Су 33 80 бортовой номер

Су-33 является палубным истребителем, который был разработан и изготовлен на территории РФ. Данная модель самолета является 4-м поколением истребителей, которые были разработаны в конструкторском бюро имени Сухого. Данная машина была изготовлена под чутким руководством главного конструктора М.П. Симонова.

История создания корабельного истребителя Су-33

Новый истребитель был сконструирован на базе старой модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с генералом Кузнецовым. Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.

После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.

Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.

В октябре 1989 года был изготовлен авианосец «Кузнецов», который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован. Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель В. Пугачев. Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года.

Описание палубного истребителя Су-33

Данная модель изготовлена как продольный триплан, точно так же, как и Су-27. Для посадки на палубу корабля эта машина имеет тормозной гак, который крепится к нижней части центральной балки. Крыло имеет стреловидную форму, оно состоит из трех секций и двух щелевых закрылок. Для уменьшения габаритов самолета на палубе авианосцев он оснащен складными крыльями, которые поворачиваются к углу в 135 градусов, все повороты крыла осуществляет гидравлическая система.

Данный тип конструкции крыла значительно уменьшает занимаемое место самолетом как в ангаре, так и на палубе. Из-за использования самолета в достаточно суровых климатических условиях была увеличена стойкость конструкции к коррозии. Также конструкторы продумали защиту всех бортовых систем от перепада температур и от влажности.

В новой машине Су-33 были учтены все недостатки, которые были в предыдущей модели палубного истребителя. Во-первых, была значительно уменьшена высота оперения по вертикали, а также использовали усиленное шасси, которое позволяет производить более эффективную посадку на палубу. Что касается шасси, то тут тоже были произведены изменения. Колеса в этой машине стали меньше, чем у его предшественника. Передняя стойка шасси имеет двойное колесо, которое может поворачиваться на 60 градусов. Такой поворот колес повысил маневренность самолета на палубе авианосца. Также было увеличено давление в колесах истребителя. При аварийных ситуациях предусмотрено катапультное кресло, оно тоже было улучшено по сравнению с Су-27. Оно помогает летчику выдерживать большие перегрузки при маневрах.

Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый. Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.

Особенности эксплуатации истребителя Су-33

Данный самолет имеет возможность взлета с палуб разной длины разбега. Стандартные авианосцы имеют три взлетные полосы, длина которых отличается: две из них имеют 105 метров, а еще одна 195 метров. Заходом самолета на посадку руководит команда специалистов на мостике корабля, она управляет траекторией и движением самолета. После того как самолет произведет касание палубы, он своим гаком цепляется за трос на палубе, который должен произвести остановку самолета. При такой посадке пилот испытывает большую перегрузку. После того как самолет коснется палубы, пилот должен включить двигатели на максимум мощности. Это делается для того, чтобы при обрыве троса аэрофинишера или незацеплении гака пилот имел возможность взлететь с палубы авианосца и произвести вторую попытку посадки.

Особенности палубного истребителя Су-33

Несмотря на то, что новая модель Су-33 и изготовлена на базе Су-27, она все же имеет множество преимуществ.

    Во-первых, было улучшено качество работы крыльев при взлете и посадке, этого смогли достичь за счет увеличения площади крыла.

    Для более безопасного и короткого взлета самолета было увеличено тяговооруженние машины. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно проходить перегрузки.

    Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасность и точность посадки, имеет возможность сотрудничать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.

    Складные крылья позволяют разместить большее количество истребителей на борту авианосца. А защищенные детали самолета позволят прослужить этой машине значительно дольше.

    Взлетная масса самолета увеличена до 33 тонн, за счет этого удалось увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонн. Увеличенная боевая нагрузка позволила подвесить на один самолет-истребитель Су-33 сразу 12 ракет типа «воздух – воздух» и до шести ракет модели Р-73.

    Система дозаправки позволяет увеличить дальность полета, причем штанга дозаправки расположена перед пилотом левее кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.

Модернизация Су-33

По статистическим данным на октябрь 2010 года конструкторское бюро имени Сухого приступило к летным тестам новой модернизированной модели истребителя Су-33. К сожалению, еще нет данных о том, какие именно новшества имеет эта модель машины. Регулярно производится ремонт и модернизация палубных истребителей. За последние два года модернизацию прошли четыре машины Су-33, после чего они были отправлены в Североморск. Ремонт и усовершенствование самолетов проводится в Комсомольске, с 2002 года здесь было модернизировано 19 палубных истребителей этой модели. На сегодняшний день в армии Российской Федерации находятся на боевой службе 22 палубных истребителя данного образца.

Истребитель Су-33 был принят на вооружение летом 1998 года. Всего для ВМФ РФ было изготовлено 26 машин такого типа, но за годы эксплуатации было потеряно 4 самолета. В скором времени данные истребители будут заменены на более прогрессивные и надежные машины марки МиГ-29. В планах военного командования РФ в 2015 году Су-33 будет снят с эксплуатации.

В начале 1940 года остро встал вопрос о пополнении ВМФ такими единицами, как авианосцы. Но начать воплощать эту идею удалось только после окончания второй мировой войны. Авианосный флот решили построить на основе уже имеющегося корабля проекта 1143. В апреле 1978 года была уже готова проектная документация по созданию авианосца. Предполагалось, что на авианосец будут садиться самолеты Як-41, Су-27К, Су-25К и вертолёт Ка-27.

В апреле 1984 года ММЗ кулон начал разработку, постройку и испытание корабельного истребителя Су-27К. Он обеспечивал поддержку флота в любых погодных условиях. Он мог подниматься на 27 км, что давало возможность бороться с вертолетами противолодочной обороны, транспортниками, самолетами радио разведки; применялся самолёт для сопровождения самолетов берегового базирования. Летом 1987 первый опытный образец был готов к полетам.

После первых полетов выяснилось, что летные характеристики ухудшились, но некоторые модификация крыла и ПГО позволили добиться уменьшения скорости захода на посадку. В 1989 году был произведен первый этап испытания. Самолет обкатывали на обычной взлетно-посадочной полосе. В ноябре 1989 года впервые самолет совершил посадку на палубу.

Кдекабрю 1990 года были завершены все ЛКИ испытания самолета, в ходе которых были определены основные технические, летно-тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. В это время уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующей ступенькой в развитии знаменитого Су стала постройка более новой модификации самолета Су-33.

Этот самолет уже был построен по интегральной аэродинамической схеме и дополнен передним горизонтальным оперением. Оно было выполнено складным, это позволяло экономить место. Переднее оперение позволило увеличить несущие свойства планера и улучшить характеристики при больших углах атаки. Крылья трапециевидной формы, с удлинением возле фюзеляжа, плавно переходили в корпус. Для экономии места крылья сделаны складывающимися.

Самолет Су-33 внутри

Установлено два двухконтурных форсажных двигателя АЛ-31Ф. Также самолет может дозаправляться в воздухе. Если установить систему УПАЗ-1, то он сам способен заправлять в воздухе другие самолеты. Навигационная система ПНК-10 обеспечивает вычисление координат в пространстве, позволяет автоматически корректировать координаты на основе данных спутников. Бортовая РЛС позволяет предупредить о сканировании самолетом противника. В самолете используется система предупреждения об облучении СПО-15ЛМ. На крыльях используются станции активных помех.

Су-33 стал первым отечественным серийным самолетом, способным сесть на палубу авианосца. Самолет является самым мощным и дальнобойным истребителем корабельного базирования в мире.

Самолет типа СУ-33УБ является учебно-боевой машиной, которая оснащена реактивными двигателями. Самолет создан специально для палубного базирования на авианосцах. Данная машина относится к четвертому поколению истребителей.

Особенности самолета СУ-33УБ

Самой главной особенностью данного аппарата можно считать расположение пилотов. Ни одна учебная машина не имеет расположения пилотов по принципу «плечо к плечу». Но именно из-за этого размещения пилотов управление осуществляется более эффективно и синхронно, а это очень важно при посадке на палубу корабля. Новшеством можно назвать и то, что пилоты добираются до кабины через нишу переднего шасси по специальному трапу.

Если сравнивать конструкцию данного самолета с моделью Су-33, то тут тоже имеется много отличий. Во-первых, кили машины СУ-33УБ были увеличены, как и площадь крыльев, оперения машины. Крылья складывались таким образом, что они имели такую же ширину, как и оперение аппарата. Это привело к тому, что данная машина стала требовать больше места в ангаре корабля.

Особенностью является и сечение передней части корпуса, поскольку она изготовлена полностью круглой, это можно объяснить формой станции радиолокации типа «Жук». Также было изменено расположение системы «Визор», которую закрепили по осям симметрии.

История создания и испытаний истребителя Су-33УБ

Аппарат типа Су-33УБ является глубокой модификацией самолета Су-33, который использовали для авианосцев. Началом создания новой машиной можно считать 1989 год. Именно тогда конструкторское бюро Сухого приступило к проекту учебной машины, которую планировалось использовать для обучения строевых пилотов-корабельщиков. При проектировании практически сразу было решено изготовить тандемную машину. Это решение было принято за счет того, что машина с таким расположением пилотов может выполнять задания более эффективно и быстро.

Новый образец был построен на авиазаводе в Комсомольске, но окончательная компоновка систем была закончена в Москве.

Впервые самолет Су-33УБ совершил отрыв от взлетной полосы весной 1999 года на Жуковском аэродроме. Характеристики данного аппарата значительно превосходят зарубежные аналоги, например, такие самолеты, как F-14D и «Боинг» F/A-18E/F.

Основой успеха самолета Су-33УБ можно считать новый бортовой комплекс, который позволяет производить разнообразные военные операции. Кроме того, вся аппаратура создана специально для работы в морских условиях. Что касается данной модели истребителя, то она имеет отличные характеристики при посадке и взлете с наземных аэродромов с достаточно короткими взлетными полосами.

Особенности конструкции самолета Су-33УБ

Схема корпуса продумана как интегральный триплан, который отличается великолепными аэродинамическими качествами. Если сравнить аэродинамику данной машины с аэродинамикой самолета Су-33, то новая машина имеет показатели выше на 10%. За счет повышения аэродинамических качеств удалось уменьшить расход топлива на 20%.

При конструировании данной машины было использовано большое количество композиционных материалов, но основные детали все же были изготовлены из сплавов алюминия. Так, из алюминиевых сплавов изготовлены крылья самолета, что значительно повышает их живучесть в боевых условиях. Кроме того, данная конструкция достаточно легкая, но надежная. Применение легких сплавов и композиционных материалов позволило снизить общую массу машины до массы одноместных истребителей. На самолете использовано большое количество бронированных преград, которые повышают живучесть аппарата.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями модели ТРДДФ, но при дальнейшей модификации они могут быть заменены на более новые и эффективные установки. Под крылом самолета расположена система ПТБ. Данная модель истребителя имеет возможность дозаправки в воздухе.

Креном и тангажом самолета управляет новая автоматическая система типа ЭДСУ. Она способна проводить контроль всех аэродинамических поверхностей, флаперонов, закрылков, оперения хвоста, а также управлять работой двигателей. За счет этого оборудования сокращается время на балансировку и значительно увеличивается сила подъема машины.

Первым истребителем отечественного производства, который был оснащен системой генерирования кислорода в кабине пилотов, стал именно самолет Су-33УБ. Данная система обеспечивает кабину пилотов и азотом, это значительно снизило зависимость самолета от наземного обслуживания.

Что касается БРЭО, которым оснащен самолет, то оно отвечает требованиям 5-го и 6-го поколения. Данная система имеет размеры и массу значительно меньше, чем предыдущие ее версии, и при этом способна выполнять больше функций при меньшей затрате времени. На самолете имеется многоканальный комплекс, который проводит мониторинг всех систем и предоставляет пилотам полную информацию об обстановке в воздухе.

Для обнаружения противника самолет Су-33УБ оборудован тепловизорами и лазерными дальномерами, которые могут заметить цель и указать расстояние до нее.

Еще одной положительной особенностью конструкции можно назвать применение в кабине пилотов системы «темной кабины». В машине типа Су-33УБ было сокращено количество управляющих органов, что позволило упростить управление машиной для обучения. Кабина пилотов оснащена цветными дисплеями, на которые выводится полная информация о работе систем и о состоянии вокруг самолета. Проектировалась также система прицельного индикатора на лобовом стекле самолета. Что касается облуживания аппарата, то оно значительно упростилось в сравнении с предыдущими версиями истребителей.

Учебный истребитель класса Су-33УБ был изготовлен только в одном экземпляре. Сначала планировалось поставить данный проект на серийное изготовление. Даже был заказ от китайских ВВС на 40 машин, но вскоре они отменили свой заказ, что привело к закрытию проекта.

Палубная авиация России невелика. Однако она уже успела доказать свою боеспособность и возможность эффективно решать боевые задачи. Её основа – многоцелевой истребитель Су-33, разработанный в 80-е годы на основе знаменитого самолета Су-27.

Конструкторам, не имевшим опыта создания палубной авиации, удалось создать отличный истребитель, не теряющий боевых качеств даже спустя 30 лет. Он пережил трудные постсоветские годы, позволил сохранить опыт эксплуатации подобных самолётов, продемонстрировал ударные возможности, и продолжает модернизироваться. Су-33, безусловно, стал выдающимся достижением авиастроения.

История создания

Первенцем советских палубных самолётов стал Як-38. Эти штурмовики вертикального взлёта базировались на авианесущих крейсерах типа «Киев». Они оказались не слишком удачными – отсутствие бортового радара, малый боевой радиус и высокая аварийность привели к началу снятия Яков с вооружения ещё в 80-е годы. Но накопленный опыт эксплуатации был всё же положительным и позволил приступить к проектированию следующего поколения палубных самолётов, учитывая ошибки.

Первоначально основу авиагруппы нового проектируемого авианосца должны были составить и ударные самолёты на базе Су-24. КБ Сухого, однако, предложило начать разработку палубного самолёта на основе перспективного истребителя Су-27.

Первые проекты Су-27К (так тогда обозначался истребитель) предусматривали взлёт с использованием катапульт, но уже в 1981 году было решено, что будущий авианосец катапультами оснащаться не будет. Это поставило перед конструкторами новую проблему – необходимость обеспечить взлёт тяжёлого истребителя с трамплина.

В 1982 году на полигоне крымского аэродрома Саки, оснащённом учебным трамплином, начались испытания.

Пока что в них участвовал самолёт Т-103 (прототип Су-27). А постановление о начале разработок будущего Су-33 вышло только в 1984 году.

Опытный самолёт Т-1025 ещё не был «настоящим» Су-33. Это был серийный «двадцать седьмой», оснащённый, в частности, усиленным шасси и посадочным крюком. Он проходил испытания в течение 1984 года, пока в ноябре не разбился из-за неисправности. Лётчик при этом успешно катапультировался. Следующий прототип, собранный в 1986 году, отличался наличием переднего горизонтального оперения, его должны были устанавливать на все Су-33. Наконец, на самолёте Т-10К2 появились и складывающиеся крылья.

Осенью 1989 года в море вышел авианесущий крейсер, называвшийся в то время «Тбилиси». Немедленно начались испытательные полёты Су-27К и МиГ-29К. А 1 ноября Су-33 под управлением Виктора Пугачёва впервые произвёл посадку на авианосец. На следующий день истребитель впервые взлетел с настоящего палубного трамплина. В том же 1989 году началось серийное производство самолётов.

Конструкция

Су-33 – двухмоторный самолёт нормальной аэродинамической схемы, с двухкилевым хвостовым оперением. Одной из основных инженерных особенностей Су-33, отличающей его от Су-27, стало переднее горизонтальное оперение. Появилось оно для того, чтобы утяжелённый, по сравнению с оригинальным образцом, самолёт смог сохранить продольную устойчивость особенно при малых скоростях.

Неожиданным побочным эффектом от установки ПГО стало увеличение подъёмной силы.

После этого переднее оперение появилось и на модернизированных машинах Су-27. Другими отличиями стали усиленное шасси и увеличение массы, как самого самолёта, так и его боевой нагрузки. Помимо такого очевидного отличия, как наличие складывающихся крыльев, изменилась и их механизация.

За носовым обтекателем истребителя расположен радиолокационный комплекс РЛПК-27К, оснащённый допплеровской РЛС. Там же находится оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27К, в состав которой входят теплопеленгатор, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Герметизированная кабина Су-33 размещена в головной части фюзеляжа, за отсеком с антенной РЛС и блоками прицельной системы. Кресло лётчика – катапультируемое, модели К-З6ДМ. Оно комплектуется радиомаяком и аварийным запасом.

Радиоэлектронное оборудование разместили под кокпитом и в отсеке за кабиной. В пространстве за кабиной находится и боекомплект пушки. Сама пушка размещена в правом наплыве крыла. Левый наплыв отведён под прочие агрегаты.

Два турбореактивных двигателя марки АЛ-31Ф3 отличаются от стандартных агрегатов наличием особого режима тяги. Он необходим для того, чтобы истребитель мог взлетать с трамплина даже с полной боевой нагрузкой. Гондолы с двигателями находятся под корпусом самолёта и относятся к хвостовой части фюзеляжа.

Запуск двигателя производят газотурбинные стартеры.

Воздухозаборники регулируются при помощи подвижных панелей. При взлёте и посадке каждый воздухозаборник автоматически перекрывается защитной панелью из титана.

Передний топливный бак размещён в средней части фюзеляжа над воздухозаборниками двигателей, задний – в центральной балке фюзеляжа за отсеком для оборудования. Общая ёмкость баков 12100 литров керосина. Для дозаправки в воздухе самолёт оснащён выдвижной штангой-топливоприёмником. А при установке подвесного агрегата УПАЗ-1К Су-33 сам может выполнять функцию топливозаправщика. В качестве камуфляжа на Су-33 обычно используется трёхцветная окраска серо-голубых оттенков.

Эксплуатация

Распад СССР привёл к сворачиванию программы строительства авианосного флота, и «Адмирал Кузнецов» остался единственным подобным кораблём в России. Соответственно сократился и выпуск истребителей Су-33. Впрочем, от МиГ-29К решили вообще отказаться.

В первой половине 90-х годов самолёты медленно проходили государственные испытания, демонстрировались на парадах и выставках, а в 1995 году вместе с «Кузнецовым» впервые вышли в боевой поход. Официальное принятие на вооружение, однако, произошло только в 1998 году. Из выпущенных 26 машин на авианосце базируются 10, остальные вошли в состав 279 истребительного полка Северного Флота.

С 2002 года производится модернизация истребителей до стандарта Су-33М.

При этом устанавливаются новые двигатели с повышенным ресурсом, модернизируются навигационные и прицельные комплексы. Боевое крещение Су-33 получили в 2016 году в Сирии. Самолёты из авиагруппы «Адмирала Кузнецова» наносили удары по наземным силам террористов.

Вооружение Су-33

Встроенное вооружение истребителя – 30мм автоматическая пушка ГШ-30-1 с боекомплектом в 150 выстрелов. Для поражения воздушных и небронированных наземных целей используются осколочно-фугасно-зажигательные снаряды. Для борьбы с легкобронированной техникой могут применяться бронебойные снаряды. Темп стрельбы достигает 1500 выстрелов в минуту. Уникальной особенностью пушки является водоиспарительное охлаждение ствола.

Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести до восьми ракет Р-27 средней дальности. Дальность пуска новейших модификаций ракет доходит до 110 км, максимальная скорость преследуемой цели – 3500 км/ч. Другой вариант боевой загрузки – до шести ракет малой дальности Р-73 с дальностью пуска до 40 км.

Для поражения наземных целей и оказания огневой поддержки дружественных войск Су-33 может нести до 80 неуправляемых 80мм ракет С-8 (в блоках по 20 ракет), либо до 20 штук 122мм ракет С-13 (в блоках по пять ракет), либо 4 ракеты С-25 калибра 266мм.

Мощность боевой части ракет С-25 позволяет уничтожать взлётно-посадочные полосы и полевые укрепления.

Наносит бомбовые удары истребитель с помощью свободнопадающий бомб, как правило, фугасных. 500-кг бомбы могут подвешиваться в количестве до 8 штук, 100-кг – до 32-х. Наконец, в комплекс вооружения входят противокорабельные ракеты «Москит» или «Оникс».

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

Сопоставим ТТХ Су-33 с некоторыми аналогичными самолётами. Для наглядности возьмём уже снятый с вооружения истребитель ПВО F-14 (с оглядкой на который Су-33 и создавался), нынешний основной палубный самолёт США F/A-18 и перспективный F-35С.

Су-33 F-14 Tomcat F/A-18 Super Hornet F-35С Lightning II
Практический потолок, км 17000 16150 15240 18200
Максимальная скорость, км/ч 2300 2485 1915 1930
Дальность полёта, км 3000 2960 2003 2520
6500 6500 8000 9100

Итак, отечественная машина практически не уступала F-14, а вот F/A-18, уступая российскому самолёту по лётным качествам, превзошёл его по мощности вооружения. Надо иметь в виду, что “Super Hornet” изначально задумывался, как многоцелевой самолёт с возможностью использования в качестве ударного. А по размерам и массе он меньше чем Су-33, и меньше F-14, который он заменил.

А вот F-35 получил не только больший боевой радиус, но и ещё более мощное ракетно-бомбовое вооружение. При этом встроенной пушкой новый истребитель-бомбардировщик не обладает, она устанавливается в подвесном контейнере. На сегодняшний день самолетами F-35 вооружена только одна эскадрилья, проходящая подготовку. Интересно, что Су-33, в отличие от того же F-14, создавался на основе существующего проекта «сухопутного» истребителя.

В 2010-е годы «монополия» Су-33 несколько пошатнулась.

В палубную авиацию вернулся МиГ-29К, от завершения разработки которого отказывались в 90-е годы. Зато МиГом заинтересовалась Индия, и благодаря индийским заказам конструкторам удалось не только завершить создание самолёта, но и модернизировать его. Теперь на него обратил внимание и российский флот.

Меньшие размеры и масса МиГа позволяют увеличить размеры авиагруппы. Но это не значит, что Су-33 сойдёт со сцены. Имея больший боевой радиус и более мощное вооружение, он останется в качестве ударного самолёта.

Видео про СУ-33 в игре

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Array ( => Самолеты, Авиастроение [~TAGS] => Самолеты, Авиастроение => 91787 [~ID] => 91787 => Палубный истребитель Су-33: обзор, [~NAME] => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => 104 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104 =>


«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Преимущества самолета


Другие особенности



Истребитель-бомбовоз

Летно-технические характеристики

Длина - 21 м.

Высота - 5,7 м. Р

азмах крыльев - 14,7 м.

Основа шасси СУ-33 - 5,9 м.

След шасси - 4,44 м.

Вес двигателя – 1,5 тонны.

Взлетный разбег – 105 метров.


Су-33: обзор вооружения


УРВВ – до 10 штук.

УРВП – две штуки.


Летные происшествия


Самолет сегодня

Памятник


Интересный факт

Самолет и культура

Источник: fb.ru [~DETAIL_TEXT] =>

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.


Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 - контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) - 14 лет.

Военные самолеты России - СУ-27К и Су-33 - проектировались и создавались под проект создания тяжелых авианесущих крейсеров с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода – ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:

Увеличился ресурс двигателя – до полутора тысяч полетов.

Появилась система навигации ГЛОНАСС.

Стала более точной «бомбежка» надводных целей, в том числе и управляемыми ракетами.

Установлено оборудование, предупреждающее о «захвате» истребителя радиолокационным лучом.

Расширился арсенал вооружений для атаки кораблей противника. Теперь в нем могут принять участие и УРВП - управляемые ракеты типа "воздух-поверхность".


Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта – посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные - на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые - самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.


Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики

Пилотирование осуществляет один человек.

Длина - 21 м.

Высота - 5,7 м. Р

азмах крыльев - 14,7 м.

Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.

Площадь крыльев - 67,8 квадратного метра. С

ила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.

Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.

Основа шасси СУ-33 - 5,9 м.

След шасси - 4,44 м.

Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.

Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.

Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.

Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.

Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.

Объем баков с топливом – 1 кубометр.

Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.

Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.

Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.

Тяга (форсированная) - 125 кг/м.

Тяга (модернизированная) - 135 кг/м.

Вес двигателя – 1,5 тонны.

Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.

Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.

Максимальная дальность полета (у поверхности) - до 1000 километров.

Максимальная дальность полета (в зените) - до 3000 километров.

Время барражирования (удаление до 255 километров) - 2 часа.

Высота полета (предельная) - 17 километров.

Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.

Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.

Взлетный разбег – 105 метров.

Посадочный пробег – 90 метров.


Су-33: обзор вооружения

Су-33 - это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес - до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

Пушка одноствольная (30 мм, 150 снарядов).

Узлов для подвески оружия – десять штук.

УРВВ – до 10 штук.

УРВП – две штуки.

Неуправляемые ракеты (разных типов и весовых категорий) – до четырех, двадцати или до восьмидесяти штук.

Бомбы (разных типов и весовых категорий) – 8 (полутонна), 28 (четверть тонны) или 32 (центнер) штуки.

Система обнаружения «захвата» радиолокационным устройством – 1 штука.

Нашлемная система целеуказания – одна штука.

Оптико-электронная система обнаружения – одна штука (не имеет аналогов).

Антенна (угол видимости в зените) - ±50°.

Антенна (угол видимости по пеленгу) - ±60°.

Дальность обнаружения воздушной цели (встречный курс) – 100 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (встречный курс) – сорок километров.

Дальность обнаружения воздушной цели (вдогонку) – 40 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (вдогонку) – 100 километров.

Число одновременно захватываемых целей – десять штук.


Летные происшествия

Су-33 - надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других - ошибка при пилотировании:

Осень 1988 года. При осуществлении первого испытательного полета опытный экземпляр самолета утерян (отказ гидросистем). Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1991 года. Опытный экземпляр утерян (отказ системы управления). Летчик-испытатель катапультировался.

Зима 1994 года. Ошибка при пилотировании привела к гибели истребителя. Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1996. Осуществив вылет в ненастную погоду, пилот не справился с управлением и разбился вместе с самолетом. Пилот погиб.

Весна 2000. Отказ системы управления, Су-33 разбился. Летчик катапультировался.

Лето 2001. Во время авиашоу, проходившего около города Псков, после исполнения фигур высшего пилотажа самолет немного не дотянул до посадочной полосы и загорелся при жесткой посадке. Летчик-ас погиб.

Осень 2005. Затонул при осуществлении посадочного маневра (оборвался тормозной трос). Летчик катапультировался. Зима 2016. Аналогичное предыдущему летное происшествие с теми же последствиями.


Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.


Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

Интересный факт

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.

Источник: fb.ru => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. [~PREVIEW_TEXT] => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 10.07.2018 09:05:03 [~TIMESTAMP_X] => 10.07.2018 09:05:03 => 10.07.2018 [~ACTIVE_FROM] => 10.07.2018 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/91787/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/91787/ => / [~LANG_DIR] => / => palubnyy_istrebitel_su_33_obzor_letno_tekhnicheskie_kharakteristiki [~CODE] => palubnyy_istrebitel_su_33_obzor_letno_tekhnicheskie_kharakteristiki => 91787 [~EXTERNAL_ID] => 91787 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => s1 [~LID] => s1 => => 10.07.2018 => Array ( => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => палубный истребитель су-33: обзор, летно-технические характеристики => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => палубный истребитель су-33: обзор, летно-технические характеристики => Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России. => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики => Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики) => Array ( => Самолеты, Авиастроение) => Array () => Array ( => 1 [~ID] => 1 => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => s1 [~LID] => s1 => news [~CODE] => news => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр => Y [~ACTIVE] => Y => 500 [~SORT] => 500 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => 24 [~RSS_TTL] => 24 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 => [~TMP_ID] => => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y => Y [~INDEX_SECTION] => Y => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => N [~SECTION_PROPERTY] => N => N [~PROPERTY_INDEX] => N => 1 [~VERSION] => 1 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => / [~LANG_DIR] => / => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru) => Array ( => Array ( => Array ( => 104 [~ID] => 104 => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 => 1 [~CREATED_BY] => 1 => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => [~IBLOCK_SECTION_ID] => => Y [~ACTIVE] => Y => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y => 5 [~SORT] => 5 => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи => [~PICTURE] => => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ => [~CODE] => => 104 [~XML_ID] => 104 => [~TMP_ID] => => [~DETAIL_PICTURE] => => [~SOCNET_GROUP_ID] => => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 => Array ( => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи)))) => /news/104/)

Палубный истребитель Су-33: обзор, летно-технические характеристики

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.


Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 - контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) - 14 лет.

Военные самолеты России - СУ-27К и Су-33 - проектировались и создавались под проект создания тяжелых авианесущих крейсеров с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода – ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:

Увеличился ресурс двигателя – до полутора тысяч полетов.

Появилась система навигации ГЛОНАСС.

Стала более точной «бомбежка» надводных целей, в том числе и управляемыми ракетами.

Установлено оборудование, предупреждающее о «захвате» истребителя радиолокационным лучом.

Расширился арсенал вооружений для атаки кораблей противника. Теперь в нем могут принять участие и УРВП - управляемые ракеты типа "воздух-поверхность".


Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта – посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные - на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые - самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.


Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики

Пилотирование осуществляет один человек.

Длина - 21 м.

Высота - 5,7 м. Р

азмах крыльев - 14,7 м.

Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.

Площадь крыльев - 67,8 квадратного метра. С

ила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.

Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.

Основа шасси СУ-33 - 5,9 м.

След шасси - 4,44 м.

Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.

Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.

Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.

Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.

Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.

Объем баков с топливом – 1 кубометр.

Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.

Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.

Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.

Тяга (форсированная) - 125 кг/м.

Тяга (модернизированная) - 135 кг/м.

Вес двигателя – 1,5 тонны.

Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.

Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.

Максимальная дальность полета (у поверхности) - до 1000 километров.

Максимальная дальность полета (в зените) - до 3000 километров.

Время барражирования (удаление до 255 километров) - 2 часа.

Высота полета (предельная) - 17 километров.

Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.

Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.

Взлетный разбег – 105 метров.

Посадочный пробег – 90 метров.


Су-33: обзор вооружения

Су-33 - это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес - до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

Пушка одноствольная (30 мм, 150 снарядов).

Узлов для подвески оружия – десять штук.

УРВВ – до 10 штук.

УРВП – две штуки.

Неуправляемые ракеты (разных типов и весовых категорий) – до четырех, двадцати или до восьмидесяти штук.

Бомбы (разных типов и весовых категорий) – 8 (полутонна), 28 (четверть тонны) или 32 (центнер) штуки.

Система обнаружения «захвата» радиолокационным устройством – 1 штука.

Нашлемная система целеуказания – одна штука.

Оптико-электронная система обнаружения – одна штука (не имеет аналогов).

Антенна (угол видимости в зените) - ±50°.

Антенна (угол видимости по пеленгу) - ±60°.

Дальность обнаружения воздушной цели (встречный курс) – 100 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (встречный курс) – сорок километров.

Дальность обнаружения воздушной цели (вдогонку) – 40 км.

Дальность обнаружения теплоконтрастной воздушной цели (вдогонку) – 100 километров.

Число одновременно захватываемых целей – десять штук.


Летные происшествия

Су-33 - надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других - ошибка при пилотировании:

Осень 1988 года. При осуществлении первого испытательного полета опытный экземпляр самолета утерян (отказ гидросистем). Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1991 года. Опытный экземпляр утерян (отказ системы управления). Летчик-испытатель катапультировался.

Зима 1994 года. Ошибка при пилотировании привела к гибели истребителя. Летчик-испытатель катапультировался.

Лето 1996. Осуществив вылет в ненастную погоду, пилот не справился с управлением и разбился вместе с самолетом. Пилот погиб.

Весна 2000. Отказ системы управления, Су-33 разбился. Летчик катапультировался.

Лето 2001. Во время авиашоу, проходившего около города Псков, после исполнения фигур высшего пилотажа самолет немного не дотянул до посадочной полосы и загорелся при жесткой посадке. Летчик-ас погиб.

Осень 2005. Затонул при осуществлении посадочного маневра (оборвался тормозной трос). Летчик катапультировался. Зима 2016. Аналогичное предыдущему летное происшествие с теми же последствиями.


Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.


Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

Интересный факт

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.

Су-33 является палубным истребителем, который был разработан и изготовлен на территории РФ. Данная модель самолета является 4-м поколением истребителей, которые были разработаны в конструкторском бюро имени Сухого. Данная машина была изготовлена под руководством главного конструктора Михаила Петровича Симонова.

Новый истребитель был сконструирован на базе модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя.

В начале 1940 года остро встал вопрос о пополнении ВМФ такими единицами, как авианосцы. Но начать воплощать эту идею удалось только после окончания второй мировой войны. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с адмиралом Николай Герасимовичем Кузнецовым . Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.

После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.

Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.

В октябре 1989 года был изготовлен авианосец «Адмира́л Фло́та Сове́тского Сою́за Кзнецуо́в» , который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован.

Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель Виктор Георгиевич Пугачев.

Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года.

Описание палубного истребителя Су-33

Данная модель изготовлена как продольный триплан, точно так же, как и Су-27.

Для посадки на палубу корабля эта машина имеет тормозной гак, который крепится к нижней части центральной балки

Крыло имеет стреловидную форму, оно состоит из трех секций и двух щелевых закрылок. Для уменьшения габаритов самолета на палубе авианосцев он оснащен складными крыльями, которые поворачиваются к углу в 135 градусов, все повороты крыла осуществляет гидравлическая система.

Данный тип конструкции крыла значительно уменьшает занимаемое место самолетом как в ангаре, так и на палубе

Из-за использования самолета в достаточно суровых климатических условиях была увеличена стойкость конструкции к коррозии. Также конструкторы продумали защиту всех бортовых систем от перепада температур и от влажности.

В новой машине Су-33 были учтены все недостатки, которые были в предыдущей модели палубного истребителя. Во-первых, была значительно уменьшена высота оперения по вертикали, а также использовали усиленное шасси, которое позволяет производить более эффективную посадку на палубу. Что касается шасси, то тут тоже были произведены изменения. Колеса в этой машине стали меньше, чем у его предшественника. Передняя стойка шасси имеет двойное колесо, которое может поворачиваться на 60 градусов. Такой поворот колес повысил маневренность самолета на палубе авианосца. Также было увеличено давление в колесах истребителя. При аварийных ситуациях предусмотрено катапультное кресло, оно тоже было улучшено по сравнению с Су-27

Оно помогает летчику выдерживать большие перегрузки при маневрах.

Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый

Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.

Особенности эксплуатации истребителя Су-33


Данный самолет имеет возможность взлета с палуб разной длины разбега. Стандартные авианосцы имеют три взлетные полосы, длина которых отличается: две из них имеют 105 метров, а еще одна 195 метров. Заходом самолета на посадку руководит команда специалистов на мостике корабля, она управляет траекторией и движением самолета. После того как самолет произведет касание палубы, он своим гаком цепляется за трос на палубе, который должен произвести остановку самолета. При такой посадке пилот испытывает большую перегрузку. После того как самолет коснется палубы, пилот должен включить двигатели на максимум мощности. Это делается для того, чтобы при обрыве троса аэрофинишера или незацеплении гака пилот имел возможность взлететь с палубы авианосца и произвести вторую попытку посадки.

Особенности палубного истребителя Су-33

Несмотря на то, что новая модель Су-33 и изготовлена на базе Су-27, она все же имеет множество преимуществ.

· Во-первых, было улучшено качество работы крыльев при взлете и посадке, этого смогли достичь за счет увеличения площади крыла.

· Для более безопасного и короткого взлета самолета было увеличено тяговооруженние машины. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно проходить перегрузки.

· Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасность и точность посадки, имеет возможность сотрудничать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.

· Складные крылья позволяют разместить большее количество истребителей на борту авианосца. А защищенные детали самолета позволят прослужить этой машине значительно дольше.

· Взлетная масса самолета увеличена до 33 тонн, за счет этого удалось увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонн. Увеличенная боевая нагрузка позволила подвесить на один самолет-истребитель Су-33 сразу 12 ракет типа «воздух - воздух» и до шести ракет модели Р-73.

Система дозаправки позволяет увеличить дальность полета, причем штанга дозаправки расположена перед пилотом левее кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.

Модернизация Су-33

По статистическим данным на октябрь 2010 года конструкторское бюро имени Сухого приступило к летным тестам новой модернизированной модели истребителя Су-33. К сожалению, еще нет данных о том, какие именно новшества имеет эта модель машины. Регулярно производится ремонт и модернизация палубных истребителей. За последние два года модернизацию прошли четыре машины Су-33, после чего они были отправлены в Североморск. Ремонт и усовершенствование самолетов проводится в Комсомольске, с 2002 года здесь было модернизировано 19 палубных истребителей этой модели. На сегодняшний день в армии Российской Федерации находятся на боевой службе 22 палубных истребителя данного образца.

Истребитель Су-33 был принят на вооружение летом 1998 года. Всего для ВМФ РФ было изготовлено 26 машин такого типа, но за годы эксплуатации было потеряно 4 самолета.

Авианосный флот решили построить на основе уже имеющегося корабля проекта 1143.


В апреле 1978 года была уже готова проектная документация по созданию авианосца. Предполагалось, что на авианосец будут садиться самолеты Як-41, Су-27К, Су-25К и вертолёт Ка-27.

В апреле 1984 года “ ММЗ Кулон “ начал разработку, постройку и испытание корабельного истребителя Су-27К. Он обеспечивал поддержку флота в любых погодных условиях. Он мог подниматься на 17 км, что давало возможность бороться с вертолетами

противолодочной обороны, транспортниками, самолетами радио разведки; применялся самолёт для сопровождения самолетов берегового базирования. Летом 1987 первый опытный образец был готов к полетам.

После первых полетов выяснилось, что летные характеристики ухудшились, но некоторые модификация крыла и ПГО позволили добиться уменьшения скорости захода на посадку. В 1989 году был произведен первый этап испытания. Самолет обкатывали на обычной взлетно-посадочной полосе. В ноябре 1989 года впервые самолет совершил посадку на палубу.

К декабрю 1990 года были завершены все ЛКИ испытания самолета, в ходе которых были определены основные технические, летно-тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. В это время уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующей ступенькой в развитии знаменитого Су стала постройка более новой модификации самолета Су-33.

Этот самолет уже был построен по интегральной аэродинамической схеме и дополнен передним горизонтальным оперением. Оно было выполнено складным, это позволяло экономить место. Переднее оперение позволило увеличить несущие свойства планера и улучшить характеристики при больших углах атаки. Крылья трапециевидной формы, с удлинением возле фюзеляжа, плавно переходили в корпус. Для экономии места крылья сделаны складывающимися.

Технические характеристики СУ-33К

· со сложенным крылом: 7,40 м

· с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м

· со сложенными стабилизаторами: 7,40 м

· Площадь крыла: 67,84 м²

· Коэффициент удлинения крыла: 3,48

· Коэффициент сужения крыла: 3,76

· Масса нормальная взлётная:

· с частичной заправкой: 26000 кг

· с полной заправкой: 29940 кг

· Масса максимальная взлётная: 33000 кг

· Масса топлива: 9400 кг

· основной вариант заправки: 5350 кг

· Объём топливных баков: 12100 л

· Нормальная посадочная масса: 22400 кг

· Предельная посадочная масса: 26000 кг

· Двигатель:

· максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН)

· масса двигателя: 1520 кг

Лётные характеристики

· Посадочная скорость: 235—250 км/ч

· Дальность полета:

· у земли: 1000 км

· на высоте: 3000 км

· Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч

 

Возможно, будет полезно почитать: