Курс профессиональной ориентации для школьников. Что такое профориентация. Мероприятия по профориентации школьников

Тренинг очень помог, получили помощь. Мы вовремя обратились, благодаря тренингу есть возможность ребенку надеяться на что-то, найти направление, получить поддержку. Мне самой стали понятны некоторые моменты в воспитании и направлении сына. Сергей сам ответить не может (живет не с мамой), но в целом нам понравилось. Узнали все, что интересовало. Помогли определиться с направлением. Хорошая поддержка в корректировке поведения. Поддержку оказали и те, кто был тогда на тренинге. Проявился энтузиазм, он приободрился, это помогло сдать экзамены.

Во время тренинга попробовал себя в профессиях и понял к чему готовиться, к чему нет. Стал увереннее чувствовать себя во всем, устроился на подработку. Познакомился с теми, кто проходил тогда тренинг. Получил поддержку от ведущих. Теперь знаю, в каком направлении идти дальше.

Сергей, 16 лет

Вообще я примерно уже знал сферу в которой мне хотелось работать — это digital. Но у меня были большие сомнения — идти в офис и тогда какую компанию и направление выбрать, или сразу открывать свое дело. Спасибо Екатерине, мы отлично поработали и выяснили, что все-таки малый бизнес не подходит по моим личностным характеристикам. Определили профессиональное направление. Сейчас нарабатываю портфолио и прохожу собеседования. Я очень доволен заключением и профессионализмом сотрудников!

В целом скажу, что для меня, наверное, было бы намного более результативным продолжить общение с карьерным консультантом, но в силу того, что у меня время пока не позволяло сделать это, я ограничилась профориентацией. В плане исследования личности я частично услышала то, что я уже знала о себе, в этом плане я не была удивлена. Хотя расклад по типу мышления и реакции, был для меня инсайтом и очень выводы пригодятся. Т.к. мы сформулировали и структурировали, некоторые мои размышления и ценный опыт специалиста, теперь я точно знаю, какую карьеру буду выстраивать и как ее начинать.

Я решился на профориентацию в PROFChoice потому что хотел кардинально сменить профессию. Мне совершенно не нравится работа в банке, которой я занимаюсь, и я заинтересовался возможностью узнать, какая работа мне подходит. Оказалось — маркетолог, я согласен, это мое. Сейчас я уже ищу подходящую стажировку и стараюсь наладить связи в этой области. Планирую продолжить работу с карьерным консультантом, чтобы быстрее и успешнее, двигаться в выбранном направлении.

Я студентка, но несмотря на то, что уже учусь на микробиолога, решила определиться с профессией и готова даже была поменять при необходимости учебное заведение. Я прошла профориентацию в PROFChoice и поработала с карьерным консультантом, — это было очень продуктивно и вдохновляюще! Очень вам благодарна! Сейчас думаю о том, чтобы после диплома пойти в магистратуру на интересующую теперь меня специальность, которую мы подобрали на профориентационных сессиях. Моя мечта — жить и работать в Италии и я ее обязательно осуществлю!

Огромное спасибо за ваш труд и работу! После отправленного итогового документа, у меня произошло переосмысление. Я раньше даже и не задумывалась об филологическом факультете, конечно мне интересовала эта область,но это было не осознано, сейчас у меня не получится поступить на этот факультет, так как по экзаменам не прохожу. Оптимальный вариант выбрала, тоже гуманитарная область - факультет психологии (мотивация и стимулирование персонала)! А так, в принципе, в будущем планирую как-то связать судьбу и с видом деятельности, который вы мне посоветовали! Информация, которую я получила, мне помогла определиться, что у меня лично не получалось! Желаю вам удачи в профессиональном росте, всего хорошего, и ещё раз спасибо за то, что помогли распознать «мой личный интерес»! Это для меня было очень важно! Благодарю!

Благодаря профориентации были определены мои сильные стороны, качества над которыми стоит поработать, психотип, тип мышления. Также выяснили какие условия работы больше всего подходят и сравнили интересующие меня специальности по переходящим навыкам, личностным качествам, эмоциональному отклику и отрицательным признакам специальностей. Узнал много интересного о себе и получил полезную информацию для карьеры. Профориентация оставила положительные впечатления.

Профориентация школьников старших классов является важным и нужным мероприятием. Что это такое? Можно ли ее пройти самому? Из каких этапов состоит процесс? На что следует обратить внимание подросткам при выборе профессии? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ, прочитав соответствующий раздел.

Разработано множество методов и методик, чтобы помочь человеку с выбором. Но даже после прохождения даже ста тестов процесс выбора может не начаться. Ведь это - внутренний процесс. Старшеклассники иногда представляют себе профориентацию, да и любую другую работу с психологом, как некое чудо: придет волшебник, задаст пару вопросов - и всё мне расскажет о том, кто я и что мне делать. Это, конечно, не так. Психологические и профориентационные тесты - лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Однако без желания и внутренней работы самого человека прохождение любых тестов - бесцельная трата времени.

Итак, разберемся в схеме профориентации, этап за этапом.

Первый этап: обрисуйте свое «хочу» (желания, склонности, предпочтения) относительно будущей профессии (да и вообще жизни: ведь профессия во многом определяет весь ее уклад). Для начала вспомните профессии , которые вам нравились в детстве, которые почему-то привлекают сейчас. Постарайтесь просто набросать список, невзирая ни на престижность профессии, ни на то, насколько реально ее получить.

Попробуйте понять, что общего во всех этих профессиях . Может, то, что все они творческие? Может, все они дают определенную степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям? Цепляйтесь за любое сходство. Так вы сможете понять, что вам важно в профессии. И сможете найти это же и в других специальностях (если вдруг те, что первыми пришли в голову, почему-то недоступны для вас).

Работа с какими объектами труда вам наиболее интересна и доставляет удовольствие ? С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.)? Даже если вы еще ни дня в своей жизни не работали в обычном понимании этого слова, то опыт повседневной жизни, учебы, предпочтение того или иного хобби подскажут вам ответ. Только не перепутайте: если вы любите часами сидеть за компьютером в Интернете, это не означает, что вы склонны к работе с техникой: может быть, компьютер для вас в данном случае - просто способ общения с людьми?

Составьте список своих требований к условиям труда . На улице вам хотелось бы работать или в офисе? Заниматься сидячей работой или постоянно перемещаться? А как насчет командировок? Есть желание работать в тесном общении с коллегами - или полностью в индивидуальном режиме? Важен для вас расписанный, четкий график дня или больше нравится гибкий, который вы можете регулировать самостоятельно? Второй этап: проанализируйте свои возможности и способности («могу»).

Вспомните предметы, которые вам лучше всего давались или даются в школе ; задачи какого типа вам всегда легко решать; к точным наукам или гуманитарным у вас больше способностей; какие задачи вы предпочитаете, на четкий алгоритм действий - или творческие.

Оцените свой уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Опирайтесь на свой опыт, а также спросите у ваших близких, как они вас видят.

Опишите свои личные качества - какой вы человек? Ответственный или не очень, аккуратный или неряшливый, индивидуалист или коллективист? Можете записать 10 основных качеств, вам присущих.

Третий этап: изучите разные профессии.

Каждая из них требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Всё это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у вас.

Профессия может давать возможность реализовать те или иные ценности, предоставляет те или иные условия труда… Даже если вам кажется, что вы знаете о желаемой профессии всё, найдите ее полную профессиограмму (это описание профессии, их можно найти в разделе " ") и ознакомьтесь с ней. Для тех, кто имеет доступ к Интернету, не составит труда найти базы профессиограмм там. Их довольно много. Можно просто задать в любом поисковике соответствующий запрос.

Уверяю: вы узнаете много нового. Кроме профессионально важных качеств каждая профессиограмма содержит описание видов деятельности, которые выполняет данный специалист, требования к образованию, информацию о смежных специальностях и т. д. В рамках одной профессии разные специальности могут предполагать несколько разные требования к тем, кто их выполняет, обращайте на это внимание.

Читая информацию о профессии, сразу соотносите ее требования к личности и возможности, которые она дает, с теми своими особенностями, о которых шла речь выше.

Возникает вопрос: а какие профессии изучать? Конечно, сначала вы прочтете описания тех профессий, которые вас чем-то привлекают. Однако важно не останавливаться на этом - и познакомиться с большим количеством профессий - родственных тем, что вы выбрали в первую очередь, и даже не родственных: будьте открыты новому, не избегайте вариантов, которые кажутся вам, на первый взгляд, совершенно неподходящими. К сожалению, часто бывает, что школьник сосредоточивается на одной профессии, даже не рассмотрев альтернатив и тем более не видя существующего огромного разнообразия интересных профессий.

Допустим, решил для себя старшеклассник, что будет психологом, потому что ему нравится анализировать поведение людей. Почему бы в таком случае не рассмотреть профессию маркетолога? Ведь и этот специалист изучает поведение людей и моделирует его - только в другой сфере. Маркетологу требуется больше математических знаний, а в остальном всё очень похоже. И теперь представьте себе, что у нашего старшеклассника как раз неплохие математические способности. Выбрав профессию психолога, он, скорее всего, не сможет их реализовать, а выбрав профессию маркетолога - вполне. Поэтому так важно на этапе выбора избежать сужения круга рассматриваемых профессий. В идеале следует прочесть описания всех профессий, особенно незнакомых: а вдруг среди них найдется как будто созданная для вас?

Существует и другой вариант знакомства с профессиями. Если у вас есть такая возможность, посмотрите на них «изнутри» и пообщайтесь с работающими специалистами. Старшекласснику можно устроиться по многим специальностям стажером или помощником - было бы желание.

Четвертый этап: проанализируйте ситуацию на рынках обучения и труда

Очень важно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в вашем регионе . Имейте в виду: если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то вам нужно иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу.

Обратите внимание и на уровень зарплат в интересующих вас отраслях. Даже в определении профессии говорится, что это «род трудовой деятельности, являющийся источником существования».

Где найти эту информацию? Опять же, если Интернет под рукой, зайдите на любой сайт по трудоустройству и пройдитесь по базе предлагаемых вакансий в вашем регионе. Это самые объективные данные. Аналогичные сведения можно получить в центре занятости своего города либо на молодежной бирже труда, которая также есть во многих городах.

Обратите внимание и на возможности получения образования по профессиям, которые вы рассматриваете. Обучают ли этой профессии в вашем регионе - или придется переезжать? Есть ли возможность бесплатно получить такое образование - а если нет, то сколько придется заплатить за обучение? Пятый этап: делайте выбор!

Это, конечно, самое сложное. Одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы - но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой для вас, но не даст возможности само реализоваться. А третья полностью подходит вам по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в вашем регионе. Либо зарплаты специалистов в этой отрасли очень низкие. Так или иначе, невозможно, чтобы все факторы сошлись в одной точке, сделав выбор однозначным.

Решайте, что для вас менее затратно. Переехать в другой регион учиться и работать? Отказаться от своих интересов, оставив их в качестве хобби, выбрав профессию, приносящую, прежде всего, хороший доход? Заниматься любимым делом, несмотря на низкую зарплату? Взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать себя в полной мере? Решать только вам!

Однако вы всегда можете обратиться к специалисту-профконсультанту или к психологу, например школьному. Эти люди не примут за вас решений, но помогут разобраться в себе.

Итоговое решение будет только вашим. Отнестись к нему нужно, конечно, серьезно. Но не мешает и помнить, что выбор это всё-таки не окончательный. Позднее вы сможете сменить профессию, если окажется, что выбранная - не для вас. Так что не нужно нагнетать обстановку, если пока нет ощущения «своей профессии». Ко многим людям это понимание приходит уже в достаточно зрелом возрасте. В случае неопределенности выберите оптимальный на данный момент вариант, взвесив все «за» и «против». А опыт подскажет, в какую сторону двигаться дальше.

Акция «Многоаспектный выбор профессии»


Теоретическое обоснование:
На выбор профессии влияют многочисленные факторы, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии. По методике Е.А. Климова определено 8 позиций выбора профессии: позиция старших членов семьи, позиция товарищей, позиция учителей, личный профессиональный план, способности, уровень притязаний, информированность, склонности. Данная классификация послужила основой для трансформации позиций выбора профессий в аспекты выбора профессий.
Аспект (от лат. aspectus - вид, облик, взгляд, точка зрения) - одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
Профессиональная ориентация – многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.
Многоаспектный выбор профессии – это многочисленные стороны профессионального выбора, которые необходимо и крайне важно учитывать при выборе профессии, так как от учета этих аспектов: состояния здоровья, информированности, способностей, склонностей, мнения учителей и старших членов семьи, а также личного профессионального плана, диагностики и консультации у психолога-профориентатора зависит успешный выбор.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни родителя и его ребенка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, так как они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Цели: побуждение родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии.
Задачи:
- информирование участников акции о многогранности и многоаспектности профессионального выбора;
- мотивирование родителей учащихся на выработку гибкой системы взаимодействия родитель – ребенок в вопросе успешного выбора профессии;
- формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение влияния аспектов на выбор профессии;
- визуализирование, фиксирование мнений и положительных сторон каждого аспекта выбора профессии.
Условия проведения:
Место проведения: учебная аудитория, оснащенная в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, оснащенная мультимедийным оборудованием.
Целевая группа: родители учащихся 8 – 11 классов.
Количество: 15-25 человек.
Продолжительность акции: 45 минут.
Материально-дидактическое оснащение:
- эталон ответов (Приложение №1);
- карта профаспектов (Приложение №2).
Материально-техническое оснащение:
- мультимедийный комплекс – 1 шт;
- доска, маркер или мел;
- канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, маркеры).
Этапы проведения:
1 этап – организационный. На данном этапе осуществляется объявление названия, цели акции и этапов работы. Объяснение задач, условий их выполнения участниками. Активизация участников путем ведения с ними диалога по теме акции. Мотивация родителей на когнитивную и эмоциональную деятельность.
2 этап – основной. Показ мультимедийной презентации акции «Многоаспектный выбор профессии», обсуждение возникших вопросов, выполнение задания.
3 этап – заключительный. На этом этапе осуществляется подведение итогов, рефлексия.
Результативность: влияние логично и систематично подобранного материала на когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровень участников акции, осуществляемых в виде размышлений и визуализации на протяжении всей акции, позволит побудить родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии. А также приобрести опыт анализа и систематизации знаний об аспектах выбора профессии.
Ход проведения:
Организационный этап
Здравствуйте, меня зовут …, я педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Отдела профессионального самоопределения школьников, занимающимся подготовкой детей с 1 по 11 классы к осознанному, правильному выбору своей будущей профессии.
Сегодня мы пригласили вас на акцию «Многоаспектный выбор профессии» для того бы вы приобрели компетенции в вопросе успешного выбора профессии, как дальнейшей основы для совместного (вместе с ребенком) анализа успешного выбора профессии.
Мотивация:
Выбор профессии – первый шаг в самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится дальнейшая судьба Вашего ребенка. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни и быть уверенным в завтрашнем дне. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении. И конечно же поддержка и советы родителей в этом непростом деле является очень значимым для ваших детей.
? Как вы думаете, что служит основанием при выборе будущей профессиональной деятельности (Нужно основываться на мнении старших членов семьи, товарищей, учителей вашего ребенка, составив профессиональный план, учитывая способности, состояние здоровья, информированность, склонности) .
Так вот, наша цель помочь вам узнать о многогранности и многоаспектности выбора профессии, а вы в свою очередь сможете передать полученную информацию своим детям, тем самым обеспечивая успешный профессиональный выбор и активно проявляя свою роль в подготовке к труду и выбору профессии.
Основной этап
А теперь сделаем акцент на главном – что же нужно учитывать в выборе будущей профессиональной деятельности, чтобы он был успешным.
Позиция старших членов семьи (ПС)
В наше время большинство родителей либо дают своим детям полную свободу выбора, либо мудро ограничиваются советами. Лишь немногие навязывают свое мнение, диктуют свою волю детям. Так или иначе, а мнение старших членов семьи детям необходимо знать и хорошо обдумать, потому что зачастую родителям, как никому другому, видны сильные и слабые стороны ребенка, родители знают интересы и склонности, способности и возможности.
Следующий аспект выбора – это позиция товарищей (ПТ)
Дружеские связи детей крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому этот выбор порой превращается в выбор между друзьями и интересами. Но ребенку необходимо остановиться на втором, то есть на своих профессиональных интересах. Это предпочтительнее, так как риск потерять друзей почти исключен, если это действительно друзья. Гораздо больший риск потерять друзей, потеряв себя. Выпускать из вида это аспект не стоит, так как друзья способны также дать дельные советы, которые возможно не учли бы в других аспектах. Так, например, друг вашего ребенка может ему указать на новые и перспективные специальности, о существовании которой он не знал, и даже не знали и вы.
Следующее, что нужно учитывать - это позиция учителей (ПУ)
Дети порой не знают, какими их видят взрослые, как они расценивают их возможности стать высококлассным специалистом в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Наиболее сведущими и беспристрастными в этом отношении являются учителя. Наблюдая за учебой и внеучебной деятельностью, педагог ставит своего рода прогнозы относительно интересов, склонностей, способностей, характера, подготовленности для взятия профессиональных и жизненных высот вашего ребенка. Он знает о много такого, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от них самих. Обязательно необходимо провести разведку позиции учителей, поинтересоваться их мнением о целесообразности выбора.
Следующее, что необходимо учитывать - личный профессиональный план (ЛПП)
Отсутствие или размытость такого плана обрекает на "слепое" плавание в океане профессий. Личный профессиональный план поможет ответить на следующие вопросы:
чему и где учиться, куда и кем пойти работать после школы, перспективы повышения профессиональной и общеобразовательной подготовки;
пути и средства достижения цели (самообразование, посещение факультатива, кружка, подготовительных курсов, выбор конкретного места учебы или работы);
представление о собственных недостатках (и достоинствах), которые могут повлиять на достижение намеченных целей.
представление о возможных внешних (объективных) препятствиях на пути к целям (кто и что может помешать).
знание путей преодоления внешних препятствий.
знание резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту.
Грубо говоря, личный профессиональный план – это задачи, которые необходимо выполнить на пути достижения цели.
Состояние здоровья (СЗ) – это следующий аспект
Выбирая профессию и планируя свой жизненный путь, очень важно позаботиться о реалистичности оценки своего состояния здоровья. Ну, и конечно, немаловажно знать обладает ли предполагаемая профессия вредным воздействием на состояние физического и психического здоровья работника.
Следующее, что необходимо учитывать – это способности (СП)
Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам. Любые черты человека, начиная с особенностей морального облика и кончая осязательной чувствительностью кончиков пальцев, могут выступать в роли способностей. Способности – это не интересы, это какие-то таланты данные природой, с рождения. Например, высокий уровень развития памяти и внимательности; высокий уровень развития тонкой моторики и ловкости; хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию); развитые коммуникативные способности; технические способности; способность анализировать, сопоставлять факты; организационные способности; способность к самоконтролю; хорошая зрительная память…
И важно помнить о том, что лишь квалифицированный специалист – педагог-психолог сможет достоверно выявить сильные и слабые стороны вашего ребенка.
Следующий аспект выбора профессии - это склонности (СК)
Склонность - нечто большее, чем просто интерес. Одно дело - хотеть знать, другое - хотеть сделать. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени, в том числе свободного. Делать можно что-либо можно не обязательно руками, но и в уме. Например, областью склонностей может быть и сфера общения. Когда есть склонность, то предполагается и наличие интереса. При оценке своих личных качеств важно обратить внимание именно на склонности - не просто желание узнать, а желание заняться делом, от которого потом трудно оторваться. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Пока они не сформированы, нечему и проявляться. Детям надо сознательно включаться в самые разнообразные виды деятельности, не бояться увлечения. Лучше пробовать, как бы проигрывать разные варианты на уровне увлечений, чем потом неоправданно часто менять места учебы и работы. Акцентируем внимание на том, что склонности, грубо говоря, это наши интересы, а способности - это таланты данные нам с детства. Если склонности формируются, то способности у нас уже есть. Например: я умею петь, у меня хорошие голосовые данные - это моя способность, а еще я люблю вышивать - это моя склонность, склонность к кропотливому ручному труду.
Еще один важный аспект - это информированность (ИН)
Необходимость иметь много информации для профессионального самоопределения очевидна. Но важно также учитывать и ее качество. Для этого следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемые сведения не оказались искаженными, что может быть при использовании устаревших или недостоверных источников, а также из-за предвзятого отношения к тем или иным областям труда.
Аспект диагностика у психолога-профориентатора (ДП)
Задача психодиагностики - выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средства психологической диагностики, используемые в МУК: наблюдение, беседа, психологическое тестирование.
Аспект консультация у психолога-профориентатора (КП)
Задача психологического консультирования - помочь участникам педагогического процесса самим решать возникающие проблемы. Консультации проводятся для учителей, обучающихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Текущий инструктаж:
Сегодня вам предстоит работа в группах. Каждой группе будет выдано по две карты профаспекта. В течение пяти минут каждая группа в своих двух картах профаспекта фиксирует только по две положительных стороны данных аспектов. Вы путем обсуждения главных на ваш взгляд положительных сторон должны будете прийти к единому мнению и в каждой карте профаспекта фиксируете свой ответ, свое мнение.
Необходимо соблюсти принцип «неповторяемости» как для каждого аспекта, так и для мнений каждой группы.
Для структурированности материала в каждой карте профаспекта начало предложения обозначено в виде одного из главных членов предложения – глагола. Начало этого предложения необходимо продолжить. Продолженное вами предложение поможет увидеть действительную значимость данного аспекта для вас и вашего ребенка.
По истечении пяти минут я попрошу группы поменяться местами (по часовой стрелке) и преступить к обсуждению следующих двух карт профаспекта, а также указать в них по две положительные стороны.
Удачи! Надеемся на продуктивную, активную, инициативную работу. Начинаем.
Заключительный этап
А сейчас подведем итоги: каждая группа называет по четыре положительных стороны в каждой из карт профаспекта; и одновременно ваши ответы будут фиксироваться на доске.
После проделанной работы обсуждаются полученные результаты, участники делятся своими впечатлениями и озвучивают свои пожелания.
Вопросы для рефлексии:
1. Что Вам больше всего запомнилось в работе?
2. Что ценного сегодня Вы узнали?
3. Как Вы будете использовать полученную информацию?
4. Как Вы оцените свой вклад, внесенный в общую работу (оцените по шкале от 1 до 5)?
5. Что сегодня Вам помогало в работе, а что мешало?
6. Поделитесь ли приобретенной информацией со своими детьми?
7. Что сказал бы Ваш ребенок по поводу этой акции?

часто задаваемые вопросы

В Москве много центров профориентации. Чем вы отличаетесь от других?

Наше основное отличие – глубокий и комплексный подход. Благодаря использованию более 15 психодиагностических методик, профориентационных тестов и индивидуальной работе высококлассных специалистов психологов-профориентологов, вы получаете целостную картину профессиональных интересов, способностей и возможностей вашего ребенка. Мы также исследуем его личностные, психофизиологические особенности и эмоциональную сферу. И только после этого подбираем профессиональные области и специальности.
Насколько нам известно, столь серьезно к вопросу выбора профессии не подходят ни в одном профориентационном центре.

Сколько профессий вы предлагаете? Ведь нам надо найти одну единственную, нашу!

Обычно мы предлагаем на выбор 10-15 профессий. Это профессии, к которым школьник имеет интерес, и в которых может добиться успеха. На это есть несколько причин:

  • Мы считаем, что подросток сам должен сделать выбор, ведь это его жизнь! А наша задача - показать ему возможные направления.
  • Человек редко бывает предрасположен лишь к одному виду деятельности, к одной профессии. Соответственно, мы учитываем все варианты профессионального развития, исходя из способностей, возможностей и желаний подростка.
  • Многие перспективные профессии лежат на стыке разных дисциплин, поэтому мы не исключаем получение нескольких специальностей (например, бакалавриат по филологии и магистратуру по психологии). Владение несколькими профессиями может стать серьезным конкурентным преимуществом молодого специалиста!

На итоговой встрече подросток сам выбирает желаемый профессиональный путь.

Что такое профориентация для школьников?

Профориентация для школьников - это процесс поиска ответа на вопрос "кем быть школьнику". Для того, чтобы этот ответ найти, нужно исследовать данного школьника на предмет его способностей, потребностей, ценностей, умений и знаний.

Это профориентолог делает в присутствии родителей и с участием родителей. Это глубокая совместная работа. Конечно, школьнику будут даны задания, чтобы определить свойства его интеллекта и личности.

У нас в центре ПрофГид всё это делает не компьютерная программа, а живой человек. Мы считаем, что это принципиально ценно для принятия точного решения о судьбе ребёнка.

В каком возрасте уже можно выбирать профессию?

В 14-15 лет человеку можно определить профессию достаточно безошибочно. Но сделаем оговорку: если он готов к работе по выбору профессии. Это значит, что если у него достаточно опыта взаимодействия с разными сторонами реальности, если он готов не согласиться с утверждением взрослого человека, если у него есть привычка к умственному и физическому труду и если он психически здоров.

А до 12 лет возможна профориентация?

До 12 лет профессию можно выбрать далеко не каждому, и очень приблизительно. Причин две. Во-первых, ребёнок ещё не изучал химию, физику, биологию в школе. Во-вторых, у него маленький социальный опыт. Поэтому в этом возрасте не стоит ребёнка ограничивать, загоняя в определённые сферы. Пусть он развивается всесторонне, изучая себя и мир вокруг себя.

И всё же к 12 годам основные направления возможного развития и основные ограничения в способностях уже просматриваются. Важно очень аккуратно выявить эти ограничения, свойства ребёнка — как личностные, так и интеллекутальные. Можно и нужно разработать план интеллектуального и личностного развития до 15 лет, определить специализацию класса, школы, направить ребёнка в кружки и секции, дать список книг, необходимых к прочтению и список умений, которыми он должен овладеть к 14-15 годам.

Этим занимается нейропсихолог Анна Андреева, выявляя способности детей до 12 лет и разбирая сложнейшие случаи .

Когда проходят консультации?

Мы можем принять вас в любой удобный для вас день. Профориентация начинается в 10, 13, 16 и в 19 часов по московскому времени.
Профориентация возможна как в офисе в Москве, так и онлайн (skype, viber).

А по интернету консультация не хуже?

Консультация по скайпу или вайберу не хуже, если хорошая связь и мы видим и слышим друг друга. Как правило, связь хорошая.

Конечно! Это очень важная часть профориентации. Мы стараемся найти вузы и колледжи, подходящие вам по месту расположения (город, страна), по цене, по баллам ЕГЭ, по набору предметов, по тому, есть ли военная кафедра, общежитие, по другим параметрам.

А если мой ребёнок совсем не знает, чего он хочет?

Так не бывает, чтобы подросток ничего не хотел. Он не хочет только то, что вы ему предлагаете. Но для него существуют очень приятные подарки судьбы. Просто вы про это пока не знаете. Мы всегда находим приятную для ребёнка деятельность. Всегда.

Обычно на профориентацию старшеклассники приходят с полной неразберихой в умных своих головах. Отчего неразбериха? А вот от чего. Неизвестно, чем руководствоваться, выбирая профессию. Самое очевидное: школьные предметы.

От них, что ли, плясать? Хорошо идет обществознание - пойду туда, где его сдают. А это экономические вузы. А хочешь ли ты работать экономистом? Нет? А кем же? Вот и разбираемся. Или: хорошо идет физика с математикой - пойду в инженерный вуз. А хочешь ли ты потом с этим работать? С чертежами, расчетами? В конструкторском бюро? Или на заводе или на стройке? Нет? Значит, надо разбираться.

Всю "карту ребенка" разложить на столе и увидеть сильные стороны и склонности (интересы). Склонности могут быть до такой степени странными и разными - что, ну, просто ничего не понятно. ни старшекласснику, ни его родителям. Всё хочет ребенок. И вот сидим разбираемся. Это надо сделать, надо. Со всех сторон всё рассмотреть, всё увидеть и принять обоснованное решение. Нет людей ни к чему непригодных. Нет. И в вашем ребенке - клад. Давайте вместе искать клад.

 

Возможно, будет полезно почитать: