Человек художественный образ список. Профессии типа "человек - художественный образ". Специфика профессиональной принадлежности

Искусство воплощает красоту, гармонию, оно не подвластно логике и разуму, все, что прекрасно - можем спокойно назвать «искусством». Среди множества профессий особое значение имеет взаимодействие человек - художественный образ. Сегодня мы постараемся раскрыть эту тему.

Тонкости профессии «человек - художественный образ».

Работа в сфере искусства зарождалась еще в глубокой древности. Она дорого ценится и сегодня. Лучшими свидетельствами этому стали памятники, скульптуры, изобразительная деятельность в период палеолита. На современном этапе выделяют следующие профессии направления «человек - художественный образ»:
- дизайнер, архитектор, скульптор,
- певец, композитор, дирижер, вокалист,
- писатель, драматург, поэт,
- художник,
- актер, режиссер, оператор,
- фотограф,
- модельер, визажист, парикмахер и др.
Устраиваясь на работу «человек - художественный образ», учтите, что ваш главный принцип - это достижение совершенства, гармонии, красоты. Работа в искусство всегда требует наличия свежих идей. Вы должны быть их генератором. В искусстве чувство меры - это все. Между искусством и вульгарностью грань очень тонкая. Если решили посвятить себя этому направлению, вам понадобится вдохновение, идеи и трудолюбие. Человеку искусства необходимо постоянно развиваться, быть ознакомленным с новыми, актуальными тенденциями. Вам нужно идти в ногу со временем. Ваша работа должна полностью удовлетворять эстетические требования. Начинающему, без опыта работы, следует многому научиться и быть максимально старательным.

Человек искусства. Преимущества профессии.

Человек, творящий в искусстве, должен обладать определенными задатками и способностями. Очень часто это проявляется еще в детстве, но есть исключения. Человек искусства - креативный, он - генератор потрясающих идей. Вы должны быть настойчивы, иметь силу воли и стремиться к совершенству. Итак, чтобы преуспеть в профессии «человек - художественный образ» вам понадобится:
- умение тонко ощущать прекрасное,
- яркое воображение,
- развитое образное мышление,
- трудолюбие, терпение,
- желание творить.
Главными преимуществами работы в искусство является признание, популярность. Если человек талантлив и трудолюбив, тогда он будет востребованным и получать высокое материальное вознаграждение. Вы имеете возможность реализовать свой творческий потенциал. Просмотрите актуальные вакансии, высылайте резюме и готовьтесь к собеседованию.

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек - художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.

2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.

3. Профессии, связанные с литературно-художествен­
ной деятельностью.

4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом - делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство - это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.). Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «­пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т.д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха - в нем самом. Он склонен объяснить неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют», «тормозят» и т.п.).


Подтипы профессий типа «Человек – Художественный образ»

Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:

Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.

Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:

Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.

Профессии, связанные с писательской деятельностью:

Редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.

Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:

Артист драмы, артист цирка, в едущий концерта.


Итак, вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь определим к какому классу относится ваша будущая профессия.


  1. Игра направлена на повышение уровня информированности учащихся о профессиях. Она обращает их взгляды к миру профессий через призму собственного Я. Используемые в ходе игры задании, я носят обучающий характер

    Документ

    Склонностей к определенному типу профессий (человек -человек , человек -знак, человек -художественный образ , человек -техника, человек -природа). Возможные... Мастер по ремонту одежды (1) - хореограф (6). Историк (2) - инспектор ГАИ (4). Антрополог (2) - ...

  2. Программа по предмету «Мировая художественная культура»

    Программа

    И Человек в художественных образах (10ч) Введение. В мире художественной культуры. Художественная культура народов мира. Роль и место человека в художественной культуре...

  3. Методика «Оценка мотивации на успех» Г. В. Резапкиной Методика «Определение типа темперамента» > А. Айзенка, модификация Г. В. Резапкиной

    Документ

    И для типа профессий «человек - тех­ника». Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ » являются... Социолог Следователь Лаборант Социолог Математик Историк Маркетолог Статистик Аналитик Аудиатор...

  4. Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде

    Автореферат

    Понятия «художественный образ » эстрадного... с учётом специфики профессии вокалиста, - ... фразы. Типы взаимодействия... художественное изображение. Возникая из совокупности навыков и психофизических свойств человека ... характерном танце, историко – бытовой танец...

  5. Характеристика типов и классов профессий

    Документ

    ... типов и классов профессий Типы профессий Типы профессий Человек - человек Человек - техника Человек - природа Человек – знаковая система Человек художественн . образ Примеры профессий ... программист языковые: лингвист, историк , корректор, наборщик, ...

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.

Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.

Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек - общение .

Специфика профессии «человек - художественный образ»

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.

О представителях профессий типа «человек - художественный образ»:

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого - то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.

Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.

Представители профессий типа «человек - художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно - двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуждаемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыражение непременный признак художественного склада психики.

Отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию.

Особенности творческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоят в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, художник - живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надо думать, как «работает» материал

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник - конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры - конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количества приложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерство владения материалом, осваиваемое годами.

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно пpeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос - это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля - то, на что надо мысленно взгля-нуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (напри-мер, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) - это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа - источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа-лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно-сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве-тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе-мой витрины, театральной декорации), чувства подаренной лю-дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле-ние театрального представления, фразировка (музыкального ма-териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - об-разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно-шения как таковые не акцентированы: мир людей стран, наро-дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен-ный придуманных людьми политических, государственных гра-ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол-ландии и т.д.

Условия существования и развития человека - это система рас-селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про-странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про-странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же - то, что надо обеспечить, преодолевая суще-ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено-ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно-гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач-ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге-роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи-ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри-сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро-ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис-чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение первого фортепьянного концерта П.И. Чай-ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это мо-жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра-жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри-мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра-соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внима-тельно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри-тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж-даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное на-следие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний - как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной об-ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда - быстрые и сложные координированные движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про-сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие - нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не-предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения. Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен-но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком-позиционные принципы в своей области (изобразительное искус-ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт - уважительное отношение к со-стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол-нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не-допустимо - «можно, но нельзя» по соображениям художествен-ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду-хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про-фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол-жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи-мым целям. Настойчивость, самодисциплина - важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра-жение свойственно любому мало-мальски активному человече-скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «скулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток - во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра-жение - непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при-крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим - отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко-вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони-мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип-лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать, некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю-дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Пор-трет» - там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об-суждаемого типа профессий состоят в том, что они - новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава - это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы-ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ-ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело-веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер-шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда. Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно-гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по-падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента. Особенности саморегуляции представителей этого типа про-фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям. Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали-сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто-ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап-ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла-шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж-на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо-рошо, сделай как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпе-ние, способность к многократным переделкам сделанного - важ-ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли-тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не-малые нервные нагрузки.

Список профессий, относимых к данному типу:

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балетмейстер
  • Балерина
  • Брейдер
  • Визажист
  • Гитарист
  • Диджей
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Журналист
  • Звукорежиссёр
  • Златокузнец
  • Иллюстратор
  • Имиджмейкер
  • Кинодраматург
  • Киномеханик
  • Кинооператор
  • Кинорежиссер
  • Композитор

 

Возможно, будет полезно почитать: