Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму. CMR - что это? CMR - образец. Международная товарно-транспортная накладная (CMR) Цмр накладная

Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключена в Женеве 19.05.1956). Ее придерживаются многие европейские страны, восточные государства, а также Российская Федерация. Согласно конвенции, при автоперевозке товаров следует оформлять международную товарно-транспортную накладную CMR, без которой невозможно перевезти какой-либо товар через границу.

CMR-накладная выполняет несколько функций:

  • CMR является универсальной формой товаросопроводительных документов, она понятна всем работникам торговли, живущим в разных странах;
  • в ней проставляется отметка о передаче товара экспедитору и о принятии его получателем, когда он доставлен. Т. е. легко установить, кто и в какой момент времени ответственен за его сохранность;
  • CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Отсутствие CMR может привести к аресту перевозимого товара и транспортного средства полицейскими;
  • она используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
  • оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции. Они накладывают на участников этого процесса определенные обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.

Документ составляется в трех экземплярах, подписывается отправителем груза, а также перевозчиком. Некоторые страны требуют дополнительный экземпляр. Если груз везут несколько машин, или в одной машине несколько разных грузов, количество экземпляров определяется числом машин или видов груза.

Где взять CMR (международная товарно-транспортная накладная)

В отличие от Carnet TIR (Transports International Routiers), или по-русски - книжки МДП (международная дорожная перевозка), бланк которой изготавливается типографским способом и выдается национальным гарантийным объединением (сокращенно АСМАП) в России (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключена в г. Женеве 14.11.1975), бланк CMR допустимо скачать из интернета и распечатать на принтере, как и любую другую товарно-транспортную накладную.

Бланк CMR (международная товарно-транспортная накладная)

В каких случаях используется

CMR необходима, когда выполняются несколько условий:

  • если предусмотрено вознаграждение за перевозку;
  • места погрузки и выгрузки расположены в разных странах;
  • Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  • транспортировка осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Правила заполнения

Оформлением накладной должен заниматься отправитель товара. В нужных графах он указывает следующую информацию:

  • 1 — информация об отправителе;
  • 2 — данные получателя;
  • 3 — пункт назначения перевозки;
  • 4 — сведения о месте и дате погрузки товара на транспортное средство;
  • 5 — реквизиты прилагаемых к CMR документов. Это инвойс и упаковочный лист. Может также прилагаться товарная накладная;
  • 6 — сведения о классе опасности, присвоенном перевозимому товару. Если он не относится к категории опасных при транспортировке, то писать ничего не нужно;
  • 7 и 8 — информация о количестве и виде грузовых мест;
  • 9 — наименование перевозимого товара. Его можно не заполнять, если перевозятся различные товары. Если груз не указан, то он считается контрабандой;
  • 10 — номенклатурный код, который присвоен грузу;
  • 11 — сведения о полном весе брутто;
  • 12 — количество кубических метров, которое занимает перевозимый товар;
  • 13 — о цене перевозимого товара, данных о лицензии и других сведений;
  • 14 — заполняется, если товар перевозится в специальном контейнере. После доставки контейнер необходимо вернуть по адресу, указанному в данном пункте;
  • 15 — сведения об условиях поставки, в соответствии с Инкотермс;
  • 16 — информация о перевозчике;
  • 18 — отметки перевозчика о принятом грузе;
  • 19 — расчеты после завершения перевозки;
  • 20 — особые условия перевозки, имеющие значения для сохранности товара;
  • 21 — дата составления документа;
  • 22 — время прибытия под погрузку и время убытия транспорта;
  • 23 — сведения о водителе (Ф.И.О., номер путевого листа). Сюда ставится штамп организации-перевозчика;
  • 24 — отметка получателя о принятии груза;
  • 25 и 26 — о регистрационных номерах автомобиля и прицепа, а также о марке транспортного средства;
  • 27-29 — предназначены для внесения в накладную дополнительных сведений.

Водителю автомобиля, в котором будет перемещаться груз, передается уже практически заполненный бланк. В нем также ставится печать отправителя груза и подпись должностного лица.

Четкого указания на то, на каком языке должен заполняться документ, нет. Обычно используется государственный язык страны, в которой зарегистрировано транспортное средство. Но если груз направляется в европейские или азиатские страны, то лучше использовать английский язык.

Существуют несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в CMR. Это, прежде всего, печать получателя, которая ставится в конце транспортировки груза. Помимо этого, на таможне необходимо поставить печать на границе и при растаможивании в месте, где оно будет осуществляться. Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступил на таможню и что его выпуск с таможни разрешен. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен они служат для установки срока прибытия груза на пост.

Сейсмическое микрорайонирование (СМР) — определение сейсмичности площадки изысканий на основе материалов уточнения исходной сейсмичности (УИС), детального сейсмического районирования с учётом локальных грунтовых условий по данным инженерно-геологических изысканий.

Детальное сейсмическое районирование, уточнение исходной сейсмичности – оценка сейсмичности района или площадки строительства без учёта влияния локальных грунтовых условий, может рассчитываться на уровень коренных пород, либо на «эталонный грунт» (обычно грунт II категории или наиболее распространённый грунт на территории региона). Данный этап обычно предшествует сейсмическому микрорайонированию и предусматривает сейсмотектонические и сейсмологические исследования.

Проведение cейсмического микрорайонирования площадок строительства зданий и сооружений предусмотрено в районах с сейсмичностью 7, 8 или 9 баллов согласно предварительной оценке на основе карт общего сейсмического районирования и табл. 1 СП 14.13330.2014. Сейсмическое микрорайонирование входит в состав комплексных инженерно-строительных изысканий.

Область применения

  • определение параметров прогнозируемых сейсмических воздействий для целей проектирования зданий и сооружений в сейсмически опасных районах.
  • Нормативная база

  • СП 14.13330.2014. Строительство в сейсмических районах (актуализированная версия СНиП II-7-81);
  • СП 11-105-97. Свод правил по инженерным изысканиям для строительства. Инженерно-геологические изыскания для строительства;
  • РСН 65-87. Инженерные изыскания для строительства. Сейсмическое микрорайонирование. Технические требования к производству работ;
  • РСН 60-86. Инженерные изыскания для строительства. Сейсмическое микрорайонирование. Нормы производства работ.
  • Компания ГЕОФИЗТЕХ проводит сейсмическое микрорайонирование местности, используя современные инструментальные, теоретические и программные разработки. Для наиболее ответственных объектов проводятся дополнительные работы по уточнению исходной сейсмичности площадки строительства или детальное сейсмическое районирование исследуемых территорий. Специалисты ГЕОФИЗТЕХ имеют опыт и возможности по сбору материалов и построению региональных баз данных параметров региональной сейсмичности, зон возможных очагов землетрясений, подбору соотношений затухания динамических параметров прогнозируемых сейсмических воздействий с учётом передового международного опыта в области оценки сейсмической опасности.

    В комплекс работ по сейсмическому микрорайонированию входят инженерно-геологические и инструментальные исследования, теоретические расчеты и специальные работы по выбору эталонных грунтов.

    При инженерно-геологических исследованиях мы используем методы наземной инженерной сейсморазведки : метод преломленных волн (МПВ, КМПВ), метод анализа поверхностных волн (MASW), а также методы электроразведки : вертикальное электрозондирование (ВЭЗ) и его модификации, электропрофилирование (ЭП).

    Дополнительно проводим инструментальные сейсмологические наблюдения для регистрации микросейсм и землетрясений на исследуемой территории. Для получения параметров прогнозируемых сейсмических воздействий для принятия проектных решений на последней стадии проектирования производятся специальные расчёты по методу сейсмических жесткостей (МСЖ) и методам моделирования с подбором акселерограмм-аналогов.

    Этапы работ

    Работы по проведению работ по сейсмическому микрорайонированию проходят в 2 этапа:

    I этап. Проведение полевых работ.

    II этап. Обработка и анализ данных с помощью современного специализированного программного обеспечения, составление отчета.

    Наши преимущества

    1. Высокая квалификация и большой опыт инженерного и научного персонала являются залогом качества проводимых работ.
    2. Современное оборудование и программное обеспечение способствуют увеличению производительности, повышению качества и сокращению сроков проведения работ.
    3. Большая база данных выполненных работ.
    4. Прозрачный расчёт стоимости проводимых работ.

    Отправьте заявку по e-mail или свяжитесь с нами по телефону. Для задач вашего проекта в течение пяти рабочих дней будут подобраны оптимальные варианты решений с более детальным описанием и расчётом стоимости.

    Транспортная накладная CMR (ЦМР) - транспортный документ, наиболее широко используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Подтверждает, что груз в момент принятия находился в надлежащем состоянии, в целой упаковке, маркировка и число мест соответствует указанным в накладной. В то же время накладная CMR не является товарораспорядительным документом. Груз выдается указанному в ней грузополучателю.

    Транспортная накладная CMR действует на основании Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая содержит общие данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной. В соответствии с КДПГ накладная составляется как минимум в трех экземплярах, и подписывается отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй - сопровождает груз, третий - остается у перевозчика. Количество остальных экземпляров зависит от количества стран транзита, через которые следует груз.

    Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) :
    1) Заполняет грузоотправитель (Пункты 1–15, 21, 22).
    Пункт 1. Указываются данные грузоотправителя (наименование, страна, адрес, телефоны). Если отправка происходит по поручению третьей стороны – добавляется – «по поручению» и указывается юридическое название этой третьей стороны.
    Пункт 2. Данные грузополучателя (наименование, страна, адрес, телефоны).
    Пункт 3. Страна и точный адрес разгрузки - точки доставки груза.
    Пункт 4. Время погрузки, страна и точный адрес - точки отправления груза.
    Пункт 5. Перечень документов на груз, идущих в комплекте с накладной CMR: номер книжки МДП (TIR), инвойс (invoice), упаковочный лист, если грузы имеют промышленное происхождение - сертификат качества, если грузы имеют животное происхождение - ветеринарный сертификат; если грузы имеют растительное происхождение - карантинный сертификат; сертификат страны происхождения товара.
    Пункт 6. Знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
    Пункт 7. Количество мест.
    Пункт 8. Описание упаковки груза (паллеты, ящики, коробки, и т.д.).
    Пункт 9. Наименование груза.
    Пункт 10. Код ТН ВЭД.
    Пункт 11. Вес брутто.
    Пункт 12. Объем.
    Пункт 13. Адрес таможенного оформления груза.
    Пункт 15. Условия поставки по Инкотермс.
    Пункт 21. Дата и место заполнения CMR.
    Пункт 22. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки.
    Данные заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.
    2) Заполняет перевозчик. (16–19, 23, 25–29).
    Пункт 16. Данные перевозчика (наименование, страна, адрес, телефоны). Удостоверяется печатью перевозчика.
    Пункт 17. Реквизиты всех перевозчиков задействованных в перевозке.
    Пункт 18. Оговорки перевозчика о внешнем состоянии груза, состоянии упаковки и качестве крепления. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то Согласно КДПГ - считается, что, в момент принятия груза перевозчиком, груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, число маркировка и нумерация грузовых мест, совпадает с указанными в накладной.
    Пункт 19, 27, 28, 29. Перевозчик заполняет по окончании перевозки.
    Пункт 20. Дополнительно согласованные условия перевозки (температурный режим груза, скоростной режим, специальные условия перевозки опасных и не габаритных грузов и т.д.).
    Пункт 23. Подпись, принявшего груз к перевозке водителя - экспедитора. Штамп и подпись перевозчика. 3) Заполняет грузополучатель, после получения груза.
    Пункт 24. Указывается дата и точное время прибытия автомобиля для разгрузки, и дата время - убытия после разгрузки. Ставится подпись и штамп грузополучателя, чем подтверждается факт приемки груза.
    Пункт 25, 26. Регистрационные номера тягача и прицепа.

    При автомобильных грузоперевозках за границу на таможне помимо общего пакета документов дополнительно требуется товарная накладная CMR, в которой прописываются все основные данные из остальных бумаг: сведения из инвойсов, пакинг-листов, разнообразных свидетельств и сертификатов и т. д. Эта бумага является самой значимой, она подтверждает договоренность между отправителем, получателем и экспедитором. Во избежание юридических проблем крайне важно уметь правильно ее заполнять.

    Общая информация

    Накладная CMR - что это и как расшифровывается, какие сведения включает в себя, как оформляется и для чего она необходима?

    Сама аббревиатура CMR взята из названия конвенции на французском языке. В России переводится как КДПГ - конвенция о договоре интернациональной дорожной перевозки грузов. Конвенция проводилась в городе Женеве в 1956 году, сами соглашения приобрели значение в 1958 году.

    Товарно-транспортная накладная (ТТН) служит доказательным документом, подтверждающим заключение соглашения на автотранспортную перевозку товара. Бланк накладной имеет единую унифицированную форму, оформляется при перемещении ценностей с применением транспорта.

    Использование данного документа преследует несколько целей, указывая на права поставщика продать товары, права покупателя - поставить их на учет в виде собственности и заменяя договор оказания услуг транспортировки груза или применяясь в качестве дополнения к этому соглашению. Накладная CMR имеет значение только для транспортировки груза за рубеж. Оформлять ее необходимо строго по юридическим правилам.

    Особенности накладной CMR

    Значение СМР трудно переоценить. Информация, которую можно получить из документа СМР - это:

    • Количество единиц товара.
    • Маршрут перевозки.
    • Кто перевозил продукцию.
    • Сведения о сопроводительной документации.
    • Наименование адресата и отправителя.
    • Период осуществления транспортировки.
    • Таможенные сведения.
    • Состояние товара.
    • Дату погрузки и выгрузки.

    ТТН CMR - что это такое? Бланк СМР содержит сведения из всех сопроводительных документов. Крайне важно, чтобы все эти данные перекликались друг с другом и вся информация совпадала. Наличие разных сведений в ЦМР и других бумагах (например, пакинг-листе или инвойсе) чревато массой осложнений.

    Больше всего может пострадать перевозчик. Экспедитор во избежание последующих проблем должен педантично, внимательно и скрупулезно проверять и сверять все бланки документов.

    Если в накладной СМР груз не указывается, то данный товар считается контрабандным.

    В СМР обязательно должны быть прописаны две группы сведений:

    1. Базовая информация, содержащая основные данные, необходимые для последующей транспортировки груза.
    2. Печати, подписи, отметки, замечания о процессе перевозки - другая довольно значимая категория.

    Каждая накладная СМР обязательно должна иметь определенный номер.

    Условия использования бланка СМР

    Для того чтобы Конвенция применялась в договоре транспортировки, необходимо, чтобы соглашение соответствовало определенным условиям:

    • перевозка производится платно;
    • осуществляется транспортировка товара из одного государства в другое;
    • для перевозки используется автомобильный транспорт;
    • одна из стран подписала Конвенцию СМР.

    Только в таком случае накладная CMR будет применяться для транспортировки товаров.

    Кому нужны экземпляры CMR?

    Сам бланк CMR пишется на нескольких страницах. Всякая его графа дублируется дважды: на русском и иностранном языке. Если получателей груза несколько, для каждого из них требуется отдельный CMR-образец. Следовательно, и на каждое транспортное средство необходим, как минимум, один документ CMR.

    Товарно-транспортную накладную СМР необходимо оформлять в нескольких экземплярах, чтобы при транспортировке избежать возникновения проблем.

    1. Первый экземпляр остается у отправителя.
    2. Другой экземпляр передается покупателю товара.
    3. Сам перевозчик груза также нуждается в бланках, для него необходимо оформить два экземпляра. Первый из них является дополнением к путевому листу. Второй документ подтверждает само оказание услуги доставки, что крайне важно для последующей оплаты и проведения взаиморасчетов.
    4. Таможенные органы требуют предъявления минимум трех экземпляров.

    На документах должны быть проставлены подписи и печати отправителя и грузоперевозчика. Перевозчик при приемке товара должен в установленном порядке осмотреть количество единиц продукции, ее состояние, маркировку и вид тары, и поставить отметки соответствия/несоответствия товара указанным требованиям.

    Порядок оформления

    Документы должны заполняться грузоотправителем. Если бланк будет составлен неправильно, все последствия лягут именно на его плечи, перевозчик за эти ошибки ответственности не несет.

    Для оперативного заполнения документа важно соблюдать определенный порядок заполнения ТТН СРМ - это следующая последовательность действий:

    1. Отправитель должен обратить внимание на подпункты 1-15, 21-22.
    2. Перевозчик оформляет графы 16-19, 23, 25-29.
    3. Грузополучатель расписывается и ставит штамп в графе 24.

    Рассмотрим более подробно эти подразделы. Порядок их заполнения указан в Письме РФ от 2012 г. «О направлении информации».

    Руководство по CMR бланку и его правильному заполнению представлено ниже.

    Оформление отправителем

    В первом пункте указывается вся информация об отправителе, в том числе:

    • Название.
    • Адрес и страна.
    • Контактный номер телефона ответственного за транспортировку лица.
    • Инициалы ответственного лица.

    Во второй графе должны содержаться сведения о получателе, а именно:

    • Наименование организации.
    • Страна и адрес.
    • ФИО и контактный номер связного лица.

    В третьем подпункте указывается, в какую страну и куда именно отправляется груз.

    В четвертой графе прописывают дату и время погрузки товара, а также пункт отправления.

    В пятой графе необходимо указать данные о сопроводительной документации путем перечисления всех прилагаемых бумаг. Что именно нужно относить к СМР? Это могут быть, например, такие документы, как сертификаты, упаковочный лист, инвойс, свидетельства, ТИР (который иногда дополняется грузовым манифестом с более подробным описанием единиц продукции) и т. д.

    В шестом пункте указывается степень опасности перевозимого груза.

    В седьмом подразделе записывается количество мест по каждому товару с указанием суммарного итога.

    В восьмом пункте описывается вид тары.

    В 9 графе пишется название перевозимого товара.

    В 10 пункте указывается код продукта, взятый из ТН ВЭД ТС.

    В 11 графе пишется масса брутто каждого товара (вес вместе с упаковкой) и их общая масса.

    Графы 7 - 11 представляют собой единый блок, для любой из них работает правило: каждый товар в каждом подпункте нужно указывать отдельно, так как из остальных документов получить эту информацию проблематично. Поэтому эти разделы важно заполнять правильно.

    Объем всей продукции в кубометрах записывается в двенадцатом пункте.

    В тринадцатой графе содержатся все сведения о таможенном органе, который будет проводить проверку. Эти данные не указываются в других документах. Поэтому желательно, чтобы экспедитор и заказчик заранее обговорили адрес таможни и зафиксировали это в СРМ-документе. Если произойдет ошибка в указании места назначения, процедура переадресации будет весьма изматывающей и довольно сложной, вплоть до того, что придется переписывать книжку МДП.

    В этот пункт также можно занести при необходимости сведения о стоимости продукции в валюте инвойса.

    В четырнадцатом пункте пишется номер прицепа.

    Все сведения об оплате за товар надлежит прописать в пятнадцатой графе.

    В двадцать первом разделе указывается населенный пункт - место оформления CMR-бланка.

    Прибытие под погрузку и убытие допустимо оформлять штампами в двадцать второй графе. Согласно статье 5 КДПГ, если у отправителя нет печати, то можно поставить только подпись, формально это не будет считаться нарушением.

    Заполнение экспедитором

    Перевозчиком также оформляется CMR (международная товарно-транспортная накладная), образец которой, уже частично заполненный, предоставляется ему отправителем.

    В шестнадцатой графе все сведения указывает перевозчик, иногда для этого достаточно поставить штамп.

    В семнадцатом пункте указываются остальные перевозчики, если их несколько.

    В восемнадцатой графе прописываются замечания экспедитора относительного товарного состояния перевозимого груза: отсутствие упаковки, подпорченность товара, наличие печати, несоответствие тары требованиям и др.

    Девятнадцатый раздел оформляется только после того, как была произведена доставка.

    Двадцать третья графа содержит все данные о водителях, путевых листах и печать с подписью экспедитора.

    Двадцать пятый и двадцать шестой подпункты описывают марку, модель и госномер автомобильного транспорта (в частности, прицепа и тягача).

    Отметки получателя груза

    В двадцать четвертой графе указываются сведения о прибытии и убытии на разгрузку. Дополнительно грузополучатель ставит свою подпись и печать. В бланке СМР значения оставшихся граф заполняются экспедитором после доставки груза в необходимое место.

    Печати СМР

    Штамп отправителя указывается в 22 графе, ее ставит предприятие, прописанное в первом подпункте.

    Штамп экспедитора ставится в 23 и 16 подпунктах. В случае смены перевозчика новый экспедитор ставит печать в 17 подпункте.

    Покупатель отмечает получение товара штампом в 24 графе.

    На таможне номер транзитной декларации обязательно подтверждается личной номерной печатью таможенного сотрудника. Также в СМР ставится штамп таможенного контроля доставки. Каждый новый таможенный пост ставит свои отметки. Необходимо и присутствие печатей «Товар поступил» и «Вывоз разрешен».

    Страхование СМР

    Страхование CMR - что это?

    Любой экспедитор может осуществить страхование своей гражданской ответственности при перевозке груза. Таким образом он способен обезопасить себя в случае повреждения товаров при их транспортировке.

    Если внимательно прочитать международные конвенции, можно заметить сведения, согласно которым ущерб должен возмещать именно перевозчик. Экспедитор несет материальную ответственность в случае потери или порчи груза, срывании сроков доставки и при появлении других затрат.

    Наличие страхового полиса позволяет переложить всю ответственность на страховую компанию.

    Плюсы страхования

    К преимуществам страхования относятся:

    1. Гарантия получения страхового возмещения в случае недосмотра за товаром. Это особенно актуально для экспедиторов, у которых недвижимость стоит в несколько раз меньше, чем перевозимый груз.
    2. Для отправителя груза наличие страхового полиса у перевозчика становится свидетельством честности и дееспособности экспедитора.

    Минусы оформления страхового полиса

    Помимо преимуществ, наличие страховки сопровождается определенными минусами. К ним относятся следующие недостатки страхования СМР - этофакты, указанные ниже:

    1. Если вред грузу был нанесен посторонним лицом, страховая компания может отказаться выплачивать компенсацию.
    2. Чтобы получить возмещение ущерба, нужно потратить много времени на подготовку положенного пакета документов.
    3. Иногда ответственность перевозчика может ограничиваться особенностями законодательных актов и определенными лимитами.

    Заключение

    ТТН СМР - это немаловажный документ, используемый при пересечении международной границы с помощью автомобильного транспортного средства. Ее форма унифицирована и является единой и утвержденной во многих странах. Во время зачисления налогов на продукцию бланк СМР используется в первую очередь.

    При заполнении данного документа необходимо соблюдать внимательность и аккуратность. Крайне важно, чтобы сведения из всех документов совпадали друг с другом. Наличие ошибок оформления может привести ко многим проблемам.

    Внешнеторговый документ - это документ, содержащий информацию о различных сторонах деятельности в области внешней торговли.

    Заполнение CMR

    Составление CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)

    Составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. Бланк CMR-накладной состоит из десяти (четырнадцати) страниц с незаполненными графами, отпечатанными на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Записи в него заносятся без применения копировальной бумаги, что требует от перевозчиков аккуратного обращения с бланком. Ни в коем случае нельзя на накладной CMR оформлять какие-либо документы (путевые листы, тахограммы и проч.), так как накладная будет испорчена.
    В соответствии с постановлением № 23 CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем в четырех экземплярах (на четырех страницах). Однако на практике рекомендуется оформлять накладную в семи экземплярах.

    У первых четырех страниц CMR-накладной есть собственные наименования (отпечатаны типографским способом):
    • первая страница - "1 Экземпляр для отправителя";
    • вторая страница - "2 Экземпляр для получателя";
    • третья страница - "3 Экземпляр для перевозчика";
    • четвертая страниц а- "4 Для расчетов".

    Страница "1 Экземпляр для отправителя" остается у отправителя и предназначена для подтверждения факта отправки груза и расчетов.
    Вторая - четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

    Страница "2 Экземпляр для получателя" сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю. Она служит подтверждением факта получения (доставки) груза.

    Страницы "3 Экземпляр для перевозчика" и "4 - для расчетов" , заверенные подписями и печатями (штампами) получателя груза, направляются перевозчику. Четвертую страницу CMR-накладной перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третью страницу прилагает к путевому листу (она является основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю).

    Все последующие страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначены для заполнения таможенными (при таможенном оформлении - не менее трех страниц) и другими органами. Количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки.
    При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

    Разницы между заполнением CMR-накладной для импорта или экспорта нет. Если речь идет о заполнении CMR для вывоза (экспорта) товара из России, то можно заполнять CMR на языке страны экспорта (на русском) или на одном из европейских языков (английский, немецкий, итальянский и пр.). Однако не следует забывать, что в российский таможенный орган обязательно придется предоставить вариант CMR с переводом на русский язык.
    Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.

    Графа, номер

    Описание

    Отправитель

    указывается полное наименование отправителя груза (если груз отправляется по поручению другой фирмы, то после наименования грузоотправителя указывается наименование поручителя: "by order", "on behalf"). Одно из наименований обязательно должно быть указано в инвойсе (ввиду того, что продавцом груза может быть как грузоотправитель, так и поручитель) . Также указывается полный юридический адрес отправителя.

    Получатель

    указывается полное наименование получателя груза и почтовый или юридический адрес и ИНН . В случае отправки груза в адрес таможенного брокера делается примечание "для фирмы ________"

    Место разгрузки груза

    указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки . При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес не указанный в данной графе.

    Место и дата погрузки груза

    указывается город, страна и дата погрузки.

    Прилагаемые документы

    указываются документы, прилагаемые к CMR (только те которые сопровождают груз):

    • счет-фактура (здесь - invoice );
    • отгрузочная спецификация;
    • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
    • ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
    • карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
    • сертификат о происхождении (certificate of origin);
    • акт загрузки.

    указываются количество грузовых мест, наименование груза и род упаковки.
    Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе.
    При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой "расшифровку смотри в инвойсе".
    При наличии большого количества наименований указывают расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.
    При контейнерных и других транзитных перевозках со сменой транспорта количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в первоначальном транспортном документе*

    Статистический код

    указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров

    Вес брутто

    указывается вес брутто, заявленный в инвойсе - по экспортной декларации.
    При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.

    Объем

    заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях - необязательно.

    Указания отправителя

    указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной оформления.

    В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза.

    Возврат

    заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после разгрузки груза.

    Условия оплаты

    указывается базис поставки товара , например условия поставки по ИНКОТЕРМС

    Перевозчик

    указываются полные реквизиты транспортной компании владельца транспортного средства, ставится штамп или печать перевозчика

    Последующий перевозчик

    заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку. Ставится печать

    Оговорки и замечания перевозчика

    могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).**

    Данная графа может быть заполнена только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.

    Особые согласованные условия

    • платежи, которые отправитель обязан произвести;
    • сумма, подлежащая уплате при сдаче груза;
    • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
    • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена.

    Стороны договора перевозки (отправитель, перевозчик) могут внести в данную графу любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми, например:

    указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз;

    указывается ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

    указывается наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения

    Прибытие под погрузку

    указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки ставится штамп или печать Отправителя и его подпись.

    указывается номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика. Печать и подпись перевозчика.

    Прибытие под разгрузку

    указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под разгрузку и убытия из-под разгрузки. Печать и подпись Получателя после разгрузки.

    Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.

    указываются номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз

    указываются марки и модели тягача и полуприцепа, загрузившего груз

    оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора

    1. Отправитель

    Указывается фирма - отправитель, её полный адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома.
    Если товар отправляется в Россию по поручению контрактодержателя третьей фирмой, то указывается название этой фирмы и делается приписка: "по поручению".

    CONTRACT № , data:

    2. Получатель

    Указывается наименование фирмы-получателя, её полный адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома.INN (ИНН получателя)

    16. Перевозчик

    3. Место разгрузки

    Адрес места окончательной разгрузки товара склад фирмы - получателя.

    17. Последующий перевозчик

    Указывается наименование перевозчика, его адрес. В этой графе перевозчик ставит свою печать

    4. Место и дата погрузки

    Адрес места погрузки товара и дата погрузки.

    18. Оговорки и замечания перевозчика

    5. Прилагаемые документы

    Вписываются номера инвойсов (счетов - фактур, счетов - проформ), номер книжки МДП (TIR), если имеются номера сертификатов (ветеринарного, фитосанитарного, соответствия и т.д.)

    INVOCE №

    6. Номера 7. Мест 8. Упак. 9. Наименование

    Указываются классы опасности если есть количества загруженных отдельных мест (и/или поддонов), род упаковки, наименование товаров

    10. Стат №

    коды ТН ВЭД

    11. Брутто

    вес брутто

    13. Таможенная обработка

    Название таможенного поста и кода таможни
    Юридическое название СВХ и его адрес
    Номер лицензии и дата выдачи

    14. Возврат

    15. Условия оплаты Базис поставки

    например условия поставки по "ИНКОТЕРМС"

    20.Для отметок получателя. Дата получения груза, его печать

    21. Дата заполнения СМR

    22.Печать Отправителя

    23. Печать Перевозчика

    24. Печать Получателя

    после разгрузки

    25. Регистрационный номер тягача Регистрационный номер прицепа

    *В графе 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.

    В графе 7 содержится количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

    В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).

    Наименование груза указывается в графе 9.

    ** По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки , Эти оговорки вносятся в графе 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки:

    по автотранспортному средству:

    А) автомобиль без тента;
    Б) по согласованию с отправителем;

    по упаковке:

    А) груз без упаковки;
    Б) упаковка повреждена;
    В) упаковка не отвечает требованиям;

    по количеству, маркировке грузовых мест:

    Проверить невозможно по причине:
    А) погрузка выполнена отправителем;
    B) большого количества мест;
    С) опечатан контейнер;

    по принятым грузам:

    А) груз явно в плохом состоянии;
    Б) груз поврежден;
    В) груз подмочен;
    Г) груз подморожен;
    Д) груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

    по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

    Обработка, погрузка осуществляется:

    . по требованию отправителя.

    Разгрузка осуществилась:
    . получателем;
    . водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
    . по требованию получателя.

    Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
    Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя , а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистой графой 18.

    Заполнение CMR-накладной для сторон Договора перевозки.

    Отправитель груза

    Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.

    Графа 1 "Отправитель (наименование, адрес, страна)",
    Графа 2 "Получатель (наименование, адрес, страна)" - наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
    Графа 3 "Место разгрузки груза" - страна и место (адрес) доставки груза.
    Графа 4 "Место и дата погрузки груза" - страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
    Графа 5 "Прилагаемые документы" - перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
    Графа 6 "Знаки и номера" - знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
    Графа 7 "Количество мест" - количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
    Графа 8 "Род упаковки" - род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
    Графа 9 "Наименование груза" - наименование груза.
    Графа 10 "Статист. №" - код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики.
    Графа 11 "Вес брутто, кг" - вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
    Графа 12 "Объем, куб. м" - объем, занимаемый грузом, в кубических метрах.
    При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
    Графа 13 "Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)" - наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.
    В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.
    Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или недоставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.
    Графа 14 "Возврат" - государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
    Графа 15 "Условия оплаты" - условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
    Графа 21 "Составлена в" - наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
    Графа 22 "Прибытие под погрузку. Убытие" - фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.

    Перевозчик груза

    Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.

    Графа 16 "Перевозчик (наименование, адрес, страна)" - реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.).
    Графа 17 "Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)" - реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
    Графа 18 "Оговорки и замечания перевозчика" - оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.
    Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.
    Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.
    Оговорки могут касаться:
    * автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем);
    * упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям);
    * количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:
    а) выполнения погрузки отправителем;
    б) погодных условий;
    в) большого количества мест;
    г) опечатания контейнера;
    * принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя);
    * обработки, погрузки, сохранности, разгрузки:
    а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются:
    - отправителем;
    - водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза по требованию отправителя;
    б) разгрузка осуществляется:
    - получателем;
    - водителем при атмосферных условиях с возможным повреждением груза, по требованию получателя.
    Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.
    Графа 23 - дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя - подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи). Если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика записывается его наименование (то есть проставление штампа перевозчика не обязательно).
    Графа 25 "Регистрационный номер" - государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
    Графа 26 "Марка" - марки и модели тягача и полуприцепа.
    Графы 19, 27-29 - информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). При совершении перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.
    Водитель должен начинать перевозку только после того, как отправитель подписал международную товарно-транспортную накладную. В противном случае ему следует связаться со своим представителем либо отказаться от выполнения перевозки.

    Получатель груза

    После доставки груза водитель представляет получателю вторую, третью и четвертую страницы CMR-накладной. Получатель обязан заполнить на всех страницах графу 24 "Груз получен": указать дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

    Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп) (обязательно!), которыми удостоверяется факт приема груза.

    Страница CMR-накладной "2 Экземпляр для получателя" остается у получателя груза, а третья и четвертая ("3 Экземпляр для перевозчика", "4 Для расчетов") возвращаются перевозчику.

     

    Возможно, будет полезно почитать: