Психологическая помощь профориентация. Профилактическая работа психолога в школе. Типичные ошибки при выборе профессии

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1 . Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. Д

Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то п ереиграть или начать заново.


Я решился на профориентацию в PROFChoice потому что хотел кардинально сменить профессию. Мне совершенно не нравится работа в банке, которой я занимаюсь, и я заинтересовался возможностью узнать, какая работа мне подходит. Оказалось — маркетолог, я согласен, это мое. Сейчас я уже ищу подходящую стажировку и стараюсь наладить связи в этой области. Планирую продолжить работу с карьерным консультантом, чтобы быстрее и успешнее, двигаться в выбранном направлении.

Вообще я примерно уже знал сферу в которой мне хотелось работать — это digital. Но у меня были большие сомнения — идти в офис и тогда какую компанию и направление выбрать, или сразу открывать свое дело. Спасибо Екатерине, мы отлично поработали и выяснили, что все-таки малый бизнес не подходит по моим личностным характеристикам. Определили профессиональное направление. Сейчас нарабатываю портфолио и прохожу собеседования. Я очень доволен заключением и профессионализмом сотрудников!

В целом скажу, что для меня, наверное, было бы намного более результативным продолжить общение с карьерным консультантом, но в силу того, что у меня время пока не позволяло сделать это, я ограничилась профориентацией. В плане исследования личности я частично услышала то, что я уже знала о себе, в этом плане я не была удивлена. Хотя расклад по типу мышления и реакции, был для меня инсайтом и очень выводы пригодятся. Т.к. мы сформулировали и структурировали, некоторые мои размышления и ценный опыт специалиста, теперь я точно знаю, какую карьеру буду выстраивать и как ее начинать.

Благодаря профориентации были определены мои сильные стороны, качества над которыми стоит поработать, психотип, тип мышления. Также выяснили какие условия работы больше всего подходят и сравнили интересующие меня специальности по переходящим навыкам, личностным качествам, эмоциональному отклику и отрицательным признакам специальностей. Узнал много интересного о себе и получил полезную информацию для карьеры. Профориентация оставила положительные впечатления.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

На услугу профориентации в центре SELF проводится акция . Получите консультации со скидкой 1000 руб.

Выбор карьеры – это вопрос, который может встать перед нами и в 17, и в 30, и в 40 лет. Сделав выбор однажды, даже успешные люди время от времени думают о правильности своего пути. Ведь возможности мира безграничны, и периодически возникает мысль – а может быть, мой талант лежит совсем в другой сфере?

Консультация психолога поможет Вам понять, какая профессия больше всего соответствует Вашему характеру, темпераменту и другим личностным особенностям. Вы сможете осознать свои сильные и слабые стороны, глубоко узнать себя. Это поможет Вам не только в профессиональной ориентации, но и в самоопределении в целом.

Как происходит работа с психологом?

Для выявления личностных особенностей и склонностей проводятся тесты. В соответствии с ними даются рекомендации по профессии. Но основную роль играет живое общение с психологом. В ходе него могут моделироваться различные ситуации, типичные для той или иной профессиональной деятельности. Так раскрываются разные стороны личности, которые иначе могут остаться незамеченными.

В поиске профессионального пути бывают сложные ситуации. Например, человек оказывается на перекрестке и не знает, по какой из дорог идти дальше. Иногда два направления привлекают настолько, что хочется разорваться. Или, наоборот, вообще ничто не вызывает интереса, хочется все бросить и ничего не делать.

В таких случаях может проводится психологическая диагностика , выявляющая потенциал человека и особенности его характера. Понимание своего «Я» позволяет делать осознанный выбор во всех сферах жизни – и профессиональной, и личной.

  • 1. Этические принципы психологического консультирования
  • 2. Границы конфиденциальности в психологическом консультировании
  • 2. В пространстве психологического консультирования существует два уровня конфиденииалъности:
  • Вопрос 10. Подходы в психологическом консультировании
  • Вопрос 11 . Психологическое здоровье
  • 2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики:
  • 3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья:
  • Вопрос 12. Структура психологического консультирования
  • 1. Понятие структуры психологического консультирования
  • 2. Модели структуры психологического консультирования
  • Вопрос 13. Беседа в психологическом консультировании
  • 1. Понятие беседы в психологическом консультировании
  • 2. Схема беседы в психологическом консультировании
  • Вопрос 14. Модели психологического консультирования
  • 1. Понятие модели психологического консультирования
  • 2. Консультационная модель
  • 3. Психотерапевтическая модель
  • Вопрос 15. Консультативный контакт
  • 1. Понятие консультативного контакта
  • 2. Консультативный контакт и теоретическая ориентация консультанта
  • 3. Навыки поддержания консультативного контакта
  • Вопрос 16. Вербальный и невербальный контакт
  • Вопрос 17. Терапевтический климат
  • Вопрос 18. Процесс психологического консультирования
  • Вопрос 19. Психологический анамнез в консультировании
  • 1. Понятие психологического анамнеза
  • 2. Способы сбора психологического анамнеза
  • 2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:
  • Вопрос 20. Оценка проблем клиента
  • 3. Существуют следующие причины, по которым консультант мо­жет отказаться от консультирования клиента:
  • Вопрос 21. Изменения в психологическом консультировании
  • 1. Понятие изменений в психологическом консультировании
  • 2. Факторы изменений
  • 3. Оценка результатов психологического консультирования
  • Вопрос 22. Средства воздействия в психологическом консультировании
  • 1. Понятие воздействия в психологическом консультировании
  • 2. Приемы и способы воздействия
  • 2. Приемы и способы воздействия в психологическом консультирова­нии можно разделить на две группы:
  • Вопрос 23. Раппорт в психологическом консультировании
  • 1. Понятие и функции раппорта
  • 2. Техника построения раппорта
  • Вопрос 24. Процедуры и техники консультирования
  • Вопрос 25. Эмоциональные техники в психологическом консультировании
  • Вопрос 26. Техника молчания в психологическом консультировании
  • 1. Суть техники молчания. Значение паузы
  • 2. Правила использования
  • Вопрос 27. Техника структурирования и руководство в психологическом консультировании
  • 1. Сущность и достоинства техники структурирования
  • 2. Способы осуществления техники структурирования
  • 3. Понятие руководства в психологическом консультировании
  • Вопрос 28. Фрустрация клиента в психологическом консультировании
  • 1. Понятие фрустрации
  • 2. Правила поведения консультанта
  • 2. Существуют следующие правила поведения консультанта в ситуации фрустрации клиента:
  • Вопрос 29. Техника интерпретации в психологическом консультировании
  • 2. Техника интерпретации имеет следующие специфические особен­ности:
  • 4. Выделяют следующие виды интерпретации:
  • 5. Выделяют следующие реакции клиента на интерпретацию кон­сультанта:
  • Вопрос 30. Техника конфронтации в психологическом консультировании
  • 1. Понятие конфронтации
  • 2. Случаи применения техники конфронтации
  • 3. Правила применения техники конфронтации
  • 3. Существуют следующие правила применения техники конфрон­тации:
  • Вопрос 31. Перенос в психологическом консультировании
  • 1. Понятие переноса
  • 2. Функции переноса
  • 3. Работа с переносом
  • Вопрос 32. Контрперенос в психологическом консультировании
  • 1. Понятие контрпереноса
  • 2. Функции контрпереноса
  • 3. Работа с контрпереносом
  • Вопрос 33. Защитные механизмы личности
  • 1. Понятие и функции защитных механизмов личности
  • 2. Виды защитных механизмов личности
  • 3. Работа с защитными механизмами личности
  • Вопрос 34. Сопротивление в психологическом консультировании
  • Вопрос 35. Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании.
  • 1. Понятие метода в психологическом консультировании
  • 2. Классификация методов терапевтического воздействия
  • Вопрос 36. Работа с модальностями в психологическом консультировании
  • 1. Понятие модальности
  • 2. Техника работы с модальностями
  • Вопрос 37. Техника рефреминга в психологическом консультировании
  • 1. Понятие рефреминга
  • 2. Виды рефремингов
  • 3. Способы построения рефреминга
  • 2. Выделяют два вида рефремингов:
  • Вопрос 38. Метафоры в психологическом консультировании
  • 2. Выделяются следующие функции метафоры:
  • Вопрос 39. Характеристика творческих методов в групповом и индивидуальном консультировании
  • 1. Понятие творческих методов в консультировании
  • 2. Виды творческих методов в консультировании и психотерапии
  • Вопрос 40. Отдельные творческие методы в групповом и индивидуальном консультировании
  • Вопрос 41. Работа с индивидуальным стилем жизни в психологическом консультировании.
  • 1. Понятие жизненного стиля
  • 2. Виды жизненных стилей
  • Вопрос 42. Работа с жизненным сценарием в психологическом консультировании
  • 1. Понятие жизненного сценария
  • 2. Виды жизненных сценариев
  • Вопрос 43. Методы работы с индивидуальными стилями жизни и сценариями
  • 1. Особенности работы с жизненными стилями и сценариями
  • 2. Особенности коррекционной работы с жизненным стилем или сценарием
  • 3. Методы исследования жизненного стиля и сценария
  • Вопрос 44. Метод анализа ранних детских воспоминаний в работе с жизненным стилем личности
  • 1. Понятие и сущность метода "анализа ранних детских воспоминаний "
  • 2. Использование метода анализа ранних детских воспоминаний
  • 2. Процедуры получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться:
  • Вопрос 45. Понятие группового психологического консультирования
  • 1. Понятие и специфика групповой консультативной работы
  • 2. Пространственно-временные и организационные аспекты группового консультирования
  • 3. Роль консультанта в групповом психологическом консультировании
  • Вопрос 46. Характеристики группового психологического консультирования
  • 4. Выделяются следующие преимущества групповой работы:
  • 5. Выделяются следующие наиболее распространенные виды груп­пового консультирования:
  • Вопрос 47. Психологический тренинг
  • Вопрос 48. Профориентационное консультирование
  • Вопрос 49. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения
  • Вопрос 50. Профориентационное психологическое консультирование в школьной системе
  • 3. На основе указанных задач выделяются следующие функции деятельности профориентации в школьной системе:
  • Вопрос 51. Организационное психологическое консультирование
  • 2. Психологическое консультирование в организации выполняет следующие функции:
  • Вопрос 52. Телефонное консультирование
  • 2. Выделяются следующие преимущества телефонного консультиро­вания:
  • 3. Выделяются следующие этапы ведения терапевтической беседы по телефону:
  • 4. Выделяются следующие параметры психологического анализа дея­тельности консультанта телефона доверия:
  • 209 Вопрос 53. Кризисное консультирование
  • 1. Понятие и виды кризисного психологического консультирования
  • 2. Условия эффективности кризисного консультирования
  • 3. Стадии кризисного консультирования
  • 3. Выделяются 4 стадии процесса кризисного консультирования:
  • Вопрос 54. Психологическое консультирование при переживании утраты
  • 1. Понятие переживания утраты
  • 2. Консультирование в связи с утратой, связанной со смертью близкого человека
  • 3. Консультирование при разводе
  • Вопрос 55. Консультативная работа с различными возрастными, группами детей
  • 1. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов
  • 2. Функции психолога в консультативной работе с детьми
  • 3. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
  • 3. Для эффективной работы с детьми психолог-консультант должен обладать определенным набором качеств:
  • Вопрос 56. Особенности консультирования детей дошкольного возраста
  • Вопрос 57. Особенности консультирования детей младшего школьного возраста
  • 1. Направления работы психолога-консультанта
  • 2. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста
  • 3. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации
  • 3. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации имеет свои направления:
  • Вопрос 58. Особенности психологического консультирования подростков и юношества
  • 1. Понятие подросткового возраста
  • 2. Работа с подростковым кризисом
  • 3. Работа с проблемой профессионального выбора
  • 1. Понятие возрастного кризиса
  • 2. Виды и характеристики возрастных кризисов
  • 3. Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых
  • 2. Выделяется следующая периодизация возрастных этапов и соответствующих им возрастных кризисов:
  • Вопрос 48. Профориентационное консультирование

    1. Понятие профориентационного консультирования

    2. Принципы работы профконсультанта

    3. Схема профориентационной консультации

    4. Диагностика в профориентационном консультировании

    1. Профориентационное консультирование - это специальная дея­тельность консультанта, направленная на оказание помощи кли­енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.

    Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивиду­альной занятости:

    Выбор профессии;

    Определение профиля профессионального обучения;

    Трудоустройство;

    Смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

    Профессиональное консультирование может быть:

    индивидуальным, когда работа по профориентации осуществля­ется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей ин­дивидуальной занятости, и в данном случае используются соот­ветствующие методы и техники работы:

    Беседы с профконсультантом;

    Диагностические процедуры;

    Информационные методы;

    Специальные упражнения и домашние задания и т. п.;

    групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в ре­жиме группового профориентационного тренинга, и этом слу­чае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В свя­зи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:

    Профориентация в школе;

    Профориентация в службе занятости.

    2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьез­ная ответственность.

    Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и оп­ределяющие деятельность консультанта:

    Принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность исполь­зуемых методов, правильность проведения диагностических про­цедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

    Принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практиче­ской подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.

    В связи с этим профконсультант обязан:

    Постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профес­сиональной деятельности;

    Выбирать методы адекватно конкретной ситуации консульти­рования;

    Принцип добровольности, предполагающий личное желание кли­ента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тес­тирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;

    Принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консульти­руемого и если это соответствует его интересам. Также сужде­ния и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;

    Принцип активности, предполагающий, что клиент самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профкон­сулътанта - оказание информационной и психологической по­мощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;

    Принцип позитивности, означающий, что профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требовани­ям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на воз­можностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и сла­бых местах и поддерживает и стимулирует поисковую актив­ность клиента;

    Принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, явля­ются приоритетными.

    3. Консультанту , занимающемуся профориентационной деятель­ностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позво­ляющую организовывать адекватное взаимодействие с клиен­том на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.

    Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:

    подготовительный этап, где главная задача консультанта - составление общего представления о проблеме клиента.

    Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:

    Анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;

    Подбирает справочно-информационный материал, соответст­вующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;

    Продумывает общую стратегию работы;

    первый этап, в процессе которого решается задача формулиро­вания профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.

    Данный этап имеет следующие характеристики:

    Должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопас­ности и формирования доверия клиента к консультанту;

    Консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консуль­тирования по следующим критериям:

    В чем заключается проблема клиента;

    Каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;

    Каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;

    Каков внутренний мотив обращения к консультанту;

    Каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;

    Насколько данная ситуация и проблематика клиента соот­ветствуют профессиональной квалификации и компетентно­сти консультанта, какова готовность консультанта к кон­сультированию;

    второй этап предполагает решение задачи выдвижения и провер­ки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется сле­дующими способами:

    Выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмот­рение проблемы клиента глазами специалиста;

    Уточнение либо изменение предварительной гипотезы;

    Определение пути совместного решения проблемы;

    Разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;

    третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:

    Информационно-справочной;

    Диагностико-корректирующей;

    Формирующей;

    четвертый этап, предполагающий совместную работу кон­сультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от постав­ленной цели консультант может применять и использовать:

    Психодиагностические методики;

    Наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, само­оценкой;

    Постановку профориентационных задач;

    Совместное обсуждение различных ситуаций;

    Профориентационные игры и упражнения;

    пятый этап предполагает совместное подведение итогов кон­сультации, которые могут быть окончательными или промежу­точными. Эта задача решается с помощью постановки консуль­тантом специальных вопросов клиенту:

    Каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;

    Достигнуты ли поставленные вначале цели;

    Какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;

    В случае многоразовой консультации консультант и клиент опре­деляют пути дальнейшей работы и намечают цели;

    В случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;

    завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запро­токолировать следующие сведения:

    Анкетные данные клиента;

    Общие выводы по предварительным данным;

    Первоначальное понимание клиентом своей проблемы;

    Гипотезу профконсультанта;

    Совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;

    Итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;

    Примечания.

    4. В профессиональном, профориентационном консультирова­нии , в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консуль­тирования, предполагающего изучение и работу с такими ха­рактеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и спо­собностей личности и соответствие их выбираемой профессии.

    Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:

    Выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;

    Выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценно­стных установок",

    Определение склонностей и интересов клиента;

    Выявление задатков и потенциала личности, который при оп­ределенном воздействии может быть развит;

    Выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характери­стик клиента, которые необходимо скорректировать;

    Сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;

    Осуществление поиска подходящей профессии на основе выявлен­ных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.

    Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:

    Познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;

    Личностные особенности, куда входят:

    Эмоционально-волевая сфера;

    Мотивационно-потребностная и ценностная сфера;

    Самооценка и уровень притязаний;

    Темперамент, черты характера;

    Интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализо­вать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая гра­мотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.

    Психодиагностические методики в профориентаиионном кон­сультировании делятся:

    на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изу­чение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество ме­тодов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тес­ты Айзенка), мышления и других познавательных и личност­ных способностей, различные проективные методики, изучаю­щие общие свойства и черты личности;

    специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу дея­тельности (ДДО, Карта интересов и др.);

    компьютерные, которые могут быть как общими, предназна­ченными не только для профконсультирования, так и специ­альными, разработанными именно для целей профконсультации;

    игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:

    Ролевые позиции участников;

    Способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;

    Области коррекции поведения участников, которые могут поме­шать реализации себя в той или иной профессиональной дея­тельности.

    Существуют следующие правила и принципы применения психо­диагностических процедур в профориентационном консультировании:

    Принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;

    Принцип компетентности и профессиональности, означающий, что:

    Все методики и тесты, которые использует консультант, долж­ны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;

    Профконсультант должен быть компетентен в применении диаг­ностических методик, в том числе компьютерных;

    Принцип системности, предполагающий, что результаты психо­диагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основа­но только на результатах психодиагностики, без учета инфор­мации, полученной с помощью других способов изучения лич­ности и проблем клиента.

     

    Возможно, будет полезно почитать: