Пол Гетти III. Безумный наследник миллиардов. Джон Рокфеллер – первый нефтяной магнат Эрик ЛоранНефтяные магнаты: кто делает мировую политику

Неудивительно, что самыми богатыми людьми в мире считаются владельцы нефтяных активов. Кто же из них обладает большим состоянием? Новый рейтинг нефтяных магнатов составили Vestifinance.ru

Возглавляют список братья Чарльз и Дэвид Кох, получившие этот бизнес в наследство от отца. Их состояние оценивается сегодня в $68 млрд. К слову, изначально у их компании Koch Industries была только техника для нефтепереработки, но братья довольно быстро расширили пакет активов, охватив НПЗ, трубопроводы, химическую промышленность, полимеры и волокна. Таким образом, компания стала второй по величине в Соединенных Штатах. А их основная дочерняя нефтегазовая компания Flint Hills Resources производит более 300 млн баррелей нефти в год.

Братьев, по этой ��ричине, сильно не любят экологи, но, кажется, их это мало волнует. Уже много лет Чарльз и Дэвид поддерживают Республиканскую партию, являясь в ней крупнейшими представителями нефтегазового сектора.


Второе место в списке занял индиец Мукеш Амбани с состоянием в $21,5, также заработавший свой капитал при участии богатого родителя. Амбани старший создал когда-то компанию Reliance Industries, которая занималась производством текстиля. Но в 2008 году ими же была создана дочерняя компания, владеющая сегодня крупнейшим в мире НПЗ в Гуджарате, с мощностью 1,24 млн баррелей в сутки.



Свой первый крупный капитал один из создателей ОАО "Сибирско-Уральский алюминий" Виктор Вексельберг получил в металлургическом секторе, после того, как вышеназванная компания была поглощена RUSAL.

Примерно в то же время бизнесмен заинтересовался нефтегазовым сектором и его холдинговая компания "Ренова" стала акционером ТНК-ВР. Ну а после того как "Роснефть" достигла соглашения о покупке ТНК-BP, Вексельберг на некоторое время стал самым богатым человеком в России. Сегодня его состояние оценивается в $17,2 млрд.



Один из создателей крупнейшей финансово-промышленной группы "Альфа-групп" в России Михаил Фридман с состоянием в $16,5 млрд. попал на четвертое место. Большую часть своего состояния он получил после продажи 90% акций ТНК-ВР (в тот момент третьей по величине в России), принадлежащих "Альфа-Групп" и "Роснефти".


И, наконец, Вагит Алекперов с состоянием в $14,8 млрд. единственный в этой пятерке, кто начинал карьеру именно в нефтегазовом секторе. Свою трудовую историю Алекперов начал оператором буровой, затем был начальником смены, мастером по добыче нефти и газа, старшим инженером. Впоследствии, стал заместителем генерального директора "Башнефти", а затем заместителем министра нефти и газа СССР. После развала Советского Союза Алекперов создал нефтяной концерн "ЛангепасУрайКогалымнефть", основательницы "Лукойла".

Жизнь без нефти представить невозможно, поэтому нефтяная промышленность - одна из самых прибыльных на планете, потому как спрос на этот ресурс растет неуклонно, и продавцы "черного золота" обогащаются все больше

Неудивительно, что самыми богатыми людьми в мире считаются владельцы нефтяных активов. Кто же из них обладает большим состоянием? Новый рейтинг нефтяных магнатов составили Vestifinance.ru

>

Дэвид и Чарльз Кох

Возглавляют список братья Чарльз и Дэвид Кох, получившие этот бизнес в наследство от отца. Их состояние оценивается сегодня в $68 млрд. К слову, изначально у их компании Koch Industries была только техника для нефтепереработки, но братья довольно быстро расширили пакет активов, охватив НПЗ, трубопроводы, химическую промышленность, полимеры и волокна. Таким образом, компания стала второй по величине в Соединенных Штатах. А их основная дочерняя нефтегазовая компания Flint Hills Resources производит более 300 млн баррелей нефти в год.

p>

Братьев, по этой причине, сильно не любят экологи, но, кажется, их это мало волнует. Уже много лет Чарльз и Дэвид поддерживают Республиканскую партию, являясь в ней крупнейшими представителями нефтегазового сектора.

Мукеш Амбани

Второе место в списке занял индиец Мукеш Амбани с состоянием в $21,5, также заработавший свой капитал при участии богатого родителя. Амбани старший создал когда-то компанию Reliance Industries, которая занималась производством текстиля. Но в 2008 году ими же была создана дочерняя компания, владеющая сегодня крупнейшим в мире НПЗ в Гуджарате, с мощностью 1,24 млн баррелей в сутки.

Виктор Вексельберг

Свой первый крупный капитал один из создателей ОАО "Сибирско-Уральский алюминий" Виктор Вексельберг получил в металлургическом секторе, после того, как вышеназванная компания была поглощена RUSAL.

Примерно в то же время бизнесмен заинтересовался нефтегазовым сектором и его холдинговая компания "Ренова" стала акционером ТНК-ВР. Ну а после того как "Роснефть" достигла соглашения о покупке ТНК-BP, Вексельберг на некоторое время стал самым богатым человеком в России. Сегодня его состояние оценивается в $17,2 млрд.

Михаил Фридман

Один из создателей крупнейшей финансово-промышленной группы "Альфа-групп" в России Михаил Фридман с состоянием в $16,5 млрд. попал на четвертое место. Большую часть своего состояния он получил после продажи 90% акций ТНК-ВР (в тот момент третьей по величине в России), принадлежащих "Альфа-Групп" и "Роснефти".

Вагит Алекперов

И, наконец, Вагит Алекперов с состоянием в $14,8 млрд. единственный в этой пятерке, кто начинал карьеру именно в нефтегазовом секторе. Свою трудовую историю Алекперов начал оператором буровой, затем был начальником смены, мастером по добыче нефти и газа, старшим инженером. Впоследствии, стал заместителем генерального директора "Башнефти", а затем заместителем министра нефти и газа СССР. После развала Советского Союза Алекперов создал нефтяной концерн "ЛангепасУрайКогалымнефть", основательницы "Лукойла".

Разница между оптимистом и пессимистом заключается в том, что пессимист обычно бывает более информированным.

Клер Бут Люс

Приношу благодарность:

Жаку Граверо,

Шарлю Уржевичу,

Фабьенне Ле Биан,

Николасу Саркису,

Антону Бренлеру,

Кристиану Пари

которая, как всегда, смогла разобрать мой отвратительный почерк.

Предисловие

31 января 2006 года, в то время как баррель необработанной нефти достиг стоимости 68,25 доллара и его курс поднялся более чем на 18 % с начала года, одиннадцать министров ОПЕК , собравшись в Вене, опубликовали краткое коммюнике. Они решили сохранять свое производство на прежнем уровне, несмотря на подъем спроса. Объяснение сохранения статус-кво казалось вполне правдоподобным: возросшая цена на нефть гарантировала им рекордную прибыль.

На самом деле истина заключалась в прямо противоположном: если члены ОПЕК замораживают производство на прежнем уровне, то только потому, что они более не способны увеличивать свою нефтедобычу, свои ресурсы, сильно переоцененные, быстро начинающие сокращаться; включая и страны Аравийского полуострова – лидеров в производстве нефти на нашей планете.

Это обстоятельство тщательно скрывается. Страны-производители, нефтяные компании и правительства стран-потребителей – по крайней мере, те, которые были информированы об этом, – предпринимали все усилия, чтобы избежать огласки – из-за того потрясения, которое она могла вызвать в мировой экономике и общественном мнении.

Этот тайный упадок ОПЕК равным образом касается множества других нефтяных стран. Самое ужасное, что дефицит реальных резервов совпадает с беспрецедентным увеличением потребления нефти. Кажется, у нас нет ни малейших шансов…

Отныне мы видим последний акт пьесы, «полной шума и ярости». Представление началось почти сто лет тому назад и всегда идет при закрытых дверях. В мире нефти всегда царит атмосфера неясности и дезинформации. Мы часто забываем, что это сырье все еще является ставкой в борьбе за власть – по причине его стратегической роли, невысокой стоимости его добычи и исключительных прибылей, которое оно дает.

Нефть обеспечила беспрецедентный рост нашего благосостояния; тем не менее потребители нефти никогда не имели и малой доли информации об истинном положении дел в этой области.

Настоящая книга, которая является плодом более чем тридцатилетних исследований и разнообразных встреч, пытается приподнять завесу над многочисленными секретами, тщательно скрываемыми от публики. Я понял довольно давно, еще в начале 1970-х годов, насколько нефть была средоточием великих конфликтов XX века.

В 1972 году, а затем в 1974-м, две встречи, о которых я говорю в этой книге, – с одним из руководителей нацистского государства и с бывшим британским премьер-министром, который был когда-то правой рукой Черчилля, – прояснили для меня решающую роль нефти в ходе Второй мировой войны.

Между прочим, я обнаружил во время первого нефтяного кризиса, 1973 года, что недоверчивый и напуганный Запад, похоже, зашатался, боясь лишиться своей власти и своих привилегий. Страны-производители выглядели победителями – это было заблуждением, столь же кратковременным и безосновательным, как и страх, испытанный Западом. Первая книга, которую я опубликовал в 1975 году, стала результатом встреч с одним из виновников национализации нефтяных промыслов в Ираке, Ливии и Алжире.

В последующие годы я присутствовал на собраниях ОПЕК, налаживая контакты и встречаясь с главными действующими лицами этой «большой игры» – президентами компаний, биржевиками, руководителями государств, такими как Каддафи, Саддам Хусейн, шах Ирана, который впоследствии спровоцировал свое собственное падение и второй нефтяной кризис, с имамом Хомейни, в то время находившимся в изгнании и жившим в небольшом особнячке в Нофль-ле-Шато.

Один из моих собеседников выразился весьма образно: «Мир нефти имеет тот же цвет, что и сама эта столь желанная жидкость, – черный, усиливающий самые темные стороны человеческой натуры. Он вызывает вожделение, разжигает страсти, провоцирует предательство и смертельные оскорбления, приводит к наглым махинациям». Со временем я утвердился в верности этих слов.

Несмотря на то что мы должны приготовиться не только к дороговизне нефти, но также и к ее нехватке, я продолжаю восхищаться неизменностью этих взаимоотношений.

В начале XX века Иран и Ирак, до того как стать независимыми государствами, были не чем иным, как гигантскими нефтяными концессиями, дающими «исключительные прибыли» (по выражению одного из акционеров того времени). То, что произошло с Ираком в 2003 году – американское военное вторжение, а затем захват контроля над нефтяными промыслами – следовало в русле той же логики.

Начиная со своего вступления в должность, Буш и Чейни были больше озабочены энергетической безопасностью Соединенных Штатов и ресурсами Ирака, чем угрозой терроризма и той опасностью, которую могла представлять собой «АльКаида». И это является одной из тем данного расследования.

Февраль 2006 года

Я обнаружил, что миру не нравится смотреть в лицо реальности, во время первого нефтяного кризиса 1973 года. За несколько дней все, казалось, пошатнулось. В Вене 14 октября произошел срыв переговоров между странами – членами ОПЕК и нефтяными компаниями. 16 октября шесть государств Персидского залива – Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Кувейт – решили в одностороннем порядке поднять цену, «установленную» на сырье , увеличив ее с 2 до 3,65 доллара за баррель.

По прошествии времени такое увеличение кажется ничтожным, но тогда, по принятии решения на встрече в Кувейте, саудовский нефтяной министр шейх Ямани заявил своим коллегам: «Я долго ждал этого момента». За десять дней до этого, в день иудейского праздника Йом Киппур, египетская и сирийская армии напали на еврейское государство, развязав четвертую израильско-арабскую войну.

17 октября, в то время как сражения становились все ожесточеннее, нефтяные министры арабских стран – членов ОПЕК решили установить эмбарго и высказались за сокращение производства на 5 %. Окончательное коммюнике, изложенное на арабском языке, уточняло, что «это процентное отношение будет распространяться на все месяцы, исходя из объема производства нефти в предыдущем месяце, до полного вывода израильтян с арабских территорий, оккупированных в июне 1967 года, и признания законных прав палестинского народа».

По странной иронии госпожи Истории, оба события произошли одновременно, хотя между ними не было никакой связи. Одностороннее увеличение цены проистекало из длинных и трудных переговоров между странами-производителями и крупными нефтяными компаниями, в то время как эмбарго установили, по словам Генерального секретаря ОПАЕК , «единственно для того, чтобы привлечь общественное мнение людей Запада к проблеме Израиля». Это не имело ничего общего с желанием поднять цену на нефть. Но это окажется самым надежным средством поднять цену на еще более высокий уровень.

19 октября эмбарго начинает действовать. Саудовская Аравия, первая из стран – мировых экспортеров нефти, заявляет о снижении производства своей продукции на 10 % и о прекращении всех поставок Соединенным Штатам и Голландии за их поддержку Израиля. Выбор пал на Нидерланды, возможно, также и потому, что порт в Роттердаме принимал крупные партии нефтяных грузов с Ближнего Востока. То, что танкеры больше не причаливали в голландских портах, позволило усилить давление на Европу.

О них и пойдёт речь в сегодняшнем обзоре на Фактруме .

Корнелиус Вандербильт

В пересчете на современные цены: ~ $ 165 миллиардов

Родился будущий американский бизнесмен в семье обедневшего фермера и лодочника в мае 1794 года. История Корнелиуса Вандербильта это прекрасный пример подтверждения пословицы «из грязи да в князи». В возрасте 11 лет Вандербильт бросил школу, чтобы работать на паромной переправе. Согласно легендам, к 16 годам Вандербильт уже владел двумя собственными парусными грузовыми судами.

К 18 годам он заключил контракт с правительством Соединенных Штатов на поставку припасов для армии во время англо-американской войны 1812 года. К концу войны он изучал искусство судостроения и уже владел небольшим флотом из лодок, а также оборотным капиталом в $ 10 000. В течение следующего десятилетия Вандербильт захватил монополию над трафиком реки Гудзон благодаря своим роскошным кораблям и дешевым тарифам.

Далее он расширил свою транспортную компанию на Нью - Йорк, Провиденс и Бостон, где приобрел железную дорогу. К 1846 году Вандербильт был миллионером, а к 1863 году он уже владел железнодорожными перевозками в Нью-Йорке и Гарлеме, позже полностью выкупив Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу и впервые в истории наладив ж/д сообщение между Нью-Йорком и Чикаго.

В 1877 году, в возрасте 83 лет Вандербильт скончался из-за осложнений со здоровьем. На сегодняшний день его состояние составляло бы (в пересчете по современным ценам) почти $ 165 млрд.

Василий II


В пересчете на современные цены: ~ $ 168 миллиардов

Василий II (он же Василий Болгаробойца) был византийским императором в течение 49 лет. Будучи сыном императора Романа II, он был коронован в качестве соправителя в 960 году нашей эры. Когда Василий II пришел к власти, его основное внимание было сосредоточено на расширении императорской власти как дома, так и за рубежом.

Он отправил войска по всей Малой Азии и в конечном счете расширил Византию до наибольшего за пять столетий размера. Хотя состояние Василия превысило $ 168 миллиардов в сегодняшних ценах, у него не было наследника. После его смерти Византийская империя распалась в течение полувека.

Марк Лициний Красс


В пересчете на современные цены: ~ $ 170 миллиардов

Марк Лициний Красс был римским полководцем и политиком, который не только преобразовал Римскую республику в Римскую империю, но также накопил довольно большое состояние в течение своей жизни. Богатый сенатор Красс воспитывался с детства как аристократ. Позже он женился на жене своего покойного брата, который обеспечил союз между Суллой и Римом. Именно в это время Красс начал сколачивать свое состояние.

Он скупал дома и имущество граждан Суллаы за бесценок, а затем перепродавал их с большой прибылью. Он также занимался перепродажей рабов и наладил работу семейных серебряных рудников. Под конец своей жизни в 53 г. до н. э. Красс владел состоянием почти в $ 170 млрд (по современным ценам).

Генри Форд


В пересчете на современные цены: ~ $ 186 миллиардов

Известный как главный промышленник Америки, Генри Форд коренным образом преобразовал производство автомобилей и практически произвел промышленную революцию в Америке. Родился Форд 30 июля 1863 года на ферме своей семьи в графстве Уэйн, штат Мичиган. С самого детства Генри интересовался механикой. Когда ему было всего 13 лет, отец подарил ему карманные часы. Любопытный мальчик разобрал их на части и быстро собрал их назад.

В возрасте 16 лет Форд пошел работать учеником машиниста в Детройте, где научился обслуживать паровые двигатели и обучился бухгалтерскому учету. В 1891 году «Электрическая компания Эдисона» предложила ему должность инженера. Всего два года спустя Форд был уже главным инженером этой компании.

В 1896 году он закончил чертежи безлошадного транспортного средства и основал Ford Motor Company, вскоре представив миру знаменитую «Модель Т». Генри Форд умер от кровоизлияния в мозг 7 апреля 1947 г., владея состоянием, эквивалентным примерно $ 186 млрд.

Эндрю Меллон


В пересчете на современные цены: ~ $ 188 миллиардов

В 1880-е годы Эндрю Меллон казался всем мастером на все руки. Он был бизнесменом, банкиром, промышленником, меценатом, коллекционером произведений искусства и министром финансов США. Меллон родился 24 марта 1855 года в Питтсбурге. В 20 лет он начал работать в банковской фирме своего отца T. Mellon & Sons, а стал ее полноправным владельцем в 1882 году.

Фирма постоянно продолжала увеличиваться в размерах и прибыльности. В конце концов, он начал предоставлять капитал крупным корпорациям. К началу 1920-х годов Меллон уже был одним из самых богатых людей в Соединенных Штатах, владея $ 188 миллиардами (в пересчете на современные цены).

Осман Али Хан, Асаф Джах VII


В пересчете на современные цены: ~ $ 230 миллиардов

Осман Али Хан родился 6 апреля 1886 года в штате Андхра - Прадеш, Индия. В 1911 году он стал преемником своего отца на должности низама (правителя) княжества Хайдарабад. Во время своего 37-летнего правления в качестве низама, Осман сделал очень многое для своей страны, поспособствовав развитию электричества, железных и автомобильных дорог, воздушного сообщения и ирригационных систем.

Осман также пожертвовал огромное количество денег учебным заведениям. К тому времени, когда он скончался в 1967 году, у него было семь жен, 42 наложницы и состояние суммой почти $ 230 млрд.

Уильям Генри Вандербильт


В пересчете на современные цены: ~ $ 239 миллиардов

Уильям Вандербильт родился 8 мая 1821 года в Брауншвейге, штат Нью-Джерси и был одним из 13 детей Корнелиуса Вандербильта, одного из самых импозантных промышленников в мире. Отец считал его некомпетентным в финансовых вопросах и отправил на ферму на острове Стейтен. Сразу же Уильям сумел повысить прибыльность фермы и эти действия не остались незамеченными его отцом: в 1840-е годы отец отправил его реорганизовать ж/д бизнес Long Island Rail Road.

Уильям вновь сумел превратить убыточный бизнес в очень успешное предприятие. В 1877 году, когда Корнелиус Вандербильт умер, Уильям встал во главе его компании. Всего через восемь лет после смерти своего отца умер и сам Уильям Вандербильт. Невероятно, но за столь короткое время в качестве президента компании он удвоил состояние своей семьи от $ 100 млн до невероятных $ 200 млн. Сегодня же в пересчете Вандербильт «стоил» бы колоссальные $ 239 млрд долларов.

Николай II


В пересчете на современные цены: ~ $ 300 миллиардов

Николай II родился 6 мая 1868 года и был последним императором Всероссийским. Когда его отец умер в 1894 году, Николай унаследовал российский престол и вскоре женился на принцессе Виктории Алисе Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской.

Вскоре у них появились дети, но семейное счастье было недолгим. В 1917 году случилась Февральская революция и Николай был свергнут, а всю его семью расстреляли большевики. Перед смертью состояние монарха составляло около $ 900 млн, что эквивалентно современным $ 300 миллиардам.

Эндрю Карнеги


В пересчете на современные цены: ~ $ 310 миллиардов

Известный промышленник и стальной магнат Эндрю Карнеги был одним из богатейших бизнесменов 19 века. Он родился 25 ноября 1835 года в городе Данфермлайн, Шотландия. В 1848 году его семья перебралась в Америку и в конце концов обосновалась в Пенсильвании. В 1853 году Карнеги устроился на работу на железной дороги Пенсильвании в должности телеграфиста, а позже и помощника руководителя компании Томаса Скотта.

Во время этой работы Карнеги приобрел обширный опыт о данной отрасли и о бизнесе в целом. В 1865 году он ушел из железнодорожного бизнеса, чтобы сосредоточиться на других отраслях, а к 1889 году Карнеги создал крупнейшую производственную компанию в мире - Carnegie Steel Corporation. В 1901 году Карнеги продал свой бизнес United States Steel Corporation за более чем $ 200 млн, что на современном рынке приравнивается примерно к $ 310 млрд.

Джон Д. Рокфеллер


В пересчете на современные цены: ~ $ 340 миллиардов

Джона Д. Рокфеллера часто называют «отцом нефтяного мира». Родился нефтяной магнат в 1839 году, и в конце концов стал не только основателем Standard Oil Company, но одним из самых богатых людей в мире. В возрасте 16 лет Рокфеллер пошел на работу бухгалтером в Hewitt & Tuttle.

В возрасте 20 лет Рокфеллер уже работал со своим деловым партнером в качестве трейдера. Продавая сено, мясо, зерно и другие товары, компания заработала почти $ 450 000 к концу первого года. В 1863 году магнат открыл первый нефтеперерабатывающий завод, который к 1868 году стал самым большим в мире.

В 1870 году Рокфеллер создал знаменитую компанию Standard Oil, которая сразу же стала процветающей. Когда Рокфеллер скончался в 1937 году, его активы составляли 1,5 процента совокупного экономического производства Америки. Сегодня это было бы примерно $ 340 миллиардов.

Нефтяной магнат

В 1859 году в Пенсильвании началась «нефтяная лихорадка». Но среди растущих как грибы мелких нефтедобывающих предприятий в основном были дилетанты. В 1862 году, после деловой поездки в нефтедобывающие районы, Рокфеллер, имевший достаточно знаний, опыта и капитала, решил организовать нефтяной бизнес. После знакомства с Сэмюэлем Эндрюсом, экспертом по нефти, у него появилась возможность воплотить эту идею в жизнь. В 1863 году была основана фирма Andrews, Clark & Co., участниками которой были Эндрюс, Рокфеллер и Кларк с двумя братьями.

В 1864 году Рокфеллер женился на учительнице Лоре Спеллман, с которой познакомился еще в студенческие годы. Девушка обладала практическим складом ума и разделяла пуританские взгляды супруга. Позже миллиардер признавался: «Без ее советов я бы так и остался бедняком». У четы Рокфеллер было пятеро детей. Рокфеллер был нежным мужем и заботливым отцом. Он учил детей музыке, занимался с ними плаваньем, катанием на коньках. При этом от детей родители требовали отчета за каждый потраченный цент, ими была введена система денежных поощрений и штрафов. Смерть супруги в 1904 году предприниматель пережил очень тяжело.

Стремясь увеличить прибыль, Рокфеллер предложил перерабатывать производственные отходы в удобрения. Он первым из бизнесменов отказался от деревянных бочек (баррелей), которые использовались для транспортировки нефти, развернув производство более прочных – из металла. Не успели конкуренты подхватить эту идею, как он стал перевозить нефть в железнодорожных цистернах. Когда все вслед за ним стали использовать цистерны, Рокфеллер уже прокладывал трубопроводы.

Джон первым понял, что нефтепереработке грозит кризис перепроизводства. В 1871 году цены на сырую нефть и нефтепродукты начали стремительно падать. Рокфеллер сохранял спокойствие:

«В отличие от других людей, мы должны действовать, а не беспокоиться, когда рынок ложится на дно»

И он начал действовать. Его компания Standard Oil стала поглощать конкурентов. Например, в Кливленде Рокфеллеру удалось скупить 22 из 26 компаний. В американских газетах эта кампания была названа «кливлендским расстрелом». Рокфеллер продолжал приобретать компании в Питтсбурге, Филадельфии, Нью-Йорке и других городах. К 1877 году он контролировал 90 % всей нефтеперерабатывающей промышленности в США. В том же году Рокфеллер столкнулся с первым серьезным испытанием. Пенсильванская железная дорога, обеспокоенная строительством рокфеллеровских нефтепроводов, начала в ответ скупать нефтеперерабатывающие заводы и трубопроводы. Рокфеллер не собирался уступать и ввязался в изнурительную ценовую войну, которая негативно сказалась на платежах компании и грузовых перевозках Пенсильванской железной дороги, а также вызвала волнения рабочих с обеих сторон. В конечном итоге Рокфеллер вышел победителем, и железнодорожная компания продала ему свои нефтяные активы. Конечно, как монополист Рокфеллер действовал порой беспощадно, но он всегда предлагал конкурентам справедливую цену, выкупая их бизнес.

Деятельность Рокфеллера затронула интересы магнатов с Уолл-стрит, которые развязали против него войну в СМИ и выдвинули обвинение в нарушении антимонопольного законодательства. Первое журналистское расследование деятельности Standard Oil было опубликовано в 1881 году в журнале Atlantic Monthly. С этой статьи стала бытовать легенда о зловещем и безжалостном Рокфеллере. Сам же он лишь отмахивался: «Общественность не имеет права мешать нашим частным контрактам».

Прогнозы на будущее компании Рокфеллера, поглотившей почти всю нефтеперерабатывающую промышленность США, были самые пессимистичные. Эксперты сходились во мнении: «У нее нет будущего. Корпорация рухнет под собственной тяжестью». Но Standard Oil и не собиралась разваливаться.

Из книги Джон Рокфеллер. Промышленник и филантроп автора Невинс Аллан

Глава 1 Нефтяной бизнес Почти с самого начала вся карьера Джона Д. Рокфеллера была предметом жарких споров. Распадаясь на две части, одной из которой является организация мощной промышленной базы, а другой – распределение колоссальных доходов, она вызывала как резкое

Из книги Дневник офицера КГБ автора Никифоров Александр Петрович

Глава 7 «Финансовый магнат» Сегодня на дороге спокойно. Почему? Колонны нет. К нашим колоннам «духи» «слетались», как осы на мясо. К встрече готовились заранее и основательно. Минировали дороги, подтягивали дополнительные силы. Мы знали: раз душманы «зашевелились», скоро

Из книги Ямани: Взгляд из-за кулис [о шейхе А. З. Ямани, Б. Министре нефти Саудовской Аравии] автора Робинсон Джефри

Первый нефтяной кризис 1973 год начался неплохо: было подписано соглашение о прекращении огня во Вьетнаме, и первые американские военнопленные стали возвращаться домой.Но 7 мая Ричард Никсон бесстыдно солгал американскому народу, поклявшись, что ему ничего не известно о

Из книги Чеченский рецидив. Записки командующего автора Трошев Геннадий Николаевич

Второй нефтяной кризис Это был его первый настоящий отпуск за шестнадцать лет.В апреле 1976 г. Заки и Таммам зафрахтовали яхту для путешествия по Карибскому морю. Поездка должна была стать для них чем-то вроде запоздалого медового месяца. Ямани пообещал Таммам, что не будет

Из книги Нефть. Люди, которые изменили мир автора Автор неизвестен

Нефтяной Гольфстрим Сегодня абсолютное большинство политиков, военных, простых граждан понимают, что мир в Чечне не может быть установлен только силовым способом. Употребляя газетный стереотип, «умиротворение мятежной республики, ее замирение с Россией» должны

Из книги Империя Нобелей [История о знаменитых шведах, бакинской нефти и революции в России] автора Осбринк Брита

Текстильный магнат В 1857 году купец приобрел небольшой участок земли в селе Истомкине на берегу реки Клязьмы, поблизости от Богородска. Там он выстроил ткацко-механическую, ситценабивную и красильную фабрику. Промышленный конгломерат был организован с невероятным

Из книги автора

Нефтяной эксперт В 1876 году Дмитрий Иванович по поручению правительства отправился в Соединенные Штаты, чтобы ознакомиться с организацией нефтяного дела у американцев и применить их опыт на русской земле. Вернувшись, он написал ряд книг и статей, посвященных развитию

Из книги автора

Нефтяной флот Слияния и поглощения стали коньком Детердинга. Он наращивал «мышечную массу» своей компании за счет покупки более мелких игроков нефтяного рынка. Иногда ему попадалась добыча и покрупнее. Одной из самых значимых сделок в истории Royal Dutch Shell и по сей день

Из книги автора

У руля нефтяной промышленности Одним из первых серьезных поручений на новом посту для Ивана Корнеевича стало участие в подготовке наркомовского приказа «О расширении разведочных работ на нефть в Сибири». От предприятий отрасли в ближайшие два года требовалось

Из книги автора

Нефтяной кризис и его разрешение Ямани сыграл важную роль в развитии ОПЕК. В первые годы он придерживался умеренной нефтяной политики. В ходе Шестидневной войны 1967 года к неудовольствию всего арабского лагеря министр выступил против эмбарго на поставку арабской нефти

Из книги автора

Начало нефтяной эры В 1933 году парламентеров к Абдул-Азизу заслала Англо-персидская нефтяная компания. Однако при дворе монарха служил бывший британский агент Филби. Он отговорил короля иметь дело с Лондоном, посоветовав подождать предложения от американцев. Они не

Из книги автора

Тридцатилетняя война за нефтяной рынок Многотрудные бакинские дела перерастают в тридцатилетнюю войну за мировые нефтяные рынки.Создав в 1883 г. БНИТО, Ротшильды стали самым опасным конкурентом из всех, с какими приходилось сталкиваться «Товариществу бр. Нобель».

Из книги автора

Новые участники и новый расклад сил в нефтяной войне Помимо Рокфеллера, Ротшильдов и Нобелей, в последнее десятилетие XIX века в нефтяную войну включился еще один клан. Родоначальником этого клана, благодаря которому появилась на свет компания «Шелл», стал бизнесмен

 

Возможно, будет полезно почитать: