Профессиональное интервью. Интервью с использованием проективных вопросов. Интервью по компетенциям

Как показывает практика, наиболее эффективным и удобным инструментом рекрутинга следует назвать методику профессионального интервью , наиболее оптимальную с точки зрения соотношения «надежность - трудоемкость». Профессиональное интервью не может быть коротким и поверхностным. Его продолжительность обусловливается уровнем позиции, на которую подбирается сотрудник, и опытностью интервьюера. В зависимости от позиции профессиональное интервью может включать в себя:

    интервью по компетенциям (соответственно, соискателю задаются такие вопросы, как «Расскажите, пожалуйста, как Вы встречаете посетителей?», «Расскажите, как именно Вы организовывали работу подчиненных?», и т. п.);

    оценку результатов деятельности на предыдущих местах работы - аналог метода МВО (кандидату задаются вопросы типа «Каких именно результатов Вам удалось достичь, работая на позиции…?» и пр.);

    кейс-методику (задаются такие вопросы, как «Что Вы будете делать в ситуации…?», и т. д.).

Если кандидат перспективный, то он проходит несколько интервью. На первом этапе проверяется соответствие того, что написано в анкете соискателя, реальности. Такое интервью может проводить даже не очень опытный рекрутер. Затем наступает очередь интервью по компетенциям и личностного интервью, которые должен вести рекрутер, имеющий богатый опыт. И лишь после этого проводится бизнес-интервью, нацеленное на понимание отношения кандидата к компании, своей карьере, собственникам предприятия. Бизнес-интервью должен проводить самый опытный интервьюер - хедхантер, руководитель подразделения подбора персонала.

11. Интервью по компетенциям

Интервью по компетенциям (от англ. competency-basedassessment ) – считается самым современным и эффективным подходом к подбору персонала. Методика основана на анализе типовых ситуаций - кейсов. Вы заранее составляете список вопросов, чтобы проверить наличие у соискателя основных качеств (компетенций), требующихся на данной позиции, проставляете балы по каждой из компетенций, а потом анализируете результаты. При этом ваша эмоциональная оценка никак не влияет на данный анализ.

Компетенция - это любое деловое либо личностное качество или знание, наличие которого можно измерить по шкале от – 5, если качество отсутствует полностью, до +5 если оно присутствует в полной мере.

Всего в управлении персоналом различают порядка 600 компетенций. Одного кандидата имеет смысл проверить по 7 - 15 позициям. При этом для каждой конкретной вакансии будут свои компетенции.

Критерии, которые нужно учесть при выборе компетенций:

Должность, на которую претендует кандидат . Для начальника отдела это будут «Лидерство», «Умение мотивировать сотрудников» и «Умение делегировать полномочия». Для программиста «Исполнительность», «Нацеленность на результат», «Ориентация на качество» и т.д.

Общая политика компании - если компания ждет от своих сотрудников свежих идей, можно включить такие качества, как «Инициативность», «Умение найти нестандартное решение», «Чувство юмора». Если же напротив компания ждет точного выполнения поставленных задач, в рамках строгих корпоративных правил, следует проверить «Пунктуальность», «Исполнительность» и «Умение подчиняться».

Роль в команде – помните, что каждый кандидат должен стать членом уже сформированной команды. Для процветания компании нужны разные типы людей.

Определите к какому типу должен относиться кандидат, чтобы успешно дополнить коллектив. В соответствии с этим решением подберите подходящие компетенции.

Как качественно оценить человека. Настольная книга менеджера по персоналу Тибилова Т. М.

Профессиональные интервью

Профессиональные интервью

Под профессиональными мы понимаем интервью, которые проводятся HR-специалистами и направлены непосредственно на оценку и отбор персонала. Выделяют структурированное и неструктурированное интервью.

? Структурированное (формализованное) интервью это интервью с заранее определенными перечнем или блоками вопросов. Оно служит для получения однотипной информации. При его проведении должна обеспечиваться возможность быстро обработать и сравнить ответы всех кандидатов. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы можно было выявить отличия в ответах.

? Неструктурированное (неформализованное) интервью. Содержание собеседования не загоняется в жесткие рамки. Цель такого интервью – получение разнообразной информации, позволяющей интуитивно понять кандидата.

Подготовительное неформализованное интервью часто служит для выявления значимых моментов, которые нужно будет уточнить в рамках формализованного интервью. Кроме того, рекрутер получает возможность оценить реакцию соискателя на различные вопросы и затронуть множество тем.

Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Жизнь и работа за рубежом автора Сандер Сергей

Профессиональные иммиграционные программы Правительственные программы иммиграции охватывают в первую очередь два направления: приглашение специалистов определенного профиля и приглашение неквалифицированных работников на временные или сезонные работы.Приглашение

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Средние школы и профессиональные училища Организации, интересующиеся подбором сотрудников на канцелярские и прочие производственные должности, часто во многом зависят от средних школ и профессиональных училищ. Многие из этих учебных заведений имеют особые программы

Из книги Компетентность в современном обществе автора Равен Джон

Профессиональные объединения Многие профессиональные объединения в таких сферах бизнеса, как финансы, маркетинг, бухгалтерское дело и человеческие ресурсы, предоставляют услуги по поиску и приему на работу для своих членов. Например, американское Общество управления

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

Профессиональные группы В исследовании Макклелланда и Дэйли (McClelland, Dailey, 1974), проведенном среди социальных работников, были выделены факторы, которые обуславливают различия между высоким и посредственным качеством работы. В число этих факторов входят: уверенность, что

Из книги Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0 автора Мамонтов Андрей Анатольевич

Из книги СуперДиджей-2: 45 рецептов по раскрутке автора Масленников Роман Михайлович

1.3. Профессиональные «цеховые» мероприятия Можно выделить несколько видов профессиональных мероприятий, которые могут быть проведены на площадке выставки:Совещание - «заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-либо специального вопроса». Целесообразно

Из книги Профессионализм менеджера автора Мельников Илья

Маленькие профессиональные хитрости PR руководителей Гораздо труднее быть простым, чем сложным. Джон Раскин Публичность руководителей является обязательным элементом корпоративного PR. Топ-менеджмент – это лицо или, вернее, лица компании, которые озвучивают многие

Из книги Жизнь как стартап [Строй карьеру по законам Кремниевой долины] автора Хоффман Рид

23. Интервью, онлайн-интервью и комментарии ИнтервьюСегодня музыкальному пиарщику от этого жанра определенно никуда не деться! Интервьюируемые ди-джеи – его, можно сказать, хлеб. Все мы – журналисты – знаем, ну, или, по крайней мере, должны знать прописные журналистские

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Трудоголизм и профессиональные заболевания менеджера В жизни современного менеджера работа и карьера приобрели большое значение, иногда даже слишком большое. Хорошо, когда работа приносит радость и удовлетворение; это немаловажно для ощущения полноценности жизни,

Из книги Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни автора Салякаев Артур

Профессиональные союзы В 1978 г., в 20 лет, Мэри Сью Милликен окончила кулинарную школу в Чикаго. Не имея никакого практического опыта, она тем не менее была твердо намерена получить работу в лучшем ресторане города – в легендарном Le Perroquet. Мэри пыталась это сделать в течение

Из книги Как качественно оценить человека. Настольная книга менеджера по персоналу автора Тибилова Т. М.

7. Профессиональные сообщества Профессиональные сообщества дают вам необходимое саморазвитие, дают возможность заявить о себе, отточить оффер. По личному опыту скажу, что постоянно нужно мозолить глаза там, где это возможно. Появляться на разных конференциях, делать

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Профессиональные сообщества Просторы Интернета огромны, поэтому стоит сегментировать все ресурсы в соответствии с вашей целевой аудиторией. Для этого отлично подходят профессиональные сообщества. Такие сообщества присутствуют и в вышеупомянутых социальных сетях и

Из книги автора

Ситуационное интервью, или case-интервью Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций (кейсов) и на предложении интервьюируемому описать модель своего поведения в данной ситуации.Принцип проведения такого интервью следующий: вы строите такую

Читайте также:
  1. I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  2. А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
  3. А) Параметры качества в регулирования для статических и ас- татических объектов
  4. А) Параметры качества в регулирования для статических и астатических объектов
  5. Алгоритм методик оценки качества воды для различных целей её назначения
  6. Анализ и управление объемом производства и продаж и качества продукции.
  7. Анализ качества продукции и производственного процесса
  8. Б) они установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества;

Лекция 5. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Вопросы:

Общая подготовка к интервью

Конкретная подготовка интервью

Начало интервью

Основная часть интервью

Завершение интервью

Обработка материалов интервью

Литература:

1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. – М.: МГУ, 1988.

2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.

3. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер. с англ. / под ред. С.А.Белановского. М.: Институт Молодежи, 1991.

4. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиторал УРСС, 2003.

5. Социология: Учебное пособие / В.В. Бурега, В.А. Калганов, И.М. Чернин, И.В. Ляшко. – Донецк: ДонГАУ, 1998.

6. Cоціологія: Навчальний посібник для тих, хто вивчає проблеми соціального управління / Під заг. ред. В.В. Буреги, О.В. Мазурика. Вид. друге, доп. и перероб. – Донецьк: «Норд-компьютер», 2005.

7. Сурмин Ю. Методология и методы социологических исследований. – К.: МАУП, 2000.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.Социологическое интервью имеет широкий спектр применения. Его используют: · на подготовительной стадии исследования; · при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария; · как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных); · как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Общая подготовка к интервью



Подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную подготовки.

Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще.

Под конкретной подготовкой понимается подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме.

Общая подготовка к интервьюированию предполагает подготовку квалифицированных интервьюеров.

Какими же профессиональными качествами должен обладать интервьюер?

Профессиональные качества интервьюеров

Качества хорошего интервьюера складываются из:

1) Его индивидуальных способностей;

2) Владения методикой;

3) Социологической подготовки;

4) Подготовки в той предметной области, которая исследуется с применением глубоких интервью.

Названные группы качеств находятся в определенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

Индивидуальные способности – это набор качеств, врожденных или социально приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков.

Как и в большинстве других профессий, способности к интервьюированию колеблются в человеческой популяции в очень широких пределах.



Существование различий в индивидуальных способностях к интервьюированию ставит задачу разработки тестовых методик профессионального отбора интервьюеров.

· На первом этапе их создания разрабатывается профессиограмма, т. е. эмпирически верифицированный набор личностных качеств, необходимых для успешного овладения данной профессией.

· На втором этапе для количественного измерения этих качеств разрабатывается тест.

Хороший интервьюер характеризуется выражением “дать-и-взять” , которое означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения. Известно, что хорошо проведенное интервью обладает своего рода терапевтическим воздействием на личность опрашиваемого:

· снимает тревогу;

· помогает принимать решения;

· повышает самооценку и т.д. (на этом основано широкое применение интервью в психотерапевтической практике).

Способность вызвать данный психологический эффект и воспользоваться им для получения более полной информации считается основным качеством хорошего интервьюера.

Перечень типов плохих интервьюеров, судя по литературе, достаточно обширен. В него включаются:

· Интервьюеры – “миссионеры”, стремящиеся вместо получения информации довести до опрашиваемого какую-либо идею;

· “моралисты”;

· “ветреники” (несерьезные);

· властные;

· тревожные;

· сентиментальные;

· действующие по шаблону.

Этот список, вероятно, может быть продолжен. Перечисленные выше стили неправильного ведения интервью в большинстве случаев предопределены личностными качествами опрашивающих, поэтому они трудно поддаются корректировке.

Владение методикой, в отличие от индивидуальных способностей, приобретается путем обучения. Роль обучения в подготовке интервьюеров исключительно велика.

Обучение интервьюеров, как и всякое профессиональное обучение, должно строиться на сочетании теории и практики. Для теоретического обучения необходимы учебники, методические пособия и лекционные курсы. Практическое обучение осуществляется путем проведения специального тренинга.

Социологическая подготовка важна, по меньшей мере, в трех отношениях.

Во-первых, каждый интервьюер должен хорошо усвоить известный методологический принцип анализа без оценочных суждений. Применительно к практике интервьюирования этот принцип означает оценочную нейтральность слушания.

Во-вторых, социологическая (в первую очередь теоретическая) подготовка делает возможным правильное понимание высказываний респондентов, особенно в тех случаях, когда интервьюер и опрашиваемый принадлежат к различным субкультурам и разным профессиональным областям.

В-третьих, указанная подготовка развивает способность интервьюера к фиксации и развитию релевантных (относящихся к проблеме исследования) тем, что является одной из главных предпосылок успешного проведения интервью.

Подготовка в предметной области исследования означает, что при проведении интервью

· в сфере экономики от интервьюера требуется квалификация экономиста,

· в медицине (например, при сборе детализированных анамнезов) – медика,

· при отработке технологий – технолога,

· при изучении эмоциональных реакций – психолога и т.д.

Особенно часто потребность в предметной квалификации интервьюеров возникает в прикладных и междисциплинарных исследованиях (к последним можно отнести такие области, как экономическая социология, социология медицины и др.). Предметная подготовка, как и общесоциологическая, повышает способность интервьюера к правильному пониманию опрашиваемых и к отбору релевантных (нужных) тем.

Названные выше четыре группы качеств обладают свойством взаимно усиливать друг друга и в то же время отчасти являются взаимозаменяемыми.

Наивысшей квалификацией обладают интервьюеры, обладающие всеми четырьмя качествами.

В то же время в практической работе достаточно эффективно могут действовать люди, обладающие лишь некоторыми из них. В частности, замечено, что люди с высокой предметной квалификацией в пределах своей области компетенции могут успешно проводить интервью даже без знания методов опроса.

Социологическая квалификация способствует быстрому усвоению методики глубокого интервью.

http://www. echo. *****/programs/beseda/925495-echo/

ИНТЕРВЬЮ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ?

АНДРЕЙ ВОЛКОВ, ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ

И. ВОРОБЬЕВА: Добрый вечер, сегодня мы будем говорить о профессиональном образовании в России – каким оно должно быть. Сегодня в газете «Ведомости» вышла большая публикация министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и ректора бизнес-школы «Сколково» Андрея Волкова. К счастью для нас оба автора статьи в студии.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Прочитали не раз статью по поводу нового вида высшего образования – потрясающая, изумительная, оптимистичная, радостная статья и абсолютно утопичная. Вы понимали, как к ней отнесутся, когда ее писали? Это же невозможно.

А. ВОЛКОВ: Вы абсолютно точно формулируете. Моя версия - да, я вообще удивлен. Я думал, что она не вызовет никакого резонанса и внимания, поскольку здесь обсуждаются очень далекие вещи, с моей точки зрения, - такое образование с огромным замахом и лагом вперед.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы пишете, что перспектива – 10-30 лет.

А. ВОЛКОВ: Да, а вопросы, которые я получил - завтра дети пойдут в школу, что для них меняется?

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Справедливый вопрос. Нельзя же через 10 лет сразу все изменить, значит, какие-то изменения начнутся с завтрашнего дня?

А. ВОЛКОВ: Должна быть модель, нужно двигаться постепенно, двигаясь и меняясь. И дискуссия об этой модели имеет смысл в общественном пространстве, мне кажется.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы обозначаете ключевые тренды и шаги, которые нужно предпринимать. Вы считаете, что это выполнимо?

Д. ЛИВАНОВ: Безусловно, выполнимо. Вопрос, конечно, в сроках, какой объем ресурсов необходимо затратить, чтобы добиться тех или иных целей. Но мне кажется, что все, что написано, безусловно, реалистично. Вопрос в том, нужно ли нам это и как этого добиться. Цель этой статьи не в том, чтобы постулировать какое-то знание, а в том, чтобы начать дискуссию по поводу того, какое высшее образование нам нужно в среднесрочной перспективе - не через 3-5 лет, и даже не через 10.

И. ВОРОБЬЕВА: Раз уж вы об этом говорите, значит, нам это нужно. Какие сроки вы предполагаете, когда это случится?

Д. ЛИВАНОВ: Нужно четко различать, что именно случится, поскольку в статье действительно отмечены несколько изменений, которые должны произойти, часть из них произошли раньше, или уже происходит, часть из них произойдет позже.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Тогда пойдем по шагам. Первое, о чем вы пишете – массовое обновление людей, работающих в высшем образовании. То есть, те учителя, профессора, вузовские преподаватели, должны смениться? Куда вы их денете?

А. ВОЛКОВ: Это сильное преувеличение, конечно. Мы говорим о том, что все равно придет другая генерация.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А откуда она появится, если ее обучает старая генерация? Ведь ничего не меняется в преподавании.

А. ВОЛКОВ: Мы про это пишем – должна поменяться сама среда, технология и содержание. И это будет привлекательно для других людей.

И. ВОРОБЬЕВА: С помощью каких инструментов это должно произойти?

А. ВОЛКОВ: Скажу свою позицию, чтобы сразу было взаимопонимания . Я закоренелый идеалист.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Об этом говорит место вашей работы.

А. ВОЛКОВ: Что я имею в виду? Если не договориться о простом идеальном будущем - идеальным – в смысле простым, - без деталей, постановлений, законов, - договориться о простой, идеальной модели, то дальше можно обсуждать механизмы, деньги, сроки. Но именно эта фундаментальная договоренность о будущем очень редко происходит в нашей общественной дискуссии. Мы с удовольствием обсуждаем какие-то частности: закрываем вуз такой-то в таком-то городе, или не закрываем.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Мы хотим идеального будущего - давайте теперь про механизмы.

Д. ЛИВАНОВ: Мы начали говорить про преподавателей. Мы прекрасно понимаем, кто сегодня учит наших студентов – это люди примерно в возрасте от 55 до 60 лет, возраст этих людей примерно на 10 лет увеличился за последние 15-20 лет, и более или менее понятно, чему они учат, как и каков результат этой деятельности. Зададимся вопросом – что будет через 10-25 лет?: Это будут те же самые люди, возрастом от 765 до 80 лет? Наверное, это будут новые люди. Поэтому нужно ставить вопрос, что это будут за люди, какие требования к ним нужно предъявить и какие технологии они привнесут в наше высшее образование.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Понятно возрастное обновление – придут новые люди, так или иначе. Но этих новых людей обучали те самые преподаватели, которые должны уйти, система обучения не меняется. Придут молодые, но в голове у них то же самое.

Д. ЛИВАНОВ: Если рассуждать как вы, в мире не было бы никаких технологических революций, никаких открытий, эволюции.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Открытия делают единицы, а мы говорим про массовое образование.

Д. ЛИВАНОВ: Технологическая эволюция это дело, в которое вовлечены миллионы. Может быть, вначале стоят единицы, десятки, сотни, тысячи, а участвуют в этом миллионы.

И. ВОРОБЬЕВА: Сейчас начала меняться система образования тех людей, которые будут потом работать в вузах, или нет?:

А. ВОЛКОВ: В ряде небольших образцов – да. Но тут я вынужден сказать про наш скромный вклад – продумывая нашу школу, а это дает мне основание писать про это, мы задумали и организовали ряд других технологий привлечения и подготовки людей. Очень конкретно: в сфере управленческого образования человек без реального опыта не в состоянии работать в аудитории. Следовательно, требования к людям, которые потом готовы войти в аудиторию и с ней разговаривать, принципиально меняются для определенных видов образования. Думаю, что для современного технологического, конструкторского, инженерного, медицинского, юридического образования это актуальное требование – наличие актуального опыта. Раньше такого требования не было, и это веление нового времени.

И. ВОРОБЬЕВА: Мы с Таней не идеалисты, поэтому пошагово - как это будет происходить?

Д. ЛИВАНОВ: Есть мировой рынок академического труда, есть рынок профессуры. Мы прекрасно понимаем, сколько в среднем в год получает профессор ведущего университета, сколько в университетах среднего уровня, знаем, какие инструменты найма преподавателей есть в мире, безусловно, если мы хотим масштабно обновлять наш профессорский состав, необходимо использовать эти инструменты. Никаких велосипедов для этого изобретать не нужно. Есть механизм, который нужно использовать гораздо шире, чем он используется сегодня. Уже сегодня российские университеты, правда, очень ограниченном количестве, нанимают преподавателей и администраторов на международном рынке. Это не означает, что обязательно это иностранцы, это означает только одно – эти люди конкурентоспособны на международном рынке, независимо от того, на каком языке говорят и какого гражданства.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но и конкурентоспособная оплата.

Д. ЛИВАНОВ: Конечно. Уровень компенсации за труд конкурентоспособный.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы понимаете, с каким сопротивлением вы столкнетесь со стороны тех людей, которых, по идее, нужно убирать, и как это сопротивление может вам помешать?

И. ВОРОБЬЕВА: Или такого сопротивления не будет?

А. ВОЛКОВ: Вопрос так сконструирован, что хочется ответить и да, и нет одновременно. Потому что конечно, всегда в истории, в любых процессах, люди, которые уже укрепились, которым более или менее комфортно, которым не хочется ничего менять – это касается не только образования, - не хочется сдвигаться. Тем более что сейчас, когда у нас явно обозначен дефицит во многих учебных заведениях преподавательского труда - преподавателей явно не хватает. С другой стороны, - да, требуется решить этот вопрос открытием рынка со внешней стороны, предоставить возможность другим. Ведь это довольно кастовая профессия - нужно быть доктором наук, кандидатом наук - и только таким путем попадать. В концепции традиционного университета это все точно, а концепции открытого образования, где разные люди выполняют разные роли – эксперты, исследователи, другие люди, которые организуют коммуникацию или проектные работы , рынок резко расширяется. И такой проблемы, мне кажется, как сопротивление, нет – она уходит. Поскольку нужны другие люди, которых сейчас внутри нет. Им просто не с кем будет сравнивать: ну, я доктор наук, а это какой-то эксперт по индустрии.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Прекрасно – начали дискуссию. Есть у вас какой-то календарь, «дорожная карта»?

Д. ЛИВАНОВ: Безусловно, мы обозначаем для себя «дорожную карту». Думаю, что у нас есть около 15 лет на то, чтобы восстановить конкурентоспособность высшего образования в ряде сегментов. У нас есть примерно год на обсуждение и на принятие ключевых решений, а это означает, что через год нам нужно начать движение. То есть, в тех университетах, которые согласятся участвовать в этой программе, нам нужно начать изменения.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это ближайшая перспектива?

Д. ЛИВАНОВ: да. А дальше нам надо отслеживать то, что происходит, в ежегодном режиме, смотреть на эти изменения, оценивать результаты, получать обратную связь, в случае необходимости корректировать подходы, может быть, корректировать цель – это совершенно не исключено. Но важно, чтобы движение происходило.

И. ВОРОБЬЕВА: Конкурентоспособные вузы это те, куда приезжают учиться, в том числе, из-за границы.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Тут написано: «Станут центрами притяжения лучших студентов и профессоров со всего мира».

И. ВОРОБЬЕВА: В таком случае, на каком языке нужно вести преподавание в этих вузах? На русском, английском, - на каком?

А. ВОЛКОВ: никуда не деться - в ряде сфер многие вещи придется делать на английском языке . Мы же хотим сыграть в мировую игру? Придется часть предметов, курсов, дисциплин - кстати, в этом нет ничего нового, так делают уже ряд учебных заведений, и не только в Москве – приглашая профессора, и преподавание идет на английском языке. Я недавно был в Архангельске – ну, не образовательный центр Вселенной - там специальность, которая связана с нефтегазовым сектором, преподавание последние два года в магистратуре - бурение на шельфе - на английском языке. Для тех, кто поступил и выбрал эту сферу деятельности. Я уже не говорю «Скол-ТЭК» - это не бизнес-школа «Сколково», это наука и технологии.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: вы уже преподаете на английском?

А. ВОЛКОВ: Мне приходится уже несколько лет работать в международной среде, поэтому у меня много англицизмов врачи. Но от этого нам никуда не деться. Кстати, во многих сферах - не обязательно в сфере общего образования.

Д. ЛИВАНОВ: Мы должны четко понимать, что сегодня язык науки, политики, дипломатии, и в значительной степени язык искусства - английский.

И. ВОРОБЬЕВА: «У России есть все основания для того, чтобы включиться в мировое лидерство в подготовке таких людей, которые будут способны мыслить за пределами существующих общепринятых представлений» - но такое определение я не могу дать большинству людей, живущих в нашей стране. Как можно ждать этого от студентов?

А. ВОЛКОВ: Но мы же обсуждаем подлинно высшее образование, следовательно, это будет доступно не всем. И принцип меритократии - власть и качество, - противостоит принципу демократии. Бывает обидно, конечно, но с этим ничего нельзя поделать всегда конкуренция за лучшие умы, за тех людей, которые могут выходить за рамки представлений, будет существовать. Не всем все достанется. Если взять мировой контекст, не только российский, то очевидно, что в списке мировых образовательных держав будут не все, кто в списке членов ООН, это будет маленький клуб – тех, кто развивает энергетику, или фундаментальную науку, или исследования космоса. Это клубы маленькие, к сожалению. Не потому, что туда трудный доступ, а потому что это огромные инвестиции. Но, слава богу, Россия там была. Поэтому у нас есть исторические основания не выпасть навсегда из этого клуба стран, которые держат очень высокую планку образования - я имею в виду СССР. Я бы даже сказал, что у нас есть генетическая память, институциональная - быть крутой образовательной державой.

Д. ЛИВАНОВ: В целом мне кажется, нашим людям всегда была свойственна креативность. У нас в целом неплохие способности детей. И это дает нам возможность надеяться на успех. У нас хорошие стартовые позиции, несмотря на то, что очень многое мы за последние 20 лет потеряли, у нас все еще есть неплохие возможности для старта.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы пишете, что не нужно слепо и грубо копировать зарубежный опыт, необходим свой подход. В России изначально ко всему свой подход – и демократия у нас суверенная, в том числе. Здесь каков принцип? Что будете перенимать, что не будете?

А. ВОЛКОВ: Все сгодится – все, что может быть хорошего и приспособленного для конструирования нового движка, - извините за сленг, - сгодится для хорошего дела. Но если конкретно – например, есть Институт пожизненного профессорства – Теньо-Трек, - которым пользуются все ведущие исследовательские вузы. Интересный вопрос - у нас не было этого института, - должны ли мы имплиминтирвоать? Моя точка зрения – нет. Поскольку этот институт сложился 500 лет назад в результате определенных процессов в Европе, и длится исторически. Допустим, США уйти от этой формы пожизненного профессорства очень сложно, - есть глубокая история. А у нас, в силу наших исторических ошибок, можно не повторять этот путь, а шагнуть сразу в другую форуму взаимоотношений преподавателей. Дмитрий Викторович уже говорил, что фактически на наших глазах складывается мировой рынок академического исследовательского преподавательского труда - 20 лет назад это было бы смешно обсуждать. И на этом рынке уже пожизненное профессорство не является рабочим инструментом. Может быть, нам и не надо это копировать. Вот почему мы пишем в статье, что не надо всем переносить. И не получится. Я уже говорил про фонд целевого капитала – Европе не удалось создать такие фонды, а США удалось, - в результате определенной исторической традиции свободы. Слепо не получится перенести.

И. ВОРОБЬЕВА: Что дальше, что над вузами? У меня друг учится на биолога – знаете, кем он хочет стать? – британским ученым., - для него это символ людей, которые делают открытия в неожиданных вещах, которым выделяют огромные деньги на то, чтобы они выясняли, любят ли друг друга летучие мыши. Он верит в эту креативность. Здесь, над вузами, что-то будет меняться?

Д. ЛИВАНОВ: В современном мире ученые уже утратили национальность, что такое «британский ученый» - он же через пять лет американский или швейцарский.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но когда мы говорили про марсоход, все очень озаботились национальностью ученых в российских СМИ.

Д. ЛИВАНОВ: Кстати, на нем работают российские узлы. Поэтому интеллектуальный труд сегодня предельно глобализован, не имеет границ. Конечно, нам хотелось бы, чтобы в наших университетах, НИИ, работали первоклассные ученые, Нобелевские лауреаты - чтобы именно эти люди учили наших студентов.

И. ВОРОБЬЕВА: И что нужно для этого сделать? Сделать все, что запланировано в статье?

Д. ЛИВАНОВ: Статья не является детальной программой перехода.

А. ВОЛКОВ: К сожалению. Нет «золотого ключика» - повернем, увеличим бюджет в два раза, и наступит счастье. Не наступит. Требуется решить вопросы финансирования, инфраструктуры, менеджмента, содержания.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: У вас еще и про коррупцию нигде не написано.

А. ВОЛКОВ: Слава тебе господи, что мы не упомянули этот традиционный вопрос в этой статье. Мы же начали с идеализма.

И. ВОРОБЬЕВА: Вы начали с идеализма.

А. ВОЛКОВ: Хотя вы это называете утопизмом, с чем я категорически не согласен. Но если мы все время будем говорить, кто у кого чего спер, мы не сможем обсудить горизонты серьезной идеи.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Мы говорим о том, как люди по мосту будут добираться до кампуса на острове Русский?

Д. ЛИВАНОВ: Я передвигался, ничего.

А. ВОЛКОВ: А люди даже ездят на машинах.

И. ВОРОБЬЕВА: О «Сколково» есть много мифов, - это первый шаг в вашей программе?

А. ВОЛКОВ: Если угодно, мы готовы стать и считаться такого рода лабораторией. Более того, это никакие не мечты, мы 6 лет это делаем – строим другого типа программы, привлекаем зарубежных и наших великолепных специалистов, смело движемся по этому пути. Поэтому я с такой уверенностью пишу вместе с Дмитрием Викторовичем об изменениях. Потому что ряд образцов есть и в истории, и наша практика показывает, что это все возможно.

И. ВОРОБЬЕВА: Посмотрим, как это у вас будет получаться.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Через 30 лет.

И. ВОРОБЬЕВА: Конечно, мы говорим о наших будущих детей и слава богу, что о высшем образовании наших детей идет серьезная дискуссия. Спасибо большое. Надеюсь, что то, что мы называли утопией, воплотится в жизнь. Будем за этим внимательно наблюдать. Благодарю вас, господа.

А. ВОЛКОВ: Спасибо.

Успех любой компании зависит от того, насколько профессионально подобраны сотрудники. И дело любого руководителя собрать именно такую команду, которая сможет справиться со сложными и неожиданными ситуациями. Для того, чтобы оценить предполагаемого сотрудника, предлагаем провести с ним интервью. Этот способ собеседования очень распространен за границей, в нашей же стране пока что не все работодатели пришли к тому, чтобы принимать решение о приеме на работу на основе интервью с кандидатом.

В чем же заключается суть данного метода собеседования? И как должно выглядеть профессиональное интервью? Есть такое понятие, как «правило 40 секунд» - суть его в том, что первое впечатление друг о друге у людей складывается именно в течение этого отрезка времени. Поэтому задача как кандидата на должность, так и руководителя постараться произвести хорошее впечатление. Бытует мнение, что принимающей стороне не требуется предварительная подготовка к встрече с кандидатом, однако это не так. Ведь в процессе общения не только руководитель выясняет подробности об опыте и характере соискателя, но и кандидат может понять, нужна ему эта работа или нет. Помимо этого, соискатель не только имеет право, но и должен в процессе интервью прояснить для себя все вопросы относительно заработной платы и карьерного роста. Руководитель же должен быть готов к ответу, иначе он поставит под сомнение свою компетентность и надежность компании.

Еще одно важное правило проведения профессионального интервью - способность создать комфортную для соискателя атмосферу. Только в случае, если собеседник сможет почувствовать себя спокойно и раскрепощенно, ему удастся свободно и открыто отвечать на все поставленные вопросы. Теперь что касается вопросов. Есть перечень стандартных сведений, которые обычно запрашивают при приеме на работу. Однако помимо информации о профпригодности соискателя, грамотному руководителю важно узнать подробности о характере и привычках потенциального сотрудника. Ведь такие качества как ответственность, целеустремленность, стратегическое мышление, самостоятельность и т.д. часто очень важны. К примеру, спрашивая собеседника о том, почему его заинтересовала работа в Москве, вы узнаете не только о профессиональных стремлениях собеседника, но и о его возможных трудностях в деле трудоустройства. Часто, отвечая на казалось бы отвлеченный вопрос, соискатель неосознанно высказывает то, что должен отметить и учесть опытный руководитель. Таким образом интервью - это не только возможность узнать о рабочих качествах будущего сотрудника, но и составить его психологический портрет.

 

Возможно, будет полезно почитать: