Сущность и функции труда, его социальные аспекты. Предметная область социологии труда. Социальные взаимодействия — Гипермаркет знаний Что такое социальные аспекты труда

Восстановите по памяти текст Присяги. Президент РФ. Задание зрителям. Что изображено на гербе России. Интеллектуальная игра для 10-11 классов «Знаешь ли ты Конституцию РФ». Вопросы-минутки. Вопросы- минутки. Присяга Президента. Труд свободен. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. Цели мероприятия. Демократия. Государственные герб, флаг и гимн Российской Федерации. Основы конституционного строя.

«Тест по обществу» - Обладает свойствами системы. Действие в роли творца. Университет. Экономическая сфера. Отношения между обществом и природой. Совокупность форм объединения людей. В октябре 1917 г. была отменена частная собственность. Общество. Примером общественных отношений можно считать связи. Территория, на которой живут люди. Проверь себя. Общественные институты.

«Характеристика семьи» - Урок семьи. Коричневый. Чёрный. Розовый. Семья территориальная. Красный. Оранжевый. Разводы. Псевдосемья. Светло-синий. Белый. Гостевой брак. Серый. Юбилеи. Наиболее ответственный период в жизни семьи - когда супругам от 20 до 30 лет. Бразильцы Валдомиро да Сильва и Ирасела Ласерда решили сыграть свадьбу. Родственники. Жёлтый. Ваш цвет и вы. Семья как социальный институт. 2008 год семьи. Типы современной семьи.

«Социальная сфера» - Социальные отношения и взаимодействия. Трудовые отношения. Социальные аспекты труда. Развитие социального конфликта. Социальные отношения. Культура труда. Социальная связь. Социальный конфликт. Взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие. Потребности и интересы. Социальные взаимодействия. Интересы. Существование. Профессионализм. Совершенствование трудовой среды. Дисциплина. Стадии.

«Символика РФ» - Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи. Старый герб. Государственная символика России. Официальное объяснение символики трёх корон. Герб Российской империи. Принятие гимна. Вариант, написанный Владимиром Войновичем. Использование российского флага. Галерея гербов России. Герб Российской республики. Значение цветов флага. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Мнение населения о гимне.

«История развития Конституции России» - Мнение народа. Необходимость принятия соответствующих федеральных законов. Принципы. Особая охрана Конституции. Конституция. Новый проект. СССР. Первые Конституции. История Конституции. Конституция России. Создание Конституции «Новой России». Особые юридические свойства. Первая Конституция России. Конституция СССР. Конституция 1977 года. История российских Конституций. Роль Конституции. Особенности принятия Конституции.

Раздел 4. Социально-психологические аспекты трудовой деятельности

Глава 2. Социальный аспект труда в общественной жизни.

Проанализируем социальный аспект труда в жизни общества в целом и его влияние на индивидов.

Социальный аспект труда заключается в том, что люди, осуществляя любую деятельность, создают какой-либо новый продукт, необходимый обществу, т.е. воспроизводят те или иные общественные блага. Жизнь человека в обществе, развитие личности невозможно без социализации. Влияние общественно-политического устройства страны проживания влияет на жизнь отдельного индивидуума, как в личном и общественном, так и в трудовом плане. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) писал следующее: «Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.» .

Конечно, когда мы говорим слово «деятельность», то понимаем под ним не только трудовую деятельность человека, но чаще всего деятельность ассоциируется непосредственно с созидающим трудом, т.е. имеет предметную направленность. Вернемся опять к Леонтьеву: «Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность. Собственно в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета (Gegenstand). Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла… предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности.»

Описывая процесс мотивации труда людей, мы показали, что деятельностью человека в первую очередь, управляют потребности, а уж затем интересы и другие ценности. Но потребности управляют деятельностью, если они являются предметными. А.Н. Леонтьев писал, что «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива» и далее «Основными составляющими отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия» .

То есть, если физиологическая потребность, по А. Маслоу, например удовлетворение чувства голода, т.е. процесс добычи еды, составляет на данный момент главный мотив человека, то для этого он должен совершить определенные действия, которые могут быть направлены как непосредственно на удовлетворение потребности (купить еду, приготовить еду) так и на изготовление силка для охоты или рыболовной снасти (в обществе с натурально-хозяйственными отношениями), в дальнейшем, переданного другим людям с целью добычи, часть которой перепадет и ему. Таким образом, часто деятельность человека это продукт коллективного общественного труда. Мы уже рассматривали выше, что процесс труда в обществе – это дело, которое имеет нравственную подоплеку. Нравственность (или мораль) – это одна из форм общественного сознания, совокупность принципов и норм поведения, характерных для людей данного общества. Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия.

В этом ракурсе нельзя не остановить внимание на проблемах трудовой этики. Сама по себе этика – учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу и т.д. Трудовая этика соответственно учение об отношении людей к труду. Трудовая этика существует с давних времен, она, как и многие другие учения, была порождена религиозными доктринами, которые легли в основу развития человеческой цивилизации, включая, мораль и культуру.

В 2004 году вышла очень интересная книга В.Тарлинского «Призвание – Истинное? Мнимое?» , в которой в доступной форме и очень подробно разбираются проблемы религиозной трудовой этики в разных религиях и странах. В частности автор книги пишет: «Нет религий, которые бы призывали человека не заниматься трудовой деятельностью, не быть активным в деловой практике, поскольку нет религий, лишенных здравого смысла. Есть лишь религии, в которых вопросы трудовой активности выражены слабее, менее отчетливо, туманнее, чем в других.» Отметим один очень интересный факт, выведенный автором книги. Он заключается в том, что основные трудовые достижения, а также научные открытия в области трудовой теории, о которых мы упоминали в первых главах, были сделаны в тех странах, где существовала протестантская религия и соответственно протестантская трудовая этика. Это такие страны, как Германия, Великобритания и отчасти США. Всегда и везде отмечается трудолюбие немцев и британцев. Такие знаменитые ученые, как У. Петти, А.Смит, заложившие основы трудовой теории стоимости, Вениамин Франклин, ученый и политик, боровшийся за независимость США, и Фредерик Тейлор – «отец-основатель» менеджмента как науки управления, основатель социологической науки Макс Вебер и немецкий ученый и политик Людвиг Эрхард, сделавший послевоенную ФРГ страной с социально-ориентированной рыночной экономикой, были выходцами из религиозных протестантских семей.

Протестантская трудовая этика заключается в том, что трудолюбие у народов, исповедующих данную религию, являющуюся разновидностью христианской религии, явление врожденное, основанное на сознательной любви к труду в любых его проявлениях, а не труду из-под палки. Тогда как в других религиозных направлениях, в частности в католицизме, а также в православии, являющемся доминирующей религией в России, отношение к труду носит иной характер. Православные монахи часто занимались так называемым «трудничеством», т.е. превращали для себя христианскую необходимость труда в трудовую повинность, которая носила вид тяжелых физических работ в рамках натурального монастырского хозяйства. У них практически не оставалось времени на духовную жизнь, которой активно жили монахи в католических монастырях того же времени. Такая религиозная трудовая этика приводила к социальному уничижению, личной бедности, стремлению умалить красоту создаваемых строений, равнодушию к качеству производимых продуктов. Затем такая этика перешла из религиозной в мирскую жизнь. Плоды этого явления, мы пожинаем до сих пор. К большой части населения РФ, особенно в сельской местности, в полной мере относится теория «Х» Д. МакГрегора, исходящая из постулатов, что человек ленив, и его необходимо заставлять работать под угрозой наказания. Некоторые формы принудительного труда, о которых мы писали выше, в частности труд заключенных лиц, представляющие собой, по сути, наказание трудовой деятельностью, ни в коей мере, не могут способствовать сознательному развитию у людей трудолюбия, ответственности и инициативы в выполняемой ими трудовой деятельности. А без этого нельзя говорить о построении в нашей стране справедливого социального государства.

Разумеется, что каждому классу и каждому историческому периоду была свойственна своя мораль, выражавшаяся в религиозных принципах, отражавшая взгляды «хозяев жизни» на общественное устройство, провозглашавшая цели и задачи, которые должны быть достигнуты в данном обществе. Однако, практически в любом цивилизованном обществе, имевшем государственные формы правления, труд с моральной точки зрения стоял очень высоко. Все представители «эксплуататорских» классов прекрасно понимали, что именно труд рабов, сервов, крестьян, позволял им жить, так как они привыкли, создавал основу их благополучия и общественного устройства. Поэтому эпитеты, употреблявшиеся со словом труд, всегда носили возвышенный характер. «Святой труд», «благородный труд», «ратный труд», «труд-дело чести». Разумеется, отдельные представители правящих классов презирали представителей трудовых слоев населения, но только за то, что они были бедно и грязно одеты или от них «дурно пахло», именно потому, что их труд был тяжел.

Французский философ XVII века Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) в своих «Максимах» писал: «Физический труд помогает забывать о нравственных страданиях; поэтому бедняки – счастливые люди.»

В то же время представители высшего общества не презирали сам процесс труда. Еще в XVII - ом веке русский царь-реформатор Петр Великий, путешествуя по Европе, сам учился мастерству корабельного плотника в Голландии и заставлял своих приближенных учиться специальностям мастеровых. А в XVIII веке, когда в европейском обществе господствовал гуманизм, в моде были либеральные творения энциклопедистов, в архитектуре и искусстве преобладали стили барокко и рококо, представители правящих классов пытались возвысить и облагородить понятие «труд», смыв с него налет тяжести и грязи. Так, например, король Людовик XV (1710-1774), выполнял работы наборщика в типографии, набирая «Экономические таблицы», по предписанию их автора и одновременно своего личного врача – главы школы физиократов Франсуа Кенэ. Внук монарха, последний король дореволюционной Франции Людовик XVI (1754-1793), любил работать на токарном станке, изготавливая различные безделушки и табакерки. Его жена, королева Мария-Антуанетта(1755-1793), повелела построить в Версале игрушечную деревню, в которой были птичий двор, коровник и с удовольствием развлекалась там процессом труда, например, сама доила корову (какой парадокс «королева-доярка») или ухаживала за птицами. Правда следует отметить, что корова была надушена различными благовониями, рога у нее были позолочены, и она была украшена разноцветными лентами и колокольчиками, но сам факт остается налицо. Королева находилась под сильным влиянием идей Ж.-Ж. Руссо. Она изо всех сил старалась научиться собственным трудом обеспечивать хотя бы свою семью сельскохозяйственной продукцией: ухаживала за коровами, доила и кормила их с королевского стола. Однако революционный народ почему-то расценил ее труды как утонченное издевательство над голодающим Парижем.

Вообще при французском королевском дворе очень любили идеализированную жизнь простого народа. Это называлось «пасторалью». Отношения пастушков и пастушек, любовные сцены, разыгравшиеся между ними, в процессе выполнения своих трудовых функций – выпаса овец и коз, отражены на многих гобеленах и картинах этого романтического периода времени. При дворе разыгрывались спектакли по произведениям Ж.Ж. Руссо и других писателей либерального направления, и сама королева, и ее придворные дамы, а также принцы крови с удовольствием переодевались в простых крестьян и играли сцены из их жизни.

Разумеется, такая игрушечная трудовая жизнь была страшно далека от тяжелого нищенского труда простого народа, изнемогавшего под бременем непосильных налогов и податей, но, тем не менее, это подтверждает тот факт, что труд всегда считался нравственным делом во всех слоях общества. Тем более что правящие классы тоже трудились, выполняя функции по управлению государством, сражаясь на поле брани, или создавая какие-то художественные ценности. Ведь дворцы или памятники, которыми мы восхищаемся по сей день, были созданы, хотя и простыми работниками, но по замыслу и в соответствии со вкусами владельцев. Именно, королеве Марии-Антуанетте, казненной в 1793 году, в возрасте 37 лет, обвиненной в сознательном разорении французской казны, Франция, да и весь цивилизованный мир обязаны украшением и благоустройством дворца Малый Трианон, построенного в 1761 году в стиле французского классицизма, а также строительством многих других памятников, в том числе садово-паркового искусства, в Версале, которыми мы восхищаемся по сей день. По ее инициативе в 1779 году построили Мельничную деревушку в псевдокрестьянском стиле. При ней же появились молочная ферма, мельница и хижина 1783 – 1786 г.г.

Кроме этого, есть также много прекрасных картин и скульптурных портретов, изображающих саму королеву, и они также являются мировым достоянием. Следует отдать должное фанатичным французским революционерам-якобинцам, в том что, уничтожив множество аристократов и других врагов революции, включая королевскую семью, они сохранили для потомков культурное и историческое наследие Франции.

Историко-экономический экскурс, проведенный нами в начале этой книги, также свидетельствует о том, что труд всегда носил возвышенный характер и ученые мыслители, преимущественно философы или религиозные деятели призывали к созидательному труду и любви к труду. Об этом свидетельствует изречение апостола Павла «Не трудящийся, да не ешь».

Еще одним социальным аспектом трудовой деятельности является трудолюбие.

Трудолюбие – это «черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться».

Следовательно, исходя из данного определения, трудолюбие это личностное свойство человека, которое можно выразить, через факторы, составляющие потребность в самовыражении по содержательным теориям мотивации, описанным в части второй настоящей работы. Стало быть, если эта черта характера, то она свойственна далеко не всем. Ведь в обществе существует «добровольная безработица», т.е. асоциальные элементы, которые не хотят работать, именно не хотят, а не потому, что это им трудно. Проведенный автором опрос двух десятков различных оборванных испитых людей средних лет, именуемых «бомжами», просящих милостыню у прохожих, на предмет выяснения пробовали ли они работать, то ответ, как правило, был следующий: «Пробовал… Не понравилось». И это достаточно симптоматично, так как в характере таких людей, часто заложена склонность к бродяжничеству, попрошайничанью или к воровству, во многих случаях, передаваемая генетически от их предков. И процент таких людей в нашем обществе достаточно велик. Мы видим их даже в центре Москвы, роющихся по помойкам, источающих нездоровый запах в радиусе нескольких метров. Поэтому, действия органов советской власти, при том что в принципе они являлись нарушением прав личности, по высылке таких людей, называемых «тунеядцами» за 101-й км от Москвы и, как правило, принудительно заставлявших трудиться в лечебно-трудовых профилакториях, с точки зрения поддержания общественного порядка, можно считать положительным явлением.

Вернемся, однако, к термину трудолюбие или любовь к труду. Здесь можно поставить риторический вопрос - может ли человек сознательно и добровольно любить свой труд? В представлении большинства общества любовь – это нечто возвышенное, высокая степень эмоционального положительного отношения к объекту, помещающая его в центр жизненных потребностей индивида. Если провести опрос случайно выбранных людей на улице на предмет того какая бывает любовь? То, как правило, мы получим следующие ответы: любовь к прекрасной женщине, к матери, к детям, к искусству, наконец, любовь к Родине. Хотя последнее звучит очень пафосно, но, тем не менее, все нормальные люди любят свою родину, т.е. то место где они родились.

Но можно услышать и вариант – «любовь к труду». Однако не значит ли такой ответ, что если человек любит труд, то он лишен каких-либо других радостей жизни? Возможно он сирота, или не имеет любимой женщины или семьи. Ведь труд даже самый прекрасный, направленный на создание литературных или художественных произведений, это все равно тяжелый утомительный процесс долговременной работы, плодами которого можно будет воспользоваться не сразу. Проанализируем это явление.

С одной стороны, действительно любовь к труду, это самовыражение, реализация всех своих способностей и достоинств. И это черта характера, обусловленная, процессом воспитания в семье и в обществе. Если человека с раннего детства приучали к тому, что надо трудиться, «что без труда, не выловишь и рыбку из пруда», то, как правило, достигнув самостоятельности, он будет продолжать трудиться, считая, что получить определенные блага, как материального плана, так и духовного (положение в обществе, уважение окружающих) легче всего посредством трудовой деятельности. При этом, чем больше он любит свою семью, тем больше он будет прилагать усилий к приобретению указанных благ, чтобы не только обеспечить свою семью, но и возвысить ее вместе с самим собой. И это нормальное явление. При этом сам труд может и не быть предметом любви, но настоятельная потребность трудиться, выработанная с годами привычка к труду, превращают результаты труда во внутреннее вознаграждение, приносящее человеку чувство удовлетворенности и мотивирующее его на дальнейшее увеличение эффективности своего труда.

С другой стороны, в случае отсутствия такого воспитания в семье, индивид может превратиться в асоциального элемента, описанного выше, если вовремя, желательно в детском или подростковом возрасте, не вмешается общество в лице школы или каких-либо других общественных институтов. Воспитание трудом – это один из испытанных методов педагогики. А.С. Макаренко (1888-1939) в своем произведении «Педагогическая поэма», подробно и живо описал, как беспризорники, т.е. подростки, потерявшие своих родителей в результате революции и Гражданской войны, приобретшие все вредные привычки и живущие воровством и попрошайничаньем, грязные и оборванные, обучаясь и трудясь в специальной колонии, смогли впоследствии стать достойными членами общества. Конечно, данная книга, написанная в эпоху социализма, носит идеологический характер, но это не уменьшает достоинств методов трудового воспитания.

Многие отечественные психологи в своих статьях писали о необходимости применения элементов трудового воспитания в работе с социально- дезапдатированными детьми. Такая деятельность помогает придать жизни умственно-отсталых детей цель, дисциплинирует их, позволяет приобрести трудовые навыки, помогающие выжить, не только за счет пенсии по инвалидности, но и с помощью возможных трудовых свершений.

Есть еще один взгляд на указанную проблему. Любовь к труду – это сублимация, т.е. механизм психологической защиты своего сознания, в силу отсутствия других объектов вожделения. Это версия также имеет право на существование. Если обратиться к биографиям многих великих людей, ученых, композиторов, художников, создавших бесценные научные достижения или творения, являющиеся достоянием человечества, то можно заметить, что в личной жизни они были крайне несчастны, часто именно в силу своей гениальности, ставившей их дело выше забот о семье, быте, хлебе насущном. Их покидали жены, о них не вспоминали дети, часто их помнили только их ученики, разделявшие с ними тяготы и плоды совместного труда. Эти люди любили свое дело больше всего на свете. Оно было их детищем, их самовыражением. Но гении единичны. А как же ведут себя другие обычные люди? Проведенные автором социологические исследования по изучению мотивации труда на предприятиях различных форм собственности выявили, что большинству людей, достигших пенсионного возраста, независимо от уровня образования (высшего или среднего), места работы (коммерческого банка или депо метрополитена), свойственны высшие потребности – в уважении и самовыражении. Удовлетворение этих потребностей сродни любви к труду. Автор считает, что тут имеют место два фактора. Первый, заключается в том, что эти люди уже воспитали своих детей, вывели их на самостоятельную дорогу, вложив в них тем самым свою любовь, конечно чувство любви к детям не уменьшилось, но приняло другие формы, уменьшилось чувство ответственности за детей. У пожилых людей распадаются семьи, по причине естественного старения организма и смерти. Остается множество одиноких вдов и вдовцов, и вместо живой любви друг к другу, остается любовь в сердце, т.е. память. Но тот, кто остался, должен жить дальше, жить каждый день и что-то делать. Иначе его жизнь, становится бессмысленной. Тут-то и выступает на сцену труд, в любой форме. Для людей более образованных, склонных к творчеству он принимает формы создания мемуаров или каких-либо других записей и публикаций, для других людей в виде какой-то простой работы, например, смотрителем музея. Встречаются люди, которые не переставали работать на своем рабочем месте, на протяжении всей жизни, и когда постепенно отпадают ветви дерева, именуемого жизнью (семья, родные и т.д.) труд остается единственным, что является стволом жизни и заставляет человека жить и бороться, несмотря на одолевающие хвори.

Второй фактор заключается в том, что в любви к труду, опять же в зависимости от типа личности человека, его психологических особенностей и деловых качеств, может присутствовать нездоровый, болезненный элемент, навязчивое влечение к труду. Он может возникать у вполне благополучных людей, прекрасных семьянинов, как правило, лиц среднего возраста, обладающих определенными должностными полномочиями. Такое положение вещей называется «работоголия». Нашему слуху более привычно слово «трудоголик». Вторая часть этого слова напоминает о другой человеческой болезни – алкоголизме. И хотя в этой болезни нет ничего смешного, а напротив это трагедия, но с легкой руки сатириков и юмористов оно вызывает у большинства людей улыбку. Соответственно вызывает улыбку и первый термин. Однако «трудоголик» – это не «алкоголик». Это гораздо лучше. Хотя возможно тому, кого называют трудоголиком, и требуется определенная социально-психологическая помощь.

Трудоголик осознает себя таковым, и сам говорит об этом с сожалением. Часто трудоголиками являются современные красивые уверенные в себе женщины. Трудоголизм проявляется в желании сделать свою работу наилучшим образом и заставить других окружающих людей, как правило своих подчиненных, делать ее также наилучшим образом не считаясь с их моральными и физическими возможностями. Анализируя выше содержательные теории мотивации труда, мы рассматривали потребности высшего порядка и в частности потребность во власти. Указанная потребность часто проявляется не в достижении личной власти, т.е. повышения своего статуса, а именно в возможности влиять на других людей для достижения своих целей или целей организации. Потребности высшего порядка, равно как и самовыражение, начинают мотивировать людей после удовлетворения в большей степени всех остальных групп потребностей. Это объясняет тот факт, что трудоголики, как правило, люди обеспеченные, не стесненные в средствах, и часто работающие с преувеличенным энтузиазмом, даже на не очень высокооплачиваемых должностях, но дающих достаточные властные полномочия. Отсюда следует, что основным мотиватором трудоголиков является потребность во власти, не удовлетворенная должным образом. Причина же трудоголизма заключается в завышенной оценке своей роли в процессе коллективного труда и желании оценивать труд подчиненных по своей шкале ценностей.

Самым отрицательным моментом в явлении трудоголизма, является то что человек, особенно, если он руководитель, сам не находит должной удовлетворенности в своей потребности, а главное создает тяжелый социально-психологический климат для своих подчиненных и лишает их внутреннего вознаграждения от полученных результатов труда.

Существуют два способа борьбы с трудоголизмом, как социально-психологическим явлением.

Первый способ - ожидание. Как мы уже отмечали, потребности человека постепенно удовлетворяются и заменяются другими. Так и потребность во власти, может быть удовлетворена с течением времени и заменится какой-либо другой, например, потребностью в познании, либо же какие-то внешние обстоятельства могут заставить человека спуститься на более ранний уровень удовлетворения потребностей, например материальных или потребностей в безопасности. Кроме этого с возрастом человеку свойственно пересматривать свои оценки окружающей действительности. Обычно это происходит один раз в пять лет.

См. например: Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. «К вопросу о междисциплинарном взаимодействии специалистов в работе с детьми с социальной дезадаптацией». Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи; защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательский дом «Грааль», 1998, с.185.

Предыдущая

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 1.1).

Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Рис. 1.1

В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и тд. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий (рис. 1.2).

Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда - это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.


Рис. 1.2

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда - это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;

усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:

достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);

процессе методов сбора фактов;

способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

«День молодого избирателя» - «Молодёжь выбирает будущее» викторина для учащихся 8-11 классов. Задание 5. Ответы. Задание 6. Задание 3. Задание 2. «Я имею право…». Задание 1. Задание 7. День молодого избирателя. Ответ написать(1балл). Задание 4. «Разминка».

«Человек и общество» - Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии. Взаимосвязанные элементы. ? Государство. Глобальные проблемы. Kriterio – мерило для оценки. Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии. Материалисты: экономическая сфера – главная! Профессиональное деление, развитие гражданского общества.

«Профориентация в начальной школе» - Живой интерес к миру разных профессий. Организация работы на уроках технологии. Книги, фотоматериалы. Профориентация в начальной школе. Полицейский участок. Организация и проведение внеклассных занятий. Содержание деятельности. Использование конструктора LEGO на занятиях. Железная дорога. Как путешествует письмо.

«Моральная оценка личности» - Если много денег – не радуйся, если мало – не горюй. Совесть. «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» А.С.Пушкин. В каких случаях вы оправдываете применение жестокости? Моральная оценка личности. Портрет нравственного человека. Золотое правило нравственности. Совесть, благородство и достоинство, Вот оно святое наше воинство.

«Молодежь и политика» - Политическая активность. Молодежь. Интерес к политике. Молодежь и политика. Симпатии к молодежным организациям. Формы участия. Общие выводы. Отношение к молодежным организациям. Социологическое исследование. Молодые россияне. Идейно-политические предпочтения. Электоральные предпочтения. Ценностные суждения.

«Конституция и конституционализм» - Законы Российской Империи. Парламентская система. Нормативная схема политической системы России. Классификация Конституций по способу изменения. Типы российской государственности. Политический режим. Конституционные принципы политической системы в России. Республика. Монархия. Первые Конституции современного типа.

Всего в теме 1473 презентации


С социологической и общефилософской точки зрения труд определяется как целесообразная деятельность личности, в процессе выполнения которой человек при помощи специальных приспособлений (орудий труда) изменяет или приспосабливает природные ресурсы с целью удовлетворения своих личных потребностей.
К процессу труда относят 3 момента: средства труда, предметы труда, собственно труд.
Под предметами труда понимают естественные материи или предметы как результат предшествующего трудового процесса или сырье.
Средства труда можно представить в узком и широком смысле данного определения. Более кратко ― к средствам труда относят механические средства (механизмы, машины, агрегаты, инструменты и т. д.) и орудия труда, используемые человеком в трудовой деятельности. Наиболее полно ― под средствами труда понимают все материальные компоненты, которые не входят самостоятельно в трудовой процесс, но являются необходимыми для его осуществления (например, территория, сооружения, транспортные средства, пути сообщения и др.).
Анализ процессов трудовой деятельности заключается в изучении личностных и вещественных факторов, а также их взаимосвязи.
К личностным факторам относят следующие понятия.
Ресурсы труда ― территориальная группа людей с необходимым уровнем физического и психологического развития, состоянием здоровья, уровнем образования, имеющимися способностями, навыками и квалификацией для выполнения общественно-полезного труда.
Рабочая сила, кадровый потенциал ― совокупность моральных и физических качеств человека, нашедших свое конкретное применение в производственной деятельности. К составляющим рабочей силы относят такие понятия, как трудоспособность ― возраст и состояние здоровья работников, профессиональная и физическая дееспособность, их навыки, знания и умения; характеристика трудовой деятельности ― ручной, автоматизированный, механизированный, умственный либо физический труд и т. д.
К вещественным факторам трудового процесса относят:
1) производственный потенциал ― характеристика производственной и экономической возможности организации по выпуску конкретно заданного объема и вида продукции установленного качества;
2) фонды производства ― оборудования, сооружения, здания, машины, механизмы, агрегаты, оборудование, инструменты, транспортные средства.
В процессе развития человека труд становится более сложным и разносторонним, что приводит к разделению труда. Разделение труда может иметь общественное, техническое и территориальное значение. Между техническим и общественным разделением труда прослеживается взаимосвязь, но они отличаются по характеру и происхождению.
Общественное разделение ― разделение и сосуществование различных социальных функций, сфер деятельности, которые выполняются рабочими коллективами родственных профессий или специальностей, с выделением различных областей (таких как сельское хозяйство, строительство, промышленность, образование, медицина и др.).
Техническое разделение ― разделение одного вида трудовой деятельности на несколько составляющих (операций), каждая из которых выполняется разными работниками в пределах одного предприятия (организации).
Территориальное разделение ― специализация производственной деятельности в масштабе определенного региона (государства).
Понятие «виды труда» обусловлено также разделением труда. Оно носит многообразный характер. К основным видам трудовой деятельности относят автоматизированный, механизированный и ручной труд. Ручной труд в свою очередь подразделяется на простой, т. е. не требующий каких-либо специальных знаний, умений и навыков, а также сложный, который основан на обучении работника теоретическим знаниям и практическим умениям. Виды труда взаимосвязаны с его содержанием и характером. По характеру труда он подразделяется на простой и сложный и зависит от умственно-физических затрат (простой труд требует значительных физических затрат, сложный труд требует значительных умственных затрат). По содержанию труд подразделяется на автоматизированный, механизированный и ручной. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что существуют следующие взаимосвязанные виды труда:
1) ручной простой (низкоквалифицированный и среднеквалифицированный труд);
2) ручной сложный (среднеквалифицированный и высококвалифицированный труд);
3) механизированный простой (низкоквалифицированный и среднеквалифицированный труд);
4) механизированный сложный (среднеквалифицированный и высококвалифицированный труд);
5) автоматизированный простой (низкоквалифицированный и среднеквалифицированный труд);
6) автоматизированный сложный (среднеквалифицированный и высококвалифицированный труд).
В современное время в ходе научно-технического прогресса отмечается тенденция к сокращению простого ручного труда и замене его сложным ручным и сложным автоматизированным трудом.
По другим критериям можно разделить виды труда на управленческий и исполнительский, умственный и физический, сельскохозяйственный и промышленный, мужской и женский, производительный и непроизводительный.
Труд общественный ― деятельность человека, необходимая для удовлетворения социально-экономических потребностей общества. Подразделяют общественно организованный труд (работа, включенная в общественное разделение труда) и труд самообслуживания (подразделяется на индивидуальный гражданский труд и индивидуальную трудовую деятельность). Общественный труд составляет основу общественного производства. Результатом его является совокупный продукт общества. Однако труд всегда может считаться общественным, так как он может осуществляться только посредством накопленных в обществе ресурсов. Труд может состоять как из рутинных, так и из творческих элементов. К творческим элементам относят постановку задачи, выбор эффективных методов решения, планирование работы и др.
К основным определениям социологии труда относят понятия содержания и характера труда.
Содержание труда указывает на уровень развития сил производства и способы объединения вещественных и личностных производственных факторов и подразумевает труд как взаимодействие природы и человека. Содержание труда определяет распределение функций на рабочем месте, а также роль и место социальной группы в профессиональном разделении. Существует технико-организационное (вещественное) содержание труда и личностное содержание труда. Вещественное содержание на рабочем месте ― содержание индивидуального труда; на общественном уровне ― система видов и отраслей трудовой деятельности. Личностное содержание труда включает в себя целесообразность рабочей деятельности работника, его отношение к труду и мотивационные компоненты. К показателям содержания труда относят монотонность, разнообразие, самостоятельность, нагрузку нервно-эмоционального и физического плана, продолжительность цикла работы и другие факторы.
Характер труда определяет роль и место социальной группы в общественной трудовой системе и выражает уровень развития производственно-экономических отношений, а также способы объединения работников и средств производства. Характер труда выражает социальную, а не организационно-техническую форму труда и определяется главенствующими производственно-экономическими устоями в обществе и, соответственно, определяет социальное и экономическое положение человека в общественном труде. К показателям характера труда относят отношение работника к своему труду и производственным средствам, отношение работника к распределению продуктов труда и степени социальных различий, формы собственности и др. Характер труда определяет различия в многообразии сфер производственной и непроизводственной деятельности, в менеджменте производства, общественной жизни, культурно-техническом уровне, способах проведения досуга и т. д.

Социально-трудовые отношения и их регулирования
Социально-трудовые отношения, - это комплекс взаимоотношений между их сторонами - наемными работниками и работодателями, субъектами и органами сторон при участии государства (органов законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, связанные с найму, использованием, воспроизводством рабочей силы и направлены на обеспечение высокого уровня и качества жизни личности, коллективов и общества в целом.
Эти отношения охватывают широкий круг вопросов - от социально-экономических аспектов имущественных отношений в систему организационно-экономических и правовых институтов, связанных с коллективными и индивидуальными переговорами, заключением договоров и соглашений, определением условий и размеров оплаты труда, решением трудовых конфликтов, участием наемных работников в управлении производством и т.д.
Социально-трудовые отношения являются ведущей составляющей всей системы отношений общества, образуя своеобразное «ядро» социально-экономического развития. Они, в конечном счете, определяют образ жизни людей, структуру связанных с ним процессов и отношений. Уровень развития социально-трудовых отношений характеризует степень демократизации общества, социальную ориентированность его экономической системы, совершенство общественных отношений в целом.
Система социально-трудовых отношений. Комплексная характеристика социально-трудовых отношений предусматривает выяснение сущности таких категорий, как сторона, субъект, орган, предмет отношений в социально-трудовой сфере, их виды, типы и т.д. В совокупности эти элементы и отношения, отражающие их, образуют систему социально-трудовых отношений.
Сторона социально-трудовых отношений - носитель первичного права в отношениях в социально-трудовой сфере. Правомерно выделять две основные носители указанного первичного права - наемных работников и работодателей. Наемные работники - это лица, которые заключили трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовки, практических навыков и т.д. Отметим, что стороной социально-трудовых отношений могут быть лишь те работники, у которых есть договоры с работодателями и, соответственно, определенный правовой защите. Та часть экономически активного населения, которая занята в так называемом неформальном секторе экономики, практически выпадает из официальной сферы социально-трудовых отношений.
Правомерным является выделение четырех групп субъектов социально-трудовых отношений. Первая группа - это первичные носители прав и интересов (наемные работники, работодатели, государство, местное самоуправление). Вторая группа - представительские организации и их органы. Они являются носителями делегированных полномочий (объединения работодателей, профессиональные союзы, органы власти и управления). Третья группа - органы, через которые реализуется социальный диалог (Национальный совет социального партнерства, другие постоянные или временные органы в областях, регионах, на предприятиях или в организациях). Четвертая группа - это органы, призванные минимизировать последствия возможных конфликтов, предупреждать обострения социально-трудовых отношений (миротворческие, посреднические структуры, независимые эксперты, арбитры и т.п.), а также учебные, информационные, консультативные и другие формирования.

Субъекты социально-трудовых отношений, которые относятся к первым двум группам, реализуя первичные или делегированные им полномочия, выступают сторонами переговоров, сторонами сделки (договора), сторонами коллективного или индивидуального трудового спора.

 

Возможно, будет полезно почитать: