Роспись русской глиняной игрушки. Знакомство с народной глиняной игрушкой - реферат. Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка - это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.


Дымковская русская народная игрушка «Водоноска»

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха - символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины и дерева

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.


Богородская русская народная игрушка из дерева

Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.


Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных - животные и птицы, главная особенность которых - чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи - это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.


В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк - красочный, словно павлин.
  • Барыня - это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь - традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап - раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый - символ чистоты; черный - лжи; зеленый - природа; красный - силы, здоровья; синий - неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна - символ зарождения жизни; ромбы - знак плодородия; волны - знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров - простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.


Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь - символом хозяина леса, олень или баран - символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.


Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители - сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы - сирин).


Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки - женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.


В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана - с круглыми рогами, а корову - с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.


Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Русская народная игрушка из дерева. Богородская игрушка

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина - она и приводила фигурку в действие.


Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны - это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников - детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, - отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Основная особенность производства игрушки - использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно - конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.


Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.


Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.


Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки - кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.


Основные цвета федосеевской игрушки - желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья - игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.


Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения.

М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек - вроде как бы Святой Дух.

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья.


Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого - продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями.


Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

Глина - прекрасный натуральный материал, который идеально подходит для детского творчества. Каждый ребенок искренне радуется, когда из небольшого серого комка рождается яркая красочная игрушка. Подарите вашим детям мастер-класс по росписи глиняных игрушек, и вы оставите у них незабываемые впечатления о празднике.

Для кого подходит мастер-класс?

Мастер-класс по росписи игрушек из глины подходит для детей всех возрастов. Это не только увлекательное, но и полезное занятие. Лепка развивает пространственное мышление у ребенка, учит его изобразительной грамотности, а роспись помогает почувствовать широкие возможности игры цвета.

Вы можете заказать мастер-класс по росписи игрушек из глины:

  • на День рождения,
  • праздник в школе или детском саду,
  • Новый год или Рождество,
  • выпускной или творческий классный час.

Как проводится мастер-класс?

Во время мастер-класса наши опытные мастера:

  • Расскажут детям о видах росписи глиняной игрушки;
  • Продемонстрируют яркие готовые примеры работ;
  • Раскроют секреты росписи игрушки из глины;
  • Подскажут, как правильно использовать краски;
  • Проконтролируют процесс работы и помогут создать каждому свою оригинальную расписную игрушку.

Вы можете не беспокоиться о ходе мероприятия, потому что мы обо всем позаботились за вас! В стоимость мастер-класса по росписи игрушек входят:

  • глиняные игрушки,
  • краски и другие расходные материалы,
  • все необходимые приспособления,
  • одноразовые перчатки и фартуки.

От вас требуется только обеспечить просторное место для размещения участников, необходимое количество стульев и столов и свободный доступ к воде. Каждый из ребят уйдет с праздника с хорошим практическим опытом создания собственной игрушки, яркими впечатлениями и отличным памятным сувениром.

5 причин заказать этот мастер-класс

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины - села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки - фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони - солнце, медведи - силу, могущество и власть, бараны и коровы - плодородие. Отличительная особенность этой игрушки - удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции. Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны - барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки - фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.

Древние глиняные поделки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.

Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.

История русской глиняной игрушки

Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.

Мифологическое и фольклорное значение

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.

Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:

  • баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
  • птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость;
  • конь издревле считается главным оберегом;
  • медведь символизирует могущество и силу;
  • олень — оберег, который приносит изобилие;
  • козел — символ доброй силы.

Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.

Различие игрушек по областям России

Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий.

Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств.

Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.

Дымковские глиняные игрушки

Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.

Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.

При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота. В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков.

Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками.

По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует:

  • синие волнистые полосы — вода;
  • перекрещенные полосы — колодец;
  • круг, внутри которого звездочка, — солнце и другие небесные светила и т.д.

Дымковская вятская игрушка уже многие лета считается народной скульптурой, причем каждое произведение является авторским, сделанным мастером ручной лепки и росписи, представленным в единственном экземпляре. Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление.

Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области. Искусство глиняных поделок в данном регионе было почти утеряно, и только некоторое количество образцов сохранилось, благодаря У. Бабкиной. Она и стала сподвижницей, которая смогла возродить исчезнувший вид ремесла.

Отличие Каргопольской глиняной игрушки состоит в ее архаичном внешнем виде, который хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.

  • старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
  • сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.

Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.

Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты. Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.

Филимоновская игрушка

Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.

В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.

  • люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
  • животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
  • птицы: павлин, петух, курица и утка;
  • композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.

К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.

Абашевская игрушка

Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров, изготовлявших «Дудки». Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Отличительной особенностью таких поделок является сатирический характер некоторых изделий, их пластическая выразительность, отход от натурализма. Основные мотивы: домашние животные, дуры-барыни, городовой, офицер и т.д.

Художественный промысел и изготовление глиняной игрушки возникло в Спасском уезде Пензенской области в середине 19-го в. на базе гончарного производства. Изначально вся посуда имела черный цвет, но затем абашевские мастера научились покрывать ее зеленой глазурью. Игрушки же делались в 12 хозяйствах кустарями, каждый из которых не только следовал историческим образцам, но и придумывал свои оригинальные произведения: свистульки в виде птиц и животных, а также фигуры барышень, всадников, кукол и т.д.

Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.

Керамика Скопина

Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».

Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Романовская игрушка

История изготовления таких гончарных поделок берет свое начало с села Романово-Городище Липецкой области, куда переехали крестьяне вместе с боярами Романовыми. Для производства посуды белого, черного, красного и желтого цветов применяется разнообразная местная глина. Для вылепливания свистулек мастера использовали только черную глину, самую прочную и мягкую. Свистульки делаются с 2, 4 и более отверстиями для получения различных звуков.

В народе такие игрушки называют «романушками». Основной цвет — желтый, что позволяет добавить глиняной поделке легкости, а нарядный декор в виде налепов, насечек, гравировки и покраски в 2-3 цвета позволяет уравновесить округлость объемов и тяжеловесность материала.

Сюжеты романовской игрушки очень разнообразны: летящий жаворонок, мчащаяся тройка, всадники на конях, медведи, катание на санях, домашние животные и др., всего около 40. Основные действующие лица: дама и офицер. Традиционные цвета: красный, зеленый, желтый, а также черный, синий и малиновый.

Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников. Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные стилевые особенности таких произведений искусства.

Народная глиняная игрушка

Народная глиняная игрушка является одной из составляющих скульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получают навыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел, украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Она разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Показывая детям игрушку, преподаватель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом -- «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские игрушки.

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его -- Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике -- «Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями, Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А.А. Мазурина, Е.3. Кошкина, 3.В. Пенкина. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках -- краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.

Изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. -- лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия, что не успеваешь следить за их руками.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.

Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других -- немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие -- в холодных -- голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие же, покрыты узором.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы педагога том, где и как их делают.

Филимоновские игрушки.

Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит; что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны -- это барыни-крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных -- коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны, которые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте -- цыпленок. Особой пластикой отливаются игрушки животные. У баранов, коров и коней- маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые и, когда их много - это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются глаза, рот, нос.

Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоловской игрушке забаву, фантастические изображения предмета, которые пробуждают его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условной трактовки образа. Филимоновские игрушки, как правило,-- свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними

Каргопольские игрушки.

Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь -- древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. большей частью они делали обливную посуду, горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

Однако в 1930г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например. Полкан -- полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин,-- всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной.

Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках -- момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.

И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров.

Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.

Калининские игрушки.

Мастера украшают игрушку налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. В каждой местности создавались свои глиняные игрушки. Отличались игрушки особенностями лепки и росписью.

Таким образом, народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Народные глиняные игрушки следует изучать, учитывая возрастные особенности детей.

 

Возможно, будет полезно почитать: