Профессия гид плюсы и минусы. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Обучение профессии экскурсовод – курсы, учебные заведения, самостоятельное обучение

3.2. Личность экскурсовода

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.
2. Единство личности как единство определенных свойств и качеств.
3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности - соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Основные черты личности: разумность - способность совершать разумные, осмысленные действия; ответственность - понимание результатов своих поступков; личное достоинство - поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность - неповторимость, особенность личности; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция - способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной.

Исследования социологов и повседневная практика показывают, что существуют различные уровни активности жизненной позиции людей: высокий, средний и низкий. Уровень активной позиции находится в зависимости от формирования взглядов личности, воспитания мировоззрения и убежденности, выработки профессиональных умений. Уровень активности жизненной позиции зависит от качества конкретной личности, ее стремлений и желаний, умения проводить ту или иную работу.

Воспитательный процесс направлен на становление внутреннего мира личности, формирования качеств, которые лежат в основе активности жизненной позиции: верность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача - наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятельностью, хорошей работой, чувством моральной ответственности. Средний или низкий уровень активности жизненной позиции работника не позволяет ему качественно вести экскурсионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизненная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий - "от" и "до". Жизненная позиция характерна низким уровнем активности, пассивностью, неопытностью личности, недостатком знаний, навыков, умений.

Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция формируется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная позиция характеризуется активностью в интересах не коллектива, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, нарушением трудовой и производственной дисциплины, аморальным поведением.

Развитие задатков и способностей личности. Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Задатки составляют природную основу развития способностей человека.

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека - память, наблюдательность, воображение, сообразительность при развитии их могут стать основой незаурядных способностей. Характерно, что на основе одних и тех же задатков в зависимости от вида избранной деятельности могут развиваться разные способности - учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений являются хорошими экскурсоводами.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности . Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание). Специальные способности являются основой для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Это особенности - музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и др.

Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы не шла речь - о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов - методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный участок работы экскурсовода - подготовка и проведение очередной экскурсии.

Подготовка экскурсии делится на три части:

1. Повторение индивидуального текста.
2. Припоминание требований методической разработки.
3. Восстановление в памяти маршрута.

Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: с чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет звучать логический переход от подтемы "Театральная жизнь города" к подтеме "Спортом занимаются все"? Как наилучшим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии подтемы "Город в дни фашистской оккупации"?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных особенностей личности - быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций. В понятие "подготовка" входит и психологическая подготовка - укрепление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольными увиденным и услышанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода - это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежденность - это твердая вера в истинность сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкования и верности избранного им пути следования к цели.

Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

Важное место в учебно-воспитательной работе методических секций, курсов повышения квалификации, в самостоятельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, его проявлениях, о сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала. Подобно тому, как драматург и режиссер заботятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональный подъем.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в группе, неоднородной по своему составу, не у всех участников экскурсии будет одинаковая реакция на одно и то же сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

В зависимости от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подготовки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение материала и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых знаниях, никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, когда экскурсовод старается своими личными эмоциями спасти дело.

Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности - общее психическое состояние, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к активным действиям). Для успеха экскурсии важно обеспечить необходимое психическое состояние личности экскурсовода. При обращении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная возбудимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Тон рассказа должен быть бодрым, убедительным, увлекающим.

Восприятие материалов на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

Свойства личности являются главным регулятором психической деятельности человека. Эти свойства личности и психические процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные (наблюдательность, гибкость ума); эмоциональные (чуткость, нежность, страстность, эффективность); волевые (настойчивость, решительность, самообладание). Все эти свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведенной экскурсии, любых отступлений от требований методики. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои действия. Например, в ходе проведения экскурсии он задает себе вопросы: "Так ли я это делаю? Хорошо ли показываю объект? Достаточно ли убедительно рассказываю о нем"? Закончив экскурсию и расставшись с группой, он подспудно спрашивает себя: "Получилось ли? Все ли требования к экскурсии были соблюдены"?

На курсах подготовки и повышения квалификации, в методических секциях и повседневной работе с экскурсоводами необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовать самостоятельное регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельности личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, которые установлены инструкциями, положениями, методическими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результатов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей деятельности, так как такая оценка приводит к высокому самомнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода. Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму, музей, на выставку. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учебы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе, в коллективе, где протекает его трудовая и общественная деятельность, в быту, на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.

Оптимизм экскурсовода. Обязательным качеством личности является оптимизм, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть в окружающем хорошие, светлые стороны. Оптимизм экскурсовода находит выражение в доброжелательности, приветливости, доброй улыбке, внимании к людям, умении создать нужный микроклимат в коллективе экскурсантов, внести своим присутствием дух праздничности в аудиторию, исправить плохое настроение слушателей. Этому в немалой степени способствуют звучание рассказа (тон голоса экскурсовода), его убежденность в пользе сообщаемых знаний, владение чувством юмора, вера в успех проводимой экскурсии.

Моральное удовлетворение личности. Одним из качеств экскурсовода является умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей. Он должен работать так, чтобы выполняемое дело было источником радости, чтобы каждая вновь подготовленная тема, реферат, лекция, проведенная экскурсия доставляли моральное удовлетворение. Подводя итоги проделанной работы, он смотрит на себя как бы со стороны и критически оценивает качество сделанного. Эти короткие мгновения "довольства" собой вселяют в человека уверенность в своих силах, наталкивают на новые мысли, способствуют развитию творческих начал в его деятельности. В тех случаях, когда оценив свою деятельность в данный момент, экскурсовод не испытывает морального удовлетворения, видит упущения, недосказанность при характеристике объекта, вспоминает забытые детали в показе памятника, он делает важные для себя выводы и совершенствует свою последующую деятельность.

Индивидуальность экскурсовода. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика). Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определенную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой - читает на экскурсии стихи, третий - зачитывает документы, четвертый - умело использует паузы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, вырабатывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюбленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удовольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется номенклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие ограничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи - начинающие, а также экскурсоводы, плохо владеющие профессиональным мастерством, в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

Авторитет экскурсовода - этот вопрос имеет прямое отношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода основан на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Этот авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон:

а) авторитет положения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью;
б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников. И это укрепляет его авторитет;
в) авторитет умения. Его создает опыт экскурсовода в проведении экскурсий (навыки в использовании методики и техники их ведения);
г) одна из важных основ авторитета экскурсовода - культура речи и внеречевые средства воздействия;
д) взаимоотношения с экскурсантами, умение создать нужный микроклимат в группе. Основа авторитета экскурсовода в этом плане - высокая культура поведения и речи.

Выводы

Рассмотрение вопросов, связанных с экскурсоводом как с личностью, занимает большое место в экскурсоведении. Это особенно важно потому, что в деятельности некоторых экскурсионных учреждений экскурсовод не рассматривается как личность творческая, инициативная, оригинальная по характеру своей деятельности и совокупности особенностей, характеризующих эту личность. Поэтому, практицизм, господствующий во взаимоотношениях между руководителями экскурсионных учреждений и экскурсоводами, методическими службами и экскурсоводами наносит существенный вред экскурсионному делу. Недооценка подхода к экскурсоводу как центральной фигуре экскурсионного дела оказывает воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных экскурсоводов.

Контрольные вопросы

1. Гармоническое развитие и особенности личности.
2. Становление личности экскурсовода.
3. Основные черты личности.
4. Жизненная позиция личности.
5. Развитие задатков и способностей личности.
6. Темперамент экскурсовода.
7. Эмоции и чувства экскурсовода и экскурсантов.
8. Индивидуальность экскурсовода, ее проявление.
9. Авторитет экскурсовода как совокупность нескольких сторон.

Обучение длилось два месяца, мастер-классы и практические занятия проводили лучшие профессионалы столицы.

4 апреля в Доме Нащокина получили дипломы первые выпускники школы гида. Курсы окончили 28 человек. Занятия проходили в особняке Шехтеля на Большой Садовой, Доме Наркомфина, музее «Пресня», Доме Нащокина — словом, в важных объектах культурного наследия Москвы.

Учителями стали самые яркие гиды Москвы — Денис Ромодин, Павел Гнилорыбов Хельга Патаки, Айрат Багаутдинов. Они проводили мастер-классы и практические занятия. Каждый из них знакомил слушателей с определённой темой — краеведением, историей архитектуры и другими.

Лучшие специалисты города читали лекции по профильным предметам. Например, здесь преподавала заведующая кафедрой сценической речи ГИТИСа Вера Камышникова, о бизнес-аналитике рассказывал Семён Фомин из Фонда развития интернет-инициатив.

В рамках школы прошли также круглые столы с участием возможных работодателей — представителей историко-культурологического проекта «Москва, которой нет» и туроператоров, организующих экскурсии по России. Обучение длилось два месяца — февраль и март.

Разработать маршрут и провести экскурсию

В конце курсов будущие экскурсоводы разработали собственные оригинальные маршруты по четырём направлениям. Например, для детей от восьми до 13 лет создали цикл интересных часовых экскурсий. Идея прогулок заключается в том, чтобы представить город в виде отражения звёздного неба. Авторы этого цикла уверены, что таким образом у детей будет формироваться абстрактное мышление, а также появится интерес к астрономии.

Первая прогулка — «Вокруг Суворовской площади». Перед началом экскурсии ребятам раздадут маршрутные листы. Каждый пройденный объект они будут отмечать точкой на своей карте — в результате получится рисунок известного созвездия. Дети увидят памятник Суворову, усадьбу Салтыковых, Театр Российской армии, «Уголок Дурова», гостиницу «Славянка», церковь Иоанна Воина, Екатерининский парк, реку Неглинную, планетарий.

Созданы интересные маршруты и по нетуристическим местам, среди которых банки Москвы. Предполагается, что во время этой прогулки слушателям расскажут о зданиях, в которых банки находились раньше или находятся сейчас. Есть также несколько маршрутов, связанных с инженерной Москвой. Один из них — по Парку Горького.

Учащимся школы пришлось не только разработать, но и провести собственную экскурсию. Причём в маршрут необходимо было включить как минимум один памятник архитектуры, а каждая прогулка должна была длиться не менее часа. Это задание стало своего рода выпускным экзаменом.

Как попасть в школу

Те, кто хочет стать учеником школы гидов на следующем потоке, смогут записаться на курсы ближе к осени .

Занятия второй очереди планируют начать в сентябре этого года. Срок обучения останется таким же, а количество учеников увеличится — у каждого мастера может быть до 15 подопечных. Таким образом, максимально школа сможет принять 60 человек. Если слушатели проявят интерес, то увеличится и количество направлений.

Школу гида создал вместе со Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры . Она появилась на базе популярных столичных проектов «Выход в город» и «Москва глазами инженера».

«С 2011 года мы реализуем проект по обеспечению доступа граждан к объектам культурного наследия, цель которого — знакомство широкой публики со значимыми столичными постройками, архитектурными стилями и авторами этих шедевров. В результате за пять лет памятники истории и культуры посетили 328 тысяч человек, проведено 6655 мероприятий экскурсионного, культурно-просветительского и интерактивно-игрового форматов», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждый из нас хочет получить от путешествия как можно больше положительных эмоций. Поэтому многие предпочитают доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждому из нас хочется получить от путешествия как можно больше положительных эмоций и впечатлений. Поэтому кто-то перед поездкой внимательно изучает всю доступную информацию о выбранной стране и самостоятельно планирует экскурсионные маршруты, а кто-то предпочитает доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Как Вы уже, наверное, поняли, в данной статье речь пойдет о профессии гида , представителей которой можно смело назвать "ангелами-хранителями" незадачливых туристов, которые умудряются "заблудиться в трех соснах" и попасть в самые нелепые ситуации "на ровном месте".

Кто такой гид?


Гид - специалист, который сопровождает туриста (или группу туристов) на экскурсиях, в походах, автомобильных турах и т.д, и знакомит его с местными достопримечательностями, особенностями культуры и традиций. Достаточно часто на гида также возлагается обязанность по организации досуга.

Название профессии произошло от французского guide (вожак, проводник), что практически полностью отображает сущность работы гида. Когда появились первые гиды достоверно неизвестно, однако существует предположение, что потребность в них возникла одновременно с возможностью совершать путешествия на длительные расстояния. Известно, что к услугам коронованных особых, совершавших заграничные поездки, всегда предоставлялись поданные встречающей стороны, которые не только знакомили высокопоставленных гостей с местными достопримечательностями, но и оказывали им любую посильную помощь.

Со временем и в результате развития туризма, появилась необходимость в профессиональных гидах, вследствие чего и появилась эта профессия. Сегодня профессия гида включает в себя несколько узких специализаций, среди которых особой востребованностью пользуются гид-переводчик, гид-экскурсовод и гид-натуралист.

В обязанности современного гида входит: встреча туристов по прибытии, организация экскурсионных туров, сопровождение во время экскурсий или прогулок, знакомство с особенностями местной культуры и обычаев, обеспечение безопасности туристов и т.д. То есть, для туристической группы гид становится настоящим вожаком, от которого во многом зависит общее впечатление от поездки и места отдыха.

Каким личностными качествами должен обладать гид?


Не сложно догадаться, что поскольку работа гида предполагает общение с большим количеством людей, представитель этой профессии обязательно должен быть не просто коммуникабельным, а очень интересным собеседником, способным увлечь слушателей своими рассказами и донести до них ценную информацию. Кроме того, гид должен обладать такими личностными качествами, как:

  • артистизм;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • уравновешенность;
  • хорошая память;
  • эрудированность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • терпеливость;
  • находчивость;
  • внятная и грамотная речь.

Поскольку во время работы гиду приходится сталкиваться с самыми разными людьми, не лишним будет знание основ психологии и умение нейтрализовать любой конфликт. Если же говорить о требованиях к физической подготовке гида, то представитель этой профессии должен быть выносливым и не уставать во время длительных пеших прогулок. Пригодится гиду и отменное чувство юмора, которое поможет ему всегда находиться в хорошем расположении духа, независимо от возникших трудностей и сложностей. Ну и самое главное, гид должен любить не только свою работу, но и ту местность, с которой он знакомит туристов.

Преимущества профессии гида

Говоря о преимуществах профессии гида , прежде всего необходимо отметить отсутствие рутинности в работе. В отличие от смежной специализации экскурсовода, где специалисту иногда приходится из года в год проводить одну и ту же экскурсию, гид сам составляет маршрут, в который туристы нередко вносят свои изменения. Также к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • общение и знакомство с большим количеством людей;
  • возможность практики иностранных языков с носителями языка;
  • достойный уровень оплаты труда;
  • возможность много путешествовать и открывать новые туристические направления;
  • работа на свежем воздухе;
  • большие перспективы для развития собственного туристического бизнеса.

Недостатки профессии гида


Недостатков у профессии гида не меньше, чем преимуществ. Чего только стоит необходимость работать в любое время суток и при любой погоде. К этой профессии как нельзя лучше подходит хорошо известная поговорка "волка ноги кормят", так как зарплата напрямую зависит от количества и качества проведенных туров: вышел на работу - получил оплату, не вышел - не получил. Не стоит забывать и о том, что гид:

  • очень часто остается без завтрака или обеда (пока туристы обедают, гиду зачастую приходится или решать организационные вопросы, или искать отставших от группы туристов);
  • должен с улыбкой отвечать на любые вопросы туристов, даже если они, по его мнению, глупые и нетактичные (то есть, нельзя демонстрировать плохое настроение и раздражительность);
  • отвечает за безопасность туристов, которые, кстати, не всегда отличаются благоразумием и дисциплинированностью;
  • практически целый день что-то говорит и рассказывает, а это очень большая нагрузка на голосовые связки.

Где можно получить профессию гида?

Для того чтобы стать гидом совсем не обязательно получать специальное образование. Достаточно закончить специальные курсы, сдать экзамен на профпригодность, и можно приступать к работе. Практика показала, что знаний и навыков, полученных на курсах, вполне хватает на первое время. Дальнейшая карьера и, что немаловажно, уровень зарплаты гида целиком и полностью зависят от его способности к самосовершенствованию и стремления постоянно повышать свою квалификацию.

На первый взгляд экскурсовод и гид являются абсолютно одинаковыми понятиями. Но происхождение этих слов разное, как и профессиональные обязанности людей, работающих в подобных направлениях. Гид (фр. guide — проводник, вожак) непосредственно проводит экскурсии для гостей города и показывает красивые местные достопримечательности. Экскурсоводы же (лат. excursio — поездка) в свою очередь занимаются абсолютно всеми проблемами, которые могут возникнуть у людей в процессе совершения туристической вылазки в город.

Отличия в работе гида и экскурсовода

Обязанности гида Должностные обязанности экскурсовода
Проведение пеших прогулок или автобусных экскурсий по красивым местам и популярным туристическим объектам согласно плану экскурсии Готовность изменить заранее подготовленный маршрут и рассказать о достопримечательностях другой местности
Профессиональное ознакомление туристов со всеми посещаемыми объектами Обеспечение туристам комфортной обстановки во время прогулки: поиск стоянок для отдыха, мест для отдыха и т.д.
Ответственность за безопасность людей во время проведения экскурсии

Специализации гидов также разнятся в контексте места проведения экскурсий:

  • городские гиды;
  • горные проводники;
  • полевые гиды;
  • гиды в музеях и других исторических зданиях.

Шаг 1

При выборе профессии туристического проводника первым и главным этапом будет выбор сферы работы, ведь человек физически просто не сможет проводить экскурсию утром в музее, в обед — в замке, а вечером — в поле.

Особенности в работе гида или туристического экскурсовода

Человек, который будет вести за собой людей и знакомить их с историческими и культурными особенностями конкретной местности, должен обладать не только превосходными знаниями истории, но и иметь некую харизму, чтобы люди хотели за ним идти.

На заметку! Эта работа подходит, прежде всего, для активных коммуникабельных и открытых людей, постоянно стремящихся к общению и познанию нового. Настоящий экскурсовод должен быть интересным собеседником, а также иметь набор моральных качеств, среди которых важное место занимают стрессоустойчивость, добродушность и толерантность.

Шаг 2

Нужно стать легким и открытым человеком с гибким характером без явных дефектов речи и физических недостатков. При необходимости заняться саморазвитием, усовершенствованием коммуникативных навыков.

Плюсы и минусы при работе экскурсоводом

Как и любая иная деятельность, работа экскурсоводом — это тоже серьезная и ответственная задача, которая имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы Минусы
Нет каждодневной рутиной работы Нарушение режимов питания и отдыха
Высокие заработки в крупных туристических центрах Работа при любой погоде
Усовершенствование лингвистических навыков при общении с иностранными туристами Ответственность за жизни людей, для которых проводятся экскурсии
Возможность путешествовать, познавать новое Постоянная нагрузка физического характера (ноги, голосовые связки)
Свободный график работы В некоторых регионах в возможность снижения заработка в осенне-зимний период
Ощущение финансового постоянства при работе в развитых компаниях Высокая конкуренция
Перспективы для дальнейшего развития в туристической сфере

Читайте, лучшие варианты + советы по выбору вакансий, в новой статье —

Обучение профессии

Профессиональные агентства, которые занимаются организацией туристических экскурсий в больших городах, постоянно набирают в свой штат как опытных сотрудников, так и энергичных талантливых новичков. Если заниматься проведением экскурсий в качестве временных подработок или хобби, то можно и не получать специальное образование. Однако в случае серьезности намерений всё-таки следует обзавестись дипломом соответствующего направления, а затем пойти дополнительные курсы повышения квалификации.

Шаг 3

Получить высшее образование.

Процесс получения образования состоит из нескольких этапов и занимает довольно длительный промежуток жизни человека.

  1. Высшее образование. Достаточно будет получить любое высшее образование гуманитарного направления. Отлично, если это будет факультет иностранной филологии, так как английский, немецкий, французский и теперь уже китайский языки очень востребованы в туристической сфере. Возможно, следует также заняться серьезным изучением английского языка отдельно от основного образования, которое не гарантирует возможность будущей работы в сфере туризма.
  2. Курсы экскурсоводов и гидов. Подобные тренинги и лекции часто проводятся при высших учебных заведениях или музеях. Преимуществами таких лекций является то, что они организуются зачастую государственными учреждениями, а по окончанию курса слушатель получает соответствующий документ в виде сертификата или диплома. Форма обучения при некоторых вузах ничем не отличается от прослушивания обычных лекции. Кстати, по окончанию любого курса преподаватель государственного вуза обязан провести контроль знаний студентов в виде теста, экзамена или зачета.
  3. Совершенствование лингвистических навыков . После того, как новичку удалось устроиться на работу в какую-нибудь туристическую компанию, нужно как можно раньше начать проходить курсы повышения квалификации и совершенствования языка. В подобных мероприятиях заинтересован также и работодатель, который вполне может организовать дополнительное обучение.

Шаг 4

Следующим большим шагом станет сдача экзамена на профпригодность и получение соответствующего документа. Карта экскурсовода понадобится для устройства на работу за границей.

Альтернативный путь становления экскурсоводом

Действительно, получение высшего образования, изучение дополнительных языков, прохождения курсов повышения квалификации и сдача нужных экзаменов занимает очень долгое время. Не все люди готовы ждать так долго, да и не все готовы посвятить свою жизнь проведению экскурсий. Этот способ подойдет для молодых людей, которые решили подработать летом или для тех, кто решил уехать за границу и как-то изменить свою жизнь.

Работа в пределах своей страны

Для поиска сезонной работы экскурсоводом в своём городе или регионе достаточно обратиться в любое небольшое туристическое бюро, которое набирает новичков с обучением. Здесь можно получить базовые знания и через несколько недель начать работать официально в выбранном направлении: поездки, пешие прогулки, экскурсии по музеям и т.д. Лишними также не будут документы, удостоверяющие прохождение каких-либо специализированных курсов по иностранному языку, пожаробезопасности или различным коммуникационным технологиям.

На заметку! При временном устройстве на работу гидом-экскурсоводом в небольшом курортном городке за скромную плату совсем не обязательно иметь высшее образование.

Экскурсовод за границей

Как ни странно, аналогичная ситуация складывается и для , уезжающих в страны Западной Европы и США, ведь дипломы республик бывшего СССР там просто не действуют. Оказавшись в чужой стране, следует быть готовым работать в качестве фрилансера, так как берут на работу таких людей обычно единоразово и не всегда с одинаковой периодичностью.

При устройстве на работу экскурсоводом за границей рекомендуется:

  • выучить язык перед отъездом и получить соответствующий сертификат;
  • перевести все документы на язык страны, в которой человек собирается работать;
  • по приезду в страну пребывания пройти курсы оказания первой медицинской помощи и получить соответствующий сертификат (работодатель часто требует подобные документы при работе с людьми);
  • ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения в чужой стране;
  • привести в порядок все документы и не нарушать законы;
  • постоянно изучать культуру, традиции, привычки людей чужой страны;
  • быть толерантным к другим национальностям, вероисповеданиям, убеждениям;
  • занимать активную социальную позицию, стараясь как можно больше общаться с иностранцами с целью совершенствования языка и ускорения общей социализации;
  • ставить интересы компании выше личных нужд и проблем;
  • быть готовым к большим физическим и эмоциональным нагрузкам.

Сколько зарабатывает экскурсовод

По общим статистическим подсчетам, только Санкт-Петербург за прошлый год посетили более 7 млн. человек. В Москве эта цифра соответственно будет еще выше. Поэтому глупо сомневаться в востребованности специалистов этого направления.

Вся суть в том, чтобы найти высокооплачиваемые места работы. А для этого нужно иметь либо собственную фирму по оказанию туристических услуг в своем регионе, либо иметь очень серьезную подготовку и устроиться работать на крупную компанию. Наиболее популярными регионами для работы в качестве экскурсовода привычно остаются столица и Московская область, дальше следует Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининград и т.д.

Хороший экскурсовод получает ежедневно около 2000 руб. за смену, работая на крупную туристическую компанию. Но эти показатели грубо взяты для столичных регионов страны. Средняя заработная плата гида экскурсовода составляет 35000 руб. в месяц. При свободном графике работы самостоятельной работе или работе на иностранную компанию заработки увеличиваются в разы.

Для работы в этой сфере имеет место быть также и карьерный рост. При сотрудничестве гида с компаниями следующей должностью может стать позиция менеджера в экскурсионном отделе. Если человек работает гидом в качестве частного лица, то через определенное время он вполне сможет учредить свою небольшую экскурсионную компанию.

Видео — Профессия экскурсовод

Видео — Каким должен быть гид-экскурсовод

Видео — Лучше качества экскурсовода

Экскурсоводы - это люди, проводящие экскурсии для туристов и местного населения. Их достойно оплачиваемый труд, наполненный интересными моментами, лишен монотонности и однообразности. Профессией экскурсовод, описание которой будет представлено вашему вниманию в этой статье, может в совершенстве овладеть лишь тот, кто обладает глубокими познаниями в сфере искусства, истории и географии.

Трудовые обязанности

Основные трудовые обязанности экскурсоводов заключаются в следующем:

  • Сопровождение туристов и предоставление им информативных сведений об истории каких-либо достопримечательностей.
  • Поиск и углубленное изучение исторических сведений.
  • Разработка программ и выбор маршрутов экскурсий.
  • Координация действий туристов во время чрезвычайных ситуаций.
  • Заполнение необходимой документации.
  • Выполнение работы переводчика.
  • Контроль за действиями участников экскурсии вплоть до ее завершения.

Представители профессии экскурсовод также знакомят туристов с правилами по технике безопасности и владеют навыками оказания первой медицинской помощи. Они обязаны дать ответ на любые вопросы участников экскурсии, не затрагивающие личные темы.

Требования к соискателям

Люди, решившие связать свою жизнь с данной профессией, должны обладать целым набором необходимых для этого деловых навыков и умений.

  • Они должны владеть одним или несколькими иностранными языками.
  • Иметь высшее образование гуманитарной направленности и соответствующую аккредитацию
  • Быстро находить общий язык с людьми, отличаться коммуникабельностью
  • Хорошо знать тему выбранной экскурсии.
  • Владеть знаниями из области культурологии, краеведения, этнографии и других наук.

Особые требования к речи

Представителям профессии экскурсовод просто необходимо обладать талантом грамотно изъясняться и четко формулировать свои мысли, ведь без владения искусством речи им бывает невозможно на должном уровне выполнить свою работу. Речь людей, проводящих различные экскурсии, должна соответствовать определенным требованиям, коими являются:

  • Правильность. Экскурсовод должен знать правила произношения, постановки ударений, стилистики, употребления слов и их образования.
  • Понятность. Ему необходимо доступно и понятно излагать своими мысли, не прибегать к терминам и словам, усложняющим информацию.
  • Точность передачи информации. При проведении экскурсии следует не употреблять слова, утратившие свою семантическую ценность.
  • Выразительность. Представителю профессии экскурсовод, чтобы вызвать повышенный интерес у туристов, нужно прибегать к помощи эпитетов, иносказаний и метафор.
  • Чистота (нельзя использовать слова, противоречащие литературному языку).

Экскурсоводы также должны обратить внимание на лаконичность своего выступления. Применение лишних слов и фраз может существенно понизить внимание аудитории.

Необходимые личные качества

По мнению многих теоретиков экскурсионного дела, экскурсовод должен обладать следующими личностными качествами и характеристиками.

  • Прекрасным воображением и умением мыслить образами. Хороший профессионал в состоянии так описать не находящийся рядом объект, что туристы начинают наяву представлять его в своем воображении.
  • Тенденциозностью. Экскурсоводы, следуя намеченному плану, способны искусно довести свою точку зрения до слушателей.
  • Умением моментально подыскивать нужные слова и находить выход из нестандартных ситуаций.
  • Желанием постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
  • Хорошей работоспособностью, физической и речевой выносливостью.
  • Артистизмом и отменной памятью.
  • Чувством юмора и другими.

Характерные особенности микроклимата проводимой экскурсии нередко имеют прямую взаимосвязь с темпераментом представителей профессии гид-экскурсовод.

  • Сангвиники отличаются быстрой речью, перепадами настроения, мгновенной реакцией на поступки туристов.
  • Вспыльчивые и неуравновешенные холерики - торопливым изложением материала.
  • Нерасторопные флегматики - однообразной мимикой.
  • Устойчивые меланхолики - перепадами в эмоциональном состоянии.

Однако эмоции, присущие тому или иному темпераменту, в состоянии всегда держать под контролем.

Профессия экскурсовод: где учиться

Бывают случаи, когда экскурсоводами начинают самостоятельно работать люди, окончившие обычную среднюю школу либо специальные курсы. Однако наблюдаются они обычно в небольших населенных пунктах, в которых квалификации представителя данной профессии не придают особого значения.

Если же вы желаете стать профессионалом и получать за свой труд достойное вознаграждение, то следует пройти следующие этапы обучения.

  1. Необходимо окончить соответствующий вуз (академию или институт международного туризма) и получить высшее гуманитарное образование. Параллельно следует заниматься изучением иностранных языков.
  2. Имея диплом на руках, можно отправиться на специальные курсы повышения квалификации, функционирующие при музеях и вузах.
  3. Успешно сданный экзамен на профпригодность и получение лицензии являются заключительными этапами обучения новоиспеченного экскурсовода.

Преимущества профессии

Плюсы профессии экскурсовод, которых в ней немало, заключаются в следующем:

  • Представители данной профессии могут самостоятельно планировать маршруты экскурсий и корректировать экскурсионные программы. Их работа напрочь лишена рутины и скуки.
  • Они постоянно знакомятся и общаются с новыми людьми.
  • Имеют возможность путешествовать и осуществлять свою трудовую деятельность на свежем воздухе.
  • Постоянно совершенствуют знание иностранных языков.
  • Экскурсоводы работают по свободному графику и получают достойное вознаграждение за свой труд.
  • У представителей данной профессии есть шанс открыть свой туристический бизнес.

Минусы профессии

Профессия экскурсовод имеет также свои недостатки, которыми принято считать:

  1. Долгое пребывание на ногах.
  2. Необходимость осуществлять свою трудовую деятельность при любых погодных условиях.
  3. Перекусы на "бегу" (очень часто экскурсоводы свое обеденное время вынуждены тратить на решение организационных вопросов).
  4. Ответственность за туристов.
  5. Высокая конкуренция.
  6. Снижение заработка в осеннее и зимнее время.

Престиж профессии экскурсовода напрямую взаимосвязан с профессиональным уровнем ее представителей. Однако его моральная составляющая не распространяется автоматически на каждого экскурсовода. Престиж личности любой представитель данной профессии завоевывает и постоянно подтверждает своей профессиональной деятельностью. Высшей точкой в карьере экскурсовода принято считать открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в сфере туризма.

 

Возможно, будет полезно почитать: