Презентация на тему стекло для детского сада. Конспект занятия «Удивительный мир стекла. Что же представляет стекло с точки зрения физики и химии

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.

Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;

2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.

Ход занятия.

Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь - разобьется.

Отгадали, молодцы.

Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)

Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.

Человек давно научился делать предметы из стек-ла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флако-ны, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королев-ских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды ма-стер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на сто-ле. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень цени-лось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали ма-шину, которая вытягивала из плавильной печи жид-кую стеклянную массу в виде широкой ленты. Зас-тывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, кото-рое вам понравилось.

Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.

Опыт №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Стекло" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Стекло это…

Стекло - один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств - универсальный в практике человека материал. Физико-химически - неорганическое вещество, твёрдое тело; структурно - аморфно, изотропно; агрегатно все виды стёкол - чрезвычайно вязкая переохлаждённая жидкость, достигающая стеклообразного состояния в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых в заданных температурных пределах (от 300 до 2500 ºС), которые обусловлены оксидным, фторидным или фосфатным происхождением их составов.

Слайд 3

История стекла

До сих пор не установлено достоверно, как и где впервые было получено стекло. Долгое время первенство в открытии стеклоделия признавалось за Египтом, чему несомненным свидетельством считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина III тысячелетия до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений (см. выше), то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спёкшиеся куски бросали раскалёнными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирались в пыль жерновами и снова плавились.

Древняя ваза

Слайд 4

Свойства стекла

Стекло - неорганическое изотропное вещество, материал, известный и используемый с древнейших времён. Существует и в природной форме, в виде минералов (обсидиан - вулканическое стекло), но в практике - чаще всего, как продукт стеклоделия - одной из древнейших технологий в материальной культуре. Структурно - аморфное вещество, агрегатно относящееся к разряду - твёрдое тело. В практике присутствует огромное число модификаций, подразумевающих массу разнообразных утилитарных возможностей, определяющихся составом, структурой, химическими и физическими свойствами.

Слайд 5

В настоящее время разработаны материалы чрезвычайно широкого, поистине - универсального диапазона применения, чему служат и присущие изначально (например, прозрачность, отражательная способность, стойкость к агрессивным средам, красота и многие другие) и не свойственные ранее стеклу - синтезированные его качества (например - жаростойкость, прочность, биоактивность, управляемая электропроводность и т. д.). Различные виды стёкол используется во всех сферах человеческой деятельности: от строительства, изобразительного искусства, оптики, медицины - до измерительной техники, высоких технологий и космонавтики, авиации и военной техники.

Слайд 6

Стеклообразующие вещества

К стеклообразующим веществам относятся: Оксиды: SiO2 B2O3 P2O5 ТeO2 GeO2 Фториды: AlF3 и др.

Слайд 7

Художественное стекло

Художественное стекло - очень давний промысел. Из стекла делали не только посуду, оконное стекло, линзы и другие утилитарные предметы, но и самые разные художественные изделия. Выдувание стекла - операция, позволяющая из вязкого расплава получить различные формы - шары, вазы, бокалы. Важнейший рабочий инструмент стеклодува, его вдувальная трубка, это полая металлическая трубка длиной 1-1,5 м, на одну треть обшитая деревом и снабжённая на конце латунным мундштуком. Пользуясь трубкой, стеклодув набирает из печи расплавленное стекло, выдувает его в форме шара и формует. Готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в отжигательную печь. Оставшийся от отшибания след (насадок, колпачок) приходится удалять шлифовкой

Слайд 8

Виды стекол

В зависимости от основного используемого стеклообразующего вещества, стекла бывают оксидными фторидными, сульфидными и т. д. Базовый метод получения силикатного стекла заключается в плавлении смеси кварцевого песка (SiO2), соды (Na2CO3) и извести (CaO). В результате получается химический комплекс с составом Na2O*CaO*6SiO2. Кварцевое стекло получают плавлением кремнезёмистого сырья высокой чистоты (обычно кварцит, горный хрусталь), его химическая формула - SiO2. Кварцевое стекло может быть также природного происхождения, образующееся при попадании молнии в залежи кварцевого песка. Оптическое стекло - применяют для изготовления линз, призм, кювет и др. Химико-лабораторное стекло - стекло, обладающее высокой химической и термической устойчивостью.

ОПТИЧЕСКОЕ СТЕКЛО

Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла.
Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия - посуда, бутылочки, пузырьки. Самое главное в нашей жизни - окна!
Стекло может быть цветным и прозрачным, легко бьющимся и пуленепробиваемым.
Но главное, за что ценили его люди с древних времен, - это прозрачность, способность пропускать свет. Ведь было время, когда окна в домах завешивали бычьими пузырями или вставляли в них слюду - пластинчатый минерал, способный хоть в некоторой мере пропускать свет. Оказывается, для людей это так же важно, как для большинства животных и растений на Земле.
Но долгое время стекло - и стеклянные окна, и изделия из стекла - считалось предметом роскоши. Ведь получить стекло не так-то просто!

Это обыкновенное стекло

Из истории стекла

Стекло - это застывшая жидкость. Стекольную жидкость получают в специальных стекловаренных печах, а потом охлаждают.
Самым древним стеклянным изделием считается голубой амулет, найденный археологами в Египте. Этому амулету 12 тысяч лет.

Первое описание получения стекла встречается в заметках древнегреческого историка Плиния. Плиний повествует о том, как за много лет до наступления нашей эры финикийские мореплаватели плыли на кораблях из Африки домой, в Финикию. Они везли природную соду. На ночлег моряки высадились на пустынном берегу, сплошь покрытом песком. Финикийцам нужно было соорудить очаг, чтобы приготовить себе еду. Но вокруг не было крупных камней - ничего, кроме песка. Тогда догадливые мореплаватели взяли несколько кусков соды, по жесткости напоминавших камни, сложили из них очаг и развели костер. А на крупные куски соды поставили котел с водой. Они приготовили пищу, поели и легли спать. А наутро обнаружили под котлом странное вещество: оно было тонким и пропускало свет. Это было стекло, возникшее из песка и соды, разогретых стоявшим на них котлом. Так будто бы было получено первое стекло.

Сода и сейчас является обязательной составляющей стекольного производства.

В Древнем мире стеклянные изделия высоко ценили. Древние египтяне делали из стекла флаконы для благовоний, бусины для украшений. Древние греки и древние римляне стали использовать стекло для изготовления сосудов, из которых можно пить.

Но потом, с нашествием варваров, производство стекла пришло в упадок.

Новый этап в развитии стекольного производства начался в средневековой Европе. Родоначальниками изделий из стекла считаются венецианцы. Венеция славилась своим стеклом не только по праву первенства, но и за его качество. Венецианское стекло было особенно прозрачным. У венецианских мастеров был свой секрет.

Делать стекло они научились у сирийцев. Ведь Венеция была торговым городом. Венецианские купцы, рискуя жизнью, отправлялись за диковинными товарами в далекие восточные страны - за коврами, пряностями. И за стеклянными изделиями. Сирия ими славилась. Однако стекло - материал хрупкий. Штормы и тряские дороги не всегда позволяли доставить его в целости. Однако венецианцы научились с толком использовать разбитые вещи: они расплавляли их в печах и добавляли в стекольный раствор.
И без того прозрачное стекло приобретало за счет этого особую чистоту и блеск.

Из стекла венецианцы делали тонкостенные, очень изысканные сосуды и украшали их лепными цветами, фигурками фантастических животных и птиц. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния.

Однако секреты производства стекла в Венеции хранились в строгой тайне. Мастеров по изготовлению стекла называли стеклодувами: с помощью специальных трубок они выдували из расплавленного стекольного раствора различные формы. Стеклодувов в городе очень ценили и уважали, но им не разрешалось покидать Венецию, а за разглашение секрета полагалась смертная казнь.

Тем не менее производство стекла стало развиваться и в других городах Европы, и в России.

Первый стекольный завод в России заложил Петр Первый. Завод был построен на Воробьевых горах. В развитие отечественного стекольного дела внес большой вклад ученый Михаил Ломоносов. Он основал под Петербургом фабрику и лично руководил производством цветного стекла для изготовления мозаики.

Сначала люди делали из стекла украшения и посуду. Со временем они научились не только выдувать формы из стеклянной жидкости, но и охлаждать ее в листы. Из таких листов стали делать оконные стекла и позднее зеркала.

Время хрусталя

Время хрусталя начинается в XVIII веке. Мастера Древнего мира о нем ничего не знали. Изобретен он был в Англии.

В это время европейские стеклоделы увлекаются различными экспериментами по производству стекла: пытаются получить непрозрачные, матовые стекла, стекла различных цветовых оттенков. Англичане пошли по другому пути: они стали добавлять в стекло соли расплавленного свинца и обнаружили, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым. Такое стекло можно резать, как драгоценный камень.

До этого встречались изделия из природного минерала - горного хрусталя. Но стеклянный хрусталь более яркий, более прозрачный.

Изготавливать хрустальные изделия очень трудно. И хотя мы можем встретить в магазинах чешский хрусталь, хрусталь отечественного производства, хрусталь самого высокого качества до сих пор производится в Англии.

Тем не менее в России существует даже город со стеклянным названием - Гусь- Хрустальный, в котором существует специализированный завод.

Еще хрусталь производят в городе Дятьково. И там, при заводе, создан музей хрустальных изделий.

Обрабатывают хрусталь с помощью специальных вращающихся кругов из алмаза и расписывают с помощью маленьких колесиков, называющихся гранями.

Изделия из хрусталя считались особым шиком и пользовались успехом у русских царей.

Так, хрустальными бокалами и другими изделиями сервировались столы в царствование Александра II. Любил хрустальные бокалы и царь Николай II.

Сегодня хрусталь доступен не только царям. И во многих домах можно обнаружить изысканные вещи из стекла, особым образом преломляющие солнечный свет и создающие эффект радуги, а также издающие при легком касании друг к другу чудесный звон.

ЕСТЬ ИДЕЯ!

Выставка «волшебных» стеклышек

Организуйте с детьми выставку изделий из стекла. Можно локализовать задачу и собирать, к примеру, только стеклянные пузырьки и бутылочки разного размера, цвета и фактуры.

Пусть дети в результате наблюдений попробуют сказать, что общего между всеми экспонатами на выставке и чем они отличаются; назовут различные свойства стекла: прозрачность, способность биться, удерживать жидкость и т.п. Имейте в виду, что первые два свойства распространяются не на все стеклянные изделия.

Покажите детям соду. Расскажите, что это вещество не всегда было известно людям, но именно оно привело к открытию секрета производства стекла.

Попробуйте составить список областей, в которых используются стеклянные предметы.

Понаблюдайте, как преломляет свет изделие из хрусталя. Предложите детям нарисовать хрустальную вазу, «поймавшую солнечный луч».

Публикация статьи произведена при поддержке компании «ГлавОкна», занимающейся остеклением квартир, коттеджей, балконов и лоджий. Пластиковые окна , производимые компанией рассчитаны на любой бюджет. На сайте вы можете заполнить форму для расчета цены пластиковых окон для вашего объекта. Широкий выбор качественных профилей, теплые стеклопакеты, ламинирование «под дерево». Компания гарантирует правильную установку, долгую и комфортную эксплуатацию окон ПВХ, предоставляет гарантию на 5 лет, а так же беспроцентную рассрочку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Стекло в Древнем Египте Родиной искусственного стекла ученые называют Месопотамию и Древний Египет. Обследуя мумию царицы Хатшепсут, археологи нашли ожерелье из крупных неровных зеленовато-черных блестящих стекляшек.. Исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). Археологами в конце XIX в. недалеко от Фив были обнаружены руины древнеегипетской стекольной мастерской: остатки печей, фрагменты тиглей для плавки стекла, разрушенные стеклянные сосуды и стеклянные палочки разного цвета. В одной из пирамид древнего Египта (созданной в XIV в. до н. э.) исследователями также была обнаружена фреска, изображающая древних стеклоделов за работой. Так, ученым в общих чертах удалось восстановить технологию стеклоделия того времени.

3 слайд

Описание слайда:

…. К XV в. до н. э. стекло массово производилось не только в Египте, но и в Передней Азии, и на Крите. К IX в. до н. э. были открыты технологии для производства бесцветного стекла. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к2000 г. до н. э. В Китае в V-III вв. до н. э. стеклянные изделия появляются в большом количестве, в том числе бусы с « глазовидным » узором и специфическим химическим составом. Первые письменные свидетельства об изготовлении стекла пяти цветов в Поднебесной относятся к концу III в.

4 слайд

Описание слайда:

Римляне научились варить стекло Человек научился выдувать стекло и придавать стеклянным предметам желаемую форму и размер. Римляне варили стекло не на костре, а в стекловаренной печи, сложенной из камня. Поэтому им удавалось получать более высокие температуры, и стекло у них плавилось уже по-настоящему, превращаясь в ослепительно сияющую жидкость. Первые в Италии стекловарни были устроены при Цезаре в Риме, тогда же возникла и мозаика. В начале I в. н. э. один римский мастер сделал длинную и тонкую железную трубку с небольшим расширением на конце. На другой ее конец он насадил деревянный мундштук, чтобы защитить губы от ожога. Это простое изобретение оказалось поистине гениальным, ведь на протяжении почти двух тысяч лет все стеклянные изделия создавались при помощи этой трубки. Искусство стеклоделия в Древнем Риме находилось на высоком уровне, к выдающимся образцам мирового искусства относится Портландская ваза (хранится в Британском музее).

5 слайд

Описание слайда:

Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад, а широко эта отрасль стала развиваться в первой половине XI в. При раскопках в слоях XI-XIII вв. обнаружено множество мастерских по производству стеклянных бус и браслетов, которые были тогда очень модными украшениями. Таким образом, первоначально стекло и изделия из него появились не как предмет первой необходимости, а как предмет искусства, роскоши. Первое упоминание о стеклянных заводах в России относится к царствованию Алексея Михайловича. В1748 г. Ломоносов организовал при Петербургской академии лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики.

6 слайд

Описание слайда:

Состав стекла Для стекловарения используют чистый кварцевый песок (около 75%), известь и соду. Для получения продукта со специфическими свойствами, в состав могут входить оксиды и металлы. Оксид борной кислоты. Понижает коэффициент теплового расширения полученных изделий, и повышает блеск и прозрачность готовых изделий. Свинец. Этот компонент добавляют при производстве хрусталя. Изделия из хрусталя более холодные на ощупь и имеют характерный для этого материала блеск и звон. Марганец. Добавление этого тяжелого металла способствует получению продукции с зеленым оттенком. Помимо марганца, при помощи никеля, хрома или кольта, можно получить изделия других цветов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Физические свойства Самые главные характеристики стекла: Плотность. Данная характеристика зависит от химического состава и колеблется от 2200 до 6500 кг/м³. При повышении температуры, плотность стекла уменьшается и оно становится особенно хрупким. Прочность. В зависимости от вида стекла, его прочность варьируется от 50 до 210 кгс/мм². Небольшое повреждение поверхности материала, снижает этот показатель в 3-4 раза. Хрупкость. Хрупкость стекла и неспособность противостоять удару, ограничивает его применение в некоторых сферах жизни. При добавлении в состав материала определенных химических элементов, данная характеристика увеличивается. Термостойкость. Термостойкость – способность материала выдержать огромные температурные перепады. Обычное оконное стекло может выдержать температуру до 90°С. В промышленности эти показатели увеличиваются в разы.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Как делают стекло? Производство стекла включает в свой процесс следующие этапы: Подготовка необходимых материалов. Приготовленное сырье нуждается в специальной обработке. Кварцевый песок обогащают, и из его состава удаляют примеси железа. Известняк и доломит тщательно дробят. Смешивание материала в определенных соотношениях. Количество того или иного материала и его процентное соотношение в подготовленной примеси зависит от требуемых физических и химических свойств стеклоизделий. Варка в стекловаренных печах. Стадия варки происходит при высокой температуре, диапазон которой колеблется от 800°С до 1400°С. Идет активный процесс плавки кварцевого песка, и стекломасса становится вязкой и прозрачной. После получения однородной стекольной смеси, происходит формирование будущих изделий, резкое охлаждение продукции с последующей термической и физической обработкой.

 

Возможно, будет полезно почитать: