Предприятия производящие легкие цветные металлы. География цветной металлургии россии. Технологические этапы производства цветной металлургии

Цветная металлургия России производит разнообразные по физическим и химическим свойствам конструкционные материалы. В состав этой отрасли тяжелой промышленности входят медная, свинцово-цинковая, никеле - кобальтовая, алюминиевая, свинцово-цинковая, титано-магниева, вольфрамо-молибденовая промышленность, а также производство благородных и редких металлов.

По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащения сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов. Низкое содержание металла в рудах тяжелых цветных металлов требует обязательного их обогащения. Так как руды цветных металлов содержит много различных компонентов, последовательно выделяют каждый компонент. Обогащенная руда плавится в специальных печах и превращается в так называемый черный металл, который подвергается затем очистке от вредных примесей проката разного профиля в разных отраслях промышленности.

Цветные металлы подразделяются на тяжелые (медь, олово, свинец, цинк и др.),легкие (алюминий, титан, магний), драгоценные (золото, серебро, платина) и редкие (вольфрам, молибден, германий и др.)

Цветная металлургия вследствие своей экспортной направленности за последние годы испытала меньше падения производства, чес отрасли, работающие на внутренний рынок. Здесь более высокая по сравнению с другими отраслями тяжелой промышленности заработная плата. Но себестоимость продукции в значительной от изменения тарифов на электроэнергию, так как производство отличается высокой энергоемкостью.

Цветная металлургия имеет свою специфику.

1. отрасль отличается высокой концентрацией производства. Предприятия – монополисты составляют 12% от общего числа предприятий.

2. это экологически вредное производство. По степени загрязнения атмосферы, водных источников и почвы цветная металлургия превосходит все другие отрасли, имеющие в составе горнодобывающую промышленность.

3. на предприятиях цветной металлургии самые большие расходы, связанные с потреблением топлива и транспортными перевозками. Причем за последние годы из-за роста цен на ресурсы и транспорт, жесткой валютной политики государства, огромных налогов доля расходов на топливо и энергию увеличилась с 16 до 40%, а доля транспортных расходов возросла с 6 до 20%.

В связи с разнообразием используемого сырья и широким применением цветных металлов в современной промышленности цветная металлургия характеризуется сложной структурой. Технологический процесс получения металла из руды делится на добычу и обогащение исходного сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов. Своеобразие ресурсной базы заключается в крайне низком содержании извлекаемого металла в исходной руде.

В связи с тем, что в цветной металлургии приходится извлекать намного больше, чем в черной металлургии, горных пород на единицу готовой продукции, и из-за значительной фондоемкости процесса добычи и обогащения, осуществляемого в районах добычи, существенное значение придается открытому способу разработок месторождений руд цветных металлов (более 2/3 всех месторождений). Получение дорогостоящих концентратов руд цветных металлов дает возможность транспортировать их на большие расстояния и тем самым территориально разобщить процессы добычи, обогащения и непосредственно металлургический передел.

Особенность технологического процесса получения цветных металлов состоит в том, что металлургический передел- энергоемкий процесс, требующий иногда до десятков тысяч киловатт-часов на 1 т готовой продукции, поэтому он размещается в районах дешевого сырья и топлива, что также становится одной из причин территориального разрыва стадий производства.

Руды цветных металлов обладают многокомпонентным составом. Например, полиметаллические руды кроме свинца и цинка содержат медь, кадмий, селен, висмут, золото, серебро и др. Причем многие “спутники” по ценности значительно превосходят основные компоненты и иногда не образуют самостоятельных месторождений. Следовательно, в цветной металлургии велико значение комплексного использования сырья и производственного внутриотраслевого комбинирования.

Большинство месторождений руд цветных металлов отличается сложными горно-геологическими условиями разработки, суровыми природно-географическими условиями районов расположения. Качество руд (кроме медных и никелевых) характеризуются более низкими показателями по сравнению с зарубежными аналогами.

Области использования цветных металлов, добываемых в нашей стране, многочисленны.

Алюминиевая промышленность выпускает легкий цветной металл. В качестве сырья она использует бокситы, месторождения которых находятся на Северо-западе, Севере, Урале, в Восточной Сибири, а также нефелины, месторождения которых расположены на Севере, в Западной Сибири. Ежегодно для алюминиевой промышленности поставляется по импорту 3 млн т глинозема и бокситов, что свидетельствует о дефиците высококачественного алюминиевого сырья. В то же время в России есть огромные запасы нефелинов, но производство из них глинозема связано с большими затратами энергоресурсов.

Технологический процесс получения алюминия состоит из следующих основных стадий: добыча и обогащения сырья, производство полупродукта глинозема, выпуск металлического алюминия. На каждую из стадий технологического процесса оказывают влияния различные факторы размещения. Добыча и обогащения сырья, а также производство глинозема как материалоемкие процессы тяготеют к источникам сырья. При изготовлении металлического алюминия расходуется большое количество массовой и дешевой энергии, среди которых первостепенную роль играют мощные ГЭС.

Производства глинозема и получение металлического алюминия территориально могут совпадать. Большую часть глинозема производят а европейской части страны: в Бокситогорске- на основе тихвинских бокситов, в Волхве и Пикалеве- на Хабинских нефелинах, в Краснотурьинске и Каменск-Уральском используют северо-уральские бокситы.

Медная промышленность - одна из старейших отраслей цветной металлургии в нашей стране. Ее развитие началось еще в 18 веке на Урале. Медь долгое время оставалась одним из самых потребляемых цветных металлов. Современная технология медной промышленности основывается на трех стадиях: добыча и обогащение руд, выплавка черновой меди, выплавка рафинированной меди. Медная промышленность из-за низкого содержания металла в руде сохранилась в основном в районах добычи, т.е. в Уральском экономическом районе. Здесь разрабатываются руды Гайского и Блявинского, Красноуральского и Ревдинского, Сибайского, Подольского и Юбилейного месторождений. Сырьем для медной промышленности могут служить также медно-никелевые и полиметаллические руды. На Урале металлургический передел значительно превосходит добычу и обогащение. Поскольку своих ресурсов не хватает, здесь используют привозные концентраты (из Казахстана, с Кольского полуострова) с содержанием металла 30-40%. Здесь существует около 10 медеплавильных и рафинирующих заводов. Черновая медь производится на Красноуральском, Кировоградском, Среднеуральском, Медногорском и других предприятиях. Рафинирование меди происходит на специализированных Верхнепышминском и Кыштымском заводах.

В других районах страны также существуют предприятия по производству меди: в Северном районе (Мончегорск), в Восточной Сибири (Норильский комбинат). На севере Читинской области завершена разведка и ведется подготовка к началу промышленного освоения третьего в мире по разведанным запасам Удоканского месторождения медных руд. Ряд предприятий по рафинированию и прокату меди возник вне районов получения черновой меди (Москва), здесь огромное значение приобрело вторичное использование меди (медного лома).

Свинцово-цинковая промышленность базируется на использовании разных по составу полиметаллических руд. Особенность их переработки заключается в добыче, обогащении, выделении рудных минералов, получении разными методами металлов, рафинировании. Свинец и цинк широко применяются в различных сферах человеческой деятельности. Цинк, обладая антикоррозионными свойствами, используется для оцинкования железного листа, телеграфных проводов, труб различного назначения, входит в состав некоторых фармацевтических препаратов. Свинец необходим для изготовления кислотоупорной аппаратуры, различных труб и сосудов для химической промышленности и т.п., кроме того, свинец хорошо поглощает рентгеновские и ядерные излучения.

Территориальная организация свинцово-цинковой промышленности отличается от медной тем, что не всегда и не везде свинец и цинк в чистом виде получают одновременно, т.е. для отрасли характерен территориальный разрыв отдельных стадий технологического процесса. Это становится возможным при получении концентратов руд с содержанием металла 60-70%, что делает выгодным их транспортировку на большие расстояния. Для получения металлического свинца требуется относительно небольшое количество топлива по сравнению с цинковым переделом. Однако в целом свинцово-цинковая промышленность тяготеет к месторождениям полиметаллических руд, которые находятся на Северном Кавказе, в Западной Сибири, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. На Урале цинк содержится в медных рудах. Полный металлургический передел представлен во Владикавказе, в Челябинске осуществляется производство металлического цинка из привозных концентратов, а в Среднеуральске выпускаются цинковые концентраты; в Белово (Западная Сибирь) получают свинцовый концентрат и выплавляют цинк, в Нерчинске (Восточная Сибирь) производят свинцовые и цинковые концентраты. Дефицит потребляемого в России свинца покрывается поставками из Казахстана.

Никель-кобальтовая промышленность тесно связана с источниками сырья из-за низкого содержания металлов в рудах (0,3% никеля и 0,2% кобальта в сульфидных рудах), сложности их переработки, большого расхода топлива, многостадийности процесса и необходимости комплексного использования сырья. На территории Российской Федерации разрабатываются руды двух типов: сульфидные медно-никелевые- Мончегорск, Печенга-Никель (Кольский полуостров), Талнахское месторождение (Норильск); окисленные никелевые руды- Режское, Уфалейское, Орское (Урал).

Титано-магниевая промышленность - относительно новая отрасль цветной металлургии. Магниевое сырье широко распространено на Урале, Кольском полуострове, в Западной Сибири. Получение титана и магния отличается большой электроемкостью. Если заводы по производству магния первоначально возникли у источников сырья, то предприятия по производству титана строились в местах дешевой энергии, они работают на привозном сырье и концентратах. В перспективе в составе Тимано-Печерского ТПК намечено создать титано-магниевую промышленность.

Оловянная промышленность отличается территориальной разобщенностью стадий технологического процесса. Металлургический передел не связан с месторождениями руды, а ориентируется на районы потребления или размещается по пути следования концентратов. Месторождения руд представлены в Читинской области, но особенно широко они распространены на территории Дальнего Востока (Кавалерово, Кульдур, Ягодное и др.). Здесь производят высокотранспортабельные концентраты и отправляют их к местам производства металлического олова.

Цветные металлы и их сплавы обрабатываются в районах потребления. Здесь же происходит и переработка вторичного сырья.

К числу регионов с наиболее благополучным положением цветной металлургии относятся Красноярский край, Челябинская область, где объем производства цветных металлов (особенно меди, цинка и никеля) увеличился на 13%, и Мурманская область (рост на 7%), где на цветную металлургию приходится около 2/5 промышленной продукции.

    ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РАЙОНА.

Дальневосточный экономический район- один из самых больших регионов страны. Он протянулся с севера на юг га огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного Ледовитого океанов и имеет самую большую береговую линию. Площадь района 6 215,9 тыс. км 2 , или 36,4% территории России.

В состав Дальневосточного района входят Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, области- Магаданская, Камчатская с Корякским автономным округом, Сахалинская, Амурская, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

Кроме материковой территории к Дальневосточному экономическому району относятся острова: Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские и Командорские. Южную материковую часть, примыкающую к Японскому морю, называют Приморьем.

В хозяйственном отношении район освоен слабее других частей России по причине удаленности от центральных и наиболее обжитых районов, а также из-за суровости природно-климатических условий.

Большие расстояния усложняют развитие экономических связей с Центром и удорожают стоимость продукции при ее доставке из других экономических районов. Транспортная связь обеспечивается в основном по Транссибирской магистрали и трассе БАМ (лишь на юге района).

Приморское положение Дальнего Востока обусловливает благоприятные перспективы для развития экономических связей со странами Тихоокеанского региона. Приморский край и Сахалинская область объявлены “зоной свободного предпринимательства”.

В территориальном разделении труда Российской Федерации район выделяется цветной металлургией- добычей и обработкой цветных и драгоценных металлов: меди, никеля, свинца, цинка, олова, золота, платины, серебра, а также алмазов и других драгоценных камней.

Отраслями рыночной специализации помимо цветной металлургии являются для Дальнего Востока рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство со всеми его отраслями, судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.

Велика роль Дальневосточного района во внешних экономических связях со странами мира, особенно со странами Тихоокеанского региона.

Природные условия и ресурсы

Северные части территории огромного и самого большого в РФ по площади Дальневосточного региона (7,3 млн. км 2) расположены в арктическом поясе, а в южной приморской части, на Камчатке и Сахалине (где заметно влияние Тихого океана)- климат умеренный, муссонный.

Климат же на большей части территории резко-континентальный, суровый. Зимой характерна безветренная, ясная, морозная погода (Сибирский антициклон). Лето- жаркое и сухое, но короткое. В Верхоянске и Оймяконе (Якутия) наблюдалась самая низкая в северном полушарии температура воздуха (минус 72 градуса).

Природные зоны сменяются с севера на юг- зона арктических пустынь, тундра, лесотундра, тайга. В горах ярко выражена высотная поясность. По среднему течению Амура имеются лесостепи с плодородными луговыми почвами.

Центральная часть Якутии занята равниной, переходящей в обширную полосу низменностей вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. Остальная территория Дальнего Востока по преимуществу гориста- преобладают горы средней высоты (хребты: Становой, Верхоянский и др.).

Вместе со впадинами окраинных морей рельеф восточной части района входит в систему молодых складчатых образований. Эта, единственная в России территория активного вулканизма- отличается и высокой сейсмичностью. На полуострове Камчатка и на Курильских островах находится более 20 действующих вулканов. Ключевская Сопка (4760 м)- высшая точка Дальнего Востока и один из величайших действующих вулканов.

Крупнейшие реки района- Лена и Амур с притоками, Колыма, Индигирка, Яна. Богатыми гидроэнергетическими ресурсами обладают многие реки, но особенно Амур и его притоки.

На Дальнем Востоке много лесов. Большая часть леса растет в горах, поэтому его заготовка затруднена. В тайге много пушного зверя- это одно из природных богатств района.

Район очень богат полезными ископаемыми. Открыты месторождения каменного угля (Ленский, Южно-Якутский бассейны), нефти (Сахалин), природного газа (Якутия), железной руды (Алданский бассейн), руд цветных и редких металлов, золота, алмазов (Якутия).

С приморским положением района связано использование ресурсов Мирового океана.

Население

Население- 7,3 млн. человек. Население размещено крайне неравномерно. Район заселялся медленно, что объяснялось его удаленностью, бездорожьем, суровыми природными условиями. Дальний Восток до сих пор испытывает недостаток в трудовых ресурсах. Более плотно заселены южные районы Приморья и территория вдоль трасс железных дорог. Особенно редко заселена северная часть района. Средняя плотность населения- 1,3 человека на 1 км 2 . Наибольшая плотность, свыше 13 человек, отмечается в Приморском крае, на юге Хабаровского края, в Сахалинской и Амурской областях, минимальная- в Корякском и Чукотском автономном округе- 0,1-0,2 человека на 1 км 2 .

Население Дальнего Востока многонационально. Большинство- русские. Кроме них в районе насчитывается около полутора десятков представителей коренных народностей Севера. Они принадлежат к северной ветви монголоидной расы. Чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты- народы, говорящие на языках палеоазиатской группы (чукотско-камчатская языковая семья). В бассейне Амура и на острове Сахалин живут народы, говорящие на языках алтайской семьи, ее тунгусо-манчжурской языковой группы (нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы). Коренное население Якутии- якуты (относятся к народам алтайской языковой семьи, ее тюркской языковой группы). Живут там и другие народы- эвенки, эвены, юкагиры.

Все коренные народы, населявшие Дальний Восток, исстари занимались в основном охотой, рыболовством, а на севере- в тундре- оленеводством.

Дальневосточный район- один из самых “городских” в России. Доля горожан составляет 76%. Крупные города: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток. Сельские поселения размещены очагами, большей частью по долинам рек.

Хозяйство

Специализация хозяйства Дальнего Востока – производство цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, пушной промысел, судостроение и судоремонт.

Металлургический комплекс (цветная и черная металлургия) представлен горно-рудной промышленностью – добычей олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота и их переработкой. Освоены месторождения олова в Якутии и в Чукотском автономном округе. Работают оловянный комбинат (Хрустальный, Приморский край) и горно-обогатительный комбинат по добыче олова в Хабаровском крае, работают комбинаты вблизи Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Дальнегорска. Осваиваются новые месторождения свинцово-цинковых руд. В Якутии построены горно-обогатительные комбинаты, а в последние годы и предприятия по обработке алмазов (Мирный – город алмазодобытчиков). К старейшим отраслям хозяйства относится золотодобыча (в бассейнах рек Зеи, Буреи, Селемджи, в горах Алданского нагорья, Сихотэ-Алиня).

В Комсамольске – на – Амуре работают металлургические заводы (передельная металлургия), выплавляющие сталь. Создание Южно-Якутского ТПК предполагало освоение местных железорудных месторождений с целью дальнейшего развития черной металлургии района.

Топливная промышленность. Из топливных ресурсов на Дальнем Востоке наибольшее значение имеет каменный и бурый уголь, а также нефть Сахалина. Каменный уголь Южно-Якутскогог месторождения (к которому подошла жележная дорога от БАМ до Нерюнгри – так называемый Малый БАМ) – главная статья экспорта Якутии. Развивается добыча нефти и природного газа на Сахалине (используется для нужд самого Дальнего Востока). Большие запасы природного газа обнаружены в устье Вилюя в Якутии, они также пока используются только для местных нужд.

Нефть добывается на северо-востоке Сахалина и оттуда по двум нефтепроводам поступает на НПЗ Комсамольска – на – Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти невелики и не удовлетворяют потребности района. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком и газопроводом (Оха – Комсомольска – на –Амуре).

Лесная промышленность сосредоточена в основном в южной части Дальнего Востока (вырубают ценные широколиственные породы деревьев). Основные лесозаготовительные базы сосредоточены на территории, примыкающие к Нижнему и Среднему Амуру и рекам Уссури, Зея, Бурея, а также расположены на Сахалине и в верховьях бассейна Лены. Больше всего идет в переработку и на экспорт. Центры лесопиления – Благовещенск, Лесозаводск, Хабаровск, Комсомольск – на Амуре и др.

Переработка древесины осуществляются на спичечной фабрике в Блоговещенске, производство фанеры сконцентрировано во Владивостоке, целлюлозно-бумажный комбинат (производство картона) работает в Амерске (Хабаровский край). Целлюлозно – бумажная промышленность развита на юге Сахалина (по выпуску бумаги – лидер во всей Восточной зоне России).

Машиностроение района производило ранее суда, дизели, мостовые краны, станки, приборы и др. развиты электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение. В настоящее время в регионе наблюдается очень сложная экономическая ситуация, многие предприятия не работают. Крупные промышленные центры района: Хабаровска, Владивосток, Николаевск – на – Амуре, Благовещенск, Комсомольск – на – Амуре. сельскохозяйственное машиностроение представляло заводом в Биробиджане.

Одной из очень важных отраслей промышленности района является рыбная промышленность. По производству продукции этой отрасли район занимает первое место среди районов России. Только здесь осуществляется добыча ценных лососевых рыб, сайры, крабов.

Главные центры рыбной промышленности находятся в Приморье, на Сахалине и на Камчатке. Это: Петропавловск – Камчатский, Невельск, Корсаков, Находка, Охотск и др. Производится добыча других даров моря - морских водорослей, гребешков. В небольших масштабах ведется промысел морского зверя (морские котики).

Агропромышленный комплекс. Климатические условия большей части района сильно ограничивают возможность земледелия вследствие недостатка летнего тепла. Сельское хозяйство развито преимущественно на юге района (муссонный климат), где выращивают сою, рис, овощи, картофель. Животноводство не обеспечивает потребностей района. На юге района разводят крупный рогатый скот, а на севере, в тундре, развито оленеводство. В тайге большое значение имеют охота и звероводство. Дальневосточные моря являются богатейшей базой рыбной промышленности.

Топливно-энергетический комплекс. Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока сосредоточены в южной части района, где они соединены в единую энергосистему. Энергоузлы северных территорий действуют изолированно, обеспечивая местные потребности.

Преобладают ГРЭС и ТЭЦ. Наиболее крупная – зейская ГЭС (более 1 млн КВт). Важное значение имеют: Билибинская АЭС (на северо-востоке), ГЭС на притоках Амура, на Вилюе и Колыме, Нерюнгринская ГРЭС (на углях Якутии), тепловые станции у Якутска (работающие на местном природном газе). На Камчатке действует Паужетская геотермальная электростанция (использующая внутреннюю энергию Земли).

Транспорт. Для Дальнего Востока большое значение имеют все виды транспорта. Железнодорожный транспорт важен для южной части региона и на острове Сахалин (который также связан с континентом морским паромом).

Здесь, на Дальнем Востоке, у Комсомольска – на – Амуре заканчивается Байкало – Амурская магистраль (ее восточный участок был построен ранее: от Комсамольска – на –Амуре до порта Ванино), которая дублирует проходящую южнее Транссибирскую магистраль (до Владивостока). Еще до завершения строительства БАМ была введена в действие линия – так называемый Малый БАМ. Ее намериваются продолжить до Якутска.

Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки на северо-востоке между портами Охотского и Берингова морей и промышленными центрами в глубине материка (в Якутии, Магаданская обл.). но дорог очень мало, часто это сезонные дороги – зимники.

Речной транспорт также важен, особенно на юге района (судоходен Амур и его притоки). Развитие Дальнего Севера связано с дальнейшим освоением Северного морского пути. Около устьев крупных северных рек созданы порты, обслуживающие суда, проходящие по северным и восточным морям России.

Авиационный транспорт осуществляет пассажирские перевозки и доставку грузов, в т.ч. в труднодоступных районах и на острова.

Внешнеэкономические связи России осуществляются через морские порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск –Камчатский.

Список литературы

1. Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география: учебно-справочное пособие. – М. : Московский лицей, 2004

2. Региональная экономика. Основной курс: учебник / под ред. В. И. Видянина,

3. М. В. Степанова. – М. : ИНФРА – М, 2005.

4. Экономическая география России: учебник / под ред. В. И. Видянина,

5. М. В. Степанова. – М. : ИНФРА – М; РЭА, 2006.

6. Экономическая и социальная география России: учебник / под ред. А. Т. Хрущева. – М. : Дрофа, 2002.

7. Экономическая география России: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Морозовой. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

1. Цветная металлургия России………………………………………………

2. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного района...

Список литературы……………………………………………………………

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентства по образованию

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра: общеэкономических дисциплин

Контрольная работа

По дисциплине: Экономическая география и регионалистика

Цветная металлургия производит разнообразные по физи­ческим и химическим свойствам конструкционные материалы. В состав этой отрасли тяжелой промышленности входят медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, алюминиевая, титано-магниевая, вольфрамо-молибденовая, а также производство бла­городных и редких металлов.

Динамика базовых видов продукции цветной металлургии представлена в таблице 4.2.

По стадиям технологического процесса цветная металлур­гия делится на добычу и обогащение сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов. Низкое содержание ме­талла в рудах тяжелых цветных металлов требует обязательного их обогащения (обычно флотационным способом). Так как руды цветных металлов содержат много различных компонентов, по­следовательно выделяют каждый компонент (это многостадий­ный процесс). Обогащенная руда плавится в специальных печах и превращается в так называемый черновой металл, который под­вергается затем очистке от вредных примесей (рафинирование). Полученный рафинированный металл используется в виде прока­та разного профиля в разных отраслях промышленности.

Цветные металлы подразделяются на тяжелые (медь, олово, свинœец, цинк и др.), легкие (алюминий, титан, магний); драгоцен­ные (золото, серебро, платина) и редкие (вольфрам, молибден, германий и др.).

Область использования цветных металлов:

Медь широко применяется в машиностроении, электро­энергетике и других отраслях промышленности как в чистом ви­де, так и в сплавах с оловом (бронза), алюминием (дюралюми­ний), цинком (латунь), никелœем (мельхиор);

Свинœец идет на производство аккумуляторов, кабеля, ис­пользуется в атомной промышленности;

Олово используется для изготовления белой жести, под­шипников и др.;

Никель относится к числу тугоплавких металлов - полу­чают много ценнейших сплавов. Велико его значение при произ­водстве легированных сталей, а также при нанесении защитных покрытий металлических изделий;

Алюминий применяется в различных отраслях машино­строения, в т.ч. авиастроения, электротехнике, а также в строительстве и для производства товаров народного потребле­ния;

Магнит - в радиотехнике, авиационной, химической, по­лиграфической и других отраслях промышленности;

Титан - в судостроении, а также при изготовлении реак­тивных двигателœей, ядерных реакторов и т.д.

По запасам золота Россия занимает третье место в мире, по добыче перешла со второго на шестое место. ЮАР добывает еже­годно порядка 583 т золота͵ а Россия немного более 100т. Место­рождения этого металла сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке. Серебро получают при рафинировании тяжелых метал­лов. Оно используется при изготовлении ювелирных изделий и в промышленности (при изготовлении кино- и фотоплёнок).

Размещение предприятий по выплавке тяжелых цветных металлов происходит под влиянием многих природных и эконо­мических факторов, среди которых особую роль играет сырьевой фактор.
Размещено на реф.рф
Руды тяжелых цветных металлов отличаются от руд лег­ких низким содержанием металлов. Так, промышленными счи­таются руды, содержащие медь, никель, свинœец - около 1 %, оло­ва - менее 1 %. Для производства 1 т меди требуется 100 т руды, 1 т олова - 300 т руды. Другая особенность руд тяжелых цветных металлов - их комплектность, в связи с этим особый интерес представ­ляют калибрование предприятий.

Еще более сложные территориальные сочетания разных производств возникают при производстве легких цветных метал­лов. Так, при комплексной переработке нефелинов из этого вида сырья получают глинозем (а впоследствии алюминий), соду, по­таш и цемент (ᴛ.ᴇ. осуществляется комбинирование с предпри­ятиями химической промышленности и производства строитель­ных материалов).

Наиболее важную роль в размещении предприятий по вы­плавке легких цветных металлов играет не сырьевой, а топливно-энергетический фактор.
Размещено на реф.рф
Руды легких металлов значительно бога­че по содержанию металла, чем руды тяжелых металлов, но их выплавка требует огромного количества электроэнергии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сырьевой и энергетический фактор по-разному влияют на размещение предприятий отдельных отрас­лей цветной металлургии. Даже в одной отрасли их роль бывает различна, исходя из стадии технологического процесса.

Таблица - Территориально-сырьевая характеристика пред­приятий тяжелых цветных металлов

Тип отрасли Экономи­ческий район Промыш­ленный центр Тип предпри­ятий Сырьевая база
Медная Ураль­ский Ревда, Кирово­град, Крас-ноуральск, Карабаш, Медногорск Произ­водство чёрной меди
Медная Ураль­ский Верхняя Пышма, Кыштым Рафани-рование меди Медные руды Урала (месторождения: Ревдинское, Сибай-ское, Гайское и др.) и концентраты из Казахстана
Северный Монче­горск Медно-никелœевые руды Кольского полуострова
Восточно-Сибир­ский Норильск Полный металлур­гический цикл Местные медно-никелœевые руды (Талнахское месторождение)
Свинцово- цинковая Северо-Кавказский Владикав­каз Выплавка свинца и цинка Местные полиметаллические (Садон) и привозные руды
Ураль­ский Челябинск Выплавка цинка Медно-никелœевые руды Урала и при­везенные концен­траты
Западно-Сибирский Белово Выплавка свинца и цинка Местные полиме­таллические руды (Салаир) и руды Восточного Казахстана
Дальне-Восточ­ный Дальне-горек Выплавка свинца Полиметаллические руды Дальнего Вос­тока
Никель-кобальтовая Восточ­носибир­ский Норильск Полный металлур­гический цикл
Уральский Орск, Верхний Уфалей Полный металлургический цикл Местное и привоз­ное сырье (руды Южного Урала и Казахстана)
Северный Реж Полупро­дукт Местное и привоз­ное сырье (руды южного Урала и Казахстана)
Никель Полупро­дукт
Монче­горск Полный металлур­гический цикл Местные руды Кольского полуост­рова и медно-никелœевые концен­траты из Норильска
Оловянная Западно-Сибир­ский Новоси­бирск Выплавка олова и сплавов Концентраты госу­дарственных обога­тительных комби­натов (ГОК) Якутии и Дальнего Востока

Таблица - Территориально сырьевая характеристика предприятий легких цветных металлов

Тип отрасли Экономи­ческий район Промыш­ленный центр Тип пред­приятий Сырьевая база
I
Алюминиевая Северо-Западный Волхов Полный цикл (гли-ноземо-алюминий Тихвинское место­рождение бокситов Ленинградской обл.
Северо-Западный Боксито-горск Пр-во глинозема Северонежск бокси­ты Архангельской обл.; нефелины Мурманской обл.
Пикалево Пр-во гли­нозема
Северный Надвоицы Выплавка алюминия
Кандалак­ша Выплавка алюминия
Ураль­ский Каменск-Уральск Полный цикл Местные медно-никелœевые руды (Талнахское место­рождение)
Красно-турьинск Полный цикл Северо-уральские бокситы (Свердлов­ской обл.), южно­уральские бокситы (Челябинской обл.)
Поволж­ский Волгоград Выплавка алюминия Привозное сырьё
Западно-Сибир­ский Новокуз­нецк Выплавка Алюми­ния Нефелины Кеме­ровской обл. и Красноярского края
Восточно-Сибир­ский Братск, Ше-лехов, Сая-ногорск, Красноярск Выплавка Алюми­ния Местные нефелина Красноярского края.

Продолжение таблицы 4.4

Алюминиевая промышленность РФ использует собст­венное и импортное сырьё. Сырьевые ресурсы России представ­лены бокситами, которые добываются на Урале (около городов Североуральск, Сулея) и в Северо-Западном экономическом рай­оне (Тихвинское месторождение в Ленинградской области), а также нефелинами Кольского полуострова (у города Кировск) и Сибири (Кия-Шалтырское месторождение). Также сырье для алюминиевой промышленности России импортируется (и бокси­ты, и глинозем).

География расположения алюминиевых заводов разнооб­разна, однако почти всœе они (за исключением Уральских) в какой-либо мере удалены от сырья, но находятся вблизи источни­ков дешевой электроэнергии - ГЭС (Волгоград, Волхов, Канда­лакша, Надвоицы, Братск, Шелœехов, Красноярск, Сояногорск) или крупных энергетических установок, действующих на деше­вом топливе (Новокузнецк, Ачинск).

До слияния Иркутского и Уральского алюминиевых заво­дов (в 1996 г) выпуск первичного алюминия в России производи­ли 11 заводов, суммарная мощность которых более 3 млн. т ме­талла в год. В настоящий момент более 75 % выпуска продукция отрасли приходится на долю четырех крупных алюминиевых за­водов: Братского, Красноярского, Саянского и Новокузнецкого. Причем, Братский и Красноярский алюминиевые заводы по объ­ему производства являются одними из самых крупных в мире.

По сравнению с другими отраслями цветной металлургии в алюминиевой промышленности произошло наименьшее падение производства. За период 90-х годов объём выпуска первичного алюминия снизился незначительно.

Наша страна по-прежнему находится в группе мировых ли­деров как по производству первичного алюминия (второе место после США), так и по выплавке алюминия из вторичного сырья (наряду с США, Японией, ФРГ, Италией, Францией и Велико­британией) и входит в первую шестерку стран-экспортёров пер­вичного алюминия в мире.

Медная промышленность. Основные месторождения мед­ных руд в России (медные колчеданы) находятся на Урале: Крас-ноуральское, Ревдинское, Сибайское, а также лучшее в стране Гайское месторождение, руды которого в среднем содержат 4 % меди. В будущем намечается выработка уникального Удоканско-го месторождения медных руд в Сибири.

Рафинирование, как заключительная стадия производства меди, мало связанно с сырьевыми базами. Предприятия, специа­лизирующиеся на этой стадии производства, находятся либо там, где есть металлургический передел (заводы Уральского эконо­мического района), либо в районах массового потребления гото­вой продукции (Москва, Санкт-Петербург).

Свинцово-цинковая промышленность характеризуется более сложным размещением производства, но в целом приуро­чена к районам распространения и добычи полиметаллических руд. Это Северный Кавказ (Садонское месторождение) Западная Сибирь - Кузбасс (Салаирское месторождение), Забайкалье (Нер-чинские месторождения Читинской области) и Дальний Восток -Приморский край (Дальнегорск, Хрустальный). Обогащение ру­ды и металлургический предел часто отрываются друг от друга, так как свинцово-цинковые концентраты содержат много полез­ных компонентов и вполне транспортабельны.

По производству свинцово-цинковых концентратов без ме­таллургического передела выделяется Забайкалье; по производ­ству металлического свинца и цинковых концентратов - Кузбасс (Белово); по выплавке свинца и цинка - Северный Кавказ (Са-дон); по производству металлического цинка из привозных кон­центратов - Урал (Челябинск).

Никелœевая промышленность получила развитие: в Се­верном экономическом районе (Мончегорск) на базе разведанных никелœевых месторождений Кольского полуострова и медно-никелœевых концентратах из Норильска; на Урале (Верхний Уфалей, Орск, Реж) - на местном и привозном сырье; в Восточной Сибири (Норильск) - на медно-никелœевых рудах Талнахского ме­сторождения Красноярского края (Таймырского автономного ок­руга).

В 90-е годы производство базовых видов продукции цвет­ной металлургии за исключением выплавки свинца сильно сокра­тилось: по выплавке свинца по сравнению с 1990 ᴦ. больше чем на 50 %, олова, цинка, никеля - на 35- 40 % и т.д.

Цветная металлургия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Цветная металлургия" 2017, 2018.

Основными задачами предприятий цветной металлургии являются добыча и обогащение металлов, а также их передел, производство прокатов и сплавов. В экономике России эта отрасль играет очень заметную роль. По количеству месторождений цветных металлов наша страна занимает одно из первых мест в мире.

Основные подотрасли

  • Архангельской области;
  • Иркутской области;
  • Красноярском крае.

Потенциально алмазоносными являются Ленинградская область и Карелия.

Наиболее производительными являются предприятия цветной металлургии России этой группы, ведущие разработку алмазов в коренных месторождениях. На рассыпных добычу осуществляют в основном малые предприятия.

Серебродобывающая промышленность

География цветной металлургии этой подотрасли очень и очень широка. Разработки месторождений серебра ведутся у нас в стране более чем в 20 регионах. По добыче этого благородного металла наша страна занимает первое место в мире. Ведущим является Дукатское месторождение Магаданской области.

Добыча платины

Больше всего этого металла в России добывается на Урале. Очень много платины также в Байкальском регионе, на Таймыре и Кольском полуострове. Перспективными в этом плане являются Карелия и Воронежская область.

Несмотря на довольно-таки тяжелые экономические условия, черная и цветная металлургия России - отрасль развивающаяся и перспективная. В любом случае предприятия этой группы в большинстве своем остаются рентабельными. Очень много внимания металлургическим компаниям уделяется и со стороны государства.

Цветная металлургия России характеризуется сложностью структуры производства (выпускает около 70 различных металлов), высокой обеспеченностью собственными ресурсами. Характерна также экспортная направленность отрасли. Особенно велика доля России в мировом производства и экспорте алюминия, никеля, меди, титана, олова, золота и алмазов. Высок уровень территориальной концентрации производства.

Большая часть объема продукции отрасли приходится на

Уральский район (медь, никель, алюминий, цинк и др.),

Восточно-Сибирский район (алюминий, медь, никель и др.),

Дальневосточный район (золото, олово, алмазы и др.)

Северный район (медь, никель и др.).

В размещении цветной металлургии особая роль принадлежит сырьевому и топливно-энергетическому факторам. Влияние этих факторов неодинаково сказывается на размещении разных отраслей цветной металлургии.

Медная промышленность в основном получила развитие в районах, располагающих крупными запасами медных руд Уральском, Восточно-Сибирском и Северном. Исключение рафинирование меди, мало связанное с источниками сырья.

Медная промышленность Урала представлена добычей руд на Гайском и Блявинском (Оренбургская область), Красноуральском и Ревдинском (Свердловская область), Сибайском, Подольском и Юбилейном (Республика Башкортостан) месторождениях; выплавкой черновой меди на Красноуральском, Кировоградском, Ревдинском (все в Свердловской области), Медногорском (Оренбургская область) и Карабашском (Челябинская область) заводах; рафинированием меди на Верхнепышминском (Свердловская область) и Кыштымском (Челябинская область) заводах. Металлургический передел на Урале значительно превосходит добычу и обогащение медных руд. Поэтому используют не только местные, но и привозные концентраты (с Кольского полуострова, из Казахстана). Сырьем для медной промышленности могут служить и местные медно-никелевые и полиметаллические руды.

В Восточной Сибири на севере Читинской области близи ст. Чара осваивается уникальное по запасам (более 1,2 млрд т руды) и качеству (до 17% меди в руде) Удоканское месторождение медных руд. Норильский горно-металлургический комбинат, расположенный на севере Красноярского края, использует медно-никелевые руды местных месторождений (Норильского, Талнахского и Октябрьского) и производит наряду с выплавкой меди никель, кобальт, платину и др. металлы.

В Северном районе на Кольском полуострове осуществляется добыча и обогащение медно-никелевых руд. Завершают их металлургический передел комбинаты в Мончегорске и Никеле (Мурманская область).

Вне районов получения черновой меди, ориентируясь на потребителя, расположились предприятия по рафинированию меди в Москве, Санкт-Петербурге, Кольчугино (Владимирская область) и других городах.


Кроме России в СНГ по производству меди выделяются Казахстан (Балхашский, Джезказганский и Иртышский медеплавильные комбинаты), Узбекистан (Алмалыкский комбинат), Армения (Алавердский комбинат).

Никель-кобальтовая промышленность из-за низкого содержания металла в руде (0,3% никеля и 0,2% кобальта) также тесно связана с районами добычи сырья. Помимо вышеназванных мест добычи и центров переработки медно-никелевого сырья в Северном районе и в Восточной Сибири, никелевые руды добывают и перерабатывают на Урале (Верхний Уфалей, Орск, Реж).

Свинцово-цинковая промышленность развита в основном вблизи мест залегания и добычи сырья (полиметаллических руд)

во Владикавказе (Садонская группа месторождений полиметаллических руд в Северной Осетии на Северном Кавказе),

в Белово (Салаирское месторождение в Кемеровской области в Западной Сибири),

в Нерчинске (Нерчинские месторождения в Читинской области в Восточной Сибири),

в Дальнегорске (Дальнегорское месторождение в Приморском крае на Дальнем Востоке).

На Урале в Челябинске выплавка цинка основана на использовании не только местных цинковых концентратов (производят в Среднеуральске Свердловской области в результате комплексной переработки местных медных руд), но и привозных.

Алюминиевая промышленность представлена в России всеми стадиями производства: добычей и обогащением сырья, производством глинозема, выплавкой (из глинозема) металлического алюминия.

Сырьевую базу отрасли образуют бокситы и нефелины. Бокситы добывают в Северо-Западном (Бокситогорск), Северном (Северо-Онежское месторождение в Архангельской области, Тиманское в Республике Коми) и Уральском (Северо-Уральское месторождение) районах. Нефелины добывают в Северном районе на Кольском полуострове (Хибинское месторождение), в Западной Сибири (Кия-Шалтырское месторождение) и Восточной Сибири (Горячегорск).

Производство глинозема находится на Урале (Краснотурьинск и Каменск-Уральский), Северо-Западе (Бокситогорск, Волхов и Пикалево), в Восточной Сибири (Ачинск), в Северном районе (Плесецк). Отечественное производство обеспечивает только около половины имеющихся потребностей в глиноземе, остальное количество глинозема экспортируется из стран ближнего (Казахстан, Азербайджан) и дальнего зарубежья (Югославия, Венгрия, Греция, Венесуэла и др.).

Производство металлического алюминия расположено

вблизи источников энергии: гидроэлектростанций (Волхов, Волгоград, Братск, Шелехов, Красноярск, Саяногорск), крупных тепловых электростанций (Новокузнецк в Западной Сибири),

в местах добычи и переработки исходного сырья (Краснотурьинск и Каменск-Уральский, Кандалакша, Надвоицы).

Из общего объема производства алюминия в России почти 80% приходится на один Восточно-Сибирский район. В странах СНГ производство металлического алюминия есть в Азербайджане (Сумгаит), Казахстане (Павлодар), на Украине (Запорожье).

Производство титана и магния осуществляется у источников сырья на Урале (Березниковский и Соликамский титано-магниевые комбинаты в Пермской области).

Оловянная промышленность . Добыча и обогащение олова осуществляются в Восточной Сибири (Шерловая Гора в Читинской области) и на Дальнем Востоке (Депутатское, Одинокое и др. в Якутии; Правоурминское, Соболиное и др. в Хабаровском крае и др. месторождения).

Металлургический передел в оловянной промышленности из-за высокой транспортабельности обогащенной руды (в концентрате содержится до 70% олова) не связан с месторождениями руды, а ориентирован на районы потребления (например, Подольск, Санкт-Петербург) или размещается на пути следования концентратов (например, Новосибирск).

Золотодобывающая промышленность обеспечивает более 100 т золота в год, что составляет 7-8% мировой добычи. Больший объем добычи имеют только ЮАР, США, Канада и Австралия. Подавляющая часть (более 85%) добычи российского золота приходится на Дальний Восток (Республика Саха и Магаданская область) и Восточную Сибирь (Красноярский край, Иркутская и Читинская область). Небольшое количество золота дают Уральский, Западно-Сибирский и Северный районы.

Алмазодобывающая промышленность . Доля России в мировом производстве ювелирных алмазов составляет примерно 25%. Их добыча почти целиком сконцентрирована в Республике Саха (Якутия), где в бассейне р. Вилюй действует несколько крупных рудников («Юбилейный», «Удачный» и др.). Весьма перспективны Северный район (осваивается крупнейшее в Европе алмазное месторождение им. Ломоносова в Архангельской области) и Восточная Сибирь (Красноярский край, Иркутская область).

Основные направления перевозки руды черных и цветных металлов

Черные и цветные металлы являются материальной основой машиностроения, строительства, транспорта, других отраслей хозяйства и оборонной промышленности страны. Для производства 1т металла необходимо перевезти до 6 тонн руды, флюсов, огнеупоров и других материалов.

В целом перевозки по обеспечению работы предприятий черной металлургии и доставке ее продукции потребителям составляют не менее 20% общего грузооборота железных дорог.

Железная руда представлена на территории России представлена Курской магнитной аномалией, месторождениями Урала, Южной Якутии и др.

Железная руда обычно перевозится в пределах крупных экономических районов, в которых она добывается:

курские руды на Южный Урал,

восточно-сибирские руды в Западную Сибирь и т.д.

Возрастают потоки железной руды по южным направлениям (связано с перевозками курских руд на тульские и липецкие заводы).

На значительные расстояния совершаются массовые перевозки Кольской руды (например, на Череповецкий металлургический завод).

Значительный поток уральской руды направляется со станции Байкал на Челябинск. Курская руда отправляется также на металлургические заводы Урала.

Металлургические заводы Кузбасса получают железную руду из Новокузнецка.

Транспортные потоки железной руды связаны с характером размещения рудных баз и металлургических заводов, качеством руды, особенностями технологии металлургического производства.

Увеличиваются речные перевозки железной руды по Волго-Балтийскому каналу и морские перевозки железной руды по Черному и Азовскому морям.

Из всех видов продукции металлургической промышленности наибольшую долю в перевозках составляет металлический прокат.

Черные металлы перевозятся почти полностью железнодорожным транспортом. Доля речного и морского транспорта в перевозках черных металлов составляет 3% общего объема отправления.

По мощности потоков черные металлы уступают угольным, нефтяным, лесным и некоторым другим массовым грузам. Только в районах металлургических баз железнодорожные перевозки черные металлы достигают значительных размеров.

Большое количество черных металлов отправляется в С-Петербург с Череповецкого металлургического завода и предприятий Урала.

В Перми происходит перевалка уральского металла на Каму с дальнейшим следованием на Волгу.

Месторождения руд цветных металлов располагаются на Дальнем Востоке, в Северной Сибири, на Урале, в Забайкалье, на Кольском полуострове и др.

Для размещения цветной металлургии большое значение имеет близость источников рудного сырья и дешевой электрической энергии (Уральский алюминиевый, медеплавильные заводы, цинковые заводы в Челябинске, никелевые предприятия в Орске, Норильске и др.). Поэтому грузопотоки цветных металлов и рудного сырья для многочисленных предприятий цветной металлургии имеют заметные размеры на многих железных дорогах (Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Октябрьской, Южно-Уральской, Красноярской).

В пределах угольно-металлургических баз на многих участках железных дорог в больших объемах перевозятся также флюсы, огнеупорные материалы, формировочные пески на сравнительно небольшие расстояния.

Машиностроение одна из основных отраслей мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение наиболее трудоемкое производство. Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок. Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.). Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции. Машиностроение одна из наиболее распространенных территориально отраслей. Но в одних районах оно имеет приоритетное значение, а в других лишь дополняет промышленный комплекс.

Факторы, влияющие на эффективность размещения предприятий машиностроения:

специализация;

наличие квалифицированных кадров,

близость к источникам сырья и потребителям;

объём транспортных работ и затраты на транспортировку

Приоритетные направления развития машиностроения:

1) выпуск машин и оборудования для аграрно-промышленного комплекса (лёгкая пром-сть, медицинская техника, предметы потребления):

2) развитие электроэнергетической и электротехнической пром-сти, пр-ва вычислительной техники, приборостроения и станкостроения

Машиностроение мира

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа стран: США (30% стоимости машиностроительной продукции), Япония 15%, Германия около 10%, Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (в целом свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит

авиа-ракетно-космической промышленности,

микроэлектронике,

робототехнике,

атомно-энергетической технике,

станкостроению,

тяжелому машиностроению,

автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%), а также Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др.

Машиностроение Южной Кореи, Гонконга, Тайваня, Сингапура, Индии, Турции, Бразилии, Аргентины, Мексики основано на дешевизне местной рабочей силы, и специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, технически несложных, невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде и осуществляющих сборку. Главные направления развития машиностроения в этих странах производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Машиностроение подразделяется на: общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая электронику.

Крупнейшие производители и экспортеры изделий общего машиностроения : Германия, США и Япония. Главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков являются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники : США, Япония, Россия, Великобритания, Германия, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение . Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение . Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы (США, Россия, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды).

В территориальной структуре мирового машиностроения выделяют четыре главных региона Северную Америку, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США (занимающих лидирующие позиции в мире по общей стоимости продукции машиностроения) большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и т.п.

На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, но особо выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения Германия крупнейший экспортер в регионе и мире продукции общего машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии , дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона это относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона Япония вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны (Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и пр.) производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (бытовые электроприборы, автомобили, морские суда и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.

Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ . Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплекса, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

Среди стран СНГ в области машиностроения выделяются также:

Украина (производство тяжелых станков, металлургического и горно-шахтного оборудования Краматорск, Днепропетровск, Донецк, Мариуполь; судостроение Николаев, Херсон; автомобилестроение Запорожье, Кременчуг, Львов; тепловозостроение и вагоностроение Луганск, Днепродзержинск; тракторостроение Харьков; комбайностроение Херсон; точное машиностроение Киев, Харьков, Львов).

Белоруссия (точное машиностроение, автомобилестроение, тракторостроение Минск; сельхозмашиностроение Гомель).

Узбекистан (производство хлопкоуборочных комбайнов Ташкент),

Азербайджан (оборудование для нефтяной и газовой промышленности Баку, Кировабад).

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

Могущество и процветание государства зависит от эффективности экономики и военного потенциала. Развитие последних невозможно без развития металлургии, которая в свою очередь является основой машиностроения. Сегодня в центре внимания металлургический комплекс России и его значение для промышленно-хозяйственной сферы страны.

Общая характеристика металлургического комплекса

Что такое горно-металлургические комплексы? Это совокупность предприятий, которые занимаются добычей, обогащением, выплавкой металла, производством проката и переработкой вторичного сырья. Следующие отрасли входят в состав металлургического комплекса:

  • Чёрная металлургия , которая занимается выплавкой стали, чугуна и ферросплавов;
  • Цветная металлургия , которая занимается производством лёгких (титан, магний, алюминий) и тяжелых металлов (свинец, медь, олово, никель).

Рис. 1 Металлургический завод

Принципы размещения предприятий

Предприятия горно-металлургического комплекса не размещаются хаотично. Они зависят от следующих факторов размещения металлургии:

  • Сырьевой (физико-химические особенности руд);
  • Топливный (какой вид энергии необходимо использовать для получения металла);
  • Потребительский (география размещения сырья, основных источников энергии и наличие транспортных путей).

Рис. 2 Топливный фактор размещения металлургии

Основные металлургические базы

Все вышеперечисленные факторы привели к неравномерному размещению металлургических предприятий. На отдельных территориях сформировались целые металлургические базы. В России выделяют три:

  • Центральная база - это достаточно молодой центр, фундаментом которого служат железные руды района Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова и Карелии. Главными центрами производства являются города Липецк, Старый Оскол и Череповец;
  • Уральская база - это один из самых крупных центров металлургии в России, основными центрами которого являются Магнитогорск, Новотроицк, Челябинск, Нижний Тагил и Красноуральск;
  • Сибирская база - это центр, который находится ещё в стадии развития. Основной источник - кузнецкий уголь и железная руда Приангарья и Горной Шории. Главный центр - город Новокузнецк.

Сравнительную характеристику и схему работы металлургических баз России можно представить в следующей таблице:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Центральная

Сибирская

Уральская

Железные руды

Курская магнитная аномалия,

Кольский полуостров,

Приангарье,

Горная Шория

Уральские горы

Коксующийся уголь

Привозной (Донецкий и Кузнецкий каменноугольный бассейн)

Местный (Кузнецкий каменноугольный бассейн)

Привозной (Казахстан)

Предприятия

Предприятия полного цикла и предельной металлургии (производят только сталь и прокат)

Предприятия полного цикла (производят чугун, сталь, прокат)

Цветная металлургия

Исходя из назначения и химических и физических особенностей и свойств цветные металлы делятся на:

  • Тяжелые (медь, свинец, олово, цинк, никель);
  • Лёгкие (алюминий, титан, магний);
  • Драгоценные (золото, серебро, платина);
  • Редкие (цирконий, индий, вольфрам, молибден и др.)

Цветная металлургия - это комплекс предприятий, которая занимается добычей, обогащением и металлургическим переделом руд цветных, благородных и редких металлов.

В этой цепочке различают алюминиевую, медную, свинцово-цинковую, вольфрамо-молибденовую и титаново-магнивую промышленности. Кроме того, сюда же входят и предприятия по производству благородных и редких металлов.

Центры цветной металлургии в России

Центрами алюминиевой промышленности являются Братск, Красноярск, Саянск и Новокузнецк. Расположенные в этих городах крупные алюминиевые заводы развиваются на основе собственного сырья из Урала, Северо-Западного региона и Сибири, а так же привозного. Данное производство достаточно энергоемкое, поэтому предприятия размещены недалеко от ГЭС и ТЭС.

Главным центром медной промышленности нашей страны является Урал. Предприятия используют местное сырье из Гайского, Красноуральского, Ревдинского и Сибайского месторождений.

Свинцово-цинковая промышленность станы зависит от добычи полиметаллических руд, поэтому и расположена рядом с местами их добычи - Приморье, Северный Кавказ, Кузбасс и Забайкалье.

Рис. 3 Добыча золота на Чукотке

Проблемы и перспективы

Проблемы есть в любой отрасли. Металлургический комплекс не является исключением. Среди главных проблем чёрной и цветной металлургии можно выделить следующие:

  • высокая энергозатратность;
  • низкая ёмкость внутреннего рынка;
  • высокий уровень износа основных производственных фондов;
  • недостаток некоторых видов сырья;
  • разрушение процесса воспроизводства запасов сырья и руды;
  • технологическая отсталость и недостаточное внедрение новых технологий;
  • дефицит профессиональных кадров.

Но все эти вопросы можно решить. На глобальном рынке металлургической продукции Россия продолжает быть крупным игроком. На долю российской металлургии в мировом производстве приходится более 5% стали, 11% алюминия, 21% никеля, более 27 % титана. Главным показателем конкурентоспособности российской металлургии на внешнем рынке является то, что страна сохраняет и даже расширяет свои экспортные возможности.

Что мы узнали?

Сегодня мы узнали, что понимается под термином «металлургический комплекс». Данная отрасль делится на чёрную и цветную металлургии. Размещение предприятий по добыче, обогащению руды, выплавке металлов и производству проката имеет свои особенности и зависит от трёх факторов: сырьевого, топливного и потребительского. В Российской Федерации действуют и развиваются три металлургические базы: Центральная, Уральская и Сибирская.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 591.

 

Возможно, будет полезно почитать: