Кто такой проводник пассажирского вагона. Проводники поездов рассказали, как им работается на железной дороге, и раскрыли некоторые секреты своей профессии. Требования к претендентам

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Профессия проводника вызывает двойственные чувства. С одной стороны, она овеяна флером романтики: можно много путешествовать и общаться с разными людьми. С другой стороны - сложный график, бессонница, выполнение плана продаж и штрафы за малейшее отклонение от правил.

Мы в сайт изучили множество интервью и несколько блогов проводников, которые пишут о своих буднях, и решили собрать как можно больше подробностей из их жизни.

Как это - работать проводником

  • Ошибочно считать, что проводник - это больше женская профессия. На самом деле среди сотрудников примерно поровну мужчин и женщин.
  • Количество выходных зависит от маршрута, но, как правило, проводник отдыхает столько, сколько дней он был в пути.
  • Летом брать отпуск не приветствуется, так как обычно наблюдается дефицит персонала, поэтому отдыхают сотрудники чаще всего в несезон .
  • Среди работников ходит такая поговорка: «Не тот проводник, кто год отработал, а тот, кто зиму пережил» . Дело в том, что зимой приходится часто работать физически, что бывает очень непросто. Нужно очищать вагоны от снега, убирать ломом лед с подвагонного оборудования, поддерживать комфортную температуру, чтобы и пассажиры не замерзли, и план по экономии электроэнергии был выполнен. Более того, если сломается оборудование или вагон попадется старый, то его придется топить вручную углем. Да, все вагоны до сих пор оборудованы угольными котлами.
  • Как правило, перед сотрудниками железных дорог не стоит выбор, встречать или не встречать Новый год на работе . Есть четкое расписание и график. Правда, многие говорят, что нет ничего страшного в том, чтобы встретить праздник на работе. Однако в новогоднюю ночь придется обойтись без привычных бенгальских огней. Они строго запрещены в поезде по правилам пожарной безопасности, так как согласно учениям вагон сгорает за 8 минут.

Хитрости и фишки проводников

  • Каждому проводнику перед рейсом выдается чайная продукция, так называемая чайка : кофе, чай, снеки, шоколадки и т. д. Все это приносят в больших мусорных мешках, которые сотрудник должен разобрать, пересчитать содержимое, проверить срок годности. Если что-то потеряет товарный вид , например поломается печенье или растает шоколад, проводник должен возместить ущерб .
  • На любом товаре, который вы покупаете в поезде, должна быть специальная голографическая наклейка . Однако нередко проводники продают не выданную им продукцию, а свою собственную, купленную в ближайших магазинах. Таким образом, все вырученные деньги идут им в карман. Но, конечно, это происходит не часто, и делают так только недобросовестные сотрудники. Кстати, слева от купе проводника должна быть расположена распечатка со всем ассортиментом и ценами .
  • Если вам выдали влажное, помятое белье и в пакете не было карточки о том, когда и кем оно было упаковано, то, скорее всего, на нем кто-то уже спал до вас. На сленге проводников такой комплект называется «китайка» , то есть белье, которое используется повторно. Например, пассажир уже сошел с поезда, а после него остались чистая простыня и почти не использованное полотенце. Эти вещи откладываются, и потом из них собирается полный «комплект», который при помощи любого нагретого металлического предмета запечатывается в целлофан и выдается за свежий. Конечно, подобные махинации строго пресекаются руководством, и в случае малейших подозрений пассажир может позвонить на горячую линию РЖД, где ему обязательно помогут.
  • Кстати, если вы не купили комплект белья, вы не сможете пользоваться матрасом и подушкой в поезде, даже если прихватили постельное с собой. Если придет проверка и обнаружит, что пассажир лежит на матрасе без «казенного» постельного белья, проводника оштрафуют.
  • Поскольку проводники несут материальную ответственность за все, они должны очень тщательно следить за тем, чтобы из вагона ничего не пропадало, иначе придется все компенсировать из своего кармана . Поэтому перед тем, как принять вагон, проводник должен все тщательно проверить - от подстаканников до одеял. Некоторые проводники даже привязывают ершики для унитаза.

Многие люди не совсем правильно представляют себе профессию проводника пассажирского вагона. Должностные обязанности сотрудника не сводятся к проверке билетов, раздаче постельного белья, разносу чая. Специалист должен обладать рядом навыков, чтобы обеспечить пассажирам комфортную поездку, соблюсти при этом все правила техники безопасности, снизить риски создания экстренных ситуаций. Для работы на железнодорожном транспорте необходимо получить профильное образование.

Мало кто знает, что представители профессии обладают рядом привлекательных льгот, неплохо зарабатывают, имеют шансы на карьерный рост.

Современный проводник пассажирского вагона должен выполнять самые разные действия на рабочем месте. Его трудовой день начинается задолго до отправления состава. Специалист должен посещать планерки и инструктажи, проверять обстановку во вверенном ему вагоне или в поезде, проверять наличие расходных материалов, вовремя обновлять запасы. Иногда работнику требуется осмотреть вагон на предмет наличия неполадок, вызвать бригаду для их устранения.

Примерная должностная инструкция для РЖД проводников на время движения состава выглядит так:

  • проверка билетов, размещение пассажиров в соответствии с местами;
  • обеспечение людей постельным бельем, водой, чаем, другими положенными им вещами;
  • организация высадки-посадки клиентов на промежуточных станциях, донесение информации до пассажиров о приближении к нужной станции, времени стоянки;
  • обеспечение бесперебойной работы электричества, туалета, отопления, связи с машинистом или полицией;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;
  • обеспечение чистоты вагона, влажная или сухая уборка;
  • организация обучения стажеров, повышение квалификации неопытных сотрудников;
  • у проводника поезда международного следования есть дополнительные обязанности – обеспечение пассажиров таможенными декларациями или дорожными ведомостями, оказание помощи в их заполнении.

Через смотрителей вагонов осуществляется связь между пассажирами и полицией либо машинистом. Сотрудник железной дороги должен следить за порядком в своем вагоне, при необходимости улаживать происшествия или конфликты, объяснять клиентам причины отклонения состава от времени графика.

Требования к знаниям, личным качествам

Специалисты профиля предупреждают – мало выучиться на проводника, еще надо понимать специфику работы, осознавать уровень ответственности. Чтобы начать карьеру необходимо получить профильное образование, пройти стажировку под контролем опытного сотрудника. После этого молодого специалиста допускают к самостоятельной работе.

Проводник пассажирских вагонов должен обладать такими качествами:

  • пунктуальность, организованность, аккуратность;
  • умение правильно общаться с людьми, быстро находить с ними общий язык;
  • навыки работы в команде и самостоятельного выполнения поставленных задач без чьего-либо контроля;
  • физическая выносливость, отсутствие проблем со здоровьем;
  • способность быстро реагировать на изменившиеся условия, принимать адекватные решения, обрабатывать новую информацию;
  • стрессоустойчивость – во время поездок приходится работать с разными людьми, решать неожиданные проблемы.

Дипломированный проводник вагона, соответствующий этим требованиям, может рассчитывать на хорошую должность в РЖД, коммерческих или государственных структурах, метрополитене. При наличии амбиций он способен быстро добиться повышения, занять ответственную должность, перейти на работу в престижную компанию или министерство.

Плюсы и минусы направления

В России железнодорожная сеть хорошо развита, что является залогом востребованности проводников. Выпускник учебного заведения без труда найдет работу по специальности. При наличии желания молодой или опытный сотрудник способен продвинуться по карьерной лестнице, а заработная плата работника во многом зависит от него самого.

Вот еще несколько поводов отучиться на проводника:

  • нет особых требований к возрасту работника при наличии у него крепкого здоровья;
  • профессии проводника учат в средне-специальных учебных заведения, на курсах, в профильных школах – это существенно сокращает сроки профессиональной подготовки;
  • при наличии опыта есть возможность приступить к выполнению международных рейсов – это совсем другой уровень оплаты труда, зарубежные поездки, карьерные перспективы;
  • проводник поезда с внушительным опытом работы может рассчитывать на различные льготы, бонусы, прибавку к пенсии;
  • есть возможность самостоятельно формировать трудовой график.

Главным минусом направления считается его негативное влияние на здоровья человека. Во время поездок приходится общаться с массой людей, что чревато инфекционными заболеваниями, стрессами. Нахождение в постоянно вибрирующем составе тоже сказывается на теле не самым благоприятным образом. Не всем людям нравится система формирования зарплаты проводников. Уровень дохода зависит от количества рейсов, поэтому ездить приходится немало.

Как стать проводником

Получение базового образования по направлению «проводник пассажирских поездов» является лишь первым шагом к освоению профессии. За этим следует стажировка под контролем опытных сотрудников. Когда работник начинает трудиться самостоятельно он изначально попадает на обслуживание местных рейсов. По мере набора опыта или повышения квалификации проводник может рассчитывать на место в поездах дальнего следования, фирменных или международных составах. Люди с высшим образованием по направлению менеджмента со временем способны претендовать на должности начальника поезда, старшего смены, директора вокзала.

Где и сколько учиться

К получению профессии можно приступить после 9-го или 11-го класса. В первом случае на это уйдет не более 4 лет, во втором – менее 3 лет. С этими целями следует поступать в профильные техникумы, колледжи, училища. Российские железные дороги предлагают курсы по данному направлению, семинары для повышения квалификации. При наличии у человека высшего образования достаточно пройти специальную профессиональную переподготовку.

Зарплата сотрудника и перспективы

На то, сколько получают проводники и проводницы влияет сразу несколько факторов: стаж работы, уровень образования, количество выполненных рейсов, место службы, особенности условий труда. Работодатели могут предлагать своим сотрудникам дополнительные способы поощрения труда, чтобы их сотрудники зарабатывали больше. Особые условия предусматривают разные варианты индексации оклада или пенсии.

Специфика начисления зарплаты

Рассчитывая оклад проводника, учитывают количество отработанных им часов. Существует предел показателей, ниже которого нельзя опускаться. Также имеется верхняя планка, превышение которой нежелательно, так это может привести к недостаточному количеству времени у сотрудника на отдых. Некоторых отказываются от профессии, когда узнают, сколько получает начинающий специалист – до 25 тыс. рублей. Важно понимать, что уже через 1-2 года эти цифры способны вырасти в два раза за счет стажа, квалификации, смены места работы.

Больше всего получают проводники фирменных составов и те, кто обслуживает международные рейсы. К последним работодатели выдвигают дополнительные требования, но уровень их заработка способен составлять от 80 тыс. руб. Многое зависит от стратегии компании. Например, в РЖД предусмотрены регулярные выплаты премий по итогам года, пятилетки и так далее.

Бонусы и льготы

Соискателям профессии стоит учесть наполненность и особенности соцпакета. Он предусматривает бесплатное медицинское обслуживание по расширенным программам, прибавку к пенсии за выслугу лет, варианты бесплатного проезда на поезде по стране. Для сотрудников РЖД, метрополитена и других крупных компаний предусмотрены путевки в санатории, лагеря для детей, образовательные программы.

Проводник пассажирского вагона – интересная, перспективная, востребованная профессия. Она может быть залогом финансовой стабильности или стартом карьерного роста. Надо только правильно понимать специфику направления, адекватно оценивать собственные возможности.

Меня зовут Суслонова Аксинья. Мне 20 лет и я учусь в ДВФУ на специальности "Социальная работа". Активно занимаюсь общественной деятельностью, люблю фотографировать, монтировать видео (но это больше для себя). Еще на первом курсе услышала от знакомых, что есть студенческие отряды, где летом, в свободное от учебы время, можно поработать проводником. Это была моя детская мечта, которую захотелось осуществить.

Некоторым может показаться, что в работе проводника нет ничего сложного: просто проверяешь билеты, выдаешь постельное белье, помогаешь найти пассажирам свое место при посадке. Но это только на первый взгляд. Как мне кажется, любая работа связана со стрессом, но работа с людьми -- особенно.

За 15 дней следования тебе попадаются абсолютно разные люди: слепые бабушки, группы школьников, гастролирующие музыканты и, конечно же, дембеля, спешащие домой. Могу сказать, что за время своих поездок я потратила немало нервов, пытаясь уладить конфликтные ситуации и требования пассажиров, которые порой доходили до абсурда.

Я воспринимала такие случаи, как шанс испытать себя, смогу ли я взять ситуацию под контроль и быстро найти решение. Конечно, у меня бывали и ночные смены. Как показала практика, сколько бы ты не спал днем, ночью все равно клонит в сон. Но у ночных смен был несомненный плюс - они спокойнее, пассажиров не так много, все спят, а значит, и проблем меньше.

Тяжелее всего в ночные смены было заставлять себя не засыпать на больших перегонах. Тогда меня спасала интересная книга или сканворды. Бывали, конечно, и другие сложности, например, на некоторых станциях почти нет освещения, и ты часто не можешь понять: «А где перрон? В какую сторону открывать дверь? Это дерево или бегущий пассажир?»

Работала я по направлению Владивосток-Москва-Владивосток. К сожалению, у меня совсем не было времени, чтобы хорошенько осмотреть города, в которых мы останавливались. Спокойно погулять удается только по Москве, а потом все, обратно домой. Но я же все-таки работать устроилась, а не путешествовать.

По рассказам знакомых, бывали случаи, что проводникам приходилось готовить куриные ножки в чайнике, но со мной такого не было. Вагон-ресторан, конечно, делает скидку работникам и можно недорого поесть, но почти все проводники готовят себе сами. Это не так сложно, как кажется: нужно просто взять с собой в поездку пару баночек тушенки, рис с гречкой или картошку, а главное - удобный контейнер для микроволновки. Если нет своей микроволновки, то всегда можно сходить в соседний вагон. Я варила и супы, и каши, ещё и салаты делала из овощей, купленных на какой-нибудь станции.

Если начать рассказывать смешные истории о работе проводником, то, наверное, получится небольшая книга. Начиная от забытых чемоданов, зубных протезов и трусов, до случайно выкинутых в мусорку документов. Люди очень забавные, просто не замечают этого за собой.

Конечно, пока я еще студентка, то работать получается только летом. Страшно представить, как же тяжело работать в поездах зимой. Буду ли я продолжать работать в РЖД в будущем, пока сложно сказать, ведь неизвестно, как повернется моя жизнь. Но пока я учусь, то, конечно, буду работать. Ведь работа проводником - это очень интересный и запоминающийся на всю жизнь опыт, а также неплохая возможность заработать летом.

Из этой статьи вы узнаете:

Проводник поездов дальнего следования – непростая, но вместе с тем невероятно увлекательная профессия! По количеству ежедневно получаемых впечатлений с ней может сравниться разве что работа бортпроводником внутренних и международных авиарейсов. Новые города и страны, великолепные пейзажи за окном, постоянное общение с интересными людьми – это ли не мечта любого офисного трудяги, поглощенного ежедневной рутиной?

Тем, кто устал от сидения на одном месте, кто жаждет свежих открытий и хочет, чтоб следующий рабочий день не был похож на предыдущий, добро пожаловать в профессию проводника поездов, для освоения которой даже не требуется наличие специального образования!

Как стать проводником

При большом желании стать проводником пассажирских вагонов может любой достигший совершеннолетия человек. Для этого ему достаточно обратиться в ближайшее железнодорожное депо, откуда его направят на трехмесячные курсы. После их окончания при условии успешного преодоления всех экзаменационных испытаний, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую часть, выпускник получает свидетельство с присвоенной ему категорией сотрудника, обслуживающего пассажирские вагоны. Всего таких категорий 4: первые две имеют уборщики, третья присваивается всем проводникам сразу после окончания ими курсов, а четвертую они могут заслужить в процессе работы после пройденного повышения уровня квалификации. Как правило, проводникам третьего разряда доверяется лишь работа в простых поездах, а имеющим четвертый разряд доверяется обслуживание пассажиров фирменных составов.


Дальнейшие перспективы

Пройдя все квалификационные ступени должности проводника, набравшись опыта и зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно рассчитывать на повышение до бригадира (начальника поезда). Правда, для этого еще предстоит получить высшее образование или окончить специализированные курсы. Вторым по старшинству в пассажирском составе является механик, но на эту должность могут претендовать только мужчины.

Условия работы

График работы любого проводника зависит от маршрута того поезда, к которому он прикреплен. Все рейсы условно подразделяются на местные (время в пути не более суток) и дальние (свыше этого времени). Обслуживая местное направление, проводник работает по графику 10 рабочих смен/10 выходных дней. А для персонала дальних рейсов устанавливается индивидуальный режим в соответствии с тем, сколько дней их состав проводит в пути («рабочая неделя» составляет ровно столько дней, сколько требуется для того, чтоб добраться до места назначения и обратно, и столько же дней обслуживающий персонал может провести дома).

Заработная плата проводника напрямую зависит от того, сколько часов он «накатал» за месяц. Помимо окладной части ему могут быть начислены некоторые надбавки в соответствии с районным коэффициентом, премиальные и другие бонусы.

Кроме всего прочего, проводники, как и остальные работники железнодорожного транспорта, имеют неплохие льготы, предоставляемые родным предприятием. К примеру, им оплачивается проезд от депо до станции места жительства, 1 раз в год они вместе с двумя несовершеннолетними детьми могут за счет работодателя добраться до любой точки, охваченной железнодорожной сетью, и обратно и 1 раз в год в одиночку совершить бесплатную поездку «туда-обратно» внутри своего отделения железной дороги.

Льготный проезд – не единственная привилегия, которой могут воспользоваться проводники. От профсоюза им ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в оздоровительные учреждения и льготные путевки в летние лагеря для их детей. Они могут обслуживаться в медицинских заведениях, предназначенных только для работников железнодорожного транспорта, а в случае возникновения острой необходимости предприятие-работодатель берет на себя расходы на лечение нуждающегося в помощи сотрудника.

За верность профессии раз в 5 лет проводники поощряются премией в размере 3-4 окладов, а за пенсионерами, отдавшими железной дороге свыше 20 лет своей жизни, сохраняется право на ежегодную бесплатную поездку «туда-обратно» и предоставляется возможность бесплатного проезда в пригородных поездах в пределах 150 км от станции места жительства.

Обязанности проводника


Если вы всё ещё хотите стать проводником поезда, то должны знать, что должностные обязанности проводника можно условно поделить на 2 группы. Первая связана с непосредственным обслуживанием пассажиров: помощь им при посадке и высадке из вагона, проверка проездных и личных документов, снабжение постельными принадлежностями, распространение печатной и продовольственной продукции и т. д. Кстати, на последней «коммерческой» обязанности проводников хотелось бы остановиться чуть подробней. Не стоит думать, что предлагая приобрести напитки, закуски или прессу, работающий в пассажирских вагонах персонал пытается «схалтурить»! И даже весьма навязчивые попытки сбыть продукцию не следует воспринимать как желание «навариться» за счет скучающих в пути пассажиров – все это вовсе не так! Заниматься продажей проводников вынуждает начальство, а невыполнение установленного плана выручки даже карается рублем!

Вторая часть функций проводника сводится к обеспечению чистоты и порядка в вагонах, бесперебойной работы всех технических средств и комфортных условий для пассажиров. Речь идет о таких обязанностях, как:

  • регулярная уборка внутренних помещений;
  • поддержание в вагоне определенного температурного и светового режима;
  • вынос мусора;
  • забота о пассажирах;
  • и т.д.

Кроме того, проводник несет материальную ответственность за сохранность всего доверенного ему имущества. Чайные и постельные принадлежности, внутренняя оснастка вагонов, размещенные в нем технические устройства – в случае поломки любого из объектов, принадлежащих железной дороге, проводник возмещает расходы на его ремонт из своего кошелька.

Да, работа проводника пассажирских вагонов «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна»! Однако не будь этих терпеливых тружеников, услугами железной дороги пользовались бы только те, для кого не представляется возможным добраться до пункта назначения иным способом. Приветливый взгляд и элементарная благодарность за оказанную помощь – вот та награда, которой будет безмерно рад любой проводник! Не забудьте об этом, когда будете в следующий раз покидать вагон поезда, - скрасьте серые будни человека, проводящего вдали от дома и семьи треть своей жизни!

 

Возможно, будет полезно почитать: