Выставка "Райский сад в русском искусстве XVII –начала XX века" - отчёт. Выставка русских изразцов XVI-XIX вв. в Музее имени А. Рублева Выставка изразцов

Глава 7. Выставка "Московский изразец" в Измайлово

Выставка "Московский изразец" имеет свою предысторию. В 1930-х гг. московские изразцы были широко представлены на созданной П.Д. Барановским в музее Коломенское выставке "Техника и искусство строительного дела в Московском государстве XVI-XVII вв.". В 1980 г. в музее в Сытном дворе была открыта выставка "Московская архитектурная керамика". Последняя, созданная в 1996 г. экспозиция "Московский изразец" до 2007 г. оставалась единственной в Москве экспозицией, представлявшей во всей полноте историю московского изразцового производства. Таким образом, обращение к этой теме является для музея традиционным.

Уникальная коллекция строительной керамики, которой обладает Московский государственный объединённый музей-заповедник, по праву считается одной из лучших в России. Она насчитывает около 14 000 предметов и представляет все разнообразие строительных керамических изделий: кирпичи, черепица, трубы, голосники, напольные и настенные плитки, но самую значительную ее часть составляют изразцы.

На выставке будет показана многовековая история московского изразца с момента зарождения до наших дней, а также продемонстрирован технический и художественный уровень искусства московских мастеров, подчеркнута "рукотворность" изразцового искусства.

Проведение выставки в Измайлово не случайно. Именно здесь находятся Покровский собор и Мостовая башня - выдающиеся памятники XVII века с изразцовым убранством. Представленные на выставке работы современных художников-керамистов, специалистов в области реставрации фасадной керамики позволяют затронуть также тему сохранения дошедшего до наших дней изразцового декора Москвы.

Балетмейстеры – хореографы XX века (Россия). Косьян Голейзовский (1892–1970 г.)

Свои первые постановки он осуществил на сценах небольших частных театров, которых в то время появилось много - в "Интимном театре", а потом до самой революции - в "Летучей мыши", Мамонтовском театре миниатюр...

Графические произведения А.М. Кассандра

Первоначально проведение выставки планировалось на 1908 год, но затем несколько раз откладывалось, отчасти по причине первой мировой войны. Число стран-участниц превысило двадцать; единственным исключение была Германия...

Импрессионизм во французской культуре XIX века

После «Салона отверженных» Мане становится центральной фигурой всей прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. К нему присоединяются такие художники, как Базиль, Писсарро, Сезанн, Клод Моне, Ренуар, Дега и Берта Моризо...

Конспект книги Станиславского "Моя жизнь в искусстве"

Знаменательная встреча летом 1897 года К.С. Станиславского, принявшего театральный псевдоним в январе 1885 года в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией, с В.И...

Концептуальные и художественные основы русского абстрактного искусства на примере творчества В. Кандинского

В 1886 году Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета...

Музеи города Лабинска и их культурно-просветительская деятельность

Временная выставка мобилизует посетителей, заставляя их прийти в музей. Сегодня сократилось количество туристов, но увеличилось количество жителей города, которые приходят в музей...

Музыкально-шумовое оформление спектакля "Алые паруса" в мюзикл-театре "Монотон"

Театр "Монотон" был основан в 1986 году. В мюзикле все средства выразительности актера, а именно: вокал, танец, сценическое движение, декламация, игра на музыкальных инструментах - существуют на равных...Сюрреализм в творчестве Рене Магритта

В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнингена состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания. Ушел из жизни один из художников-магов XX столетия...

Сад ценинного искусства. Изразцы XVI - начала XIX века

Изготовление изразцов, которое пришло в Россию из Восточной Европы в XVI веке (называли его «ценинным делом»), — процесс трудоемкий. Одним резчиком здесь не обойтись — нужны еще гончары с каменщиками, умеющие обжигать кирпич. Тем не менее изразцы в России полюбились, ими стали украшать фасады и интерьеры церквей, а с Петровской эпохи и печи. Сначала, в XVI веке, это были муравленые изразцы (покрытые зеленой глазурью — «муравой»), а затем резчики дали волю своей фантазии — здесь и орнаменты, и цветочные гирлянды с птицами, и батальные сцены. Для выставки подобрано 44 экспоната — вроде бы не так много, но они дают полное представление о развитии «ценинного дела» в России с момента зарождения до расцвета в следующем столетии при патриархе Никоне и до поставленного уже «на конвейер» мануфактурного производства в начале XIX века. Все образцы в экспозиции — из собрания музея, а также из частных коллекций. К выставке вышел еще и каталог с подробной историей «ценинного дела» и представленных образцов, большая часть которых имеет точное происхождение.

Искусство и город: граффити в эпоху Интернета

Граффити, зародившиеся в 1970-е как часть уличной субкультуры, в последнее время все чаще становятся темой выставок не только в галерейных, но и в музейных пространствах. Выставка под названием «Искусство и город: граффити в эпоху Интернета» в московской галерее «Электромузей в Ростокино» посвящена тому, как эволюционировали граффити в эпоху «цифры», перестав быть не только чисто уличным творчеством, но и анонимным. Теперь они равноправные участники современного искусства, со всеми его плюсами и минусами. Вот как видит сегодняшнюю ситуацию с граффити куратор выставки художник Игорь Поносов: «Новые технологии становятся настолько доступными, что наравне с баллончиком начинают использоваться и граффити-художниками. Предпринимаются попытки создания произведений посредством роботов, дронов и других спецсредств. В конечном счете современные граффити трансформируются в практики, все более похожие на хакерство». Так ли это на самом деле? Свои выводы можно сделать, посетив выставку, где, помимо свежих работ, подготовленных специально к проекту, для сравнения показаны фотографии и видеосъемка самых знаковых граффити разных лет.


Моряк, художник, человек. Владимир Голицын


Владимир Голицын (1902-1943) — художник, создавший свой, неповторимый стиль, соединяющий лаконизм агитационного плаката и традиции народных промыслов. Учился он у таких разных, но замечательных мастеров, как бубнововалетовец Петр Кончаловский и Константин Юон, посещал курсы Вхутемаса. Голицын много работал на заказ, главным образом для Центрального кустарного музея Москвы, основанного в начале ХХ века благодаря меценату Сергею Морозову и просуществовавшего до 1930-х. Деревянные шкатулки Голицына с росписью получили даже золотую медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. На выставке можно увидеть практически все наследие Голицына, которое хранится как в ВМДПНИ, правопреемнике Кустарного музея, так и в других собраниях. Помимо прикладных работ, это иллюстрации к детским книгам и журналам, зарисовки из экспедиций на Кольский полуостров и на Новую Землю, семейный архив, предметы, предоставленные внуком художника Иваном Илларионовичем Голицыным, а также документы о многочисленных арестах Владимира Голицына из-за его дворянского происхождения.

Посетители выставки изразцов ХV-ХIХ веков, которая откроется 27 апреля в Сергиево-Посадском музее-заповеднике в Подмосковье, смогут увидеть более 350 уникальных экспонатов, среди которых представлены как элементы древнего церковного декора, так и работы известных художников позапрошлого века, говорится в сообщении пресс-службы Троице-Сергиевой лавры.

«В Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике 27 апреля 2018 года откроется выставка изразцов ХV–ХIХ веков «От образца до изразца». В Восточном корпусе музейного комплекса «Конный двор» зрителям будет представлено более 350 уникальных экспонатов», — отмечается в сообщении.

Экспонаты предоставлены Московским объединенным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным Государственным историческим музеем, Государственным историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево» , Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева и музейно-выставочным комплексом Московской области «Новый Иерусалим.

Выставка познакомит посетителей с развитием изразцового дела в России с ХV по ХХI век. На экспозиции можно будет увидеть множество творений, созданных в Троице-Сергиевом монастыре и украшавших храмы обители, в частности, одни из самых ранних находок: редкий фрагмент терракотовой рельефной плитки и балясину из декора Духовской церкви ХV века, а также экспонаты декора Введенской церкви ХVI века. Не менее интересны муравленые (зеленые) изразцы ХVII века из декора церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Также зрители увидят реконструкцию двух старинных печей из Сергиева Посада и изразцы, выполненные известными мастерами Яном Флегнером в XVIII веке и Михаилом Врубелем в ХIХ веке. На выставке, помимо изразцов, будут представлены графические работы таких известнейших мастеров, как Врубель, Е. Поленова, В. Гартман, С. Милорадович.

«Выставка будет интересна не только узкому кругу специалистов-искусствоведов, но и широкой публике, поскольку позволит соприкоснуться массовому зрителю со «свидетелями живой истории» – старинными изразцами», — заключается в сообщении.

Ещё публикации по теме

Контекстная справка

Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный...

Историко-архитектурный комплекс "Конный двор"
"Конный двор" - экспозиционно-выставочный и культурно-досуговый комплекс Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, в который входит...

Все выставки Сергиево-Посадского района
Информация о выставках в городе и районе как проходящих, так и готовящихся к открытию. Афиши музеев, галерей и выставочных залов.

Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах...

Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.

Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

— Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV - начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.

Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление).

В начале июля 2017 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Сад ценинного искусства. Изразцы XVI - начала XIX века из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций », посвященная русским изразцам XVI-XIX веков, на которой представлены экспонаты, недавно поступившие в музейное собрание, а также принадлежащие частным коллекционерам.

Изготовление изразцов («ценинное дело ») получило распространение в русском искусстве с XVI столетия. Первоначально это были небольшие керамические плитки, предназначенные для украшения фасадов зданий и не имевшие раскраски. В первой половине XVII столетия появились «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью. Обычные сюжеты для изразцов XVII века — изображения всадников, батальных сцен, птиц, гирлянд из фруктов и цветов, декоративных картушей и других западноевропейских орнаментальных мотивов.

25 марта 2016 года в музейном комплексе «Конный двор» состоялось торжественное открытие межрегиональной выставки «Образцы печные, рельефные и расписные».


Это первая в Сергиевом Посаде выставка, посвящённая изразцам. В выставочном зале Восточного корпуса в этот день собралось немало людей, интересующихся этим видом искусства. За 95-летнюю историю музея была собрана большая коллекция архитектурных и печных изразцов, в том числе самые ранние находки – изразцы XV в., украшавшие Духовскую церковь, редчайшие рельефные терракотовые и муравленые (зеленые) изразцы XVII в., изготовленные в Троице-Сергиевом монастыре, редкие архитектурные изразцы, украшавшие храмы Троицкой обители, Москвы, подмосковных усадеб. Есть изразцы с сюжетными композициями, в том числе посвященные военной теме, а также яркие расписные, украшенные цветочными букетами и гирляндами, созданные на знаменитых предприятиях М. С. Кузнецова. Наряду с древними есть изразцы современные, изготовленные в наши дни для реставрации памятников архитектуры Троице-Сергиевой Лавры и Москвы, выполненные в керамической мастерской Лавры.


Заместитель генерального директора Сергиево-Посадского
историко-художественного музея-заповедника,
кандидат исторических наук Светлана Викторовна Николаева

Из собственных фондов Сергиево-Посадский музей отобрал 300 экспонатов. Экспозицию дополнили другие музеи и институт археологии, с которыми музейщики проводили совместные раскопки. Представлены предметы из МДА и Троице-Сергиевой Лавры. Откликнулись на приглашение Сергиево-Посадского музея-заповедника коллеги из Московского музея Коломенское, который славится своей коллекцией изразцов. Представлены предметы из фондов областных музеев - музейного комплекса Новый Иерусалим, в котором в прежние века был создан центр производства изразцов. Привезена коллекция из Зарайского музея, относящаяся к усадебным собраниям. Участвует в выставке своими экспонатами Александровский художественный музей. А керамическая мастерская Лавры согласилась показать, как делаются изразцы. Не остались в стороне и частные коллекционеры.


Виталий Владимирович Щербаков,
старший научный сотрудник археологического отдела музея,
хранитель выставки

«Подготовительный этап был достаточно большой - несколько месяцев, - объяснил Виталий Владимирович Щербаков , старший научный сотрудник археологического отдела, хранитель выставки, - возможно, в будущем будет издана книга и в нее войдут все отснятые материалы по этой теме. На выставке мы хотели показать многообразие изразцов от самых древних до наших дней на примере изразцов усадьбы князей Голицыных, сохранившейся в Сергиевом Посаде на Вифанской улице. Это единственная сохранившаяся усадьба в Подмосковье, построенная еще в 1823 году. На выставке представлены уникальные изразцы с изображениями святых собственноручной работы мастера Яна Флегнера, шведа, который попал к нам в плен во время Северной войны. Он стал работать в Ново-Иерусалимском монастыре и одним из первых создал расписные изразцы в России. С его именем связаны и красные изразцы и эмблематы. Оказывается, к первым комиксам можно также отнести изразцы XVIII века. Это открытие сделали ученые, разглядев нарисованную надпись из летящих букв на уровне рта у маленького человечка на одном из изразцов. Именно так и рисуют современные комиксы».

На Сергиево-Посадской земле изразцы впервые встречаются на территории Троице-Сергиевой Лавры – на фасаде Духовской церкви (XV век) и алтарном поясе Введенского храма (XVI век), а также элементы красно-глиняного декора. Изразцы есть на церкви Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637 гг.) – муравленые (зеленые) с растительным орнаментом, двуглавыми орлами, воинами и пушками. Древние изразцовые панно из Пскова на выставку представлены ЦАКом МДА. В зале представлены полихромные муравленые изразцы московского производства (1670-1680 гг.), которые являются единственным вещественным доказательством существования царского путевого дворца в селе Слотино, стоявшего на дороге в Александровскую слободу, где тоже изготовлялись похожие образцы. Из полихромных рельефных изразцов в конце XYII века были сложены печи Троицкой обители. В монастыре находится одна из самых древних печей начала XVIII века с изображением медальонов с росписью в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Похожая печь сохранилась и в Александрове. Уникальные печи XVIII века с расписными изразцами находится в Митрополичьих покоях и Царских чертогах Лавры. Фасадные изразцы с этих памятников культуры также представлены на выставке. Кроме образцов Троице-Сергиевой Лавры на выставке экспонируются работы московских мастеров, хранящиеся в музее-заповеднике в Коломенском. Они находились на памятниках Москвы и Костромы. Украшением выставки является наличник с декором из церкви Параскевы Пятницы, стоящей в Охотном ряду в Москве (1687 г.). Изразцы усадебных печей представлены экспонатами, хранящимися в Зарайском музее. Это многоцветные изразцы из несохранившейся усадьбы Гончаровых (с. Ильицыно Зарайского уезда), а также более простые, характерные для многих домовых печей из усадьбы князей Голицыных в Сергиевом Посаде.


Профессор Леонид Андреевич Беляев

В настоящее время интерес к этому ремеслу возрождается. Доктор исторических наук, главный редактор журнала «Российская археология», руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции института археологии, профессор Леонид Андреевич Беляев очень высоко оценил представленную на выставке экспозицию:

Честно говоря, таких изразцов нет нигде в мире. Мы не просто переняли это ремесло у других народов и у себя в России произвели. Мы это придумали и воплотили сами. Изразец – наша национальная гордость. На эту выставку мы привезли материалы, которые дал Новый Иерусалим. Этот монастырь сейчас восстанавливается, и в процессе реставрации мы обрели огромное количество экспонатов. Мы и сами не представляли себе, до какой степени нам будет интересно. Наши специалисты на протяжении шести лет работают все 12 месяцев в году и даже 24 часа в сутки, оставаясь вместе со строителями, архитекторами и всеми другими на объектах. Сотрудники научной экспедиции не уходят в отпуск на зимние месяцы, как это принято в археологии, а продолжают работать, изучая лабораторию, в которой рождался русский изразец. И результатов добились фантастических! Мы представляем здесь только маленькую часть этих находок. И они позволяют сделать вывод, что наш русский изразец жил очень долго – всю вторую половину XVI века в разных местах страны – в Казани, в Свияжске, в Ярославле, в Сибири… Он жил в XIX и XX веках до Врубеля. Очень много свидетельств об этом в Новом Иерусалиме. Он и сейчас не умер. Нам интересны его истоки. Троице-Сергиева Лавра – тоже очень важное место в изучении изразца. В Лавре есть терракотовые плиты, они, может быть, и более интересные, чем изразец XVII-XVIII веков. Их изучают пристально, специально, очень серьезно. Терракотовые плиты – самая ранняя стадия изразца, это даже не совсем еще изразец. Эти плиты дают понять, что именно Лавра стоит у истоков этого древнего ремесла, ставшего искусством.

Не меньшее открытие сделала и Ольга Николаевна Глазунова – сотрудник экспедиции в Новом Иерусалиме. Занимаясь изразцами, она глубже стала понимать церковную историю:

В этой коллекции есть очень интересные изразцы, которые дают возможность лучше понять церковную историю. Это, в первую очередь, два изразца с изображением человека и рака на кувшинке. Есть изразец с символом праздника Пасхи и с изображением престольного праздника. Такие вещи стояли в монастыре. В них есть очень глубокий смысл – это понимаешь, когда начинаешь их изучать.

Несколько лет назад вместе с Виталием Щербаковым Ольга Николаевна Глазунова занималась изучением изразцов, которые были изготовлены в Лавре и использовались как подушечки для изголовья при захоронении умерших священников. Была в Сергиевой обители такая традиция. Обычно под голову священнослужителям клали кирпич, но в Лавре стали изготавливать специальные изразцы. И для этого из Нового Иерусалима были приглашены мастера, потому что при Патриархе Никоне в Новом Иерусалиме этим ремеслом уже занимались. Этот факт выяснили специалисты во время подготовки этой выставки. Чтобы наладить производство, в Новом Иерусалиме собрали мастеров из разных мест – из Москвы, из Литвы, с севера Европы, с юга Европы, из Троице-Сергиевой Лавры. Огромное количество мастеров варилось в этом котле, и они смогли создать непохожее ни на что новое явление – русский изразец.

«Выставка очень хорошая, подобной выставки еще не было, - говорит Ольга Николаевна. - Но я бы еще добавила предметы, которые представляют технологию изготовления изразца. Есть современные технологии. Я бы показала старые технологии. Они у нас тоже есть: и плошки для варки поливы, и разделители изразцов, штампы изразцовые, чтобы наглядно показать своеобразную производственную историю изразца. Она с годами менялась. Если сравнивать одинаковые по употреблению вещи XVII и XVIII веков, то видишь, что они сделаны по-разному. В XVII веке были так называемые разжигатели пламени горна – большие глиняные горшки с дырочками, которые в XVIII веке заменили на колпачки. Эти вещи помогают представить, как видоизменялось производство».


Хранитель фонда «Изразцы» музея «Коломенское»
Светлана Измаиловна Баранова

Хранитель фонда «Изразцы» музея «Коломенское», доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теологии МГУ Светлана Измаиловна Баранова – одна из тех специалистов-коллег, которые помогали подготовить выставку, предоставив свои материалы:

Археологическая экспедиция, которая работает на территории Ново-Иерусалимского монастыря, не выставляет пока своей коллекции, но она щедро показывает вам свои находки в этом зале. Мы в своем музее даже сняли со стен экспозиции наличники и привезли их вам. Это подлинный и отреставрированный наличник с барабана церкви святой Параскевы Пятницы, которая стояла в Охотном ряду. На этом месте, где стояла церковь, сейчас находится Государственная Дума. Москва много утратила в 1928 году, не только эту церковь, исчез и дворец Василия Васильевича Голицына. В напоминание о прошлом остались долговечные изразцы. Интерес к ним растет во всем мире. Мы раньше никуда не выезжали. А в последнее время побывали со своей коллекцией в Лувре, и этот музей отобрал для себя изразцы. Мы собираемся ехать в Дюссельдорф, где будет специальная выставка, посвященная русскому изразцу. Мы участвуем в трудных, многосложных проектах и рады любому приглашению.

Светлана Измайловна, чем важна для Вас эта выставка? Что бы Вам хотелось сказать людям, которые придут взглянуть на ее экспонаты?

Важность этой выставки в том, что на этой небольшой площади изразец представлен в самых разных ракурсах. Есть изразцы в археологической грубой склейке, которая наглядно показывает, в каком состоянии предмет был найден. Представлены крупные архитектурные объекты, показывающие историю создания изразцового декора. Мы видим и новоделы – попытку обращения современных мастеров к традициям прошлого. Хотелось бы, чтобы выставка побудила желание собирать изразцы. Этот процесс очень доступный. Мы иногда изразец просто попираем ногами. А теперь уже видно, что и он исчезает. Поэтому важно изменить сейчас к нему отношение. Выставка делает это. Благодаря своим качествам - долговечности глазури, крепости черепка, умению русских мастеров делать эти выдающиеся произведения, которые переживают столетия - он дошел до нас со всем своим блеском, со всем своим орнаментом и по-прежнему радует. Поэтому я прошу всех: собирайте изразцы, приносите в музеи, пополняйте наши фонды. Особенно, если известно, где найден этот кусочек. Для нас очень важна привязка к месту. Очень долго изразец воспринимался как что-то слишком простое по сравнению, например, с фарфором, хрусталем. Их часто находили на земле, под плугом даже. В моей жизни был такой случай. Гуляя однажды по городу Ярославлю, который славен своими изразцовыми декорами, я в темноте под фонарем увидела белеющий кусок. Подняла. Оказалось, что это сюжетный изразец, на котором сохранилась надпись: «Сие нам на пользу». Очевидная польза таких исследовательских выставок в том, что они дают представление об изразце как о непременной части русской жизни и почти заставляют нас собирать их, хранить и изучать.

О чем может рассказать печной изразец специалисту своим внешним видом? И может ли изразец вписаться в нашу современную жизнь, стать популярным в XXI веке?

Изразец внимательному взгляду может рассказать о многом. Через изразец мы можем реконструировать дом, мы можем точно сказать, какие печи были в нем. По этим печкам мы можем судить о состоянии этого дома, о состоятельности владельца, его вкусах, о его возможностях и вообще об истории. Мы можем рассказать о том, как менялись эти печи. Они разбирались, на них существовала своя мода. Иногда маленькая кучка черепков, которая на первый взгляд кажется мусором, может оказаться свидетелем печной истории и расскажет всю историю дома, даже когда этот дом уже перестал существовать. Не зря в последнее время вновь появилась мода на керамические печи. И русский изразец стал востребованным. Вновь декорируются дома особыми вставками, керамическими панно. Наши мастерские, особенно в северных регионах, где печь нужна для отопления, просто завалены заказами. Несмотря на то, что это удовольствие дорогое, люди идут на это, они видят красоту изразцовой печи и ее комфортность.

- В чем заключается комфортность изразцовой печи?

Во-первых, она гигиенична, ее можно вымыть. Во-вторых, безопасна. Сквозь ее поры не проходит дым и кирпичи не темнеют. В-третьих, эстетична. О ее красоте нечего и говорить! Мастерские сейчас делают печные наборы, и печи потом выстраивают по габаритам этого изразцового набора. Конечно, все заказы индивидуальные, авторские, оригинальные. Часто заказчики просят уничтожить формы, по которым делались его изразцы, чтобы не было повторов, чтобы не оказалось, что у соседа такая же печка, как у него. Требования эти к мастерам и раньше были, во все века…

Доктор исторических наук, главный редактор журнала «Российская археология», руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции института археологии, профессор Леонид Андреевич Беляев обобщил все сказанное на презентации:

Пожалуй, главным элементом материальной культуры московского государства являлся изразец. Нами это не до конца осознано. Но если мы возьмем русскую культуру XIX века, допетровскую эпоху, то все русское в то время воспринималось с некоторым подозрением, как какое-то неправильное, заскорузлое, убогое, не отвечающее европейскому стандарту того времени. Когда стали определять свой национальный путь, то на первый план вышел изразец, как элемент национальной культуры. Он вошел в палату Романовых, в теремной дворец. В таком виде он дошел до модерна, правда, в небольшом количестве и сохранился до советских времен. Далеко не в каждом российском музее вы увидите эти уникальные экспонаты. Причем, они найдены экспедицией, взяты из погребений, из земельных слоев. На этой выставке наряду с оригиналами есть и копии. И это тоже очень важная вещь. После обрушения Воскресенского собора в Новом Иерусалиме изразцы восстанавливали. Обученные европейские мастера делали русские копии. Это фактически была первая реставрация в России и одновременно это традиция. Изразец всегда актуален. Мы должны помнить, что понимание древнерусской жизни в России нового времени началось с изразцов. В Европе Россию представлял изразец, который соответствовал в то время уровню культуры многих континентов.


Старший научный сотрудник отдела
истории и культуры Сергиево-Посадского края
Нина Викторовна Холодкова

Довольны ли вы первым днем работы выставки? Этот вопрос мы задали одному из создателей выставки Нине Викторовне Холодковой – старшему научному сотруднику отдела истории и культуры Сергиево-Посадского края:

Мы рады, что все откликнулись на наше приглашение. Отзывы гостей положительные. Интерес у зрителей неподдельный. Мало кто раньше обращал внимание на изразцы. А они такие разные, столько сюжетов. Даже взять птичек – ни одна не повторяется, и такие все трогательные и индивидуальные! Благодаря работе нескольких поколений музейных сотрудников мы имеем коллекцию, которую смогли сегодня представить на обозрение не только специалистов, но и тех, кто любит красоту.

Среда, четверг, суббота, воскресенье - с 10.00 до 17.45

Пятница - с 10.00 до 16.45

2-я среда каждого месяца - с 11.00 до 19.45

Выходные дни : понедельник, вторник и последняя пятница месяца.


 

Возможно, будет полезно почитать: