Хохлома роспись история. Хохлома: как это делается. Самая русская роспись из Семенова Нижегородской области. История возникновения и развития росписи

Для чего написана еще одна статья о хохломской росписи? Для того чтобы читатель смог разобраться, что "хохлома" производится и расписывается только ЗАО "Хохломская роспись" в г. Семенов Нижегородской области. Все остальное является псевдохохломой (контрафактом, подделкой), или является росписью "под хохлому". Впрочем, обо всем по порядку... Итак...

Хохлома, или Хохломская роспись, - это название стиля ручной росписи по дереву и национального орнамента, известного своими яркими цветочными узорами. Стиль и орнамент отличаются красным и золотым цветом по черному фону и эффектом, делающим деревянную посуду и мебель тяжеловесной на вид, как бы металлической. Хохлома - один из самых известных по всему миру видов русской декоративной живописи. Хотя изделия деревянные, они выглядят как позолоченный металл.

История

Хохломской стиль росписи появился в 17 веке в местности, которая сегодня называется Коверинским районом Нижегородской области. Первым документальным упоминанием о кустарных промыслах Хохломы считается письмо боярина Морозова к судебному приставу от 1659 года, в котором содержится приказ о следующем: "Сто окрашенных блюд, полированных порошковым оловом, как крупным, так и средним, того же самого вида, как делали раньше, не забывая двадцать больших раскрашенных винных чаш, двадцать средних и двадцать несколько меньше" .

Кустарное ремесло обязано своим происхождением старообрядцам, которые спасаясь от преследования, укрылись в местных лесах. Однако еще до старообрядцев местные жители изготавливали посуду из мягких пород дерева. Среди бежавших раскольников были и иконописцы, которые обучили местных мастеров технике живописи.

Вскоре близ села Хохлома было организовано торговое поселение и мастерская, производились и продавались изделия ручной работы.

Утверждается, что многие из токарных станков изначально приводились в движение водяными мельницами, устанавливались вдоль берегов быстрых рек Кержней, Линда и Узоль. Были также станки с ручной тягой и станки, приводившимися в движение лошадьми.

Современники описывали быт старых мастеров примерно так. Ремесленники жили сплоченными сообществами. Крестьянин мог иметь свой "красильный дом", от которого за версту пахло краской, а вход был загроможден корзинами с готовыми изделиями. Более богатый крестьянин имел "красильный дом", оборудованный двумя огромными печами, многочисленными сушильными полками и просторным подвалом. Мужчины, женщины и дети участвовали в грунтовании, покрытии маслами и росписи.

Наблюдения придворного врача Г. Реманна во время посещения им ярмарки Маркареева, крупнейшей в России в 1805 году, дают нам некоторое представление о том, что производилось в тот период. "Среди многих изделий меня удивили огромные чаши размером в полтора аршина, выточенные из дерева, но не имеющие ни малейшего признака растрескивания, несмотря на палящую жару и сильное отражение солнечных лучей от песка, где они лежали. Там были меньшие чаши с крышками, которые включали до сорока меньших, вложенных одна в другую".

Большинство изделий Хохломы изначально предназначались для повседневного использования. Однако популярность Хохломской посуды оказалась такова, что производство расширилось до других регионов, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос. Нижегородские губернские ведомости в 1855 году писали: "В Хохломском районе есть замечательная деятельность; одна деревня заготавливает древесину, другая делает деревянные заготовки, а третья раскрашивает их" . Более пятисот цехов деревообрабатывающих предприятий располагались только в Семеновском районе.

На иллюстрации оригинальные изделия с хохломской росписью, взятые с официального сайта ЗАО "Хохломская роспись" goldenhohloma.com.

В начале 20 в. хохломское производство угасло, но возродилось в советские времена. Мастера объединились в артели в 1920-х - начале 1930-х. В 1960-х построена фабрика под названием "Хохломской художник" близ села Хохлома и промышленное объединение "Хохломская живопись" в городе Семенов. Эти два завода стали центром Хохломского промысла в России, производящим в основном посуду, мебель, сувениры.

Уникальные произведения искусства можно увидеть в Музее Хохломы, открытом в Семенове в 1972 году. Среди экспонатов музея огромная ложка размером 2 метра 67 сантиметров и чаша размером полтора метра.

Технология получения золотого фона

Удивительно, что ремесленная деятельность, начинавшаяся как истинная народная традиция более 300 лет назад, все еще процветает и остается в основном верным своим корням, хотя в более организованном масштабе. Технология производства хохломской посуды и живописи не сильно изменилась за 300 лет.

Для Хохломы характерна оригинальная техника окраски дерева без применения настоящего золота. Работа с деревянными изделиями ведется в несколько этапов, а достичь эффекта позолоты не просто.

Вырезанные или выточенные из дерева изделия грунтуются жидким глинистым раствором и промазывается маслом из льняного семени. На следующем этапе изделие покрывают сохнущим маслом и просушивают. Этот шаг повторяется 3-4 раза. Следующий этап - лужение, или полировка металлическим порошком. Изначально изделие покрывали оловянным порошком, в результате чего создается равномерная серебристая поверхность. Сегодня алюминиевый порошок успешно заменяет олово.

По металлизированному покрытию, серебристому фону, пока не золотому, кистью наносится цветочный узор термостойкими красками. После росписи изделия покрывают лаком и обжигают в печи. Высокая температура, спекая желтый лак с ранее нанесенным грунтом, превращает изделие в ярко-золотое.

Особенности хохломской росписи и техники

Золото, черный и красный, иногда зеленый - типичные для хохломской росписи краски. Это сочетание можно встретить во многих других произведениях древнерусских искусств и ремесел, но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный добавляет тепло и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск. Кроме того, точеная посуда не имеет углов и четких линий и, таким образом, почти не бликует и красиво рассеивает свет.

Также типичны две техники росписи: поверхностная (красный и черный по золоту) и фоновая (золотистый силуэт на цветном фоне).

Поверхностная роспись включает традиционные травяные и лиственные элементы орнамента. Травяные мотивы включают продолговатые изгибающиеся мазки и более тонкие витиеватые усики, выведенные красным или черным по золотому фону. Лиственные элементы состоят из овальных листьев и ягод, обычно разбросанных вокруг стебля. Фоновая живопись основана на использовании золотого фона для изображения орнамента, а черный или красный используется как силуэт.

Художники Хохломы расписывают изделия без предварительных эскизов и подготовительного рисунка. Образы хохломы являются декоративными и передают красоту живой природы самым обобщенным способом. Образы цветущих кустов и ягод всегда считались символом благополучия, достатка и счастья в России, потому они до сих пор бережно хранятся мастерами Хохломы.

Мотивы Хохломской живописи - просты и поэтичны. Цветы и грозди ягод, переплетающихся с широкими травами и золотыми усиками, мягко прорисованы по деревянным поверхностям. Некоторые из композиций сдержанны, другие щедры; но все отражает любовь русского народа к природе и стремление к красоте. Изделия Хохломы отличаются ярким, праздничным характером из-за отличительного сочетания алого, черного, серебристого и золотого. Уникальная комбинация цветов придает деревянной посуде огромную ценность.

Псевдохохлома

Псевдохохлома - это контрафактная продукция. Истинная хохломская посуда и сувениры производится и расписывается только на предприятии с длинным названием "Ордена Знак Почета АО Хохломская роспись", находящемся в г. Семенов Нижегородской области. Все остальное, похожее на аутентичную хохломскую роспись, считается псевдохохломой, часто на вид не отличимой от подлинников.

Роспись хохлома - старинный народный промысел, которому около 300 лет. Название свое он получил от одноименного села в Кавернинском районе, расположенном на севере Нижегородской области.

«Хохлома, хохлома, наше чудо дивное!»

Известное в наше время всему миру историческое село Хохлома, получившее название от небольшой протекающей здесь речки, с XVII века славилось своей самой большой в Заволжье торговой площадью, каменными лабазами и лакированной особым способом утварью и посудой, центром продаж которых и являлось. Свезенный сюда из окрестных сел товар, известный своим уникальным производством, рассредоточивался далеко за пределами этой местности. Специфический, присущий только этому месту узор, нанесенный на изделия особым способом, стал называться хохломской росписью, или просто хохломой. Название вошло в поговорки и пословицы. Исконно русский промысел дополняет перечень ремесел, делающих культуру России богатой, неповторимой и уникальной, становится в один ряд с палехом, гжелью, жостовской и городецкой росписями, коклюшечными кружевами.

Мастерство старообрядцев

Роспись хохлома имеет свою историю возникновения, свои мифы и легенды. Этот промысел тесно связывают со старообрядцами. По некоторым версиям, «утеклецы» - люди, бежавшие от реформ Никона и последовавшего за нововведениями террора, обосновались в диких, безлюдных лесных местах в окрестностях Нижнего Новгорода. По одной из легенд загадочный старец пришел в керженские леса и основал в них первый скит. С собой беглецы принесли не только старую веру, но и свои умения и навыки. Мастерство оформления книг и написания икон, приемы, присущие только старообрядцам (например «мастерство тонкой кисти») переплелись с традициями местных заволжских мастеров. Многие считают, что секрет изготовления золотой посуды в эти края завезли именно «утеклецы» в XVII веке. Однако есть мнение, что роспись хохлома была известна и в более ранний период, и что заслуга в ее появлении принадлежит исключительно местным посудных дел мастерам.

Легенды хохломы

Кем точно изобретено умение производить «золотую посуду» без применения драгоценного металла, не установлено. По одной из легенд, это был беглый иконописец Андрей Лоскут. Чтобы не попасть в руки посланных за ним лично Никоном солдат, умелец сжег себя, передав предварительно свои умения местным жителям. Яркие краски, которыми славится роспись хохлома - память о подвижнике, в них проглядывает душа народного умельца. По другой легенде, сам царь пожелал иметь у себя на службе мастера из заволжских лесов, который мог изготавливать сказочную посуду, и тоже послал солдат. Но этот миф подобрее - кудесник исчез, но, как и Андрей Лоскут, передал свои умения жителям окрестных сел. А какие это села, вошедшие в историю народных промыслов России? Самые известные из них - Большие и Малые Безделки, Хрящи и Глибино, Мокушино и Шабаши. В каждом из них производились изделия, общее название которым - хохлома. Роспись в каждом селе имела свои отличительные черты, свои «штучки». Сейчас село Ковернино считается родиной хохломы.

«Хохломской куст»

Это удивительное искусство очень своеобразно. Роспись придает легкой деревянной посуде видимость тяжелых золотых изделий. Сама же утварь, несмотря на то, что изготовлена из дерева, жароустойчива и очень вынослива в эксплуатации.

Внешняя красота, выносливость сделали ее очень востребованной. Находящийся неподалеку Троице-Сергиев монастырь скупал изделия оптом. На него работали, по документальному свидетельству, кроме сел Хохлома и Скоробогатово, около 80 населенных пунктов, расположенных по берегам речек Узол и Керженец. Оптовому закупщику и торговать товаром дальше было легче. Этому способствовала и близость Волги - крупнейшего торгового пути того времени.

Специфическая технология производства

Хохлома - роспись по дереву, имеющая очень интересную технику изготовления. Из непросушенных чураков или баклуш выстругивались изделия нужной конфигурации. Назывались они «белье», которое затем сушилось, и уже потом грунтовалось жидкой глиной. Мастера называли ее вапой. Конечно же, каждое село имело свои хитрости - кто-то добавлял в глину мел, кто-то мучной клей. Свои приемы существовали на каждой стадии изготовления. Прошедшее грунтовку изделие покрывалось несколькими слоями льняного масла с промежуточными просушками. В течение дня изделия 3-4 раза покрывались олифой, которая наносилась только вручную специальными тампонами из кожи животного, чаще всего телячьей. Именно от этой стадии в дальнейшем зависела прочность росписи. После последней легкой просушки (до стадии «небольшого отлипа»), начинался процесс лужения. Нанесенный тампоном и втертый алюминиевый порошок прочно закреплялся на липкой поверхности.

«Хохломская роспись - алых ягод роспись»

Следующий этап - собственно «роспись под хохлому», которая производится только масляными красками. Киноварь и сажа (красное и черное) - визитные карточки этой росписи.

Допускаются, конечно, в небольших количествах, исключительно для оживления узора, и такие цвета, как коричневый, желтый, оранжевый, светло-зеленый. Обязательным условием является роспись беличьими кисточками, обеспечивающими максимальную тонкость линий. Раскрашенные изделия обязательно покрываются специальным лаком в 4-5 слоев и уже потом обжигаются в течение 4-5 часов при температуре 150-180 градусов. Именно этот финальный обжиг, придающий лаку медовый оттенок, а находящемуся под ним алюминиевому порошку цвет и блеск золота, является изюминкой процесса. Необходимо отметить, что дерево для росписи бралось из местных сортов - липа, береза, ясень.

Характерные орнаменты

Существует два присущих только этой росписи вида письма - верховое и фоновое. Каждому из них присущи свои орнаменты. Отличаются эти виды в первую очередь тем, что при верховом письме черные, красные и другие рисунки получаются в конце нанесенными на золотой фон. А при «фоновом» наоборот - золотой орнамент нанесен на черный или красный фон. Рисунками, характерными для верхового письма, являются «травная роспись», «под листок», «под травку» и «под пряник». Бывает и «под ягодку». А при фоновом письме применяются два вида орнамента - «под фон» и «кудрина»

Каждый орнамент имеет свою специфику, историю и хитрости нанесения, которые все вместе и делают узнаваемой и характерной роспись, известную под названием «хохлома». Роспись для детей присуща любому промыслу. Изделия из глины имеют отдельные направления, известные как «детские игрушки», например дымковская или каргопольская. В хохломской росписи такого отдельного направления не было. Но, конечно же, мастера в каждой деревне расписывали игрушки для своих детей. И детскую посуду, и, очевидно, существовали более крупные формы, как стульчик или колыбелька, а если верить стихам, расписывались «под хохлому» и полати, и столы. Конечно же, современное производство пользуется всеми достижениями науки и техники, что помогает достигать в этом промысле новых вершин.

Самобытное искусство России

Как уже отмечалось, искусство заволжских мастеров входит в самую популярную тройку народных промыслов направления «роспись» - гжель, хохлома, палех. Но, гжель - производство и роспись керамических изделий. «Гжельский куст» - район, объединяющий 27 деревень, расположенных в 60 км от Москвы, жители которых издавна занимаются этим ремеслом. Палехская лаковая миниатюра тоже получила свое название по населенному пункту, расположенному в сердце России. Судьба у этих промыслов схожая - так проявлялись русские таланты. Но если роспись по керамике - это гжель, то роспись по дереву - хохлома и палех.

Хохлома - старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы - огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи - «золотая хохлома».

Хохломская Жар-птица.

История

Россия славится народными промыслами, и хохлома - самый известный вид русской народной живописи.

История промысла начинается в XVII веке, а его родина - левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.

Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло - олифу - и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.

Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала - олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.

Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.

Ложки, плошки и всё на свете.

Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.

Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:

  • обилие леса;
  • близость Волги - главной торговой артерии;
  • распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
  • местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.

Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

Техника росписи

Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись - самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.

Этапы производства хохломской посуды:

  • изготовление посуды нужной формы;
  • сушка;
  • грунтовка белой глиной;
  • нанесение на поверхность олифы;
  • затирка алюминиевого порошка;
  • роспись;
  • нанесение несколько раз специального лака;
  • закаливание в печи до получения золотистого цвета.

При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона - красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.

Мастер наносит роспись на большующую ложку.

Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:

  • спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
  • стеблей;
  • цветов;
  • листиков.

Растительный орнамент.

Основные виды орнамента:

  • «травка» - узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
  • «листок, под ягодку» - причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
  • «кудрина» - роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;

Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.

Центры хохломской росписи - город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.

На Нижегородской ярмарке.

Изделия с хохломской росписью - замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.

ХОХЛОМА - СТАРИННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Золотая Хохлома!

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.
Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.
В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.
Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».


















Новогодние шары с росписью хохломой.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону.
Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются такие краски как... красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёного и голубого, и конечно чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет.Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери





Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания

 

Возможно, будет полезно почитать: