Весенняя гроза. Весенняя гроза Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

Тема: Н.И. Сладков «Весенний гам»

Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе

Цель урока: систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»

Задачи урока:

    образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова;

    развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность;

    воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный момент. Введение в тему.

Слайд 2

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным творчеством Николая Ивановича Сладкова и с разнообразием русской природы.

2. Проверка домашнего задания и повторение изученного

Дома вы должны были повторить уже пройденные произведения Н.И. Сладкова. Ваша задача узнать произведения по отрывку.

Ученик читает отрывок из произведения.

Слайд 3

«Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки»)

Слайд 4

«Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер»)

Слайд 5

«Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»).

Молодцы, ребята, замечательно поработали дома. Вы были внимательны и смогли определить произведение Г.А. Скребицкого. А теперь поработайте в парах и найдите среди моделей обложек ту модель, которая подойдет сразу ко всем прочитанным отрывкам из произведений Николая Ивановича Сладкова.

Ребята работают с заготовками моделей обложек и ищут нужную модель обложки.

Давайте проверим, справились ли вы с этим заданием.

Дети называют свои варианты ответа.

После этого на экран выводится правильный вариант ответа.

Слайд 6

Молодцы. А кто может доказать, почему выбрал именно эту обложку?

Все отрывки были из сказок Н.И. Сладкова, поэтому я выбрал круг. Круг зеленого цвета. Потому что все эти сказки о природе.

Спасибо за верные рассуждения. Прежде чем перейдем к знакомству с новым произведением Николая Сладкова, я хочу задать вам вопрос, ответ на который мы узнаем в конце урока. Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению?

    Работа с новым произведением.

Подготовка к чтению.

Слайд 7

Михаил Иванович Пришвин писал: «По природе своего таланта Николай Иванович был наблюдателем, «фотографом». И рассказы его часто напоминают мгновенные снимки, но не застывшие, а живые, объемные, наполненные запахами и звуками. При желании в них можно войти, спокойно осмотреться и… увидеть то, что когда-то поразило автора, а теперь удивляет, восхищает и поражает всех нас.

Откройте ваши учебники на странице … Прочитайте фамилию автора и заголовок произведения.

Н.И. Сладков

«Весенний гам»

Как вы думаете, если судить по названию, о чем это произведение?

О весеннем лесе, о звуках природы весной; о том, как шумит лесной лес.

Первичное восприятие текста.

А сейчас закройте глаза. Когда я буду читать постарайтесь представить себя на месте писателя и увидеть природу его глазами.

Дети слушают чтение учителя.

— Какой видит Сладков русскую природу?

4. Словарная работа.

— Какие незнакомые слова встретились в тексте?

— Кто может объяснить?

(Учащиеся объясняют смысл прочитанных слов, затем читают объяснение непонятных слов в учебнике на странице 124)

Как вы понимаете слово «гам»?

Когда все шумят; шумно и ничего не разобрать в этом шуме. Читают в учебнике или ищут объяснение в толковом словаре.

Посмотрите на экран и послушайте лесной гам.

Слайд 8

При щелчке мышкой появляется звук.

Как вы думаете, что означат сочетание слов «парная чащоба»?

Объясните мне лексическое значение каждого слова в отдельности.

Чащоба – это непроходимый лес, от слова «чаща». А «парная» — когда жарко, душно.

Посмотрите на следующий слайд.

Слайд 9

А сейчас прочитайте точное толкование слов в учебнике.

Дети читают.

5. Самостоятельная работа с текстом. Работа над способом чтения «про себя»

Прочитайте про себя.

Дети самостоятельно читают произведение Н.И. Сладкова «Весенний гам»

6. Физкультминутка. «Прогулка по весеннему лесу».

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

7. Работа над произведением.

Что произошло в лесу?

Наступила весна, лес ожил, зазвучали лесные звуки, стало шумно.

Что изменилось после дождя?

Воздух в лесу стал чище, даже сухие листья ожили, животные радуются.

Найдите в тексте и зачитайте ответ на вопросы:

— Какие капли прыгают на березах?

— Как бубнит ручей?

Дети зачитывают из текста.

Слайд 10

Проверка со слайда. Просматривание картинок, прослушивание звуков.

Какие звуки издают весной звери и птицы?

Найдите и зачитайте предложения.

Дети зачитывают.

Самостоятельное выполнение задания №1 на странице 74 в рабочей тетради по литературному чтению. Взаимопроверка.

Ребята. Послушайте звуки леса и попробуйте определить, кто эти звуки издает.

Прослушивание звуков леса, просмотр серии картинок.

Слайды 11 — 17

Что вы услышали? Расскажите.

Журчание ручейка, пение птиц, шум ветра, стрекот кузнечиков, сверчков, шелест листвы, стук дятла.

Какие чувства можно испытать, находясь в таком лесу.

Можно испытать радость, вдохновение, гордость за нашу природу, ответственность, наслаждение и др.

Как, по – вашему, нужно относиться к природе, чтобы нам хотелось вновь и вновь приходить в лес?

Природу нужно беречь и охранять.

8. Обобщение знаний.

У Николая Ивановича Сладкова есть очень хорошие слова: «Лес не школа, а учит!»

Как вы понимаете эти слова?

Лес учит нас бережному отношению не только к природе, но и к животным, к тем, кого приручили; еще лес приучает нас к чистоте и порядку.

Спасибо, ребята. Позвольте напомнить вам, что мы должны были получить ответ на вопрос, который прозвучал перед знакомством с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Весенний гам». Кто помнит этот вопрос?

Подойдет ли выбранная модель обложки к новому произведению?

Верно. Кто даст ответ?

Этот вариант не подойдет, потому что у нас была модель обложки к сказкам, а мы прочитали рассказ. Поэтому в модели обложки должен быть прямоугольник зеленого цвета.

Дети сверяют ответ

со слайдом 18

9. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 19

С каким произведением познакомились?

— Что узнали нового?

Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу.

У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения

Н. Сладкова.

Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке.

Слайд 20

10. Домашнее задание.

Разделите текст на две части (до и после грозы).

Подготовьте выразительное чтение одной из частей рассказа.

Кто захочет, к следующему уроку подготовит пересказ рассказа

Н.И. Сладкова «Весенний гам»

Модели обложек.

Урок 125. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете», Э. Шим «Муравейник»

Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать и сравнивать. Понимать смысл произведения. Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

Чтение наизусть описание луга из рассказа «Золотой луг» М. Пришвина.

II. Знакомство с новым материалом

Продолжим разговор о птицах. Послушайте сказку П. Дудочкина «Почему так хорошо на свете».

Так почему же хорошо на свете?

С какими героями мы встре­тились в сказке?

Скворушка, Солнце, Дож­дик, Дятел, Червяк.

Что хорошего делают герои?

(Пятеро учеников описыва­ют действия одного из героев сказки).

Каким вы представляете Скво­рушку?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Прочитайте по ролям четвертую часть сказки. Обратите внимание на знаки препинания.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 1.

О том, как хорошо на свете. Каждый занят своим делом и приносит пользу.

РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 3.

(Самостоятельная работа).

IV. Знакомство с новым материалом

Почему муравья называют са­мым сильным насекомым?

Он способен переносить тя­жести в несколько раз больше собственного веса.

Найдите в сказке выражение, которое часто встречается в рус­ских народных сказках.

Назовите сказки.

«Лягушка-царевна», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса - длинная коса».

V. Практические задания.

Муравейник.

РТ «Литературное чтение»: стр. 74 № 2.

«К лесу задом, к солнышку передом».

РТ «Литературное чтение»: стр. 74 № 3.

VI. Домашнее задание. 1. Подготовить пересказ одной из частей сказки П. Дудочкина «Почему так хорошо на свете». 2. РТ «Литературное чтение»: стр. 73 № 4.

Урок 126. И. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей»

Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ.

Пересказ сказки П. Дудочкина «Почему так хорошо на свете».

На прошлом уроке мы говорили о том, какую пользу приносят Скво­рушка, Солнце, Дождик, Дятел, Чер­вяк и Муравьи.

Теперь давайте послушаем их гам.

Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Весенний гам».

Ознакомьтесь с определениями новых слов.

Какие звуки издают весной звери и птицы? Прочитайте слова-действия.

Как радуются весне прошло­годние листья? Прочитайте.

Какое событие описывается в рассказе?

Разделите текст на две части.

До грозы и после.

А вот еще один нарушитель зимней тишины - воробей. Прочи­тайте, как он радуется весне - А. Барто «Воробей».

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Веселое, бодрое.

Что изображено на иллюстрации на странице учебника 125?

Эта иллюстрация пол­ностью изображает стихотво­рение.

С какими стихами А. Барто вы уже знакомы?

«Игрушки», «Апрель», «Ка­тя», ...

III. Практические задания.

Н. Сладкое «Весенний гам»

РТ «Литературное чтение»: стр. 74 № 1.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 75 № 2.

Шумный, звонкий, радост­ный.

РТ «Литературное чтение»: стр. 75 № 3.

Озорные дождевые капли; дрожа от страха; прыгают в лужу.

А. Барто «Воробей»

РТ «Литературное чтение»: стр. 75 № 1.

«Прыгает и кружится».

IV. Домашнее задание.

1. Подготовьте выразительное чтение одной из частей рассказа.

2. Выучить наизусть стихотворение А. Барто «Воробей».

3. Придумайте загадки про воробья.

4. Закончить чтение русской народной сказки «Чудо-чудное, Диво-дивное» (Хрестоматия, Ч. 2, стр. 41 - 52).

Урок 127. Р. Сеф «Чудо», русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»

Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам.Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение придуманных дома загадок.

Выразительное чтение рассказа Н. Сладкова «Весенний гам». Чтение наизусть стихотворения А. Барто «Воробей».

II. Знакомство с новым материалом._

Вопрос Ответ

Что такое чудо? Вы когда-ни­будь встречались с чудом?

(Самостоятельные размышле­ния учеников).

Давайте прочитаем стихотво­рение про чудо в Хрестоматии (Ч. 1) на странице 28.

Молодую березку.

Какое слово несколько раз повторяется в стихотворении?

А вот вам сказка про чудо! Дома вы самостоятельно ее про­читали - «Чудо-чудное, Диво-див­ное».

Какие русские народные сказ­ки напомнила вам эта сказка?

«Репка», «Мельница-вертель-ница», «Бычок - смоляной бо­чок».

Чем они похожи?

Сколько присказок в этой сказ­ке?

Почему у сказки такое назва­ние?

(Самостоятельные рассужде­ния учеников).

III. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть стихотворение Р. Сеф «Чудо».

Уроки 128. М. Пришвин «Ребята и утята»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения Р. Сеф «Чудо».

II. Знакомство с новым материалом - Мы уже знакомы с произведе­ниями М. Пришвина. О чем он пи­шет? / О живой природе.

С какими рассказами М. Пришвина вы знакомы./ «Старый гриб», «Золотой луг», «Журка», «Норка и Жуль-ка», «Ежик», «Осеннее утро», «Лесная капель», «Деревья в лесу», «Недосмотренные грибы».

Прочитайте следующее произве­дение и увидите, как порой несовер­шенен человек и как он жесток к живому миру - «Ребята и утята».

Как вы относитесь к поступку детей? / (Самостоятельные рассуж-дения учеников). _

Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на стра­нице 128.

Какой была уточка-мать? Подготовьте о ней рассказ. __

111. Практические задания.

РТ «Литературное

Осудил, выбранил.

РТ «Литературное

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное 77 № 3.

IV. Домашнее задание. 1 РТ «Литературное чтение»: стр. 77 № 4.

Урок 129. Б. 3аходер «Птичья школа»

Цели: Формирование навыка монологической речи. Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Знакомство с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».

II. Знакомство с новым материалом.

Знаете ли вы, что у животных и птиц существуют такие же школы, как и у людей? Старшие обучают подрастающее поколение.

Послушайте стихотворение Бори­са Заходера «Птичья школа».

Ну что, похоже расписание уроков птенцов на ваше? Какие предметы изучают птенцы?

Чистописание, чтение, ес­тествознание, пение.

Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Прочитайте слова, которые к ним подходят.

Работа с текстом.

Желторотые.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 78 №2.

(Самостоятельная работа).

IV. Домашнее задание. Подготовить выраз-е чтение стих Борис Заходера «Птичья школа».

Урок 130. К. Ушинский «Утренние лучи»

Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.Выразительное чт стих-я Борис Заходера «Птичья школа».

II. Знакомство с новым материалом.

С какими произведениями К. Ушинского мы знакомились ранее?

«Кот Васька», «Лиса Патри-кеевна», «Плутишка кот», «Мо­роз не страшен», «Играющие собаки».

Как можно охарактеризовать все рассказы К. Ушинского?

Поучительные.

Прочитайте рассказ К. Ушинско­го «Утренние лучи».

Здесь, как и у М. Пришвина, человек противопоставлен при­роде. Все - и птицы, и животные, и насекомые - от­реагировали на красное сол­нышко, только человек спрятал­ся от него. Все занялись делом, а лентяй «повернулся на другой бок и опять заснул».

Говорит о ней ласково.

Как говорит о человеке?

С досадою.

Прочитайте выразительно песен­ку жаворонка.

Чем заняты остальные? Рас­скажите.

Как вы думаете, «Утренние лучи» - это рассказ или сказка? Объясните свой ответ.

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Рассказ, все описанное происходит реально.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 78 № 1.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 79 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 79 № 3.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 79 № 4.

IV. Домашнее задание. 1. Выучите наизусть отрывок, который наиболее понравился.

Урок 130. Ненецкая народная сказка. «Белый медведь и бурый медведь», Агния Барто «Весна, весна на улице…»

Цели: Формирование навыка работы с текстом. Знакомство с новым произведением. Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка д\з. Чтение наизусть отрывка из рассказа К. Ушинского «Утренние лучи».

Какое произведение вы читали дома самостоятельно? О чем оно?

II. Знакомство с новым материалом.

Весна в разгаре! Посмотрите, как радостно описывает весну Агния Бар-то. Прочитайте отрывок из стихотворения «Весна, весна на улице...».

Радостное, бодрое, весе­лое.

Какое настроение стихи вызывают у вас?

Рассмотрите иллюстрацию, прочи­тайте слова, которые наиболее к ней подходят.

Москва: шумная, веселая, весенняя.

Листва: еще не запылен­ная, зеленая.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 80 №2.

Весна, весна на улице, Весенние деньки!

РТ «Литературное чтение»: стр. 80 -81 №3.

Заливаются.

IV. Домашнее задание. 1. Выучите стихотворение «Весна, весна на улице...» наизусть.

3. Подготовиться к проверочной работе по разделу «Весна, весна красная...».

Урок 132. Проверь себя. Проверочная работа по разделу «Весна, весна красная...»

Цели: Закрепить полученный материал. Выявить остаточные знания по разделу.

Ход урока

I. Обзор полученных знаний. Беседа проводится по вопросам, представленным в учебнике на страницах 135 - 136. Учитель также может добавить свои задания по усмотрению.

II. Контрольная работа (письменная). Вопросы для письменной контрольной работы даны в РТ «Литературное чтение, Ч. 2» на страницах 81-82.

При выполнении заданий можно пользоваться учебником и хрестоматией.

III. Домашнее задание. Прочитайте самостоятельно рассказ В. Катаева «Цветик-семицветик».

Урок 133. В. Катаев «Цветик - семицветик», Русская народная сказка «Хаврошечка»

Цели : Формирование навыка работы с текстом. Знакомство с новым произведением. Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Какое произведение вы читали дома самостоятельно?

«Цветик-семицветик» В. Ка­таева.

Похоже ли это произведение на сказку?

Какие чудеса здесь происходят?

Каждый из оторванных лепестков исполняет желание девочки.

П. Знакомство с новым материалом.

Теперь мы поговорим о сказках. Их много, и они бывают разные: литературные и народные, страшные и не очень, про животных, про народный быт и врлшебные... Всего и не перечислишь.

Мы с вами поговорим о волшебных сказках. Волшебные сказки полны чудес и превращений. Что ни сказка, то новое чудо! Волшебные сказки помогают нам верить в счастье, добро, учат бороться со злом.

Первая из таких сказок в нашем учебнике - это «Хаврошечка». Прочи­таем ее.

Объяснение непонятных слов вы найдете на странице учебника 144.

Как правило, волшебные сказки начинаются с зачина - слова до начала самой сказочной истории.

Прочитайте зачин этой сказки.

(Первый абзац).

Как жилось Крошечке-Хаврошечке в чужой семье?

Ее «работой заморили», «тяжело ей жить-поживать».

Кто помогал девочке-сироте?

В волшебных сказках доброму герою всегда кто-то помогает. Его называют волшебный помощником. Та­ковым здесь является корова.

Как об этом рассказывается?

(Пересказ).

Какими вы представляете хозяйских дочерей?

(Самостоятельные рас­суждения учеников).

Как можно описать характер Кро-шечки-Хаврошечки?

Мягкий, добрый, ласко­вый, услужливый.

Какие чудеса происходят в сказке?

1. Коровушка помогает выполнить поручение хо­зяев.

2. Из косточек коровы выросла яблоня.

3. Ветви яблони сами тянутся к Крошечке-Хавро­шечке, а от злых сестер поднимаются выше.

Вспомните зачин. К каким людям можно отнести хозяйку и ее дочерей." Объясните, почему.

(Самостоятельные рас­суждения учеников).

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 83 № 1.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №3.

РТ «Литературное чтение»: стр. 83 №4.

Жить без горя.

IV. Домашнее задание. 1. РТ «Литературное чтение»: стр. 84 № 5.

2. Самостоятельно прочитайте «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина.

3. РТ «Литературное чтение»: стр. 88 -89 № 1 - 4.

Урок 134. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели: Формирование новых знаний. Формирование навыка работы с текстом. Знакомство с новым произведением. Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка заданий, выполненных в РТ.

II. Формирование новых знаний.

С каким произведением А.С. Пуш­кина мы уже знакомились?

«Сказка о царе Салта-не...», стихотворение «Уж не­бо осенью дышало...».

Послушайте «Сказку о рыбаке и рыбке».

Посмотрите, какой подробный «словарь» представлен в учебнике на страницах 154 - 155. Ознакомьтесь с ним.

Какая это сказка: народная или литературная? Почему?

О каком «великом чуде» рассказы­вает старик старухе? Прочитайте.

Встреча с золотой рыбкой.

Расскажите, какими вы представ­ляете старика и старуху.

Заполняем таблицу в РТ (РТ «Литературное чтение»: стр. 86 № 2).

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старика?

Старуха хотела занять ее место.

Прочитайте выразительно, как из­меняется море.

По ходу записываем это в РТ (РТ «Литературное чтение»: стр. 86 № 3).

Подберите слова к иллюстрациям в учебнике.

Объясните выражение «остаться у разбитого корыта».

Остаться ни с чем.

III. Домашнее задание. 1. Выучите наизусть первую часть «Сказки о рыбаке и рыбке».

2. Самостоятельно прочитайте индийскую народную сказку «Золотая рыбка».

Сравните ее со сказкой А.С. Пушкина.

Урок 135. Индийская народная сказка «Золотая рыбка», Шарль Перро «Кот в сапогах»

Цели: Формирование навыка работы с текстом. Уметь анализировать и сравнивать. Понимать смысл произведения. Выражать эмоциональное отношение к персонажам. Формирование навыка монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть первой части «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сравнительная характеристика сказок

Название сказки

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Золотая рыбка»

А.С. Пушкин

Индийская народная сказка

Происхождение сказки

Литературная

Народная

Старик со старухой

Золотая рыбка

Дом, еда, одежда

Старика сделать ста­ростой в округе, дом вдвое больше, пятеро слуг, буйволов десять упряжек, риса полные амбары, золотых укра­шений и золота

Старуха хочет быть столбовой дворян­кой

Старика над всей зем­лей царем сделать

Старуха хочет быть вольною царицей

Старуха хочет быть владычицей мор­скою

Все вернулось восвояси

II. Формирование новых знаний.

А теперь послушайте волшебную сказку французского писателя Шар­ля Перро «Кот в сапогах».

Рассмотрите иллюстрации к сказ­ке. Подберите к ним слова из текста.

Каким вы представляете хозяина кота?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Каким был кот?

Ловким, находчивым, сооб­разительным.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 90 № 1.

Старший получил мельни­цу, средний - осла, а младший - кота.

РТ «Литературное чтение»: стр. 90 №2.

Король, косари, жнецы, людоед.

РТ «Литературное чтение»: стр. 90 №3.

Все идет по плану.

IV. Домашнее задание.1. РТ «Литературное чтение»: стр. 90 № 4. Решите кроссворд.

2. Прочитайте самостоятельно сказки, представленные на странице учебника 167.

3. Подготовьтесь к зачетному уроку.

Урок 136. Проверь себя. Контрольная работа по пройденному материалу

Цели: Проверить степень усвоения материала.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка выполненного задания в РТ.

Родине , родной природе. Поэты русского зарубежья...

  • Программа

    Л. П. Кезина Составитель - Е. С. Савинов Примерная основная образовательная программа образовательного... Сочинения отечественных композиторов о Родине . Духовная музыка в творчестве... обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. ...

  • Можно очень легко нарисовать в своем воображении картину дождливого майского дня, если читать стих «Весенняя гроза» Тютчева Федора Ивановича. Это произведение поэт написал в 1828 году, когда находился в Германии, а затем, в 1854 году, исправил его. Главное внимание в стихотворении уделено обычному природному явлению - грозе, однако автору удалось воспроизвести все его детали так точно и выразительно, что до сих пор это стихотворение вызывает восхищение у читателей.

    Весна была любимым временем года поэта. Она символизировала для него начало новой жизни, пробуждение природы. Сравнивая каждое время года с периодом человеческой жизни, Тютчев воспринимал весну как молодость. Природные явления он описывает, используя характерные для человека черты. Гром у Тютчева резвится и играет, словно ребенок, его раскаты он называет молодыми, а грозовая туча смеется, проливая на землю воду. Весенний гром похож на молодого человека, который делает первые шаги во взрослой самостоятельной жизни. Он также весел и беспечен, и жизнь его летит, словно бурный поток, не зная преград. Несмотря на веселое настроение, в стихотворении присутствует легкая грусть. Поэт словно сожалеет о тех временах, когда и сам он был молод и беззаботен.

    Последнее четверостишие стихотворения обращает читателя к древнегреческой мифологии. Поэт проводит невидимую линию, соединяющую обычное явление природы с божественным началом. С точки зрения философии Тютчев подчеркивает, что в этом мире все повторяется, и как гремел весенний гром сотни лет назад, точно так же будет он греметь через сотни лет после нас. Для проведения урока литературы в классе можно скачать здесь текст стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» полностью. Можно также в режиме онлайн учить это произведение наизусть.

    Весна, весна красная…

    Ответы к стр. 74 — 75

    Николай Сладков
    Весенний гам

    Грянул весёлый майский гром — всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!
    Зазвучало всё, что может звучать.
    Бормочут хмурые молчаливые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.
    Полон лес криков, свистов, стуков и песен. Одни песенки прилетели в лес вместе с перелётными птицами из дальних стран. Другие родились здесь же, в лесу. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари.
    А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черёмуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно…
    Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
    А в лужах лягушки ворочаются и блаженно ур-р-р-чат.
    Даже перезимовавшие на земле скрюченные листья сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.
    Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.
    Гремит весенний гам!

    1. Кто как поёт свою весеннюю песню? Найди ответы в тексте. Укажи ⇒

    совы бормочут
    ручей бубнит
    комар пищит
    ландыши звучат
    лягушки урчат
    зайцы покрикивают

    листья шуршат

    2. Какой месяц май? Отметь ответ + или запиши свой.

    + шумный + радостный
    тихий + звонкий

    3 ∗ . Прочитай описание дождевых капель. Какие слова говорят о каплях как живых существах? Подчеркни.

    Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха , и, сверкнув отчаянно , прыгают в лужу.

     

    Возможно, будет полезно почитать: