Как организовать игротеку по настольным играм. Проект детско-родительского клуба "семейная игротека". Что поменялось, от чего пришлось отказаться

Игра - важная сфера социализации ребенка младшего школьного возраста. С развитием игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень его развития. Если у детей выпадает из жизни игровая деятельность как таковая, это нарушает естественный ход его развития.

В современном мире наблюдается общее снижение интереса начальной школы к детской игре. Когда 7-11 летним детям задавался вопрос о том, чем они больше всего любят заниматься, то примерно 70 % девочек и мальчиков назвали - сидение у телевизора или компьютера. Проект направлен на создание игротеки как зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах. Помогая детям в реализации потребности в игре, мы в то же время формируем культуру досуга, учим детей организовывать свое свободное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

VII вида»

Проект

«Игротека»

Руководители проекта:

Ибрагимова Т.В.

Тушинская С.В.

Возраст детей, реализующих проект:

Люльпаны, 2013 -2014уч.г.

Проект «Игротека»

По виду деятельности : творческий

По направлению: социальный

По участию в разработке : групповой

По времени исполнения : долгосрочный

Игра – это жизненная лаборатория

детства, дающая тот аромат, ту атмосферу

молодой жизни, без которой эта пора её

была бы бесполезна для человечества. В

игре, этой специальной обработке

жизненного материала, есть самое

здоровое ядро разумной школы жизни.

С. Т. Шацкий

  1. Обоснование необходимости проекта

Игра есть средство познания ребёнком действительности.

Игра – средство, обеспечивающее детское развитие.

Игра - важная сфера социализации ребенка младшего школьного возраста.

Для детей младшего школьного возраста, игра является ведущей деятельностью. С развитием игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень его развития. Если у детей выпадает из жизни игровая деятельность как таковая, это нарушает естественный ход его развития. Именно игра дает ребенку возможность выражения чувств и влечений, которые не находят выражения вне игры. Она является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений с окружающими. Проиграв и прожив в игре определенные моменты, ребенок автоматически переносит их в реальную жизнь. Уже в реальности, руководствуясь знаниями и правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Ведущий детский психолог и психотерапевт Д.Б. Эльконин указывал: «Когда ребенок играет, он проявляет свою внутреннюю драму, различные аспекты своей внутренней личности». То есть ребенок не только изображает себя, но и преображает свою личность.

В современном мире наблюдается общее снижение интереса начальной школы к детской игре. Когда 7-11 летним детям задавался вопрос о том, чем они больше всего любят заниматься, то примерно 70 % девочек и мальчиков назвали - сидение у телевизора или компьютера. (yaneuch.ru/cat_16/dosug-i-igrovaya)

Действительно биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Дети просиживают за компьютерными играми, забывая о возможностях и запросах своего организма, своей личности

Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Отсюда возникает необходимость создания игрового пространства. Создание воображаемых игровых ситуаций погружает ребенка в особый мир, где он чувствует себя свободно и раскованно, где снимаются барьеры и запреты, где он может свободно себя реализовать.

Помогая детям в реализации потребности в игре, мы в то же время формируем культуру досуга, учим детей организовывать свое свободное время. А с культурой досуга связана духовность человека. Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то у него «портится голова, сердце, нравственность» (К, Д. Ушинский)

  1. Участники проекта:

педагоги - руководители проекта;

Дети - непосредственные участники реализации проекта

  1. Цели и задачи проекта

Цели:

Задачи:

  • Формировать и развивать личность ребенка через выполнение ребенком конкретных заданий в процессе создания игротеки.
  • Учить детей нести ответственность за качество выполнения своей работы; формировать навыки контроля, самоконтроля.
  • Создание условий для самовыражения и саморазвития личности ребенка через свободно выбранные действия.
  • Удовлетворять и развивать потребность в познании окружающего мира.
  • Предоставить возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности
  • Обеспечивать положительные эмоции и удовлетворение.
  1. Описание проекта

С чего все начиналось?

Опрос среди детей 1-5 класса Люльпанского детского дома

«Чем вы больше всего любите заниматься в свободное время?»

  • смотреть телевизор,
  • играть на компьютере,
  • играть на телефоне
  • слушать музыку,
  • читать книги,
  • играть в подвижные игры,
  • играть в настольные игры
  • Обсуждение, что можно взять из опыта работы для нашей игротеки.

Изучив опыт работы игротек, представленный в Интернете мы решили действовать в двух направлениях:

Первое направление - собрать собственную коллекцию настольных игр,

Второе направление - оформить игровое пространство.

  • Распределение обязанностей:

Подбор настольных игр, продумывание проведения игровых встреч

Продумывание оформления игровой площадки, как игрового пространства для свободной игровой деятельности детей с различными зонами.

  • Изготовление макета оформления.

Обсуждаем этапы выполнения работы, распределяем обязанности, подбираем материал необходимый для выполнения работы.

Этапы выполнения работы и подбор материала осуществляются совместными усилиями всех участников проекта.

Педагоги принимают непосредственное участие в создании игротеки, изготовлении

оформления совместно с детьми, а также контролируют, корректируют, направляют.

  • В качестве помощника в реализации проекта привлекаются руководитель студии «Золотые узоры» - помощь в изготовлении оформления (если понадобится), администрация детского дома – помощь в создании базы настольных игр, педагог-организатор – помощь в организации и проведении игровых встреч силами старших детей.
  • Полученная в результате общих усилий игротека выступает местом организации детьми своего свободного времени, свободной игровой деятельности.

Собранные совместными усилиями настольные игры и продуманная схема игровых встреч позволяет сделать досуг детей увлекательным, познавательным, интересным.

Что получилось?

Сначала были одни вопросы, но на сегодняшний день игротека действует и мы хотим рассказать о своем опыте.

1. Проведение игровых встреч.

Наше убеждение – игры нужны для того, чтобы играть, а не лежать на полке.

Поэтому мы собрали коллекцию настольных игр из имеющихся в нашем доме и ….

Использовать настольные игры можно в двух направлениях:

Первое и самое распространенное – игры можно брать в группу поиграть на определенное время под ответственность детей – игровая встреча в рамках одной группы;

Второе – проведение игровых встреч среди двух-трех групп.

Для организации и проведения игровых встреч мы выработали несколько правил, помогающих сделать игровую встречу интересной и захватывающей.

  • Для проведения игровых встреч лучше брать те игры, правила которых можно объяснить не более, чем за 10 минут. И желательно, чтобы процесс игры длился не более часа.
  • Для игры лучше приглашать детей примерно одного возраста, Поэтому необходимо заранее обдумать и подобрать игры для конкретного возраста.
  • Для игр в настольные игры необходимо помещение со столами и стульями . Желательно много стульев и чтобы можно было их двигать.
  • Можно предложить такую схему – проводить игровые встречи в разных группах. При этом принимающая сторона требует соблюдения нескольких простых правил:

Не приходить в уличной обуви

Не приходить с семечками, печеньем и т.п.

Не трогать вещи, не имеющие отношения к игре.

Игровые встречи можно организовывать 1 раз в неделю, 1 раз в две недели. Лучше если это будет по воскресеньям и вечерами в пятницу.

В игровых встречах могут принимать не только дети младшего и среднего школьного возраста, но и старшеклассники и взрослые. Поэтому мы обратились к педагогу организатору с просьбой помочь в организации и проведении игровых встреч для жителей нашего дома.

Из опыта работы игротек, представленного в интернете, мы почерпнули несколько важных рекомендаций по проведению игровых встреч: Как провести игровую встречу? Советы для начинающих. Игровые аксессуары. (Смотри приложение 1).

  1. Игровая площадка .

Игровая деятельность на игровой площадке - процесс спокойный и самоуправляемый.

Самое главное, чтобы дети не повредили себя физически. Поэтому при делении игровой площадки на зоны нежелательно использование различного рода заборчиков, имитации деревьев, а также нежелательно ставить комнатные растения, их лучше убрать с целью предупреждения возникновения разбирательств «Кто сломал?»

С детьми иногда совершенно невозможно предугадать, во что им сегодня понравится играть. Отсюда возникает необходимость поделить игровую площадку на зоны.

Наша игровая площадка поделена на три зоны.

Детям предлагаются в свободном доступе настольный теннис – первая зона. Особого оформления эта зона не требует, главное следить за сохранностью теннисного стола и ракеток с теннисными шариками.

Вторая зона небольшая – со столами и стульями, где дети могут рисовать, лепить, собирать пазлы. Здесь мы разместили два стола со стульями, имеется ковровое покрытие, над столами картины, выполненные детьми в технике вышивка лентами.

Третья зона – конструирование из модулей.

Какие вопросы нужно решить сразу:

Определить место для хранения пазлов, пластилина, карандашей и красок; настольных игр.

Необходимость периодически мыть модули – группы посещающие игротеку могут договорились между собой мыть поочередно модули раз в неделю.

Помимо свободной игровой деятельности возможно проведение подвижных игр ведущим. Ведущий должен быть прекрасно осведомлен о предлагаемых играх, как в них играть и т.д. Помимо этого, ведущий должен быть добрым и открытым человеком.

На игровой площадке ведущий также можно предложить детям игры на заданную тематику. Например, на военную тематику с играми в технику и солдатиков; весёлые настольные игры, сложные логические настольные игры, железной дорогой и другим материалом для любителей творить.

В нашем случае ведущими могут выступать воспитатели групп или старшие дети.

Тематические игротеки намного глубже погружают ребёнка в мир игры. Например, на свободной игротеке один ребёнок построил здание из кубиков, другой ребёнок что-то построил, третий всё может сломать и начать своё строить. А на тематической они все вместе объединены одной целью - построить один большой город и потом покатать в нём поезда, машинки, человечков поселить в дома и т.д.

  1. Ожидаемые результаты:

Создание игротеки как зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

Формируется культура досуга у детей. Дети учатся организовывать свое свободное время.

Самодеятельное объединение по интересам в процессе игры – благоприятная среда для осознания и оценивания самого себя, своих качеств, достоинств, недостатков в сравнении с другими детьми

Настольные игры несут в себе также познавательную функцию, происходит узнавание нового в самых разных областях. Нередко именно в игре дети впервые задумываются о выборе своей будущей профессии

Литература:

Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

yaneuch.ru/cat_16/dosug-i-igrovaya

Приложение 1

Как провести игровую встречу?

С оставить расписание: сколько раз в месяц вы собираетесь, у кого проходит встреча, в котором часу она начинается и сколько времени длится. Принимающая сторона назначает со своей стороны ответственного за проведение игровой встречи, который должен продумать, что делать, если кто-то из игроков не придёт, хватит ли участников для той настольной игры, в которую вы собирались играть, а если нет, то имеются ли альтернативные варианты. Заранее приготовьте всё нужное, расчистите игровое пространство.

Нужны люди, которые смогут объяснить правила игры. Это могут специально подготовленные ребята, которые знают правила практически всех наших игр.

К тому же на игротеке всегда есть люди, которые уже знают правила, которые уже играли раньше и они сами могут объяснить правила.

Принимающая сторона может сама подготовить детей, которые будут объяснять правила игры.

Еще раз присмотритесь к своим детям. У кого-нибудь получается быстро и доходчиво объяснять правила? Назначьте его ответственным за обучение основам игры. Кто-то - прирождённый дипломат? Пусть разрешает споры, которые могут возникнуть во время игры.

Советы для начинающих игроков.

Перед началом партии договоритесь, сколько времени игроку разрешается думать над ходом. При необходимости обзаведитесь таймером.

Решите, кто из игроков будет «казначеем» - ответственным за раздачу фигурок, жетонов и прочих мелких деталей, которые удобнее хранить в коробке, а не высыпать на стол.

Обсудите, не стоит ли дать фору неопытным игрокам, и если да, то какую именно.

Когда в компании долго играют в одну и ту же настолку, нередко появляются так называемые «домашние правила» - принятые в этом кругу изменения и варианты базовых правил. Чтобы «домашние правила» не стали неожиданностью для кого-то из участников, утверждайте их перед каждой партией.

Возможно, стоит предусмотреть символическую награду для победителя или утешительный приз для побеждённого.

Держите под рукой фотоаппарат. Даже если вы не собираетесь делать фотоотчёт, особо выдающиеся игровые ситуации вам наверняка захочется сохранить для потомков

Игровые аксессуары

Открыв новую игру, вы увидите, что в коробку укладываются все составляющие игры

Внутренности коробки западного производства, скорее всего, приспособлены для хранения элементов игры. Вы можете аккуратно разложить фишки, колоды карт, игровое поле в предназначенные для этого отделения. Вся эта гармония наверняка не переживёт переворота коробки вверх тормашками, но вы же не в футбол собираетесь ей играть.

Иногда в коробку вкладывают резиночки для карт и полиэтилиеновые пакетики для фишек или жетонов. Не стесняйтесь пользоваться этими нехитрыми приспособлениями, а при случае заведите собственный запас: отечественный производитель пока не столь внимателен к удобству игроков.

Пластиковые или деревянные фишки, качественно изготовленные картонные жетоны и поля наверняка прослужат вам не одно десятилетие, а вот карты довольно быстро изнашиваются, особенно если их требуется часто тасовать. Любители коллекционных карточных игр, не понаслышке знакомые с этой проблемой, пользуются специальными защитными пакетиками. Такие подойдут и для настольных игр - но прежде чем приобретать пакетики, убедитесь, что они они подходят вам по размеру.

Из других полезных аксессуаров, которые полезно держать под рукой во время игровой встречи, можно назвать жетоны (в магазинах домашних товаров продаются разноцветные стеклянные капельки, прекрасно подходящие для многих настольных игр), песочные часы, набор игральных костей (помимо классических кубиков, в настолках иногда используются кости с 4, 8, 10, 12, 20 и даже 100 сторонами), коробочки и мешочки

Приложение 2.

Игры-разминки .

Игры-разминки необходимы в случаях, если дети никак не могут сосредоточится и отвлекаются, когда их нужно растормошить или успокоить. Зачастую чрезмерная активность детей, которая может мешать занятиям является следствием избыточного эмоционального напряжения, неумения регулировать свое состояние, переключаться с одной деятельности на другую. Целями разминок является снятие напряжения, разрядка, канализация агрессивной энергии в приемлемое русло, установление легкой и дружественной атмосферы.

Название

Описание

Время

Датский бокс

Все разбиваются на пары и встают друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем необходимо сжать руку в кулак и прижать его к кулаку своего партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, безымянный к его безымянному, средний палец к его среднему пальцу, указательный к его указательному. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд.

5-10 мин.

Голова-хвост

Участники становятся в затылок друг другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, а последний - Хвост. В игре Голова стремится поймать Хвост. Все участники, стоящие между Головой и Хвостом делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к Хвосту, помогает Хвосту. Игра продолжается до тех пор, пока Голова не поймает Хвост. Затем можно сменить Голову и Хвост.

5-10 мин.

Встань-ка

Упражнение проводится в парах. Дается задание: "Сядьте на пол лицом друг к другу, подошвы вместе, руки крепко сцеплены". После этого дается команда встать. Если пара справилась, то она находит третьего, затем четвёртого и т.д. Чем больше участников, тем хитрее способ сцепления.

Другой вариант игры - пытаться встать, будучи спиной друг к другу.

5-10 мин.

Тяни-Толкай

Это состязание в беге парами. Игроки становятся спиной друг к другу и взявшись за руки. Стартуют от одного ориентира к другому, расположенному на расстоянии 10 м, затем возвращаются обратно. Непременное условие игры - не отрывать спины друг от друга. Один игрок бежит и тянет за собой партнера, который старается передвигаться синхронно с первым. Побеждает та пара, которая быстрее других преодолеет расстояние туда и обратно. Время пробежки можно фиксировать.

5-10 мин.

Горная тропинка

Тропинка чертится мелом на полу. Доброволец должен идти по узкой горной тропинке, петляющей по краю скалистого обрыва, оступишься – смерть. Все остальные строят из себя самостоятельные преграды на его пути (камни, деревья), которые доброволец должен преодолеть. В конце игры анализируется тот путь, который создавали друг другу играющие, насколько они мешали прохождению пути и почему.

5-10 мин.

Автобус

Все участники сбиваются в кучу. Правила: те, кто стоят в середине кучи пытаются выйти наружу, те, кто снаружи пытаются войти внутрь.

5-10 мин.

Кричалка

Участники делятся на команды. Одна из команд получает слово “да”, а вторая - слово - “нет”. По команде ведущего каждая команда должна говорить свое слово. Сначала команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил.

5-10 мин.

Толкалки

Участники делятся на две команды, которые встают в две шеренги напротив друг друга. Сначала стоящие напротив толкаются, соприкасаясь сначала руками, затем плечами, спиной, ягодицами. После каждой «толкалки» меняются партнерами.

5-15 мин.

Три лица, три чувства

Предложить детям представить выражения лиц при грусти, радости, злости и страхе. Пусть дети потренируются изображать эти чувства в усиленном варианте (очень сильную радость, очень сильную грусть и др.). Теперь поделите детей на пары. Пусть партнеры встанут спиной друг к другу. Каждый изобразит какое-нибудь чувство на лице. По сигналу ведущего поворачиваются друг к другу, не меняя выражения лица. Те, у кого совпали чувства на лице – пусть поднимут руку.

5-10 мин.

Дождь

Участники сидят в кругу. Ведущий становится посередине указывая на сидящих по часовой стрелке. Тот участник на кого он указывает, начинает делать то, что говорит ведущий и не прекращает действие, пока ему не дадут новое задание. Сначала дается задание щелкать пальцами имитируя первые капли дождя, затем дождь становится сильнее – нужно стучать ногами об пол, затем начинается ливень и шум каплей сливается – участники изображают это потирая ладонь о ладонь. После этого дождь постепенно стихает – стучат ногами, потом щелкают пальцами.

5-10 мин.

Ирландская Дуэль

Упражнение проводится в парах. Участники становятся друг напротив друга так, чтобы было достаточно свободного места для движения друг вокруг друга. Попросите участников положить левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь – как Ахиллесова пята.

Правую руку надо вытянуть вперед – это меч. Задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть свое «уязвимое место». Во время дуэли нельзя удерживать партнера.

Одна дуэль длится 1 мин.

Осторожно! Это упражнение вызывает большое воодушевление, но оно слишком возбуждает участников. Поэтому «битвы» должны быть ограничены.

1-5 мин.

Бабочка-ледышка

По кругу из рук в руки передается мячик (или любой другой предмет), который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.

5-10 мин.

Паровозики

Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и встают в колонны «паровозиками». Голова паровозика зрячая, все остальные «слепые». Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагивается до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза.

5-15 мин.

Фруктовая корзина

Участники сидят в кругу, водящий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Водящий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача водящего успеть занять место. Человек, оставшийся без места становится ведущим.

5-10 мин.

Бурундуки

Ведущий подходит к каждому участнику и шепчет ему на ухо название какого-нибудь животного. Большинству участников ведущий говорит название одного и того же животного, например, бурундука. Затем все участники встают в круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда называется животное, которым названо большинство членов группы.

5-10 мин.

«Я никогда не…»

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…». Например, «Я никогда не ездил на верблюде» или «Я никогда не ходил в театр». Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если это утверждение для них НЕ верно. Т.е., например, участник ходил в театр или ездил на верблюде – загибает палец. Выигрывает тот, у кого останется не загнутый палец.

10-15 мин.

«1,2,3,4,5,»

Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1.

2-10 мин.

Зоопарк

Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы - показывая свое животное и животное того, кому привет передается.

15-20 мин.

Колпак

«Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

то это не мой колпак.»

Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.

5-15 мин.



Пономарёва Т.О.,
заведующий сектором Юношеской библиотеки Республики Коми
Ракина Е.Г.,
ведущий методист Юношеской библиотеки Республики Коми

Поиграй со мной: игротека в Юношеской библиотеке

В настоящее время в профессиональном сообществе серьёзно обсуждается вопрос трансформации библиотеки, насыщение её традиционных функций новыми формами, интересными и востребованными молодёжью.
Молодёжная библиотека – это открытое пространство для общения, творчества, отдыха. Такова была идея проекта Юношеской библиотеки РК «Библиотека для молодёжи в новом формате», поддержанного Правительством РК в объявленный в 2012 г. Год молодёжи в Республике Коми.
Игротека «Поиграй со мной!» стала составляющей проекта. Ремонт, перепрофилирование библиотечных залов, выбор дизайна, закупка игр и технического оборудования к ним – всё это входило в подготовительный этап. Для реализации проекта в зале чтения и досуговой деятельности было выделено отдельное структурное подразделение, включающее два зала: зал активного досуга и зал общения и творчества.
И вот ремонт окончен, закуплена яркая креативная мебель, отобраны игры и можно приглашать на игротеку!

Игры настольные : интересно, познавательно и очень весело

Зал общения и творчества Юношеской библиотеки стал открытой игровой площадкой для молодёжи. Игротека в библиотеке завоёвывает всё большую популярность.
Этому способствует:

  • умелая реклама (активное информирование об игротеках в СМИ, социальных сетях и на сайте библиотеки, объявления-анонсы в учебных заведениях, студенческих общежитиях);
  • интересные современные игры (Юношеская библиотека плодотворно сотрудничает с магазином оригинальных подарков «Рубик-кубик» и сыктывкарским клубом настольных игр. Это позволяет предоставлять участникам игротеки тщательно отобранные, «проверенные на качество» молодёжные настольные игры. Часть игр библиотека приобрела, а часть по договорённости с магазином «Рубик-кубик» была взята во временное пользование).

Организаторами игротеки стали Юношеская библиотека, магазин «Рубик-кубик», молодые волонтёры добровольческого движения «От сердца к сердцу».
К первой встрече любителей настольных игр библиотека подготовила коллекцию из 10 игр. В дальнейшем их репертуар расширился. Представленные игры самые разные, интересны как для взрослых, так и для детей. Увлекательно проходят семейные игры, организованные для молодых семей.
На игротеку можно приходить с друзьями, родственниками, знакомыми и даже незнакомыми – ведь на игротеке вероятно знакомство с новыми увлекательными играми и с не менее интересными игроками. Здесь участники находят новых друзей, веселятся со старыми и получают массу положительных эмоций. К тому же, участники могут приносить из дома свои игры.
С играми можно познакомиться заранее: в социальных сетях на страничке библиотеки выкладывается краткое описание к большинству игр, а также их правила.
Итак, игровая премьера состоялась в дни осенних школьных каникул. Библиотечный анонс гласил: «Приходите в библиотеку! Теперь это настоящий центр досуга, где уютно и интересно всей семье, дружеской компании, и если Вы один – у Вас обязательно появится новый друг и собеседник!» В первой игротеке участвовал сотрудник магазина «Рубик-кубик», который представил весь игровой ассортимент, а также рассказал о правилах настольных игр. Посоревноваться в игровом мастерстве пришли и дети, и молодёжь – всего более 50 человек. Нужно сказать, что первый блин вышел даже ничего себе! Сколько веселья, радости от общения, новых знакомств и всё это в тёплой доброжелательной обстановке! Любой желающий мог совершенно бесплатно поиграть в самые разнообразные игры. За окном было холодно, а в уютной игровой – по-настоящему жарко от накала страстей, бурных эмоций и ярких побед.
После удачного начала было решено сделать игровые встречи регулярными и проводить их по субботам, в удобное для всех время.
Играть «на интерес» надоедает. Поэтому в очередную встречу, в Международный день студентов, состоялся молодёжный турнир по настольным играм. Победителей и самого активного игрока ждали призы.

Так получилось, что многих увлекла «Дженга», поэтому в этот день состоялся турнир любителей «Падающей башни», как эту игру называют по-русски. Игра рассчитана на широкий круг игроманов, и за турнирными столами сражались и дети с родителями, и молодые люди. «Дженга» – игра на ловкость рук, смекалку и чувство равновесия. Нужно грамотно и быстро выстроить башню из деревянных брусков.
Вот что написал об этой встрече один из её участников – член клуба настольных игр:
«Приняли нас радушно, мероприятие было организовано толково и с душой. Все вопросы разрешались сотрудниками библиотеки, волонтёрами и ребятами из «Рубика-Кубика» (которые совместно с библиотекой и организовали встречу). Честь им и хвала.
Наш игровой клуб тоже решил не оставаться в стороне и небольшой игровой десант высадился по указанным координатам. Буквально через 15 минут после начала встречи зал был переполнен, к счастью, мы пришли заранее…
…Вокруг творилось торжество Дженги. Башня за башней воздвигались и рушились одна за другой, детали рассыпались по полу, звучал торжествующий смех и стенания побеждённых. Учитывая размеры помещения, всё это создавало изрядную какафонию, но, несмотря на все препятствия, партия началась».
На следующих игротеках мастер-класс показывали члены клуба настольных игр. Руководитель клуба Кирилл Чередник представлял популярные в этом сезоне «настолки» – игру на выживание «Лодка», «Stone age» и др.
А на декабрьской игротеке присутствовал руководитель ещё одного клуба настольных игр Алексей Фролов, давний друг библиотеки, устроивший коллективную игру в «Пирамиду Солнца», которую все восприняли на «ура».
Члены клубов настольных игр стали постоянными участниками библиотечных игротек. Ребята не только показывают высокий класс, заряжают остальных присутствующих игровым азартом, но и дают рекомендации, какую игру выбрать, устраивают интересные презентации.
Так, на одной из заключительных игротек уходящего года были представлены игры «Активити», «Анти-монополия» и «Агрикола».
Настольная игра «Агрикола» – для интеллектуалов! Эта игра, появившись в 2007 году, взорвала немецкий игровой мир. Она собрала целую кучу международных призов и долгое время сохраняла первое место в главном мировом рейтинге лучших настольных игр, до сих пор оставаясь в первой тройке. Её создателем стал Уве Розенберг, известный по таким играм, как «Бонанза» и «Мамма Мия» (игры носят ярко выраженный развлекательный характер). Чрезвычайно сложная и разнообразная игра с огромным числом игровых элементов: более 300 деревянных деталей (включая миллион животных!), 360 карт, игровые поля, жетоны…
Само слово «Agricola» означает «Земледелец» – вам предстоит стать фермером и добиться того, чтобы изначальный кусок земли и двухкомнатная хижина превратились в настоящую процветающую ферму – большой дом, богатые урожаи, тучные стада домашних животных… Растёт семья, и необходимо позаботиться о её пропитании. Все действия в этой игре заключаются в добывании и рациональном распределении ресурсов (например, добыв дерево, можно построить загон для скота или дополнительную комнату) – причём развивать необходимо все сферы. Таким образом, почти всё в этой игре зависит именно от умения игрока разумно использовать имеющиеся ресурсы в нужный момент времени.
Вот как описывает ход игры один из её участников: «Слава с первых минут начал осваивать премудрости животноводства, вскоре на его земле появилось чудо конструкторской мысли под названием “Загон для скота”. Удивительное изобретение позволяло содержать животных вне дома! Поражённые гением Славы, остальные участники несколько поотстали, но вскоре наверстали упущенное. Стас первым достроил комнату в усадьбе и вскоре магическим образом у него появился помощник. Марьям никак не могла справиться с продовольственным кризисом, продолжая кормить своих работников зерном и рыбой. Я, кусая локти от досады, пытался нагнать чересчур талантливых новичков. Вскоре ситуация выровнялась, пробелы в правилах оперативно восполнялись функцией “помощь Александра Мамонтова по телефону”, игроки стали понимать, что происходит на игровом столе, а я наконец получил третьего фермера. С этого момента хаос начал переходить в порядок. Поля заколосились пшеницей и заоранжевели овощами, в “огороженных загонах” паслась всякая живность, еда перестала быть насущной необходимостью, а халупы с соломенной крышей постепенно перестраивались в шикарные особняки. Одним словом, жизнь налаживалась! Но, увы, тот, кто знаком с Агриколой, знает свойство этой игры: стоит тебе решить проблемы с питанием и заняться развитием хозяйства, как наступает 14 ход. Полёт Икара обрывается на самом интересном месте, и наступает время подведения итогов:
Слава – 9 очков
Марьям – 10 очков
Стас – 15 очков
Кирилл – 22 очка».
«Анти-монополия» – это совершенно новая вариация развития экономической игры. Вначале игрокам предлагается выбрать, за кого они будут играть: за монополиста или конкурента.
Активисты молодежного движения “Отрыв!!!”-участники игротеки, выбрали игру «Активити». Разбившись на мини-команды, они соревновались в отгадывании слов. Слово или словосочетание нужно объяснить одним из трёх способов: можно объяснить другими словами, можно показать пантомимой, можно нарисовать. Игра идёт на время: чем больше слов сможет успешно показать-объяснить-нарисовать игрок, и чем больше слов будет угадано командой, тем больше очков будет получено. В игре 440 карточек (более 2 500 слов и словосочетаний) разной степени сложности. Несмотря на это, игра весёлая, творческая, проходит на эмоциональном подъёме.
Молодые участники игротеки с восторгом отзываются о библиотечном новшестве: «Было на самом деле здорово! Присоединяйтесь все желающие, в библиотеке вам всегда рады!», «Друзья, это была реально классная ИГРА!!! БОЛЬШОЙ РЕСПЕКТ!!!» – и подобных отзывов много.
Вот что написал участник игротеки Станислав Кабацков:
«Мне понравилось, давно так не сидел, сразу вспомнил приятно проведенные вечера в недалеком детстве. Как приятно и страстно мы играли, сразу нахлынули воспоминания. Да и сам процесс довольно занимателен. Незаметно пролетело время в приятной компании».

Игры электронные : дружно, шумно и многолюдно

Одновременно с продвижением настольных игр в зале активного досуга библиотеки организована площадка для электронных игр. Игра осуществляется через игровую приставку «Nintendo WII». В игры могут играть от одного до четырёх человек.
В настоящее время в электронной игротеке насчитывается более 40 игр для ребят от трёх лет и старше.
Для самых маленьких – игра «Mariokart» – увлекательные гонки с разными уровнями сложности: картинг и мотоспорт с героями игры «Супер Марио».
Пакет игр «Wii Sports» представляет на выбор такие виды спорта, как большой теннис, боулинг, бокс, гольф, бейсбол. «Wii Sports Resort», кроме того, позволяет сыграть в фрисби, баскетбол, настольный теннис, попробовать себя в фехтовании, стрельбе из лука, велосипедном и воздушном спорте, посоревноваться в гребле на каноэ, прокатиться на водном мотоцикле. Игра-бродилка «Go vacation» проходит на острове приключений и знакомит с 50 видами спорта и другими активными развлечениями.

Проверить себя на меткость можно, сыграв в игру-стрелялку «Links crossbow training», а игра «Wii Fit Plus» станет для участников тренировочным курсом фитнеса, а также пригласит в мир оригинальных игр.
Особой популярностью пользуются танцевальные игры «Just dance 3» и «Hottest party 4», представляющие собой синхронные танцы.
Игротека электронных игр открылась одновременно с игротекой настольных игр. Реклама электронных игр началась в дни осенних школьных каникул. Ребята – участники библиотечных мероприятий в ходе соревнований зарабатывали «юны» – валюту Юношеской библиотеки. «Юны» можно было потратить на электронные игры (один «юн» – 10 минут игры). Кстати сказать, электронные игры – платная услуга библиотеки. Установленная цена – 50 рублей за 30 минут игры с человека. Скидки даются командам игроков.
Информация об электронной игротеке распространялась по школам г.Сыктывкара. Кроме того, с электронными играми знакомили участников настольной игротеки. Часть ребят с удовольствием окунулась в виртуальный игровой мир.
В настоящее время основной контингент электронной игротеки – школьники второго – шестого классов. Консультантами являются сотрудники отдела чтения и досуговой деятельности. Электронная игротека открыта ежедневно, здесь всегда оживлённо.
В последнее время стали популярными семейные игры: библиотека проводит электронную игротеку для молодых семей.



Клуб «Литературная среда» на игротеке

В Юношеской библиотеке уже не первый год работает клуб молодых инвалидов «Литературная среда». Ребята-члены клуба узнали об игротеке и загорелись желанием попробовать себя в качестве игроков.

Теперь они – постоянные участники настольной игротеки, кроме того, с увлечением сражаются в электронные игры (для членов клуба «Литературная среда» эти игры бесплатны). Для удобства определены часы бесплатной игры для молодых инвалидов – ежедневно первый и последний часы работы библиотеки.

Первые итоги

Прошло не так много времени с момента открытия игровых библиотечных залов. Можно сделать первые выводы.

Востребованность игротеки не вызывает сомнений. Молодёжи недостаёт зон общения и неформального досуга и библиотечная игротека стала желанным местом отдыха и веселья.

Участники игротеки отмечают доброжелательную обстановку как на игровых площадках, так и в целом в библиотеке. Комфортность создаёт и современный молодёжный дизайн, со вкусом оформленные залы.
Ещё один плюс – реальная возможность для установления дружеских связей между молодыми людьми в процессе игры.
К тому же часть посетителей игротеки стала читателями Юношеской библиотеки.
А что требует доработки?
В ходе проведения игротек выяснилось, что надо докупать игры, рассчитанные на двух игроков. К тому же, некоторые игроки сетуют на усложнённые игровые правила, что отбивает у них интерес к игре.
Что касается электронных игр, их репертуар рассчитан на школьников младшего и среднего возраста, нет игр для более старших ребят. В дальнейшем целесообразно было бы отбирать новые молодёжные электронные игры при участии заинтересованных молодых людей.
«Игра – вид деятельности, заключающийся в психологической вовлечённости в некий процесс» (из Википедии). Совместное участие в игре нескольких человек выводит играющего человека на качественно новый уровень, играет важную роль в формировании социального поведения.
Игра – основной вид деятельности ребёнка, т.к. процесс игры – многогранная шлифовка личности.
Однако несправедливо считать игру лишь достоянием детства. Для взрослых игровой процесс – ни с чем не сравнимая творческая разгрузка, возможность активно отдохнуть, вспомнить себя ребёнком и получить большой положительный заряд. Это и привлекает в Юношескую библиотеку молодёжь города. С открытием игротеки Юношеская библиотека стала весёлым и шумным местом молодёжного досуга.

Цель данного проекта - стать связующим звеном для тех, кто увлекается настольными играми, и тех, кто только начинает знакомиться с этим хобби.

Игротеки проекта «Играем с нами!» - это мероприятия, на которых совершенно бесплатно можно поиграть в различные настольные игры.

Ближайшие игротеки состоятся 18 и 19 мая 2019. Уз найте подробности .

Этот проект посвящается всем, кто:

  • любит настольные игры или хочет побольше узнать о них;
  • ценит живое общение;
  • предпочитает проводить время не только весело, но и с пользой;
  • хочет найти новых друзей и единомышленников.

В чем особенность игротек «Играем с нами»?

  • На игротеках представлены только лучшие настольные игры: актуальная классика игр со всего мира и новинки, которые совсем недавно появились в России.
  • Здесь вам помогут выбрать игры по вкусу и настроению, а также разобраться в их правилах.
  • В большинстве мест вам предложат скидку на покупку понравившихся настольных игр.

Где и как часто проходят такие игротеки?

Обычно игротеки проходят в выходные дни примерно один раз в месяц. С каждым новым мероприятием проект «Играем с нами» становится все более популярным. Уже сейчас к нам присоединились более 30 крупнейших городов России и ближнего зарубежья.

Адреса ближайших игротек и точное время проведения смотрите в .

Как поучаствовать в игротеке?

Все мероприятия проекта абсолютно бесплатны и не требуют предварительной записи. Просто найдите в списке игротеку своего города, приходите и играйте с нами!

Где можно узнать последние новости об игротеках?

Следите за нами здесь, на официальной странице проекта!

Фотографии с уже проведённых игротек








Главный сайт по настольным играм в России. Русскоязычный аналог boardgamegeek.com. Включает базу игр, игровых компаний, персон, клубов, сайтов, событий и новостей, связанных с настольными играми. Даёт возможность пользователям создавать свои коллекции, рейтинговать игры и общаться на тему этого захватывающего хобби.

Tabletopia цифровая платформа для настольных игр с поддержкой PC, iOS и Android. Она дает возможность дистанционно играть как в популярные, так и совсем новые настолки в интерфейсе максимально приближенном к партии за реальным игровым столом. С её помощью игровые авторы и издатели могут с легкостью переносить свои игры в цифровой формат. И все желающие создавать и тестировать свои собственные настолки.

PrintFun.ru - обширная коллекция бесплатных игр в формате «распечатай и играй». В каждом PDF-выпуске - одна или несколько игр, чтобы сыграть в которые вам потребуются только принтер, бумага и карандаши.

Как провести игротеку?

Под игротекой можно понимать разные вещи. Кто-то называет так личную подборку настольных игр или коллекцию, которую вместе собирает компания друзей. Другие имеют в виду публичные игротеки — общедоступные наборы настольных игр в школе, больнице, кафе. Третьи называют игротеками игровые встречи — еженедельные дружеские сборища или фестивали городского значения на сотни человек.

Прежде чем вы начнёте собирать собственную коллекцию настолок, советуем познакомиться с нашими подборками игр на все случаи жизни . О лучших местах для приобретения настольных игр вы узнаете из раздела . О том, где можно узнать дополнительную информацию об отдельных настольных играх и в общем, расскажет раздел «Что почитать?» .

Игровая встреча

Ваша компания регулярно собирается, чтобы поиграть в настольные игры? Тогда не лишне составить расписание: по каким дням недели вы собираетесь, у кого проходит встреча, в котором часу она начинается и сколько времени длится. Продумайте, что делать, если кто-то из игроков не придёт: хватит ли участников для той настолки, в которую вы собирались играть, а если нет, то имеются ли альтернативные варианты. Заранее приготовьте всё нужное, расчистите игровое пространство, при необходимости организуйте напитки и закуски. Особенно важно обратить внимание на все эти нюансы, если вы играете в ролевую игру, которая, как правило, растягивается на несколько встреч.

У постоянных участников вашей игровой компании может быть особый статус. Чьи-то игровые предпочтения отражают вкусы большинства? Дайте ему полномочия выбирать новые игры для вашей общей коллекции. У кого-нибудь получается быстро и доходчиво объяснять правила? Назначьте его ответственным за обучение основам игры. Кто-то — прирождённый дипломат? Пусть разрешает споры, которые могут возникнуть во время игры.

Маленькие хитрости

Даже герои сериала Lost знают толк в настолках

Перед началом партии договоритесь, сколько времени игроку разрешается думать над ходом. При необходимости обзаведитесь таймером.

Решите, кто из игроков будет «казначеем» — ответственным за раздачу фигурок, жетонов и прочих мелких деталей, которые удобнее хранить в коробке, а не высыпать на стол.

Обсудите, не стоит ли дать фору неопытным игрокам или детям, и если да, то какую именно.

Когда в компании долго играют в одну и ту же настолку, нередко появляются так называемые «домашние правила» — принятые в этом кругу изменения и варианты базовых правил. Чтобы «домашние правила» не стали неожиданностью для кого-то из участников, утверждайте их перед каждой партией.

Возможно, стоит предусмотреть символическую награду для победителя или утешительный приз для побеждённого, особенно если вы играете с детьми.

Играйте не просто так, а на интерес. Основные идеи игровых поощрений и наказаний вы можете найти на сайте PrintFun.ru .

Организуйте турнир по вашей любимой игре. Придумайте схему подсчёта очков и повесьте турнирную таблицу на видном месте. Вы можете награждать абсолютного победителя турнира или отмечать лидера по очкам еженедельно.

Держите под рукой фотоаппарат. Даже если вы не собираетесь делать фотоотчёт, особо выдающиеся игровые ситуации вам наверняка захочется сохранить для потомков. Кроме того, если вы решите отложить незавершённую партию, то в следующий раз сможете восстановить расклад по фотографиям.

Игровые аксессуары

В коробку укладываются все составляющие игры

Внутренности коробки западного производства, скорее всего, приспособлены для хранения элементов игры. Вы можете аккуратно разложить фишки, колоды карт, игровое поле в предназначенные для этого отделения. Вся эта гармония наверняка не переживёт переворота коробки вверх тормашками, но вы же не в футбол собираетесь ей играть. Иногда в коробку вкладывают резиночки для карт и полиэтилиеновые пакетики для фишек или жетонов. Не стесняйтесь пользоваться этими нехитрыми приспособлениями, а при случае заведите собственный запас: отечественный производитель пока не столь внимателен к удобству игроков.

Пластиковые или деревянные фишки, качественно изготовленные картонные жетоны и поля наверняка прослужат вам не одно десятилетие, а вот карты довольно быстро изнашиваются, особенно если их требуется часто тасовать. Любители коллекционных карточных игр, не понаслышке знакомые с этой проблемой, пользуются специальными защитными пакетиками. Такие подойдут и для настольных игр — но прежде чем приобретать пакетики, убедитесь, что они они подходят вам по размеру.

Из других полезных аксессуаров, которые полезно держать под рукой во время игровой встречи, можно назвать жетоны (в магазинах домашних товаров продаются разноцветные стеклянные капельки, прекрасно подходящие для многих настольных игр), песочные часы, набор игральных костей (помимо классических кубиков, в настолках иногда используются кости с 4, 8, 10, 12, 20 и даже 100 сторонами), коробочки и мешочки. Аксессуарами для настолок торгуют многие интернет-магазины, перечисленные в разделе , также широкий выбор представлен в магазине CardPlace.ru.

Часто любимую настолку надо взять с собой — например, в отпуск или на турнир. Обычно в таком случае лучше оставить коробку дома, а упакованные в пакетики игровые элементы рассовать по карманам сумки или рюкзака. Любители военно-тактических игр часто заводят специальные чемоданчики, в которых удобно размещают свои армии и аксессуары. Если вы берёте несколько игр сразу, посмотрите, нет ли в них взаимозаменяемых элементов — таких можно взять только один комплект.

Где играть

Во многих городах России и зарубежья действуют клубы настольных игр. Найти ближайший к вашему дому клуб вы можете на сайте энциклопедии Tesera.ru или Ассоциации клубов настольных игр .

Ассоциация клубов настольных игр учреждена в конце 2012 года по инициативе руководителей клубов из 10 городов России с целью развития клубного движения и популяризации настольных игр в России и странах СНГ. Среди основных направлений деятельности АКНИ числятся создание единой базы клубов, организация и проведение турниров, игровых мероприятий и единых акций, направленных на популяризацию настольных игр, создание российской рейтинговой системы игроков, взаимодействие с зарубежными Ассоциациями настольных игр и организация участия представителей российских клубов в международных турнирах и выставках, помощь в создании клубов и клубных фондов игр, проведение оптовых закупок игр и сопутствующих товаров у производителей для удовлетворения потребностей клубов, организация и координация благотворительных игротек и акций, а также участие клубов в издательстве настольных игр.

 

Возможно, будет полезно почитать: