День космонавтики сценарий для начальной школы. День космонавтики в школе ― Сценарий мероприятий для начальной школы и викторина. Какие темы следует рассмотреть с учениками школы в День космонавтики

Праздник космоса для учащихся начальных классов (материал к празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина)

12 апреля ___ года исполнилось _____ лет со дня полета первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

День космонавтики - большой всенародный праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, служащих, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.

День космонавтики может быть отмечен разнообразными формами работы. Это могут быть: литературно-музыкальная композиция; игра-путешествие «Школьник, не забудь, в космонавты держишь путь»; игровая программа «В космос всем открыта дверь, ну-ка, сам себя проверь!»; конкурс рисунков на тему «Летит космонавт и над всею планетой проносит отчизны своей эстафету!»; конкурс стихов и песен о космосе; беседы на темы «От ракеты ученической до ракет космических», «Сказка становится былью».

Предлагаем примерный вариант праздника с использованием литературно-музыкальной композиции и игровых конкурсов- соревнований.

Праздник может проходить в актовом или спортивном зале школы. В оформлении зала используются лозунги: «Жить хорошо нельзя, жить нужно с увлечением» (С. П. Королев), «Мы все хотим побывать на Луне», «Космонавтом хочешь стать - надо много- много знать», «Космонавты растут среди нас».

На сцене портреты Ю. А. Гагарина, К. Э. Циолковского, С. П. Королева. Портреты других космонавтов - в зале. Форма у детей спортивная, стулья желательно расставить полукругом, чтобы оставить свободной площадку перед сценой.

Ход праздника

На сцену выходят ведущие.

1-й ведущий . Наш праздник мы посвящаем первому полету первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

На экране - кадры из кинофильма или диафильма.

2-й ведущий. Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время - 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Чтец.

Рассвет еще не значит ничего,

Обычные «Последние известия».

А он уже летит через созвездия,

Земля проснется с именем его.

«Широка страна моя родная»...

Мы наши сводки начинаем с них.

И я недаром это вспоминаю.

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла и из праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлет в космос ныне сына своего!

К. Симонов

Ведущий . Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетающего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Га-га-рин», «Юрий», «СССР». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Простого, обаятельного человека. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово «космонавт». (На экране портрет Ю. А. Гагарина.)

Чтец.

Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век.

И первый из первых в ракете

Советский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один по Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле!

Не зря потрудились умелые руки

Во славу народа, во славу страны!

Рабочие люди и люди науки

Содружеством мирным сильны!

С. Михалков

Песня «В ГОСТИ К ЗВЕЗДАМ» (сл. М. Пляцковского, муз. С. Туликова)

1. Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости ребят-октябрят.

Собраться в дорогу недолго для нас -

И вот мы к полету готовы сейчас.

2. Скомандует диктор: «Внимание - взлет!» -

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

3. Хотим мы с тобой подружиться, Луна,

Чтоб ты не скучала все время одна!

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть!

1-й ведущий . Ю. А. Гагарин проложил дорогу к звездам. Он был первым, поэтому его и называют пионером космоса.

2-й ведущий . После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

3-й ведущий. Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои!

4-й ведущий. Всмотритесь, ребята, в эти лица! (На экране проецируются портреты космонавтов, называются их имена.)

Чтец.

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвется...

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели свой добьется!

Н. Добронравов

1-й ведущий . Первыми космонавтами были пилоты-летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

2-й ведущий . И условия работы космонавтов стали иными. «В своем первом полете я даже побриться не мог, а на борту «Салюта» была настоящая баня» (из рассказа А. Николаева).

3-й ведущий . Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи.

Чтец.

Нашим ученым дороги ясны

Будут в космической мгле,

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Проложим дороги к далеким мирам,

В ракетах в Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Из песни «Звездная дорога» (сл. Г. Селянина, муз. А. Фаттаха)

1-й ведущий. Если спросить наших космонавтов, с чего начиналась дорога в космос, непременно услышишь ответ: «С мечты».

2-й ведущий . Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

1-й ученик.

Мы спешим скорее в школу,

В наш любимый класс.

Много дел больших и новых

Ожидают нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы -

К тайным, сказочным планетам,

В дальние миры.

2-й ведущий. Ребята! А вы хотите побывать в космосе? (Да.)

2-й ученик.

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж!

Чтец (по микрофону за сценой). Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса «Земля - Марс - Луна - Земля». Участники рейса прошли сложные испытания и сейчас покажут нам свою готовность № 1.

(Группы ребят (команды) поочередно дружно произносят название ракеты, свой девиз. Названия ракет могут быть разные: «Дружба», «Звездолет», «Космос», «Смелые» и т. д.)

1-й ученик. Команда к полету готова! Командир (имя, фамилия ученика).

Ведущий . В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила. Я буду называть начало правила, а вы все вместе должны его продолжить. Итак...

Ученик, не забудь,

Все. В космонавты держишь путь!

Ведущий. Главным правилом у нас -

Все . Выполнять любой приказ!

Ведущий. Космонавтом хочешь стать -

Все. Должен много, много знать!

Ведущий . Любой космический маршрут

Все . Открыт для тех, кто любит труд!

Ведущий . Только дружных звездолет

Все. Может взять с собой в полет!

Ведущий. Скучных, хмурых и сердитых

Все . Не возьмем мы на орбиту!

Ведущий . Молодцы, ребята! Какая же ракета первой выйдет на старт? Это решит считалка (проводится с капитанами команд).

Считалка «РАКЕТА»

Летел в ракете,

На далекой

Был планете.

Там обедал

В синеве,

А под вечер

Был в Москве.

Из ракеты

Той, друзья,

Самым первым

Ученик, на которого падает последнее слово «я», вместе с командой первым занимает место в ракете. Запуск ракеты сопровождается шумовыми эффектами, записанными на пленку.

Ведущий . Внимание! Внимание! Всем приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни!

Командир. Есть пристегнуть ремни!

Ведущий. Запустить двигатели!

Все . Есть запустить двигатели!

Ведущий. Включить контакты!

Все . Есть включить контакты!

Ведущий . Пять, четыре, три, два, один - пуск! (Слышится звук взлетающей ракеты.)

Ведущий.

Поднимается ракета,

Чертит небо ярким светом.

Оказались на орбите.

Все. Ура! Ура! Ура! Летим!

Команды занимают отведенные для них места, им предлагаются конкурсы-соревнования.

Игра-эстафета «Что возьмем с собой в космос».

На полу разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик-торт, фотография ребенка, будильник, колбаса.

В ходе эстафеты каждый игрок должен взять по одной картинке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.

Конкурс «В космос всем открыта дверь,

Ну-ка, сам себя проверь!».

Предлагаемые вопросы следует предварительно обсудить с ребятами.

1. Когда отмечается день космонавтики (назовите день и месяц)?

2. Можно ли назвать Юрия Гагарина пионером, почему?

3. Назовите отечественных космонавтов-женщин.

4. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

5. Какие профессии побывали в космосе?

6. Почему несколько экипажей кораблей назывались международными?

7. Как называется город, в котором живут и работают космонавты?

8. Где находится взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли?

Ведущий. Сейчас мы проверим здоровье наших игроков на первых минутах полета.

От каждой команды выходит по 5 мальчиков и по 5 девочек. Мальчики и девочки работают парами. По сигналу ведущего мальчик надувает шар, девочка помогает завязывать. Затем необходимо быстро связать все нитки от шаров. Один из игроков команды, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.

Эстафета «Кто скорее составит слово «КОСМОНАВТ»?

Ведущий раздает игрокам карточки размером 20 X 30 см с написанными на них буквами. Карточки расположены беспорядочно, перемешаны и перевернуты обратной стороной вверх. По сигналу «Три, два, один - старт!» игроки команд переворачивают карточки вверх буквами и быстро складывают слово «КОСМОНАВТ».

Эстафета «Невесомость».

На одной стороне зала у стартовой черты ребята держат жезл с надписью «Земля». На противоположной стороне зала у ребят жезлы с надписями «Марс», «Венера». Между планетами Земля, Марс, Венера на равном расстоянии находятся по три больших обруча, внутри которых надпись «невесомость».

Ведущий разучивает с ребятами стихи:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Раз! Два! Три!

После этих слов стоящий первым игрок бежит вперед, но, встретив на пути «невесомость», должен вокруг каждого круга- обруча проскакать на одной ноге. Когда один игрок достигает планеты Марс или Венера, стартует следующий игрок, и т. д.

Выигрывает та команда, которая первой выстроится около планеты Марса или Венеры.

Ведущий засекает время и в конце объявляет результат.

Конкурс «Космический словарь».

На двух сторонах доски закреплены чистые листы ватмана. На каждом из них сверху надпись «Космический словарь».

Ведущий предлагает игрокам команд по очереди добежать до доски и написать под одному слову, имеющему отношение к полету. Например: спутник, скафандр, космодром, луноход, ракета и т. д. Время игры 3-5 минут. Выигрывает команда, написавшая больше и правильнее слова.

Конкурс «Назовите космонавтов».

В конкурсе участвуют все. Под звуки музыки по залу от одного к другому передается «волшебная» палочка. Кому она попадет в руки, тот должен быстро назвать фамилию космонавта или корабль, на котором он летал. Выигрывает команда, которая назовет больше фамилий и кораблей.

Ведущий . Ребята, а теперь отгадайте загадки.

1. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?... (Звездолет.)

2. Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Луноход.)

Итак, мы стали космонавтами. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать? Каким должен быть космонавт? (Смелым, честным, находчивым, любознательным, образованным, скромным, сообразительным, добрым, дружелюбным.)

Ведущий . Ребята! Вы все хорошо прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу. Теперь мы возвращаемся на Землю. (Слышится шум запускаемой ракеты.)

Ведущий . Внимание! Всем приготовиться к спуску!

Дети. Есть приготовиться к спуску!

Подведение итогов. Награждение.

Исполнение общей песни «14 минут до старта».

Дополнительный материал

Песня «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ЭКИПАЖ»

(сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова)

1. Как на поле космодрома

Выбегаем мы по двор.

Принимаемся за дело дружно:

Из качелей возле дома

Нужно сделать тренажер,

К невесомости привыкнуть нужно.

Припев:

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим,

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж.

2. Если нет у нас скафандра,

Чтоб отправиться в полет, -

Смастерить его мы сможем.

Нам стекло от старой фары

Для скафандра подойдет

И картонная коробка тоже.

Припев:

3. Чем же мы не космонавты,

Если каждому из нас

Даже снится орбитальный комплекс?

И согласны мы хоть завтра,

Хоть сегодня, хоть сейчас

Прокатиться на ракете в космос.

Припев:

ГАГАРИН НА ЗЕМЛЕ

Скажешь: «Гагарин!» - и вдруг перед нами

Ввысь устремляется, вихрем влекомый,

В небо взметнув прометеево пламя,

Степь оглушая восторженным громом.

Въяве увидишь, как он, вдохновенный,

Нить золотую нижет витками,

Шар облетая и струны Вселенной

Трогая в смелом полете руками.

Струн тех невидимых чуя сплетенье.

Мчится меж ними в безмерные шири.

Вслушайся! В сердце вливается пенье -

Мчится он, дерзким полетом нарушив

Звездной Вселенной покой вековечный.

Слушают чуткие звездные уши

Сердца биенье и вздох человечий.

Вижу: спокойствие глаза под бровью,

В ясной улыбке свечение жизни.

Слышится с неба: «В порядке здоровье.

Слава родимой Советской отчизне!»

Наш современник, он жил между нами,

Нового ждал от отчизны заданья.

Преданный, вечно готовый с друзьями

К новым разведкам тайн мирозданья.

Он и сейчас между нами, живыми,

И не умрет о нем память народа,

Вечно пребудет в сердцах его имя

Зовом и символом смелого взлета!

А. Сурков

ЗВЕЗДНАЯ ПЕСЕНКА

(сл. В. Орлова, муз. И. Арсеева)

Гремят космодромы, как дальние грозы,

Глядят космонавты на шар голубой,

А где-то сияют высокие звезды,

Что будут открыты и мной, и тобой.

Просторы Отчизны ничто не тревожит,

Земля задремала, и город притих...

А Главный конструктор закончил,

быть может,

Чертеж звездолетов твоих и моих.

Плывут они где-то своими путями,

Сейчас неизвестно им даже самим,

Что названы будут они именами,

И очень возможно - твоим и моим.

Полночные звезды сошли к изголовью,

Зовут за собою, тихонько звеня.

Нам Родина верит и смотрит с любовью,

И дарит улыбкой тебя и меня.

Ю. А. ГАГАРИН

Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие отмечают все люди. Именно к такой дате относится день 12 апреля 1961 года. С того праздничного утра началось обживание космоса. Все более мощные ракеты поднимаются к звездам. Но чем дальше уходит от нас год первого полета человека в космос, тем громче, торжественней звучит имя первопроходца Вселенной. Ю. Гагарина любили все. У него обычная биография. Внук рабочего Путиловского завода, сын крестьянина, Ремесленное училище, техникум, аэроклуб, летная школа - вот вехи его пути. Но Гагарин любил и умел трудиться. И поэтому он стал героем.

Веками люди мечтали о полетах к звездам... В 1960 году была осуществлена серия полетов космических кораблей с автоматическим управлением, «пассажирами» которых были животные.

Наконец, 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический корабль «Восток», на борту которого находился человек. Обогнув Землю, корабль приземлился на волжской земле под Саратовом. Первым в мире космонавтом стал Ю. А. Гагарин.

Ночью перед полетом Юрий проспал 8 часов, проснулся бодрым и спокойным. Он был уверен, что все будет хорошо. Гагарин поднялся на корабль. Взревели двигатели ракеты мощностью в 20 млн лошадиных сил. Космический корабль «Восток» устремился ввысь. На трехсоткилометровой высоте «Восток» вышел на орбиту. Он мчался вокруг Земли со скоростью 28 тысяч километров в час. Полет продолжался 108 минут. Корабль совершил полный виток вокруг Земли и плавно опустился в заданном районе. Так началась эра пилотируемых полетов в космос.

Галина Бардакова

В моей организации проводятся мероприятия не только на базе самого учреждения, но и в школах, с которыми у нас налажено взаимодействие.

Предлагаю план-конспект игры, которая была разработана мной в соавторстве с коллегой специалистом по социальной работе С. А. Такмашовой.

Цель: обобщение и совершенствование знаний учащихся о космосе и космических телах.

1. обучающие: расширение общего кругозора детей; закрепление знаний о фактах и терминологии о космосе; формирование знаний о планетах и иных космических телах в игровой форме;

2. воспитывающие: формирование навыков работы в команде, коммуникативных навыков; воспитание уважительного отношения друг к другу и к чужому мнению; формирование навыков уметь слушать и слышать других;

3. развивающие: развитие логического мышления, памяти и речи, как устной, так и письменной; развитие координации; развитие творческих способностей и творческого мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: знать дату Всемирного дня космонавтики, терминологию о космосе; знать, какому событию посвящен Всемирный день космонавтики; знать имя человека, который полетел первым в космос; знать, какие есть планеты в Солнечной системе, какие бывают космические тела; знать, каким образом можно изучать космос.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь обобщать и делать выводы.

Регулятивные: уметь четко высказывать свое предположение; уметь проговаривать последовательность действий; уметь планировать свою деятельность; уметь контролировать свои действия и соотносить их с результатом.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать других, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, уметь следовать правилам общения в коллективе; уметь договариваться с другими.

Личностные: развивать способность критически мыслить; развивать способность давать самооценку своей деятельности; развивать творческое мышление.

Техническое оснащение: зашифрованное письмо; шифр; карточки «Доскажи словечко»; пазлы на сюжет мультфильма «Валли»; звездочки из бумаги; карточки-звезды с загадками; плакат созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица»; карточки с заданиями на Неизведанной планете; космический мусор (кубики, игрушки); лента; платок; карточка для самопроверки.

Ход занятия

1. Мотивация деятельности

Ребята, скажите, какой сейчас идет месяц? (апрель)

А какой ближайший праздник будет в нашей стране? (дети высказывают свое мнение)

Как вы считаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее с вами занятие? Назовите примерную тему (День космонавтики)

Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие по неизведанным планетам. Вы готовы поиграть? (Готовы)

2. Актуализация знаний

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, потому что его ориентирами были звезды. Человек населил небо богами, но и сам хотел добраться до него. И тогда появлялись легенды о летающих людях, фантастические романы о полетах людей. А в XX веке появились первые самолеты, в космос полетели ракеты.

Наступило утро 12 апреля 1961 года. Ребята, скажите, что случилось в этот день? (Первый полет человека в космос)

Сколько лет будет в этом году со дня первого полета человека в космос?

Итак, в этом году первому полету человека в космос исполняется 55 лет. И мы, как Ю. А. Гагарин, тоже хотим быть участниками процесса исследования космоса. Так вот, недавно к нам пришло интересное письмо из космоса. Оно зашифровано.

3. Этап планирования деятельности

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы его расшифровать?

Таким образом, мы с вами отправимся в путешествие в космос по планетам искать ключи шифра (шифр основан на буквах русского алфавита).

Однако мы все вместе с вами не поместимся на одном корабле. Значит, что нам необходимо сделать? (Разделиться на две команды)

Каждой команде необходимо придумать свое название и выбрать капитана корабля.

4. Этап практической деятельности

У нас имеется две команды. Каждая команда, выполняя правильно задания, будет получать звездочки. Команда, получившая больше всего звездочек будет получать часть шифра.

Итак, прежде чем отправиться в космос капитаны кораблей должны пройти соответствующие испытания на тренировочной базе. Их будет два:

1. Испытание на координацию (пройти с завязанными глазами по ленте, не потеряв равновесия). Капитан, справившийся с заданием получает звездочку.

2. Испытание на сообразительность (сбор космического мусора, не сходя со стула, на котором сидит капитан команды). Капитан, собравший большее количество «мусора» получает звездочку.

Молодцы! Теперь мы видим, что вы готовы, и выходим в открытый космос.

Ребята, как называется наша галактика? ("Млечный путь")

Мы с вами пролетаем по Млечному пути, и первое, что мы встречаем – это созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица».

Сейчас капитаны команд будут вытягивать по звездочке из файла, прикрепленного к плакату с созвездиями «Большая медведица» и «Малая медведица», и загадывать их своей команде. За каждый правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итог.

Мы покидаем Млечный путь и сталкиваемся с новой планетой S490.

Вас ждет испытание «Доскажи словечко»:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете -

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная …

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …

За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Подводим итог.

Ребята, мы получили сигнал бедствия с загадочной планеты «Роботиния». Как вы думаете, откуда такое название? (На ней живут роботы)

Правильно, но эти роботы сломались, и нам необходимо помочь им. Мы раздадим вам пазлы, которые необходимо собрать в один рисунок и ответить на вопрос, из какого мультфильма взяты эти роботы. Команда, собравшая первой единую картинку, получит звездочку.




Молодцы! А мы между тем направляемся дальше, и прибываем на неизвестную планету, где не ступала нога человека. На ней живут непонятные существа. Мы не знаем их и их языка тоже не знаем. На этой неизведанной планете вам предстоит пройти последнее испытание, а именно: капитаны команд выберут из предложенных карточек («Вы хотите купить трех зайцев» или «Вы хотите поиграть в футбол») одну с заданием и, используя только жесты, не говоря ни слова, попытаются объяснить то, что они хотят получить, своей команде. За правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итоги.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Итак, мы получили все части шифра. Теперь пора вернуться на Землю, тренировочную базу.

Мы нашли шифр, что теперь мы можем сделать?

Разгадка шифра является вашей коллективной работой.

Один из детей зачитывает получившееся послание: «Планету – дом свой – берегите! Природу сохранить спешите!»


Подведение итогов, награждение медалями

6. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Все ли было понятно?

Что осталось непонятным?

Насколько вы были активны на занятии?

Сценарий конкурсной программы на День космонавтики в 5-6-7 классах

Цели: развивать эрудицию учащихся, изучить новый материал, закрепить пройденный; развивать ловкость и смекалку.

Предварительная подготовка . К этому мероприятию учитель может предложить учащимся для заучивания следующие стихотворения.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда!

Клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ход мероприятия

Ведущий.

Сыны и дочери планеты голубой

Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

Налажен путь в межзвездные пространства

Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперед!

Ракеты продолжают свой полет,

Стартуя с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ.

Хранит в душе он первую любовь,

Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,

Но первый был Гагарин, он был свой,

Родной, с улыбкой детской, озорной.

Когда День космонавтики справляют,

Любимца своего все вспоминают.

Но в этот день поздравим мы и тех,

Кто славу создает стране, успех:

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,

Как космонавты подвиг совершают,

И тех, кто отправляет корабли,

Стартующие с матушки-Земли, -

Всех, кто с космической наукой в жизни связан.

Народ своей любовью им обязан.

Гордится космонавтикой страна:

Она была и будет нам нужна!

Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня наша викторина посвящена Дню космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

А сейчас мы приглашаем вас, дорогие участники, на импровизированный аэродром.

Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.

На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек отмечены цифры 1 и 2. Каждый участник подходит и вытягивает карточку, смотрит своей номер команды.

Каждой из команд предлагается определенное задание. Та команда, которая первая назвала правильный ответ, зарабатывает одно очко. Победительницей мероприятия считается команда, набравшая наибольшее количество очков. Также учитывается находчивость, сообразительность и ловкость команд.

Вопросы викторины:

1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения.)

2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)

3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)

4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)

5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)

7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)

8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)

9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)

10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).

11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)

12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)

13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)

14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)

15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)

16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)

17. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)

18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянскийученый Галилео Галилей.)

19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)

20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)

21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П. Королев.)

23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (К).А. Гагарин.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)

25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)

26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)

Дополнительные сведения:

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, расположена на расстоянии 58 млн км от Солнца. Полный оборот совершает вокруг него за 88 дней.

Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета. Венера - самая жаркая планета. Период вращения вокруг Солнца - 225 дней. Двигаясь по орбите, она ближе всех подходит к Земле.

Земля . Большую часть поверхности Земли составляет Мировой океан (71%), суша - 29%. Суточное вращение земного шара происходит за 23 часа 56 минут 41 секунду. Свет от Солнца до нас доходит за 8 минут.

Марс - четвертая по расстоянию от Солнца планета, холодная и безводная. На Марсе находятся самые высокие горы - около 27 км высотой. Сутки на Марсе длятся 24 часа 39 минут. Год на Марсе длится 689 дней. Днем температура достигает 0 градусов, а ночью падает до 100 градусов по Цельсию.

Юпитер - пятая по расстоянию от Солнца. Самая большая планета, затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 12 лет. Период вращения Юпитера вокруг своей оси составляет 9 часов 50 минут; температура достигает 140 градусов.

Сатурн - шестая планета. Она отличается от всех остальных тем, что имеет около 7 колец. Все они вращаются вокруг планеты. Кольца состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов и пыли. Сатурн делает оборот за 10 часов 15 минут. Температура этой планеты 170 градусов.

Уран - это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Это седьмая планета от Солнца. По диаметру она почти в четверть больше Земли. Она вращается вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов.

Нептун - делает полный оборот за 164 года.

Плутон - последняя планета. Она находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Это самая маленькая и холодная планета.

Умницы! Оказывается, вы так много знаете о космосе, планетах и звездах, что я не сомневаюсь в ваших знаниях о зарождении жизни на нашей планете.

А знали ли вы, что возраст нашей старушки-Земли, которая является родным домом всему человечеству, очень велик. Его даже трудно себе представить: Земля возникла в звездном пространстве около пяти миллиардов лет назад! Попробуйте вообразить, почувствовать это время. Пять миллиардов - это значит пять раз взять по миллиарду лет! Вот как далек от нашего времени день ее рождения!

Для удобства изучения этапов образования нашей планеты ученые разделили историю ее развития и эволюцию жизни на отдельные эры, используя для этого некоторые естественные, характерные особенности. В свою очередь эры делятся на периоды. Продолжительность эры и каждого периода - их возраст - определена в миллионах лет.

Эра звездного существования Земли - тогда раскаленной и безжизненной - удалена от нашего времени на миллиарды лет. Атмосфера была насыщена горячим газами и водяными парами. Тучи вулканического пепла сплошной пеленой окутывали планету и не пропускали солнечных лучей. Водяные пары по мере охлаждения Земли постепенно сгущались, и наконец хлынули горячие проливные дожди, которые продолжали идти тысячелетиями... Вода - основа возникновения и существования живой материи - появилась на планете в первой половине архейской эры. Это было время образования первых древних морей и океанов. А как известно, океан - это колыбель жизни. Ведь первые живые клетки возникли именно в океане. Так на Земле появилась жизнь. Произошло это событие около двух миллиардов семьсот миллионов лет назад. Причем названная цифра научно обоснована. Она определена учеными исходя из возраста окаменелых останков первых беспозвоночных животных, первых водорослей и первых бактерий, появившихся на Земле.

В течение следующих четырех эр: протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской - наша планета обрела современные очертания. И на сегодняшний день, в век технического прогресса, мы имеем возможность исследовать космос, звездные тела и другие планеты.

Итак, мы с вами находимся на космодроме, где нас ждут команды космонавтов, мечтающие побывать в космосе, но полететь сможет только та, которая станет сильнейшей. Поэтому, чтобы стать отличным космонавтом, недостаточно быть здоровым и обладать специальными знаниями. Нужно быть еще выносливым, ловким, находчивым, легко справляться с проблемами, возникающими во время космического полета.

Задание 1.«Кольцо»

Две команды стоят параллельно друг другу. Напротив каждой команды лежит обруч. Участники каждой команды должны по очереди пролезть через обруч и занять свое прежнее место. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.

Задание 2. «Шатающийся бум»

Бум (или низкую длинную скамейку) длиной несколько метров устанавливают на высоте 30-40 см от пола или земли. Две команды выстраиваются на концах бума. По сигналу первые участники начинают передвигаться навстречу друг другу, сталкивая соперника. Свалившийся выбывает из игры. А в игру вступает следующая пара. Побеждает та команда, которой удастся перейти на противоположный конец.

Устали? Давайте немножко отдохнем. Перед вами - кроссворд , который мы сейчас дружно разгадаем.

1. Эта планета имеет семь колец. (Сатурн.)

2. Планета красного цвета. (Марс.)

6. Назовите планету, большая часть которой занимает мировой океан. (Земля.)

8. Планета, открытая с помощью телескопа. (Уран.)

Задание 3. «Кресло космонавта»

Выбирается по одному представителю от команды. Участник садится в кресло и, не покидая его, пытается собрать расположенные вокруг него десять предметов (расстояние до них должно составлять не меньше полуметра).

Задание 4. «Стрелы вселенной»

Перед каждой командой выставляется фанерный щит с изображением звездного неба. Около каждой звезды - номер. Чем меньше звезда, тем больше ее номер. С расстояния 4—5 м участник команды должен попасть дротиками в одну из звезд. Кто наберет наибольшее количество очков, тот и победитель.

Все самые трудные задания позади, осталось одно, но не менее важное. Сноровке и ловкости вам не занимать, поэтому нужно позаботиться о том, что же взять с собою в космос.

На столе разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, яблоко, кошка, скафандр, будильник, тапка, фотоаппарат, тюбик с манной кашей, ложка, тюбик с тортом и т. д. Каждый участник должен выбрать один из наиболее понравившихся ему предметов и объяснить почему.

Вот и закончились наши соревнования. Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри, которое определит сегодня победителя. Вы сегодня показали глубокие знания по астрономии, доказали, что вы можете справиться с любой проблемой.

А еще ребята приготовили вам стихотворения, которые они сейчас прочитают.

Ученики читают стихи. Подведение итогов викторины.

А нам остается попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

Уже 56 лет прошло с того знаменательного для развития всего человечества дня - 12 апреля 1961 года. Тогда именно СССР отправил в космос первого человека, вскоре благополучно вернувшегося на Землю. С 1968 года День Космонавтики, отмечающийся в нашей стране с 1962, получил статус международного праздника. В честь открытия эры космических полетов День космонавтики в школе проводят 12 апреля или накануне. Школьные праздники, посвященные полетам на ракетах, проводят как в начальных, так и в старших классах. Младшим ребятам проводят викторины и организуют веселые соревнования. Очень часто в гости к ребятам приглашают людей, лично знакомых с героями-космонавтами, инженеров-ракетостроителей или даже учителей физики и астрономии. Последние читают любопытным мальчишкам и девчонкам лекции о планетах и устройстве нашей галактики, знакомят их с основными понятиями астрономии. Мы же подготовили для вас самые интересные идеи организации мероприятий к Международному дню полета человека в космос.

День космонавтики 2017 в школе ― Сценарий проведения мероприятия 12 апреля

Мероприятие, проводимое в школе 12 апреля, выбирают согласно возрасту ребят. Например, для мальчиков и девочек младших классов можно организовать увлекательную игру «Я буду космонавтом». Дети в младших классах уже знают, что космонавтами становятся только самые смелые, ловкие, находчивые и образованные люди. Во время игры детям можно задавать вопросы о названиях планет, о космосе, Земле, первых конструкторах ракет. Правильно ответивший на вопрос ребенок получает яркий жетон или карточку. В игру могут быть включены простые конкурсы на физическую выносливость - приседания, прыжки на одной ноге, удержание равновесия. В конце игры «Я буду космонавтом» учитель подсчитывает количество жетонов, полученных каждым школьником. Победителей ждут конфеты и самодельные грамоты. Старшеклассники могут организовать праздник уже без участия учителя. В каждом классе всегда есть лидер, подросток с хорошими организаторскими способностями. Он-то и сможет предложить одноклассникам лучшие идеи проведения внеклассных мероприятий в честь Дня космонавтики - сценки, фантастические спектакли о жизни на других планетах, концерты-презентации.

Идеи проведения мероприятий ко Дню космонавтики в школе ― Спектакль «Иные миры»

Накануне 12 апреля можно всем классом отправиться в планетарий. Сам же праздник лучше провести в школе. Старшеклассники и школьники средних классов могут подготовить для малышей интереснейший спектакль «Иные миры». Спектакль может состоять из нескольких сценок и выступлений «инопланетян», попавших к нам на Землю и столкнувшихся с неведомыми им доселе правилами дорожного движения или этикета. В спектакль можно включить веселые танцевальные номера и песни на «марсианском» языке. К ребятам в гости может прилететь птица-Говорун из «Тайны Третьей планеты». Это животное, как известно, отличающееся «умом и сообразительностью» может задать мальчишкам и девчонкам вопросы, относящиеся не только к жизни в космосе, но и на Земле.

Празднование Дня космонавтики в начальной школе ― Мероприятия для младших классов

Дети 6 -9 лет ― самые благодарные слушатели и самые активные зрители. Именно поэтому любое мероприятие в честь Дня космонавтики, организованное и проведенное с душой, понравится этим любопытным мальчишкам и девчонкам. Конечно, сами ребята еще малы для самостоятельной организации концерт или постановки сценок, но в этом им могут помочь старшеклассники и родители. В гости с самым маленьким можно пригласить выпускника школы, желающего рассказать детям о космосе, кораблестроении, о тренировке космонавтов и условиях невесомости. Проводя любую лекцию или урок в начальной школе, не нужно делать выступление слишком длинным - малыши еще не умеют подолгу концентрировать внимание на чем-то одном. В какой бы форме не проходило школьное мероприятие 12 апреля, к нему заранее нужно подготовить иллюстрации с изображениями космических кораблей, орбитальных станций. Класс или зал ко Дню космонавтики нужно украсить портретами космонавтов, ракетных кораблестроителей, известных инженеров.

Идеи праздничного мероприятия ко Дню космонавтики в начальной школе ― Конкурсы «Я - будущий космонавт»

В младших классах дети просто обожают конкурсы. Если же ребята знают, что победителей ждут сюрпризы, они стараются победить в любом из предложенных соревнований изо всех сил. В случае выбора подвижных конкурсов в честь Дня космонавтики, местом проведения мероприятия следует сделать спортивный зал, школьный зал или же, в случае хорошей погоды, площадку за школой. Перед проведением подвижного мероприятия «Я - будущий космонавт» в начальной школе детей собирают в классе. Учитель или старшеклассники кратко рассказывают им о первом полете человека в космос. После этого все отправляются к месту проведения конкурсов. Список конкурсов и правила их проведения составляются заранее. Сюда могут быть включены соревнования на выносливость и скорость «Надуй быстрее шарики», на смекалку («Космический словарь» с угадыванием слов, относящихся к космосу), разгадывание загадок, относящихся к названиям планет, именам космонавтов и прочие развлечения, интересные ребятам младшего школьного возраста. По итогам всех конкурсов под общим названием «Я - будущий космонавт» учитель объявляет победителей и вручает им заранее подготовленные медали, грамоты и сладости.

День космонавтики в школе ― Викторина к празднику 12 апреля

«Космос» в переводе с греческого языка слово обозначает «мир», «порядок». Действительно, сегодня, когда уже школьниками мы начинаем задумываться об устройстве мира, нашей и других галактик, приходит понимание: космические пространства никогда не будут изучены до конца. Тем не менее, начало освоению космических просторов положено. День космонавтики как дата первого полета человека вокруг Земли отмечается во всем мире. В школах 12 апреля или за день до торжественной даты проводят праздничные мероприятия, включающие в себя и викторины.

Идеи викторины ко Дню космонавтики в школе с ответами на вопросы

Приняв решение проводить в школе викторину в День Космонавтики, нужно обязательно обратить внимание на сложность вопросов. Все должно зависеть от возраста ребят, участвующих в этом конкурсе. Само слово «викторина» (от латинского “Victoria”) предполагает наличие победителей. Им нужно подготовить грамоты, медали, необычные призы, относящиеся к тематике космоса. Перед проведением самого мероприятия ведущий или учитель кратно рассказывает историю освоения космоса, демонстрируя школьникам фотографии ракет, спутников, космонавтов, ракетостроителей. В информационную часть мероприятия можно включить факты, которым и будет посвящена часть вопросов викторины. Самые внимательные школьники станут победителями. Старшеклассникам и ребятам средней школы можно задавать вопросы, относящиеся к датам, фамилиям, точным названиям кораблей и орбитальных станций. Дети младших классов смогут правильно рассказать о первом космонавте, животных, слетавших в космос, дать ответы на вопросы о спутнике Земли Луне. Организуя это школьное мероприятие, Вы можете воспользоваться вопросами и ответами, приведенными на этой странице.

Вопросы викторины
Вопрос: Что такое космос?
Ответ: Космос (греч. κόσμος — «мир»)- то же самое, что и Вселенная. В буквальном переводе с греческого космос означает — порядок.
Вопрос: Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо?
Ответ: Астрономия
Вопрос: Кто был первым человеком, совершившим полёт в космос?
Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин
Вопрос: Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос?
Ответ: космическая ракета (реактивный летательный аппарат)
Вопрос: Кого называли «отцом русской космонавтики»?
Ответ: Константина Эдуардовича Циолковского
Вопрос: Кто стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники? Кто был создателем первого пилотируемого космического корабля?
Ответ: Сергей Павлович Королёв
Вопрос: Кто первым выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов?
Ответ: российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов.
Вопрос: В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?
Ответ: 4 октября 1957 года
Вопрос: Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли?
Ответ: Союз Советских Социалистических Республик (СССР)
Вопрос: Кто первым из друзей наших меньших побывал в космосе и как его звали?
Ответ: собака Лайка
Вопрос: В каком году первое живое существо побывало в космосе?
Ответ: 3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку.
Вопрос: в каком году станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту, став первым в мире искусственным спутником Солнца?
Ответ: 4 января 1959 года
Вопрос: В каком году был совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю?
Ответ: 19 августа1960 года на корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.
Вопрос: Как назывался корабль, на котором совершил свой полет Ю. А. Гагарин?
Ответ: «Восток-1»
Вопрос: Когда был совершён первый в истории человечества полёт в космос?
Ответ: 12 апреля 1961 года
Вопрос: Кто и когда совершил первый выход в открытый космос?
Ответ: 18 марта 1965 года — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Архипович Леонов, дважды Герой Советского Союза, совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2».
Вопрос: Кто был первой женщиной-космонавтом?
Ответ: 16 июня 1963 года выполнен первый в мире полёт в космос женщины-космонавта. Это была Валентина Владимировна Терешкова на космическом корабле «Восток-6».
Вопрос: Когда состоялась первая высадка человека на Луну?
Ответ: 21 июля 1969 года — первая высадка человека на Луну; американский астронавт Нил Олден Армстронг в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11». Он доставил на Землю первые пробы лунного грунта.
Вопрос: Кто из женщин первой вышла в открытый космос?
Ответ: Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».

День космонавтики в школе - это всегда яркое, запоминающееся событие. Не только ребята начальной школы, но и старшеклассники связывают космос со всем необычным, загадочным, неизведанным. Организуя в классах мероприятия 12 апреля, вы можете выбрать любую форму проведения праздника - концерт, спектакль со сценками, соревнования, конкурсы или викторину.

Викторина для младших школьников с ответами «Полет в космос».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: викторина посвящена международному Дню космонавтики и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование у детей знаний о становлении космонавтики, о первых полетах в космос.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир.
2.Обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о космосе, полученные на уроках окружающего мира и в географическом кружке «Жить, чтобы жить».
3.Способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
4.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
5.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы о космосе и космонавтах, исследовательская работа в кружке «Жить, чтобы жить», активное участие в различных конкурсах по окружающему миру, посещение музея космонавтики и планетария в г. Курске.
Литература для чтения:
I.Серия «Астрономия для умненьких детей»:
1. «Твое Солнышко». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз.
2.«Луна – внучка Солнышка». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз. 32 с.
3.«Звезды – Солнышкины сестрички». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз. 32 с.
4.«В семье Солнышка танцуют все». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз. 32 с.
5.«Длинноволосые звезды». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
6.«Маленькие планетки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
7.«Камни, которые упали с неба». Художник З.Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
8.«Звездные картинки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
9.«Наш звездный город - Галактика». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
10.«Ау, инопланетяне!». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
II.Маленькие энциклопедии для детей
1.«Астрономия от А до Я». Художники С. Волков и Г.Волкова. М.: Аргументы и факты, 1999. 19 980 экз.
2.«Занимательная физика» (в соавторстве с Т.А. Никифоровой). Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2004. 15 000 экз.
3.«Космонавтика от А до Я». Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2000. 14 500 экз.
4.«Как открыли Вселенную». Художники С. Волков, Г. Волкова, Ж. Зубцова. М.: Аргументы и факты, 2004. 15 000 экз. 65 с.
5.«России звездные сыны» (в соавторстве с С.А Герасютиным). Малая энциклопедия космонавтики. М.: Гелиос, 2007. 1500 экз. 226 с.
6.«Твоя Вселенная». Книга для любителей необычных путешествий. Художники Е.А. Дюкова, В.В. Ефанов, Э.В. Ленчевская, О.В. Попович, В.А. Прокудин. М.: Просвещение, 2007. 5000 экз. 160 с.
7.«Путешествия по Вселенной». Моя первая книга по астрономии и космонавтике. Книга для чтения. Художники Н.А. Шеварев, А.Б.Юдкин, Н.А. Дымова, Е.В. Семенов. М.: Просвещение, 2007. 10 000 экз.
Учитель:
Вот раскололось небо,
И мы уходим в Вечность,
Туда, где звездная Небыль
И Млечная бесконечность,
Где дарят нам звезды Нежность,
Меняя свою спектральность.

И обещает верность
Туманная Нереальность! /Пауза/

После того, как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться выше. Одним из первых о полетах в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.
К.Э. Циолковский – это гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый.

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет.
Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов.
Место нахождения космодрома – БАЙКОНУР.


Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил в жизнь Сергей Павлович Королев


4 октября 1957 г. стал знаменательной датой в истории страны – был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра.


Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом -83,6 кг.
3 ноября 1957 года запущен второй искусственный спутник, 15 мая 1958 года – третий. Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства.
Перед учеными стояла задача – вывести на орбиту живое существо. Дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых «космонавтов» набирали в подворотнях – всего отловили 32 собачки.


Медики считали, что дворняги не капризны, неприхотливы, их легко тренировать.
Вес собачек должен был быть 6 кг, а рост - не выше 35 см.
Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года.


Дворняги Дезик и Цыган выдержали полет успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала с высоты 7 км. На этой отметке раскрывался парашют, и оба «космонавта» благополучно приземлились. Второй запуск закончился неудачей: парашют не раскрылся и Дезик и его напарница Лиса погибли. За весь период экспериментов – вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными, при этом погибло 10 собак. Кроме собак в космос летали морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.


Это памятник собаке Лайке, которая совершила полет в космос на втором искусственном спутнике 3 ноября 1957 года.
С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах.
20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого находились собаки Белка и Стрелка.
12 апреля 1961 года на корабле «Восток» в открытый космос отправился гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Он стал космическим первопроходцем для всего человечества.


Ученик:
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал - российский, славный парень,
Гагарин - первый космонавт Земли!

С 1968 года отечественный День космонавтики получил официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

ВИКТОРИНА:

1.Что такое космос? (Космос - это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной. В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик).
Учитель: Что такое космос? Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». «Современное понятие космос включает всё пространство Вселенной, в том числе и Землю, околоземное и межпланетное пространство».
2. Кто такой космонавт? (Космонавт – это человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете).
Учитель: Из множества профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Быть космонавтом – это настоящий подвиг, поэтому все космонавты, побывавшие в космосе, имеют звание Героя СССР и России.


3.Как называется костюм космонавта? (Скафандр)


4.С помощью какого прибора в древности люди изучали звездное небо?
(Телескоп)


5.Как называется искусственное сооружение, где можно увидеть небесную сферу со звездами, планетами и спутниками, а также солнечные и лунные затмения? (Планетарий).
6.Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце).
7.Сколько планет в нашей Солнечной системе? Перечислите.
(Их 8: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун)


8. Какая планета находится ближе всего к Солнцу? (Меркурий)
9.Назовите планеты-гиганты.
(Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун)


10. До 2006 года эта планета считалась 9-ой планетой Солнечной системы, но в августе 2006 года Ассамблея Международного астрономического союза исключила ее из класса планет и перевела в класс планет-карликов. Как она называется? (Плутон)
11. Когда произошел первый успешный полет человека в космос? (12 апреля 1961 года)
12. Кто стал первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин - первый космонавт Земли)


13.Какую знаменитую фразу произнес Ю.А.Гагарин перед полетом? («Поехали!»)
14.Сколько минут длился полет Ю. Гагарина? (108 минут)
15. Назовите первых женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая)


16.Назовите состояние космонавта, которое он испытывает во время выхода космического корабля на орбиту.(Невесомость).


17.Что означает фраза «выход в открытый космос»?
(Выход космонавта за пределы своего корабля для работы в космическом пространстве).

18. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (А. Леонов)

 

Возможно, будет полезно почитать: