Тема восприятие. Наблюдение – это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении Целенаправленное восприятие явлений
Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности - наблюдательность.
В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий . Метод наблюдения направлен на формирование этого действия.
Требования к наблюдению
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность восприятия . Без чувств, рождаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотворным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности. Знания, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Ребенок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна на берегу выросла большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних. То есть внешние признаки предметов осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания явления, существенных связей между внешними признаками и внутренним состоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ориентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.
4. Активность детей . В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную . Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие предметов одного типа: разные по внешнему виду грузовые машины в зависимости от конкретного функционального назначения; разные жилые дома или здания, имеющие различное назначение (школа, детский сад, жилой дом, дворец для детей и т.п.). Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения , так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процессов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих» ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.
6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает :
· необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,
· разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей,
· обогащение наблюдения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п.
Пример. Можно организовать наблюдение весенних березок в яркий солнечный день. В беседе обратить внимание дошкольников на цвет и колорит: почему крона берез кажется розовой? Как сочетаются розовые и коричневые тона на голубом фоне неба?
Посоветовать ребятам подумать, как это можно изобразить.
Можно провести еще одно наблюдение с целью заострить внимание детей на изменениях этого же объекта (весенних березок) в вечернее время или холодный пасмурный день. Целесообразно предложить дошкольникам более сложную задачу: заметить как можно больше изменений в этой картине природы.
Если ребятам предстоит рисовать весеннюю березовую рощу в пасмурный день, им следует понаблюдать, как изменяются очертания кроны (нет той четкости и ажурности), как меняется ее цвет, цвета деревьев, неба, земли и т.д. По существу, такая деятельность (наблюдения) может быть организована как частично поисковая. Результаты этих наблюдений будут видны в рисунках, когда дети самостоятельно выберут цвет бумаги, материал, колорит, композицию и т.п. Индивидуальные задания-наблюдения могут носить полностью самостоятельный, исследовательский характер.
Таким образом, метод наблюдения может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Содержание специальных наблюдений, проводимых перед занятиями по изодеятельности, должно быть тесно связано с содержанием и задачами предстоящих занятий.
Дети младших групп принимают тему, если она им интересна и доступна
С малышами наблюдают явления, предметы в естественной для них обстановке, простые по форме и яркие по цвету. Как правило, вычленяют 1-2 признака (например, цвет и ритм). Наблюдения кратковременны, детям не дают установку на последующее изображение, т.е. педагог не говорит, для чего они смотрят, так как дети не удерживают эту задачу. Воспитатель сам определяет форму, цвет. Дети повторяют. Очень важно, чтобы восприятие проходило в действии, в движении, в игре. Разговор-беседа должен быть непринужденным, проходить в радостной игровой атмосфере.
Пример: тема для изображения «Одуванчики на лугу». Дети первой младшей группы могут рисовать одуванчики ритмичными желтыми мазками по бумаге («полянке») зеленого цвета.
Наблюдения за одуванчиками могут быть ежедневными и интересными для детей. Воспитатель приводит малышей на газон, где выросло много одуванчиков. Малыши бегают по всей полянке (это важно для ощущения пространства, для последующего осмысленного восприятия и освоения зеленого листа бумаги как пространства газона, луга, на котором «вырастут» одуванчики). Дети смотрят и удивляются, оказывается, везде-везде растут одуванчики. Ритмичным движением руки полезно показать, где они растут, подчеркивая ритм расположения словами: «И тут, и тут, и тут. Еще одуванчик, еще...» Этот жест и слово пригодятся воспитателю при стимулировании ритмичных изобразительных действий (ритмичном нанесении мазков-пятен на лист бумаги).
Следует обратить внимание на цвет одуванчиков и травы, воспитатель восхищается этой красотой, показывая образец эмоционального отношения к природе. Конечно, малыши непременно потрогают одуванчики, понюхают. Можно поиграть в одуванчики: закрыть головки руками, а потом «распуститься» под солнышком, «погреться» на солнышке и т.п. Пригодятся и стихи, и песенки про это весеннее чудо.
Во 2 младшей группе дети уже могут рисовать одуванчики, изображая головки округлым пятном или очерчивая и закрашивая контур, кто-то уже передает элементарное строение - стебелек. Поэтому в наблюдение можно включить элемент обследования: жестом - пальчиком очертить головки одуванчиков, маленькие и большие. Можно обратить внимание на густую и сочную травку, где не выросли одуванчики. В остальном наблюдение мало изменится, но рисунки будут выполнены другим способом. Малыши по собственной инициативе могут дополнить образ.
С детьми средней группы наблюдение может быть более длительным. Необходимо выделить несколько признаков: цвет, форму, строение, расположение в пространстве. Дети этого возраста готовы к ответам на вопросы (репродуктивного и поискового характера), элементарным сравнениям и обобщениям. Возможно организовать повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания.
Пример (тот же). Внимание детей можно обратить на строение одуванчиков. Они самостоятельно определяют округлую форму головки, тонкий стебелек. С помощью наводящих вопросов воспитателя рассматривают листочки. Можно обратить внимание дошкольников на разнообразие одуванчиков: большие и маленькие, с ровными и согнутыми стебельками, только что распустившиеся и уже превратившиеся в белые шары, облетевшие и т.п. Важно рассмотреть насекомых, облюбовавших цветы и газон, и т.п. Рисунки детей приобретают черты индивидуальности за счет композиции, выразительных деталей-дополнений, разнообразия в изображении одуванчиков. В конце наблюдения детям можно сказать о предстоящем рисовании, посоветовав им запечатлеть красоту, которая скоро пройдет, «облетит», и придется ждать такого чуда до следующей весны.
Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением (о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты природы). Надо дать возможность ребенку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям «выплеснуть» свои чувства, выразить себя. Если детям сложно это, педагогу надо показать свое отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы на лугу, чтобы этим чудом могли любоваться люди в любое время года.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то выразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги больше подойдет. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема «Одуванчики на лугу» или «Весенний цветущий луг». Дети придумывают композицию рисунка, выделяют в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зеленого луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалом лучше рисовать весеннее небо, зеленый луг. Может быть, акварелью по сырому фону, может быть, цветными восковыми мелками и т.п.
Рекомендуется проводить неоднократные наблюдения (групповые и индивидуальные ). Причем индивидуальные наблюдения подчиняются индивидуальным замыслам , которые педагог формирует у детей заранее. Зная, пусть в общих чертах, замыслы детей, педагог направляет их на индивидуальные или совместные с родителями наблюдения. В старших группах наблюдение тесно связано с действием замысливания (замысел строится на основе наблюдений).
21. Сущность и специфика организации обследования в разных видах продуктивной деятельности.
Метод обследования разрабатывался исследователями по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.
Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), природу (деревья, кусты, цветы, животные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т.п.
Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.
Обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов, но и навыкам обследования надо обучать, поэтому обследование может выступать одновременно как:
Метод обучения;
Задача обучения.
Смысл обследования в формировании изобразительного представления (т.е. представления будущего образа и способов его создания).
Ведь порядок обследования совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты не только помогают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - так и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму - так и лепим).
Во время обследования происходит:
· Вычленение и объяснение внешних признаков,
· Сравнение предметов по этим признакам,
· Установление и объяснение сходства
· Обобщение
Это позволяет формировать обобщенное представление о группе подобных предметов. На основе обобщенных представлений формируется и обобщенный способ изображения предметов одного типа.
Структура обследования
Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.
Первый этап - целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак.
Например, пушистый, мягкий котенок (игрушка), важный гордый гусь (игрушка из папье-маше); спелое, вкусное красивое яблоко. Или: «Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, хвостиком помахивает, во все стороны поглядывает...» (игрушка).
Или дети рассматривают грузовые машины. Можно спросить: какая это машина? А как вы догадались? Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак предмета и связать его с функцией, назначением.
Смысл первого этапа обследования изображаемого предмета заключается в том, что у дошкольников нужно вызвать чувство удивления, восхищения, любования, любопытства и т.п. в зависимости от характера предмета.
Второй этап - аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.
Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения.
Поэтому примерная последовательность анализа такова:
1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение.
2. Определяют форму этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (почему рыбка овальной формы, почему у грузовых машин прямоугольный, длинный кузов).
3. Определяют положение этой части в пространстве (почему у этой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других - стройный).
4. Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной.
5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
Третий этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.
В структуре обследования (анализа) нередко используется обследующий жест воспитателя и детей , который помогает вычленять форму, ее особенности. Обведение пальчиком по контуру предмета организует зрительное восприятие, взгляд сначала сопровождает, затем направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обследующего жеста совпадает с формообразующим движением, производимым при изображении .
Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно использовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)».
Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму . Например, «пальчик «бежит» по колечку, нигде не останавливается - круглое колечко. Вот как оно покатилось, не останавливается». Или: «Шея у гуся длинная, грудка округлая».
Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие процесса развития предметов и явлений в том виде, в каком они существуют в природе и обществе в естественных условиях. Научному наблюдению свойственны: замысел, заранее разработанный план, определенная цель, использование специальных средств и измерительных приборов, ведение записей и т.д. Наблюдение не предусматривает вмешательства в изучаемый процесс. Этот недостаток преодолевается с помощью эксперимента.
Эксперимент - целенаправленное изучение явления в специально созданных и точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом его изменения и активно воздействовать на него с помощью различных средств В процессе проведения эксперимента широко используются различные приборы, инструменты, специальные устройства, вычислительная техника.
Эксперимент можно повторить, это более действенный метод научного исследования, позволяющий изучать не только то, что сразу бросается в глаза, но и то, что часто скрыто в глубине явления.
Существуют два основных типа эксперимента: натурный и модельный. Если в первом случае изучаемый предмет находится в естественных условиях, которые изменяются в соответствии с определенной программой, то во втором случае реальный объект заменяется моделью.
Полученные в наблюдении и эксперименте научные факты подвергают анализу и синтезу. Анализ это мысленное расчленение изучаемого предмета на составные элементы в целях исследования его структуры и внутренних связей. Синтез - есть процесс мысленного соединения частей предмета, расчлененного в ходе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Для того чтобы изучить самолет, необходимо вначале детально, подробно ознакомиться с каждой его системой (топливной, воздушной, гидравлической, кислородной, электрической и т.д.) в отдельности, а затем все это осмыслить в целом.
Анализ и синтез тесно связаны между собой, взаимно предполагают и дополняют друг друга. В противном случае они теряют познавательную ценность.
Сравнение - одна из универсальных операций, позволяющая установить различие между сходными и сходство между различными
объектами, их свойствами и отношениями путем применения ряда абстракций.
Абстрагирование есть мысленное вычленение отдельных, интересующих нас признаков, свойств и связей конкретного предмета в целях познания их в "чистом" виде (в отвлечении от других признаков, свойств и связей). Объективной основой абстрагирования является относительная самостоятельность свойств, сторон и связей предметов, позволяющая их мысленно вычленять. Обобщение есть мысленное выделение сходных (общих) признаков, свойств и связей, присущих рассматриваемому классу предметов. Как правило, обобщаются существенные свойства, связи и на основе этого происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Абстрагирование и обобщение довольно часто используются вместе с историческим и логическим методами. Исторический метод есть мысленное воспроизведение возникновения, развития и гибели конкретного предмета в определенных условиях и подробностях, Этот метод раскрывает последовательность становления и развития изучаемого предмета. Логический метод - обобщенное отражение исторического развития предмета в его существенных, необходимых связях и отношениях. Логическое есть исправленное, очищенное от случайностей историческое, вобравшее в себя всеобщее.
Оба эти метода находятся в диалектическом единстве, так как исторический метод немыслим без определенного логического обобщения, а логический метод исследования, совершаемый соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей.
Большую роль в научном познании играют методы формализации и моделирования. Формализация есть способ мысленного соединения различных по содержанию предметов на основе сходства их форм. Иначе говоря, форма предмета становится самостоятельным объектом исследования, на основе чего можно обнаружить сходство различных по содержанию предметов. Использование специальной символики в процессе формализации дает возможность кратко и однозначно фиксировать полученные знания в виде определенных знаков, Это особенно ценно в процессе использования ЭВМ.
Конкретизация и интерпретация - операции, противоположные абстрагированию и формализации, обеспечивающие переход от абстрактных понятий и определений к конкретным объектам, от абстрактных схем к их объективному значению.
Моделирование -- вещественное или мысленное воспроизведение свойств, функций и связей исследуемого предмета на специально созданной модели в целях его изучения. Модель есть объект, имеющий сходство в определенных отношениях с оригиналом и служащий средством фиксирования известной и получения новой информации об изучаемом предмете. Моделирование используется не только как средство получения новой информации об изучаемом предмете, но и как средство проверки гипотез в науке.
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании
которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой
преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью
личности.
Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет
наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель
организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля
деятельности.
Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить
явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические
изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное
от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать
предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в
единый процесс умственной деятельности.
В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного
внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить
наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.
Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с
особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении
будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя.
Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная
выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.
Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах
восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с
постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный
план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого
явления, избежать случайности, стихийности восприятия.
Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него
определенных знаний, умений, владение методикой работы.
Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности
предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым
делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими
процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной
психической деятельности и как метода познания действительности является базой
развития наблюдательности как свойства личности.
2. Система общенаучных методов
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие процесса развития предметов и явлений в том виде, в каком они существуют в природе и обществе в естественных условиях. Научному наблюдению свойственны: замысел, заранее разработанный план, определенная цель, использование специальных средств и измерительных приборов, ведение записей и т.д. Наблюдение не предусматривает вмешательства в изучаемый процесс. Этот недостаток преодолевается с помощью эксперимента.
Эксперимент - целенаправленное изучение явления в специально созданных и точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом его изменения и активно воздействовать на него с помощью различных средств В процессе проведения эксперимента широко используются различные приборы, инструменты, специальные устройства, вычислительная техника.
Эксперимент можно повторить, это более действенный метод научного исследования, позволяющий изучать не только то, что сразу бросается в глаза, но и то, что часто скрыто в глубине явления.
Существуют два основных типа эксперимента: натурный и модельный. Если в первом случае изучаемый предмет находится в естественных условиях, которые изменяются в соответствии с определенной программой, то во втором случае реальный объект заменяется моделью.
Полученные в наблюдении и эксперименте научные факты подвергают анализу и синтезу. Анализ это мысленное расчленение изучаемого предмета на составные элементы в целях исследования его структуры и внутренних связей. Синтез - есть процесс мысленного соединения частей предмета, расчлененного в ходе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Для того чтобы изучить самолет, необходимо вначале детально, подробно ознакомиться с каждой его системой (топливной, воздушной, гидравлической, кислородной, электрической и т.д.) в отдельности, а затем все это осмыслить в целом.
Анализ и синтез тесно связаны между собой, взаимно предполагают и дополняют друг друга. В противном случае они теряют познавательную ценность.
Сравнение - одна из универсальных операций, позволяющая установить различие между сходными и сходство между различными
объектами, их свойствами и отношениями путем применения ряда абстракций.
Абстрагирование есть мысленное вычленение отдельных, интересующих нас признаков, свойств и связей конкретного предмета в целях познания их в "чистом" виде (в отвлечении от других признаков, свойств и связей). Объективной основой абстрагирования является относительная самостоятельность свойств, сторон и связей предметов, позволяющая их мысленно вычленять. Обобщение есть мысленное выделение сходных (общих) признаков, свойств и связей, присущих рассматриваемому классу предметов. Как правило, обобщаются существенные свойства, связи и на основе этого происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Абстрагирование и обобщение довольно часто используются вместе с историческим и логическим методами. Исторический метод есть мысленное воспроизведение возникновения, развития и гибели конкретного предмета в определенных условиях и подробностях, Этот метод раскрывает последовательность становления и развития изучаемого предмета. Логический метод - обобщенное отражение исторического развития предмета в его существенных, необходимых связях и отношениях. Логическое есть исправленное, очищенное от случайностей историческое, вобравшее в себя всеобщее.
Оба эти метода находятся в диалектическом единстве, так как исторический метод немыслим без определенного логического обобщения, а логический метод исследования, совершаемый соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей.
Большую роль в научном познании играют методы формализации и моделирования. Формализация есть способ мысленного соединения различных по содержанию предметов на основе сходства их форм. Иначе говоря, форма предмета становится самостоятельным объектом исследования, на основе чего можно обнаружить сходство различных по содержанию предметов. Использование специальной символики в процессе формализации дает возможность кратко и однозначно фиксировать полученные знания в виде определенных знаков, Это особенно ценно в процессе использования ЭВМ.
Конкретизация и интерпретация - операции, противоположные абстрагированию и формализации, обеспечивающие переход от абстрактных понятий и определений к конкретным объектам, от абстрактных схем к их объективному значению.
Моделирование -- вещественное или мысленное воспроизведение свойств, функций и связей исследуемого предмета на специально созданной модели в целях его изучения. Модель есть объект, имеющий сходство в определенных отношениях с оригиналом и служащий средством фиксирования известной и получения новой информации об изучаемом предмете. Моделирование используется не только как средство получения новой информации об изучаемом предмете, но и как средство проверки гипотез в науке.
Заключение
В настоящее время в научном познании широко используются математические методы познания явлений экономики. Так, математические методы исследования операций (теория вероятностей, линейное и динамическое программирование, теория игр, массового обслуживания и т.д.) позволяют учитывать большое количество различных факторов в процессе принятия оптимального решения в экономической жизни.
Систему методов образуют не только связи субординации, но и связи координации между методами. По выполняемым функциям и особенностям применения (по координации) все методы распределяются по нескольким взаимно скоординированным группам:
а) исторические и логические;
б) эмпирические и теоретические;
в) натурные и модельные;
г) качественные и количественные и др.
Каждая из этих парных групп методов взаимно дополняет друг друга, а вместе они обеспечивают всестороннее, целостное отображение объекта. Эту проблему можно рассмотреть с помощью схемы.
Итак, во-первых, в философской литературе нет тождества точек зрения на сущность методологии, классификацию методов познания, соотношение метода и теории, соотношение объективного и субъективного моментов метода. С нашей точки зрения, под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Методология есть учение о методе. Под методом мы понимаем путь, способ познания и практического преобразования действительности.
Список литературы
1. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000
2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
3. Спиркин А.Г. «Основы философии» М.:Политиздат,1988
4. «Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.:Феникс,2000
5 Агофонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000
6 Фролов И.Т. «Введение в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989
7 Рузавин Г.И. «Методология научного исследования» М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
8. Гончар Л. Ф. «Философия» Москва 2002 год.
Возникновение древневосточной философии
Школой философии, непосредственно опирающейся на «Веды», является система «йога», что означает «сосредоточение». Она ориентирована на индивидуальный путь «спасения» человека. Являясь одновременно философией и практикой...
Диалектика как теория и как метод познания. Формы диалектики
Сравнительный метод предполагает сопоставление государственно-правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий...
Методы как средство познания. Общие (философские) методы познания
Классификация методов чаще всего осуществляется по следующим ведущим критериям: 1) по степени общности и широте применения; 2) в зависимости от специфики изучаемого объекта; 3) по способу отношения субъекта к объекту познания...
Методы научного познания
Метод (греч. Metohodos - «путь к чему-либо»)- совокупность определенных шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы определить определенную задачу или достичь определенной цели. Метод - это способ познания...
Система -- это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое...
Понимание субстанции в философии
Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет...
Проблема методов в философии Рене Декарта
Самое первое достоверное суждение ("основа основ", "истина в последней инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции - которая открыта нам опосредованно через ощущения)...
Проблема смысла жизни в философии и искусстве
«Делать добро и пользоваться в то же время дурной славой -- в этом есть нечто царственное». Марк Аврелий Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира...
Развитие общества
Источники саморазвития общества можно усмотретъ во взаимодействии трех сфер реальности, трех "миров", не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т...
Система диалектических категорий
Антитезисом метафизической системе категорий Аристотеля стала система категорий Канта. Аристотель черпал категории извне, из окружающего мира - Кант изнутри, из познающего субъекта...
Система и методы философии Гегеля
Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда бы Гегель смог узнать мысли Бога...
Соловьев В.С. как основоположник концепции всеединства, ее суть
В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе...
Физические основы нанесения вакуумных покрытий
Наиболее распространена классификация...
Философские взгляды Гегеля
Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму...
Філософські ідеї періоду "високої класики"
Афінський філософ Платон (427-347 рр. до н.е.) походив із афінського аристократичного роду. Справжнє імя Платона - Арістокл, а Платон - прізвисько (від "платюс" - "широкий", "широкоплечий"). Аналіз творчості Платона показує...
Возможно, будет полезно почитать:
- Обучение основам бюджетного управления ;
- Придумай шуточное название к иллюстрации ;
- X5 Retail Group купит супермаркеты «О'кей Что случилось в окее ;
- Пять способов убедить суд принять ее в качестве доказательства ;
- Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях ;
- Внешнеторговая бартерная сделка ;
- Когда прекращается трудовой договор ;
- Оптимизация логистических процессов на предприятии ОАО 'БНС Груп' ;