Огэ литература справочный материал. Подготовка к огэ

Большой каталог книг с заданиями для подготовки к ОГЭ 2020, с изданиями прошлых годов (2017, 2016, 2015). Очень удобная подборка учебной литературы для тренировочного тестирования и контроля освоения материала за 9 класс, будет полезна как на курсах так и при занятиях с репетиторами.

Изменения структуры и содержания КИМ по сравнению с 2019 годом пока отсутствуют.

Иностранные языки в этом году были внесены уточнения в критерии оценивания выполнения задания 33 «Личное письмо».

Литература уточнили критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2 (уточнена формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла); заданий 2.1–2.4 (в критерий 4 добавлен подсчет логических ошибок).

Расписание экзаменов на 2020 будет уточнено в сентябре 2019

Досрочный период

Основной период

Дополнительный период (сентябрьские сроки)

Более детальные выборки по предметам:


Проект расписания основного государственного экзамена для девятиклассников.
Досрочный период
20 апреля (пятница) – математика;
23 апреля (понедельник) – история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
25 апреля (среда) – русский язык;
27 апреля (пятница) – информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание, химия, литература.
Резервные дни
3 мая (четверг) – математика;
4 мая (пятница) – история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
7 мая (понедельник) – русский язык;
8 мая (вторник) – информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание, химия, литература;
Основной период
25 мая (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
26 мая (суббота) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
29 мая (вторник) – русский язык;
31 мая (четверг) – обществознание, биология, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература;
2 июня (суббота) – физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
5 июня (вторник) – математика;
7 июня (четверг) – история, химия, география, физика;
9 июня (суббота) – обществознание.
Резервные дни
20 июня (среда) – русский язык;
21 июня (четверг) – математика;
22 июня (пятница) – обществознание, биология, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература;
23 июня (суббота) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
25 июня (понедельник) – история, химия, физика, география;
28 июня (четверг) – по всем учебным предметам;
29 июня (пятница) – по всем учебным предметам;
Дополнительный период (сентябрь) По решению ГЭК повторно допускаются к сдаче ГИА в текущем учебном году по соответствующим учебным предметам в дополнительные сроки
17 сентября (понедельник) – русский язык;
18 сентября (вторник) – история, биология, физика, география;
19 сентября (среда) – математика;
20 сентября (четверг) – обществознание, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература;
21 сентября (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
22 сентября (суббота) – по всем учебным предметам.
Дополнительный период (сентябрь) Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному или двум учебным предметам на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года.
4 сентября (вторник) – русский язык;
7 сентября (пятница) – математика;
10 сентября (понедельник) – история, биология, физика, география;
12 сентября (среда) – обществознание, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература; 14 сентября (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский).
Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. №1097

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?


Справочник адресован учащимся 9-х классов для подготовки к ГИА по литературе. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом, а также тренировочные задания в форме ГИА. В конце справочника приводятся ответы.
Издание будет полезно учителям литературы, родителям для эффективной подготовки учащихся к ГИА.

Художественная литература как искусство слова.
Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка - звук, живопись - краски, архитектура - камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что в качестве единственного материала используются слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература - это искусство слова.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово - результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, лишь предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Художественная литература как искусство слова 7
1.2. Художественный образ 8
1.3. Фольклор. Жанры фольклора 9
Жанры фольклора 10
1.4. Литературные роды и жанры 12
1.5. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм 13
Классицизм 13
Сентиментализм 15
Романтизм 16
Реализм 19
1.6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт;
система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой 22
Форма и содержание литературного произведения 22
Стадии развития действия 24
Система образов в произведении 25
1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория 26
1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа 29
Проза и поэзия 29
Основы стихосложения 30
Стихотворный размер (метр) 31
Система рифмовки 32
Тренировочные тестовые задания к разделу 1 33
2. ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке) 35
Волшебная сказка «Марья Моревна» 35
2.2. Одна былина по выбору 37
Былина «Добрыня и змей» 37
Тренировочные тестовые задания к разделу 2 40
3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.1. «Слово о полку Игореве» 42
3.2. Три произведения разных жанров по выбору 46
«Повесть временных лет» 46
Тренировочные тестовые задания к разделу 3 49
4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
4.1. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» 50
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 -1765) 50
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» 51
4.2. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» 54
Фонвизин Денис Иванович (1744-1792) 54
Комедия «Недоросль» 55
4.3. Г. Р. Державин. Стихотворения «Памятник», «Властителям и судиям» 57
Державин Гаврила Романович (1743-1816) 57
Стихотворение «Памятник» 58
«Властителям и судиям» 64
4.4. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» 67
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) 67
Повесть «Бедная Лиза» 68
Тренировочные тестовые задания к разделу 4 70
5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
5.1. И. А. Крылов. Басни «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и Соловей» 72
Крылов Иван Андреевич (1769-1844) 72
«Листы и корни» 73
«Волк на псарне» 74
«Квартет» 75
«Осел и соловей» 76
5.2. В. А. Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое» 77
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) 77
«Море» 78
«Невыразимое» 79
5.3. В. А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» 81
«Лесной царь» 79
«Светлана» 83
5.4. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 84
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) 84
Комедия «Горе от ума» 85
5.5. А. С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»),
«И. И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Не пой, красавица, при мне...», «Вакхическая песня» 90
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) 90
«К Чаадаеву» 95
«К морю» 96
«Песнь о вещем Олеге» 98
«Няне» 100
«Вакхическая песня» 101
«Зимняя дорога» 102
«Не пой, красавица, при мне...» 103
«К***» («Я помню чудное мгновенье») 104
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») 106
«И. И. Пущину» 110
«Пророк» 111
«Анчар» 113
«На холмах Грузии лежит ночная мгла» 114
«Я вас любил...» 115
«Зимнее утро» 116
«Бесы» 118
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 120
5.6. А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы» 121
5.7. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» 123
5.8. А. С. Пушкин. «Повести Белкина» 129
5.9. А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» 133
5.10. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»),
«Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел» 138
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) 138
«Парус» 140
«Смерть поэта» 141
«Бородино» 142
«Дума» 144
«Когда волнуется желтеющая нива...» 145
«Ангел» 146
«Листок» 147
«Нет, не тебя так пылко я люблю...» 149
«Поэт» 150
«Три пальмы» 152
«Молитва» 153
«И скучно и грустно...» 154
«Родина» 155
«Пророк» 156
«Тучи» 158
5.11. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 159
5.12. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» 162
5.13. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» 164
5.14. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» 169
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) 169
«Ревизор» 171
5.15. Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» 175
5.16. Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» 179
Тренировочные тестовые задания к разделу 5 188
6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
6.1. А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору 193
Островский Александр Николаевич (1823-1886) 193
Драма «Бесприданница» 194
6.2. И. С. Тургенев. Одна повесть по выбору 199
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) 199
Повесть «Ася» 200
6.3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», «Чародейкою-зимою...» 203
Тютчев Федор Иванович (1803-1873) 203
«Есть в осени первоначальной...» 204
«...С поляны коршун поднялся...» 205
«Люблю грозу в начале мая...» 206
«Еще шумел веселый день...» 207
«Чародейкою Зимою...» 208
6.4. А. А. Фет. Стихотворения «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...» 209
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) 209
«Вечер» 210
«Еще весны душистой нега...» 211
«Ласточки пропали...» 212
«На заре ты ее не буди...» 214
«Учись у них - у дуба, у березы...» 215
6.6. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» 216
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889) 216
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 217
«Дикий помещик» 219
«Премудрый пискарь» 220
6.7. Ф. М. Достоевский. Одна повесть по выбору 221
Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881) 221
Повесть «Белые ночи» 222
6.8. Л. Н. Толстой. Одна повесть по выбору 225
Толстой Лев Николаевич (1828-1910) 225
Повесть «Юность» 226
6.9. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» 229
6.10. А. П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий» 231
Чехов Антон Павлович (1860-1904) 231
«Смерть чиновника » 233
«Хамелеон» 234
«Тоска» 236
«Толстый и тонкий» 236
Тренировочные тестовые задания к разделу 6 238
7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
7.1. И. А. Бунин. Рассказы «Косцы», «Танька» 240
Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) 240
Рассказ «Танька» 241
Рассказ «Косцы» 242
7.2. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...» 244
Блок Александр Александрович (1880-1921) 244
«О, весна без конца и без краю...» 245
«О, я хочу безумно жить...» 246
«О доблестях, о подвигах, о славе...» 248
7.3. В. В. Маяковский. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся» 249
Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) 249
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 250
«Хорошее отношение к лошадям» 252
«Прозаседавшиеся» 253
7.4. С. А. Есенин. Стихотворения «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...» 254
Есенин Сергей Александрович (1895-1925) 254
«Береза» 255
«Пороша» 256
«Край любимый! Сердцу снятся...» 257
7.5. М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» 258
Шолохов Михаил Александрович (1905-1984) 258
«Судьба человека» 259
7.6. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок») 261
Твардовский Александр Трифонович (1910-1971) 261
Поэма «Василий Теркин» 262
7.7. В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Чудик» 265
Шукшин Василий Макарович (1929-1974) 265
Рассказ «Срезал» 266
Рассказ «Чудик» 268
7.8. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» 270
Солженицын Александр Исаевич (1918-2008) 270
Рассказ «Матренин двор» 271
7.9. Проза второй половины XX в. Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие,
В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору) 274
7.10. Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору) 277
Тренировочные тестовые задания к разделу 7 270
8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8.1. Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) 281
Гомер (приблизительно VIII век до н. э.) 281
«Илиада», «Одиссея» 282
8.2. У. Шекспир. Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» 286
Уильям Шекспир (1564-1616) 286
«Ромео и Джульетта» 287
« Гамлет» 290
8.3. Жан-Батист Мольер. Одна комедия по выбору 293
Жан-Батист Мольер (1622-1673) 293
«Мещанин во дворянстве» 294
8.4. И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты) 298
Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832) 298
«Фауст» 298
Тренировочные тестовые задания к разделу 8 302.

ОГЭ по литературе - хороший тренинг перед тем, как сдавать ЕГЭ по литературе.

Самое сложное в ОГЭ по литературе – даже не сочинения, а конкретные вопросы, которые требуют прямого ответа. Для девятиклассников это трудно, потому что они привыкли писать “красиво” и ни о чем. Например, в ОГЭ по литературе есть вопрос, о том, почему Базарова называют «рефлексирующим нигилистом». А школьники в ответ пишут о том, что Тургенев – великий писатель, а «Отцы и дети» - замечательный роман. Все это “вода”, которой не место на экзамене.

Тексты на ОГЭ по литературе дают сложные. Например, «Собачье сердце» Булгакова, «Матренин двор» Солженицына, чеховские рассказы.
Могут дать переводной текст - например, фрагмент из Байрона, для сопоставления с текстом Лермонтова.

Сразу предупредим тех, кто сдает ОГЭ по литературе. Это непростой экзамен, и его выбирают не для того, чтобы “что-то сдать”. Работать при подготовке к ОГЭ по литературе придется много!

Обычно подготовка к ОГЭ по литературе проходит в школах стандартно. Учителя буквально заставляют девятиклассников читать классику, говоря, что этот материал необходим для написания итогового сочинения. А школьники предпочитают краткий пересказ произведений или сборники готовых сочинений. При этом серьезной подготовкой к ОГЭ по литературе,
то есть анализом текста, никто не занимается.

А на ОГЭ по литературе вы получите, например, фрагмент из баллады «Светлана» Жуковского, а для сопоставления - кусочек из «Евгения Онегина». Необходимо сопоставить эти тексты и ответить на вопросы: в чем сходство, в чем различие? А после этого написать небольшое сочинение примерно в 200 слов.

Готовит ли ваша школа к экзамену именно в таком формате? Учат ли вас писать сочинения строго по теме? Если да - значит, подготовка к ОГЭ по литературе станет отличной тренировкой перед более серьезным экзаменом - ЕГЭ.

5 лучших пособий (справочников, учебников и т.п.) для подготовки к ОГЭ по литературе

I . Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания. В двух частях. Зинина Е.А., Новикова Л.В., Федоров А.В. 2018г.

Данная книга предлагает задания для подготовки к ОГЭ, изложенные в доступной форме. Пособие можно скачать на различных интернет ресурсах, в том числе здесь: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1199.htm . Типовые задания и рекомендации к их выполнению изложены в доступной форме. При печати книги использована офсетная бумага без иллюстраций.

Профессиональная оценка

Типовые задания в данном пособии соответствуют КИМам ОГЭ по литературе, учитель может их использовать на уроках при фронтальной, групповой или индивидуальной работе с девятиклассниками, а также некоторые задания можно давать ученикам в 8 классе. Учащиеся могут самостоятельно дома заниматься по этому пособию. В первой части представлены задания, связанные с анализом художественных (эпических, лироэпических, лирических и драматических) произведений. Вторая часть содержит задания, требующие развернутого ответа, и задания для подготовки к сочинению. Пособие средней ценовой категории.

Выводы

Данное пособие будет полезно учителям литературы для подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ по литературе, учащимся для самостоятельной подготовки. У родителей могут возникнуть трудности при проверке того, как их дети готовятся к экзамену. При поморщи пособия можно организовать эффективную работу над сочинением в формате ОГЭ, при условии, что выполнение заданий будет контролироваться учителем - словесником. Пособие содержит богатую подборку художественных текстов, алгоритм выполнения заданий по написанию творческой работы.

II . Литература/Т.А. Квартник, - М.: Эксмо, 2014. -176 с. - (Универсальный справочник школьника. 100 важных тем)

Данный справочник отличается большим объемом необходимых для успешной сдачи экзамена материалов. В сети его можно скачать на сайте: https://multiurok.ru . Теоретический материал за курс основной и старшей школы по литературе изложен в доступной форме и может быть использован учащимися начиная с 8 класс и на протяжении всего обучения в школе. Бумага использована офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

Информация, изложенная в справочнике, позволяет систематизировать и закрепить знания по литературе. Пособие можно использовать на уроках литературы на этапе обобщения материала и подготовки к ОГЭ по литературе, при самостоятельной работе учащихся дома и в классе. Справочник содержит материал по фольклору, древнерусской литературе, русской литературе XVIII - XX вв., теории литературы. Представленный в пособии материал систематизирован, соответствует КИМам по литературе. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.

Выводы

Справочник будет полезен учителям литературы, учащимся, готовящимся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Родители могут проверять усвоение материла путем опроса терминов и др. Справочная информация в данной книге необходима для успешной сдачи ОГЭ, но учащимся необходимо заниматься и по пособиям с тестовыми заданиями.

III . ОГЭ 2018. Литература. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Кузанова О.А., Марьина О.Б., - Издательство: Экзамен, 2018. - 64 с.

Пособие широко распространено в книжных магазинах (средняя стоимость - 150-200 руб.), скачать можно на сайте: https://multiurok.ru .

Профессиональная оценка

Пособие предлагает четырнадцать вариантов типовых тестовых заданий, которые помогает отработать навыки девятиклассников для успешной сдачи ОГЭ по литературе; задания соответствуют КИМам. Данную книгу можно рекомендовать учителям, репетиторам, девятиклассникам для самостоятельной работы. Материал понятен и доступен школьникам.

Выводы

Пособие О.Б. Марьиной, О.А. Кузановой соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, будет полезно учащимся девятых классов для самоконтроля, учителям литературы для работы в классе или индивидуально.

IV . Федоров, Новикова, Зинина: ОГЭ-2018. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, - Издательство: Национальное образование, 2018. - 192 с.

Книга продается во всех крупных книжных магазинах и доступна под заказ (около 400 рублей), на сайте https://multiurok.ru ее можно скачать.

Профессиональная оценка

Пособие содержит 30 вариантов типовых тестовых заданий, соответствующих КИМам по литературе 2018 г. Материал понятен и доступен школьникам. Типовые тестовые задания объективно оценивают степень подготовленности девятиклассников к сдаче ОГЭ по литературе.

Выводы

Пособие соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, позволяет отработать навыки для успешной сдачи экзамена в 9 классе, девятиклассники могут самостоятельно заниматься по данным заданиям, а также под контролем учителя - словесника.

V . Все герои произведений русской литературы. Школьная программа: словарь - справочник. - М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «ИздательствоАСТ», 2003. - 443 с.

В книжных магазинах можно встретить переиздания словаря - справочника. В сети безопасных ссылок на скачивание не обнаружено.

Профессиональная оценка

Словарь - справочник содержит имена героев и их «жизненный» путь на протяжении произведения, пособие выгодно отличается от краткого изложения художественных произведений, так как статьи содержат в себе элементы анализа персонажей, что позволяет школьникам лучше подготовиться к экзамену при самостоятельной работе. Информация представлена в доступной форме. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.

Выводы

Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки к сдаче ОГЭ в 9 классе. При поморщи пособия можно систематизировать знания о каждом герое русской литературы, входящей в школьную программу.

 

Возможно, будет полезно почитать: