной съемки, особенно если речь идет о небольших по площади и узких пространствах (коридоры, ванные комнаты). Если необходимо создать виртуальную 3D-панораму, тоже не обойтись без фишай.

Для достижения комедийного эффекта при съемке портретов людей или животных тоже используют такие объективы. Получаются забавные и яркие кадры.

Если обобщить, то этот объектив дает возможность увидеть привычные вещи с необычной точки зрения, и это может оказаться очень интересным. Можно вести съемку архитектуры, пейзажа, деревьев с необычных ракурсов. Странные снимки вызывают очень живую и эмоциональную реакцию у зрителей.

Можно снимать и людей, для этого человека нужно разместить в центре кадра и отойти от него подальше. Человеческая фигура получится при этом в полный рост, небольшого размера и без искажений, а вот пространство вокруг объекта съемки очень интересно искривится.

Как правильно выбрать объектив

Если вы решили, что вам необходим объектив «рыбий глаз», то вот несколько советов, которые помогут избежать разочарования после покупки.

Учитывайте размер матрицы своего фотоаппарата, приобретая объектив. Для полнокадрового фотоаппарата будет достаточно фокусного расстояния 15-16 мм, для фотоаппарата с кроп-матрицей потребуется объектив с фокусным расстоянием 8-11 мм.

Из существующих двух типов объективов - диагонального и циркулярного - первый является наиболее предпочтительным. Примеры подходящих объективов: Canon EF 15 мм F/2,8 Fish-eye, МС Зенитар-М.

Этот объектив вряд ли станет вашим основным рабочим объективом, слишком узки рамки его использования. Но для пополнения арсенала средств художественной выразительности он действительно хорош и достоин того, чтобы занять свое место в сумке фотографа.

Fisheye-линза не часто рассматривается как важный инструмент среди профессиональных ландшафтных и городских пейзажистов. Люди видят в них не намного больше, чем эффект широкого угла со специфическим искажением. Многие даже не любят данный вид объективов из-за этого искажения.

Вы можете поменять своё мнение, поработав с оптикой рыбий глаз некоторое время. К примеру, объектив Samyang 12mm F/2.8 Fisheye даёт много новых возможностей, а самое лавное, с ним весело работать.

Установите оптику «Рыбий глаз» и изучите окружение через видоискатель. Вы совершенно по-новому увидите мир, что откроет простор для творчества. И это еще не все. Рыбий глаз также может быть очень полезным в получении снимков, которые обычно требуют много усилий или вовсе невозможно сделать с другой оптикой. Подумайте о снимках с высоты, кода искажается линий фактически даёт смысл изображению.

Вот несколько причин, почему вы должны рассмотреть возможность использования сверхширокоугольных объективов.

1 Искажение

Искажение может быть раздражающим. Но не стоит так критично к нему относиться. Используйте искажение сверхширокоугольного объектива в вашу пользу. Найдите сцены, в которых эффект рыбьего глаза добавляет что-то интересное. Попробуйте использовать этот эффект, чтобы работать с ведущими линиями.

Следующий кадр Гонконга со слегка искаженными зданиями хорошо работает в сочетании с изогнутыми формами дорог:

2 Возможность выравнивания

Иногда объективы рыбий глаз могут быть использованы в качестве оптики для съёмки широкого угла. Расположив горизонт в середине, как правило, вы получите почти прямую линию. Некоторые инструменты в графических редакторах помогут выпрямить искажения, чтобы получить супер широкоугольные изображения с прямыми линиями.

3 Использование с круглыми формами

Рыбий глаз обычно искривляет прямые линии. Так что, если вы фотографируете округлые формы, искривление становится менее заметным. Попробуйте сфотографировать трубы, круглые лестницы, перекрестки и т.д.

Изогнутый горизонт завершает этот кадр, сделав полный круг.

4 Ракурсы

Вы можете получить невероятные линии, подняв объектив вверх. Используя разный уол наклона можно получать невероятные кадры.

5 Отлично подходит для бэкстейджей

Данная оптика хороша для съёмки того, что происходит за кадром во время фотосессий, видеосъёмок, походов и поездок и т. д.

6 Креативные портреты

Попробуйте сделать широкоугольные селфи или портреты. Не располагайте людей слишком близко к краю, иначе вы получите много искажений.

7 Творчество

Рыбий глаз может создать снимки, которые не были бы возможны с нормальными объективами. Старайтесь держать сверхширокоугольный объектив на камере в течение более длительного периода времени, и изучать своё окружение через видоискатель. Вы будете поражены тем, сколько интересного можно увидеть на экране камеры по сравнению с тем, что вы видите своими глазами.

Использование широкоугольных объективов открывает целый мир возможностей. Проявите творческий подход и веселитесь!

Объективы разделяются по углу обзора. При этом каждый тип оптики может делиться на более точные категории. Широкоугольная оптика может делиться на сверхширокоугольную и фишай (рыбий глаз). При разработке широкоугольной оптики разработчики стараются максимально исправить все искажения. В случае с рыбьим глазом всё иначе. У этих объективов наиболее сильные искажения.

Как фотограф может использовать дисторсию фишай-объектива?

В реальной жизни линии зданий прямые. Широкоугольный объектив всеми силами старался сделать их таковыми на фотографии и у него получилось. Рыбий глаз сильно не перетруждался и согнул все линии так, как ему удобнее. Такая уж у него конструкция. Центр кадра фишая сохраняет линии прямыми. Закругляются они только к краю изображения.

Фишай отлично подходит для художественной фотосъёмки. Он часто используется в архитектурной и пейзажной фотографии. Съёмка людей с такой оптикой немного комична. Лица и пропорции тела сильно искажаются.

Если вашей целью является передача максимального реализма на фотографии, то рыбий глаз вам не подойдёт. Сейчас всё большее распространение получают системы виртуальной реальности и фишай-объектив может пригодиться для съёмки сферических панорам. Создание кривых линий у края кадра - это плата за очень широкий угол обзора. Фишай может вмещать изображение практически на 180 градусов со всех сторон.

Фишаи бывают разные. Есть оптика, которая обеспечивает угол обзора 180 гадусов по диагонали. Некоторые объективы создают круглое изображение, которое вмещает обзор на 180 градусов во все стороны, но эти объективы редко встречаются, так как создают очень необычные круглые снимки на прямоугольном сенсоре. Из-за этого углы получаются чёрными.

Если у вас камера с матрицей APS-C, то вам необходимо брать фишай именно для данного формата сенсора. Если использовать оптику от полнокадровой камеры, то из-за кроп-фактора вся прелесть широкого угла обзора потеряется. Объективы рыбий глаз позволяют создавать изображения с очень необычной геометрией. Ровные площади искажаются, а здания, столбы и деревья причудливо закручиваются. Если изменять угол наклона камеры, то можно получить совершенно новые виды привычных мест.

Обычные широкоугольные объективы создают ровные линии горизонта и вертикали. Такие снимки выглядят очень привычно.

Не думайте, что покупка рыбьего глаза позволит вам бесконечно экспериментировать. На самом деле функционал такой оптики ограничен. Она будет делать все ваши кадры одинаковыми. Даже при смене сюжета все они будут похожи друг на друга, поэтому такую съёмку нужно выполнять дозировано и создавать действительно интересные сюжеты.

«Рыбий глаз» — эффект выпуклости в центральной части снимка. Достигается применением специальных объективов либо манипуляциями в фото редакторах, в нашем случае — в Фотошопе. Стоит также заметить, что некоторые современные экшен-камеры создают такой эффект безо всяких дополнительных действий.

Для начала выберем исходное изображение для урока. Сегодня будем работать со снимком одного из районов Токио.

Искажение изображения

Эффект рыбьего глаза создается буквально несколькими действиями.

После нажатия увидим вот такую, уже искаженную, рамку с единственной центральной точкой. Перемещая данную точку в вертикальной плоскости можно менять силу искажения изображения. Если эффект устраивает, то нажимаем клавишу Ввод на клавиатуре.

На этом можно было бы и остановиться, но лучшим решением будет еще немного подчеркнуть центральную часть фото и затонировать его.

Добавление виньетки

В результате получаем вот такую виньетку:

Тонирование

Тонирование хоть и не является обязательным шагом, но придаст снимку больше загадочности.

 

Возможно, будет полезно почитать: