Программа тренинговых занятий для воспитателей в доу. Тренинги для педагогов и воспитателей. Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинговое занятие для педагогов и специалистов «Познай себя»

Включает в себя разделы:

  • Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика, тренинги

Показаны публикации 1-10 из 705 .
Все разделы | Тренинги для педагогов и воспитателей

Тренинг с педагогами на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» и снятие психоэмоционального напряжения ЦЕЛЬ :. 1. Развитие коллективной сплоченности и положительного эмоционального отношения участников тренинга друг к другу ; 2. Снятие психоэмоционального напряжение; 3. Профилактика эмоционального выгорания педагогов . Понятие «синдрома эмоционального выгорания» . В начале...

Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель : осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения , приемов саморегуляции. Оборудование : карточки «фантом» , цветные карандаши, листы А4, ручки. Ход проведения : Упражнение «Поздоровайся с друзьями!» По...

Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Публикация «Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания...» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов; формирование навыков регуляции психоэмоционального состояния; профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тренинг для педагогов «Взаимопонимание» ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Задачи: · способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима¬нию между педагогами; · повысить групповую сплоченность; · снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов; · улучшить эмоциональное состояние педагогов. Оборудование: · мяч; · листы...

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов «Пирог времени» Занятие с элементами тренинга для педагогов на тему «Пирог времени». Цели и задачи: Повышать коммуникативные навыки педагогов; Снять эмоциональное и мышечное напряжение; Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе; Повышать самооценку педагогов; ...

Тренинг повышения самооценки педагогов детского сада «Я лучшее, что есть у меня» Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня» Цель: определение и анализ уровня самооценки. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия. Ход занятия. Ведущий. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка»...

Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинговое занятие для педагогов и специалистов «Познай себя»

«Познай себя» Цель: создать положительный настрой на дальнейшую работу, развитие рефлексивных навыков у участников психологического занятия. Материалы для работы: (листы формата А4, фломастеры, карточки с настроением. Упражнение «Самопрезентация» Настрой на занятие! Делимся по...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами» Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и...

Анастасия Крылова
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки » .

Цели :

Формирование благоприятного психологического климата ;

Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

Профилактика профессионального выгорания;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

Снятие эмоционального напряжения.

Целевая аудитория : педагоги ДОУ .

Форма проведения : тренинг .

Оборудование : аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников и фломастеры.

Ход проведения:

1. Приветствие

Цель :

Познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.

Психолог : Здравствуйте, дорогие педагоги ! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом : каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте» .

2. «Знакомство»

Цель :

Настроить каждого участника на работу в группе;

Вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Психолог : Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает : кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бумажной карточке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".

А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная) .

3. Правила нашей группы.

Цель :

Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга .

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любой тренинг имеет правила . Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга .

Закон «ноль-ноль» , предусматривающий своевременное начало тренинга , его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

Работа «от и до» : человек, принявший решение об участии в тренинге , изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации . Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» , «я думаю.» , а не «все сейчас думают.» , «большинство из нас.» и т. д.

Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Активное участие в работе : если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием .

Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

4. Упражнение «Интервью»

Цель :

Знакомство

Создание обстановки доверия

Психолог : Друзья, представьте, что вы участники пресс - конференции. Все пишут на листочке три вопроса. Задаём вопросы, которые касаются жизненных, профессиональных взглядов, интересов. Затем листочек отдается другому участнику. (например, 3-ему сидящему с правой стороны автора вопросов) . Далее проходят «пресс - конференции» . Все по очереди читают вопросы и отвечают на них.

5. Передача предметов по кругу

Цель :

Обмен настроениями, чувств по кругу

Психолог : Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки :

1. цветок,

2. бусинку

После чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга хрустально чистой водой. Это высвобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, ощущений, настроения.

6. Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»

Цель :

Установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.

Психолог : А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.

После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.

7. Сеанс релаксации. «Руки»

Цель :

Снятие усталости, установление психического равновесия .

Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия , позитивный настрой. Играет спокойная мелодия.

Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей ваших рук на землю : вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете тяжёлую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

8. Формулы психологической устойчивости

Психолог : Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.

9. «Рефлексия»

Цель :

Получить обратную связь от участников группы.

Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психолог : Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.

10. Заключительный этап.

Цель :

Получить обратную связь от участников группы

Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах , какие формы работы им нравятся.

Психолог : сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2) . Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3) .

11.«Прощание» Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу» .

Приложение 1.

Формулы психологической устойчивости

Устойчиво стою я на земле

Устойчиво стою я на земле. Вот так!

Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!

Друзей моих я буду обнимать. Вот так!

Смеяться буду громко я. Вот так!

Только смеяться

Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!

И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!

Формулы принятия несчастья

Что бы со мной ни случилось

Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,

Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.

То, что в судьбе неизбежно

То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.

Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.

Формулы позитивных мыслей

Начинается мой новый день

Начинается мой новый день ,

Начинается моя новая жизнь!

Загорается во мне новый свет,

И рождается во мне чудо-жизнь!

Здравствуй, новый мой прекрасный день !

Здравствуй, новая моя чудо жизнь!

Здравствуй, новый в сердце дивный свет!

Здравствуй, новая моя чудо – мысль!

Формула повышения самооценки

и позитивного восприятия окружающих

Я хороший

Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.

Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.

Я люблю тебя.

Приложение 2.

АНКЕТА «МОЙ ЗАПРОС НА ТРЕНИНГ »

Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно работы нашего тренинга и допишите свой личный запрос в рамках данной тематики (если он есть) :

Темы тренинга

Основные правила общения

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент (управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики (если есть)

Формы работы на тренинге

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем

Организация работы

Самостоятельно

В подгруппах

Приложение 3.

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

встречаемости «+» Результат

Темы тренинга___

Основные правила общения

Особенности общения с родителями

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент

(управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Количество индивидуальных запросов

Формы работы

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку

навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем в кругу

Организация работы

Самостоятельно

Как научиться использовать эмоции и чувства в своей работе

Цель встречи: избавиться от негативных эмоций на работе.
Психолог:
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка».
«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется»
Приветствие «Улыбка».
В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе. Обращаясь к своему партнеру с улыбкой, скажите ему несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Один мудрый человек сказал: «Кто-то другой для нас не может быть ни другом, ни врагом, он может быть для нас только учителем».
Упражнение «Если бы не ты …»
Участники делятся на пары. Далее им предлагается по очереди рассказать про качества другого участника, начиная свой рассказ словами «Если бы не ты …»
Я хочу вам рассказать сказку, а вам, чтобы не было скучно, предлагаю «вжиться» в сюжет этой сказки, и желательно изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так».
Далеко-далеко есть одна замечательная поляна, которая носит название детский сад «Дельфин». Поляна большая и круглая. Над этой поляной небо бывает разным, бывает ясным, но иногда тучи нависают над этой замечательной поляной, вот так. А солнце согревает своими теплыми лучами эту поляну, вот так. На этой замечательной поляне, в детском саде «Дельфин» жили волшебники, похожие на вас. И на Вас …, и на вас…Волшебники были очень дружные и добрые. Они трудились и многое умели, вот так (педагоги перечисляют, что они умеют делать). А если у них что-то не получалось, они знали, что у них обязательно получится, пусть и не сразу. Любили волшебники веселиться, общаться друг с другом, а делали они это вот так. То и дело слышался их звонкий, веселый смех. А смеялись они вот так.
Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так. Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так. Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.
Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь превращался в кого-нибудь, то они удивлялись вот так.
И вот с вами произошло это чудо с превращением. Сейчас Вы все превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, вот так. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуйте ходить вот так.
Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное, и он принялся помогать волшебникам, поднимать тяжелые камни, вот так Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал, вот так.
Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал, вот так
Слон очень разозлился. Он стал размахивать хоботом, вот так.
А затем слон пошел по городу, сотрясая воздух ревом, вот так.
Тут слон увидел газету. Он схватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части, вот так.
Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, расслабился, вот так.
Вскоре слон совсем успокоился, он огляделся вокруг, вот так.
Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленная, в речке вода течет. И ему стало спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанные по земле обрывки бумаги. Давайте уберем эти остатки «злости», чтобы она нас больше не беспокоила, вот так.
Психолог:
Вот и закончилось наше «превращение». Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть слонами?
Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу?
Как он выражал свое чувство?
Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был очень зол, никого не обижал. Слон – миролюбивое животное. Если вдруг вас когда-нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.
Гнев, злость – это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас. Иногда мы сердимся на самих себя. Иногда злость используется как маска, под которой прячется страх или обида. Гнев свойственен человеку, сердятся все без исключения. Гнев, злость съедает изнутри.
Обсуждение приемов освобождения от негативных эмоций.
Не позволяйте гневу заходить так далеко;
постарайтесь не распыляться и успокоиться, вдыхайте спокойствие и выдыхайте гнев;
важно понять, осознать причину гнева, задав себе вопрос: «Для чего мне гнев, злость? Какой будет исход, после того как я проявлю злость по отношению к кому-то или к себе?»;
можно письменно описать свое состояние, а затем ритуально выдохнуть, отрезать, порвать, выбросить;
можно высказать свой гнев своему обидчику, но только в том случае, если вы уверенны, что вас услышат и отнесутся к вас с пониманием и уважением.
Упражнение «Это состояние мне чуждо»
Психолог:
Предлагаю вам сейчас вспомнить последний случай, когда гнев и злость переполняли вас. Вы можете это описать на листе бумаги, можете сделать какие-то зарисовки.
А сейчас попрошу вас избавиться от этого состояния, используя обсуждаемые и предлагаемые ранее приемы.
Быть может, кто-то из вас хочет поделиться своим состоянием после «избавления от негатива»? (обсуждение проводится по желанию).
В такой деликатной сфере, как человеческие эмоции, только сам человек, в конечном счете, является для себя «настройщиком». Бывает и так, что раны слишком тяжелые. И разум, и советы, и время оказываются не в силах их вылечить. В таких случаях на вопрос, что делать, если не можешь никак о чем-то забыть, умные и много пережившие люди тоже имеют ответ: если не можешь забыть – помни.

Коммуникативный тренинг «Погода в ДОУ»

Цель игры: психологическое единение коллектива, раскрытие некоторых секретов общения.

Приветствие «Отношения»

Цель: развитие фантазии участников, расширение возможности телесного выражения, настрой на тему тренинга.

Ведущий : Начните ходить по комнате. Сейчас я буду предлагать вам по-разному поздороваться, а вы, переходя от одного участника тренинга к другому, должны будете это сделать.

Сначала приветствуйте коллег улыбкой или дружеским кивком.

Теперь вам необходимо остановиться, пожать другому человеку руку или положить свою на плечо.

А сейчас представьте себе, что все люди, которые здесь находятся, недавно вас сильно обидели. Проходя мимо них, выразите им все свои чувства.

Теперь представьте себе, что вы всех здесь «держите за дураков». Выразите это.

А сейчас представьте себе, что каждый участник ведет на веревке большую собаку.

И, наконец, приветствуя других, выразите свое реальное настроение.

Создание мандалы коллектива

Цель: создание чувства единства коллектива, раскрытие индивидуальной красоты каждого.

Ведущий . Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вы получите разные фигуры разных цветов. (По рядам пускаются четыре коробки). Выберите любую – ту, которая вам больше всего понравится. Теперь возьмите карандаш, фломастер или ручку любого цвета и нарисуйте на этой фигуре то, что вам по душе, то, что доставило бы вам удовольствие. Это может быть любой узор: может быть, какая-то геометрическая фигура или их сочетание, может быть уголок природы, деревья, птицы, рыбы, цветы, может быть, это будет небо или какой-нибудь водоем, или что-то еще близкое вам… (Рисование.)

Взгляните на свои рисунки. Вы согласны с тем, что в них отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно ответить: какая это часть души, что она выражает?..

А теперь предлагаю вам всем вместе выложить на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.

Ватман приклеивается на доску.

Посмотрите, как красиво у вас получилось! Давно, в глубокой древности, люди обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – отражает сам центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.

Выводы : Мандала, которая получилась у нас сегодня – это выражение души нашего коллектива, в котором есть отражение души каждого из нас. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.

А теперь давайте обратим внимание на формы тех фигур, которые мы выбрали.

Дается описание всех фигур в соответствии с психогеометрическим тестом (С. Деллгшгер, 1989).

При желании, дается характеристика выбранных цветов (по тесту Люшера).

Упражнение «Восковая палочка»

Цель: развитие доверия и поддержки друг друга.

Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди.

Затем проводится обсуждение:

  • Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры?

Предлагается оценить свое доверие по 5-бальной системе.

Делаются выводы о том, насколько члены коллектива готовы доверять друг другу и поддерживать друг друга.

Упражнение «Костюм из газеты»

Цель: кооперация участников.

Группа делится на команды по 3 человека. Каждая команда распределяет, кто будет «первым», кто «вторым», кто «третьим». Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:

  • «Первый» видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться.
  • «Второй» не видит, не разговаривает, не может ни к чему прикасаться.
  • «Третий» не видит, но говорит и может действовать руками.

Время выполнения — 15 минут. За это время для «второго» игрока нужно соорудить оригинальный костюм, достаточно надежный, чтобы продемонстрировать его на подиуме. По команде ведущего «второй» и «третий» игроки закрывают глаза (или надевают повязки), а «первый» убирает руки за спину. Через 15 минут каждая команда демонстрирует свой костюм.

После этого проводится обсуждение:

  1. Сложно или легко было выполнять задание?
  2. Добились ли желаемого результата? Если да, то что помогло в этом? Если нет, тогда что помешало?

Выводы : добиться желаемого результата в совместном деле можно, прислушиваясь к словам и действиям друг друга.

Цель – снятие агрессии, усталости, напряжения. Переход к теме взаимоотношений.

Группа делится на две команды. Тренер дает каждой группе по своему листочку и объясняет правила игры. Затем читает свой текст и команды начинают кричать.

Ведущий: У каждой из команд есть некий стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе.

Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.

Вводный стишок тренера:

На маленькой полянке

Стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом

Живет веселый гном.

Гном-гном, как тебя зовут?

Стих для группы № 1:

Вася! У меня рубашка в клетку!

Я пришел к тебе из леса,

Чтобы получить конфетку!

Стих для группы № 2:

Петя! У меня штаны в горошек!

Я пришел к тебе из сказки!

Рассказать, что я хороший!

Вопросы для обсуждения игры:

  • Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
  • Что вы услышали?
  • Почему было трудно слушать?

Выводы:

Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.

Упражнение «Еж и слон»

Цель игры – опосредованно продемонстрировать участникам их привычный способ взаимодействия с другими людьми, вывести на обсуждение правил взаимодействия, его удержания, особенностей позиции при взаимодействии.

Группа делится пополам. Обе группы получают от тренера скрытые инструкции. Затем участники выбирают себе пару из противоположной группы, берут один на двоих лист бумаги и маркер и начинают выполнять задание.

Инструкции:

Для группы № 1: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Для группы № 2: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги слона. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Вопросы для обсуждения игры:

  1. Что вы чувствовали при работе в паре?
  2. Какой у вас результат? Устраивает ли он лично вас? Достигли ли вы своей цели? Кого вам надо было нарисовать?
  3. Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?
  4. Что вам помогало? Что мешало?
  5. Что в следующий раз бы делали по-другому?
  6. Как выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с общением с людьми?

Выводы:

Существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей), и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности).

Если кто-то использует только тепло, он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.

Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.

Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон.

Наиболее продуктивно в общении обоим партнерам учитывать и свои, и чужие потребности и интересы, и уметь идти на компромисс.

Рефлексия

Используемая литература:

  1. К. Фопель «Энергия паузы», — М., Генезис, 2011
  2. Тренинг для педагогов «Психологический климат в коллективе», В.В. Паскал
  3. О. Вейс «Сборник игр», — Самара, 2004
  4. К. Кононович «Игры в тренинге для ума и тела», — СПб, Речь, 2010

Название: Методическая разработка для педагога-психолога. Коммуникативный тренинг «Погода в ДОУ».
Номинация: Методические разработки для специалистов ДОУ/ Педагогу-психологу


Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 106
Месторасположение: г. Ижевск

Тренинг педагогического общения для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений

Аханькова Светлана Васильевна, Педагог-психолог я/сад «Болашак» Казахстан, г. Петропавловск
Данный материал является частью тренинговой работы с педагогическим коллективом. Направлен на снижение психоэмоционального напряжения, сплочения коллектива. Помогает в разрешении конфликтных ситуаций.

«Тренинг педагогического общения»

Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе общение – это наиглавнейшая черта.
Общение - наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Общение это взаимодействие двух или более партнеров.
Психологическая настройка на работу. Сплочение группы
Упражнение «Огонек». Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра» со словами комплиментами (зажженная свеча).
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим.
Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…”
Инструкция: Понаблюдайте за внешними проявлениями эмоционального состояния окружающих. Я бросаю мячик любому участнику и говорю: “Женя, мне кажется, ты сейчас грустная”. Женя бросает мячик следующему участнику и говорит: “Луиза, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все.
Мини – лекция: «Понятие «Конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Выделяют негативные последствия и позитивные функции конфликтов:
Как вы считаете, что относится к негативным последствиям? К позитивным?
Негативные последствия:
ухудшение состояния здоровья субъектов,
снижение работоспособности,
большие эмоциональные затраты и др.
Позитивные функции конфликтов:
он служит разрядке напряженности,
получению новой информации,
стимулирует развитие и позитивные изменения,

Преодолевает застой жизнедеятельности,
вскрывает «хроническую болезнь», противоречие,
помогает прояснить отношения и т. д.
Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.
Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки о ребенке, а педагог - усвоения знаний и умений ребенком) недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, педагог сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
1. Возникновение конфликта (появление противоречия) .
2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
3. Конфликтное поведение.
4.Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) .
И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Способы разрешения конфликтов:
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Избегание, конкуренция.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс.
Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Однако, избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее поведения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон) .
Упражнение «Впечатление».
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.
Варианты ответов:
- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других.
- вы боитесь
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Упражнение «Старинная английская игра».
Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.) . Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Педагог- психолог заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.) . Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Педагог- психолог включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д.
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, педагог- психолог задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?
Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?
Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом.
Можно было бы обвинить педагога- психолога в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки. Далее педагог- психолог предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов? » (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?)
Завершающее упражнение. «Круг света»
Психолог: Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье. И сейчас мы с вами будем передавать по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, со словами благодарности друг другу.
Давайте все вместе загадаем желание, но тушить эти свечи не будем. Пусть в каждом из нас горит этот огонек и не потухает никогда.

 

Возможно, будет полезно почитать: