Желание детей учиться важно использовать интересные. Далеко не на каждый просмотренный фильм мне хочется оставить отзыв. Стрессы в школе

Мало кому в детстве нравится учиться. Многие взрослые почему-то забывают, что они и сами предпочитали больше времени проводить, играя с друзьями во дворе, чем сидя за учебниками в библиотеке.

Став родителями, взрослые начинают удивляться: почему ребенок не желает делать домашние задания, учить правила, теоремы, читать заданные книги по литературе? Почему его надо постоянно заставлять заниматься уроками, прибегая, порой к крайним мерам, вплоть до наказания?

Как привить малышу желание делать уроки? Как мотивировать маленького ученика к занятиям?


Развивайте в ребенке самостоятельность

Чтобы ребенок учился в школе с интересом, а не из-под палки нужно начинать развитие малыша с раннего возраста.

Большинство родителей изначально совершают ошибку, лишая маленького ребенка самостоятельности. Делая все за малыша, они оказывают ему «медвежью услугу».

Учеба – это самостоятельный повседневный и нелегкий труд. Приучайте малыша к самостоятельности , и он впоследствии станет хорошо и без проблем учиться в школе. А у родителей отпадет необходимость нервничать и тратить силы на то, чтобы их отпрыск взялся за учебник.


Уделяйте ребенку больше внимания

Некоторые взрослые за работой, телефоном, компьютером и телевизором просто не замечают, как растет их ребенок. Ребенок, видя, что его попытки обратиться с вопросом к родителям не приносят желаемого результата, может замкнуться, почувствовать себя ненужным. Родители ни в коем случае не должны открещиваться от детских вопросов, ведь любознательность – это природная особенность маленького пытливого создания!

Если малыш перестает обращаться к вам с кучей разных вопросов, это должно вас насторожить. Ребенку очень важно получать ответы на все его «почему?», «когда?», «зачем?». Даже если вы не знаете верного ответа, не следует игнорировать детские вопросы. Главное, поддерживать в ребенке интерес к окружающему его миру, желание разобраться во всем, что его окружает.


Развивайте в ребенке любопытство

Развивайте в ребенке любопытство, интерес ко всему новому, хвалите его даже за небольшие открытия. Обращайте внимание малыша на разные закономерности, взаимосвязь различных явлений и событий, проводите простые упражнения на внимание и память.

Поверьте, ощущая поддержку близких ему людей, малыш будет тянуться к новым знаниям, что очень поможет ему в дальнейшем в освоении школьных предметов.


Чаще хвалите ребенка

Интерес ко всему новому в раннем детстве способствует и развитию интереса к учебе в школе. Показывая свой багаж знаний, собственную эрудицию перед учителем и одноклассниками, ребенок повышает личную самооценку, что тоже влияет на его желание учиться, обретать новые знания, становиться умнее сверстников.

Это не остается незамеченным учителями, вызывает у них доброе благосклонное отношение к маленькому человечку, с желанием впитывающему новые знания. Понятно, что имея добрые отношения с преподавателями, ребенок чувствует себя в школе уверенно, видит результат своего интереса к школьным предметам в виде отличных оценок.


Не ругайте за плохие оценки

Ругать или наказывать ребенка за плохие отметки нельзя категорически. После такого унижения он вряд ли всерьез возьмется за учебу. Нужно выяснить причину провала, совместно проанализировать ситуацию и помочь сделать соответствующие выводы, чтобы не обострять положение.

Никогда не делайте за сына или дочь уроки. Пусть он сам (сама) попробует выполнить все задания. Если не получается, пусть подсмотрит решение в учебнике или в классной тетради, даже поиск правильного решения в интернете будет полезен. Но проверять домашнюю работу нужно обязательно – это дисциплинирует и приучает к ответственности.


Не принуждайте ребенка к учебе

Некоторые родители идут на хитрость и шантаж. «Гулять не пойдешь, пока не сделаешь уроки». «За компьютер не сядешь, пока не выполнишь задание». Конечно, дети стараются побыстрее покончить с уроками, чтобы освободиться для более интересных для них занятий.

Для одних данная ситуация становится своеобразным стимулом: скорее сделаю – скорее получу свободу. На других же действует отрицательно, заставляя делать уроки механически, не интересуясь их содержимым.

Как бы то ни было, любое принуждение вызывает ответный протест, поэтому нужно именно мотивировать ребенка к учебе, а не пытаться заставлять.

Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

Центр развития Гармония.

Мы работаем для детей и взрослых.

Многие родители считают, что ребёнок должен учиться самостоятельно, обязан стараться и прикладывать максимум усилий для освоения материала школьной программы.

Вот только не учитывают тот факт, что ребёнок по природе своей никому и ничем не обязан, чтобы у малыша появилось стремление и желание учиться, именно родителям нужно прикладывать колоссальные усилия, помогая ребёнку правильно познавать мир. Для того чтобы результаты образовательной деятельности в школе были высокими, нужно грамотно мотивировать школьника на обучение.

Совместное занятие упражнениями и уроками в дошкольный период поможет ребёнку привыкнуть к мысли, что учёба является неотъемлемой частью его жизни на длительный период. Заниматься можно всего по 1–2 часа в день, стараясь разнообразить упражнения, подбирая заведомо простые, чтобы заинтересовать школьника, и обязательно создавать возможность сделать сложные, помогая достичь успехов в выполнении. Для ребёнка очень важно, когда родители занимаются с ним совместно, так как в сознании малыша формируется ощущение важности его действия, потому что родители учатся с ним, а взрослые всегда занимаются только важными делами.

В младшем школьном возрасте (с первого по четвёртый классы) крайне важно работать над домашним заданием вместе с детьми, приучая к самостоятельности поэтапно:

  1. Первый класс. Целиком показывать выполнение домашней работы в первом классе, заинтересовывая ребёнка запоминающимися для него комментариями, рассказами, объяснениями во время выполнения работы. Основная цель в этот период приучить детей к усидчивости, сосредоточенности внимания на уроках;
  2. Второй класс . Во втором классе нужно стараться сидеть рядом со школьником, пока он пытается самостоятельно выполнять домашнее задание. Очень важно быть готовым по просьбе ребёнка помочь справиться с задачами, научить его выполнять различные виды работы по образовательной программе. Особенно нужно уделять время и силы тому, чтобы объяснять материал, который ребёнок в школе не понял или прослушал;
  3. Третий класс. В третьем классе детям уже нужно позволять проявлять самостоятельность при выполнении домашней работы. Рядом сидеть уже не надо, важно проверять работу школьника после её выполнения, однако, в случае необходимости быть готовыми помочь с объяснениями и наглядно, продемонстрировать, как лучше выполнить задания. В этом возрасте нужно помочь привыкнуть ребёнку составлять план на день, чтобы приучить к выполнению большого объёма задач. Обязательно предоставить ребёнку возможность самому определять, когда он будет делать перерывы в выполнении заданий, и в какое время малыш отдохнет от учёбы;
  4. Четвертый класс. В четвёртом классе ребёнку надо разрешить самостоятельно планировать свой день, дать возможность распределять задания и продумывать, сколько времени ему нужно на отдых, а сколько на выполнение домашней работы. Очень важно в этом возрасте помогать выполнять задания по факультативным предметам, чтобы школьник ощущал поддержку родителей и их заинтересованность в его жизни и деятельности.

Специальный метод мотивации – поощрения и вознаграждения за результаты учёбы.

Начиная со второго класса, когда ребёнок уже чувствует ответственность за выполнение своего домашнего задания, нужно вводить систему поощрений за результаты его учебной деятельности. Например, можно заранее сообщить о приобретении подарка по итогу четверти, определить денежное вознаграждение за участие в олимпиадах, за выполнение особо сложных работ или заданий.

Такой метод помогает сформировать у школьника понимание того, что у взрослых есть работа, а у него – учёба.

Отношение к урокам, как способу заработать, приводит к появлению у современных детей ответственности и зарождению собственного желания учиться, без напоминаний.

В третьем и четвёртом классе правильнее переходить на оплату оценок. Лучшей мотивации в этом возрасте для ребёнка не существует, так как школьник ассоциирует себя со взрослым, понимая, что за свою работу он будет получать денежное вознаграждение. Чувство ответственности за результат поможет сформировать к пятому классу сильного в учёбе, сознательного школьника, который воспринимает время, проведённое на занятиях, своей трудовой деятельностью. В это время нужно тщательно продумать условную стоимость каждой оценки, оговорить с ребёнком все условия оплаты его труда, чтобы школьник выдел, что его воспринимают взрослым человеком.

Родителям необходимо тщательно продумать и посчитать, сколько они могут позволить себе платить за результат своим детям. Для некоторых сумма в 5 рублей за одну пятёрку может оказаться непосильной для бюджета семьи, а кто-то готов платить по 50 рублей, не испытывая никаких финансовых трудностей. Важно, чтобы ребёнку объяснили, почему именно определённая сумма вознаграждения за оценки, так как школьник должен чувствовать ответственность не только за учёбу, но и за семью.

Смешанная система мотивации – залог успеха не только в школе.

К пятому классу ученик становится самостоятельным, способным принимать ответственные решения, человеком. Умение составлять план и распределять время на выполнение всех пунктов оттачиваться будет вплоть до одиннадцатого класса и далее – во взрослой жизни. Норма вознаграждения, установленная в третьем классе, должна быть пересмотрена к девятому, так как нагрузка и уровень ответственности после девятого класса существенно возрастает, поэтому и мотивация должна быть соответственной. Важно понимать, что поддержка родителей и готовность их помогать в любом возрасте своим детям сильно придаёт уверенности школьникам, сохраняя в них наряду с чувством самостоятельности, ощущение спокойствия, надёжности и понимания того, что, в крайнем случае, родители всегда помогут.

Главное, для родителей понимать, что никакая мотивация не заменит их внимание и желание помогать ученику в освоении материала. Самостоятельность и ответственность у школьника закладывается исключительно до пятого класса благодаря родителям, мотивация только помогает в этом.

Вакцинация ребенка

Дата рождения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря

Как мы общаемся с детьми, как относимся к ним, очень сильно влияет и на формирование нашей личности. Просто дети мечтают по-крупному и желания у них безграничны. А взрослый человек сталкиваясь с реальностью вынужден отказаться от многих своих детских устремлений, запрятать их глубоко от чужих глаз и порой от самого себя. Но сами желания, если разобраться, остаются неизменными. Поэтому нам сложно быть счастливыми, ведь ребенок по меткому замечанию Фрейда, не мечтает, например, о больших деньгах и во взрослой жизни они мало кому приносят удовлетворение. Значит, нам надо проще относиться к детским желаниям, ведь в сущности мы остаемся так на них похожи. Предлагаем проверить.

1. Желание веселиться!

Сколько бы ни был ребенок готов отвечать на вопросы докучливых взрослых о том, кем он хочет стать, как видит свое будущее, главным его желанием всё равно останется не упускать момент и веселиться. Так может не стоит им мешать наслаждаться жизнью, а не пытаться заставить их скорее повзрослеть?

2. Желание играть!

Если в детстве вам повезло, то вы видели веселье во всех его формах. А игры всегда были главным источником этого веселья. Играя, дети соревнуются, развивают воображение, да и просто забывают обо всем на свете. Кстати, это полезно и взрослым - попробуйте выделить в своем графике некоторое время на игры.

3. Желание озорничать!

Да, дети очень любят проверять, насколько далеко можно зайти в своих развлечениях. Они могут доводить взрослых до белого каления своими шалостями, просто ради эксперимента. Так постарайтесь не давать своему темпераменту брать верх над вашим разумом – участвуйте в этих экспериментах.

4. Желание экспериментировать!

Да, как и говорилось раньше – эксперименты – это все для детей – это пробовать, учиться, открываться, изучать и все это в одном флаконе. Захватывающе звучит! А как же ошибки? А позвольте им сделать их собственные ошибки, даже если вы знаете, что они столкнуться с препятствиями.

5. Желание быть принятыми!

Никто не хочет быть аутсайдером и в первую очередь, дети. Однако именно они чаще всего себя ощущают таковыми. А хочется ведь признания, понимания, чтобы тебя ценили, в конце концов – совсем, как взрослым. И вывод напрашивается сам – прощайте им мелкие проступки – на ставьте их в угол слишком надолго.

6. Желание дружить!

В большинстве своем дети любят находиться в компании других детей. Даже если это самый независимый и самодостаточный ребенок, он все равно будет стремиться к сверстникам. И, слава богу, пока это не друзья Вконтакте и в Фейсбуке. Так что можете быть уверены, что у них есть свой маленький социум.

7. Желание быть в безопасности!

Дети адаптируются к любым ситуациям. Чаще всего они слышать не хотят о том, что их занятия могут быть опасны. И даже несмотря на то, что некоторые из детей чувствуют инстинктивно, что мир опасен, они будут еще сильнее жаждать испытать, насколько же он опасен. Постарайтесь уберечь их от больших опасностей и травм, пока они изучают мир.

8. Желание мира!

Это желание вытекает из предыдущего. Если ваше детство проходит под ежедневную бомбежку, выстрелы, теракты и просто недостатке простых удобств для жизни, то вряд ли вы назовете свое детство счастливым. К сожалению, взрослые не могут ничего поделать с этой проблемой (если они не обладают значительными политическими силами).

9. Желание есть!

Ребенку нужно топливо! Одним меньше, другим больше, но регулярное питание – одна из базовых потребностей человека. Так помогите младшим быть обеспеченными в этом плане.

10. Желание доверия!

Дети всеми силами верят в людей и людям, даже незнакомым. Однако, обжигаясь однажды, они хотят, чтобы их доверие снова было вознаграждено. Будьте честны с ними, не давайте повода не доверять вам.

11. Желание иметь дом!

Умея адаптироваться под ситуацию, дети могут жить практически в любых условиях. Но им нужно комфортное, безопасное место, которое они смогу называть домом. Просто дайте им такое место.

12. Желание иметь родителей!

Может казаться, что дети, увлеченные своими экспериментами и познанием мира, забудут и скучать о родителях. Однако они будут! И все, что вы можете сделать – оказаться в нужный момент рядом.

13. Желание работать не слишком тяжело!

Детям нужно быть детьми: гулять, веселиться, узнавать себя и мир. Помните об этом, когда они домывают посуду, заканчивают уборку и доделывают домашнее задание.

14. Желание учиться!

Они могут не признаваться. Но дети любят узнавать новое! Вот почему они так рьяно испытывают мир, нас, жизнь! Ваша помощь может состоять в том, чтобы их знания оказались полезными: играйте с ними, подсказывайте открытия, обучайте полезным навыкам.

15. Желание желать!

Детям нужно время на мечты и желания: каникулы, выходные. Вот почему они так любят эти дни. Позвольте им насладиться свободным временем и помечтать.

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

– это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается. В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.

 

Возможно, будет полезно почитать: