Проявления рационального поведения потребителя примеры. Теория рационального поведения потребителя. Экономическая наука о людях

Инфляция - характерная черта экономической истории всех стран мира. Она коренным образом трансформирует правила экономического обмена и оказывает мощное воздействие на поведение потребителей.
Рост цен является для россиян одним из главных факторов, вызывающих беспокойство. На вопрос: "Какие проблемы нашего общества тревожат Вас больше всего и Вы считаете их самыми острыми?" в январе 1997 г. 55,1%, а январе 1998 г. 58% опрошенных отметили рост цен. Это показатели настроений довольно стабильного периода. Тревогу вызывает не сам по себе рост цен, а их рост на фоне отсутствия роста зарплаты или медленных темпов ее роста.
В периоды стремительного роста цен в 1992-1993 гг., с августа 1998 г. этот фактор превращается в главную головную боль потребителей, в фактор, без учета которого не принимается ни одно экономическое решение.
Первая фаза реакции потребителей. "Опыт показывает, что население в общем очень медленно уясняет себе положение и находит из него выход. Вначале изменение привычек совершается даже в обратном направлении и облегчает положение правительства. Население до того привыкло к мысли, что деньги являются конечной мерой стоимости, что в начальный период повышения цен оно считает его преходящим и потому сберегает деньги и воздерживается от затрат в уверенности, что оно стало обладателем большей реальной стоимости в денежной форме, чем раньше". Так в 1923 г. охарактеризовал реакцию на инфляцию классик английской экономической теории Дж.Кейнс (Кейнс 1993).
Вторая фаза реакции потребителей. "Но рано или поздно наступает вторая фаза. Население приходит к убеждению, что владельцы бумажек несут особый налог и покрывают правительственные расходы, и оно начинает изменять свои привычки и старается свести к минимуму свою бумажную наличность" (Кейнс 1993).
Это достигается разными способами:
(1) деньги помещаются в различные вещи, например, драгоценности или предметы домашнего обихода;
(2) население может сократить суммы, предназначенные для домашних расходов, и среднее время, в течение которого эти суммы расходуются.
Так, Дж.Кейнс приводит пример из истории ранней Советской России периода инфляции: торговец, продав фунт сыра, мчался со своими рублями на рынок, чтобы тут же пополнить запас, обменяв деньги на сыр до того, как он снова подорожает. Ходил даже анекдот про господина, который при заказе пива в кафе тут же заказывал и другой стакан, предпочитая пить отстоявшееся пиво, но избегнуть риска повышения цен. В Вене того же периода на каждом шагу создавались меняльные конторы, где можно было поменять местную валюту через несколько минут после ее получения на швейцарские франки (Кейнс 1993). Москва и другие крупные города после 1992 г. также стали шокировать обилием обменных пунктов, создавая у иностранцев впечатление, что вся страна собралась выехать за границу.
В своем стремлении поскорее избавиться от тающих на глазах денег часть населения оказывается в ситуации, когда регулярно возникает острая нехватка наличности для удовлетворения даже самых неотложных нужд. Тут надо занимать, но кто дает взаймы в период инфляции, не жертвуя своими интересами?
Другое следствие стремления избавиться от наличности состоит в том, что товары, обычно приобретавшиеся в результате более или менее длительных сбережений, становятся недоступными. Все деньги уходят на текущее потребление, на мелочи, порою даже совершенно ненужные, которые можно купить сразу после получения зарплаты.
Из этого же интереса "избавиться от денег" вытекает и стремление покупать многие товары повседневного спроса большими партиями, что позволяет и от инфляции уйти, и с проблемой голода не столкнуться. Чаще всего это закупки продовольствия впрок.
В целом поведение людей во время инфляции напоминает их поведение в период господства административной системы с характерным для нее дефицитом: и там и здесь налицо стремление превратить свои имеющие малую ценность деньги в товар. Однако есть и существенное отличие: инфляция в рыночном хозяйстве существенно ограничивает спрос постоянно растущим уровнем цен, предотвращая тотальный дефицит.
Естественным следствием инфляции является бегство от подвергшихся инфляции денег путем их обращения в устойчивую иностранную валюту. В результате чужая валюта приобретает функции средства платежа на чужой территории, функции средства сбережения и т.д. В условиях инфляции резко возрастает спрос на золото и другие драгоценности, используемые как средство накопления и бегства от инфляции.

Конкуренция - хорошее явление или плохое? Что заставляет людей пользоваться кредитами, переплачивая банку проценты? Как добиться того, чтобы наши расходы не были больше доходов? На все эти вопросы отвечает раздел экономики, исследующий рациональное поведение производителя и потребителя в современном мире.

Экономическая наука о людях

С точки зрения этой науки, все виды поведения людей делятся на четыре типа - производство, распределение, потребление и обмен. На производстве зиждется сама экономическая система , целью которой является продуцирование прибыли с помощью обмена благ на деньги. Оборотная сторона этой медали - потребление. Оно обусловлено определенными законом, называющимся «рациональное поведение потребителя», что значит продуманное и продиктованное разумными причинами.

Действия потребителя и производителя как два взаимозависимых аспекта в экономике

Производство и потребление - взаимосвязанные процессы, регулирующие друг друга. Рациональное поведение потребителя, работника, собственника, семьянина, гражданина исходит из принятия решений согласного с доходами каждого экономического субъекта. Потребитель не только выбирает те или иные предложения рынка, но и своим выбором (или отсутствием его) воздействует на производителей. В некоторых сферах экономики конкуренция настолько сильна, что маркетологи ввели понятие "диктата потребителя". Ведь в конкурентной гонке выживают лишь те предприниматели, которые смогли хорошо понять типичные черты рационального поведения потребителя - своего клиента.

Потребитель как движущий фактор

Итак, потребителем называется тот, кто является субъектом потребления: покупает, использует товар или услугу. Фактически, это любой представитель человечества, но также и - юридические лица, объединения и т. д. Целью потребления является извлечение максимальной прибыли от использования товара. Ограничителями в этом случае являются - цены, бюджет, ассортимент и т. д. В силу их действия как потребитель, так и производитель вынуждены вырабатывать определенные стратегии поведения или рационального выбора.

Полезность рационального поведения потребителей для экономики зависит также и от типа экономико-хозяйственной деятельности страны. Если это командно-административный тип, то регламентация выбора потребителя весьма высока - например, он не может свободно выбирать жилье, автомобиль, медицинские услуги. Если же речь идет от рыночной экономике, то потребитель обладает полным суверенитетом и самостоятельно принимает решения, распоряжаясь своими финансовыми ресурсами.

Каждому по потребностям

Насколько широки наши покупательские потребности, можно понять, вспомнив, какие из своих потребностей мы обеспечиваем, выбирая те или иные товары: физиологические, культурные, социальные, коммуникативные, потребности в безопасности или самореализации. Для всех существуют свои товары и свои ниши бизнеса, продуцирующие их. Грамотно совершать выбор, потребляя что-либо, помогают знания экономики и маркетинга.

Основная часть населения нашей планеты - это люди с так или иначе ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому каждому из нас приходилось задумываться над вопросами: "Как правильно потратить свои финансы? Что необходимо приобрести в первую очередь, а что - пока отложить? Как сократить расходы? Как выбрать товар или услугу самого лучшего качества по доступной цене?" На все эти вопросы дает ответы теория рационального поведения потребителей. Далее мы рассмотрим составляющие рассматриваемого раздела экономики более подробно.

Этапы рационального поведения

Первый этап - это понимание необходимости приобретения чего-либо. Вторым этапом является поиск информации о необходимо товаре. Затем идет оценка и анализ этой информации, всех возможных вариантов покупки. И наконец - принятие решения.

В связи с этим выделяют несколько видов финансовых трат при рациональном поведении потребителя: обязательные (минимальные, самые необходимые) расходы - на еду, одежду, проезд, оплату коммунальных услуг и т. д. - и произвольные: на хобби, товары высокого уровня потребления, путешествия и пр. Еще один вид - сбережения рассматриваемого субъекта.

Виды разумного поведения потребителя товаров и услуг со стороны экономики

Типы рационального поведения потребителя подразделяются на:

  • поведение, диктуемое личным интересом;
  • поведение, преследующее ситуативные цели (непосредственно в момент выбора);
  • полную рациональность, предполагающую, что человек долго изучает информацию по товару или услуге и максимизирует получаемую выгоду;
  • ограниченную рациональность, когда сбор или анализ информации затруднен в силу тех или иных причин (физических, социальных и других факторов);
  • формальную (слабую) рациональность, в особенности если она ограничена не зависящими от человека факторами.

Эффекты взаимовлияния

План каждого отдельного субъекта предусматривает активность в рамках его предпочтений. Существуют определенные эффекты потребительного взаимовлияния:

Эффект сноба. Создается ситуация, когда покупка делается для подчеркивания своего социального положения.

Эффект присоединения к большинству. Выражение желания не быть хуже людей, которые являются «успешными». Характеризуется нерациональным спросом. Покупку совершают только из-за того, что её сделал другой человек, которого покупатель ценит и уважает. Также проявляется спекулятивный спрос, возникающий при дефиците товаров.

Эффект предположительного качества. Товары, характеристики у которых одинаковы в разных магазинах реализуются по различным ценам.

Эффект Веблена. Ситуация, при которой демонстративно и подчеркнуто приобретаются вещи, которые имеют очень высокую цену и не доступны большинству людей.

Поведенческий анализ потребителя наглядно

Пример рационального поведения потребителя выглядит так. Предположим, вы задумались о приобретении стиральной машины. В первую очередь вы стремитесь оценить все возможные предложения рынка. Изучаете рекламные объявления, ассортимент, цены, уникальные торговые предложения (скидки, акции, возможность бесплатной установки или доставки), отзывы. В итоге вы выбираете тот магазин, где предлагают оптимальную (но не самую низкую) цену, при этом обеспечивают максимальный гарантийный срок, бесплатную доставку, установку и постгарантийное обслуживание. Другой вариант: если вы предельно ограничены в средствах, то не обратите внимания на предложения о гарантии, а выберете машинку по самой низкой цене.

Ситуативное рациональное экономическое поведение потребителя иллюстрируется следующим примером. Предположим, у вас сломался телефон, а вы ожидаете важного звонка. Вам некогда изучать рынок, для вас важна одна информация - как быстро вы сможете починить свой гаджет. Поэтому вы выбираете самый ближайший ремонтный сервис, мастер которого обещает починить ваш телефон сегодня же. Цена такой услуги в этом случае отходит на второй план.

Рациональное поведение производителя

Производитель - это человек или организация, изготавливающая и реализующая товары или предоставляющая услуги с целью получения дохода из рационального поведения потребителя. Затраты на приобретение производственных ресурсов называются издержками. Прибыль образуется разницей между доходами и издержками. Ее максимальная величина является целью производителя. Чтобы увеличить прибыль, он стремится понизить затраты на производство. Этому способствуют экономия на сырье, оборудование производства новой техникой, снижение затрат на электроэнергию и др. Каждый производитель отвечает для себя на три главных вопроса: какой, как и для кого он выпускает свой товар или оказывает услугу.

Для определения, что именно производить, проводится анализ рынка спроса, рационального поведения потребителя в нужном секторе экономики, затрат на производства и рекламу и т. д. Определяется объем производства и его способы. Например, можно вручную собрать урожай, наняв и оплатив работу большого количества работников, либо использовать сельскохозяйственную технику, купив ее или взяв в аренду. Также производителю нужно решить, для какого слоя населения он выпускает свой продукт. Так, ориентирование на широкие массы подразумевает больший объем товара при меньшей его цене, чем при ориентировании на слои общества с доходами выше среднего.

Чего желает производитель?

В целом рациональное поведение производителя является ответом на вопрос: "Как из ограниченного количества ресурсов получить наибольшую прибыль?" Частный вариант этого вопроса возникает, когда тот или иной предприниматель приходит к необходимости расширения - как при имеющихся у него ресурсах добиться увеличения объема выпускаемой продукции?

Например, эту задачу можно решить с помощью расширения объемов производства за счет количественных изменений (увеличить мощности, количество используемых природных ресурсов и рабочих), либо - за счет улучшения продуктивности (производительности) ресурсов. В странах с развитой экономикой предпочитают использовать второй путь решения проблемы. Он означает рост производительности труда (количество товара, производимое в одну единицу времени одним рабочим). На фоне истощения запасов полезных ископаемых и удорожания продуктов из них этот путь выглядит оптимальным.

Как и за счет чего происходит повышение производительности труда? Во-первых, помогает специализация на каком-либо виде деятельности. Выполняя одну и туже небольшую операцию, работник приобретает более хорошие навыки, и его производительность увеличивается. Во-вторых, использование современных технологий позволяет увеличить объем выпуска тех или иных товаров за тот же промежуток времени. В-третьих, на данный фактор влияет профподготовка и качественное образование сотрудников. Качество продукции находится в тесной связи с уровнем профессионализма тех, кто над ней трудится.

Одно из исследований, проведенное ученым Бруклинского института, показало, что 28 процентов прироста национального дохода США с 1929 по 1982 год было создано благами технического прогресса, 19 процентов зависело от вливаний капитала и 14 процентов - от увеличившихся образовательной и профессиональной подготовки рабочих.

Какие можно сделать выводы?

Итак, поведение потребителей и производителей обусловлено разумными причинами, обеспечивающими наиболее успешную экономическую стратегию. Характерной чертой рационального поведения потребителя является сравнение и анализ предложений рынка и возможность делать финансовые накопления. А для производителя важнее всего найти баланс между затратами на обеспечение рынка своим товаром или услугой и его ценой, имея ввиду при этом конкурентность своей ниши и актуальный спрос на свое предложение.

Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм К. Пруткова: «каждому лучшим кажется то, к чему он имеет охоту»).

Конечно, субъективный подход не безупречен: человек - сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.

Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально - вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой, - нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.

Рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Билет

Выделяют два основных подхода к определению полезности:

1) количественный (кардиналистский). Здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора;

2) порядковый (ординалистский).

Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU). Тогда предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.

Общая полезность блага

Кривая общей полезности исходит из начала координат, поскольку потребность начинает удовлетворяться после некоторого объема потребления. Эта кривая наклонена положительно, так как с ростом количества блага общая полезность возрастает.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность, как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Предельная полезность

Большинство благ обладает свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рисунке 8 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB полезности.

Билет

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор - меньшее удовлетворение, 3-й набор - еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие - три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А >- Б, или Б >- А, или А ~ Б, где знак ">-" выражает отношение предпочтения, а знак " ~ " - отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А >- Б, а Б >- В, то всегда А >- В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей.

36 билет Кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1)

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых. Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия. Карта кривых безразличия - способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 8.2). На рис. 8.2 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство - карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 8.2 U4>U3>U2>U1.

Рис. 8.2. Карта кривых безразличия

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения MRS.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Потребности общества, разных его слоёв, каждого индивида столь разнообразны, что никакой государственный орган не может их учесть в полном объёме и в соответствующем качестве. Каждый предмет, покупаемый человеком для личного пользования, содержит сочетание элементов, которые входят в конечное приращение его потребительского богатства. По мере того как средства человека увеличиваются, он, прежде всего, требует новых качеств в употребляемых им предметах. И только с помощью рынка возможен гибкий и эффективный контроль за соответствием спроса совокупным индивидуальным потребностям, формируемым человеческим капиталом. Потребности связаны с экономическими основами человеческого капитала, характером распределения, сбалансированностью спроса и предложения и другими проблемами.

Рынок выявляет реальные потребности, а потребление зависит от его развития. Иными словами, рынок является аккумулятором благосостояния, основным социальным институтом, непререкаемой истиной для роста потребления. Являясь конечной целью, потребление оказывает активное воздействие на производство, ибо потребитель… покупая предложенный продукт труда или отказываясь от него, поощряет экономически правильное и наказывает ошибочное поведение производителей. Те в результате вынуждены вести конкурентную борьбу за потребителя, решающего в условиях рынка самостоятельно, что, когда и сколько приобрести.

Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода, а для процесса производства – его возможности. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, индивид вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Естественно, совершая этот выбор, он стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые ему доступны, т.е. стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения, иначе говоря, максимизировать полезность при ограниченном доходе.

(Г.С. Хафизова )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода;

2) ответ на второй вопрос:

По мере того как средства человека увеличиваются, он, прежде всего, требует новых качеств в употребляемых им предметах;

3) ответ на третий вопрос:

Покупая или отказываясь от предложенного продукта труда, потребитель поощряет экономически правильное и наказывает ошибочное поведение производителей.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 513)

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 12. ПРИЗНАКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Цель урока: рассмотреть признаки рационального и нерационального поведения потребителя; продолжать развивать умение рассчитывать общую и предельную полезность; развивать любознательность и самостоятельность; воспитывать бережливость.

Основные понятия: рациональное поведение потребителя.

Тип урока: урок изучения нового материала.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Приведите примеры, когда один и тот же товар в различных ситуациях может иметь большую полезность и может быть вообще ненужным? (Лекарства)

2. Если одна семья утром пьет чай, а другая отдает предпочтение сокам, кто совершает рациональнее? (Обе семьи поступают рационально, ведь рациональность предполагает выбор того, что приносит личную выгоду каждому. Каждая семья, наверное, исходя из своих вкусов и ограниченных доходов, сделала рациональный выбор, при котором их выгоды превышают затраты.)

III . Изучение нового материала

На нашем уроке мы поговорим о рациональное поведение потребителя.

Принцип первый. Люди выбирают. Выбор всегда связан с затратами. Это означает, что каждый человек, делая выбор, всегда уступает чем-нибудь. Выбор на самом деле включает два действия. Когда доступны более чем одна альтернатива, выбираем одно и то же время отказываемся от другого. Старое высказывание «у меня нет выбора» просто не применим к экономическому анализу: альтернативы существуют всегда, поскольку незаменимых вещей нет! Однако иногда затраты, связанные с отказом от одной из альтернатив, настолько большие или настолько незначительны, что нам кажется, будто имеет место лишь одна альтернатива. Примером может служить выбор себе чего-нибудь на десерт, когда есть только две альтернативы: червивые яблоки и шоколадный торт. Расходы, связанные с отказом от червивых яблок, настолько незначительные, что представляется, будто есть лишь одна альтернатива - шоколадный торт.

В рыночной экономике выбор играет очень важную роль. Потребителям нужно выбирать, какие товары и услуги купить, имея в виду, что после принятия решения им придется отказаться от других товаров. Производитель должен определить, какие товары производить, причем производить эффективно. Если производитель будет принимать неправильные решения, он не сможет остаться в бизнесе.

Следует помнить, что использование ресурсов - это потеря. Используя ресурсы в одних целях, теряем возможность использовать их в других целях. Таким образом, в экономике необходимо всегда анализировать альтернативные издержки - затраты на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях. Альтернативные затраты в денежном выражении - это сумма альтернативных денежных расходов и неполученных денежных доходов.

Альтернативные издержки могут выступать как разница между доходом, который можно было бы получить при наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов, и реально полученной прибылью.

Понятие, что стало одним из основных в экономике (opportunity cost ), ввел Фридрих фон Визер (1851-1926 гг .). В переводе в литературе встречаются такие варианты: издержки альтернативных возможностей, издержки упущенных возможностей, альтернативная стоимость, альтернативные издержки. В основе выбора лежит закон Візера: действительная ценность какой-либо вещи - это недополученная полезность других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) определенной вещи.

Принцип второй. Люди ведут себя рационально. В любой час дня людям приходится выбирать. Что одеть? Учиться или пойти гулять? Найти работу или продолжать учиться? Независимо от возраста, благосостояния и места проживания, все люди должны делать выбор, и от выбора зависит как их собственная жизнь, так и жизни связанных с ними людей. Экономисты считают, что вся хозяйственная деятельность населения, частных компаний и государства имеет в своей основе частные решения отдельных людей. Когда нам понятно, как и почему происходит выбор, тогда мы близки к пониманию и предсказания экономических явлений.

Конечно, не каждый сделает тот же выбор, что и другой, ведь у людей разные ценности. Другими словами, у каждого свой выбор, но выбирать приходится всем. Объединяет всех людей рациональное поведение, связанное с выбором альтернатив. Такое поведение называют экономической: люди выбирают вариант, который им представляется наилучшим, поскольку он несет в себе наименьшие издержки и наибольшие выгоды по сравнению с другими вариантами.

Таким образом, рациональное поведение проявляется в том, что люди принимают решение, чтобы получить наибольшее удовольствие или наиболее полно достичь собственных целей. Следовательно, потребители стараются тратить свои доходы рационально, чтобы получить наибольшую выгоду или удовольствие от товаров и услуг в пределах своих доходов.

Рациональное поведение означает, что люди будут осуществлять различный выбор, потому что их условия (ограничения) и имеющаяся информация отличаются. Вы, возможно, решили, что получите высшее образование, прежде чем искать место работы, а другой выпускник решил пойти работать сразу после окончания средней школы. Почему такой разный выбор? Ваши способности, очевидно, лучше, а доход ваших родителей больше, чем у вашего одноклассника. Вы, возможно, лучше информированы и глубже осознаете, что работники с высшим специальным образованием получают значительно более высокие доходы, а их рабочие места более стабильны, чем у работников с общим средним образованием. Итак, вы выбираете колледж, тогда как ваш одноклассник с меньшими способностями и финансовыми возможностями и хуже информированностью выбирает работу. Оба варианта выбора - рациональные, но основаны на различных возможностях и информации.

Безусловно, рациональные решения могут меняться, если меняются обстоятельства. Допустим, правительство решает, что подготовка работников с высшим специальным образованием является национальным приоритетом. В результате государство обеспечивает большую финансовую поддержку студентам. В этих новых условиях ваш одноклассник, возможно, после окончания средней школы выберет не работу, а обучение.

IV. Итог урока

Ученики делают выводы о рациональное поведение потребителя.

Рациональное поведение означает, что люди будут осуществлять различный выбор, потому что их возможности (ограничения) и имеющаяся информация отличаются.

Рациональное поведение проявляется в том, что люди принимают решение, чтобы получить наибольшее удовольствие или как можно полнее достичь собственных целей.

Настоящая ценность какой-либо вещи - это недополученная полезность других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) определенной вещи.

V. Домашнее задание

Подумайте над парадоксом Адама Смита: «Почему вода, которая так необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как алмазы, которые совсем не нужны, имеют такую высокую цену?»


 

Возможно, будет полезно почитать: