Весенняя гроза. Весенняя гроза Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
Тема: Н.И. Сладков «Весенний гам»
Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе
Цель урока: систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»
Задачи урока:
образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова;
развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность;
воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)
Ход урока.
Деятельность ученика | |
Организационный момент. Введение в тему. Слайд 2 |
|
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным творчеством Николая Ивановича Сладкова и с разнообразием русской природы. |
|
2. Проверка домашнего задания и повторение изученного |
|
Дома вы должны были повторить уже пройденные произведения Н.И. Сладкова. Ваша задача узнать произведения по отрывку. | Ученик читает отрывок из произведения. Слайд 3 «Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки») Слайд 4 «Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер») Слайд 5 «Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»). |
Молодцы, ребята, замечательно поработали дома. Вы были внимательны и смогли определить произведение Г.А. Скребицкого. А теперь поработайте в парах и найдите среди моделей обложек ту модель, которая подойдет сразу ко всем прочитанным отрывкам из произведений Николая Ивановича Сладкова. | Ребята работают с заготовками моделей обложек и ищут нужную модель обложки. |
Давайте проверим, справились ли вы с этим заданием. | Дети называют свои варианты ответа. После этого на экран выводится правильный вариант ответа. Слайд 6 |
Молодцы. А кто может доказать, почему выбрал именно эту обложку? | Все отрывки были из сказок Н.И. Сладкова, поэтому я выбрал круг. Круг зеленого цвета. Потому что все эти сказки о природе. |
Спасибо за верные рассуждения. Прежде чем перейдем к знакомству с новым произведением Николая Сладкова, я хочу задать вам вопрос, ответ на который мы узнаем в конце урока. Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению? | |
Работа с новым произведением. Подготовка к чтению. Слайд 7 |
|
Михаил Иванович Пришвин писал: «По природе своего таланта Николай Иванович был наблюдателем, «фотографом». И рассказы его часто напоминают мгновенные снимки, но не застывшие, а живые, объемные, наполненные запахами и звуками. При желании в них можно войти, спокойно осмотреться и… увидеть то, что когда-то поразило автора, а теперь удивляет, восхищает и поражает всех нас. | |
Откройте ваши учебники на странице … Прочитайте фамилию автора и заголовок произведения. | Н.И. Сладков «Весенний гам» |
Как вы думаете, если судить по названию, о чем это произведение? | О весеннем лесе, о звуках природы весной; о том, как шумит лесной лес. |
Первичное восприятие текста. |
|
А сейчас закройте глаза. Когда я буду читать постарайтесь представить себя на месте писателя и увидеть природу его глазами. | Дети слушают чтение учителя. |
— Какой видит Сладков русскую природу? | |
4. Словарная работа. |
|
— Какие незнакомые слова встретились в тексте? — Кто может объяснить? (Учащиеся объясняют смысл прочитанных слов, затем читают объяснение непонятных слов в учебнике на странице 124) | |
Как вы понимаете слово «гам»? | Когда все шумят; шумно и ничего не разобрать в этом шуме. Читают в учебнике или ищут объяснение в толковом словаре. |
Посмотрите на экран и послушайте лесной гам. | Слайд 8 При щелчке мышкой появляется звук. |
Как вы думаете, что означат сочетание слов «парная чащоба»? Объясните мне лексическое значение каждого слова в отдельности. | Чащоба – это непроходимый лес, от слова «чаща». А «парная» — когда жарко, душно. |
Посмотрите на следующий слайд. | Слайд 9 |
А сейчас прочитайте точное толкование слов в учебнике. | Дети читают. |
5. Самостоятельная работа с текстом. Работа над способом чтения «про себя» |
|
Прочитайте про себя. | Дети самостоятельно читают произведение Н.И. Сладкова «Весенний гам» |
6. Физкультминутка. «Прогулка по весеннему лесу». |
|
Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер роняет росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад. | |
7. Работа над произведением. |
|
Что произошло в лесу? | Наступила весна, лес ожил, зазвучали лесные звуки, стало шумно. |
Что изменилось после дождя? | Воздух в лесу стал чище, даже сухие листья ожили, животные радуются. |
Найдите в тексте и зачитайте ответ на вопросы: — Какие капли прыгают на березах? — Как бубнит ручей? | Дети зачитывают из текста. Слайд 10 Проверка со слайда. Просматривание картинок, прослушивание звуков. |
Какие звуки издают весной звери и птицы? Найдите и зачитайте предложения. | Дети зачитывают. Самостоятельное выполнение задания №1 на странице 74 в рабочей тетради по литературному чтению. Взаимопроверка. |
Ребята. Послушайте звуки леса и попробуйте определить, кто эти звуки издает. | Прослушивание звуков леса, просмотр серии картинок. Слайды 11 — 17 |
Что вы услышали? Расскажите. | Журчание ручейка, пение птиц, шум ветра, стрекот кузнечиков, сверчков, шелест листвы, стук дятла. |
Какие чувства можно испытать, находясь в таком лесу. | Можно испытать радость, вдохновение, гордость за нашу природу, ответственность, наслаждение и др. |
Как, по – вашему, нужно относиться к природе, чтобы нам хотелось вновь и вновь приходить в лес? | Природу нужно беречь и охранять. |
8. Обобщение знаний. |
|
У Николая Ивановича Сладкова есть очень хорошие слова: «Лес не школа, а учит!» Как вы понимаете эти слова? | Лес учит нас бережному отношению не только к природе, но и к животным, к тем, кого приручили; еще лес приучает нас к чистоте и порядку. |
Спасибо, ребята. Позвольте напомнить вам, что мы должны были получить ответ на вопрос, который прозвучал перед знакомством с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Весенний гам». Кто помнит этот вопрос? | Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению? |
Верно. Кто даст ответ? | Этот вариант не подойдет, потому что у нас была модель обложки к сказкам, а мы прочитали рассказ. Поэтому в модели обложки должен быть прямоугольник зеленого цвета. Дети сверяют ответ со слайдом 18 |
9. Итог урока. Рефлексия. |
|
Слайд 19 — С каким произведением познакомились? — Что узнали нового? Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу. У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения Н. Сладкова. Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке. Слайд 20 | |
10. Домашнее задание. |
|
Разделите текст на две части (до и после грозы). Подготовьте выразительное чтение одной из частей рассказа. Кто захочет, к следующему уроку подготовит пересказ рассказа Н.И. Сладкова «Весенний гам» |
Модели обложек.
Урок 125. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете», Э. Шим «Муравейник»
Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать и сравнивать. Понимать смысл произведения. Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
Чтение наизусть описание луга из рассказа «Золотой луг» М. Пришвина.
II. Знакомство с новым материалом
Продолжим разговор о птицах. Послушайте сказку П. Дудочкина «Почему так хорошо на свете». |
|
Так почему же хорошо на свете? |
|
С какими героями мы встретились в сказке? |
Скворушка, Солнце, Дождик, Дятел, Червяк. |
Что хорошего делают герои? |
(Пятеро учеников описывают действия одного из героев сказки). |
Каким вы представляете Скворушку? |
(Самостоятельные рассуждения учеников). |
Прочитайте по ролям четвертую часть сказки. Обратите внимание на знаки препинания. |
|
III. Практические задания. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 1. |
О том, как хорошо на свете. Каждый занят своим делом и приносит пользу. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 2. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 3. |
(Самостоятельная работа). |
IV. Знакомство с новым материалом
Почему муравья называют самым сильным насекомым? |
Он способен переносить тяжести в несколько раз больше собственного веса. |
Найдите в сказке выражение, которое часто встречается в русских народных сказках. Назовите сказки. |
«Лягушка-царевна», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса - длинная коса». |
V. Практические задания.
Муравейник. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 74 № 2. |
«К лесу задом, к солнышку передом». |
РТ «Литературное чтение»: стр. 74 № 3. |
VI. Домашнее задание. 1. Подготовить пересказ одной из частей сказки П. Дудочкина «Почему так хорошо на свете». 2. РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 4.
Урок 126. И. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей»
Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ.
Пересказ сказки П. Дудочкина «Почему так хорошо на свете».
На прошлом уроке мы говорили о том, какую пользу приносят Скворушка, Солнце, Дождик, Дятел, Червяк и Муравьи. Теперь давайте послушаем их гам. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Весенний гам». |
|
Ознакомьтесь с определениями новых слов. |
|
Какие звуки издают весной звери и птицы? Прочитайте слова-действия. |
|
Как радуются весне прошлогодние листья? Прочитайте. |
|
Какое событие описывается в рассказе? |
|
Разделите текст на две части. |
До грозы и после. |
А вот еще один нарушитель зимней тишины - воробей. Прочитайте, как он радуется весне - А. Барто «Воробей». |
|
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? |
Веселое, бодрое. |
Что изображено на иллюстрации на странице учебника 125? |
Эта иллюстрация полностью изображает стихотворение. |
С какими стихами А. Барто вы уже знакомы? |
«Игрушки», «Апрель», «Катя», ... |
III. Практические задания.
Н. Сладкое «Весенний гам» |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 74 № 1. |
(Самостоятельная работа). |
РТ «Литературное чтение»: стр. 75 № 2. |
Шумный, звонкий, радостный. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 75 № 3. |
Озорные дождевые капли; дрожа от страха; прыгают в лужу. |
А. Барто «Воробей» |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 75 № 1. |
«Прыгает и кружится». |
IV. Домашнее задание.
1. Подготовьте выразительное чтение одной из частей рассказа.
2. Выучить наизусть стихотворение А. Барто «Воробей».
3. Придумайте загадки про воробья.
4. Закончить чтение русской народной сказки «Чудо-чудное, Диво-дивное» (Хрестоматия, Ч. 2, стр. 41 - 52).
Урок 127. Р. Сеф «Чудо», русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»
Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам.Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Чтение придуманных дома загадок.
Выразительное чтение рассказа Н. Сладкова «Весенний гам». Чтение наизусть стихотворения А. Барто «Воробей».
II. Знакомство с новым материалом._
Вопрос Ответ
Что такое чудо? Вы когда-нибудь встречались с чудом? |
(Самостоятельные размышления учеников). |
Давайте прочитаем стихотворение про чудо в Хрестоматии (Ч. 1) на странице 28. |
|
Молодую березку. |
|
Какое слово несколько раз повторяется в стихотворении? |
|
А вот вам сказка про чудо! Дома вы самостоятельно ее прочитали - «Чудо-чудное, Диво-дивное». |
|
Какие русские народные сказки напомнила вам эта сказка? |
«Репка», «Мельница-вертель-ница», «Бычок - смоляной бочок». |
Чем они похожи? |
|
Сколько присказок в этой сказке? |
|
Почему у сказки такое название? |
(Самостоятельные рассуждения учеников). |
III. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть стихотворение Р. Сеф «Чудо».
Уроки 128. М. Пришвин «Ребята и утята»
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения Р. Сеф «Чудо».
II. Знакомство с новым материалом - Мы уже знакомы с произведениями М. Пришвина. О чем он пишет? / О живой природе.
С какими рассказами М. Пришвина вы знакомы./ «Старый гриб», «Золотой луг», «Журка», «Норка и Жуль-ка», «Ежик», «Осеннее утро», «Лесная капель», «Деревья в лесу», «Недосмотренные грибы».
Прочитайте следующее произведение и увидите, как порой несовершенен человек и как он жесток к живому миру - «Ребята и утята».
Как вы относитесь к поступку детей? / (Самостоятельные рассуж-дения учеников). _
Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на странице 128.
Какой была уточка-мать? Подготовьте о ней рассказ. __
111. Практические задания.
РТ «Литературное |
Осудил, выбранил. |
||
РТ «Литературное |
(Самостоятельная работа). |
||
РТ «Литературное 77 № 3. |
IV. Домашнее задание. 1 РТ «Литературное чтение»: стр. 77 № 4.
Урок 129. Б. 3аходер «Птичья школа»
Цели: Формирование навыка монологической речи. Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Знакомство с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».
II. Знакомство с новым материалом.
Знаете ли вы, что у животных и птиц существуют такие же школы, как и у людей? Старшие обучают подрастающее поколение. Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Птичья школа». |
|
Ну что, похоже расписание уроков птенцов на ваше? Какие предметы изучают птенцы? |
Чистописание, чтение, естествознание, пение. |
Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Прочитайте слова, которые к ним подходят. |
Работа с текстом. |
Желторотые. |
|
III. Практические задания. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 78 №2. |
(Самостоятельная работа). |
IV. Домашнее задание. Подготовить выраз-е чтение стих Борис Заходера «Птичья школа».
Урок 130. К. Ушинский «Утренние лучи»
Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.Выразительное чт стих-я Борис Заходера «Птичья школа».
II. Знакомство с новым материалом.
С какими произведениями К. Ушинского мы знакомились ранее? |
«Кот Васька», «Лиса Патри-кеевна», «Плутишка кот», «Мороз не страшен», «Играющие собаки». |
Как можно охарактеризовать все рассказы К. Ушинского? |
Поучительные. |
Прочитайте рассказ К. Ушинского «Утренние лучи». |
Здесь, как и у М. Пришвина, человек противопоставлен природе. Все - и птицы, и животные, и насекомые - отреагировали на красное солнышко, только человек спрятался от него. Все занялись делом, а лентяй «повернулся на другой бок и опять заснул». |
Говорит о ней ласково. |
|
Как говорит о человеке? |
С досадою. |
Прочитайте выразительно песенку жаворонка. |
|
Чем заняты остальные? Расскажите. |
|
Как вы думаете, «Утренние лучи» - это рассказ или сказка? Объясните свой ответ. |
(Самостоятельные рассуждения учеников). Рассказ, все описанное происходит реально. |
III. Практические задания. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 78 № 1. |
(Самостоятельная работа). |
РТ «Литературное чтение»: стр. 79 № 2. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 79 № 3. |
(Самостоятельная работа). |
РТ «Литературное чтение»: стр. 79 № 4. |
IV. Домашнее задание. 1. Выучите наизусть отрывок, который наиболее понравился.
Урок 130. Ненецкая народная сказка. «Белый медведь и бурый медведь», Агния Барто «Весна, весна на улице…»
Цели: Формирование навыка работы с текстом. Знакомство с новым произведением. Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I. Проверка д\з. Чтение наизусть отрывка из рассказа К. Ушинского «Утренние лучи».
Какое произведение вы читали дома самостоятельно? О чем оно?
II. Знакомство с новым материалом.
Весна в разгаре! Посмотрите, как радостно описывает весну Агния Бар-то. Прочитайте отрывок из стихотворения «Весна, весна на улице...». |
|
Радостное, бодрое, веселое. |
|
Какое настроение стихи вызывают у вас? |
|
Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте слова, которые наиболее к ней подходят. |
|
Москва: шумная, веселая, весенняя. Листва: еще не запыленная, зеленая. |
|
III. Практические задания. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 80 №2. |
Весна, весна на улице, Весенние деньки! |
РТ «Литературное чтение»: стр. 80 -81 №3. |
Заливаются. |
IV. Домашнее задание. 1. Выучите стихотворение «Весна, весна на улице...» наизусть.
3. Подготовиться к проверочной работе по разделу «Весна, весна красная...».
Урок 132. Проверь себя. Проверочная работа по разделу «Весна, весна красная...»
Цели: Закрепить полученный материал. Выявить остаточные знания по разделу.
Ход урока
I. Обзор полученных знаний. Беседа проводится по вопросам, представленным в учебнике на страницах 135 - 136. Учитель также может добавить свои задания по усмотрению.
II. Контрольная работа (письменная). Вопросы для письменной контрольной работы даны в РТ «Литературное чтение, Ч. 2» на страницах 81-82.
При выполнении заданий можно пользоваться учебником и хрестоматией.
III. Домашнее задание. Прочитайте самостоятельно рассказ В. Катаева «Цветик-семицветик».
Урок 133. В. Катаев «Цветик - семицветик», Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цели : Формирование навыка работы с текстом. Знакомство с новым произведением. Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Какое произведение вы читали дома самостоятельно? |
«Цветик-семицветик» В. Катаева. |
Похоже ли это произведение на сказку? |
|
Какие чудеса здесь происходят? |
Каждый из оторванных лепестков исполняет желание девочки. |
П. Знакомство с новым материалом.
Теперь мы поговорим о сказках. Их много, и они бывают разные: литературные и народные, страшные и не очень, про животных, про народный быт и врлшебные... Всего и не перечислишь.
Мы с вами поговорим о волшебных сказках. Волшебные сказки полны чудес и превращений. Что ни сказка, то новое чудо! Волшебные сказки помогают нам верить в счастье, добро, учат бороться со злом.
Первая из таких сказок в нашем учебнике - это «Хаврошечка». Прочитаем ее. |
|
Объяснение непонятных слов вы найдете на странице учебника 144. |
|
Как правило, волшебные сказки начинаются с зачина - слова до начала самой сказочной истории. |
|
Прочитайте зачин этой сказки. |
(Первый абзац). |
Как жилось Крошечке-Хаврошечке в чужой семье? |
Ее «работой заморили», «тяжело ей жить-поживать». |
Кто помогал девочке-сироте? |
|
В волшебных сказках доброму герою всегда кто-то помогает. Его называют волшебный помощником. Таковым здесь является корова. |
|
Как об этом рассказывается? |
(Пересказ). |
Какими вы представляете хозяйских дочерей? |
(Самостоятельные рассуждения учеников). |
Как можно описать характер Кро-шечки-Хаврошечки? |
Мягкий, добрый, ласковый, услужливый. |
Какие чудеса происходят в сказке? |
1. Коровушка помогает выполнить поручение хозяев. 2. Из косточек коровы выросла яблоня. |
3. Ветви яблони сами тянутся к Крошечке-Хаврошечке, а от злых сестер поднимаются выше. |
|
Вспомните зачин. К каким людям можно отнести хозяйку и ее дочерей." Объясните, почему. |
(Самостоятельные рассуждения учеников). |
III. Практические задания. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 № 1. |
(Самостоятельная работа). |
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №2. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №3. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №4. |
Жить без горя. |
IV. Домашнее задание. 1. РТ «Литературное чтение»: стр. 84 № 5.
2. Самостоятельно прочитайте «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина.
3. РТ «Литературное чтение»: стр. 88 -89 № 1 - 4.
Урок 134. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели: Формирование новых знаний. Формирование навыка работы с текстом. Знакомство с новым произведением. Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Проверка заданий, выполненных в РТ.
II. Формирование новых знаний.
С каким произведением А.С. Пушкина мы уже знакомились? |
«Сказка о царе Салта-не...», стихотворение «Уж небо осенью дышало...». |
Послушайте «Сказку о рыбаке и рыбке». |
|
Посмотрите, какой подробный «словарь» представлен в учебнике на страницах 154 - 155. Ознакомьтесь с ним. |
|
Какая это сказка: народная или литературная? Почему? |
|
О каком «великом чуде» рассказывает старик старухе? Прочитайте. |
Встреча с золотой рыбкой. |
Расскажите, какими вы представляете старика и старуху. Заполняем таблицу в РТ (РТ «Литературное чтение»: стр. 86 № 2). |
(Самостоятельные рассуждения учеников). |
Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старика? |
Старуха хотела занять ее место. |
Прочитайте выразительно, как изменяется море. По ходу записываем это в РТ (РТ «Литературное чтение»: стр. 86 № 3). |
|
Подберите слова к иллюстрациям в учебнике. |
|
Объясните выражение «остаться у разбитого корыта». |
Остаться ни с чем. |
III. Домашнее задание. 1. Выучите наизусть первую часть «Сказки о рыбаке и рыбке».
2. Самостоятельно прочитайте индийскую народную сказку «Золотая рыбка».
Сравните ее со сказкой А.С. Пушкина.
Урок 135. Индийская народная сказка «Золотая рыбка», Шарль Перро «Кот в сапогах»
Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать и сравнивать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Формирование навыка монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть первой части «Сказки о рыбаке и рыбке».
Сравнительная характеристика сказок
Название сказки |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Золотая рыбка» |
|
А.С. Пушкин |
Индийская народная сказка |
||
Происхождение сказки |
Литературная |
Народная |
|
Старик со старухой |
|||
Золотая рыбка |
|||
Дом, еда, одежда |
|||
Старика сделать старостой в округе, дом вдвое больше, пятеро слуг, буйволов десять упряжек, риса полные амбары, золотых украшений и золота |
|||
Старуха хочет быть столбовой дворянкой |
Старика над всей землей царем сделать |
||
Старуха хочет быть вольною царицей |
|||
Старуха хочет быть владычицей морскою |
|||
Все вернулось восвояси |
II. Формирование новых знаний.
А теперь послушайте волшебную сказку французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах». |
|
Рассмотрите иллюстрации к сказке. Подберите к ним слова из текста. |
|
Каким вы представляете хозяина кота? |
(Самостоятельные рассуждения учеников). |
Каким был кот? |
Ловким, находчивым, сообразительным. |
III. Практические задания. |
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 90 № 1. |
Старший получил мельницу, средний - осла, а младший - кота. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 90 №2. |
Король, косари, жнецы, людоед. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 90 №3. |
Все идет по плану. |
IV. Домашнее задание.1. РТ «Литературное чтение»: стр. 90 № 4. Решите кроссворд.
2. Прочитайте самостоятельно сказки, представленные на странице учебника 167.
3. Подготовьтесь к зачетному уроку.
Урок 136. Проверь себя. Контрольная работа по пройденному материалу
Цели: Проверить степень усвоения материала.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Проверка выполненного задания в РТ.
Родине , родной природе. Поэты русского зарубежья...
Л. П. Кезина Составитель - Е. С. Савинов Примерная основная образовательная программа образовательного... Сочинения отечественных композиторов о Родине . Духовная музыка в творчестве... обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. ...
Можно очень легко нарисовать в своем воображении картину дождливого майского дня, если читать стих «Весенняя гроза» Тютчева Федора Ивановича. Это произведение поэт написал в 1828 году, когда находился в Германии, а затем, в 1854 году, исправил его. Главное внимание в стихотворении уделено обычному природному явлению - грозе, однако автору удалось воспроизвести все его детали так точно и выразительно, что до сих пор это стихотворение вызывает восхищение у читателей.
Весна была любимым временем года поэта. Она символизировала для него начало новой жизни, пробуждение природы. Сравнивая каждое время года с периодом человеческой жизни, Тютчев воспринимал весну как молодость. Природные явления он описывает, используя характерные для человека черты. Гром у Тютчева резвится и играет, словно ребенок, его раскаты он называет молодыми, а грозовая туча смеется, проливая на землю воду. Весенний гром похож на молодого человека, который делает первые шаги во взрослой самостоятельной жизни. Он также весел и беспечен, и жизнь его летит, словно бурный поток, не зная преград. Несмотря на веселое настроение, в стихотворении присутствует легкая грусть. Поэт словно сожалеет о тех временах, когда и сам он был молод и беззаботен.
Последнее четверостишие стихотворения обращает читателя к древнегреческой мифологии. Поэт проводит невидимую линию, соединяющую обычное явление природы с божественным началом. С точки зрения философии Тютчев подчеркивает, что в этом мире все повторяется, и как гремел весенний гром сотни лет назад, точно так же будет он греметь через сотни лет после нас. Для проведения урока литературы в классе можно скачать здесь текст стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» полностью. Можно также в режиме онлайн учить это произведение наизусть.
Весна, весна красная…
Ответы к стр. 74 — 75
Николай Сладков
Весенний гам
Грянул весёлый майский гром — всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!
Зазвучало всё, что может звучать.
Бормочут хмурые молчаливые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.
Полон лес криков, свистов, стуков и песен. Одни песенки прилетели в лес вместе с перелётными птицами из дальних стран. Другие родились здесь же, в лесу. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари.
А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черёмуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно…
Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
А в лужах лягушки ворочаются и блаженно ур-р-р-чат.
Даже перезимовавшие на земле скрюченные листья сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.
Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.
Гремит весенний гам!
1. Кто как поёт свою весеннюю песню? Найди ответы в тексте. Укажи ⇒
совы ⇒
бормочут
ручей ⇒
бубнит
комар ⇒
пищит
ландыши ⇒
звучат
лягушки ⇒
урчат
зайцы ⇒
покрикивают
листья ⇒
шуршат
2. Какой месяц май? Отметь ответ + или запиши свой.
+
шумный +
радостный
тихий +
звонкий
3 ∗ . Прочитай описание дождевых капель. Какие слова говорят о каплях как живых существах? Подчеркни.
Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха , и, сверкнув отчаянно , прыгают в лужу.
Возможно, будет полезно почитать:
- Обучение основам бюджетного управления ;
- Придумай шуточное название к иллюстрации ;
- X5 Retail Group купит супермаркеты «О'кей Что случилось в окее ;
- Пять способов убедить суд принять ее в качестве доказательства ;
- Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях ;
- Внешнеторговая бартерная сделка ;
- Когда прекращается трудовой договор ;
- Оптимизация логистических процессов на предприятии ОАО 'БНС Груп' ;