На чем сидит жар птица. Жар птица-сказочное существо. Свойства пера жар птицы

В индийской мифологии известна баснословная птица гаруда (Garudha), с прекрасными золотыми крыльями; знают ее и предания других народов. На Руси она слывет Жар-птицею, у чехов и словаков ptak Ohnivak - названия, указывающие на связь ее с небесным пламенем и вообще огнем: жар - каленые уголья в печи, жары - знойная пора лета.

Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (у птака Огнивака перья рыжезлатые), глаза светятся как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысячи зажженных огней; одно перо из ее хвоста, внесенное в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, цена ни мало ни много - побольше целого царства, а самой птице и цены нет! У немцев птица эта называется золотою - der goldene Vogel, что основывается на прямой филологической и мифической связи золота с огнем и светом.

Такой поэтический образ издревле присваивался богу Агни; в Ведах Агни называется быстрою, златокрылою, чистою и огненною птицею и сильномогучим соколом. Агни прежде всего - божество небесного пламени молнии, а потом уже - земного огня, похищенного с неба и переданного людям; следовательно, Жар-птица есть такое же воплощение бога грозы, как свет-ясен сокол, которому сказка дает цветные перушки и способность превращаться в доброго молодца, или орел-разноситель перунов. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие и по значению своему совершенно тождественными с живою водою, по хорутанскому преданию, вместо золотых яблок она похищает спелые гроздия с славной виноградной лозы, которая на всякий час давала по ведру вина (вино = дождь), а желчь ее (= свет скрытого в тучах солнца) возвращает потерянное зрение.

Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Чехи убеждены, что ее пение исцеляет болезни и снимает слепоту с очей, т.е. напевы весенней грозы просветляют небо от потемняющих его туч и животворят природу. Раскаты грома и вой бури уподоблялись говору и пению и на этом основании все олицетворения грозовых туч фантазия наделила словом и вещим даром; потому и баснословная птица Перунова получила название птицы-говоруньи. Из того же источника возникло сказание о Соловье-разбойнике, гнездящемся на высоких дубах, дети которого оборачиваются черными воронами с железными носами.

Геродот записал предание о чудесной птице Фениксе, с виду подобной орлу, с красно-золотыми перьями; в известное время взлетает она в святилище Гелиоса, запевает погребальную песню и, сгорая в солнечном пламени - снова возрождается из своего пепла. Предание это в одной из наших старинных рукописей рассказывается так: та убо птица одиног-нездица есть, не имеет ни подружия своего, ни чад, но сама токмо в своем гнезде пребывает...Но егда состареется, взлетать на высоту и взимаеть огня небесного, и тако сходящи зажигает гнездо свое, и туж и сама сгораеть, но и пакы в пепеле гнезда своего опять наражаеться. - Смысл тот: молниеносная птица, состарившись (= потерявши свою силу) в зимнюю пору, молодеет с приходом весны; когда яркие лучи весеннего солнца согреют облачное небо, птица-туча загорается грозовым пламенем и гибнет в нем под звуки собственной песни, т.е. под звуки ударяющих громов и воющих вихрей. Но умирая в грозе, она снова возрождается из паров и туманов, подымающихся от земли вслед за ниспавшими дождями. Не должно, однако, забывать, что в мифических представлениях нельзя искать строго определенного отношения между созданным фантазией образом и исключительно одним каким-либо явлением природы; представления эти родились из метафорических уподоблений, а каждая метафора могла иметь разнообразные применения.


Птица-метательница молниеносных стрел являлась в то же время и птицею-вихрем и птицею-облаком; олицетворяя в себе пламя грозы, она вместе с тем могла служить эмблемою и восходящего солнца. Древний человек постоянно проводил аналогию между дневным рассветом и весенней грозою и живописал тот и другую в тождественных поэтических картинах. Как грозовое пламя истребляет темные тучи и возжигает потушенный ими светильник солнца, так зарево утренней зори гонит мрак ночи и выводит за собой ясное солнце: подобно златокрылой, блистающей птице, возносится оно на небесный свод и озаряет своими лучами широкую землю. Что действительно солнце представлялось птицею, это засвидетельствовано Ведами: я познал тебя духом, - говорит поэт восходящему солнцу, - когда ты было еще далеко, - тебя, птица, возносящаяся из облаков; я узрел (твою) окрыленную голову, текущую путями ровными и чистыми от праха! - Индийцы ведической эпохи олицетворяли солнце в образе сокола и гуся фламинго. Следы подобных олицетворений встречаем и у германцев, и у славян.


Весеннее солнце, омывшись в дождевых потоках грозовых туч, показывалось очам смертных - просветленное, ярко блестящее, и было уподобляемо белоснежному лебедю, купающемуся в водах, или другим водяным птицам: утке и гусю. В нижней Германии причитывают во время дождя:

Lass den Regen tibergehn,
Lass die Sonnewiederkommen!
Sonne komme wieder
Mit deiner Goldfeder,
Mit goldenem Strahl
Beschein uns allzumal...

Имя лебедя, означающее белый, вполне соответствовало понятию о белом божестве дневного света. Принимая солнце за прекрасную богиню, германцы верили, что она может превращаться в лебедя; отсюда создалось сказание о деве-лебеди, как о дочери и спутнице солнца. Богиня Synna (солнце) и Dagr (день), по свидетельству древнего мифа, родили дочь по имени Svanhvit Gullfjodhr (Schwanweisz Goldfeder - белая златопёрая лебедь), т.е. утреннюю зорю, а у этой последней был сын Svanr hinn raudhi (Schwan den Roten), т.е. золотистые лучи солнца.

Греки наделяли богиню Зорю (Эос) светлыми крыльями. От утренней зори и восходящего солнца указанные поэтические уподобления были перенесены на приводимый ими День, который, по свидетельству старинных памятников, как хищная птица, вонзает в ночной мрак свои острые когти. Воспоминание о птице-солнце доселе сохраняется в малорусской загадке, которая называет дневное светило - вертящеюся птицею: стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця; нихто jiи не достане - ни царь, ни цариця. Птица-солнце восседает на старом дубе; годовое течение времени, определяемое солнечным движением, народная фантазия уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-солнце, кладет белые и черные яйца и высиживает из них дни и ночи. Другие загадки еще яснее говорят о представлении солнца - птицею: ясен сокол пришел, весь народ пошел - т.е. с дневным рассветом пробуждаются люди; сербская: птица без зуба, а свщет изjеде = солнце топит (съедает) белый (подобный свету) снег.

Жар птица мифическое существо из устных народных преданий, былин и русских народных сказок. Название свое это мифическая птица получила благодаря своему оперению, которое, согласно легендам огненно-золотое, с красноватыми переливами, светит как солнце и так же как солнце греет. При касании ее оперение обжигает.

Размером, статью, длиной хвостовых оперений и размахом крыльев эта огненная птица очень напоминает павлина.

Жар-птица существо божественного происхождения, она одно из воплощений Бога Громовержца Перуна, повелителя молний, гроз и бурь.

Жар-птица - это русская «сестра» мифической птицы Феникс, более известной нам из европейской культуры. И, как и птица Феникс, Жар-птица бессмертной природы

Родина Жар Птицы

Поскольку Жар-птица божественного происхождения, ее колыбелью считаются райские сады Ирия – обители Богов во многих славянских традициях. Ирий это райская обитель Богов и мифических существ, где царит мир, безмятежность, блаженство и изобилие. Ирий также считается домом солнца, там текут реки живой воды и растут деревья с плодами, дарующими бессмертие.

Стихия

Жар-птица как и, все существа во вселенной дитя . Но главными ее стихиями является , которая определяет ее светоносную и обжигающую природу и стихия , которая позволяет ей летать, преодолевать огромные расстояния между мирами и дарует ей магический исцеляющий голос.

Характер Жар Птицы


Характер огненной птицы, родившейся в раю незлобивый, доверчивый и не лишенный любопытства. Как существо, лишенное нужды Жар-птицу мало что может отвлечь от любимого, праздного времяпровождения.

А любит Жар-птица летать над райскими садами, вкушать волшебные молодильные яблоки, дарующие бессмертие и красоту, а после, сидя на дереве, распевать свои прекрасные песни.

Однако любопытство заставляет ее покидать насиженные места и пускаться в путешествия по многочисленным мирам, в том числе и человеческим.

Места обитания Жар Птицы

Большую часть времени огненная птица проводит в раю, однако, из любопытства часто пускается в путешествия, особенно в те края, где много яблоневых садов, в особенности садов с молодильными яблоками.

Есть поверье, что Жар-птица может долго оставаться с человеком, в чьем сердце почувствует бескорыстную любовь к себе, она будет радовать своего покровителя своим волшебным пением, что привлечет в дом человека, процветание и благополучие.

Однако она сразу покидает человека, если почувствует, что его сердце охладело к ее песням или в душе поселилась корысть.

В силу того, что в человека легко проникает алчность, она редко остается у кого-либо надолго и помимо Райских садов Ирия, проще всего ее встретить на природе летом, в яблоневых садах.

Способности и особенности Жар Птицы


Как всякое существо божественного происхождения Жар-птица обладает волшебными и магическими способностями. Так, ее оперение сияет так же ярко как солнце и даже одно перо согревает и освещает все вокруг так ярко, как осветили бы тысячи одновременно зажжённых свечей.

После того как перо огненной птицы теряет свою светимость, оно остывает и превращается в перо из чистого золота. Но даже владение остывшим золотым пером Жар-птицы приносит его хозяину удачу и процветание, впрочем, при условии, что жадность не завладела полностью его сердцем.

В этом случае перо может принести беду.

Пение Жар птицы обладает целительными свойствами и способно излечить от любых болезней при регулярном слушании. Кроме того, когда жар-птица поет, из клюва её сыпятся перлы, что на современном языке звучало бы как жемчуг.

Капелька желчи Жар-птицы возвращает зрение слепым.

И как уже писалось ранее, пребывание Жар-птицы в доме может превратить жилище в райское место, при условии, конечно, что люди не потеряют голову от такого счастья и не позволят алчности и эгоизму завладеть своими сердцами.

Как поймать Жар Птицу


Несмотря на все предупреждения о том, что только чистый сердцем может надеяться на встречу и дружбу с Жар-птицей, из-за своих волшебных свойств она всегда была желанной добычей для многих ищущих богатства и славы.

Однажды Жар-птицу удалось пленить Кощею Бессмертному и держать ее у себя какое-то время в клетке, однако мы знаем, что эта история в итоге не закончилась для него хорошо.

Выследить Жар птицу проще всего в яблоневых садах, особенно там, где растут золотые молодильные яблоки – ее любимое кушанье.

Но поймать жар-птицу голыми руками невозможно, уж слишком обжигает ее оперение, в лучшем случае у вас в руках останется, если повезет только перо. Ловить птицу нужно сетью или в рукавицах.

Однако это вряд ли принесет вам счастье, лучше чтобы птица сама захотела остаться с вами. Поэтому если вы хотите по какой-то причине поймать Жар Птицу, лучше иметь в своем сердце искренние намерения и восхищение этим удивительным созданием. Тогда в ваш дом придет не только богатство, но также здоровье, счастье и удача.

Перо Жар Птицы

Перо Жар птицы случайно упавшее или даже насильно отнятое какое-то время сохраняет свои волшебные свойства: согревать и освещать. Освещает и греет одно перо не хуже тысячи горящих свечей. Что было бесценно в старые времена.

После того как перо растратит весь свой жар оно остывает и превращается в чистое золото. Одно такое перо может сделать своего хозяина богачом. Кроме того, согласно некоторым народным сказаниям, золотое перо Жар птиц может указать в волшебные ночи, например, в такую как ночь накануне Ивана Купала, на сокрытый клад.

Однако всегда следует помнить, что если вашим единственным мотивом является корысть, то магические силы могут легко вас запутать, и вы окажетесь как минимум в дураках, а то и в серьезных неприятностях.

Роль Жар Птицы в литературе


Жар птица довольно часто встречающийся персонаж в устных былинах и народных русских сказках.

Жар птица – это символ процветания, богатства, статуса и власти. Цари отправляли своих сыновей на ее поимку, пытаясь тем самым оценить их доблесть, храбрость и смекалку, Жар птица служила наградой герою за выполненную миссию.

Случайная же встреча с Жар Птицей всегда сулила новые приключения со множеством испытаний и заслуженной наградой в конце.

Стать покровителем Жар Птицы или хотя бы обладателем ее пера означает как буквально поймать свою птицу удачи, так и найти свой жизненный путь, раскрыть свои таланты, способности и обрести счастье.

И если Жар Птица и не главный герой русских сказок, то как минимум ключевой мифический персонаж, без существования которого и желания обладать им, многие истории в русской фольклорной литературе и не начинались бы вовсе.

Жар птица одним своим существованием вдохновляла многих героев на приключения и подвиги, не меньше чем птица Феникс в европейских легендах или божественный огонь в древнегреческих мифах.

Символика и Геральдика с образом Жар Птицы

Поскольку Жар птица исключительно благоприятный символ, олицетворяющий не только богатство, изобилие, статус, но и божественное происхождение и райскую жизнь, ее образ очень часто встречается в русской символике и гербах.

В книгах по геральдике можно найти большое число гербов и флагов русских княжеств, городов и поместий, а в наше время городов, районов и областей с изображением Жар-птицы.

Фигурку Жар птицы или ее изображение можно встретить на многих сувенирах и изделиях народного творчества. Как и матрешка, Жар Птица известный сувенир, произведенный в России.

Ниже в качестве примеров приведены несколько гербов и флагов с изображением этой мифической птицы

Герб города Палех


Герб города Пласт


Флаг города Видное


Флаг Южского района Ивановской области


Жар-птица – птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.

Жар-птицы по натуре своей добродушны и праздны, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия — пения.

Родина жар-птицы – Ирий, однако некоторые могущественные чародеи, в частности Кощей-Бессмертный, силой удерживали птицу у себя. Иногда жар-птица сама покидает Ирий и тогда ее можно встретить в садах, особенно она любит яблоневые.

Способности

Считается, что песнь жар-птицы способна излечить любую болезнь, и продлить жизнь тому, кто регулярно ее слушает. Особыми свойствами обладают и перья жар-птиц : выпавшее перо еще долго излучает свет и тепло, а когда оно остывает, то превращается в золотое. Так же считается, что перья жар-птицы приносят счастье тому, кто сумел ими завладеть.

Как бороться?

Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добрым нравом и на людей не нападает. Поймать жар-птицу очень нелегко, лучший способ — это использовать ловушку: в саду необходимо повесить достаточно большую золотую клетку, в которую положить три яблока.

- 6521

В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны.

В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками. У Славян Жар-Птица, ptak Ohnivak (чех. и словак.) - сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке.
По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье - молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.
У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель».

Жар-птица

Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конём-птицей.

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Перо жар птицы– предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами. Кто не читал или не слушал в детстве сказку про Ивана-дурака, который нашел перо жар птицы. Именно с этой находки и начались его приключения.

С жар птицей и его пером связано много различных сказок, которыми в итоге стали легендами. Более известным, пожалуй, является лишь цветок папоротника. Также можно отметить, что наша жар птица явно является родственником феникса– огненной птицы из европейских легенд и сказок.

Жар птица по описаниям из сказок и иллюстрациям к ним похожа на павлина, и перо жар птицы – так же напоминает перо из павлиньего хвоста. Размером жар птица также с павлина, в то время, как феникс описывается размером с орла.

Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Вот и пришлось Ивану заманивать ее в клетку и накидывать мешок, чтобы жар до рук не достал.

Также по легендам жар птица стережет цветок папоротника в ночь на Ивана Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.

Огненное перо жар птицы

По всем известной сказке Иван-дурак нашел перо жар птицы в лесу на пне, когда ночью проходил мимо. Это перо светится в темноте, горит, будто огнем светится. Сначала Иван даже решил, что это огонь горит во тьме ночной, но, подойдя поближе, они увидел перо неземной красоты.

По некоторым описаниям это перо золотое, как и все оперение жар птицы, некоторые говорят о красном, оранжевой, желтом и даже малиновом окрасе перьев жар птицы. Кто-то упоминает, что жар птица светится серебром и золотом, а крылья ее огненные, что еще раз доказывает связь жар птицы с фениксом. В книжках жар птицы и ее перья рисуют обычно красными и оранжевыми.

Свойства пера жар птицы

Перо жар птицы может осветить любое, самое темное помещение так, что ночью там будет светло, как не бывает самым ясным днем. Если вы помните сказку, именно так слуга царя заметил, что у Ивана дурака появилось перо жар птицы, мигов доложив об этом своему господину.

По легендам со временем перо жар птицы перестает светиться и гореть огнем,затвердевая и превращаясь в золото. Найдя несколько таких перьев, можно неплохо разбогатеть, знать бы еще, где искать.

Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Перо жар птицы еще долгое время, пока не станет золотым, сохраняет свойства оперения жар птицы. И кроме того, что оно ярко светится, оно дает тепло. По всей видимости, не такое, чтобы им можно было обжечься, так как Иван-дурак брал его голыми руками, но достаточное, чтобы можно было согреться от него. Этакая неплохая грелка.

Как-то мне случайно попалась статья, в которой ссылаясь на славянскую легенду, говорилось о том, что когда боги увидели, что люди ходят по земле ни кого не любя и холодом сердец своих себя губят, отправили они на землю волшебный огонь любви в виде птицы - Жар-птицы

И с тех пор летает она по земле и разносит огонь любви.

Счастье тому кому удастся поймать ее, но в сто раз большее счастье тому кого Жар-птица почтет за своего повелителя. ВедьЖар-птица больше похожа на расплавленный металл из которого она скорее всего и состоит. Поймать ее можно только в рукавицах, уж очень горяча - обжечься можно очень сильно. Тому-же кому покорится она по своей воле, будет она отдавать свое благотворное тепло всю жизнь. Но как только почувствует она равнодушие тут же улетит - не выносит она его, и убить ее просто... Посади в клетку и погибнет она. Остынет ее пламенное тело и будет в клетке вместо горячей любви холодный кусок золота...

Такая вот красивая легенда. Жаль, что мне так и не удалось найти оригинал.

Феникс

Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. Феникс – это душа Осириса, это надежда на преодоление пути мертвых. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира».

Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.

Иранцы знали другое имя этой птицы – Симург. Птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки.

В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.

В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной".

Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.

Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом возрождения, завершения «Великой Работы». Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет.

Описание Птицы весьма сходно для разных народов. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах...» - так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. - Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» - говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.

«О Атум-Хепри, ты воссиял [в образе] Бену на предвечном Холме Бен-Бен…» - так звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира. Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бену, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица. Вряд ли люди точно знали, кто сотворил мир, но образ ослепительной птицы остался в мифах и легендах, и сияли, отражая солнце, обелиски на памятном холме близ Гелиополя.

Если попытаться по сохранившимся преданиям восстановить историю сказочной Жар-птицы, или как она чаще известна - Феникса, то можно рассказать такую легенду.

Прекрасная Птица с ослепительным оперением существовала с самого начала мира, погибая и возрождаясь в очищающем пламени на рубеже эпох. Сама она приносила себя в жертву, и каждый раз, вновь восставая из пепла, обращала свой взгляд за земные пределы, сквозь звезды, к миру чистого света, туда, где рождены были некогда бессмертные боги, и куда она отправлялась в те три дня, пока тело ее превращалось в прах, а душа становилась свободной. Птица знала что было, что есть и что будет, и все же она хранила мир, в котором свила себе гнездо. Люди же, слышавшие о Птице, верили, что подобно ей и они обладают бессмертной душой, лишь меняющей оболочки.

Жила волшебная Птица далеко-далеко, на самом краю земли. Где точно, никто не знал. Одни говорили, что гнездо ее спрятано от людских глаз на вершине горы, другие – что свила его она средь бескрайней пустыни, в тридесятом «ином» государстве, совершенном и далеком от мирской суеты. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.

Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню Уничтожения и Смерти. И этот долгий путь можно было пытаться пройти по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи, а можно было – в своем сердце, преодолевая и изменяя себя.

Редко смертные могли лицезреть прекрасную Птицу во всей ее красе. Чтобы случилось это, на земле должны были воцариться мир и согласие. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».

Она была совершенным творением Единого, и каждый, кто хотя бы издали видел ее, становился обладателем чудесного дара. Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света.

Сказание о Жар-Птице

Хотите - верьте, хотите - проверьте.
Хотите - слушайте, хотите - услышьте.
Но дело было, былью поросло,
и то, чего не было – небылицами.

Только в одном тридевятом царстве,
небесном государстве
жили-были, красны девицы –
все такие они рукодельницы,
своей статью светлой пригожие,
красотою души погожие.
Только с людями, кто из них знался,
птицей райской представлялся,
птицей огненной обжигающей,
светом мир души озаряющей.
Звали их потому всех Жар-птицами,
изгоняющими все нечистое,
оттого-то всем людям не просто так
песни райских птиц теперь услыхать.
Но ждет каждого птица огненна,
что рукой не взять, не дотронуться,
там, где леший даже не хаживал,
Древо есть одно Жизни верное,
сидит птица там распрекрасная,
жаром пышит и дивным голосом
дарит путнику покой сладостный
и сжигает все, что неладно в нем.
Самому дойти к Древу вряд ли смочь,
не пускают люд силы темные,
стерегут от глаз стражи строгие
по указу свыше небесному.
С давних пор туда провожатые
находились, что знамо-ведали
обойти как чащи темные
и кручины гор непролазные.
Но достойных лишь и удачливых
привести моглось к Древу вечному,
чтоб при встрече с той птицей-девицей
перестал огонь обжигать ее.

Вот и весь сказ дивний тот.
Кто послушен был, пировать – за то.
по добру, по здорову, да во Славу
поживать, да при том не кручиниться!!!

Легенда Крыма о Жар-птице

Давным-давно мир, радость и благоденствие царили в нашем крае. Приезжали гости заморские с диковинными дарами, привечали их местные жители, водили смотреть на диво дивное – Жар-Птицу.

Была птица та красоты необыкновенной: каждое перышко на ней горело и переливалось, и светилась она в ночи, как ясно солнышко. Прилетала Жар-птица каждую ночь, чтобы полакомиться молодильными яблочками, которые росли в то время на нашей плодородной земле. Наевшись, начинала петь небесным голосом песни ангельские. Гости слушали целительное пение и восхищались таким богатым краем и его добрыми жителями.

Шел год за годом, и как-то с одним кораблем приплыла из-за моря Жадность. Заходила она в избы к людям, шептала на ушко злые умыслы.

Стали соседи ссорится друг с другом, выискивали себе гостей побогаче, чтобы доставались им лучшие и самые богатые дары. Мысли чёрные опутали головы, зависть лютая поселилась в добрых сердцах. Стали люди жадными, злыми да негостеприимными, стали злословить и часто ногами топать от гнева.

И затвердела земля, пошла каменьями, иссушилась без людской любви.

Засохли от этого яблоньки с наливными яблочками, некому стало ухаживать за ними. Да и не растут никогда волшебные яблони на земле, где брат брату руки не подаст и где раздор царит между людьми.

Перестала прилетать дивная Жар-Птица за любимым лакомством. Упало последнее наливное яблочко с ветки, зернышки попали в земные трещинки, да и не проросли вновь.

Так и лежат они там до сих пор, ждут, когда почва снова станет мягкой и заботливой. А земля лучше будет, только если на ней люди добрые и хорошие станут жить.

Как снова начнут люди в любви друг с другом сосуществовать, перестанут завидовать и козни злые чинить, так и земля и природа ответят им тем же. И прорастут тогда зернышки молодильной яблони, и снова станет прилетать к нам Жар-Птица. И вновь заморские гости пожалуют с дарами посмотреть на диво дивное, послушать песни ангельские, будут хвалить наш чудный процветающий край.

Жар-птица, в восточнославянской мифологии чудесная птица. Жар-птица является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь незлобивому младшему сыну. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо ее "так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч". Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого ("тридесятого царства"), откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет.

Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки "за тридевять земель". Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой "птицы-огневика" с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конем-птицей.

Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в нашей, и в западноевропейской литературе рассказами "Физиолога" о чудной птице Феникс, возрождающейся из пепла.

Жар-птица, картина художника Виктора Королькова

Историческая справка.
Физиолог – сборник статей и сведений о животных и каменьях, получивший начало во II или III веке нашей эры, предположительно, в Александрии. Это памятник коллективного творчества. В основе его лежат наблюдения, принадлежащие классическим писателям, не без влияния восточных преданий. Подбор этих наблюдений сделан писателями христианскими, поставившими себе целью сближение их со Святым Писанием и христианским преданием. Физиолог состоит из отдельных глав числом до 50, дающих описание животных и птиц, насекомых, минералов и т.д. и перечисление их особенностей и свойств, с символическими толкованиями (свойства зверей, например, сопоставляются с христианскими добродетелями).


В Физиолог попали такие животные, как феникс, сирены, кентавры, горгона, единорог; перечисление свойств остальных животных и особенно символические толкования переносят читателя в совершенно сказочный мир. Тем не менее, Физиолог пользовался авторитетом в Московской Руси даже в XVII столетии. Славянские переводы Физиолога сохранились только в русских списках. Язык древнейшей редакции указывает на болгарское происхождение перевода (до XIII века). Сказания Физиолога отразились на некоторых древнерусских статьях в разных сборниках, отчасти также в народно-поэтических произведениях; физиологическая символика проникла и в памятники искусства (например, в иконографию). На Западе Европы Физиолог пользовался большой популярностью; в XIII столетии он был переведен с латинского на национальные языки Европы и вошел в состав средневековых энциклопедий. Символическая сторона его при этом несколько утратила свое значение, а сам Физиолог в средневековье принял форму естественнонаучного труда "Бестиария".

 

Возможно, будет полезно почитать: