Формовка, способы формовки керамических изделий. Литье из глины Как быстро добыть глину в гипсовую форму

Виды гипсовых форм

Однокусковые формы. Гипсовые формы бывают одно– и многокусковые. Вначале рассмотрим самые простые формы в виде одного монолитного куска. Их можно изготовить несколькими способами.

Первый способ . У нас есть модель рельефного панно размером 20 х 20 см, изготовленная из сырой глины и расположенная на листе бумаги или отрезке ткани. Чтобы сделать форму, переложим модель на кусок стекла или пластика, который по размерам больше, чем панно. Соорудим бортик-ограждение толщиной 2–3 см и высотой тоже на 2–3 см больше, чем самая высокая выступающая точка на панно. Ограждением может служить лента картона, глины, пластилина или деревянные планки. Чтобы оно не раздвигалось при заливке гипса, закрепите его снаружи (подоприте) и закройте все щели. Сырое глиняное изделие не нужно смазывать.

Готовим раствор. Сначала просеем гипсовый порошок через густое сито. Возьмем резиновую чашку (половинку большого резинового мяча) и нальем туда обычную воду. Теперь насыпем лопаткой или ложкой просеянного гипса столько, чтобы над водой образовался небольшой конус, который через 2–3 минуты разойдется в воде. Только после этого палочкой, осторожно и плавно, начнем перемешивать его (так, чтобы не захватить в раствор воздух) в течение 2–3 минут, в зависимости от качества гипса. После перемешивания на поверхности жидкости образуется немного пены, которую следует удалить. Гипсовым раствором чуть-чуть зальем панно, расправляя его мягкой кисточкой так, чтобы полностью закрыть и уничтожить воздушные пузырьки, а затем выливаем остатки раствора.

Не рекомендуется к готовому раствору подсыпать новые порции гипса и дополнительно перемешивать его. Гипсовый раствор быстро твердеет, но в течение 12–15 минут он еще достаточно мягок и легко поддается обработке. Полностью раствор затвердевает через 25–30 минут. Когда поверхность отвердевшего гипса потеплеет, его можно перевернуть и аккуратно, чтобы не повредить форму, вытащить глиняное панно.

Мы получили однокусковую форму. По краям ее неровности зачистим ножом и оставим для высыхания. Сушку проводите при комнатной температуре, поскольку резкий нагрев может разрушить гипс. Когда он окончательно высохнет, то станет светлее и легче. Вот тогда в форму можно набить слой глины. Через 30–40 минут, аккуратно сняв форму, мы получим панно.

Второй способ . У нас есть модель того же панно, но из высушенной глины. В этом случае заливать модель жидким гипсом для изготовления формы нельзя. Поскольку в гипсовом растворе есть вода, которая размочит глину, а та, в свою очередь, расширится и разрушит форму, сначала надо изолировать глину от гипса.

Самой простой изоляцией будет растворенное до состояния сметаны обыкновенное хозяйственное мыло. Этим раствором и смазывают модель перед заливкой гипсом.

А еще лучше к мыльному раствору добавить трансформаторного, машинного или растительного масла из расчета на 250 граммов одну столовую ложку. Некоторые специалисты натирают модель отдельно: сначала маслом, а затем мыльной пеной. Кроме масла, нужна грунтовка – во избежание размокания модели. Высушенное панно 2–3 раза загрунтуйте горячей или холодной олифой – это простейшая грунтовка. Но лучшая грунтовка – разведенный спирт со щелоком (25 % щелока + 75 % спирта). Этим же раствором, но густым, склеивают гипс. Когда грунтовка высохнет (спустя несколько дней), можно начинать формование, предварительно смазав глиняное панно, которое является моделью.

Третий способ . Если необходимо, чтобы модель сохранилась надолго, то ее нужно перевести в гипс.

Для этого отливают первую гипсовую форму, грунтуют ее изнутри, смазывают и заливают раствором. Получают такое же панно, только гипсовое. Его можно подправлять и доделывать. Поэтому панно грунтуют и сушат. Вот модель и закончена. Используя ее, можно сделать множество форм. Отметим, что перед каждой заливкой гипсом обязательно нужно покрыть модель мыльным раствором, который не образует жирных пятен на внутренней стороне формы. Пятна затрудняют отлипание глины от гипса, что может испортить сырые отпечатки. Есть раствор, который смывает такие пятна. Это 3 %-ная кальцинированная сода, а также медный купорос.

Многокусковые формы изготавливать сложнее, чем однокусковые. Рассмотрим этот процесс на примере изготовления формы из гончарного, уже обожженного кувшина. Его грунтуем и используем как модель. Поскольку кувшин не конусообразный, придется делить его по вертикали точно на две половины, а значит, форма будет двухкусковой. Для этого воспользуемся циркулем, карандашом и треугольником (рис. 60).

Можно разделить модель и другим способом (рис. 61).

Найдем центр днища и верха при помощи циркуля. Отметим его точкой на днище. Положим кувшин горизонтально на стол, закрепив кусочками глины с двух сторон. Проверим горизонтальность, измерив расстояние от центра днища и центра верха до плоскости стола. Если они одинаковые, то модель находится в горизонтальном положении. Таким же шагом циркуля проводим горизонтальную линию с двух сторон кувшина: одна ножка циркуля – на поверхности стола, другая, с карандашом, – сбоку кувшина. Концы линий через точку в центре днища объединяем.

Изготавливаем короб-ограждение (можно разборной) из дощечек с таким расчетом, чтобы расстояние от трех сторон модели до короба было приблизительно 3–4 см. Высота ограждения тоже должна быть на несколько сантиметров больше, чем самая высокая точка модели. Верх ее – а у нас это горлышко – придавливаем к внутренней стороне короба. Пространство, созданное с трех сторон между моделью и коробом, от поверхности стола до линии разделения, заполним глиной или пластилином (при этом нужно проверять, не прогнулось ли дно вовнутрь). Выровняйте глину и смажьте оставшуюся половину модели изолирующим раствором. Приготовьте свежий раствор гипса, залейте сверху модель и сглаживайте поверхность вровень с коробом.

Когда гипс затвердеет, разберем ограждение и освободим модель от глины. Вытащим модель, держа ее одной рукой и слегка постукивая деревянным молотком в стенку затвердевшего гипса. Мы получили один кусок формы. Зачистим и выровняем ее с той стороны, где гипс касался глины. Там же ножом вырежем конусообразные гнезда для замков. С помощью этих замков две половинки будут точно совпадать и не смещаться (рис. 62).

Вставим модель в уже изготовленный кусок формы той же стороной. Положим ее снова на стол, чтобы она была сверху, а гипс снизу. Расположим короб, как в предыдущий раз, смажем кувшин и гипс по всей поверхности, где он касается новой, другой, половины формы. Приготовьте свежий раствор гипса и залейте короб доверху. Когда гипс затвердеет, снимите короб и в собранном состоянии двух половинок зачистите всю форму, как одно целое. Постукивая, рассоедините их и вытащите модель. Двухкусковая форма готова, ее можно связать при помощи колец, нарезанных из старых резиновых камер, шин автомобиля. Они хорошо прижимают части формы.

Кроме кувшина, благодаря двухкусковой форме можно изготовить и другие керамические изделия.

Положите модель на стол горизонтально. Затем поверните, отметив на глаз линию, которая разделит ее на левую и правую части (верх-низ). Поставьте модель вверх днищем и обложите глиной до линии раздела, сделав короб. Высота стенок короба должна быть на несколько сантиметров выше, чем конечная точка днища. Предварительно загрунтованную модель перед заливкой смажьте мыльным раствором, приготовьте гипсовый раствор и заполните весь короб. После отвердения разберите короб и выньте модель. Изготовив вторую часть, зачистим всю форму (рис. 63).

Чтобы сделать более сложные модели, используют многокусковые формы. Несимметричные модели необходимо хорошо осмотреть, наметить линии раздела и продумать очередность изготовления кусков. Технология остается такой же.

Из книги Декоративные пруды и водоемы автора Иванова Наталья Владимировна

Соотношение форм по величине При выборе деревьев и кустарников для сада мы, как правило, основываемся на контрастах: большой – маленький, высокий – низкий, конусовидный – шарообразный и т. д. Например, прямые дорожки в саду, соединяющие разные точки, прекрасно смотрятся

Из книги Внутренняя отделка. Современные материалы и технологии автора

Виды бассейнов Бассейны существуют постоянные и сезонные, также они подразделяются по месту расположения – закрытые или открытые, т. е. под крышей или на открытом пространстве; по способу установки – наземные, вкапываемые, выложенные, надувные; по назначению –

Из книги Вышитые пейзажи. Цветы и деревья, вышитые крестиком автора Ращупкина С. Ю.

Виды фонтанов Существует невообразимое множество форм фонтанов. Они могут различаться струями – по мощности, высоте, оформлению – скульптурному и архитектурному – и вообще по технической сложности. Из них можно выделить наиболее распространенные, на основе которых

Из книги Дорожки и площадки, бордюры, каменные горки, стенки, ступени из камня, плитки, гравия, гальки на вашем участке автора Жмакин Максим Сергеевич

Виды водопадов При проектировании водопада одной из самых сложных задач становится достижение красивой и цельной линии падающего потока воды. Это требует определенного мастерства. А секрет заключается в том, что крайний (водосливный) камень должен быть безупречно

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

Из книги Художественная обработка металла. Чеканка автора Мельников Илья

Виды вышивки На выставке вышитых изделий кажется, что фантазии вышивальщиц нет предела, - настолько многообразна палитра красок, рисунков, видов вышитых образцов истинно народного искусства. Но специалистам известны 2 основных вида вышивки: глухая (счетная и свободная),

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Виды и устройство Основные виды и модели каменистых садовУкрашением сада могут быть не только цветы, многочисленные виды травянистых растений, кустарники и деревья. В последнее время огромную популярность у любителей дачной жизни приобрели каменистые садики –

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Паттерны базовых форм 1. Треугольник. 2. Воздушный змей. 3. Кристалл. 4. Рыба. 5. Дверь. 6. Дом. 7. Блинчик. 8. Катамаран. 9. Двойной треугольник. 10. Двойной

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

Из книги автора

Ручное формование изделий в гипсовых формах Если вы хотите сделать несколько идентичных глиняных изделий, можно использовать гипсовые формы. Почему именно гипсовые? Во-первых, гипс достаточно распространенный и дешевый материал, во-вторых, из него можно отлить сложную

Из книги автора

Виды плитки Плитка является одним из самых многофункциональных облицовочных материалов. Это разноформатные пластины сравнительно небольшой толщины, выполненные из различного материала – керамики, природного камня, стекла и

Из книги автора

Облицовка плиткой на гипсовых вяжущих Ниже представлен технологический процесс облицовки гипсовыми декоративными плитками стен и перегородок внутренних помещений.Подготовку поверхности под облицовку плитками на гипсовых вяжущих (в частности, гипсовыми

Существуют традиционные приемы работы с глиной. Их всего шесть:

1) ленточно-жгутовый - популярный в северо-западных районах России и Таджикистане;
2) восточно-сибирская лепка сосудов из нескольких частей со спаями, идущими в вертикальном направлении;
3) среднеазиатская лепка сосудов из четырех горизонтальных поясов;
4) формовка путем выбивания;
5) отминка в готовую форму:
6) последний в списке, но не по значимости - вытягивание сосуда из одного куска глины на ножном гончарном круге. Существует, правда, еще один способ изготовления глиняных сосудов, но его вряд ли можно выделить в отдельный, седьмой, прием, так как при помощи его изготавливались только весьма однообразные сосуды для вина и зерна в эпоху неолита.

Этим способом сосуды "воздвигались" вручную, как строительные постройки. Из грубой ткани, по очертаниям будущего сосуда шили форму, которую заполняли песком. Снаружи заполненная песком форма обмазывалась глиной. По мере высыхания сосуда песок из мешка постепенно высыпали, а сосуд обжигали в огне. Отпечаток ткани - бывшей оболочки формы - иногда оставался на внутренней стороне сосуда.

Отдельно надо сказать о литьевом способе, когда шликер заливается в гипсовую форму. Сегодня это самый распространенный способ производства керамических изделий, в том числе майолики, фаянса и фарфора. Он появился в средние века и благодаря технологической простоте стал быстро вытеснять все остальные способы изготовления керамики. Но древние традиционные способы работы с глиной и в наше время не исчезли окончательно. С их помощью создаются высокохудожественные керамические произведения, выявляющие замечательные свойства глины и в то же время служащие человеку. Поэтому расскажем о них подробнее.

Для работы первым способом необходима турнетка (вращающийся на оси круглый столик из металла, пластмассы или дерева) или заменяющий ее аналогичный предмет. На вращающуюся поверхность нужно прилепить раскатанную скалкой лепешку. Срезав лишнее, оставить на ней ровный глиняный круг и по его краю начать навивать из глиняных жгутов стенку будущего сосуда. Этот процесс похож на процесс плетения корзины, но только без вертикальных прутьев, так как жгуты в отличие от лозы слепляются друг с другом, и по мере роста стенки сосуда их выравнивают пальцами или стекой.

Второй способ изготовления глиняной посуды проще в описании, но сложнее в применении. Раскатав глину, словно тесто, в лоскут толщиной 4 мм, нужно тщательно выкроить части будущего сосуда и приготовить их к склеиванию. Этот процесс очень походит на лоскутное шитье. Склеивать глиняные лоскуты нужно в подвяленном состоянии (в кожетвердом, как его называют керамисты). На склеиваемые поверхности (швы) нужно нанести скальпелем насечку и сма зать, словно клеем, шликером. Этот способ работы с глиной в последнее время получил широкое распространение. Керамисты в бук вальном смысле слова "шьют" из глины всевозможные изделия, на чиная от простейших предметов быта до сложных скульптурный композиций. Подкладывая при раскатке глины на стол различную фактурную ткань, вы можете получить глиняные лоскуты уже с нужным рисунком. Сейчас такой способ глиняного "шитья" называют текстилькерамикой.

Третий способ изготовления глиняных изделий от второго отличается только направлением швов склеиваемых элементов.

Четвертый способ работы с глиной, но он самый трудный, и мне сейчас с большим трудом верится, что таким способом наши предки делали довольно тонкостенные сосуды. (Но с трудом верится и в то, что люди, потирая в ладонях деревянную палочку, упертую в бревно, добывали огонь.) Чтобы сделать сосуд способом выбивания, вы берете кусок глины, вдавливаете в него скалку, но не насквозь, а оставляя слой, который будет служить дном будущему сосуду. Затем кладете скалку вместе с глиной горизонтально и начинаете расширять отверстие в глине, как бы раскатывая ее изнутри, Когда стенка сосуда начнет прогибаться под собственным весом, ставьте сосуд на дно и, ударяя скалкой изнутри (снаружи при этом подставьте специально скругленную дощечку или ладонь), доведите толщину стенки сосуда до нужной - 5-6 мм. Затем к полученному таким способом цилиндру или горшку прилепите сделанное заранее горлышко. Бутыль или кринка готовы.

Пятый способ - отминка в готовую форму-представляет собой повторение глиной заранее приготовленных форм. Форма делается практически из любого материала: дерева, металла, гипса, она может быть как цельной, так и составной. При изготовлении цельных форм нужно учитывать, что отмятые в них глиняные изделия должны свободно выниматься.

Этими способами обработки глины пользовались при изготовлении самых различных предметов быта до тех пор, пока неизвест ный гений, которого можно сравнить разве что с изобретателем колеса, не создал гончарный круг. И только на нем глина смогла пока зать все, на что она способна.

Сначала люди работали на. ручном гончарном круге, что сильно ограничивало их возможности, так как работали одной рукой, вторая вращала круг. С изобретением ножного круга и высвобождением второй руки человек смог окончательно раскрепостить глину.

Ножной круг, которым пользовались старые российские мастера, изготавливался из дерева (за исключением металлического стержня, который выполнял роль подшипника) и состоял из двух дисков: верхнего 40 см в диаметре и 5 см толщиной и нижнего 60 см в диаметре и тоже 5 см толщиной. Диски укреплялись горизонтально, параллельно друг другу на расстоянии 40-45 см шестью или восемью брусками, поставленными или совершенно вертикально или с небольшим наклоном к центральной оси.

Центральная ось - деревянный круглый вал длиною 50 см - проходил сквозь нижний круг-маховик и нижним концом укреплялся неподвижно (или путем вбивания в землю сквозь пол мастерской, или прикреплением к толстой доске "лапке", прибитой наглухо к полу мастерской). В верхний конец вбивался металлический штырь на котором, как на подшипнике, вращались скрепленные между собой деревянные крути. Если отверстие в нижнем круге становилось слишком велико для вала и круг "болтался" - вал в этом месте обматывался пенькой или очесами льна. Во время работы, чтобы круг легче шел, вал у нижнего круга смачивался водой, а верхний металлический стержень смазывался растительным маслом.

Современный гончарный круг оснащен электрическим двигателем. Как же работать на гончарном круге? Конечно, на словах этому научить трудно. Главный помощник здесь - опять же ваш будущий опыт. Но на основные моменты я все-таки обращу ваше внимание, просто поделюсь собственным опытом, который свидетельствует о том, что гончарный круг является полноправным соавтором мастера, так как он помогает почувствовать гармонию формы.

Для работы на гончарном круге нужны определенные способности, определенные данные. Первое, с чего вам нужно начать, как при обучении игре на фортепиано, - это с постановки рук. Запомните, если вы не поставите правильно руки - ни за что не добьетесь хороших результатов. Вы не сможете чувствовать толщину стенки сосуда, а значит, он выйдет либо очень толстым и тяжелым, либо вы сделаете очень тонкие стенки, еще не закончив изготовления сосуда. И это просто не даст вам его выкрутить до конца - он завалится. Основных положений рук при работе на гончарном круге - три.

Первое , которым гончары пользуются в начале работы, выкручивая при этом положении рук сосуд примерно на одну треть. При этом положении стенка у основания будущего сосуда находится между средним пальцем левой руки и мизинцем правой. Мизинец расположен горизонтально, а пальцы левой руки вертикально.

Второе положение - основное, при нем вы придаете сосуду его окончательную форму. Стенка вытягиваемого сосуда находится между указательными пальцами, но вывернутыми так, что указательный палец правой руки расположен горизонтально и выше большого пальца, и всей правой ладонью вы как бы обнимаете сосуд; левый указательный палец расположен вертикально и с правым образует крест.

Третье положение рук необходимо гончару в основном для формирования "губ" сосуда. Стенки сосуда находятся между подушечками указательных пальцев, при этом указательный палец левой руки расположен ниже большого пальца. При достижении определенного мастерства у вас могут появиться свои особенности постановки рук, как, впрочем, они появляются у скрипачей и пианистов, но эти особенности никогда не должны искажать основного принципа правильной постановки рук. Известно, что переучиваться намного труднее, чем учиться.

После постановки рук вы должны освоить основные операции. Первая - центровка глины на круге. При этом ладонью правой руки нужно научиться сминать глину к центру, формуя конус. Опорой для локтя правой руки может служить бедро. Затем, нажимая на конус ладонью левой руки, опускаете его вниз до формы шайбы и так несколько раз, пока глина в форме полусферы не будет ровно, без всякого биения вращаться на круге. Процесс центровки не только перемешивает глину и позволяет перейти к следующему этапу работы, но еще позволяет избавиться от оставшихся мелких пузырьков воздуха, которые с треском покидают глину при формировании конуса. При центровке нужно умело изменять скорость вращения круга. С усилением давления рук скорость должна увеличиваться. Если вы не научитесь правильно центровать глину, вы никогда по-настоящему не овладеете искусством гончарства, так как даже маленькое биение плохо отцентрованной глины в начале работы по мере роста сосуда будет увеличиваться и в конце концов обязательно сорвет его с круга.

Важным моментом в процессе работы является фиксирование дна сосуда. Здесь должна подключиться интуиция, которой можно помочь. Для начала делайте обычные трапециевидные в вертикальном сечении цветочные горшки с отверстием в дне, что даст вам возможность почувствовать его толщину. Толщина дна и стенок гончарного сосуда должна быть 2-4 мм в зависимости от вашего мастерства, качества глины, размеров изделия и его назначения или характера. Но все по порядку.

В центре отцентрованного куска глины пальцем сделайте промин, смочите его водой (при работе на гончарном круге вы постоянно должны смачивать руки в тазу с водой) и продавите глину до воображаемого дна. Затем разгоните глину радиальными усилиями до размеров будущего дна сосуда и только после этого начинайте тянуть стенки. Главное усилие делайте при этом той рукой, которая снаружи, а другой в основном поддерживайте глину изнутри. Это, так сказать, основное положение. При изготовлении различных форм руки постоянно как бы обмениваются усилиями. Но ни в коем случае ни одна из них полностью не ослабевает. Вы как бы тянете глину вверх и внутрь, вверх и наружу, при этом пальцы правой руки несколько ниже пальцев левой, между ними глина принимает форму буквы "8". Сосуд под действием ваших рук растет вверх и вширь.

Не старайтесь сразу сделать вазу или кринку. Отработайте сначала отдельные операции. И не жалейте сминать первые неуклюжие работы. Не надо плодить уродов - это заповедь древних мастеров. И запомните самое главное: полностью доверяйте глине, ее внутренней памяти, ни в коем случае не перечьте ей, ибо глина держит только гармоничные формы. Не забывайте о центробежных силах, которые, в общем-то, и формируют глиняный сосуд. По мере роста сосуда скорость вращения круга, а значит, и центробежная сила, должна уменьшаться, иначе сосуд просто завалится.

Закончив работу, промокните сосуд губкой, подрежьте лишнюю глину у основания сосуда резцом, дайте ему немного постоять и подвялиться. За это время вы можете оценить свою работу, и если инту иция подсказывает вам, что работа удалась, берите струну и срезайте сосуд с круга. И когда вы по-настоящему овладеете мастерством гончара, то каждый раз, взяв в руки свежевыкрученный сосуд, будете искренне удивляться его необыкновенной легкости относитель но объема. Он будет вам казаться намного легче того куска глины, из которого вы его выкрутите. И именно этой воображаемой разницей в весе можно будет всегда измерить ваше мастерство.

Далее вы должны носиться с сосудом, словно с маленьким ребенком, потому что сушка - очень ответственный момент в изготовлении гончарных изделий. Неправильно высушив изделие, вы сведете на нет все ваши прежние усилия. Помните: свежевыкрученный сосуд больше всего боится сквозняков. Поэтому сушить изделия нужно в специально отведенных местах. Изделия должны сохнуть достаточно медленно, чтоб не возникло напряжений внутри глины между уже высохшими и давшими усадку наиболее тонкими деталями и еще влажными. Вот почему желательно, а по большою счету - так обязательно, чтобы толщина стенок изделия была везде одинакова, а это будет зависеть от вашего мастерства.

Наиболее сложные изделия - клееные, с носиками, ручками и разной лепниной - должны сохнуть очень медленно и желательно в специальных сушильных шкафах или просто под полиэтиленовой пленкой. Но пересушивать изделие тоже не следует, так как оно снова поглотит влагу из воздуха до равновесия с влажностью окружающей среды. Характерным и важным моментом в процессе сушки любого изделия из глины является момент прекращения усадки. Этот момент наступает, когда зеркало испарения начинает постепенно перемещаться в глубь изделия и его поверхность начинает светлеть. С этого момента скорость сушки можно увеличить. Количество оставшейся воды после прекращения усадки у пластичных глин - порядка 10-20%, у каолинов - 25-30%. Техническое название этой остающейся части воды - "вода пор" (в отличие от удаленной в процессе усадки "усадочной воды"). Остаточная влажность после сушки обычно составляет 6-8% .

Усадка при сушке тем выше, чем дисперснее и пластичнее глина. Например, каолин просяновский имеет линейную усадку при сушке -2-3%, лёсс - 3,5-5,5%, гомельская глина - 6,4%, кембрийская глина, на которой работает артель "Покровская керамика", - 6,4-6,6%, часов-ярские глины 8-10,5%. И еще: поведение глины зависит от продолжительности сушки и толщины стенок сосудов. Медленное высушивание дает несколько большую усадку глины, чем быстрое. Объемная масса глины и прочность изделий при быстрой сушке немного уменьшаются, и чем толще стенки сосудов, тем усадка больше. Введение в глину электролита (жидкого стекла или канцелярского клея) или увеличение количества отощителя уменьшает усадку при сушке. Обязательно используйте в своей работе опыт печорских гончаров: чтобы при сушке не трескались донышки сосудов малого диаметра, они на первое время сушки обматывают низ сосуда чуть влажной тряпкой или газетой. Чтобы при сушке не треснуло днище у блюда большого диаметра, нужно обмотать влажной тряпкой края блюда.

О лощении надо сказать обязательно. Это один из старинных способов декорирования керамических изделий. Черепок в кожетвердом состоянии заглаживают лощилом, которое изготавливается из камня, кости, дерева или металла. Поверхность черепка таким образом уплотняется и заглаживается до блеска, который сохраняется и после обжига. На поверхности чернолощеного сосуда частичное лощение создает блестящие узоры на матовом черной фоне. Еще раз подчеркнем, что лощение производится на не полностью высохшем изделии. Если этот момент упущен и изделие высохло, то перед лощением его нужно смачивать. Это можно сделать несколькими способами: обмыв его влажной губкой, обрызгав водой из пульверизатора или очень быстро окунув в воду.

После того как изделие будет как следует высушено, вы должны его замыть. Под этим термином подразумевается операция, требующая особой аккуратности, так как вы можете сломать изделие, ведь до обжига оно очень хрупкое. При замывке вы влажной губкой обитраете его, как бы стирая пыль, и при этом все шероховатости, заусенцы, неровности размываются водой и исчезают.

Изделия готовы к обжигу.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)

  • Лепка из целого куска глины
  • Ручное вытягивание сосудов.
  • Изготовление резного сосуда
  • Спиральная лепка из жгутов
  • Лепка сосудов из пластин
  • Лепка на гончарном круге - «кружале»
  • Инструменты гончара
  • Приемы работы на гончарном круге
  • Изготовление на гончарном круге цветочного горшка
  • Изготовление крынки, или горлача
  • Изготовление миски и блюда
  • Глиняное литье

  • Игрушки - своими руками
  • Настенные панно
  • Изразцы
  • Лепка глиняной модели
  • Изготовление гипсовой формы.
  • Формовка изразцов
  • Страница 19 из 25

    Глиняное литье

    Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей. Глиняное, или шликерное, литье основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу.

    Шликер - это глина, разведенная до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки.

    Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок. После высыхания полое глиняное изделие извлекают из формы и досушивают перед тем, как подвергнуть обжигу. Такова в общих чертах схема глиняного (шликерного) литья. Непосредственному литью предшествует большая подготовительная работа. Необходимо выполнить эскиз и изготовить по нему модель будущего изделия, а затем отлить из гипса по модели литейную форму.

    К разработке эскиза следует приступать только после того, как вы четко представите себе назначение разрабатываемого изделия, ведь форма, пропорции, величина и декоративная отделка находятся в тесной связи с ним. Но учтите, каким бы удачным ни был эскиз, при изготовлении по нему объемной вещи почти всегда возникает необходимость внести какие-то поправки. Таким образом, непосредственная работа над объемной моделью может подсказать художнику такие решения, которые не всегда можно предугадать в эскизе. На производстве иногда существует разделение труда, когда эскиз выполняет художник, а модель вытачивает мастер-модельщик. Чтобы творческий процесс не прерывался, художник должен уметь сам вытачивать или вырезать модели.

    Модель можно выполнять из дерева или гипса. Из дерева модели точат на токарном станке или изготавливают столярными и резчицкими инструментами.

    Выточенные и вырезанные детали соединяют в единое целое с помощью гвоздей, шурупов и водостойкого клея, например БФ-2 или эпоксидной смолы. Готовую модель несколько раз пропитывают горячей олифой и просушивают. Модели из гипса вытачивают на специальном точильном станке, который представляет собой, по сути дела, гончарный круг, по правую и левую стороны которого расположены ступенчатые подпорки (рис. 33.1а).

    Во время точения на ступеньки укладывают деревянную рейку-правилку (33.1б). Правилка служит опорой резца при вытачивании модели. Если к гончарному кругу подсоединить электромотор, то его вполне можно использовать в качестве точильного станка. На верхний диск набивают несколько реек и по периметру привязывают бечевками опалубку из водостойкого картона, пропитанного олифой или парафином (33.1в). В опалубку заливают гипс (33.1г). Таким образом, на диске после затвердения гипса и снятия опалубки образуется массивная цилиндрическая болванка - головка точильного станка (33.1д). Головка располагается с таким расчетом, чтобы во время работы вращающаяся модель находилась примерно на уровне глаз точильщика. Так же, как и при вытягивании глиняного изделия на гончарном круге, диск должен вращаться против часовой стрелки со скоростью 300-350 оборотов в минуту. По принципу действия точильный станок напоминает токарный: с вращающейся заготовки также постепенно снимаются резцами стружки до тех пор, пока не будет получена нужная конфигурация тела вращения. Но в отличие от токарного станка, гипсовая заготовка располагается вертикально, а не горизонтально.

    Благодаря этому заготовку удобно отливать непосредственно на головке точильного станка; к тому же мастер видит изделие в естественном положении, то есть так же, как если бы оно стояло на столе. В процессе поиска или уточнения формы это очень важно. Резцы для точильно-модельного станка называются клюшками (33.2б). Клюшки изготавливают из стальных стержней, которые насаживают на деревянные ручки. На торце стержня под прямым углом прикрепляется стальная пластинка, имеющая форму треугольника, ромба, трапеции, вала и т. п. Так как обрабатываемый материал достаточно мягок, то нет необходимости закалять режущие части резцов. Некоторые резцы можно изготовить из толстой проволоки, конец которой расплющивают и сгибают крючком. Подобные клюшки используются при точении глиняных изделий на гончарном круге.

    Определяя размеры модели, а следовательно, и заготовки, нужно учитывать, что глиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложности на 10-15%. Чтобы керамическое изделие после сушки и обжига имело ранее запланированные на эскизе размеры, следует модель для ее формы делать крупнее, с учетом процента усадки, который определяется опытным путем. Если же он заранее известен, размеры гипсовой или деревянной модели определяют по формуле: X = 100 х а/100 - б, где а - размер керамического изделия после сушки и обжига, б - воздушная и обжиговая усадка в процентах. Предположим, что высота готового керамического изделия должна быть 250 мм при 10-процентной усадке глиняной массы. По формуле определяем, что высота модели из гипса должна быть равной 276 мм. Если же вы имеете дело с одной и той же глиной постоянно, то, значит, и усадка всегда будет постоянной. В этих случаях для определения размеров модели можно использовать масштабный циркуль, сделанный из двух стальных полосок (33.2а). Кончики циркуля подогните так, чтобы расстояния между ними имели определенные пропорциональные соотношения, которые устанавливаются опытным путем. Раствор циркуля на одной стороне должен соответствовать действительным размерам глиняной отливки, на другой - размеру, который необходимо взять на модели. Подготовив станок и инструменты, установите на гипсовой головке обечайку в виде цилиндра, свернутого из плотного, пропитанного олифой картона или толя (33.3а). Цилиндр скрепите мягкой проволокой или сшейте толстыми нитками.

    Высота обечайки должна соответствовать высоте вытачиваемой модели, а диаметр - наибольшему диаметру модели с небольшим припуском.

    В закрепленную на головке точильного станка опалубку налейте доверху гипсовый раствор (на 7 частей гипса 10 частей воды). Как только через 8- 10 минут гипс затвердеет, снимите опалубку и, разметив карандашом все основные размеры (33.3б), приступайте к вытачиванию модели. Правильце положите на верхние ступеньки, обоприте на него клюшку и начинайте снимать стружку с вращающейся гипсовой заготовки (ЗЗ.Зв).

    Насыщенный влагой гипс режется очень легко. Во влажном состоянии его следует поддерживать до окончания точения. При высыхании гипс нужно увлажнять смоченной в воде губкой. Добившись нужной конфигурации модели, срежьте ее у основания стальной проволокой, а затем просушите при комнатной температуре 2-3 суток. Высушенную модель пропитывают несколько раз олифой или эпоксидной смолой, разведенной ацетоном. Чтобы модель просохла, требуется еще не менее двух суток. Модель служит основой для изготовления литейной гипсовой формы. Простейшая гипсовая форма состоит из двух половин. Прежде чем приступить к отливке формы, со стороны донышка в основании модели сделайте неглубокий полусферический вырез. Это обеспечит устойчивость будущей отливки. Установите опалубку из толя на ровный щит, предварительно смазав разъединительной смазкой ее внутренние поверхности (рис. 34).

    Разъединительную смазку приготовьте из двух частей парафина и пяти частей керосина, расплавленных на водяной бане. Закончив подготовку, налейте в опалубку слой гипса толщиной 10-15 мм (34.1). Как только гипс схватится, но не потеряет пластичности - примерно через 1,5-2 минуты, - установите внутри опалубки модель, вдавив в мягкий гипс ее основание. Затем долейте гипс в опалубку с таким расчетом, чтобы раствор оказался на уровне самых выпуклых участков модели.

    Помните, что если уровень гипсового раствора будет поднят выше самых выпуклых точек, то модель невозможно будет извлечь из нижней части формы.

    Сняв опалубку, вырежьте ножом вдоль всего периметра фальц (четверть), которая в дальнейшем будет являться частью замкового соединения двух половин гипсовой литейной формы (34.2). Плоскости срезов смажьте разъединительной смазкой и снова установите в опалубку, которую теперь уже нужно залить гипсовым раствором доверху (34.3). После затвердевания гипса снимите опалубку и на боковой поверхности нанесите риску (34.3а), идущую вдоль ее оси и пересекающую обе половины формы. Это необходимо для того, чтобы при сборке формы можно было быстро и точно соединить одну половину с другой. После нанесения риски затвердевшие половины формы разъединяют и извлекают из нее модель (34.4). Форму нужно досушить уже без модели в течение двух-трех суток. Она высохнет гораздо быстрее, если ее сушить около печи или у батареи центрального отопления. Форма готова. Теперь нужно приготовить шликер - отмученную жидкую глину. О способе отмучивания глины рассказано в самом начале книги.


    Глиняное литье
    . Залейте шликер в хорошо просушенную гипсовую форму доверху (рис. 35.1). Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадаться по тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы.

    Процесс всасывания влаги с одновременным нарастанием глиняного слоя на стенках формы называется у керамистов «насасыванием черепка».

    Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер нужно слить (35.2). На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, - стенки будущего сосуда. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать (35.3). Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах, и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенки затвердевают и становятся тоньше. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же не спеша извлеките отливку из нижней половины формы (35.4).

    Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней. После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностью восстанавливается и в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копией первого. В одной форме можно выполнить около двухсот отливок. Конечно, сосуд, в основе которого лежит тело вращения, можно изготовить и другим способом, например на гончарном круге. Но есть сосуды, для которых литье чуть ли не единственный способ формовки. К ним относится прямоугольная декоративная ваза, изображенная на рисунке (рис. 36).

    Модель вазы изготовляют из прямоугольного деревянного бруска, к которому приклеивают ножки и горлышки, выточенные на токарном станке (36.1). На одной или двух стенках модели вырезают рельеф. Готовую модель зачищают наждачной бумагой и пропитывают горячей олифой два-три раза. Форма по этой модели отливается в той же последовательности, что и круглая ваза, только вместо цилиндрической опалубки применяется прямоугольная, собранная из четырех дощечек (36.2). Опалубку и поддон смазывают разъединительной мастикой и наливают в нее жидкий гипс так, чтобы в нем оказалась ровно половина модели. Замковое соединение получают вырезанием в нижней половине формы по углам конических углублений (36.3а), которые смазывают мастикой. После заливки второй половины формы (36.4) гипс заполняет эти углубления, образуя шипы. При сборке формы шипы точно войдут в соответствующие углубления и обеспечат точность соединения обеих половин.

    Готовую форму освобождают от модели, сушат, а затем выполняют отливку уже известным способом (36.5).


    Шликерное литье — это техника изготовления гончарных изделий путем литья в форму, без использования гончарного круга или ручной формовки. Применяется как при массовом производстве изделий из глины, фарфора и других смесей, так и при изготовлении мелкосерийных и авторских предметов.

    Форма, или оправка, изготовляется из гипса. После того, как в оправку заливают шликер, она впитывает в себя воду. Глина оседает и застывает на внутренней поверхности формы, повторяя ее рельеф в малейших деталях.

    Состав шликера

    Основа шликера — это глина с добавками, разведенная водой. Обычно ее разводят до консистенции сметаны или густых сливок.

    Шликер готовят на основе одного или нескольких видов глины, добавляя песок, шамот, электролиты и красители. Для разных видов изделий выбирают наиболее подходящий для них состав.

    Технология шликерного литья

    Процесс шликерного литья базируется на двух физических явлениях: способности гипса впитывать воду и способности глины отдавать воду. Возможно изготовление двух классов отливок: тонкостенные и толстостенные (полнотелые). На фоне технологий гончарного круга или ручной лепки процесс выглядит достаточно сложным. Применение его требует определенных навыков и опыта. Даже опытным мастерам обычно приходится дорабатывать отливочные формы. Весь технологический процесс от начала разработки эскиза до получения готового изделия может занять до нескольких недель.

    Предварительные операции

    Сначала необходимо разработать эскиз. При разработке нужно учесть требования выбранной технологии, предусмотреть в форме литники достаточного сечения и в местах, обеспечивающих наилучшее заполнение оправки и прилегание к модели.

    На основе эскиза можно приступать к изготовлению модели. Модель является точной копией будущего изделия, но отличается от него чуть большими размерами. Это припуск на неизбежную усушку в ходе обжига.

    Модели делают из таких материалов, как пластилин, гипс, дерево, керамика или силикон. Используя модель, мастер делает разборную форму из гипса. Другие материалы, доступные в условиях мастерской, для оправки не подходят, поскольку только гипс обладает уникальным свойством всасывать воду из шликера. Форма разбирается, модель извлекается. Оправка готовится к литью. Шликер разводится и тщательно перемешивается непосредственно перед отливкой.

    Собственно литейный процесс состоит из следующих этапов:

    • Заливка шликера в форму
    • Удаление избытков раствора
    • Подсыхание отливки
    • Отделение отливки от стенок формы.

    После подсушивания разъедините части формы и осторожно извлеките изделие. Отливка подсушивается, при необходимости правятся недостаточно проработанные детали.

    Впоследствии отливку нужно обжечь в муфельной печи, как и изделие, выполненное на гончарном круге или ручной формовкой. Изделия, выполненные методом шликерного литья, также можно покрывать глазурью. Глазурный шликер наносится на поверхность. После этого проводится повторный обжиг изделий. Компоненты глазури спекаются, образуя тонкий и гладкий стеклообразный слой.

    Оборудование и материалы для литья

    Для литья используется шликер определенной консистенции. На ощупь он должен быть маслянистым. В состав шликера, помимо глины и воды, включают различные добавки, меняющие консистенцию и другие свойства суспензии. В качестве добавок используют

    • Другие сорта глины
    • Песок
    • Шамот
    • Электролиты
    • Красители

    Важнейшим оборудованием являются формы для литья. От продуманности конструкции и качества изготовления напрямую зависит качество конечного изделия. В шликерном литье применяются гипсовые формы. Оправка обычно делается из двух частей. Для точного совмещения двух частей на одной из них предусматриваются выступы, а в другой — соответствующие им по профилю впадины. В художественном литье, отличающемся малыми сериями, части формы скрепляются резинками. Гипсовая форма для шликерного литья обладает ограниченным сроком службы, и при планировании выпуска больших партий (например, изразцов) необходимо предусмотреть изготовление нескольких оправок на каждое изделие.

    Важно! Форму необходимо делать только из высококачественного скульптурного гипса. Гипс должен быть пуховым, не содержать посторонних включений и комков. Оправки, изготовленные из высококачественного гипса, способны выдерживать более сотни отливок. Если же гипс низкокачественный, то после десятка отливок стенки начинают выкрашиваться и осыпаться.

    Формы, пришедшие в негодность, можно раскрошить молотком, просеять через мелкое сито и добавлять в гипсовый раствор для отливки новых оправок в пропорции не более чем 1:10.

    Основные проблемы при шликерном литье

    Загустевание раствора в форме

    Раствор может загустеть, просто находясь в оправке. Поэтому перед сливом лучше активировать залитый в форму шликер путем легкого взбалтывания, вращения или легкого потряхивания

    Забивание литника

    Если применяется форма с небольшим литником, до начала слива нужно прочистить отверстие тонким шпателем.

    Некоторые начинающие мастера вырезают кратер литника, не притрагиваясь к отверстию и боясь нанести вред отливке. Чтобы отверстие литника оставалось свободным, можно вставить в них обрезки коктейльных трубочек.

    Форму нужно перевернуть над емкостью для слива и ровно и сильно подуть в трубочку. Важно добиться полного вытекания. Особо внимательно надо относиться к формам сложного рельефа.

    После того, как шликер слит, обрезок трубочки надо залить водой. В том же положении, литником вниз, оправку следует поставить на пластиковую поверхность.

    Установка формы после слива шликера в исходное положение

    После слива раствора форму надо установить в перевернутом положении. Если вернуть ее в исходное, образуются потеки шликера по стенкам изделия, и толщина стенок меняется. Разная толщина стенок приведет к росту напряжений в ходе обжига и даже возникновению трещин вдоль потеков. Отливка может быть безнадежно испорчена.

    Неполное слитие шликера из формы

    Неполный слив также может привести к потекам и трещинам при обжиге. Если сливается изделие замысловатой конфигурации, при сливе форму лучше встряхивать под разными углами, добиваясь полного слива шликера.

    Особенности тонкостенного литья из шликера

    Если необходимо получить тонкостенное изделие, важно помнить, что после заливки гипс сразу же начнет высасывать воду из шликера. В зависимости от времени нахождения раствора в форме меняется толщина стенок сосуда или фигурки. Глина осаждается на стенках формы с определенной для каждой конкретной конфигурации и конкретного состава раствора скоростью. Соответственно нарастает и толщина черепка.

    В ходе пробной заливки шликер наливают в оправку до верха. Каждые 5 минут штангенциркулем измеряют толщину осажденного слоя. По результатам измерений мастер может рассчитать время, необходимое для получения заданной толщины стенки. Полностью напитанный влагой гипс перестает впитывать воду, но в случае тонкостенных сосудов ввиду относительно малого объема черепка этого не стоит опасаться.

    Применение шликерного литья

    Шликерное литье из глины применяется достаточно широко как в промышленности, так и в художественных промыслах.

    Промышленное производство охватывает санитарную керамику, производство фигурных элементов отделки помещений, плитки и печных изразцов.

    Отдельно стоит отметить производство высоковольтных изоляторов. Фарфоровые изоляторы сочетают доступную цену с отличными электрическими характеристиками, устойчивостью к перепадам температуры и отменной долговечностью. Недостатком же их является высокая хрупкость. В последнее время они стали уступать свои позиции на рынке изделиям из современных пластиков.

     

    Возможно, будет полезно почитать: