Презентация на тему обследование понимания речи. Диагностика речевого развития детей. Серия V – Исследование сформированности связной речи

Cлайд 1

Cлайд 2

Системная организация речевой деятельности Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции. Выделяют коммуникативную, регулирующую и программирующую функции речи. Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности, характер нарушений зависит от пораженной структуры мозга. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и её воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей в левом полушарии.

Cлайд 3

За понимание смысла слов и целостного речевого высказывания (семантический анализ) отвечают глубокие отделы левой височной доли, ответственной за слухоречевую память, и заднеассоциативных областей, где элементы речевой структуры интегрируются в смысловую схему. С лобными отделами связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний. Различные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают и различают элементарные коды слов – фонемы, без чего невозможно понимание точного значения слов.

Cлайд 4

Называние предметов и устная речь Реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован цент Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Для называния предмета требуется перекодировка зрительного образа в его звуковой эквивалент.

Cлайд 5

Называние предмета связано с теменно-затылочными отделами мозга. Важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова. Необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющую всей активирующей системой мозга, а также речевой инициативой.

Cлайд 6

Ритм речи и интонация Дополнительная моторная область, расположенная кпереди от центральной (Роландовой) борозды, как часть лобных долей, отвечает за ритм речи и интонации, грамматический порядок слов, использование союзов, местоимений с глаголами как в произносимой, так и в слышимой речи. Лимбическая система (круг Папеца) связана с голосовыми реакциями, вносит в звучащую речь эмоциональный компонент.

Cлайд 7

Правое полушарие отвечает за нелингвистические компоненты речи – интонацию, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональную окраску. За зрительно-пространственный анализ вербального материала. За взаимодействие лобной и затылочной области, вовлечение зрительной проекционной зоны, связанное со зрительным предъявлением букв.

Cлайд 8

Возрастные этапы развития речи С момента рождения ребенок воспринимает фонемы (тоны, звуковые щелчки). Первые звуки, издаваемые ребенком, – гуление – не несут языковой специфичности. На первом году жизни лепет различен у детей, развивающихся в разной языковой среде На основе формирования сенсорных систем, особенно зрительной, формируется назывательная (номинативная) функция речи – ребенок ассоциирует предметы и их названия.

Cлайд 9

Развитие функции речи Для развития коммуникативной функции речи важнейшее значение имеет речевой контакт Высшие отделы мозга отвечают за произвольную регуляцию деятельности, формирование регулирующей и программирующей функции речи. Целостная вербальная деятельность, абстрактно-логические и графические формы (чтение и письмо) развиваются длительно, весь период обучения в школе

Cлайд 10

Системный анализ речевых расстройств Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах. Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности.

Cлайд 11

В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки. В других случаях речевые расстройства могут целиком определяться только функциональными нарушениями, примером чего могут служить многие случаи заикания, ускоренного темпа речи, неправильного звукопроизношения, нарушений голоса.

Cлайд 12

Заикание – нарушение речи, при котором плавное её течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие клонических (тики) или тонических (повышение тонуса) судорог речевых мышц. Для плавного произношения фраз нужна четкая координация управления дыханием, звукопроизношением и артикуляцией Эта координация осуществляется на уровне ствола мозга

Cлайд 13

Возрастные особенности дыхания Дыхание у детей частое и поверхностное. Дыхательный объем и ЖЕЛ дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека, а в младшем школьном возрасте в 2 раза меньше. Частота дыхания у детей повышена. При умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении tºтела ЧДД чрезвычайно легко нарастает. МОД на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей не отстает от взрослых величин.

Cлайд 14

У подростков (средний, старший школьный возраст) С возрастом экономизируются дыхательные реакции на нагрузку. Возрастает дыхательный объем, глубина дыхания и снижается ЧДД. ЧДД в 12 лет 19-23 в мин, 14 лет – 16-20 в мин МОД в 10 лет 4 л/мин, в 14 лет 5 л/мин Дыхательные функции затрудняются в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание. Наблюдается неритмичность дыхания, не завершен процесс расширения воздухоносных путей.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Восприятие артикулем Цель: Определить восприятие артикуляционной формы и владение артикуляционными укладами. Методика: Ребенку предлагают внимательно смотреть как взрослый, четко артикулируя, поёт гласные первого ряда (А, О, У, Ы, Э), затем, беззвучно артикулируя, предлагает угадать – какой звук он «поёт». Оценка: 5 звуков - 10б За каждый неправильно угаданный звук - минус 1 б, за каждый нечетко артикулируемый звук - минус 1 б

Cлайд 19

Слуховое восприятие. Игра «Что поёт?» Цель: Определить уровень слухового восприятия Методика: Взрослый простит ребенка внимательно послушать, как «поют» предметы, и стучит по каждому них палочкой. Затем ребенку предлагается отвернуться и по стуку угадать – какой предмет «поёт» Материал: 5 предметов разного качества (стеклянный, деревянный, металлический, пластиковый, бумажный), металлическая палочка. Оценка: За каждый угаданный предмет ставим «+». Безречевые и малоконтактные дети могут только показывать предмет. Для детей старше 5 лет возможно усложнение, когда берутся близкие по звучанию предметы.

Cлайд 20

Зрительно-пространственное восприятие Цель: Определить способность ребенка ориентироваться в пространстве, выявить понимание предлогов Методика: Взрослый предлагает ребенку разложить игрушки (или карточки): на стул, под стул, справа от стула, слева от стула, перед стулом, позади стула. Затем ребенку предлагается собрать игрушки, при этом он должен сказать, где взял каждую из них. Для 3-х лет: на, под, рядом, около, за, в. Для 4-х лет и старше: на, под, слева, справа, перед, позади. Материал: Стул, игрушки или карточки. Оценка: Все предметы правильно разложил и правильно сказал, где они лежат – 12 б(6баллов – за то как разложил, 6 баллов – за правильное употребление предложно-падежных конструкций). За каждый неверный ответ – минус 1б.

Cлайд 21

Слуховое внимание Цель: Определить уровень слухового внимания Методика: Взрослый предлагает ребенку игру: «Поймай кота»: «Я буду называть слова, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слово «кот». Ряд слов, среди которых есть контрольное слово «кот» и провокационное слово «кит», «кошка», произносится в едином темпе, с одной интонацией. Предлагаемые наборы слов: - слон, собака, кот, платье, кит, лес, туча, кошка, заяц, кот, зонт, нога, кот, ветер, кошка; - стул, нос, кот, окно, кит, бок, лиса, кошка, лампа, кот, рама, шапка, кот, шуба, кошка. Оценка: В результате учитывается число правильно «пойманных» котов+3б и ошибочно «пойманных» провокационных слов – минус 3б.

Cлайд 22

Зрительная память Цель: Исследование уровня зрительной памяти, словаря, обобщения, звукопроизношения и др. Методика: Ребенку предъявляются картинки по числу лет ребенка. Затем взрослый убирает их и просит ребенка назвать запомнившиеся. Материал: Наборы карточек с предметными изображениями - 30 штук:- транспорт (самолёт, пароход, легковая машина, поезд, троллейбус);- одежда (платье, шуба, юбка, пиджак, брюки);- игрушки (юла, пирамидка, кукла, лошадка, шарик);- мебель (кресло, шкаф, стол, диван, стул);- животные (заяц, конь, ежик, белка, собака). Оценка: Оценивается каждая собранная группа. 3б – ребенок выделяет группу по существенному признаку и называет её. 2б – ребенок выделяет группу по существенному признаку, но не называет её. 1б – ребенок выделяем группу по несущественному признаку. 0 б – не выполняет задание. Максимальное количество –15 баллов.

Cлайд 23

«Последовательные картинки» Цель: Определить уровень развития анализа, элементов логического мышления и умения составлять рассказ по картинкам. Методика: Ребенку предъявляется серия картинок соответственно возрасту. Формулируется задание: «Все картинки связаны между собой. Разложи их так, чтобы было видно, где начало, а где конец. Придумай по ним рассказ. Материал: Наборы картинок, подобранных по сюжету. 4 года – 3 картинки, 4-5 лет – 4 картинки, 5-6 лет – 4 картинки, 6-7 лет – 5 картинок. Оценка: За каждую правильно расположенную картинку +1б.За правильно подобранные слова для описания картинки + 1б.Составляет простые предложения +1б.Составляет связный рассказ +1б.Отказ – 0 баллов.

Cлайд 24

Исследование мелкой моторики рук. Цель: Определить уровень развития мелкой моторики, слухового внимания. Методика: Взрослый читает ребенку стишок, сопровождая его движениями рук, и просит повторить его:«У зайчихи (поднимаем «ушки» - правую руку вверх от локтя, указательный и средний пальцы подняты, остальные в поджаты) зайчонок (поднимаем «ушки» - левую руку вверх от локтя, указательный и средний пальцы подняты, остальные в поджаты). У козы (поднимаем «рожки» - правую вверх от локтя, указательный палец и мизинец подняты, остальные – поджаты) козленок (поднимаем «рожки» - левую вверх от локтя, указательный палец и мизинец подняты, остальные – поджаты)». Допустим повторный показ. Оценка: Максимальная оценка – 5 б. Возможные ошибки – минус 1б за каждую: ребенок выполняет задание со зрительным контролем; ребенок помогает другой рукой; ребенок не помогает руками, но движения не точны, плохо запомнил; наличие синхронности движений (делает движения одновременно двумя руками); допускает неправильное произношение («У козлихи козленок», «У зайчихи зайчик»).

Cлайд 25

Выявление словаря существительных Цель: Выявить уровень развития активного и пассивного бытового словаря, понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов, наличие расширения понятий. Методика: Ребенку предъявляются наборы карточек с изображением: - двух одинаковых по функции, но разных по величине предметов; - двух одинаково называемых, но разнофункциональных предметов; - предметов, которые обозначаются словами, редко встречающимися в словаре ребенка; - предметов, позволяющих назвать их составляющие; - двух разных предметов, выполняющих одинаковую функцию. Для проверки активного словаря ребенка просят назвать изображенные предметы. В случае больших затруднений проверяется пассивный словарь. Для этого взрослый называет предметы не по парам, а в произвольном порядке и просит показать картинки с их изображением. На ошибках внимание ребенка не фиксируется.

Cлайд 26

Выявление словаря существительных (продолжение) Примерные наборы: 1. Подушка – подушечка; Обеденный стол – письменный стол; Скамейка, носик чайника; Диван – кресло; 2. Стул – стульчик; Посудный шкаф – книжный шкаф; Наволочка, сиденье стула; Стакан – чашка Оценка: Возможные ошибки: - непонимание значения уменьшительно-ласкательного суффикса; - непонимание значения прилагательного; малый объем словаря; - наличие расширения понятий. За каждую ошибку - минус 1б. При отказе +0 баллов.

Cлайд 27

Словарь глаголов Цель: Выявить уровень развития активного и пассивного бытового словаря глаголов, понимание слов, обозначающих действие. Методика: 1 Вариант: Ребенку предлагают сказать, «Что умеет делать мама? (5-10 слов) или «Что умеешь делать ты?» При затруднениях возможны 2 наводящих вопроса (А вечером? В выходные дни? На прогулке?) 2 Вариант: При затруднениях и у малоконтактных детей. Используются картинки, на которых изображены действия, предлагается назвать эти действия. 3Вариант: Картинки с изображением предметов; 4 Вариант: Картинки с изображением действий; Оценка: За каждое правильное слово +1б.

Cлайд 28

Словообразование Цель: Выявление навыка словообразования на примере прилагательных. Методика: Ребенку предлагается сказать – какой сок получается из данного фрукта или овоща. В случае затруднения взрослый предлагает образец: виноград – виноградный. Усложнение – какой сок получается из двух фруктов или овощей, образец: яблочно-виноградный. Материал: Картинки с изображением фруктов и овощей или их муляжи (яблоко, апельсин, груша, чеснок, свекла, морковь, огурец. Оценка: Если ребенок справляется с заданием самостоятельно +1б, за каждую ошибку – минус 1 б. Артикуляционная моторика I уровень Артикуляционные уклады стерты. Гласные звучат как «средний» гласный. II уровень - Четко различаемые артикулемы ребенок воспроизводит по образцу. III уровень - Ребенок воспроизводит все артикуляционные уклады, но путает близкие артикулемы. IV уровень - Затруднения при выполнении упражнений на смену артикуляционных укладов. Зрительно-пространственное восприятие I уровень Не помнит значения предлогов, не выполняет или ошибочно выполняет словесные инструкции. II уровень Знает 1-2 предлога, остальные путает. III уровень Путает более сложные предлоги (слева от, справа от, между). IV уровень - Путается при наличии 2-х предлогов (встань перед тем-то, позади того-то)

Cлайд 33

Зрительное внимание Игры «Делай как я», «Если нравится тебе, то делай так» 1 этап - работа над крупной моторикой 2 этап - работа над артикуляционной моторикой I уровень Ребенок не выполняет II уровень Ребенок опаздывает при смене движения (иногда помогают только звуковые сигналы – хлопки, щелчки) III уровень 1. Упражнения для крупной моторики в основном получаются 2. Артикуляционные уклады ребенок дифференцирует с ошибками IV уровень 1. Крупная моторика – близко к норме 2. В артикуляционных укладах делает ошибки при дифференцировке артикуляторно близких звуков Слуховая память I уровень - Ребенок не знает стихов. Двустрочное стихотворение ребенок повторяет после 3-5 предъявлений. II уровень - Ребенок досказывает стихотворение после 2-3 повторений. III уровень - Ребенок повторяет, но выпадают некоторые слова. IV уровень - Запоминает быстро, но могут быть незначительные ошибки, в том числе грамматического характера.

Светлана Паньшина
Презентация «Обследование грамматического строя речи»

Дорогие, уважаемые логопеды! Если при обследовании речи ребёнка вы пользуетесь альбомами с наглядным материалом по О. Б. Иншаковой, то можете воспользоваться моими презентациями . Они соответствуют альбомам, но облегчают работу, т. к. отсутствуют бумажные носители, которые загружают стол.

"Обследование грамматического строя речи ".

Понимание обращённой речи :

Задание 1. Выполнение инструкции из одного задания.

Закрой книгу

Достань ручку

Выполнение инструкции из двух заданий.

Достань ручку и положи её на тетрадь

Положи линейку на тетрадь.

Задание 2. Понимание предлогов. Покажи где : кот идёт к дому;

кот в доме; кот перед домом; кот за домом; кот на крыше; кот вылезает из трубы; кот под крыльцом.

Задание 3. Понимание предложений с причинно – следственной связью.

Петя ударил Васю.

Кому было больно?

Я пошел в кино, после того как сделал уроки.

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля.

Что было раньше?

Понимание изменения числа существительных в предложении.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая.

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников «Консультация для родителей» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Консультация для родителей. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный.

Развитие грамматического строя речи является одной из важнейших задач в работе логопеда. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает.

Игры на развитие грамматического строя речи Задание №1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи - сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Слайд 2

Составление фраз по картинкам с изображением простых действий. При показе каждой картинки задается вопрос-инструкция: скажи, что здесь нарисовано?Если фразовый ответ отсутствует,задается второй вопрос: что делает? Оценка. 5б.-если фраза грамматически правильно построена,адекватна по смыслу содержания картинки, полно и точно отображает ее содержание. 4б.-адекватная по смыслу фраза недостаточно информативна; отмечаются ошибки в употреблении словоформ;нарушена связь слов в предложении; нарушен нормативный порядок слов; длинная пауза с поиском нужного слова. 3б.-сочетание указанных выше недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы. 2б.-адекватная фраза-высказывание составлено с помощью дополнительного вопроса; не все варианты задания выполнены. 1б.-отсутствует адекватный фразовый ответ с помощью дополнительного вопроса; составление фразы подменяется перечислением изображенных предметов.

Слайд 3

Слайд 4

Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам. Ребенок называет картинки,затем составляет предложение так, чтобы в нем говорилось о всех 3-х предметах.Если ребенок составляет предложение с учетом только 1-2 картинок, задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Оценка. 5б.-фраза составлена с учетом содержания всех картинок, представляет собой достаточно информативное высказывание,адекватное по смыслу. 4б.-имеются отдельные недочеты. Сама фраза адекватна по смыслу и соответствует вероятной предметной ситуации. 3б.-фраза составлена на основе содержания только 2-х картинок, при помощи ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. 2б.-ребенок не смог составить фразу с использованием 3-х картинок, несмотря на оказанную помощь.Есть ошибки в языковом оформлении высказывания. 1б.-ребенок правильно назвал предметы, но не составил фразу.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Пересказ. Текст прочитывается дважды. Перед повторным прочтением дается установка на пересказ.Перед составлением пересказа необходимо задать 3-4 вопроса по содержанию текста. Оценка. 4б.-Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При переск5азе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. 3б.-Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы);полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. 2б.-Используются повторные наводящие вопросы).Связность значительна нарушена.Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения.Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств 1б.-Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия.

Слайд 12

Бабочка. Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка. Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок.Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

Слайд 13

Рассказ по серии сюжетных картинок. Ребенок должен разложить картинки в нужной последовательности. Оценка. 4б.-Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии тс грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). 3б.-Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз. 2б.-Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов.Резко нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. 1б.-Рассказ составлен с припме6нением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку/конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Слайд 14

Слайд 15

Рассказ из личного опыта. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему. Дается план из нескольких вопросов-заданий. Оценка. 4б.-Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. 3б.-Рассказ составлен в соответствии свопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.) 2б.-Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. 1б.-В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий (без детализации);отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Слайд 16

Слайд 17

Рассказ-описание. Ребенок должен уметь описывать свои игрушки, предметы,графические изображения, основываясь на их зрительном восприятии. Оценка. 4б.-В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Соблюдается логическая последовательность в описании признаков предметов, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа. Используются различные средства словесной характеристики предмета. 3б.-Рассказ-описание достаточно информативен,отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечается единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков предметов, смысловая незавершенность одной-двух микротем,отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания. 2б.-Рассказ составлен по наводящим вопросам, недостаточно информативен – в нем не6отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечается: незавуершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. 1б.-Рассказ составлен с помощью повыторн6ых наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств, признаков. Не отмечается логически обусловленной последовательности: простое перечисление отдельных признаков и детали предмета носит неупорядоченный характер. Выявляются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Слайд 18

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. Ребенку показывается картинка с изображением кульминационного момента сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается незавершенный рассказ и предлагается придумать его продолжение. Оценка. 4б.-Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу),доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. 3б.-Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности,пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Существуют некоторые языковые трудности в реализации замысла. 2б.-Рассказ составлен при использовании повторных наводящих вопросов. Отмечается отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения. Связность изложения нарушена. 1б.-Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Слайд 19

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:- Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!»; - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его.

Слайд 20

Составление рассказа на заданную тему. Ребенку предлагаются картинки с изображением нескольких предметов. Предварительно составляется экспозиция рассказа с опорой на картинки.

Слайд 21

Посмотреть все слайды

Уровни становления понимания речи

у детей с речевым недоразвитием

Нулевой : ребенок с сохранным слухом не воспри­нимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный уровень развития понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным предмет­ным миром. Знает имена близких и названия своих иг­рушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изобра­жений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных кар­тинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимает вопросов кос­венных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.).

Предикативный уровень развития понимания речи: знает много названий действий, легко ориентиру­ется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объ­ектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предло­гов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Расчлененный уровень: различает изменения зна­чений, вносимых отдельными частями слова (стол - столы, улетел - прилетел).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МКДОЦ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши Обследование пассивного словаря у детей дошкольного возраста учитель – логопед I КК Андреева Наталья С ергеевна

Покажи машину

Покажи, где девочка идёт

Чем кушает мальчик? Что он кушает? С чем кушает мальчик кашу? На чём сидит мальчик? Мальчик сидит за столом

Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы?

Покажи, где нарисован большой медведь

Какая рыбка больше?

Спасибо за внимание!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Альбом Обследования устной и письменной речи детей младшего школьного возраста. (3-4 классов) Презентацию подготовила учитель-логопед Ильина Екатерина Фёдоровна Экспресс-диагностика (по Т.А.Фотековой)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Состояние орального праксиса Инструкция: Делай так, как я скажу. Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец (показ) Инструкция: Повторяй за мной движения. Для губ: Статические: «Улыбка»; «Заборчик»; «Дудочка». (удерживать органы артикуляции в этих положениях под счёт до 10). Динамические: 1. Попеременно: «Бегемотик» - «Дудочка» - «Улыбка»; Для языка: Статические: Динамические: «Лопатка»; 1. «Лопатка» - «Иголочка»; «Иголочка»; 2. «Качели»; «Чашечка»; 3. «Часики»; «Грибок»; 4.Пощёлкать (поцокать) языком «Лошадка» «Вкусное варенье». Для мягкого нёба: Отрывистое произнесение звука «а» на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Повторяй за мной слова, предложения. С, СЬ, З, ЗЬ Сук, коса, автобус Зонт, коза сетка, осёл, гусь земляника, обезьяна 1.Стоит воз овса, 5.Зоя – зайкина хозяйка, Возле воза – овца. 6.Спит в тазу у Зои зайка. 2.Соня Сене загадывает загадку. 3.Зина знает сказку про серого козлика. 4.У соседей заиграла музыка. Ц Цапля, кольцо, огурец. 1.Лисица греется на солнце. 2.Синица, скворец, курица – птицы. Ш, Ж Шуба, шишка, душ Жук, ежи 1.Живой мышонок, большой жук. 2.У Маши живут кошки и ёжик. 3.В книжном шкафу много книжек.

7 слайд

Описание слайда:

Ч-Щ Чайник, бочка, ключ Щетка, ящик, клещ 1.Ящичек, летающие бабочки 2.Я чищу вещи щёткой. 3.Точильщик точит ножи. Ч-Ть 1.Петя печёт печенье. 2.Петь надо громче. 3.Кататься на качелях. Р, Рь, Л, Ль Рука, арфа, тигр Лук, волк, стол репа, грипп, фонарь лента, кошелёк, соль Рояль, леопард, верблюд, грелка, мармелад 1.Ребята летом едут в лагерь. 2.Юра летал на вертолёте. 3.Марина набрала малины. Л – В 1.Клала Клава лук на полку.

8 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Назови картинки, повтори за мной предложения. Й Яблоко, майка, трамвай Юла, листья 1.Май – тёплый весенний месяц. 2.Охотник с лайкой идёт по тайге. Й – Ль 1.Майя и Ляля гуляют в лесу. 2.Юля, полей тюльпаны из лейки. 3.Хитрый ёжик – чудачок Сшил колючий пиджачок, Весь в иголках, без застёжек. На иглу нацепит ёжик Сливу, грушу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. [I]

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

1. Дифференциация звуков - в слогах Инструкция: Повторяй за мной цепочки слогов. Ба-па-ба со-зо-цо тя-ча-тя Та-тя-та ца-са-ца ща-ча-ща Ка-га-ка шу-су-жу ще-се-че - во фразе Инструкция: Исправь ошибку в предложении. Воду хранили в почке. На лугу росла густая драва. Футболисты забили кол. Собака грызла гости. - в словах Инструкция: Повторяй за мной цепочки слов. Ветка – сетка – детка Белка - балка – булка Бабочка – папочка – тапочка – шапочка Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от первого: Коробок – колобок – коробок Чёлка – щёлка – чёлка Рассвет – расцвет – расцвет Звук [j]: яблоко, майка, юбка, платье, троллейбус, листья

11 слайд

Описание слайда:

2. Фонематический анализ слов (последовательный, количественный, позиционный) Инструкция: Ответь на мои вопросы. Сколько звуков в слове «бабушка» («дружба», «щипцы»)? Сколько гласных? Сколько согласных? Назови их по порядку. Какой звук перед звуком [ш]? Какой звук после звука [ш]? 3. Фонематический синтез слов Инструкция: Составь слово из названных звуков. [С]-[у]-[м]-[к]-[а]; [т]-[р]-[о]-[п]-[к]-[а]; [в]-[а]-[т]-[р]-[у]-[ш]-[к]-[а]; [к]-[а]-[к]-[т]-[у]-[с]; [л]-[ы]-[ж]-[н*]-[ы]-[к]; [с]-[т]-[р]-[о]-[й]-[к]-[а]

12 слайд

Описание слайда:

Сколько слов в предложении? День был теплый. Около дома росла высокая береза. Какое второе слово в этом предложении? 4. Навыки языкового анализа Инструкция: Ответь на мои вопросы. Сколько слогов в слове? Дом Карандаш Какой третий слог в слове «машина»? Инструкция: Ответь на мои вопросы.

13 слайд

Описание слайда:

2. Фонематический анализ (последовательный, количественный, позиционный) Инструкция: Ответь на мои вопросы. Сколько звуков в слове «бабушка» («дружба», «щипцы»)? Сколько гласных? Сколько согласных? Назови их по порядку. Какой звук перед звуком [ш]? Какой звук после звука [ш]? 3. Фонематический синтез слов Инструкция: Составь слово из названных звуков. [С]-[у]-[м]-[к]-[а]; [т]-[р]-[о]-[п]-[к]-[а]; [в]-[а]-[т]-[р]-[у]-[ш]-[к]-[а]; [к]-[а]-[к]-[т]-[у]-[с]; [л]-[ы]-[ж]-[н*]-[ы]-[к]; [с]-[т]-[р]-[о]-[й]-[к]-[а] Обследование сформированности звуко-слоговой структуры слова СЕРИЯ №2

14 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Повторяй за мной слова. Тротуар фотоаппарат экскаватор виолончелист регулировщик милиционер термометр библиотекарь стихотворение эквилибрист Инструкция: Повторяй за мной предложения. 1. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. 2. Дрессировщик дрессирует животных. 3.Экскурсовод проводит экскурсию. 4. Виолончелист укладывает инструмент в футляр. 5.У фотографа фотоаппарат со вспышкой

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Проверка общего уровня языковой компетенции. Инструкция: Повтори предложения за мной как можно точнее. Аня сняла с полки книжку. Белка перепрыгивала с ветки на ветку. С облепиховых веток осыпались листья. Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу. После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее. 2.Составление предложений из слов в начальной форме. Инструкция: Я скажу слова, а ты составь из них предложение. Рисовать, карандаш, девочка. С, деревья, падать, осенний, листья. Старенькая, укладывать, бабушка, малыш, в, коляска. Петя, купить, шар, красный, мама 3. Верификация предложений. Инструкция: Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, исправь её. Мама довольна покупка. Воробей носит корм на свое гнездо. Все старики когда-то будут молодыми. 1.Определить количество звуков в словах. Материал для обследования: кошка, щука, стул, ноты, лимон, крокодил.

17 слайд

Описание слайда:

4.Добавление предлогов в предложение Инструкция: Я буду читать предложения, а ты вставь нужный предлог. Лена наливает чай … чашки. Чайка летит … водой. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Пес сидит … конуры. 5.Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Инструкция: Измени слова по образцу: дом, а если много это - дома, но нет чего? – домов. Карандаш – Незабудка – Пчела – Ведро – Перо – Ухо - 2. Определить последовательность звуков в словах. Словесный материал: щука, шапка, шкаф, тарелка, клубок, самовар.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Номинативный словарь. Уровень обобщения. Инструкция: Назови одним словом. Панамка, кепка, берет, платок, шляпа - Обруч, скакалка, лыжи, коньки, санки - Магнитофон, телевизор, утюг, холодильник, фен - Аптекарь, почтальон, библиотекарь, столяр, часовщик - Инструкция: Назови детёнышей животных Инструкция: Назови в уменьшительной форме предметы, оторые я буду перечислять 1. Название детенышей животных У козы У собаки У волка У курицы У утки У свиньи У лисы У коровы У льва У овцы 2.Название детенышей животных У козы У собаки У волка У курицы У утки У свиньи У лисы У коровы У льва У овцы 3.Образование существительных в уменьшительной форме Стол Снег Стул Дерево Дом Воробей

20 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Если предмет сделан из бумаги – он бумажный, а если… 4 б) Образование качественных прилагательных Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а… Волка за жадность- Зайца за трусость- Медведя за силу- Льва за смелость- 3 а) Образование относительных прилагательных от существительных Шляпка из соломы Варенье из яблок Кисель из клюквы Варенье из сливы Горка изо льда Варенье из клубники Салат из моркови Варенье из черники Варенье из вишни Лист дуба Суп из грибов Шишка ели 4а) Образование относительных прилагательных от существительных Шляпка из соломы Варенье из яблок Кисель из клюквы Варенье из сливы Горка изо льда Варенье из клубники Салат из моркови Варенье из черники Варенье из вишни Лист дуба Суп из грибов Шишка ели Инструкция:еслиднем жара, то день - жаркий, а если… Мороз Дождь Солнце Ветер Снег Холод

21 слайд

Описание слайда:

4 в) Образование притяжательных прилагательных Инструкция:Еслиу собаки лапа собачья, то у лисы У кошки У белки У медведя У лисы У волка У льва У зайца Гнездо орла Клюв птицы Ружьё охотника

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

а) Нарисуй круг под крестом б) Крест – под кругом 2. Инструкция: Скажи, что верно: Весна бывает пред летом или лето - перед весной? Дерево выше куста. Куст выше дерева. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться. Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий. 3 Инструкция: Ответь на вопрос Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Колю сфотографировал Петя. Кто на фотографии? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? Кружка стояла перед тарелкой, а стакан – перед кружкой. Что стояло посередине? Инструкция: Выполни то, о чем я попрошу.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок Пересказ прослушанного текста. Галка и голуби. Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по – галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим, но те ее также не признали и выгнали. Обследование навыков чтения Для прослеживания динамики процесса чтения в начале и конце учебного года даётся один и тот же текст, но выполненный разным шрифтом.

26 слайд

Описание слайда:

3 КЛАСС Диктант. В начале года. Друзья. Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклу. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов). В конце года. Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она на закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова). Самостоятельное письмо. Рассказ по серии сюжетных картин.(4) Обследование навыков письма

27 слайд

Описание слайда:

Обследование навыков письма 4 КЛАСС Диктант. В начале года. Гуси летят. Пришла пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи. Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стаю вперёд. Место вожака занял другой сильный гусь. (68 слов). В конце года. Окраска животных. Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве. На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике. Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву – конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд. (86 слов) Самостоятельное письмо. Рассказ по серии сюжетных картин.(4)

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Назови картинки Приложение1 [С] Для звука [С]: собака, усы, нос, сумка, автобус, снеговик.

30 слайд

 

Возможно, будет полезно почитать: