День татарской национальной культуры сценарий. Сценарие на тему "ватаным татарстан". Марийский народный танец

*****************************************************

«Ватаным Татарстан!» « Родина моя Татарстан!»

Оформление. Проекционные экраны на которых в течение всей программы демонстрируется государственные символы Татарстана, орнаменты народов Татарстана,

Праздник желательно провести на двух государственных языках РТ – татарском и русском или на одном из них, в зависимости от национального контингента участников праздника.

Дети входят в зал под татарскую народную мелодию.

Дорогие ребята,уважаемые учителя! Мы сегодня собрались, чтобы отметить праздник содружества национальностей, живущих на земле Татарстана. Наш Татарстан чудесный край. Много людей разных национальностей проживают на его территории: и русские, и татары, и чуваши, и марийцы, и удмурты и еще другие.

Кадерле укучылар,хөрмәтле укытучылар!Сезгә бүген Татарстанда яшәүче

төрле милләт вәкилләренең ничек яшәүләре,нәрсә белән шөгыльләнүләрен,осталыкларын сөйләп китәсебез килә.

Без бер илнең балалары

Барыбыз да дуслар без.

Татарлар,удмурт,марилар,

Башкорт,чуваш,руслар без.

Хәзер сүзне укучыларга бирәбез

Вед: Хәерле көн, кадерле укучылар, хөрмәтле укытучылар, кунаклар!

Вед: Добрый день, дорогие ученики, уважаемые учителя, гости!

Вед: Татарстан!

Бүгенем син минем, үткәнем син,

Киләчккә барыр юлым син.

Аяк терәп басар жирем дә син,

Сусавымны басар суым да син!

Вед: Сегодня ярче светят краски

Сплетенье песен и веков!

Татарстан мой, горжусь тобой,

Твоею славой, твоей судьбой.

Тобой – прекрасной Родиной моей,

Нигде на свете нет тебя милей!

Син тәүге кат баскан җирем

Кояшым, таңым минем.

Мин шат булып үскән җирем

Татарстаным – даным минем

Да можно ли край мой пером описать,

И ль кистью его на холсте набросать?

Найдется ли в мире художник такой,

Чтоб мог передать он в картине

Твою красоту, о Татарстан, мой родной.

Син саф хисем, якты язым

Ватаным күркем минем

Син дөньда тинсез бер ил

Канатым – иркем минем.

Син – Ватаным, бирдең нурың

Яшәвем өчен минем!

Татарстан! Ты что ни день чудесней,

Дымят заводы, шумят поля,

Тебе поем мы, Родина моя!

Песня “Туган илебез” (сл.Туфайловой, муз.Зарипова)

(Без бәхетле шат балалар)

Вед: Татарстан - богатая ресурсами республика, но её самое главное богатство - это, конечно же, талантливый, трудолюбивый, многонациональный народ, который веками жил и творил на этой территории в мире и согласии.

Вед : Татарстан – жир асты байлыклары белән данлыклы, ә иң зур байлыгы – талантлы, уңган күпмилләтле халкы: татарлар, руслар, чувашлар, удмуртлар, марийлар hәм башкалар.

Вед: Все эти годы народы Татарстана, преодолевая неимоверные трудности, укрепляли свою государственность, экономику, развивали науку, культуру, открывали новые учебные заведения, театры, возводили крупнейшие заводы, промышленные предприятия.

Туган җирем минем Татарстан

Үз иркеңдә мәңге шат яшә

Кошларың да синең гөлем диеп

Саф татарча безгә эндәшә.

Край мой родной,

Ты сегодня известен

Чудом подземных своих кладовых

Трудно дающимся золотом нефти-

И красотой городов молодых!

Татарстан – үз өебез,

Безнең якты илебез.

Яныгыз да, көегез дә,

Илебезне сөегез.

Көмеш суларың, зәңгәр урманың

Якын күңелгә, Татарстаным.

Син – туган ягым,

Син – минем таңым, Татарстаным!

Край мой родной,

Где становится былью

Дерзкие взлёты крылатой мечты,

Подвигом-песней поэта Джалиля-

Целой планете запомнился ты

Яшәр өчен бетмәс көч алырга

Олысына һәм дә кечегә.

Мәрхәмәтле, ямьле, мәхәббәтле

Туган ягы кирәк кешегә.

Дус яшибез без жир йөзендә,

Дуслар кирәк hәрбер кешегә.

Дуслык булса яшәү дә күңелле,

Унай була hәрбер эшең дә.

Вед: В нашей республике исторически утвердилась «модель дружбы» между народами, стержнем которой является уважение к традициям народов, проживающих в нашей республике.

Вед: Кадерле дуслар! Мәктәбебезнең күпмилләтле Парадын каршы алыгыз!

Вед: (муз. фон ) Дорогие друзья, встречайте многонациональный парад народов нашей школы.

Һәр кайсы үз телләрендә исәнләшәләр.

Исәнмесез!

Здравствуйте!

Арумы сез карендәшләр!

Умоесь а!

(по чувашский)

Вед : Бүген Татарстанда 115 милләт халкы яши.

Вед: Сегодня в нашей республике проживает более 115 национальностей.

Вед: Идел ярларына нурлар сибеп,

Матур булып ата бездә таң.

Таң шикелле якты, күп милләтле

Туган илебез безнең Татарстан!

Вед: Сколько нас, народов Татарстана

И татарских и иных кровей,

Имена носящих непростые,

Дочерей твоих и сыновей…

Вед : У каждого народа свой язык, традиции, песни, танцы,национальные блюда.(Сейчас мы познакомимся с национальными блюдами,слово вам)

К аждый предлагает свои национальные блюда гостям.

Халкыбызнын бай, hәм данлы тарихы бар, ул электән олы дәуләтләр төзеп яшәгән, бөек мәдәниятле булган. Күрше халыклар белән дус- тату гомер кичергән.

Ата-бабаларыбыз безгә «Бергәлектә көч!» дип әйтеп калдырган.

Вед : И сегодня каждый житель Татарстана понимает, чем разнообразнее мелодии, краски нашей республики, тем ярче, интереснее наша жизнь.

Вед: (муз. фон)

Дөньяның нигезе - матурлык

Бердәмлек, һәм Ватан,

Чәчәк ата гөлбакчадай, –

Дуслык иле Татарстан!

Вед: Одной семьёй, в одном порыве

Мы созидаем и творим,

В единстве душ и дружбе всех народов

Наш мир прекрасен и неповторим!

Вед: Татарстанда тудык без,

Чуваш, татар, мари, рус,

Мордва, башкорт, һәм дә удмурт,

Яшибез бергә, яшибез дус!

Вед: Чуть меньше половины жителей Татарстана – это русские. Удивительный факт отмечают учёные, исследовавшие национальный состав сёл, городов ТАССР. Оказывается, что только на территории ТАССР ещё до революции существовали деревни со смешанным русским, татарским, чувашским населением. Все они жили как одна семья, уважали культуру и традиции друг друга. Таких сел и деревень со смешанным по национальному признаку населением не было на территории СССР нигде. Ни в этом ли корни нашей дружбы и толерантности?!

Слово даём русским красавицам

№ ___(русский)

Стихотворение «Родина»

Россия, Родина, Отчизна,

Родной цветущий Татарстан.

Мои слова идут из сердца.

Ты Родиной моею стал.

Здесь есть деревни и поселки,

Здесь есть большие города,

И нет милее Татарстана,

Ведь это Родина моя.

Я о тебе стихи слагаю,

Пою я песни о тебе

Люблю тебя я всей душою,

Люблю родной мой Татарстан.

Русский народный танец «Валенки»

Песня: _______________________----

Вед: Мәңге яшә Татарстаным,

Күп милләтле, олуг халкым

Вед: Свою историю, культуру,

Мы сохранили, сберегли,

Через столетья, лихолетья

Как клад заветный сберегли.

Татар кызларына с үз бирәбез

№___(татарский коллектив)

Милли мо ң нар ” Г.Тукай шигыре

Татар халык биюе.

Туган тел” җыры

Вед: И все мы сегодня любим Татарстан, гордимся нашей республикой и можем сказать: « Все мы – дети твои, Татарстан!»

№-_____(чувашский…)

Стихотворение на чувашском языке ________________

Народные чувашские притопы

Вед: Все народы нашей замечательной республики живут и сегодня в мире

№_____ (Марийский)

Стихотворение на марийском языке._____________________

Марийский народный танец.

Вед: Моей страны родной просторы

Берёзки стройные, озера и поля

Одной семьёй веками жили мы в России,

И Татарстан для нас - родимая земля!

№_____(Удмуртский)

Стихотворение на удмурстком языке_________________________

Притопы удмуртского народа

Вед: Мой Татарстан, республика моя,

Пусть будут яркими твоей истории страницы,
Пусть будет дружной древняя земля,

Лети над миром сильной, вольной птицей!

Песня: Пусть всегда будет солнце!

Ты стал неузнаваем, Татарстан!

Ты стал счастливым краем, Татарстан!

Славься, Татарстан! Край золотой,

Славься народ, окрыленный мечтой!

Славься наша многонациональная Республика Татарстан! Цвети вечная и вечно молодая Казань!

Вед: И пусть наша республика всегда будет примером каждого человека!

Вед: Мәңге яшәсен безнең ил!

Безнең Ватан – Татарстан!

№ –песня «Мин яратам сине, Татарстан»

Вед: Сау булыгыз, дуслар!

Сезгә нык сәламәтлек, бәхет һәм уңышлар телибез!

Вед: До свидания, дорогие друзья!

Доброго всем здоровья, благополучия, мира!

Спасибо за внимание!!

Сценарий фестиваля национальной культуры «Дружный хоровод»

Автор: Вершинин Валерий Григорьевич, преподаватель в МБОУ ДОД ДШИ №1 г. Димитровграда Ульяновской области.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий фестиваля национальной культуры.
Данный материал будет интересен учителям музыки, завучам по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования, преподавателям школ искусств.
Цель: знакомство детей с традициями и культурой национальностей нашего города.
Задачи: обратить внимание учащихся на общие черты в культуре разных народов,
развивать у детей чувство понимания красоты традиций другого народа,
расширять кругозор учащихся,
воспитывать уважение к культуре любой национальности.
Подготовительная работа ведётся коллективом преподавателей и учащихся. Взаимодействие с азербайджанской, армянской, украинской, татарской диаспорами города Димитровграда; сбор слайдов для проектора, подготовка чтецов, танцевальных и музыкальных номеров, выставка народного творчества, оформление зала. К сожалению, фотоматериалы этого мероприятия были утеряны во время двойного переезда школы в другие здания.

Описание мероприятия.

Дорогие ребята и гости! Наш фестиваль посвящен культуре народов России.
Мы дали ему название: «Дружный хоровод!».Почему такое название?
Потому, что в России, Ульяновской области, в нашем небольшом городе Димитровграде живёт очень много людей разной национальности.И чтобы жить со всеми в мире и дружбе, необходимо каждому знать, уважать и ценить культуру другого народа.
Ведущий:
Говорят, если хочешь понять душу народа, послушай его музыку, песни и танцы; посмотри, как он живёт.
Итак, мы начинаем наш фестиваль с музыки и традиций Азербайджанского народа
(Смотрим слайды на большом экране)

Традиционный костюм у женщин или короткая рубашка, такой же короткий Архалук (род кофты), широкие шальвары, юбка или для торжественных случаев длинное платье, головной платок или шапочка, чадра. У мужчин - рубаха, архалук, пояс, чуха (длинная верхняя одежда со сборками у талии), шальвары, папаха.
Азербайджанский поэт Самед Вургун так говорит о своей Родине:
1 чтец:
О, страна моя, родина музыки - ты!
Твои песни как летом плоды налиты!
Слушаем народную азербайджанскую песню |в обработке композитора Вольфензона «Мои цыплята».

Колыбельная песня занимает особое место в культуре любого народа.
2 чтец:
С младенцем каждым вновь она родится;
Хоть сотни лет живут её слова,
Как радость и тревога материнства,
Песнь колыбельная всегда нова. (С. Вургун)
Слушаем азербайджанскую колыбельную песню в исполнении на дудочке.
Народные певцы, поэты и музыканты назывались - Ашуги, они аккомпанировали себе на музыкальном инструментеСазе (как домра с длинным грифом), или Зурне (деревянный духовой инструмент).


Женские и мужские танцы очень отличаются друг от друга. Развитие женского танца зависело от костюма: длинная юбка определяла плавность движения ног, все внимание танцовщицы сосредоточено на руках, плечах и голове. В мужском танце танцовщик легко встает на пальцы, взлетает вверх и стремительно опускается на колено.
Слушаем танцевальную песню композитора Гаджибекова «Не уходи, красавица! Давай помиримся!» в исполнении домриста.
20 марта азербайджанцы отмечают праздник Новруз-Байрам (празднование весны). Они выращивают зелень, пекут очень вкусные сладости с начинкой из орехов - Пахлаву.
Мамедова Садаггат Сурхай-кызы приготовила угощение детям, которое они попробовали после праздника.

Музыка и традиции Армянского народа
Мужской и женский костюм армян очень похож на азербайджанский. У женщин может быть добавлен фартучек.



Богатство армянской земли показал в своих произведениях художник Мартирос Сарьян. Здесь мы видим удивительные по цвету горы, поля с хлопком, жаркий ясный день. От воды веет прохладой.


3 Чтец:
Есть песни дивные у нас,
В горах им нет числа.
Но песню ты возьми в запас,
Она не тяжела. (Расул Гамзатов)
Слушаем армянскую народную песню «Ласточка». Мелодия очень напевная.
Армянский композитор Арам Ильич Хачатурян -достояние мировой музыкальной культуры. Мы сразу вспоминаем его яркий стремительный Вальс из музыки к драме М. Лермонтова"Маскарад".
Слушаем отрывок из вальса(можно сольный или оркестровый вариант).

Жилище азербайджанцев и армян имеют общие черты, похожие на крепость из камня,: два этажа, круговая веранда, которая спасала от изнурительной жары.




Народные промыслы Население азербайджанцев и армян занималось выращиванием зерна, хлопка, фруктов, винограда, из него делали вино, разводили овец, стригли шерсть, делали пряжу и ткали ковры.


Кузнецы ковали оружие, мастера - чеканщики создавали произведения из тонких металлических пластин с помощью инструмента - Чекана.


Музыка и традиции украинского народа


Основу мужского и женского костюма составляла длинная рубаха – сорочка из домотканого полотна с вышитыми широкими рукавами. На рубаху надевали безрукавку-корсетку, которую шили точно по фигуре. Женщины покрывали голову венком с атласными лентами. Поверх юбки повязывался вышитый передник. На ноги надевались или красные сапожки, или туфельки -черевички. Для мужской одежды характерны были широкие штаны - шаровары,пояс (иногда очень длинный), папаха.
После трудовых будней молодёжь отдыхала в задорных танцах и песнях. Один из любимых танцев-Гопак.


Слушаем украинский танец Гопак в исполнении ансамбля скрипачей. (Руководитель Яблокова Л.Н.) Музыка радостная, яркая, стремительная.
Дома украинцев назывались хатами, Которые белили к каждому празднику, крыша покрывалась соломой по которой скатывалась вода во время дождя, . Дом окружался плетнём,сплетённым из намоченных веток деревьев (Русский художник Илья Ефимович Репин написал много прекрасных картин о жизни украинского села.


Музыка и песни украинцев отличаются напевностью, задором, неповторимой самобытностью.
Очень распространённый украинский инструмент бандура и Гусли.



Слушаем украинскую песню Нич яка мисячна (Какая лунная ночь!) в исполнении ансамбля «Черемшина»
(руководитель Кочнева С.Г.)
Замечательную картину написал художник Архип Куинджи "Ночь на Днепре".


Замечательное кушанье украинцев очень любят многие народности России. Это вареники с творогом, с картошкой и вишней.

Музыка и традиции татарского народа
Верхняя одежда татар была распашной. Поверх рубахи надевали безрукавный камзол. Женский камзол шили из цветного бархата и украшали тесьмой, мехом. Головной убор мужчин - тюбетейка или шапочка. Женская шапочка - калфак, вышивалась жемчугом, мелкой монетой, золотошвейной гладью.


Очень интересны и ярки танцы татарского народа.
Выступление танцевального коллектива хореографического отделения (руководитель Галискарова Н.Е.). Танец
Эпипе(Переводится примерно так: « Станцуй, девочка, Эпипе, или я станцую сам.)
Из народных праздников ежегодно отмечают Сабантуй-праздник плуга. На сабантуе обязательно в деревнях бывают конные скачки, борьба на ковре, прыжки в длину, перетягивание каната, доставание из таза с молоком губами монеты, бой мешками на бревне, песни и танцы. Татарский танец сопровождался игрой на бубне или гармонике.


Татарский поэт-герой Мусса Джалиль написал такие строки:
4 чтец:
Льётся и льётся певучая речь,
Сердце татарина в музыке бьётся,
Всё, что сумели столетья сберечь,
Льётся из сердца, от сердца поётся.
Слушаем татарскую народную песню Ялгыз агач ("Одинокое дерево") Исполняет ансамбль "Сандугачлар»("соловей").Руководитель Кочнева С.Г.

Каждый народ славится своей кухней. Татарские блюда - пышный плов, сладкий чак–чак любят все.

Музыка и традиции русского народа.
Одежда мужчин состояла из рубахи-косоворотки, которая надевалась поверх штанов (портов), подпоясанная поясом. В качестве верхней одежды носили кафтаны, зипуны, шубы. Летней обувью были лапти, а зимней - валенки. Женщины носили длинные рубахи из холста, поверх рубахи надевался сарафан из яркой ткани, который подпоясывали тканым поясом. По праздникам замужние женщины носили кокошники, венцы, одежду, украшенную вышивкой, парчой и жемчугом.


С древнейших времён на Руси было развито искусство художественной обработки дерева в виде резьбы, скульптуры, игрушки. Главным сюжетом игрушки был мир сказки, особенно, медведь.


Наибольшую известность получили изделия хохломских и гжельских мастеров. которые отличались красно-чёрным и бело-синим цветом.



Очень популярна была весёлая глиняная игрушка (дымковская игрушка - свистулька).


Игрушки продавали Коробейники, которые шутками и прибаутками зазывали покупателей.


Слушаем русскую народную песню «Коробейники» в исполнении дуэта баянистов.
В жизни народа песня играла важную роль. Распространены были частушки, молодецкие, шуточные, игровые, колыбельные и песни о любви.
5 чтец:
Льётся песенка нашей реченьки,
Задушевная и простая,
Только вслушайся в эту музыку
Твоего родного края! (А.Яшин)
Слушаем песню композитора Д. Кабалевского «Наш край».
Музыканты подыгрывали певцам и танцорам на пастушьих деревянных рожках, на трещотках, бубнах, деревянных ложках. С 19 века получает распространение народная гармонь, балалайка, затем гитара.
Выступление хореографической группы школы. Народный танец « Барыня».(Руководитель Галискарова Н.Е.)


Очень похоже жилище русского и татарского народа: такие же крепкие дома, резные, с большой любовью и выдумкой, украшения. Около двора всегда стояла кормилица Коровушка.


И русская и татарская кухня отличаются вкусными пельменями и мантами, тонкими блинами с разной начинкой.
Краткая беседа с детьми, блиц-опрос:
Каждый народ волен исповедовать свою религию.
1. Какая религия у азербайджанцев и татар? Ислам(« Покорность богу»)
2. Как называют Бога? Аллах (Бог)
3. Как называют тех, кто верит в Ислам? их называют Мусульманами(«Предавшийся всевышнему»).
4. Где мусульмане совершают молитвы? в Мечети(« Место поклонения»),
5. Как называется главная Книга мусульман? Коран(« Чтение, поучение»).
6. Где находится Мечеть в нашем городе? Улица Хмельницкого. Ей уже больше 100 лет.

Тема: Фестиваль народов мира. Татары.

Цель: Познакомить учащихся с культурой татарского народа.

Задачи:

Обогащать знания учащихся о культуре, обычаях, традициях татарского народа.

Воспитывать толерантность, эстетический вкус.

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, речи, внимания.

Оборудование: презентация «Татары», национальные костюмы (мужской и женский), традиционное блюдо.

Выступление длится 5-7 минут и сопровождается презентацией.

Слайд 1.

Звучит гимн Татарстана. Все стоят смирно.

Слайд 2.

Казань – наш город древний
Уже тысячелетний,
Один из самых лучших
В России городов.
Всегда со всем радушием
Друзей встречать готов.

Вот город наш стоит на Волге,
Сосновым лесом окружен.

Слайд 3.
А это - наш старинный Кремль,
Стеною белой обнесен.

Слайд 4.
А это – Кул-Шариф сияет
На небе тысячей огней
И нас при этом охраняет
От серых и бесцельных дней.

Слайд 5.
А по соседству, обновленный,
Наш Благовещенский собор,

Слайд 6.
И башня Сююмбике склонилась
В согласии каменном своем.

Слайд 7.
Здесь все в гармонии, здесь – сердце
Столицы нашей, Кремль наш.
А рядом город вырастает,
О нем рассказ пойдет в стихах…

В нашем городе много народа живут,
Мир и дружба навеки присутствуют тут.
Вместе в горе и в радости вместе они
Делят на всех праздники свои.

Песня «Туган як».

Слайд 8.

Традиций много есть у нас:
Невесте с женихом – Никах, Барана режем в праздник мы,
Чтоб в мире не было войны.

Слайд 9.
Курбан байрам и Рамазан,
Ещё бывает ураза,
А летом праздник Сабантуй
Гуляют все! Пой и танцуй!
Слайд 10.

Сабантуй – веселый праздник!
Прояви себя джигит,
Будь и ловким и отважным,
И уменье докажи.

Слайд 11.

Костюмы наши хороши!
Их вышивали от души
Калфак у нас на голове,
А на ножках сапожки.


У девушек – фартук,
У парней – жилетка.
Мы традиции храним,
Внукам их передадим.

Мы - народ татары древний,
Традиций много есть у нас.
Гостей встречать мы все умеем,
Поем и пляшем, просто класс!
Веселимся там и тут,
Ноги сами в пляс идут!

Татарский танец.

Слайд 12.

Вы такой вкусноты не видали нигде,
Есть у нас кыстыбый,
Есть у нас губадия.
Знаменитый чак-чак подают всем гостям,
Каждый любит балишь,
Все пекут эчпечмак.

Дорогое жюри, не для взятки возьми,
От народа дары с уважением прими.

Слайд 13

«Фестиваль народов России.

Татары.»

Цель: Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений у подрастающего поколения, приобщение учащихся к традициям национальных культур через творчество разных народов России.

Задачи:
формирование у подрастающего поколения толерантного сознания и мироощущения,
неприятия нетерпимости,
воспитание доброжелательного отношения друг к другу,
вызвать интерес к культуре, национальным традициям и обычаям разных народов,
развивать творческие и коммуникативные способности,
включить в процесс работы над проектом большие коллективы учащихся.

На сцене татарская кибитка, выставка предметов быта татар, национальные атрибуты, костюмы.

Все участники в татарских национальных костюмах.

Звучит татарская мелодия.

1-й Ведущий:

Россия! Словами тебя не измеришь

Просторы твои не обходишь и в год

2-й Ведущий:

С тобою, как с матерью. Дружной семьею

Светло и счастливо живет мой народ!

2-й Ведущий:
-Без татарлар!
Шушы исем белән
Җирдә яшәү үзе бер бәхет.
Без – татарлар!
Яшибез без җирдә
Бар халыклар белән гөрләшеп.
1-й Ведущий(перевод):

Мы-татары, и мы гордимся этим!
Один за другим проходили года,
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить.
Нанизаны мы на единую нить.
2-й Ведущий:
-Без татарлар!
Татар исемен без
Горур йөртә торган бер халык,
Без татарлар!
Шулай диеп белә
Безне бөтен дөнья, бар халык.
1-й Ведущий:
На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
2-й Ведущий:

Бәйрәмнәрдән бәйрәмнәргә күчеп
Җырлыйк әле, биик әле, һай!
Эшебез дә бәйрәм кебек булсын
Һәр көнебез булсын алсу май.

1-й Ведущий:

Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность.

2-й Ведущий:

Татары- тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье,в Сибири, Казахстане, Средней Азии и на Дальнем Востоке.Численность в России составляет 5554,6 тысяч человек- 3,83% населения России. Татары являются вторым по численности народом в России после русских.

1-й Ведущий:

Делятся на 3 этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские татары. У каждой группы издавна существовала и развивалась самостоятельная культура, достигшая высокого для своего времени уровня. Татарский народ ценит и берёжёт своё культурное наследие. В устном народном творчестве Татар представлены эпос, сказки, легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки.


2-й Ведущий:

Согласитесь фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать украинскую песню с грузинской, как нельзя татарский напев спутать русским наигрышем. Потому что каждая из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Представляем вашему вниманию татарскую песню «Соловей».

Звучит песня.

1-й Ведущий:

"Культура каждого народа –это жемчужина на ковре цивилизации", - сказал писатель Фазиль Искандер. У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. Но объединяет их любовь к народным гуляниями праздникам.

2-й Ведущий:

У татарского народа много религиозных праздников: Науруз, Хаид Бейреме, Рамазан, которые празднуются после Уразы – великого мусульманского поста, который соблюдают не только татары, но и все мусульмане. А Сабантуй - самый известный национальный праздник татар, который проводится в июне. Что такое Сабантуй и какое значение он имеет для татар? Это - воистину всенародное увеселительное и одновременно спортивное мероприятие. На нём все люди развлекаются и выселяться. Готовят и едят национальные традиционные блюда, играют, поют и, конечно же, танцуют!

Ученица :

Душа татар, башкир сокрыта в Сабантуе,
Где б не жили они- в Казани ли, в Москве.
От Астрахани до Перми, от Волги – до Камчатки
Мы дарим праздник всей нашей стране.

Татары Астрахани и Казани
Сибири, Крыма, Пензы и Перми,
Мы свой язык единый, песню, танец,
И праздник свой в веках мы берегли.

Исполняется танец «Сабантуй»

1-йВедущий:

Семейная обрядность татар складывалась столетиями на основе жизненного цикла людей: рождение, имянаречение, обрезание, свадьба и похоронный обряд. С веками круг семейной обрядности изменялся, многое забывалось, но рождение и имянаречение имело важное значение в жизни мусульманина.

2-йВедущий:

Первый семейный праздник молодожен - это обряд имянаречения первенца. Старики называют этот день «Бяби мае» или «Пир ребенка».

После трех дней жизни малыша полагается дать ему имя.

1-й Ведущий: Родители, решив какое дадут имя своему ребенку, готовятся к этому дню. Они боятся сглаза и для этого рисуют у ребенка на лбу красное или черное пятнышко. Родителям ребенка, нужно провести жертвоприношение: зарезать хорошую откормленную овцу. Мясо нужно поделить на три части: одну часть раздать бедным, вторую – соседям, а третью – оставить себе.

2-й Ведущий : Отец должен был с большим почтением встречать муллу и всех гостей.

Сценка «Имянаречение».

1-й Ведущий: Ни один мусульманский праздник не обходится без угощения. Праздничная пища должна быть вкусной и разнообразной, калорийной и насыщенной витаминами. Красиво накрытый стол, изящная посуда, аромат горячих блюд, и яркие краски сочных фруктов и восточных сладостей придают общей трапезе особую радость.

2-й Ведущий: Словосочетание «татарское гостеприимство» уже почти стало крылатым выражением, символом того, что гость отлично проведет время и отправится домой счастливым и довольным.

1-й Ведущий:

Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной.
2-й Ведущий:

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

Звучит татарская народная мелодия, участники угощают зрителей национальными вкусностями, раздают буклеты.


Сценарий фестиваля народов России

«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»

Ведущий 1:

Я люблю тебя, Россия!

Я хочу чтоб ты цвела!

Ведущий 2:

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты –

Сто народов! Сто племен!

Ведущий 1: Мы – твои родные дети

Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!

Ведущий 1:

Немцы, русские, башкиры,

И казахи и мордва,

Проживаем в добром мире

Как на дереве листва.

Ведущий 2:

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Ведущий 1: Этот день – наш общий праздник!

Ведущий 2: Этот край – наш общий дом!

Ведущий 1:

Россией зовётся общий наш дом -
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве - наша сила

Выступление хора учителей с песней « Хохлома»

Ведущий: 1

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.

Ведущий: 2

Это русские (115.869.000 человек - 80% населения страны), татары (5.558.000), украинцы (2.943.500), башкиры (1.673.800), чуваши (1.637.200), чеченцы (1.361.000), армяне (1.130.200), мордва (844.500), белорусы (814.700), аварцы (757.100), казахи (655.100), удмурты (636.900), азербайджанцы (621.500), марийцы (604.800), немцы (597.100), кабардинцы (520.100), осетины (514.900), даргинцы (510.200), буряты (445.300), якуты (444.000), кумыки (422.500), ингуши (411.800), лезгины (411.600).

Ведущий 1
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 - северные. Общая численность коренных малочисленных народов - 500.000 человек, в том числе северных - 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены 11 народов России.

Ведущий 2

Дружба народов - не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов - счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете

Ведущий 1

Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России - на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 2. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

    Жаренова Тамара Николаевна -директор нашей школы, заслуженный учитель Р.Ф.

    - заместитель директора по воспитательной работе.

    Перфилова Юлия Вячеславовна -заместитель директора по научной работе.

    Филатова Ирина Генадьевна - заместитель главы города Лакинска

    Жаренов Никита Евгеньевич -педагог-организатор

    Гоголева Вера Генадьевна - социальный педагог

    Родичкина Ольга Владимировна - библиотекарь

    Алексеева Ольга Николаевна - заместитель директора по учебной работе

Ведущий1: В конкурсе оценивается:

Соответствие содержания заданной теме;

Стилевое решение;

Музыкальное оформление;

Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;

Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);

Сохранение традиций.

Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала

Ведущий 2:

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.

Ведущий 1:

Россия! Русь! Страна моя родная,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

Ведущий 2: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры

Ведущий 1:

Татары мы и русские,

Грузины и карелы.

Мы черные и русые,

Мы смуглые и белые,

Мы школьники ровесники

Хорошие друзья!

Живем в России вместе мы-

У нас одна семья!

Ведущий 2:

Татарская земля…

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края,

Где б также почитали их.

Татарскую национальную культуру представляет учащиеся_______________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Армения , красивая страна,
Там есть великая гора,
И озеро там, где вода чиста как небо голубое.

Есть в мире светлая страна,
Там чудных дней она полна.

Ведущий 2:

Армянский народ один из древнейших современных народов. Армянскую нацию представляют ученики________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:
Узбекистан, звезда Востока -
Страна улыбок, песен, cвета.
Вдали так грустно, одиноко
Без жарких поцелуев лета!

Ведущий 2:

С культурой Узбекистана нас познакомит_______________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Кто жил и вырос в Кыргызстане,
Тот не забудет никогда,
Весной - цветущие тюльпаны,
И вкус речного родника.:

Ведущий 2:

Встречайте! Учащиеся___________________ представят нам народ Киргизии.

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..

Ведущий 2:

Когда Всевышний землю раздавал,

Таджики пили чай.

Но, спохватились,

Кто-то первым прибежал:

«А где же наша?»

«Вот, что осталось – получай!»

Тут и другие подошли:

«А где луга, поля, где лес?»

Да, здесь, по сути, нет земли.

Одни лишь горы до небес».

«Друзья, таджики, я не виноват,

Тут в этом деле – не зевай.

Кому достался Плоскоград,

Ну, а кому – зелёный чай.

Класс расскажет о солнечном Таджикистане

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Если Вы были в Казахстане , но не видели белую казахскую юрту на зеленых лугах джайляу, вы не сможете почувствовать настоящую полную жизнь казахов.

Юрта - одно из самых старых и самых больших изобретений евразийских кочевников. Во все времена это было практическое и удобное жилье
Казахская юрта. Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочные переливы ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, что это - легенда или реальность? Возможно, все вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казахов.

Ведущий 2:

А что, кроме замечательного переносного жилья есть у казахов? Мы об этом расскажут ребята из_______________________________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны

Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Ведущий 2:

Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

Ведущий 1:

Ваше желание будет исполнено. Сейчас ученики _________________ класса нам представят культуру народа Азербайджана.

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 2:

А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Ведущий 1:

Грузия – страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются вглубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.

Ведущий 2:

Да, у этого народа, я слышала, очень интересная культура. Не мешало бы и посмотреть. На сцену приглашаются ученики __________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство,

Ведущий 2:

У речной изложины -
Пестрые шатры.
Лошади стреножены,
Зажжены костры.

Странно под деревьями
Встретить вольный стан -
С древними кочевьями
Сжившихся цыган!

Цыга́не - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Об этом и многом другом нам расскажут ребята________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, -
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?

Ведущий 2:
Сколько есть нардов у Кавказа–
Гордые езиды, осетины

Строгие чичены, ингуши
Отделить нельзя Вас от России

Ведь недаром русские поэты,

Посвящали Вам свои стихи!

Встречайте _________________________________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1
В борьбе за волю были мы едины,

И труд, и дом наш вместе бережем,

И в дни торжеств, и в бедствия годины

Едины мы, плечом к плечу идем.

Ведущий 2

Чуваши (самоназвание - чăваш) - коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы - северо-западных (вирьял, "верховые") и юго-восточных (анатри, "низовые"), имеющих свои культурные и диалектные отличия.

А про обряды, обычаи наших чувашей расскажет________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1

А сейчас поговорим о калмыках.До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство.

Ведущий 2

Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение.

Ведущий 1

Да, калмыков по численности меньше, чем цыган, но думаю у них, как у каждого народа есть свои обычаи и традиции, про которые скажут нам ученики __________________________________________________________ класса

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

1 ведущий:

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

На сцену приглашаются ребята __________________ класса.

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

В Якутии рассвет – что хвост лисицы красной,

А вечера ее – как соболиный мех.

Весною дым листвы висит на небе ясном,

Зимою как песец ее сверкает снег.

1 ведущий:

Хотя и говорят, что край у нас суровый:

Метели, мерзлота и мало теплых дней,-

А я вот говорю, что край у нас здоровый,

Что лучше края нет и нет его щедрей.

Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,

Так сердцем я тянусь в родимые края.

Порой мне кажется, что здесь берет начало

Россия – родина великая моя

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Мордовия…

Я вижу в этом слове

Простор лесов зелёных и лугов

И пение птиц, летающих на воле,

Журчание рек, несущих свой поток.

1 ведущий:

Здесь люди любят помогать друг другу

Все вместе обойдём мы много бед.

В Мордовии живу я и горжусь ей!

Ведь лучше края в мире нет!

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Россия! Русь! Страна моя родная!

Любовью чистой я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая.

Тебе я низко в пояс поклонюсь.

1 ведущий:

Взрастила ты уж много поколений,

Народ всегда ты за собой вела,

Ты верила всем сердцем без сомненья,

С людьми вершила добрые дела.

Ведущий 2:

Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно,

Будь терпимым к дальнему иль странному,

Отстраненным, будто бы в кино.

Речь здесь не идет о равнодушии

И о черствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом, нам совсем не повредит.

Ведущий 2:

Будь терпимым ко всему иному:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.

Песня «Я, ты, он, она…»

Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России! Результаты будут объявлены на линейки.

Ведущий 2. Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.

Ведущий: Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!

 

Возможно, будет полезно почитать: