Как выглядит параплан. Что если совместить параплан с мотором? Парапланы бывают разными

Чем параплан отличается от парашюта.

Внешне параплан, конечно, похож на парашют типа "крыло", однако посмотрите: парашют имеет прямоугольную форму, а параплан - элипсовидную. Параплан намного длиннее парашюта.

Парашют в первую очередь предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Параплан же своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер или дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-8 метров. Параплан - паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, делать маршрутные полеты.

Чем параплан отличается от дельтаплана.

Когда около 30 лет назад появились дельтапланы, казалось, ничего более доступного придумать нельзя. Но все-таки, вес дельтаплана 40 кг, собирается он не менее чем за 30 минут, и перевозить его достаточно проблематично. Обучение, хоть и проходит достаточно быстро, но составляет не менее 10-15 занятий (старт-посадка).

Вес параплана - 8-12 кг, он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом.

Как он летает

Параплан - это мягкое крыло, надувающееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемную силу создает крыло, взаимодействуя с потоком воздуха. Вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

Естественно, если пилот не будет предпринимать никаких действий, чтобы сохранить высоту, он неминуемо, рано или поздно окажется внизу. Единственный способ теперь подняться в воздух для него, будет опять взобраться на гору и повторить все заново. Полеты подобного типа очень просты и практикуются не очень опытными пилотами, альпинистами для спуска после восхождения или просто для обучения. Однако любому пилоту быстро наскучивает летать сверху вниз, и он быстро приходит к тому, что нужно освоить такую технику полета, которая позволит ему не терять высоту, и летать столько, сколько хочется. Этого можно достичь, используя восходящие потоки воздуха.

Существует два вида восходящих потоков.

Динамический восходящий поток ("динамик"). Склон преломляет горизонтальное направление ветра и заставляет поток воздуха идти вверх.

Термический восходящий поток ("термик"). Солнце прогревает землю неравномерно, и теплый воздух над более прогретыми участками поднимается вверх.

Научиться обрабатывать восходящие потоки не сложно. Пройдя начальный курс обучения, пилот вплотную подходит к полетам в динамике, а там и до термиков недалеко.

Как научиться летать.

Доступность парапланеризма имеет и свою отрицательную сторону. Кажется, что летать просто, стоит только попробовать, спросить у кого-нибудь совета, и вы полетите. В общем-то, это правда. Спрыгнуть вниз с небольшого холма в слабый ветер действительно легко. Но... Не все так просто, как кажется с первого взгляда. Воздух невидим, ваш параплан мягкий, а земля твердая. И, если вам не повезет, то в лучшем случае вы больше никогда не станете этого делать. Что же делать, если вы хотите летать? Учиться. Вот несколько способов.

Учиться самому. Некоторым это удается, у многих это даже проходит без травм. Нужно быть очень упорным, очень вдумчивым, иметь массу свободного времени, минимум комплексов и достаточное количество литературы. Также нужно иметь свой параплан, который может оказаться не достаточно безопасным для обучения, а вы об этом даже не догадываетесь. В парапланеризме очень много нюансов, которые надо прочувствовать. Закрепив неправильные навыки, вы будете всегда подвергать свое здоровье опасности, даже не зная об этом. Потом, научившись прыгать с горки вниз, вы не будете знать, как безопасно парить, а пытаясь делать тоже, что и все, будете вводить параплан в опасные режимы, или "висеть" на деревьях. Не учитесь сами! Это очень опасно!

Учиться у друга. Вам повезло, если ваш друг квалифицированный инструктор. А если нет? Как я вас понимаю! Платить деньги за то, что можно получить бесплатно не хочется никому. Поэтому у нас в стране такой способ обучения самый популярный. При несомненных достоинствах этого способа, нужно учесть его недостатки. Достаточно ли квалифицированный пилот ваш друг? А вдруг он, научившись летать сам или у такого же друга, делает что-то неправильно, тем самым подвергая себя и вас риску? Вы сами не можете это определить, а он уверен в своей правоте. Если вы не видите другого выхода, обратите внимание на несколько важных моментов.

Поинтересуйтесь у друга, как давно он летает и сколько у него часов налета. На первый вопрос он ответит сразу (1 год, 5 лет), а второй может его затруднить. Если он за 5 лет не налетал и десятка часов, задумайтесь. Спросите про парящие полеты. Умеет ли он летать в "динамике", как часто у него это получается относительно других. Если он вам рассказывает, что его "не держит", это плохой признак. Скорее всего, это не его "не держит", а он просто не умеет удержаться в восходящем потоке. Следовательно, и вас он этому вряд ли научит. Если ваш друг хорошо парит у склона, умеет обрабатывать термические потоки и слетал не один маршрутный полет, может быть ему можно довериться.

Спросите у друга о классе его параплана. Если друг летает давно и хорошо, у него, может быть аппарарат класса competition, т.е. параплан, с хорошими аэродинамическими качествами, но не стабильный, не прощающий ошибок начинающего пилота и мало пригодный для обучения.
Даже если ваш друг опытный пилот и у него крыло подходящее для обучения, он может легкомысленно относиться к полетам. Если вы приехали на горку, и он вас запускает в полет ничего толком не объяснив, без каски, в шортах и тапочках, не доверяйте такому свое обучение

3. Учиться в парапланерной школе или клубе. Конечно, это лучший и надежный способ. Всегда лучше довериться профессионалам. Прежде, чем выбрать школу, присмотритесь, поговорите с учениками, узнайте, довольны ли они. Обязательно поинтересуйтесь квалификацией инструкторов. Посмотрите, достаточно ли в школе учебных парапланов (не будете ли вы пол дня стоять в очереди). Программа обучения не должна быть меньше четырех дней.

Кто может этим заниматься

Почти каждый человек, обладающий умеренным здоровьем. Вам придется бежать, выдерживая сопротивление параплана, иметь сносную координацию движений и неплохую реакцию. Во многих странах мира заниматься парапланеризмом разрешено с 16 лет. У нас в стране существуют детские парапланерные школы, проводятся даже детские чемпионаты. Летать без согласия родителей можно с 18 лет. Верхняя граница возраста не определена. Мы видели летающих бабушек и дедушек "явно за 60". Чувствуете желание и силы - дерзайте!

Когда можно летать

Не многие знают, что заниматься парапланеризмом можно круглый год. В Санкт-Петербурге зима - самое предпочтительное время для обучения. Зимой атмосфера стабильная, редко бывает сильный ветер, и поэтому самые приятные полеты в динамике около склона. Зато лето - это время для высоких термальных полетов, маршрутных перелетов, соревнований. Они невозможны без теплых солнечных лучей.

Страшно и опасно?

Человек разумный рожден с двумя инстинктивными видами страха: к неожиданным громким звукам и к падению с высоты. Часто при первом полете человек испытывает волнение и даже страх. Страх, если он не превращается в панику, вполне здоровое явление. Более того, полезное. Он не даст вам летать в неподходящую погоду, на опасном аппарате. Как правило, он исчезает по мере набора опыта и уверенности.

Вы должны знать, что если вы прошли курс обучения у квалифицированного инструктора, можете оценить место и погодные условия, летаете на подходящем для вашего уровня параплане и умеете отказаться от полета, когда он кажется вам небезопасным, вам мало что угрожает.
99% летных происшествий происходят по вине пилота!

Где можно летать

Летать лучше всего в местах специально для этого предназначенных. Часто их называют дельтадромами. Аргументов в пользу этого предостаточно. Во-первых, вам не надо бегать в поисках подходящего места и оценивать рельеф, все уже сделано задолго до вас. Во-вторых, присутствие других пилотов удержит вас от полета в опасную погоду. В-третьих, смотря на других, вы быстрее будете прогрессировать. И, самое главное. Дельтадром, как правило, имеет официальный статус. И, соблюдая инструкцию по дельтадрому, вы, по крайней мере, не рискуете нарушить закон. Воздушное право - дело не шуточное. Можно и в тюрьму угодить.

Питерские пилоты летают на дельтадроме "Можайский" (наше маленькое Chamonix), ж/ст "Можайская", за Красным селом, гора Кирхгофф. Там есть склоны на западный, северо-западный, северо-восточный, восточный, юго-восточный ветра. Также можно летать в 5 км от пос.Бугры, деревня Порошкино. Южный, юго-восточный и восточный склоны.

Питерские пилоты! Никогда не летайте на горнолыжных склонах Токсово и Кавголово. Это очень опасно!

Выбор идеального параплана для каждого пилота зависит от многих факторов. Являетесь ли вы новичком или опытным пилотом, нет однозначного варианта, который был бы лучшим. Каждый из них имеет плюсы и минусы. Ключом является выяснение того, что для вас важно.

Для новичка основным параметром является безопасность крыла. Покупать параплан на первых порах, не владея всей доступной информацией, не стоит. Обычный совет для начинающих – пройти обучение в парапланерной школе. Под руководством опытного инструктора вы сохраните свое здоровье, время, деньги, а также набьете себе руку.

Если опыт у вас уже есть и вы уверенно держите себя в спирали, то прежде чем сделать выбор, стоит внимательно взвесить следующие параметры:

  1. Категория крыла в зависимости от вашего опыта
  2. Размер параплана
  3. Весовая вилка
  4. «Полезные» летно-технические характеристики (ЛТХ)
  5. Вопрос «управляемости» крыльев
  6. Цена вопроса

Здесь важно не допустить серьезных ошибок и избежать ловушек.
Что предпочесть? Как сделать осознанный выбор?

Шаг 1. Узнайте вашу категорию

С чего начать выбирать? Сначала имеет смысл ознакомиться с системами сертификации парапланов. Существуют две систем сертификации, а именно LTF (официально называется DHV) и система EN. Системы имеют много схожего:

DHV1 – ENA – крылья, используемые парапланерными школами для обучения. Обеспечивают самую высокую безопасность пилоту, прощают большую часть ошибок. Самостоятельно выходят из опасных полетных ситуаций, таких как сложение крыла. Также именно крыло этого класса лицензируется для установки мотора.

DHV1-2 – ENB. Выше летные качества, скорость выше, маневренность – хороший выбор для тех, кто продолжает учебу. Можно летать и новичкам с прицелом на будущее. Также высокий класс безопасности, самостоятельно восстанавливаются после сложения. Ошибки прощают, кроме прямого удержания в неверном положении. В данном классе также выпускают крылья, сертифицированные для полетов с мотором, которые намного более безопасны, чем специальные рефлексные крылья

DHV2 – ENC. По мнению Тоби Коломба, мирового рекордсмена в тандемном полете на параплане, половине пилотов, летающих на типе ENC (LTF2/LTFC) не следует спешить переходить на крылья более высокого класса. Дело в том, что с увеличением чувствительности, маневренности и скорости крылья этого класса можно считать даже безопаснее предыдущего класса 1-2. Только при условии регулярного налета, 70 часов в год, и отличных навыков пилотирования, можно считать, что безопасность будет в надежных руках, при переходе на следующий уровень.

DHV2-3 – END – крылья для опытных спортсменов, умеющих быстро и адекватно реагировать на сложения крыла. Для восстановления такого крыла после сложения требуется выполнить ряд четких движений.

DHV3 — ENE — без сертификации – крылья для спортсменов экстра-класса, и этим все сказано созданные для соревновательных полетов самого высокого уровня. Крылья, обеспечивающие максимально возможные летные качества, восстанавливаются после сложения только при грамотном действии пилота.

При переходе к следующему классу параплана полезно будет:

  1. Зайти на сайты производителей парапланов (не дилеров!). На какие цели рассчитаны их крылья. Какая у них репутация: есть ли обратная связь. Как много пилотов пролетели 100 км или больше с одно старта, например. Смена крыла для пилота, сама по себе, редко приводит к увеличению дальности полетов. Опыт делает.
  2. Оцените аэродинамическое качество. За последние три года качество некоторых крыльев было увеличено у определенных классов. Увеличение качества улучшает летные характеристики крыла, но с высоким качеством требуется больше «навыков» от пилота. Разные качества требуют разного подхода к управлению! Например, Крыло Gradient XC2, относится к категории ENC и привлекает пилотов из-за высокого качества 6,4! XC2 относится к классу «безопасных» крыльев, но из-за своего качества оно даст фору классу EN-D и LTF2 / 3.
  3. Поговорите с опытными пилотами, которые могут дать вам дельный совет — лучше, если это будет не ваш «летающий товарищ» и уж точно не местный дилер.

Шаг 2. Знайте ваш размер

«Размер имеет значение», причем в парапланеризме еще какое. От размера выбранного вами крыла будет зависеть, как оно будет летать. Большой параплан для тяжелых пилотов, маленький параплан – для легких, причем весом не менее 40 килограммов. Подходящий размер считается по формуле: отношение полного полетного веса (пилот плюс купол плюс подвеска) деленное на площадь крыла соответствует величине нагрузки, действующей на крыло, и выражается в кг/м. Оптимальной считается величина примерно 3,1 кг/м. кв. Более точно соответствие размера купола и веса можно узнать у конкретного производителя.

Шаг 3. Вилка весов

Крылья продаются разного размера в зависимости от полного взлетного веса. Поскольку взлетный вес, с которым крылья проходят испытания на безопасность, обычно превышает это значение, пилотов часто стоят перед выбором, как правильно подобрать весовую вилку. Вилка весов на каждой модели обычно в районе 25 кг. Если пилот находится в верхней части диапазона, то крыло будет иметь более высокую «загруженность».

Чем более загружено данное крыло, тем быстрее оно будет летать и безопаснее. Восстанавливаться крыло после сворачивания также будет быстрее. Угол атаки мало зависит от загрузки крыла (при условии низкой пористостью, когда крыло в хорошем состоянии). Более загруженное крыло также легче запустить в условиях сильного ветра, легче для пилота сложить и, самое главное, управление таким крылом более послушное и отзывчивое, что приносит от полета больше удовольствия.

Обычный совет при выборе вилки – постараться попасть в середину. Если есть недобор веса возможно применение водного балласта, но не более 10 кг.

Шаг 4. Летные качества

Основные аспекты летных характеристик: это скорость и аэродинамическое качество. Скорость нужна, чтобы добраться до места быстрее, а качество, чтобы добраться с большим запасом высоты.

Наиболее заметны различия летных качеств при сравнении крыльев разных классов:

А внутри класса, различия между моделями, как правило, очень незначительные. Так для большинства пилотов разница в летных качествах крыльев класса LTF1-2 и даже LTF 2 (крыло современного дизайна и в хорошем состоянии) внутри класса практически не заметна. На этом уровне на качество большее влияние оказывает нагрузка на крыло (положение веса внутри весовой вилки) и, возможно, профиль стропы. Отличие в летных качествах (ЛТХ) становится более существенным при использовании акселератора. На крыльях низкого класса использование акселератора в неподвижном воздухе может значительно снизить качество. Чем выше рейтинг крыла, тем меньше потеря в качестве при увеличении скорости. К сожалению, производители редко, если вообще публикуют зависимость качества от работы акселератора (и даже если публикуют часто это весьма сомнительно)

Выше опубликованные данные не могут быть названы «полезными ЛТХ». Что имеется ввиду, когда говорят про полезные летные качества? Увеличение скорости или увеличении качества не имеют никакого значения, если крыло нельзя развернуть или крыло все время клюет вниз. Есть три фактора, которые следует учитывать, когда речь идет о полезных ЛТХ:

  1. Парение. Когда дело доходит до маршрутных полетов, значительное количество времени тратится на парение. Здесь важно, как легко разворачивать крыло? Как оно входит в поток? Насколько легко им управлять в потоках различных типов?
  2. Использование акселератора. Если крыло нельзя полностью разогнать, из-за тенденции к сложению, то какой тогда толк от так называемых максимальных скоростей? Насколько хорошо разгоняется в турбулентном потоке?
  3. Полет в возмущенном потоке. Можете ли вы позволить себе расслабиться или нужно все время направлять параплан? Производители часто заявляют характеристики, которые могут быть достигнуты только в неподвижном воздухе. Турбулентность независимо от своей величины, всегда уменьшает качество крыла. Изменения ЛТХ в турбулентности измерить еще труднее!

Шаг 5. Как управлять крылом

Стоит ли брать крыло с высокими летными качествами, если оно плохо поворачивается, все время норовит сложиться, ведет себя как зверь и играет вам на нервах. Какое удовольствие от такого полета?

Удовольствие и безопасность также два наиболее важные фактора, которые будут влиять на ваш прогресс и развитие в качестве пилота. Так что выбирайте крыло, управление которым вам по душе. Когда речь заходит о выборе автомобиля, вы можете предпочесть одну марку, ваш друг другую. Там нет правильных или неправильных решений. Только место для вкуса. То же самое верно, когда речь заходит о выборе крыла. Проблема возникает, когда речь заходит о выборе крыла без достаточного опыта. Если вы хотите развить свои навыки в качестве дегустатора, известно, что пить нужно в большом количестве! То же самое можно сказать о крыльях. На что нужно обращать внимание, оценивая управляемость крыла?

Получайте удовольствие и никогда не прекращайте учиться.

Шаг 6. Цена вопроса

Продолжительность службы параплана в среднем составляет 5 лет, есть отдельные экземпляры, которые летают до 8 лет. Хотя при желании параплан можно износить и за полгода. Федерация парапланерного спорта не раз выносила на обсуждение подобные случаи с плачевным концом, как правило, причина заключалась в том, что крыло не имело паспорта и гарантий. Поэтому при покупке параплана нужно, прежде всего, обращать внимание на:

  1. Наличие документов
  2. подержанные парапланы следует тщательно перепроверять перед покупкой. Ни каждый готов экономить на своей безопасности, а экономия получается существенной. Их стоимость начинается от 300 долларов, но безопасность превыше всего.

Новый качественный параплан европейского производства стоит от 2,5 до 5 тысяч долларов. Отечественный — 1,5-2. Отличие по летным качествам несущественное.

Резюме

Итак, главный совет при выборе крыла – выбирайте то, которое вас не спугнет.

  • Будьте честны с самим собой о вашем текущем уровне мастерства. Может быть, ваше сегодняшнее крыло вполне для вас подходит, а ваши деньги лучше потратить на дополнительные обучающие курсы?
  • Не поддавайтесь искушению думать слишком много о высоких летных характеристиках. Вместо этого направьте свое внимание на весовую вилку и управляемость.
  • Если же решение о смене принято, то облетайте 3 или 4 крыла (если больше, то можно запутаться), если у вас нет опыта и времени, то обратитесь к авторитетным пилотам за советом.
  • Все, что осталось, это выбрать шикарный цвет, убедиться, что комплектация вас устраивает и наслаждаться!

Желаем удачи и счастливых посадок.

Параплан – безмоторный пилотируемый летательный аппарат с неподвижным крылом, планёр с мягким одно- либо двухоболочковым крылом, которое надувается через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Он доступен практически каждому здоровому человеку. Полный вес параплана от 6 до 20 кг, в собранном виде он помещается в среднем рюкзаке, а подготовка к полету занимает всего 5 минут. Взлететь на нем можно с любого холма, сесть на очень ограниченные площадки.

Полет на параплане дает непередаваемое чувство свободного полета, без преград в виде кабины, иллюминаторов или стекла фонаря. Используя восходящие потоки, на параплане можно часами летать под облаками, покрывая десятки и сотни километров без единой капли горючего. А в сочетании с парамотором параплан становится маленьким самолетом, который помещается в багажнике, а взлететь может с любой поляны. Параплан – это самая простая и демократичная, но все же настоящая авиация.

Кроме того, парапланеризм – это возможность увидеть новые страны, места, познакомиться с новыми людьми, вырваться из плоскости серых будней и ворваться в мир новых ярких впечатлений, в мир свободного полета!

Характеристики

Параплан – наиболее медленный из летательных аппаратов тяжелее воздуха. Типичные скорости полёта относительно воздуха 20-70 км/ч. За счёт низкой скорости, склонности учебных моделей к самостоятельному выходу на стационарные режимы планирования и минимальных требований к площадке для экстренной посадки, параплан прост в обучении и прощает некоторые ошибки пилота.

Однако параплан имеет сравнительно невысокие лётные характеристики, что сильно ограничивает его возможности по погодным условиям. Параплан является самым лёгким (5–7 кг) и самым доступным (от 1000 евро) среди пилотируемых летательных аппаратов. Малый вес параплана по сравнению с планёрами и дельтапланами обусловлен тем, что все его конструкционные элементы работают только на растяжение и, соответственно, изготовлены из тканевых материалов.

Конструкция

Параплан состоит из крыла (купола), к которому через стропы и свободные концы крепится подвесная система. Подъёмная сила возникает благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Все элементы параплана работают на растяжение, благодаря чему в его конструкции можно избежать использования жёстких элементов. Современные парапланы, особенно предназначенные для участия в соревнованиях, часто имеют дополнительные жёсткие элементы конструкции, предназначенные для поддержания формы крыла на высоких скоростях полёта.

Купол параплана

Изготавливается из специальной воздухонепроницаемой прочной ткани. Он состоит из верхней и нижней поверхности, которые соединены перемычками – нервюрами. Нервюры имеют определенную форму (аэродинамический профиль) и делят крыло на множество секций – кессонов. По передней кромке крыла верхняя и нижняя поверхности не соединяются. Образуется щель – воздухозаборник. Через него крыло наполняется воздухом и становится жестким из-за внутреннего давления воздуха. Чтобы воздух мог заполнять закрытые секции, он должен свободно циркулировать по параплану. Для этого в нервюрах делают отверстия перетекания. Для поддержания формы воздухозаборника носовую часть нервюр усиливают нашивкой (жесткостью) из плотной ткани. На нижней части нервюры пришиваются петли для крепления строп. В этих местах нервюра также усилена жесткостями. Для соединения нервюр и поверхностей используются различные варианты швов. Основное требование – прочность и долговечность.

Крайние с каждой стороны купола 3-5 секций являются закрытыми, то есть не имеют воздухозаборников, и служат для придания крылу формы и улучшения его аэродинамических качеств. Парапланеристы называют их «ушами».

Стропная система параплана

Построена по принципу ветвления и состоит из нескольких рядов и ярусов. К задней кромке крепятся стропы управления. Для изготовления стропной системы используют стропы в оплетке с прочностью на разрыв 80, 120, 200 и 250 кг. На спортивных парапланах используют микростропы без оплетки. При проектировании соблюдают принцип равнопрочности, поэтому на нижние ярусы ставят более прочные стропы. Стропы застрачиваются по краям и соединяются «удавкой». Нижний ярус крепится к свободным концам.

Свободные концы

Выполнены из прочной ленты. Лента образует три или четыре ряда, к которым ччерез замки – коннекторы – крепятся стропы. Для удобства каждый ряд имеет название: первый А, второй В, третий С, четвертый D.

Ручка управления парапланом называется клевантой. У параплана их две – левая и правая. При натяжении одной из клевант, задняя кромка с соответствующей стороны подгибается вниз и тормозит и купол разворачивается. Тянем правую, поворачиваем вправо, тянем левую – влево. Если пилот потянет обе клеванты, он уменьшит горизонтальную скорость купола и вертикальную тоже, что часто используется. Сильное натяжение приводит к срыву потока на крыле и заднему свалу. Конструкция некоторых свободных концов позволяет менять геометрию стропной системы с помощью акселератора или триммеров. Эти устройства позволяют пилоту изменять углы установки крыла и балансировочную скорость полета.

Подвесная система

В которой сидит пилот во время полета, изготавливается из прочных лент и тканей и крепится к параплану с помощью карабинов. Основу подвесной системы составляет силовая лента, к которой крепятся свободные концы и опирается сиденье пилота. Ножные, плечевые, поясные обхваты и грудная перемычка соединяются разъемными замками. В настоящее время существует множество вариантов подвесных систем со встроенным запасным парашютом, амортизаторами и протекторами. Очень важно, чтобы подвеска имела правильную центровку, хорошую устойчивость и управляемость, а также обеспечивала комфорт и безопасность в полете.

Запасной парашют

Как известно, он запасной и последний. Именно поэтому надежность в данном случае стоит на первом месте. При изготовлении запасного парашюта используют прочные синтетические стропы и специальную ткань, которая не слипается и не электризуется. Практически все запасные парашюты созданы на базе круглого купола со втянутой вершиной. Такая схема обеспечивает минимальное время раскрытия и высокое удельное сопротивление системы. Недостатком является тенденция к раскачке. С ней борются, применяя специальные отверстия, лепестки и т.д. Парашют упаковывается в контейнер и размещается в подвесной системе. К контейнеру пришита ручка — кольцо, за которую пилот вынимает ее из подвесной системы. Чем короче ручка, тем удобнее бросать контейнер и меньше шансов, что что-нибудь запутается. Следует не забывать о правильной эксплуатации и своевременной переукладке запасного парашюта.

Классификация

Парапланы делятся на 3 группы: класса Standard, класса Performance и класса Competition.

  • Парапланы Standard имеют не самые лучшие летные качества, но отличаются высокой стабильностью, прощают грубые ошибки пилота. Они предназначены для начинающих и для пилотов, которые хотят летать без стресса.
  • Парапланы класса Performance – переходные модели. Они имеют достаточно высокие летные качества при умеренной стабильности.
  • Competition же – это парапланы для опытных спортсменов, разработанные, как правило, для соревнований.

В зависимости от назначения можно выделить следующие виды парапланов:

  1. учебные («школьные») – предназначенные для первоначального обучения пилотов. Такой параплан может предоставить на время обученияпарапланерная школа.
  2. «акро» – предназначенные для выполнения фигур высшего пилотажа (аэробатика);
  3. тандем – двухместные парапланы (как правило для полётов опытного инструктора с человеком, не имеющим специальной подготовки);
  4. для моторизированных полётов (парапланы с моторами).

Управление парапланом

Для управления летательным аппаратом используются стропы управления, которые подсоединены к задней кромке крыла и на концах которых сделаны специальные петли для удержания их в руках – клеванты. При отпущенных клевантах параплан летит прямо на так называемой балансирной скорости. Для поворота вытягивают одну клеванту, соответствующая кромка крыла загибается вниз, сопротивление этой части крыла увеличивается, и она начинает двигаться медленней, чем другая – начинается поворот.

Так же можно поворачивать, перемещая центр тяжести пилота в подвеске в сторону поворота. Для уменьшения скорости полёта (и скорости снижения) обе клеванты затягиваются одновременно, таким образом, угол атаки крыла увеличивается, сопротивление и подъёмная сила растут. Для увеличения скорости полёта используют так называемый ускоритель (акселератор) – устройство, которое позволяет подтягивать вниз передние ряды строп, тем самым уменьшая угол атаки крыла. Для ввода параплана в специальные режимы полёта или управления в нештатных ситуациях так же могут использоваться другие стропы.

Чем параплан отличается от парашюта?

Внешне параплан, конечно, похож на парашют типа «крыло», однако парашют имеет прямоугольную форму, а параплан – эллипсовидную. Параплан намного длиннее парашюта, то есть имеет намного большее удлинение купола. У параплана гладкая аэродинамически чистая поверхность с небольшим количеством тонких строп, а парашют состоит из небольшого числа секций и поэтому не имеет такой гладкой поверхности. Площадь параплана больше площади парашюта.

Парашют предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Конструкция параплана не рассчитана на раскрытие из свободного падения, поэтому используются более легкие и жесткие материалы, обеспечивающие ему более чистые аэродинамические формы.

Параплан своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер и дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-10 метров, то есть имеет аэродинамическое качество 7-10 единиц. У парашюта же при этом качество 2-4 единицы и минимальная скорость снижения не менее 4 м/с.

Параплан – паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, совершать маршрутные полеты. Параплан – младший брат планеризма и дельтапланеризма, поэтому уместнее его сравнивать с ними.

Это опасно?

Заявлять, что парапланеризм так же безопасен для здоровья, как такой вид спорта, как игра в шахматы, было бы неправильно. Каждый собирающийся заниматься воздушным видом спорта должен понимать, что потенциальная энергия высоты при некоторых обстоятельствах может легко превратиться в кинетическую энергию удара о землю. Но, тем не менее, было бы также неправильно объявлять всех парапланеристов какими-то супер экстремалами.

В парапланерном спорте можно выделить две основные группы травм: спортивные травмы и травмы «трудного возраста».

Спортивные травмы – это травмы соревновательных полетов. Они случаются со спортсменами, увлекшимися гонкой за очками и забывшими в этой гонке про собственную безопасность. Иногда эти травмы называют «очковой болезнью». Начинающим пилотам они не грозят.

Травмы «трудного возраста» для новичков более актуальны. Под такими травмами понимаются травмы вчерашних курсантов, едва вырвавшихся из-под опеки инструктора. Их подавляющее большинство происходит по примитивнейшей схеме. Закончив «курс молодого бойца», новичок начинает летать самостоятельно. У него все получается, он горд своими успехами и счастлив от свалившейся ему на голову свободы от инструкторского диктата (этого не делай, туда не ходи, сюда не летай…). Он знает о возможных опасностях (рассказывали на теоретических занятиях), возможно, он даже знает о случаях падений других пилотов, но человек искренне убежден, что уж он-то умный, что уж с ним-то (умным) ничего плохого случиться не может. Постепенно новичок теряет осторожность и ему начинает казаться, что в воздухе можно творить все, что заблагорассудится.

Каждый собирающийся осваивать пятый океан должен усвоить:

  • С Небом можно быть только на «Вы».За фамильярность к себе Небо наказывает. Наказывает быстро и очень жестко. Поэтому общаться с Небом на «ты» нельзя никогда, никому и ни при каких обстоятельствах.
  • Все советчики остаются на земле.В полете пилот сам в ответе за все происходящее. Пилот летит сам. Падать, в случае ошибок, он будет тоже сам и винить в падении, кроме себя самого, ему будет некого. Поэтому к полетам нужно готовиться и при подготовке помнить, что в авиации мелочей нет.

Можно ли самостоятельно сшить параплан?

Если вы хотите открыть парапланерную фирму и начать шить парапланы серийно, другого пути нет. Однако если параплан нужен вам исключительно для собственного летания и вы хотите сэкономить денег на его покупке, лучше в подобную авантюру не ввязываться. Купить серийный образец будет и проще, и дешевле, и безопаснее. В принципе, конечно, можно, но прежде чем готовить швейную машинку и закупать ткань, необходимо понять, какова ваша сверхзадача.

Если же вы всерьез задумываетесь над тем, чтобы сшить параплан самостоятельно, имейте в виду следующее: вы потратите деньги на материалы, вы потратите время на шитье и совсем не факт, что на том, что выйдет из-под вашей швейной машинки, можно будет сразу нормально полететь. Поэтому при расчете общих затрат сразу заложите в них некоторую вероятность неуспеха и то, что для изготовления своего первого более-менее прилично летающего параплана вам, скорее всего, придется сшить и облетать несколько экспериментальных моделей.

Полеты в Москве и Петербурге

У жителей столицы выбор парадромов большой, их в Московской области около десятка. Самый крупный не только в области, но и в России – это клуб, расположенный недалеко от поселка Чисмена в направлении Волоколамска. Также стоит отметить один из старейших парапланерных клубов столицы МАС, находящийся в 40 км от МКАД по Пятницкому шоссе.

Полеты на параплане проводятся в течение всего года при наличии соответствующих погодных условий, то есть отсутствия осадков и наличия ветра. Лучшим же временем для полета считается лето.

В Петербурге самыми популярными местами для парапланеризма считаются дельтадром «Можайский» за Красным селом, парадром «Сумино» и парадром «Куккузи на Финском», позволяющий полетать не только над землей, но и над холодными водами Финского залива. В отличие от Москвы здесь самым летным временем считается зима.

Лучшие места для катания в России

Конечно, полет на параплане – это в любом случае удовольствие, но в Москве и Петербурге вы не увидите тех красот, которыми славится парапланеризм. Чтобы в полной мере насладиться открывающимися с солидной высоты видами, нужно ехать в горы. И вот три главных места, которые стремятся посетить все любители свободных полетов:

  1. Дельтадром «Юца» в Пятигорске на горе Джуца1. Этот дельтадром является самым популярным на пределах всего постсоветского пространства, причем летают тут как начинающие пилоты, так и опытные спортсмены. В течение более чем 10 лет подряд именно здесь в июле каждого года проводился чемпионат России по парапланеризму.
  2. Дельтадром «Планерское» в Крыму. Еще в 30-х годах прошлого века на этом дельтадроме, расположенном возле города Феодосия на горе Клементьева, учились летать советские планеристы. До сих пор это место посещают тысячи любителей свободных полетов, поскольку Крым – одно из немногих мест в России, где можно полюбоваться с высоты одновременно и горами, и морем.
  3. Курай, горный Алтай. Место, которое отняло у Пятигорска право проведения чемпионата России по парапланеризму. Одно из немногих горных мест в России, где летать не только красиво, но и безопасно. Опытные парапланеристы поднимаются здесь на высоту до 3 тысяч метров.

Сколько стоит

Не думайте, что полеты на параплане – это безумно дорого. На самом деле это вполне доступное удовольствие, особенно в Москве и Петербурге. Здесь стоимость одиночного полета начинается от 1800 рублей за 15 минут, а полета для двоих – от 3400 рублей. За видеосъемку придется доплатить еще рублей 500-800. В пик сезона цены могут увеличиваться, причем довольно сильно. Мастер-класс, на котором вы сможете попробовать сами поуправлять парапланом, будут стоить дороже – от 6 до 10 тысяч рублей за одно занятие.

В горах полеты на параплане будут стоить куда дороже. В Крыму средняя стоимость полета для одного человека составляет около 5 тысяч рублей. Причем стоимость напрямую зависит от высоты горы. Так, полеты с самой высокой точки Крыма пика Ай-Петри стоят аж 8 тысяч рублей. На Кавказе и Горном Алтае 20-минутный полет над горами в тандеме с инструктором также обойдется в среднем в 5 тысяч рублей.

1. Учиться самому. Очень дорогой способ для здоровья ученика, да и в конечном счете по деньгам (лечение, восстановление после травм, потеря рабочего времени). Некоторым самостоятельное обучение все же удается, у некоторых это даже проходит без травм. Нужно быть очень упорным, очень вдумчивым, иметь массу свободного времени, минимум комплексов и достаточное количество литературы. Также нужно иметь свой параплан, который может оказаться не достаточно безопасным для обучения, а вы об этом даже не догадываетесь. В парапланеризме очень много нюансов, которые надо прочувствовать. Закрепив неправильные навыки, вы будете всегда подвергать свое здоровье опасности, даже не зная об этом. Потом, научившись прыгать с горки вниз, вы не будете знать, как безопасно парить, а пытаясь делать тоже, что и все, будете вводить параплан в опасные режимы, или "висеть" на деревьях. Не учитесь сами! Это очень опасно!

2. Учиться у друга. Вам повезло, если ваш друг квалифицированный инструктор. А если нет? Достаточно ли квалифицированный пилот ваш друг? А вдруг он, научившись летать сам или у такого же друга, делает что-то неправильно, тем самым подвергая себя и вас риску? Вы сами не можете это определить, а он уверен в своей правоте. Если вы не видите другого выхода, обратите внимание на несколько важных моментов:

    Поинтересуйтесь у друга, как давно он летает и сколько у него часов налета. На первый вопрос он ответит сразу (1 год, 5 лет), а второй может его затруднить. Если он за 5 лет не налетал и десятка часов, задумайтесь. Спросите про парящие полеты. Умеет ли он летать в "динамике", как часто у него это получается относительно других. Если он вам рассказывает, что его "не держит", это плохой признак. Скорее всего, это не его "не держит", а он просто не умеет удержаться в восходящем потоке. Следовательно, и вас он этому вряд ли научит. Если ваш друг хорошо парит у склона, умеет обрабатывать термические потоки, и слетал не один маршрутный полет, может быть ему можно довериться.

    Спросите у друга о классе его параплана. Если друг летает давно и хорошо, у него, может быть аппарат класса EN C или EN D, т.е. параплан, с хорошими аэродинамическими качествами, но не стабильный, не прощающий ошибок начинающего пилота и мало пригодный для обучения.

    Даже если ваш друг опытный пилот и у него крыло подходящее для обучения, он может легкомысленно относиться к полетам. Если вы приехали на горку, и он вас запускает в полет, ничего толком не объяснив, без каски, в шортах и тапочках, не доверяйте такому свое обучение

3. Учиться в парапланерной школе или клубе. Конечно, это лучший и самый надежный способ. Всегда лучше довериться профессионалам. Прежде, чем выбрать школу, присмотритесь, поговорите с учениками, узнайте, довольны ли они. Обязательно поинтересуйтесь квалификацией инструкторов. Посмотрите, достаточно ли в школе учебных парапланов (не будете ли вы пол дня стоять в очереди). Программа обучения не должна быть меньше четырех дней.

В основе которого лежит лёгкий, но прочный материал и стропы. По внешним признакам этот летательный аппарат очень похож на парашют в виде крыла. Ещё бы, ведь именно он лёг в основу создания параплана. Конструкция параплана состоит из тканевого крыла, которое составляют два полотнища, и стропной системы. Именно последний элемент отвечает за сохранение необходимой формы всей конструкции.

Немного истории

Вы думаете, что параплан - это изобретение современности? Это мнение разбивается о многочисленные упоминания про похожие летательные аппараты, которые встречаются в древних документах. Пусть их конструкция только отдалённо напоминает современный дельтаплан, но суть остаётся одинаковой - человек летит подобно птице, ловя восходящие потоки воздуха, за счёт которых можно длительное время находиться .

Учёным пришлось немало потрудиться над созданием того параплана, к которому мы все привыкли. Изначально создавался парашют, который лёг в основу создания параплана.

В XII веке европейские учёные пытались создать такое летательное средство, благодаря которому человек мог летать подобно птицам. Многие разработки не принесли ожидаемых результатов и даже унесли немало жизней.

Неизвестно сколько ещё могло всё так продолжаться, если бы не Отто Лилиенталь, который стал ключевой фигурой в работе над созданием современного летательного аппарата. Его изобретение имело схожие черты с современными дельтапланами. Для работы Отто использовал ивовые прутья, хлопок и кожу. На этом летательном аппарате было совершено более двух тысяч удачных полётов.

Парашюты активно использовались для безопасности пилотов, и одновременно с этим они активно модернизировались с целью создания летательного аппарата. Парашют с рядом отверстий в области купола был управляемым. В дальнейшем появились парашюты с двумя оболочками, которые уже можно называть парапланом. В Европе зарождение парапланеризма пришлось на 1983 год, а в России первые модели этих летательных аппаратов появились в 90-е года прошлого столетия.

Особенности конструкции

Слово «параплан» создано на основе двух слов: парашют и планирование. Несмотря на общие корни между парапланом и парашютом, существует не так много внешних сходств. Да и назначение у этих летательных аппаратов совсем разное. Парашют используется для спасения пассажиров самолёта, мягкого спуска груза на землю. Параплан используется в качестве подобно дельтаплану или планеру, что свидетельствует о возможности подняться на нём с суши в воздух.

Особенности конструкции этого летательного аппарата заключаются в следующих моментах:

  • множество секций;
  • крыло имеет форму эллипса;
  • большое количество тонких строп;
  • от нижней кромки параплана пилот находится на расстоянии 7–8 метров.

Совершая полёт на параплане, пилот снижается со скоростью всего метр в секунду.

Важным моментом, от которого зависит вся дальнейшая работа летательного устройства, является способность материала не пропускать воздух. Как только этот параметр снижается, можно серьёзно задуматься о покупке нового параплана. Ткань используется специальная, очень лёгкая, но плотная. Материал весит в два раза меньше, чем обычная бумага А4. В основе его создания лежит особая технология рипстоп.

Не менее важными являются стропы. Их толщина составляет всего 1 мм, но при этом выдерживать они могут вес, равный 50 кг. Способность растягиваться находится на минимальном уровне.

Купол имеет двойную конструкцию, которую составляют верхние и нижние полотнища. Они соединяются с поперечными составляющими купола, которые называются нервюрами. Эти элементы формируют профиль . Чтобы параплан быстро наполнялся воздухом во всех отсеках, в нервюрах располагаются специальные отверстия, благодаря которым становится возможным свободное движение воздушных потоков во внутреннем пространстве крыла.

Парапланеризм

Осталось самое интересное - полёт на параплане. Это самая удивительная возможность, которая открывается перед современным человеком. Что может быть прекрасней свободного полёта подобно птице, который может длиться несколько часов. Одна из заветных фантазий человека осуществилась - он может летать.

Параплан открывает перед человеком много возможностей:

  • длительные полёты;
  • преодоление больших расстояний;
  • участие в соревнованиях;
  • выполнение акробатических трюков;
  • использование дополнительных элементов (парамотор, телега для группового планирования).

Распространённые вопросы

  1. Частая ошибка заключается в том, что параплан приравнивают к парашюту. Первый аппарат создан для длительного полёта с возможностью набирать высоту, а второй - для медленного падения.
  2. может осуществляться на той высоте, которую получится набрать. Превышать 4 тыс. км всё же не стоит ввиду нехватки кислорода на такой высоте.
  3. Длительность полёта парапланерист может регулировать самостоятельно, руководствуясь погодными условиями, находя восходящие потоки воздуха и опираясь на свои умения. Один полёт может длиться пять часов и более.
  4. Ограничений для занятия парапланеризмом нет. Даже детей можно увидеть под куполом. Но для абсолютных новичков настоятельно рекомендуется обратиться к инструктору, пройти несложный и относительно короткий курс обучения.

Перед современным человеком открываются огромные возможности для проведения активного отдыха и получения изрядной порции адреналина. Полёты на параплане - лучшее, что могло придумать человечество.

 

Возможно, будет полезно почитать: