Проект здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность и выбор профессии. Объяснение новой темы

Данное мероприятие поможет обучающимся сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений с учетом состояния здоровья; поможет определить свою профессиональную направленность, выявить требования предъявляемые профессиями к здоровью человека.
Поможет избежать ошибок в выборе профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗДОРОВЬЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Цель классного часа: способствовать формированию у учащихся знаний о влиянии здоровья на выбор будущей профессии.

Задачи классного часа:

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
  • Помочь учащимся выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления: никотина, алкоголя; их влияния на здоровье человека.
  • Научить учащихся соотносить требования профессий со своими интересами, способностями и состоянием здоровья.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить серьезный вопрос: « Твое здоровье- выбор профессии»; и должны выяснить, как здоровье человека может серьезно влиять на выбор профессии.

На наше заседание клуба мы пригласили гостей, чтобы они помогли нам советами при выборе профессии. Сегодня у нас в гостях наш школьный врач, ответственный за здоровье школьников, учитель физкультуры, учитель труда.

Наше мероприятие пройдет в необычной форме, и поэтому я хочу напомнить вам правила работы:

  1. Доверительный стиль общения;
  2. Искренность в общении;
  3. Активное участие в происходящем;
  4. Уважение к говорящему;
  5. Не перебивать говорящего;
  6. С места не выкрикивать.

Начнем занятие с игры. («У каждого свое мнение»)

Берется лист бумаги. Глаза у учащихся закрыты. Задание: разделить лист бумаги на две части и оторвать одну часть. Глаза открываем. Листок поднимаем вверх. Одинаковы ли ваши листы?

(Ответы учащихся)

Вывод: у каждого человека есть свое мнение, каждый из нас является личностью. И вы должны высказать только свое личное мнение.

Ведущий: Скажите пожалуйста, какие 4 фактора нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию?

(ответы учащихся) * интерес; *склонности и способности;

*потребности общества в кадрах; * здоровье.

Какое из этих условий самое важное? Почему?

Ведущий: Незаметно пройдет время, и вы будете выпускниками. В будущем вы хотите стать поварами, парикмахерами, водителями, швеями и т.д. Это нужные людям профессии.

А как вы думаете, каким, прежде всего, должен быть человек, чтобы приносить пользу и себе и окружающим людям? (Здоровым).

Давайте поговорим о том, как здоровье человека влияет на выбор его будущей профессии. Но в начале мы выберем профессии, о которых мы будем сегодня говорить. Я предлагаю провести игру “Узнай профессию”. Я буду перечислять предметы, а вы должны угадать, о какой профессии идет речь:

Игла, нитки, швейная машинка (швея)
- молоток, гвозди, ботинки (сапожник)
- молоток, рубанок, пила (столяр)

Итак, профессии выбраны. (Каждой группе дается лист бумаги)

За 2-3 минуты вы должны решить, какие требования эти профессии предъявляют к здоровью человека и записать на листе.

Проведем “Аукцион ваших мнений”.

Подумайте и скажите, как вы понимаете, что значит быть здоровым человеком?

Я считаю, чтобы быть здоровым человеком, человек, прежде всего, должен, больше улыбаться, поддерживать себя и окружающих людей хорошим настроением.

А как считаете вы? Но в начале давайте с вами вспомним компоненты здоровья. (правильное питание, употребление в пищу витаминов,…………а также занятие физкультурой ) .

Хорошо, скажите, а как же влияют занятия физкультурой на здоровье человека?

Об этом нам расскажет учитель физической культуры :

Учитель: Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растет. Физической культурой необходимо заниматься с детства и до старости. Благодаря урокам физкультуры мы можем сохранить и укрепить свое здоровье, что является неотъемлемой частью жизни человека. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Благодаря физическим упражнениям мы можем поддерживать себя в хорошей спортивной форме; повышается иммунитет и человек менее подвержен простудным заболеваниям; повышается устойчивость организма к стрессовым воздействиям.

Ведущий: Ребята, вот, поэтому необходимо заниматься спортом и в первую очередь всегда следить за своей осанкой. Какие проблемы со здоровьем могут быть во время работы, если у вас неправильная осанка? (будет болеть спина, шея, невозможно будет долго сидеть швее за машинкой, парикмахеру и повару стоять).

Врач: Необходимо беречь и зрение. Действительно, к глазам нужно относиться бережно, так как они очень чувствительны и плохо защищены. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть, если не беречь зрение? (Швея не сможет вдеть нитку в иголку; парикмахер сделает неправильную стрижку, повар порежет руки, цветовод криво сделает клумбу).

Ведущий: Молодцы! Ребята, подумайте, что может еще плохо влиять на здоровье человека? (вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики)

Врач: Наиболее ядовитым веществом для организма является никотин. Именно никотин наносит разрушительные удары по здоровью человека, особенно молодого. И в первую очередь страдают сосуды головного мозга, кровь меньше поступает в головной мозг, а вместе с ней и кислород. От курения, алкоголя, наркотиков страдают внутренние органы человека: желудок, сердце, печень. У учеников пропадает интерес к учебе, теряется память. Человек становится злым, нервным, жестоким.

Ведущий: Посмотрите, оказывается, для того чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?

ЗАДАНИЕ: Сейчас все классы получат карточки с пятью парами профессий.

Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?

МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР
ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК

Пока ребята готовятся, воспитатель прикрепляет к доске лист бумаги с незаконченной фразой: "БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ …" и ниже - чистое поле листа, куда будет записывать всё, сказанное детьми.

Ведущий: Посмотрите, оказывается, чтобы быть профессионалом в своём деле, необходимо обладать такими качествами: (зачитывает с доски всю фразу, которая получилась после того, как классы выразили свои мнения, сравнив пары профессий из задания).

Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к его резкому ухудшению, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.

А сейчас предоставим слово нашему гостю, выпускнику нашей школы, который уже сделал свой выбор в мире профессий, и как я думаю своим выбором доволен- Гришаев Сергей. (Выступление гостей 3 минуты). ЗАДАНИЕ: Каждому классу дается набор карточек с названием профессии, общей характеристикой, требованиям к индивидуальным особенностям, медицинским противопоказаниям, требованиям профессиональной подготовке. Вам нужно выбрать одну профессию и для данной профессии составить проект (на альбомном листе), где необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Название профессии.

2. Характеристика профессий (чем занимается человек, что делает). Нарисовать предметы труда.

3. Перечислить качествами, которыми должен обладать человек этой профессии.

4. Перечислить медицинские противопоказания.

5. Учебное заведение, где можно получить профессию.

(На работу отводится 5 минут. Затем каждый класс защищает свой проект.)

Ведущий: Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов . Вопрос : Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. (Затем воспитатель переходит к рассказу о группах профессий по медицинским противопоказаниям).

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп:

Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.

Это многочисленная группа профессий такие как: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы отличает не постоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора , например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др. ) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно - сосудистой системы и органов дыхания и склонности к простудным заболеваниям.

Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность, интенсивный постоянный шум). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно – сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда , например: сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста. Эти профессии предъявляют высокие требования к физическому состоянию организма.

Пятая группа - это профессии и специальности, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях. Но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др .

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при нарушении органов зрения – чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем ; органов слуха – стенографистка, автослесарь ; органов обоняния – повар и др.

Внимание к своему здоровью при выборе профессии будет залогом того, что вы станете в будущем хорошим специалистом.

Ведущий: Мы сегодня разобрали такой серьезный вопрос, как здоровье влияет на выбор профессии. Мы с вами сегодня выяснили, что для того, чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, забыть о своих вредных привычках, сочетать работу и отдых, отдых на свежем воздухе, любить людей, не нервничать по пустякам, к жизни относиться проще и спокойнее. Тогда вы будете здоровы.

Ведущий: В заключении мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!

И закончить наше заседание клуба я хочу вот таким стихотворением.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Желаю вам больших успехов в учебе, хочу, чтобы ваши мечты сбылись. Спасибо вам за работу! Всего вам доброго, до следующих встреч в нашем клубе!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере. Ошибка при выборе профессии




Социологические исследования 2012 года показали, что 75% выпускников московских школ имеют хронические заболевания, 20% старшеклассников собрались избрать профессию, которая, как оказалась, совершенно не подходила им по состоянию здоровья. Лишь 7% опрошенных при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья. Социологические исследования




1. Нервное напряжение, переживания 2. Неправильное питание, нарушение режима питания 3. Малоподвижный образ жизни 4. Увеличение нагрузки на головной мозг 5. Зрительные нагрузки, длительная работа за компьютором Что усугубляет состояние здоровья учащихся в школе


Наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму. Доказано!!!





Двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость; анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы; интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти. Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:


Бытовые условия; (продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер) умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие; (повар, продавец овощей и фруктов) одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов; (ткачиха, печатник) тяжелые и вредные условия труда(сталевар, шахтёр, водолаз) По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:



Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы. Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора. Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов. Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда. Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника. Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов. Группы профессий по медицинским показаниям



















Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии».

Цель: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Задачи обучения:

    Дать определение понятию «здоровье».

    Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.

    Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

    Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

Задачи развития:

    Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.

    Развивать навыки дискуссии.

Задачи воспитания:

    Воспитывать чувство ответственности за принятие решений и выбор собственной профессиональной траектории.

Формирование УУД:

Личностные:

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Регулятивные:

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Познавательные:

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Коммуникативные:

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Формы и методы обучения: беседа, ролевая игра, упражнение, практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях» (приложение 1), карточки (приложение 2), рабочие тетради.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация прежних знаний.

Что такое профессиональная пригодность?

Какие степени профпригодности вы знаете?

Может ли человек быть абсолютно профессионально непригодным?

    Мотивация.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.

Алена, какая приятная встреча!

Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!

И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!

А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?

И: И у меня проблемы с работой.

А: Клиенты капризные?

И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.

А: Пока-пока.

Почему у девушек возникли такие проблемы?

Что они не учли при выборе профессии?

Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться. Запишите тему урока в тетради.

Тема урока: «Здоровье и выбор профессии».

    Целеполагание.

Попробуйте сформулировать свои цели на урок. Что вы можете узнать, чему научиться?

    Формирование новых знаний и навыков.

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?

Наиболее широкое признание получило определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Выделяют четыре компонента здоровья. Чтобы определить содержание каждого из компонентов, я предлагаю выполнить упражнение на соотнесение (карточка «Компоненты здоровья», приложение 1).

Компоненты здоровья:

соматическое здоровье – функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

душевное (психическое) здоровье – ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

социальное здоровье – частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Понятия человек, здоровье, профессия тесно взаимосвязаны между собой. Возможны три варианта:

    Человек – здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии.

    Профессия – здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

    Человек – профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.

Рассмотрим каждый вариант. Запишите основные понятия в тетради.

Человек – здоровье.

Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья. Их вы найдете в специальной таблице в папках на ваших столах (таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях», приложение 2).

Рассмотрим несколько случаев подробно.

Например, у многих подростков отмечаются заболевания органов пищеварения. Определите по таблице факторы, которые могут привести к ухудшению здоровья при этих заболеваниях. Какие профессии подойдут для людей с такими заболеваниями?

Назовите неблагоприятные профессионально-производственные факторы, которые необходимо учитывать при заболеваниях органов зрения.

Если вы все же выберите профессию, связанную с напряжением зрения, то вам необходимо выполнять зрительную гимнастику. Например, такую.

Профессия – здоровье.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях работы кото­рых полностью отсутствуют НППФ. Таких профессий много: продавец промышленных това­ров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специ­альности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие ка­кого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным не­благоприятным воздействием на организм человека, например, по­вышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Сле­довательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для ко­торых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздей­ствие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимо­действием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повы­шенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоян­ный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, органов слуха данные профессии не могут быть реко­мендованы.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда , например, сталевар, шах­тер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях , но предметы труда требуют особо бережного отношения со сторо­ны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель дет­ского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у че­ловека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды произ­водственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика ча­сов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию забла­говременно, поскольку только врач-специалист может дать квали­фицированное заключение о профессиональной пригодности.

Динамическая пауза.

Многие профессии связаны с сидячей рабочей позой. Но даже сидя за столом можно выполнять некоторые упражнения, которые помогут снять напряжение и восстановить работоспособность.

    Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.

    Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.

    Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.

    Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.

    Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.

    Руки развести в стороны – вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
    Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад.

    Кисти в замок. Вперёд от себя потянуться, выпрямляя руки в локтях. Затем назад к себе, расслабиться.

Человек – профессия.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.

Косвенным образом оценить состояние своего душевного здоровья вам поможет методика «Вегетативная лабильность». Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +.

    Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

    Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

    Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

    Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

    Я часто мерзну.

    Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

    При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

    Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

    У меня часто бывают головные боли.

    Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

    Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

    При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

    При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

    Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

    Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет» (0 – 6), тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов (7 – 9) - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.

    Первичное закрепление знаний.

Работа по карточкам. Давайте проверим, насколько вы хорошо разобрались в вопросе выбора профессии с учетом состояния здоровья. Предлагаю выполнить задание на установление взаимосвязей рассмотренных понятий. Допишите свои пояснения на карточках (приложение 3).

    Подведение итогов.

А что решили наши героини?

А: Привет!

И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай!

А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе – глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?

И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.

А: Что же это за профессия?

И: Профессия называется постижёр ! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.

А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.

И: Желаю успехов на новом месте!

А: Пока!

Как вы думаете, правильно ли поступили девушки? Учли ли они на этот раз состояние своего здоровья? Смогут ли они теперь сделать хорошую карьеру?

    Рефлексия.

    Было интересно…

    Я узнала…

    Было трудно…

    Меня удивило…

    Мне показалось важным…

    Теперь я умею…

    Я поняла, что…

    Я попробую…

    Домашнее задание.

Определите возможные противопоказания для вашей профессии. Напишите сообщение на тему «Здоровье и моя будущая профессия».

Дополнительно: напишите ваши рассуждения по поводу следующих высказываний:

Не горбитесь, заботьтесь о своем скелете – это ведь все, что от нас останется.

Нужно ухаживать за собой, в противном случае будут ухаживать другие.

Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл.

Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Список информационных источников:

    Твоя профессиональная карьера: учебное пособие. Под ред. С. Н. Чистяковой. – М: Просвещение, 2005.

Приложение 1.

Карточка «Компоненты здоровья».

Соедините стрелками понятия и определения.

Соматическое здоровье

Ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций.

Социальное здоровье

Способность человека к физической нагрузке.

Душевное (психическое) здоровье

Функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

Физическое здоровье

Частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Приложение 2.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Заболевания

Неблагоприятные производственные факторы

Органы зрения

Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефаб­рики, садовод,

слесарь по ремонту автомобилей

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также свя­занная со значительным шумом и вибрацией

Чертежник, вышивальщица,

швея-мотористка,

обув­щик, цветовод,

фо­тограф, кондитер

Кожа

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлаж­нение и загрязнение, охлаждение рук

Оператор ЭВМ,

сборщик часов, полупроводников,

инженер-конструктор

Опорно-двигательный аппарат

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), ра­бота на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микро­схем, телеграфист,

швея-мотористка

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир,

цве­товод,

оператор станков с числовым управлением, оператор связи,

фото­граф

Сердечно­сосудистая система

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Радиомеханик,

портной,

секретарь-референт, пчеловод

Органы пищеварения

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, свя­занная с нарушением режима пи­тания; вынужденная рабочая по­за, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

Сборщик

дизайнер

Почки и мочевыводящие пути

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация

Сборщик

полупро­водников, оператор ЭВМ,

слесарь по ремонту автомобилей,

дизайнер

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряже­ние; шум и вибрация; неблаго­приятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, осо­бенно нервнопаралитического действия; работа, связанная с по­вышенной опасностью травма­тизма

Резчик по дереву, закройщик,

столяр

Приложение 3.

Установите взаимосвязь понятий человек – здоровье – профессия.

Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)

«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», - отмечал английский писатель Дж. Рескин.

Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.

Несмотря на все достижения цивизизации, врачи отмечают рост нервно-психических заболеваний,сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания - те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные : координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные : зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические : сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные : свойства мышления, внимания и памяти.

Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Некоторые профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?

Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков можно прочитать в справочниках, подготовленных Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в котором содержится более 1400 профессий, которые можно получить в профессиональных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах).

По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:

  1. бытовые условия;
  2. умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
  3. одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
  4. тяжелые и вредные условия труда.

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Заболевания Противопоказанные профессионально-производственные факторы
Органов дыхания Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.
Сердечно-сосудистой системы Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.
Органов зрения Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.
Нервной системы Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.
Опорно-двигательного аппарата Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.
Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.
Почек и мочевых путей Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.

    Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки – алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет Опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравооохранения РФ.

Вегетативная лабильность - это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым. 2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу. 3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. 4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе. 5. Я часто мерзну. 6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. 7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах. 8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении. 9. У меня часто бывают головные боли. 10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п. 11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. 12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки. 13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон. 14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос». 15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Десять шагов уверенности в себе

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.
  2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.
  3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
  4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.
  5. Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.
  6. Подумайте, какие промежуточные цели необходимо достичь для достижения главных целей.
  7. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.
  8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
  9. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.
  10. Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Даже беглое знакомство с миром профессий убеждает в том, что не только человек предъявляет свои требования к будущей работе, но и работа диктует свои условия тому.

Галина Резапкина

Требует лучшего здоровья, чем у вас есть, в будущем работа может спровоцировать возникновение заболевания или обострение уже имеющегося.

Допустим, человек со слабым зрением становится бухгалтером или корректором . В дальнейшем значительная нагрузка на глаза, необходимость скрупулезно прочитывать огромное количество текстов, выискивать ошибки или сверять балансы и отчеты может привести к прогрессированию близорукости. Так же таким людям не стоит планировать управлять транспортными средствами. Ведь ни один медосмотр водителей не будет пройден, в случае если у вас плохое зрение.

К рядом стоящим профессиям могут быть разные противопоказания, а к непохожим - как раз общие.

Например, среди фармацевтов не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. А людям, у которых наблюдается тремор (дрожание рук), вряд ли стоит становиться хирургами . И - менеджерами по работе с клиентами тоже. Кстати, популярная сегодня профессия менеджера подойдет далеко не всем. Умение убеждать других в своей правоте, донести до них идеи компании напрямую зависит от того, как хорошо вы владеете ораторским мастерством, в том числе отсутствуют ли у вас дефекты речи. Плохая дикция нежелательна и для гуманитариев в целом: им предстоит взаимодействовать с людьми.

Однако даже если ваше здоровье не совсем соответствует выбранной стезе, это не означает, что вы тут же должны отказываться от своей мечты. Необходимо взвесить все «за» и «против», подумать, можно ли преодолеть возникшие трудности. Записаться к логопеду - реально.

Есть и огромное количество специальностей, куда можно прекрасно вписаться с конкретным недостатком вашего здоровья. Один из отечественных художников-мультипликаторов, нарисовавший множество любимейших всеми героев мультфильмов, страдает дальтонизмом (это такая болезнь, когда человек неправильно видит цвета). Кроме того, существуют проблемы со здоровьем, которые достаточно сложно решить: хронические недуги небыстро поддаются лечению, а здоровых выпускников школ сейчас почти не осталось.

Для многих профессий характерно периодическое или постоянное воздействие на организм человека одного или нескольких неблагоприятных факторов - высокого шума, напряжения, экстремальных условий, некомфортных погодных условий и т. д.

Некоторые из вас мечтают быть режиссерами шоу-программ, диджеями - однако музыка, ревущая из динамиков, ослабляет слух. Химические реагенты будут оказывать негативное влияние на здоровье агронома или зоотехника , медицинскими противопоказаниями к такому роду деятельности считаются аллергические реакции на ядохимикаты и удобрения, в частности экземы и другие кожные заболевания - а также хронический бронхит. Неблагоприятный фактор в работегеолога - некомфортные погодные условия, так что ему необходима устойчивость к простудным заболеваниям. А офисным работником может быть далеко не каждый. Каково выдерживать весь день вынужденную рабочую позу! Если вы весь день сидите за компьютером, следите, как он влияет на состояние вашей щитовидной железы. Когда оно неидеально, лучше отказаться от специальности программиста и предпочесть какую-либо другую.

Альтернатива - ежедневно пребывать в большом нервном напряжении, работая актером, режиссером, врачом, учителем, следователем, менеджером . Здесь высок риск психосоматических расстройств и последующих неврозов, болезней сердца, нервного истощения. Если вы хотите приобрести одну из вышеназванных специальностей, стоит хорошенько подумать, сможет ли вас вывести из себя какая-нибудь экстремальная ситуация. Часто ли вы волнуетесь или переживаете из-за пустяков? И, если да, то, возможно, стоит попробовать реализовать себя на другом поприще.

Практически безвредно для здоровья быть художником-модельером, дизайнером костюма: неблагоприятных производственных факторов здесь почти нет.

А менеджер, напротив, обязан не только ежедневно решать «мелкие» проблемы компании, но и уметь найти выход из кризисной ситуации, когда крах фирмы неминуем. Если срываются поставки, упал спрос на какой-нибудь товар, задача профессионала - в максимально короткий срок преодолеть эти сложности. Напряженный график, ненормированный рабочий день диктует очень высокие требования к состоянию его здоровья - он не должен иметь нервно-психических или сердечно-сосудистых заболеваний.

К кому обратиться за советом? К консультанту в центре занятости: у него есть описания профессий - профессиограммы, там перечислены противопоказания по конкретным специальностям. Вы можете изучить эти документы и самостоятельно (распечатки с ними обычно находятся в свободном доступе в таких центрах).

Если вы страдаете какой-либо серьезной болезнью, при выборе профессии этот фактор должен стать одним из приоритетных. Профконсультант поможет вам найти самые приемлемые по данному показателю специальности, из которых вы потом сможете выбрать ту, что вам интересна, соответствует вашим способностям, востребована на рынке труда и т. д.

Второй ваш союзник - это врач.

Какие специальности подходят, а какие не подходят при конкретных болезнях?

Ребята, страдающие эпилепсией, могут без вреда для здоровья стать модельерами, ретушерами, чертежниками и др. Однако им противопоказана работа в неблагоприятных метеоусловиях или связанная с токсическими веществами.

К сожалению, большое количество старшеклассников страдает сегодня гастритом, язвой. При их наличии лучше не выбирать профессии, связанные с частыми командировками, физическим и нервным напряжением. Не становитесь репортерами и корреспондентами, ведь в таком случае вам будет трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Подросткам, имеющим нарушение деятельности щитовидной железы - тиреотоксикоз, не подходят строительство, судостроение, зато удачным выбором для них будут профессии врача, экономиста, библиотекаря, искусствоведа

Возможно, среди тех, кто читает эту статью, есть больные логоневрозом, или неврозом речи (проявляется в заикании). Вам противопоказаны нервное напряжение и производственный шум. В вузах можно овладеть любой специальностью, кроме педагогики, права, некоторых специальностей здравоохранения и искусства.

Ребятам, имеющим плоскостопие, лучше не идти в экспедиционные условия или в торговое либо рыбное пароходство.

Имея хронический ларингит - воспаление гортани - не выбирайте специальности, требующей напряжения голоса (например, педагог или диктор), а также предполагающей постоянное нахождение в неблагоприятных метерологических условиях (холод, влажный воздух, резкие перепады температуры).

Что касается кожных заболеваний, то для страдающих псориазом крайне нежелательно специализироваться в области химии, горного, геологоразведочного и металлургического дела, технологий производства товаров продовольственного спектра и большинства товаров широкого потребления. Зато можно спокойно осваивать приборостроение, электроприборостроение, экономику.

При нефрите (заболевании почек) противопоказана работа в контакте с химикатами, а также требующая длительного пребывания на ногах, систематического пользования городским транспортом или длительных командировок. Остальные профессии - пожалуйста.

_____________________________________________________________________________

 

Возможно, будет полезно почитать: