Тяжелый атомный ракетный крейсер таркр «адмирал ушаков. Тяжелый атомный ракетный крейсер "адмирал ушаков" будет утилизирован в северодвинске Эскадренный миноносец адмирал ушаков

Советский Союз занимал одну шестую часть суши. Отчасти благодаря географическому положению, отчасти - технологическим возможностям, разработке судов Военно-морского флота в стране уделялось много времени. Впрочем, этим по-прежнему занимается любое крупное государство.

Катера и крейсера, субмарины и авианосцы, легкие и крупные — списки технологических решений можно продолжать очень долго. Одним из таких стал «Орлан», или «проект 1144». Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — флагман проекта, который не имеет аналогов ни в одном флоте мира. Именно о нем, его возможностях, характеристиках, военных и технических данных мы поговорим в статье.

Эволюция названия

Надо отметить, что имя «Адмирал Ушаков» крейсер получил не сразу. «Адмиральские нашивки» появились уже после распада Союза — в 1992 году. Тогда он и еще 3 «Орлана» получили новые имена. При этом только один — 4-й — носит имя «Петр Великий». Первые три стали «адмиралами». Это Ушаков, Лазарев и Нахимов. При сходе со стапелей суда нарекли «Киров», «Фрунзе», «Калинин» соответственно. Четвертый крейсер сначала нарекли «Куйбышев», затем, еще до окончания строительства, он получил новое имя — «Юрий Андропов».

На сегодняшний день только «Петр Великий» состоит на службе. «Нахимов» находится на модернизации. Два первых, возможно, тоже пройдут обновление, но за «Нахимовым».

Проект «Орлан»

К идее создания корабля, каким стал впоследствии атомный крейсер «Адмирал Ушаков», пришли далеко не сразу. Первоначальные проекты датируются 50-ми годами прошлого века. Тогда было решено создать два типа кораблей — один должен был стать крейсером (проект 63), второй — кораблем ПВО (проект 81). Для обоих типов в роли силовой установки планировалось применить атомный реактор.

Затем проект 81 закрылся, и работы по обоим типам свели в одно направление. Судно должно было стать не очень большим, но иметь возможности и ПВО, и простого крейсера. К сожалению, проект 63 прожил не намного дольше, и вскоре его также закрыли.

Возврат к «атомному» проекту наступает только в конце 60-х годов, когда Ленинградскому центральному Конструкторскому бюро поручается создание «недорогого» атомного сторожевого судна. Корабль должен иметь водоизмещение около 8000 т (для сравнения, флагман этого проекта — ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — получил 24000), иметь возможности не только сопровождать другие суда, обеспечивая им огневую поддержку, но и выслеживать, а при необходимости и уничтожать суда вероятного противника. Одной из основных «фишек» должна была стать неограниченная дальность плавания. Первоначальный проект предполагал построить около 40 таких судов, но, как выяснилось, промышленность просто была не готова выпустить судно такого водоизмещения, не говоря уже о его возможной цене.

«Фугас» + «Орлан»

Несмотря на эти несостыковки, проект 1144 получает зеленую улицу. Разрабатываются атомные, артиллерийские установки, торпедные аппараты и даже беспилотный вертолет. Стоит отметить, что разработки этих летательных аппаратов в Союзе начали задолго до того, как эта идея осенила американцев. Впрочем, вертолета судно так и не увидело. Зато происходит другой, не менее важный момент для тогдашнего «Кирова» (впоследствии «Адмирал Ушаков»). Крейсер переходит из разряда «судно слежения» в разряд «противолодочный корабль».

Дело в том, что параллельно «Орлану» шла разработка сугубо ударного судна, проект которого получил кодовое название «Фугас» (или «изделие 1165»). И в мае 1971 года, когда для обоих судов уже шла разработка оружия, проекты соединяют. Будущий корабль получает лучшие варианты вооружения, до этого разрабатываемые для каждого типа.

Спуск на воду

Спустя год после слияния проектов военным представляется окончательный вариант. Затем в марте 1973 г. на Балтийском заводе им. Орджоникидзе закладывается головной крейсер. В окончательном варианте проекта было запланировано 5 судов, 4 из которых построили. Но следует отметить, что четвертое судно - «Петр Великий» - сразу получило несколько отличий от своих собратьев. В частности, у него большая автономность плавания, улучшенное противолодочное и гидроакустическое оружие, более современные крылатые ракеты.

Спустя 4 года, в предновогодние дни 1977 г., тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков» был спущен на воду и зачислен в ВМФ Советского Союза. Этот год ознаменовался для проекта «Орлан» еще одним событием. Именно тогда в ВМФ вводится новая классификация, и «Киров» из разряда простого противолодочного корабля становится тяжелым атомным ракетным крейсером.

Описание и конструкция

Во времена проектирования, а потом постройки корабля широкое распространение в мире получили композитные материалы. Потому развитые надстройки плавсредства в основном созданы из алюмо-магниевых сплавов. Большая часть вооружения установлена в кормовой и носовой частях. Дополнительные бронещиты закрывают машинное отделение, погреба боезапаса, и практически все важные посты судна «Адмирал Ушаков».

Крейсер имеет удлиненный полубак и двойное дно на всю длину судна. Надводная часть насчитывает пять палуб (также на всем протяжении корпуса). В задней части - подпалубный ангар, рассчитанный на постоянное нахождение трех вертолетов. Там же сконструирован подъемный механизм и предусмотрены помещения для хранения всех необходимых для полетов материалов. В отдельном отсеке находится подъемно-опускная система выпуска антенны комплекса «Полином».

Строительство такого корабля выдвигало очень большие требования к возможным заводам-изготовителям. Во-первых, в окончательном проекте судно получало водоизмещение больше 24 000 т. Во-вторых, максимальная длина корпуса должна была составить более 250 м. Имелся еще целый ряд требований, которым смог удовлетворить только один завод в Союзе — Ленинградский.

Вооружение

Прежде чем говорить о вооружении, стоит отметить, что атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» должен был наносить удары по корабельным авианосным группам противника, выслеживать и уничтожать подводные суда, и, конечно, обеспечивать противовоздушную и (в будущем) противоракетную оборону своих территорий. Исходя из всех перечисленных задач, судно получило целый список всевозможного оружия. Так как для подробного описания каждого типа потребуется не одна статья, придется ограничиться кратким характеристиками.

Основное ударное вооружение представлено системой «Гранит» - противокорабельным ракетным комплексом, расположенным в носовой части. Включает 20 ракет, максимальная дальность полета 550 км, боевая часть - атомная. 500 кг боеголовка.

Зенитное вооружение — ракетный комплекс «Форт». Крейсер имеет 12 по 8 ракет в каждой. Кроме воздушных целей можно поражать суда противника классом до эсминца. Запуск двигателей ракеты происходит уже после выпуска ее из установки, что обеспечивает взрыво- и пожарозащиту корабля. Дальность полета — 70 км (ограничена системами управления на судне).

Противолодочное оборудование включает ракетный комплекс «Метель» — 10 ракето-торпед. Дальность стрельбы — до 50 км, глубина поражения — до 500 м. Кроме этой системы используются два пятитрубных торпедных аппарата.

Также на палубе находится большое количество малых и небольших шестиствольных пулеметов.

Служу отечеству

Среди множества учений и боевых заданий, на которые выходили «орланы», стоит особо отметить одно, в котором участвовал именно «Адмирал Ушаков». Крейсер находился в наших водах, когда в декабре 1983 года корабли НАТО, выступив на стороне Израиля, начали военные действия против Сирии и Ливана — союзников СССР. Судно получило приказ идти в Средиземное море. Вот тут начинается курьез. Когда оно вошло в те воды, и до точки назначения оставалось чуть меньше суток, корабли НАТО тут же прекратили огонь и сбежали в островную зону. Приближаться ближе чем на 500 км к «Ушакову» американцы так и не рискнули.

Казнить нельзя помиловать

Фраза из старой сказки, приведенная выше, очень хорошо описывает ситуацию с судном на заре нового века. В 1989 году, когда крейсер шел на задание, сломался главный редуктор. Дальше начинаются проблемы с главной энергетической установкой, и в 1991 году капитан получает приказ: должна произвестись постановка на ремонт. Судно становится на стоянку, но в течение последующих лет происходит только одно важное событие — переход плавсредства в ВМФ России и переименование в тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков». Модернизация и средний ремонт начинаются только к 2000 году.

Дальнейшая судьба полностью соответствует старой сказке — все зависит от того, где стоит запятая. За 20 лет (с момента постановки на стоянку) эта запятая несколько раз меняла свое положение. То модернизация, то утилизация, затем новое решение и даже возврат в состав ВМФ, но и это не окончательно. Что будет дальше, и выйдет ли в море «Адмирал», пока неизвестно.

Заключение

Один из немногих судов в ВМФ России крейсер «Адмирал Ушаков» может похвастаться силовой установкой на основе ядерного реактора. Даже сегодня в мировом флоте нет корабля, по огневой мощи сравнимого с «Ушаковым». Появление флагмана на горизонте во многих случаях кардинально меняло расстановку сил в некоторых ситуациях, и будет очень жаль, если судно такого класса просто пустят на металлолом.

Эсминец «Адмирал Ушаков» был построен по проекту 956 «Сарыч» и входит в состав Северного флота РФ.

История строительства и служба

Начиная с 1972 года, эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительной верфи № 190 им. А.А. Жданова. Судно, которое до 2004 года носило имя «Бесстрашный», было заложено именно на этом заводе в 1988 году. Корабль спущен на воду в конце 1991 года.

Зимой 1993 года принят в состав флота. Во время строительства, с июня 1993 года, был в составе 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы. На период тестирований его внесли в 76-ю бригаду ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.
Начал свою карьеру в 1994 году, в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. Весной 1995 года корабль принимал активное участие в проведении зенитно-ракетной стрельбы, вместе с эсминцем «Расторопный». В ноябре того же года выполнял артиллерийские стрельбы под наблюдением министра обороны РФ и Главнокомандующего ВМФ. В конце 1995 года вместе с крейсером-авианосцем «Адмирал Кузнецов» через Гибралтарский пролив отправился на службу в Средиземное море.

В период с августа по сентябрь того же года находился в доках судоремонтного завода в Росляково. Весной 1997 года «Адмирал Ушаков» совершил недолгий выход в море для проверки боеготовности, а в апреле принимал участие в учениях флота РФ.
В начале мая 1998 года миноносец «Бесстрашный» был включен в состав 43 дивизии ракетных кораблей 7 оперативной эскадры. При осуществлении похода в море летом 1998 года, из-за остановки котлотурбинной установки корабля, эсминец «Адмирал Ушаков» едва спасся от налета на скалы. После этой аварии он был поставлен на ремонт в доки Мурманского судоремонтного завода.

Деятельность в современных условиях

Сегодня «Адмирал Ушаков» (эсминец проекта 956) выполняет следующие боевые задачи:

  1. Поражение малоразмерных наземных целей, живой и технической силы противника
  2. Огневая поддержка противовоздушной и противокатерной обороны десантных войск при высадке на море
  3. Уничтожение наводных кораблей противника, и их десантных войск

В 2003 году вышел с ремонта в Северодвинске на ОАО ЦС «Звездочка».
В марте 2013 года успешно отработал действия одиночного корабля в Баренцевом море, на одном из полигонов Северного флота. При этом он взаимодействовал с атомным подводным крейсером стратегического назначения, морской авиацией Северного флота и минно-тральной группой Кольской флотилии.
В конце августа 2013 года завершил учения на полигонах Баренцева и Белого морей.
В 2014 году «Адмиралу Ушакову» исполнилось 20 лет со дня торжественного водружения военно-морского флага. За время службы миноносец дважды совершал походы в Атлантику и Средиземное море.
В 2015 году эсминец снова принял участие в военно-морских учениях в Баренцевом море, а так же присутствовал на праздничных мероприятиях, посвященных Дню военно-морского флота Российской Федерации.
В 2016 году участвовал в артиллерийских стрельбах в Баренцевом море, а так же ним был отработан бой с надводным кораблем условного противника.


Впечатления очевидцев

Эсминец «Адмирал Ушаков» входит в боевой состав Северного флота, дислоцируясь на военно-морской базе ЗАТО Североморска Мурманской области. Корабль находится в составе 43-й дивизии ракетных кораблей.
Судно – боевая единица, которая ведет борьбу не только на воде (корабли и подлодки), но и уничтожает цели на берегу и в воздухе. Служба, как рассказывают очевидцы, стандартна для всех военных кораблей. Моряки находятся на вахтах, различных дежурствах, занимаются учебными стрельбами. В море выходят на неделю – 10 дней.
Экипаж эскадренного миноносца – около 350 служащих. Большая часть – контрактники. О неуставных отношениях и дедовщине отзывы не сообщают. Напротив, отмечают длительный отпуск – 30 суток основного, 15 – за службу на флоте и еще 15 – за условия Крайнего Севера, ЗАТО Североморск находится за полярным кругом.
Рассказывают о долгой акклиматизации. Адаптация бойцов сопровождается простудными заболеваниями, возникающими из-за холодных ветров и влажности Северного моря.

И контрактники, и моряки, служащие по призыву, проживают каютах с общим санузлом. О дате и времени присяги, а также об увольнительных и регламенте использования мобильных нужно узнать у служащего.
Североморск – закрытый населенный пункт. Для поездки на присягу нужен пропуск (данные передаются матросу). Как вариант – отправляется запрос на электронный адрес администрации. Пропуск, оформленный для поездки на присягу, родственники получают на КПП. Пропуск в Североморск – на КПП ЗАТО.

Ваш визит

  • Из Мурманска до Североморска ежедневно ездит автобус № 105. На КПП ЗАТО спросят пропуск. Скажите, что Вы едете на присягу и пропуск, заказанный заранее, выдадут на месте.
  • Остановиться можно в гостинице «Ваенга». Зимой номера забронировать проще. Телефон отеля: 7 (815-37) 4-84-75
Несколько дней назад из Североморска в Баренцево море для проведения противолодочных учений вышел отряд кораблей Северного флота. В его составе находилось два больших противолодочных корабля проекта 1155 "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", два малых противолодочных корабля проекта 1124М "Брест" и "Юнга", а также эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков", о котором и пойдет сегодня речь.

Во время празднования Дня Военно-морского флота в Североморске у жителей столицы Северного флота была уникальная возможность попасть на борт корабля - доступ на эсминец "Адмирал Ушакова" был свободен для всех желающих.

2. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

Трудно поверить, но находясь у эсминца я думал - а стоит ли мне подниматься на палубу? Не представляете, как тяжело снимать на борту корабля, когда вокруг много людей! Экипаж или корабелы - другое дело. Их можно построить и попросить принять участие в фотосессии, или сделать вид активной работы. Но все-таки праздник это праздник, поэтому недолго думая решил подняться на борт и присоедениться к оживленной массе радостных североморцев. Не пожалел!

3. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

Эскадренный миноносец "Адмирал Ушаков" является 17-м кораблем в серии из 20 кораблей проекта 956 "Сарыч", разработанных в Северном проектно-конструкторском бюро.

4. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

Североморский "Адмирал Ушаков" построен на ленинградском заводе №190 им. Жданова. Ныне этот завод известен под названием "Северная верфь".

5. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

Его закладка, то есть день рождения, состоялась 6 мая 1988 года. Отмечу, что в тот день он был "Бесстрашным", а наименование "Адмирал Ушаков" он обрел позже, в 2004 году.

Через три года, 28 декабря 1991 года, эсминец спустили на воду, а спустя три дня после спуска был сформирован экипаж.

6. Корма эсминца "Адмирал Ушаков".

30 декабря 1993 года наступил долгожданный момент - на корабле был поднят Военно-морской флаг, а 17 апреля 1994 года корабль вступил в состав Военно-морского флота.

7. РБУ-1000 - советский реактивный морской бомбомет со стационарной наводящейся в двух плоскостях установкой с шестью радиально расположенными стволами. Предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника.

Стоит отметить, что из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей, включая "Адмирал Ушаков", вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота.

8. Кормовая установка зенитно-ракетного комплекса "Ураган".

Если говорить про всех представителей проекта 956, то во время службы в ВМФ СССР эсминцы принимали активное участие в большом числе боевых служб и военно-морских учений, таких как "Океан-83", "Атлантика-84", "Заполярье-84", "Эскадра-84", "Монкада-85" и другие.

9. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

Корабли проекта выполняли контроль за учениями ВМС стран НАТО в Норвежском и Средиземном морях, следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании.

10. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные дружеские визиты в порты ряда стран: Алжира, Вьетнама, ГДР, Греции, Египта, Индии, КНР, Кубы, Ливии, Сирии, США, ФРГ, Югославии, стран Африки и других, демонстрируя советский военно-морской флаг.

11. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

После 1991 года активность эксплуатации эскадренных миноносцев проекта 956 многократно снизилась, и в составе ВМФ России этим кораблям удалось поучаствовать лишь в нескольких выходах на боевую службу. ​​​

12.Практическая мина.

Распад Советского Союза привел к резкому сокращению государственного заказа для ВМФ, включающего как строительство новых кораблей, так и комплексный ремонт кораблей, уже находящихся в составе флота.

13. Корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм АК-130.

Недофинансирование затронуло и корабли проекта 956: строительство новых эсминцев было прекращено (достраивались лишь уже заложенные), а текущий и средний ремонт уже построенных кораблей задерживался, либо вообще не проводился. Это, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной энергетической установки привели к тому, что большинство эсминцев проекта 956 находилось в строю менее десяти лет, хотя расчетный срок их службы должен был превышать два десятилетия. Так, всего пять лет эксплуатировался эсминец "Стойкий", шесть лет - "Окрыленный", семь лет - "Безудержный" и "Осмотрительный", восемь лет - "Безупречный", "Гремящий" и "Расторопный", девять лет - "Боевой" и "Безбоязненный".

14. Корабельный колокол эсминца "Адмирал Ушаков".

В итоге, уже к 2002 году из семнадцати эсминцев, построенных для ВМФ СССР и ВМФ России, в строю фактически находилось всего пять кораблей: "Боевой", "Бурный", "Беспокойный", "Настойчивый" и "Бесстрашный" ("Адмирал Ушаков"), остальные корабли были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.

15. Корабельный колокол эсминца "Адмирал Ушаков".

Сегодня из семнадцати эсминцев в строю фактически осталось всего три корабля: "Настойчивый" - на Балтийском флоте, "Быстрый" - на Тихоокеанском флоте, "Адмирал Ушаков" - на Северном флоте.

16. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

Кратко о боевой службе эсминца "Адмирал Ушаков":

1995 год

4 апреля 1995 года совместно с эсминцем "Расторопным" участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку "хорошо"). Под флагом контр-адмирала В.Д. Верегина нанес визит в Осло (Норвегия) (с 6 по 9 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и главнокомандующего ВМФ. 21 декабря "Бесстрашный" под флагом адмирала И.В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" на боевую службу в Средиземное море.

17. Минные дорожки. Предназначены для установки, крепления и сброса за корму мин, а также для погрузки торпед.

1996 год

4 января 1996 года прошел через Гибралтарский пролив. С 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия). С 17 по 18 февраля совместно с "Адмиралом Кузнецовым" находился с визитом в Валлетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил президент республики Мальта. 22 марта вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре прошел докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

18. Эскадренный миноносец проекта 956 "Адмирал Ушаков".

1997 год

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец совершил выход в море. С 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку "хорошо"). 2 сентября стрелял "Москитом", получил оценку "отлично". 16 сентября совершил в составе корабельной группы выход в море. В период с 22 по 26 сентября нанес визит в Портсмут (Англия). 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера "Генрих Гасанов". Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 08 октября 1997 года.

19. Торпедный аппарат калибра 533 мм.

1998 год

1 мая 1998 года был включен в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

20. Шахты с противокорабельными ракетами "Москит-М".

2000 год

20 июня 2000 года эсминец "Адмирал Ушаков" прибыл в Северодвинск для прохождения ремонта на судоремонтном предприятии "Звездочка".

21. Эсминец "Адмирал Ушаков" на северодвинском судостроительном предприятии "Звездочка" ( zvezdochka_ru ).

Через небольшой промежуток времени после завершения ремонтных работ, с октября 2004 года по августа 2005, эсминец принял участие в своем крайнем дальнем походе в составе корабельной авианосной группы с авианосцем "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". С тех пор эсминец не совершал выходы дальше Баренцева моря. Возможно, всему виной необходимость ремонта ГЭУ (КТУ). Она нуждается в серьезном (капитальном) ремонте, на который нет воли, жалко денег и дефицитных производственных мощностей, а посему красавцу-эсминцу придется доживать свой век в качестве корабля 1 ранга ближней морской зоны.

22. Шахты с противокорабельными ракетами "Москит-М".

Вооружение эсминца "Адмирал Ушаков:

РЛС общего обнаружения "Фрегат". Гидроакустическая станция "Платина-С".

23. Бак эсминца "Адмирал Ушаков".

Зенитно-ракетный комплекс "Ураган" (с 14 ЭМ-ЗРК "Ураган-Торнадо"). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой.

24.Шахты с противокорабельными ракетами "Москит-М", ходовая рубка и часть надстройки корабля, внутри которой находится погреб зенитно ракетного комплекса "Ураган".

Боекомплект - 48 "9М38М1" - зенитных управляемых ракет. Система управления зенитно-ракетным комплексом "Орех" - 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров.

25. Часть надстройки корабля, внутри которой находится погреб зенитно-ракетного комплекса "Ураган". Также там находятся кладовые, вентиляторный отделения.

На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. Система управления АК-130 - многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас - 500 выстреловна каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению, заведены в ленту). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. Система управления позволяет вести только однобортное применение артустановок.

26. По правому борту эсминца стоял тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота "Петр Великий".

АК-630М - зенитный скорострельный комплекс противовоздушной обороны. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея - две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и системой управления "Вымпел". Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса - 16 тысяч выстрелов.

27. Цепной стопор якоря. Якорь в клюзе.

Противокорабельный ракетный комплекс "Москит". Противокорабельный комплекс с ракетами "Москит". Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас - 8 крылатых ракет. Дальность поражения - 120 километров. Скорость - до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ - 0.3 тонны. Способен нести спец. боезапас. СУ эсминца проводит полный залп за полминуты.

28. Корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм АК-130.

РБУ-1000 - реактивная бомбометная установка - 1000. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 реактивных глубинных бомб. Дальность поражения до одного километра. Основная задача - обеспечение противоторопедной защиты корабля. Стрельба производится полным залпом.

29. На борту эсминца "Адмирал Ушаков".

2 торпедных аппарата калибра 533 мм. Используются торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.

30. Торпедный аппарат калибра 533 мм.

РМ-1/УДМ/ПМ-1 - минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.

31. Корабли и суда Северного флота по левому борту корабля.

Вертолет КА-27ПЛ. Для использования вертолета на корабле имеется площадка и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.​​​​​​

32. Спасательный круг.

Несмотря на проблемы с ГТУ, корабль не стоит у причала. Эсминец, можно сказать постоянно, находится в Баренцевом море. Так сегодня, во время учений проходящих в Баренцевом море, в соответствии с планом боевой подготовки сил и войск Северного флота в летнем периоде обучения, корабельная ударная группа в составе эскадренного миноносца "Адмирал Ушаков", больших противолодочных кораблей "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск" провела артиллерийские стрельбы по морским и закрытым береговым целям в полигонах флота в Баренцевом море и на побережье Кольского полуострова.

В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО "Лонг Бич". Это событие послужило толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники также оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.
Основой исследований явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах Мирового океана самостоятельно и в составе группировки, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б.Купенский , до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных БПК типа "Комсомолец Украины". От Военно-морского флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. Савин .
Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова . Тем не менее проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать всё новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей её части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом Главком потребовал размещения на корабле резервной ЭУ на органическом топливе.
При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей её глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.
Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер. В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование “Киров” (с 1992 г. “Адмирал Ушаков”). Его постройка велась медленно и не очень ритмично. Головной корабль был спущен на воду в 13 часов 53 минуты 27 декабря 1977 г.
Костяк экипажа сформировали ещё за год до этого события. Были назначены командир корабля и заместитель командира по политической части, офицеры электромеханической боевой части и химической службы. К моменту спуска корабля на воду экипаж был укомплектован почти на сто процентов. В 1978 году экипаж прибыл в Ленинград и с огромным энтузиазмом принялся осваивать новый корабль.
В 1980 г. крейсер прошел испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года над кораблём гордо взвился Краснознамённый Военно-морской флаг.
В 1984 году появился второй корабль этого типа – “Фрунзе” (“Адмирал Лазарев”), в 1988 году третий – “Калинин” (“Адмирал Нахимов”) и в 1998 году “Юрий Андропов” (“Пётр Великий”).
Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют. На ТАРКР энергетическая установка включает в себя две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. При работе атомной энергетической установки крейсер развивает скорость более 30 узлов, под котлами - не менее 14. Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре “Октябрьская революция”. “Главный калибр” атомного крейсера - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности "Гранит".
Зенитное ракетное оружие на крейсерах “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Лазарев” было такое же, как и на крейсере “Слава”. На крейсере “Адмирал Нахимов” установлены уже более современные ЗРК.
Артиллерийское оружие головного корабля - две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля серии, на них вместо двух “соток” стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. В качестве средств ближней самообороны на ТАРКР было установлено восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере “Адмирал Нахимов” вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны.
Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс "Полином", противолодочный торпедный комплекс "Метель" (в дальнейшем "Водопад").
На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов устанавливали новый универсальный ракето-торпедный комплекс.
Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки, основное назначение которых на этих кораблях - поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корабля серии, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс противоторпедной защиты. На корабле базируются два вертолета типа Ка - 27, Ка - 27ПС, Ка - 31 или Ка - 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для обеспечения базирования вертолётов предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлётно-посадочная площадка.
Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы.
Несмотря на решение Государственной думы РФ о необходимости сохранения в боевом составе ВМФ России ТАРКР “Адмирал Ушаков”, в связи с отсутствием средств на ремонт и восстановление крейсер был выведен из боевого состава ВМФ и в настоящее время ожидает утилизации у стенки судоремонтного завода.
Однако члены экипажа первого отечественного атомного ракетного крейсера не считают себя вправе забыть историю. По инициативе единомышленников создан и активно работает Совет ветеранов крейсера. Традиционными стали ежегодные встречи бывших сослуживцев. По инициативе энтузиастов в Интернете создан сайт “Для тех, кто служил на ТАРКР “Киров” ().
В канун 30-летия спуска крейсера на воду в Североморске состоялась ставшая традиционной ежегодная встреча ветеранов. Капитан 1 ранга Александр Фадеев тепло поздравил тех, кому за время, прошедшее с последней встречи, исполнилось 50 лет и вручил им памятные адреса. Наиболее активным членам Совета ветеранов вручили памятные знаки эскадры надводных кораблей.
Капитан 1 ранга запаса Анатолий Романько рассказал собравшимся о работе, проводимой группой энтузиастов по сохранению истории родного корабля. Например, один из ветеранов крейсера, капитан 3 ранга запаса Борис Пономарёв собрал всю информацию об офицерах и многих мичманах крейсера, служивших на корабле с первого экипажа. Он ежегодно рассылает бывшим сослуживцам информацию о членах экипажа, ставшие редкими фотографии.
Секретарь Совета военных пенсионеров Североморска Юрий Смирнов рассказал присутствующим о грядущих изменениях в пенсионном обеспечении.
Отрадно отметить, что многие из ветеранов крейсера так или иначе и поныне служат Военно-морскому флоту. Капитан 1 ранга Олег Ивлев – офицер электромеханической службы соединения ракетных кораблей, а офицер запаса Вячеслав Андреев занимается вопросами поддержания технической готовности ТАРКР “Петр Великий”.
Радует ветеранов и то, что уже и сыновья некоторых из них принимают активное участие в работе Совета. На нынешнем сборе присутствующим представили сына офицера БЧ-5 первого экипажа корабля – Евгения Ожгихина , а ранее в работу Совета ветеранов активно включились Дмитрий Ралль и Евгений Белинин .
Капитан 2 ранга Юрий МУЗЫРА.

Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» (бывший «Бесстрашный») является 17-м кораблем в серии из 20 кораблей проекта 956 «Сарыч» (код НАТО - «Sovremenny class destroyer»), которая должна была быть построена на заводе № 190 им. А. А. Жданова в Ленинграде (со 02 февраля 1989 года «Северная верфь»).

Эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительном заводе № 190 им. А. А. Жданова в период с 1976 по 1992 год включительно для Военно-Морского Флота СССР. Последние корабли серии достраивались уже для Военно-Морского Флота России. После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена из-за проблем с финансированием. Два корпуса в 1997-2000 годах были достроены по проекту 956-Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китайской Народной Республики, ещё два корабля в 2000-х годах были построены на экспорт в КНР по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Эскадренный миноносец «Бесстрашный» заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 06 мая 1988 года (строительный № 877). Спущен на воду 28 декабря 1991 года. Экипаж сформирован 31 декабря. Корабль прошёл заводские ходовые испытания с 27 ноября по 25 декабря 1993 год в Балтийске. Принят флотом 30 декабря 1993 года (25 декабря на корабле был поднят военно-морской флаг). 17 апреля 1994 года эсминец вступил в состав Военно-Морского Флота России.

Бортовые номера: 694 (1993 год), 678 (1995 год), 434 (с 1996 года).

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 6600 тонн, полное 8000 тонн. Длина наибольшая 156,5 метра, ширина наибольшая 17,2 метра, осадка 5,96 метра. Скорость хода экономическая 18,4 узла, максимальная 33,4 узла. Дальность плавания 1345 миль на 33 узлах, 3920 миль на 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж 296 человек, в том числе 25 офицеров в мирное время, от 344 до 358 человек, в том числе 31 офицер в военное время.

Двигатели: 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674, мощностью 100 000 л. с. Движитель 2 пятилопастных винта.

Вооружение:

Артиллерия: 2х2 АУ АК-130/54 (боекомплект - 2000 выстрелов).

Зенитная артиллерия: 4х6 30-мм ЗАУ АК-630 (боекомплект - 12000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПУ ПКР «Москит-М», 2х1 ЗРК «Ураган-Торнадо» (48 ракет).

Противолодочное вооружение: 2х6 РБУ-1000.

Минно-торпедное вооружение: 2х2 ТА калибра 533 мм (4 торпеды СЭТ-65).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ.

С 1994 года находится в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 02 июня 1994 года прибыл в Балтийск для подготовки к межфлотскому переходу, осуществлённому с 09 по 16 августа 1994 года. 27 декабря эсминец был введён в состав сил постоянной боевой готовности.

04 апреля 1995 года совместно с эсминцем «Расторопным» участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло (Норвегия) (с 06 по 09 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером на боевую службу в Средиземное море.

04 января 1996 года прошел через Гибралтарский пролив. С 29 января по 03 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия). С 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре прошёл докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец совершил выход в море. С 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 02 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября совершил в составе корабельной группы выход в море. В период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия). 04 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 08 октября 1997 года.

01 мая 1998 года был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В 2003 году завершил ремонт на ОАО «ЦС «Звездочка» в Северодвинске.

По сообщению от 19 марта 2013 года экипаж одиночного корабля на морских полигонах Северного флота в Баренцевом море. По сообщению от 01 апреля с атомным подводным ракетным крейсером стратегического назначения, морской авиацией Северного флота и минно-тральной группой Кольской флотилии разнородных сил СФ проводил мероприятия боевой подготовки в морских полигонах Баренцева моря. По сообщению от 29 августа в составе корабельной группировки разнородных сил Северного флота в акватории морских полигонов Баренцева и Белого морей. По сообщению от 01 октября экипажи надводных кораблей Северного флота во взаимодействии с морской авиацией СФ боевой подготовки комплекс учебно-боевых упражнений с проведением практических стрельб по воздушным целям из ракетного и артиллерийского вооружения. 04 октября ракетами «Москит».

17 апреля 2014 года со дня первого подъема Военно-морского флага. За время нахождения в составе СФ, экипаж миноносца дважды принимал участие в дальних походах в северо-восточную Атлантику и в Средиземное море. По сообщению от 22 апреля корабельная группировка разнородных сил Северного флота в составе эскадренного миноносца «Адмирал Ушаков», малого противолодочного корабля и малого ракетного корабля по противовоздушной обороне в морских полигонах СФ.

По сообщению от 05 мая 2015 года экипаж корабля в акватории морских полигонов Баренцева моря. По сообщению от 18 мая в составе группировки разнородных ударных сил Северного флота с двумя корабельными поисковыми ударными группами в Баренцевом море. 27 мая с составе разнородных сил Северного флота для участия в показном учении, которое проводится в рамках практических занятий со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. 15 июня для отработки комплекса задач курса боевой подготовки. 26 июля в мероприятиях, посвящённых Дню ВМФ России в главной базе флота – Североморске. По сообщению от 29 июля экипаж эскадренного миноносца по береговой цели в Баренцевом море. 08 сентября в составе корабельной ударной группы Северного флота по отражению средств воздушного нападения условного противника в полигонах боевой подготовки в акватории Баренцева моря. 15 сентября главную базу СФ в район рассредоточения в Баренцевом море. 17 сентября противокорабельной крылатой ракетой «Москит» мишень, установленную в одном из полигонов боевой подготовки в Баренцевом море на удалении около 100 километров.

09 июня 2016 года экипаж корабля в Баренцевом море комплекс артиллерийских стрельб по морским целям. По сообщению от 15 августа в составе корабельной ударной группы артиллерийские стрельбы по морским и закрытым береговым целям в полигонах флота в Баренцевом море и на побережье Кольского полуострова. По сообщению от 06 сентября участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» в Североморске.

По сообщению от 24 августа 2017 года экипаж артиллерийские стрельбы по воздушным целям в полигонах Баренцева моря. 26 августа артиллерийские стрельбы по береговым целям. 04 сентября в Баренцево море.

09 мая 2018 года в торжествах в честь 73-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. По сообщению от 26 мая артиллерийские стрельбы по воздушным целям в полигонах Баренцева моря. Принимает участие в , который начался 13 июня в Баренцевом море.

 

Возможно, будет полезно почитать: