Что возникает в процессе производственной деятельности людей. Материально-производственная деятельность человека. Материальная и духовная деятельность

Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется нематериальное (непроизводственная сфера) , которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.

(кратко и понятно) Рассмотрим более детально материальное производство. Данное производство основывается на использовании технологий и техники, а так же на взаимоотношениях между людьми. Основная деятельность в сфере направлена на создание разнообразных предметов потребления, как продукты питания, и других товаров для удовлетворения жизненных потребностей человека которые создаются из вещества. В основе материального производства лежит труд человека. Именно поэтому труд в при материальном производстве является основной социальной формой реализации для человека своих жизненных способностей и сил.

Освоение человечеством окружающего мира вызывало рост и совершенствование процессов производства, которые способствовали бы приспособлению и адаптации человека к окружающей обстановке. В связи с этим орудия труда так же претерпевали изменения, начиная от каменного топора до современных автоматических и роботизированных заводов и производств. Это во многом повлияло и на материальное производство. Так как освоение и совершенствование новых методов и способов производства вызывает рост продукции, а следовательно и колебания ее цены, однако в то же время за счет усиленного использования сырья для изготовления материальных ценностей оно истощается. А ведь основная часть данного сырья является природным, и большая часть из продуктов сырья относятся либо к не возобновляемым, или медленно возобновляемым.Поэтому материальное производство включает с одной стороны чисто техническую и производственную составляющую. При этом труд представлен как природный процесс, организованный по определенным законам и требованиям. Но с другой стороны данное производство включает общественные и производственные отношения которые складываются между работниками и окружающей обстановкой в процессе их деятельности.

Структура материального производства

    это производство в основе которого лежит труд (деятельность) человека по изготовлению вещей и материальных ценностей

    один работник при таком производстве находится в тесном взаимодействии с другими работниками которые работают над созданием этих ценностей и вещей

    с учетом использования природных ресурсов и энергоресурсов расходование которых в возрастающем производстве растут быстрыми темпами предусматривает и тесное взаимодействие человека с окружающей природой и условиями обстановки.

Кстати именно материальное производство, по мнению большинства ученых, стало причиной высокой антропогенной нагрузки на природу. И в настоящее время данная нагрузка настолько возросла, что приводит к возникновению нарушений процессов протекающих в природе. Это приводит к деградации больших территорий суши, нарушению местных экосистем и как следствие загрязнение воздуха и воды, как в локальных, так и больших масштабах. Именно поэтому в последнее время совершенствование процессов материально производства направлены не на увеличение растущих потребностей населения, а на обеспечение и поддержание естественных условий в природе, недопущению загрязнения земли воды и воздуха при не снижающихся темпах и объемах производства. Таким образом, можно отметить, что в настоящее время материальное производство претерпевает некий переломный момент в своей структуре и основных целях и задачах.

(более подробно) Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Чувственно-практическое освоение обществом окружающей природной действительности коренным образом отличается от приспособления животных к реальным условиям их существования. Воздействие человека на природу представляет собой трудовой процесс, такую целенаправленную деятельность, которая предполагает использование человеком ранее созданных им орудий и средств труда, самой разнообразной техники для достижения заранее поставленных перед собой целей.

Труд изначально носил коллективный характер, однако формы трудового коллективизма, который всегда включал в себя и индивидуальный труд, менялись от одного исторического этапа развития общества к другому. Соответственно менялись орудия и средства труда - от примитивного каменного топора и рубила до современных полностью автоматизированных заводов, компьютеров и атомных электростанций.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее было бы сказать, что производственные отношения между людьми выступают той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.

Говоря о технико-технологической стороне материального производства, следует прежде всего отметить, что вполне закономерный количественный и качественный рост потребностей людей побуждал общество к совершенствованию техники, к появлению у нее новых функций и возможностей. Вместе с тем антропогенная нагрузка на природу становилась все более мощной, что постепенно вело к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, к масштабным загрязнениям воздуха и воды. Удовлетворение растущих потребностей общества не может и далее идти за счет все большего поглощения обществом вещества и энергии природы. Необходимо иметь в виду, что природа была, есть и будет естественной основой существования человеческого общества. И ее разрушение в результате глобальной экологической катастрофы может оказаться роковым для всей цивилизации. Поэтому современное общество должно поставить под контроль размеры и формы производственной, антропогенной нагрузки на природу.

Способ производства (по Марксу: сов-сть производительных сил и производственных отношений; производительные силы – то, с помощью чего возникают материальные блага – орудия труда; производственные отношения – те отношения, в кот люди вступают в процессе производства материальных благ; общественный строй отличался способом производства)- понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений. С. п.-одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует осн. сферу общественной жизни - сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От С. п. зависит структура каждого исторически определенного об-ва, процесс его функционирования и развития. История общественного разви-, тия - это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех др. структурных элементов об-ва. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны - производительных сил, к-рые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках к-рых они до сих пор развивались. Это приводит к закономерному изменению производственных отч ношений, поскольку они перестают служить необходимым условием процесса производства. Замена же производственных отношений, означающая замену старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению все-. го об-ва. Т, обр., смена С., п. происходит не по произволу людей, а в силу действия общего экономического закона, соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего об-ва характер естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Конфликт производительных сил и производственных отношений является экономической основой социальной революции, к-рую совершают прогрессивные силы об-ва. При социалистическом С. п. возникающие противоречия между производительными силами и производственными отношениями не доходят до конфликта, ибо общественная собственность на средства производства обусловливает заинтересованность всего об-ва в изменении производственных отношвт ний, когда они перестают соответствовать достигнутому новому уровню производства. Опираясь на познание за-, конов развития социалистического С. п., коммунистическая партия и государство имеют возможность своевременно улавливать возникающие противоречия и разрабатывать конкретные мероприятия для их устранения. Исторические этапы развития и смены С. п. отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной С. п., нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же С. п. (напр., античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.).

Диалектика – почитайтеhttp://conspects.ru/content/view/171/10/

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:

    на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

    производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

    базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

    в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются теорию общественно-экономических формаций – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

    рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

    уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области

Конспект урока по обществознанию
в 10 классе



«Материально-производственная деятельность человека »

подготовила

учитель истории и обществознания

Гурова Людмила Николаевна

Анна

ТЕМА: «Материально-производственная деятельность человека».

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь,

Спасибо скажут наши внуки,

Когда разбогатеет Русь.

Н.А.Некрасов

Слово учителя:

Труд - это основная форма деятельности человека. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Этот факт признается многими учеными. И действительно, процесс материального производства предстает как:

Способ удовлетворения материальных человеческих потребностей;

Как источник общественного богатства;

Как фактор общественного прогресса;

Как процесс формирования физических и духовных качеств человека. Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь, Спасибо скажут наши внуки, Когда разбогатеет Русь.

Задачи урока.

1.Обобщение изученного материала по разделу «Материально-производственная деятельность человека».

2. Составление логические схем из терминов, которые использовались в разделе«Материально-производственная деятельность человека».

3.Связать изученный материал с действительностью, чтобы он не был оторван от жизни.

Основная работа на уроке проводится в группах.

План урока.

1 .Разминка.

2. Логические схемы.

3. Решение изобретательских задач.

4. Сообщение «Основные этапы изобретательской деятельности».

5. Проблемы гуманизации труда.

6. Подведение итогов.

РАЗМИНКА.

Называются определения, учащиеся записывают соответствующий термин (или наоборот).

1. Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей (материальное производство ).

2. Совокупность необходимых материальных условий для производства (средства производства).

3. Способ воздействия на предмет труда (технология) .

4. Эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством произведенной продукции за единицу времени (производительность труда) .

5. Способ взаимодействия людей с предметами и средствами труда (технологический способ) .

6. Люди - производители материальных благ и средства производства (производительные силы) .

7. Способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет функционировать обществу на конкретной исторической ступени (экономический способ) .

8. Деятельность людей, направленная на достижение конкретного полезного результата (трудовая деятельность) .

9. Организационные отношения, направленные на поддержание порядка в процессе трудовой деятельности (трудовая дисциплина).

10.Процесс очеловечивания труда (гуманизация труда).

СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ.

Работа проводится в 3 группах. Каждая из групп должна составить из терминов логическую схему и объяснить ее. Учитель должен заранее подготовить карточки с терминами. (Возможно использование компьютера для каждой группы).

1 группа - Схема «Материальное производство» (термины: материальное производство, производительные силы, производственные отношения, люди-производители материальных благ, средства производства, предмет труда, средства труда).

Дополнительные вопросы группе:

- Какие основные способы производства выделяют в материальном производстве?

В чем состоит различие между материальным и духовным производством?

2 группа - Схема «Трудовая деятельность» (термины: цель труда, предмет труда, средства труда, технология, трудовые операции).

Дополнительные вопросы:

- В чем сущность понятия «содержание индивидуального труда»?

Какую роль играет общение в трудовой деятельности?

3 группа - Схема «Современный работник» (термины: профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива).

Дополнительный вопрос:

Приведите примеры правовых норм, которые регулируют поведение в

процессе труда?

РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.

Слово учителя:

Одной из характерных черт человеческой деятельности, в различных сферах, является ее творческий характер. Высшим проявлением творчества в трудовой деятельности считается изобретательство. Изобретательство издавна привлекает людей. Откройте любую энциклопедию, и ее страницы поведают вам о знаменитых и малоизвестных изобретателях. Имена Т.Эдисона и И.П.Кулибина знает каждый образованный человек.

Мы с вами попробуем найти решение для изобретательских задач. Каждой группе предлагается задача на карточке. Вместе с решением учащиеся должны ответить на вопросы:

Что мешало группе в принятии решения?

Что помогало?

Какие качества характера участников проявились?

1 группа. Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?

2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком, вредителем сельского хозяйства. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены очень слабо. Никто не знал, например, какова температура его тела.

Жучок маленький,- сказал один ученый,- обычным термометром не измеришь.

Придется разработать специальный прибор,- согласился другой.

Потеряем много времени.

А чтобы предложили вы?

3 группа. Помните, что произошло с капитаном Врунгелем во время путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень - не олень, а корова, собака же оказалась волчонком.

Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение.

СООБЩЕНИЕ « Основные этапы изобретательской деятельности»

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Слово учителя:

До настоящего момента, мы говорили с вами, что такое материальное производство и какой работник нужен производству: профессиональный, квалифицированный, исполнительный, инициативный. Что же получилось? Человек превратился в фактор производства. С одной стороны это хорошо, повышается производительность труда, растет уровень производства, но с другой стороны нарушается гармония труда с основными биологическими и психологическими чертами человека. Машины доминируют над личностями работников. В итоге у производителей возникает апатия, негативное отношение к труду. Можно ли это исправить?

От каждой группы поступают предложения по гуманизации труда.

Действительно, на современном этапе проблема гуманизации труда стоит очень остро. Важно соблюдать условия и культуру труда, чтобы исключить факторы, угрожающие здоровью человека; использовать достижения научно-технического прогресса, чтобы труд стал более многообразным, интересным, творческим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В завершении нашего урока, мне хотелось услышать ваше мнение: что нового и интересного вы узнали в разделе «Материально-производственная деятельность человека», какие выводы сделали для себя.

Выводы, различные точки зрения от каждой группы.

Пожелания учителя:

Что пожелать вам? Трудитесь! Как говорил М.Горький: «настоящими героями я видел только тех людей, которые любят и умеют работать».

Список использованной литературы.

    Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Жильцова Е.И., Иванова Л.Ф. Обществознание (учебник для 10 класса), Москва, «Просвещение», 2009г. Рекомендовано Министерством образования РФ.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Москва, 2008г.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Примером материальной производственной деятельности является производство товаров;

примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно.

В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей.

Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда.

Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность - совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.
Структура деятельности: Основными составляющими деятельности являются действия и операции.
Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
Операции - способ осуществления действий. К способам действий относятся навыки, умения, привычки.
Навыки - частично автоматизированные действия, которые образуются в результате неоднократного повторения. Различают следующие виды навыков: моторные (связанные с движением по управлению предметами), сенсорные (сбор информации различного рода через органы чувств - зрение, слух и т.д.), умственные (связаны с логикой организации деятельности), коммуникативные (овладение приемами общения).
Умение - это превращение навыков и знаний в предметные (реальные) действия. Для формирования умения человеку необходимо владеть целой системой навыков и знаний, которые относятся к одному и тому же виду деятельности. Умения включают в себя следующее: отбор знаний, связанных с задачей в целом; корректировку действий; выделение специфических особенностей задачи; выявление преобразований, которые необходимы для решения задачи, и их осуществление; контроль результатов.
Привычка - часть деятельности человека, которая выполняется им механически.
Привычка - внутренняя потребность индивида поступать определенным образом.
К основным видам деятельности относятся:
1. Общение - вид деятельности, которая направлена обмен информацией между общающимися людьми. Цель общения - установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательное влияние людей друг на друга.
2. Игра - вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая деятельность, а не практические результаты. Виды игр: индивидуальные и групповые (по числу участников); предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии); ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя; игры с правилами (поведение индивида определяется системой правил).
3. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением.
4. Труд - целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер. Без знания и навыков невозможен никакой труд.

Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

Основные компоненты материально-производственной сферы:

труд как комплексное социальное явление;

способ производства материальных благ;

закономерности и механизмы функционирования сферы в целом.

Труд, производство – не только природный процесс, процесс взаимодействия общества с природой, но и основа формирования самого человека как социального существа, выделения его из природы.

Труд – это диалектика материального и идеального, их непрерывное взаимопревращение. Материальность труда в определенной мере связана с природным бытием, идеальность труда проистекает из того, что это – деятельность человека, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к осуществлению поставленных целей. Идеальное через живую деятельность человека воплощается в изменении материальных факторов труда, которые в свою очередь, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Социальный результат труда – человек, общество, общественные отношения.

Трудовая деятельность объективна. На любом отрезке истории она развертывается в рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности человека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда.

Общественный характер труда заключается в его исторической непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда – народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общественного разделения труда, но и потому, что в процессе труда они приобретают и используют знания, навыки, умения, полученные др. людьми.

Труд , являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

Труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством нее, что получает практическое воплощение в способе производства. Способ производства – понятие, характеризующие конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений. Способ производства – одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует основную сферу общественной жизни – сферу материально - производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От способа производства зависит структура каждого исторически определенного общества, процесс его функционирования и развития. История общественного развития – это прежде всего история развития и смены способа производства, чем и определяется определение всех др. структурных элементов общества.

Производство всегда осуществляется благодаря двуединому процессу взаимодействия производительных сил (содержание) и производственных отношений (социально - экономическая форма процесса производства). Способ производства – общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.

Это основной фактор, определяющий развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д.

Производительные силы – это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее, это одна из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

В производительных силах можно выделить 3 элемента : личностный (люди); вещественный (орудия труда, в широком смысле – средства производства); духовный (наука). Производительные силы – основа внутреннего способа производства, все особенности способа производства зависят от уровня развития производительных сил. Источник развития производительных сил – противоречия между элементами. Предмет труда – то, на что направлен труд; средства труда – то, что служит проводником воздействия на предмет труда: образуют средства производства. В средствах труда различают орудия труда и средства для хранения предметов труда. Продукт труда носит опосредованный характер.

Показатель развития производительных сил – производительность труда . Важнейший фактор ее роста – создание более производительных орудий и средств труда, технический прогресс. В условиях современной НТР меняется роль науки в обществе, она становится непосредственной производительной силой

Производственные отношения – отношения между агентами производства, в конечном счете, между людьми в процессе производства жизненных средств. Производственные отношения носят прежде всего материальный характер. Их характерная черта – формирование как необходимые, зависящие не от воли людей, но от конкретного исторически достигнутого уровня развития производительных сил. 4 типа производственных отношений: организационно - технические; по поводу определения доли и получения ее; обмена; потребления – использование продукта (производственный и непроизводственный); на основе отношений собственности.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Этот закон определяет и развитие данного способа производства, и необходимость замены одного способа производства др.

Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путем создания новых видов труда, его специализации и кооперации. Между потребностями и производством в обществе устанавливается сложная диалектическая связь, потребности воздействуют на производительные силы опосредованно, через производственные отношения. Активность производственных отношений заключается в том, что они порождают у людей определенные стимулы к деятельности.

1.1 Понятие техники

Понятие «техника» является одним из самых древних и широко распространенное сегодня. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований.

Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

Приступая к анализу техники, целесообразно рассмотреть существующие формулировки определения техники и выделить их основные типы. Существует множество определений техники:

Греческое «техне» - ремесло, искусство, мастерство;

Совокупность приемов и правил выполнения чего либо…;

Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире;

Система орудий и машин;

Средства труда в широком смысле – все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться;

Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, то есть осуществления самого себя;

Совокупность материальных объектов, производимых обществом;

Совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей;

Система искусственных органов деятельности человека;

Собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.

В энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в двух значениях: «… совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное ее назначение: «полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности». Второе значение слова: «совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…».

Приведенные определения техники можно объединить в три основные группы. Их можно представить следующим образом: техника как искусственная материальная система; техника как средство деятельности; техника как определенные способы деятельности.

Первое значение (техника как искусственная материальная система) выделяет одну из сторон существования техники, относя ее к искусственным материальным образованиям. Но не все искусственным материальным образования являются техникой (например, продукты селекционной деятельности, которые обладают естественной структурой). Поэтому сущность техники не исчерпывается подобными определениями, так как не выделяют технику среди других искусственных материальных образований.

Второе значение также является недостаточным. Техника трактуется как средство труда, средство производства, орудия труда и т.д. Иногда техника определяется сразу и как средства, и как орудия. Но это не корректно, так как и то и другое понятия лежат в одной плоскости рассмотрения и средства труда являются более широким понятием по отношению к орудиям труда.

Третье выделенное значение – техника как определенные способы деятельности. Но этой сущности скорее соответствует понятие «технологический процесс», который, в свою очередь, является элементом технологии.

 

Возможно, будет полезно почитать: