Большая канцелярская скрепка преимущества и недостатки. Практикум по решению задач (практических ситуаций). От бумаги до скрепки

Эта появившаяся в 1899 году канцелярская принадлежность не изменила формы за более чем 100 лет своего существования. Рассказ об истории предмета с совершенным дизайном, которому удалось стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Обычная скрепка является чем-то вроде фетиша для профессиональных дизайнеров. Промышленная четкость линий и вездесущность даже завоевали ей место среди экспонатов выставки «Скромные шедевры» (Humble Masterpieces) в Нью-Йоркском музее современного искусства в 2004 году.

Тем не менее критик дизайна Майкл Берут (Michael Bierut) не согласен с этой высокой оценкой. «Классическая скрепка может катиться к черту», - написал он в одной из статей. По его словам, дизайнеры, которые расхваливают достоинства предметов неизвестного авторства (например, скрепки), делают это в первую очередь, чтобы обойти дилемму: они не хотят делать рекламу своим конкурентам или показаться самодовольными, расхваливая собственные творения.

Берут, возможно, и прав насчет мотивов своих коллег, но в одном он все же ошибается: когда речь заходит о скрепке, все далеко не так просто.

Большинство предметов нашей повседневной жизни, например, ключи, книги или телефоны, постоянно менялись с течением времени. Особенно на протяжении ХХ века, который революционизировал, упростил или сделал высокотехнологичными большинство вещей, которыми вы пользуетесь каждый день.

Однако если бы вы могли отправиться в 1985 год и решили зайти в какой-нибудь офис (полюбовавшись на автобусы с запряженными в них лошадьми и телефоны в деревянных корпусах), вы бы легко обнаружили блестящие и почти не изменившиеся скрепки под рукой у любого служащего.

Скрепки изобрели более века назад, однако в большинстве случаев эта некогда инновационная технология сегодня выполняет те же функции в тех же условиях. Так почему же скрепка смогла принять свои окончательные очертания за столь короткий срок? Чем объяснить ее невероятное долголетие?

От бумаги до скрепки

До изобретения скрепки появилась… бумага. В I веке нашей эры китайцы делали ее из хлопка и льна (эти материалы по сей день входят в состав некоторых типов бумаги - например, банковских купюр). Производство такой бумаги было очень накладным, в результате чего ее использовали только для важных записей и переплетали в тома.

Повседневные записи (шумерские списки поставщиков, приглашение на дружескую вечеринку в Помпеях…) делали на глиняных или восковых табличках, которые можно было стереть и использовать заново.

XIX веке изобретение древесной массы и бумажных фабрик привело к появлению больших количеств дешевой бумаги, тогда как расцвет торговли, бюрократии и грамотности сделал все, чтобы превратить ее в кипы готовых разлететься во все стороны исписанных чернилами листов.

Неизвестный служащий

Среди всех тех, кому было поручено создавать и разгребать всю эту бумажную массу, выделяется одна фигура: офисный служащий. Как пишет Адриан Форти (Adrian Forty) в книге «Объекты желания: Дизайн и общество с 1750 года» (Objects of Desire: Design and Society since 1750), обычный служащий был человеком с неопределенным статусом, который по сути относился к среднему классу, но редко когда мог похвастаться присущими этой касте положением и доходами.

Возьмите, например, Боба Крэтчита из «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, который вкалывает как проклятый на своего неблагодарного начальника. Эти служащие зачастую буквально утопали в бумажных листах, которые им нужно было разложить по панкам или разобрать по перевязанным бечевкой кипам бумаги. Речь шла о новой форме работы, которая одновременно была срочной и бессмысленной (То, что строптивый писец Бартлби Германа Мелвилла неустанно твердил, что не хочет подчиняться начальнику, отнюдь не случайность).

Кроме того, описание магазина мистера Снегсби в «Холодном доме» Диккенса позволяет нам оценить то множество различных приспособлений, которые наполняли канцелярии XIX века:
«Под сумрачной сенью Кукс-Корта, почти всегда погруженного в сумрак, мистер Снегсби торгует всякого рода бланками, потребными для судопроизводства, листами и свитками пергамента; бумагой - писчей, почтовой, вексельной, оберточной, белой, полубелой и промокательной; марками; канцелярскими гусиными перьями, стальными перьями, чернилами, резинками, копировальным угольным порошком, булавками, карандашами; сургучом и облатками; красной тесьмой и зелеными закладками; записными книжками, календарями, тетрадями для дневников и списками юристов; бечевками, линейками, чернильницами - стеклянными и свинцовыми, перочинными ножами, ножницами, шнуровальными иглами и другими мелкими металлическими изделиями, потребными для канцелярий, - словом, товарами столь разнообразными, что их не перечислить (…)»

Адам Смит и его железные булавки

В магазине мистера Снегсби легко обнаружить и непосредственного предка скрепки: булавку. В «Развитии полезных вещей» (The Evolution of Useful Things) Генри Петроски (Henry Petroski) отмечает, что производство булавок во многом напоминало индустриализацию до начала механизации.

В первой главе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations) Адам Смит (Adam Smith) описывает то, как производители булавок использовали разделение труда: один рабочий разматывал железный шнур с катушки, второй держал его прямо, третий резал его на части и т.д. Смит отмечает, что десять человек, каждому из которых был поручен определенный этап производства, могли сделать 48 000 булавок в день, тогда как одному рабочему удавалось изготовить от силы пару десятков.

В конце XIX века этот процесс стал настолько эффективным, что коробку булавок весом в полфунта можно было купить всего за 40 центов. Другими словами, булавки были дешевыми, легкими в применении и доступными в огромных количествах. Тем не менее, был у них и один не слишком очевидный на первый взгляд недостаток. Они ржавели и протыкали бумагу, оставляя пятна и дырки на кипах документов.

Ключевую роль в замене булавок на скрепки сыграло появление дешевой промышленной стали (1855 год), так как та предложила хороший баланс между упругостью и гибкостью (она нашла применение в рельсах, трубах, электрических проводах и практически всей металлической инфраструктуре ХХ века).

С тех пор у производителей появилась проволока из гибкого металла, которая вдохнула жизнь в их эскизы: прочные и нержавеющие скобы, английские булавки, вешалки… и скрепки. К последней четверти XIX все формы стальной проволоки, которые могли оказаться полезными, уже были запатентованы.

Легкость в производстве

Когда мы думаем о скрепке, то обычно представляем себе изящную двойную петлю из гибкой стальной проволоки.

В 1899 году Уильям Миддлбрук (William Middlebrook) получил один очень важный патент: он касался не самой скрепки, а машины, которая позволяла обеспечить ее производство. Свой патент он продал американскому производителю канцтоваров Cushman & Denison, который в 1904 году представил товар на рынке под названием «Gem clip». Рисунки из патента Миддлбрука (нужно признать, довольно красивые) свидетельствуют о том, что скрепка была не изобретением, а производным от другого изобретения, то есть лучшим решением давней проблемы с использованием нового материала и производственного процесса.

Закрученная стальная проволока оказалась достаточно гибкой, чтобы открыться и удержать листы бумаги между двумя петлями, но в то же время достаточно упругой, чтобы обеспечить надежный захват. Когда петли слишком сильно разводятся в стороны, а металл достигает предела эластичности, скрепка ломается. Это свойство было общим для всех разработанных в ту эпоху многочисленных форм и видов скрепок.

В Музее ранних канцелярских принадлежностей представлено огромное количество скрепок. Простая и угловатая Flay, которая, бесспорно, стала самой первой запатентованной скрепкой (1867 год). Скрепка Wright, которая была запатентована в 1877 году и по форме напоминает кишечник.

Запатентованная в 1897 году Niagara с ее необычной формой: она выглядит, как две скрепки, которые держатся за руки. Скрепки с более подходящими для торговли названиями Common-Sens (здравый смысл) и Hold-Fast (стойкость) появились в 1900-х годах.

Некоторые разновидности, такие как Ideal (скрепка в форме узла) и Owl (с двумя совиными глазами), до сих пор можно найти в ящиках с канцелярскими принадлежностями в некоторых офисах. Некоторые типа скрепок были специально предназначены для скрепления больших кип документов. В других использовалось меньше проволоки и, значит, они были дешевле. Третьи не так сильно цеплялись друг за друга в своих коробках.

Тем не менее, успех скрепки Gem объясняется тем, что она в первую очередь была запатентована как механизм: ее форма, производство которой требовало всего три сгиба и один разрез, была недорогой и простой для автоматизации. А конечный результат был легким, простым в использовании и не грозил порвать бумагу (острые концы проволоки были должны образом разведены).

Gem - королева скрепок

Скрепки прогнали со сцены булавки, которые очень быстро стали ассоциироваться лишь с портными и шляпниками. В те времена их роль в офисе переживала резкие изменения. В своей книге Форти пишет, что в конце XIX века столы служащих были забиты картотеками:

«Когда клерк сидел за своим столом на высоком стуле, он видел всю свою бумажную работу и мог подглядеть за тем, что происходило справа и слева, однако его поле зрения ограничивалось только его столом, и кто-то мог увидеть, что он делает, только заглянув ему через плечо. Считалось, что служащий сам несет ответственность за свою работу и то, что он пишет. Это было небольшое личное пространство, на котором иногда также устанавливали ширму, чтобы скрыть содержимое от посторонних глаз».

С приходом научной организации рабочего процесса, в котором концепция разделения труда (она существовала на фабриках по выпуску булавок) применялась к офисным служащим, ведение архивов перешло к другой службе. А скрепки могли взять на себя все остальное. Картотеки были уже не нужны, и свободный стол, который позволил клерку свободно вздохнуть и увидеть солнечный свет, но в тоже время частично лишил его уединения, превратился в норму.

В те времена скрепка Gem выступила против своих конкурентов, предложив товар без засечек, узлов и острых концов, и надолго возглавила список продаж. Многие скрепки улучшали определенные качества Gem, однако эти инновации нередко порождали новые проблемы.

Так, например, запатентованная в 1921 году рифленая скрепка лучше удерживает бумагу, но в то же время гораздо легче может ее порвать. Гнутые скрепки легче скользят по бумаге, но при этом делают стопки документов толще. Другие конкуренты попытались решить проблемы, которых по большому счету и не существовало.

Так, например, запатентованная в 1992 году «скоростная» скрепка состоит из двух петель с обеих сторон: по задумке, это должно избавить вас от необходимости задумываться, какой стороной ее использовать... Только вот этот так называемый недостаток обычной скрепки никого не волновал. Что касается запатентованной в 1933 году «готической» скрепки, ее внутренняя петля имеет более острую форму, а внешняя более вытянута, чем у модели Gem, что уменьшает риск смятия бумаги и разрывов.

Она нашла применение в библиотеках и архивах и по многим параметрам превосходит Gem, однако для большинства из нас случайный разрыв или помятый край на верху кипы счетов не имеет совершенно никакого значения. В некоторых случаях лучший дизайн - это тот, что удовлетворительно справляется с поставленной задачей, не больше и не меньше. Скрепка Gem относится именно к такой категории.

Сизифова угроза

Минимализм, совершенно обычный вид и бесспорная узнаваемость для современного наблюдателя (даже на рекламном плакате 1894 года) - долголетие скрепки сделало ее чем-то вроде квинтэссенции одноразового и обезличенного предмета массового производства. Ими пользуются секретари, ассистенты, подчиненные и прочие офисные работники.

По-настоящему полезной скрепка стала лишь тогда, когда мир заполонили миллионы бумажных листов: она нужна, чтобы их собирать, а затем разбирать заново. Опасность травм гораздо выше при работе со степлером, однако скрепка несет в себе иную, сизифову угрозу: как только вы соберете листы, вам тут же понадобится их разобрать, а потом собрать другие и снова разобрать. И так до самой пенсии... или прорыва в мире шоу-бизнеса.

Если бы Microsoft не остановила свой выбор на предмете, который давно стал символом самой неблагодарной работы, энтузиазм Clippy (ненавистный многим помощник в программах Office), возможно, показался бы нам не столь уж ненормальным и достойны самых злых шуток. Такая неосознанная ассоциация между формой скрепки и давлением бесконечности прослеживается в некоторых произведениях Сары Моррис (Sarah Morris).

Игрушка для офисных служащих

Кроме того, хотя скрепка и может служить символом бесконечной работы, ее также можно гнуть, ломать, использовать как инструмент. В этих случаях действия, для которых она подходит лучше всего, представляют собой полную противоположность производительного, гигиеничного, но при этом лишенного любого смысла скрепления нескольких листов бумаги.

Скрепки можно использовать для того, чтобы вскрывать замки, чистить ногти и взламывать телефоны. Офисные служащие нередко выпрямляют их, чтобы хоть как-то отвлечься от их обычного монотонного использования. Почти все те, кто читал посвященный офисной жизни роман «И не осталось никого» (Then We Came to the End) Джошуа Ферриса (Joshua Ferris) становились частью его коллективного рассказчика, когда им попадалась эта фраза: «Если нам на глаза попадалась забытая скрепка, мы нередко по-всякому сгибали ее».
Кроме того, все офисные клерки, без сомнения, увидят себя в описании их профессиональной жизни в романе Дэвида Фостера Уоллеса (David Foster Wallace) «Бледный король» (The Pale King):

«В целом тяжелый офисный труд обычно продвигается вперед с остановками и рывками, короткими периодами сосредоточенности, за которыми следуют частые походы в туалет, к питьевому фонтанчику или торговому автомату, постоянная заточка карандашей, неотложные, как вам начинает казаться, звонки, увлекательные эксперименты над тем, как еще вы сможете согнуть скрепку и т.д.»

Долговечный предмет

Скрепка, которая выделяется своей дешевизной, взаимозаменяемостью и долголетием, также может быть использована как символ множества: одна из школ в Теннеси как-то собрала шесть миллионов скрепок в знак памяти о жертвах Холокоста. В 2004 году студия Miramax сняла об этом проекте документальный фильм.

Доступность скрепки может также послужить символом скромного начинания: в 2005 году канадец Кайл Макдоналд (Kyle McDonald) сделал красную скрепку отправной точкой для долгой серии сделок в сети, которая в конечном итоге принесли ему дом (не считая блога, книги и множества выступлений на публике).

Существует даже целая философская концепция, по которой запрограммированный человеком на производство максимального количества скрепок искусственный интеллект в конечном итоге захватывает Землю и все большие космические пространства в бесконечном поиске сырья, оставляя после себя триллионы никому не нужных скрепок.
Наконец, простота скрепки позволила ей стать графическим символом на цифровом рабочем столе. Многие сотрудники офисов XXI века чаще видят ее как иконку «вложения» в электронном письме, нежели в ее физическом воплощении из гнутой стальной проволоки.

По мере того как наше общество движется к «безбумажному» будущему, эти маленькие петли будут все чаще встречаться в двухмерном, а не трехмерном пространстве. Тем не менее, этот семиотический двойник, как и скрепка из цветного пластика или ее новые формы, скорее всего будет лишь сопровождать оригинал, а не придет ему на замену.

Несмотря на авиаперелеты и электронную почту, офисная жизнь не так уж сильно отличается от того, что было 100 лет и вряд ли сильно изменится еще через 100 лет. И скрепка, которая просто хорошо справляется со своей задачей, не больше и не меньше, по-видимому, пройдет весь этот путь.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Скрепка - предмет для офиса. Она состоит из согнутой металлической проволоки длиной примерно 3 см и служит для временного скрепления листов бумаги путём давления. Скрепка - один из самых универсальных офисных инструментов. Её используют для десятков разных задач: как отвёртку, фишку для покера, зубочистку или отмычку… Разогнутая скрепка в длину составляет около 140 миллиметров.

Трудно представить, что такая элементарная конструкция не могла прийти людям на ум раньше. Конечно, могла. Только особой необходимости в скрепке не было. До ее изобретения педантичные канцелярские работники связывали бумаги стопками или рулонами с помощью лент или просто прошивали нитками. В верхнем левом углу каждого листа делалась прорезь для ленточки. Однако на то, чтобы изъять из такой связки один-единственный, внезапно понадобившийся документ, тратилось немало времени. Поэтому в середине XIX в. для облегчения процесса поиска бумаги стали скалывать за уголки портняжными булавками. Но, увы, снова неудача. Документы от булавок рвались и портились.

Попробовали делать то же самое жестяной пластинкой, которая соединяла листки за угол. Ее предложил в 1895 г. немец Ф. Хессенбрух. Но и это приспособление тоже не стало популярным. Бурное развитие хозяйственных отраслей в XIX веке привело к резкому росту объема делопроизводства. Бюрократические заведения стали плодиться с невероятной скоростью. Срочно требовался простой и безопасный скрепляющий инструмент. Хоть как-то упорядочить груды деловых бумаг — вот что стало первоочередной задачей.

В 1887 г. житель Филадельфии Этельберт Мидлтон придумал стальную проволоку. Это был идеальный материал, который и держал крепко, и не цеплял намертво. Несмотря на то, что сделал он это в более масштабных целях, проволока нашла себе место и в канцелярии, причем весьма заметное.

До изобретения скрепки оставалось 12 лет. Мысль согнуть проволоку в несколько раз и попробовать скрепить полученным приспособлением несколько бумаг, пришла в голову сразу трем людям. Но только один человек вошел в историю как изобретатель скрепки. Это норвежский математик

Иоганн Валер.

Уроженец города Аурскога был с юности известен своим новаторством: на его счету ученые степени в электронике, естественных науках и математике. В 1899 г. (Валеру было 33 года) он сделал эскизы своего главного изобретения — «палеоскрепки» — и в 1901 г. получил на него патент. Только за ним ему пришлось ехать в Германию, потому что в Норвегии не было соответствующего закона. К тому моменту уже было зарегистрировано несколько похожих изобретений.

Уиллиам Мидлбрук из Уотербери, штат Коннектикут, запатентовал свой дизайн скрепки в 1899 г. Корнелиус Броснан из Спрингфилда, штат Массачусетс, запатентовал свою Konaclip в 1900 г. Но конструкция скрепки Валера оказалась самой удачной. Она была очень похожа на современную, отличаясь от нее лишь числом коленцев. Почти сразу Валер продал патент торговцу канцелярскими принадлежностями. А в 1900 г. компания Gem Manufacturing начала массовое производство скрепок.

Как ни хороша была изобретенная Валером скрепка, у нее было два недостатка. Во-первых, она мяла бумагу, потому что давила на нее на слишком маленьком участке, во-вторых, очень быстро ломалась. Первый недостаток быстро устранили, придумав делать проволоку в виде различных ажурных узоров, чтобы распределить нагрузку по большей площади. А чтобы скрепка не ломалась, к ее концам приварили специальные дужки. Как говорится, нет предела совершенству. Этого принципа придерживались и продолжатели дела Валера Среди них простая гражданка Германии Э. Либинг. В 1902 г. она предложила около десяти вариантов скрепки. Один из них — скрепка со множеством красивых завитушек — пришелся по вкусу фирме Stral которая начала его производство Со временем усовершенствования скрепки только набирали обороты. Так появились хромированные гофрированные гладкие, цветные с виниловым покрытием пластмассовые, треугольные, круглые квадратные скрепки.

В 1999 г скрепка справила свой столетний юбилей. С момента создания она практически не изменилась. Предлагались лишь разнообразные модели однако до наших дней дожили четыре основные. Во первых Gem («Джем) — это самая привычная форма скрепки. Именно ее можно обнаружить среди канцелярских принадлеж- ностей в большинстве офисов. Скрепку назвали в честь британской компании Gem Manufacturing Ltd в 1900 г впервые запустившей ее массовое производство.

Вторая форма скрепки — Ideal («Идеал) — была специально разработана для скрепления большого числа бумаг. Скрепка Сова по лучила свое название за очертания напоминающие два круглых глаза. У скрепки Non-Skid («Нескользящая») сделаны специальные надрезы по бокам.

В России дело с производством скрепо на протяжении многих лет обстояло весьма плачевно.До революции отечественная промышленность выпускающая канцелярские изделия, вообще отсутствовала Все необходимое для бумажной работы приходилось ввозить из-за границы. Только в 1925 г было организовано государственное унитарное предприятие Союз» — первое в России по выпуску школьно-письменных принадлежностей и канцелярских изделий. Оборудование и материалы для производства власти закупили в Германии. Тогда же началось производство канцелярских скрепок и кнопок. До 1990-х гг «Союз» был монополистом на канцелярском рынке.

Пожалуй, сегодня нет более незаметной и более необходимой канцелярской принадлежности чем скрепка. То что она родилась в Норвегии — предмет особой гордости для жителей этой страны Во время Второй мировой воины когда немецкие оккупанты запретили норвежцам ношение пуговиц с инициалами их монарха они, чтобы подчеркнуть свою приверженность национальным традициям, стали прикреплять к одежде скрепки. Скрепка стала символом сопротивления, олицетворяя девиз «Мы будем вместе». Более того в феврале 1990 г в столице Норвегии Осло был установлен пятиметровый памятник канцелярской скрепке. Его автор Яр Эрис Паульсон решил таким образом отметить столетие массового употребления двойного плоского витка проволоки. Он заявил что многие недооценивают значение этого изобретения, и, может быть после установки памятника люди начнут ценить то, что имеют.

1. Экономическое развитие, основные закономерности и тенденции.

2. Виды инноваций, их структура и характеристика.

3. Особенности современного рынка инноваций.

4. Сущность инновационного менеджмента.

5. Формирование целей инновационного менеджмента.

6. Цели и задачи инновационного менеджмента.

7. Функции инновационного менеджмента.

8. Планирование инноваций.

9. Организация инноваций.

10. Контроль в инновационном менеджменте.

11. Типы предприятий в зависимости от осуществляемой инновационной стратегии.

12. Делегирование в инновационной деятельности.

13. Мотивация в инновационном менеджменте.

14. Коммуникации в инновационном менеджменте.

15. Решения и их виды в инновационном менеджменте.

16. Маркетинг в инновационной сфере.

17. Стратегический инновационный маркетинг.

18. Тактический инновационный маркетинг.

19. Состав и структура инновационных затрат.

20. Источники финансирования инновационной деятельности.

21. Условия целесообразности финансирования инновационной деятельности.

22. Инновационный проект: задачи, содержание и виды.

23. Бизнес-план инновационного проекта.

24. Эффективность инновационного проекта.

25. Методы оценки эффективности инновационного проекта.

26. Источники новаторских возможностей для фирмы, их мониторинг.

27. Факторы, влияющие на величину инновационных затрат.

28. Алгоритм составления бизнес-плана инновационного проекта.

29. Модели принятия решений в условиях неопределенности. Критерий крайнего пессимизма.

30. Факторы, влияющие на величину инновационных затрат.

31. Показатели оценки эффективности инновационного проекта.

32. Виды инноваций в приборостроении.

8.2. Практические задания

Целью решения задач является обучение студентов самостоятельной работе, более глубокое изучение данной дисциплины по конспектам лекций и защитам рефератов, ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

ЗАДАЧИ

1. Предложите мероприятия по улучшению результатов работы пред­приятия или организации, где вы работаете. Или, если предприятие находится в кризисном состоянии, подумайте, какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить позитивные изменения на предпри­ятии.

2. Предложите новшество для улучшения образовательного процесса в высшем учебном заведении. Это может быть компьютерная техноло­гия, порядок составления расписания занятий, организация практи­ческих занятий, создание базы данных и т.д. Обоснуйте целесообраз­ность осуществления новшества. Обоснование приведите в таблице.


3. Канцелярская скрепка как простое устройство для соединения не­скольких листов бумаги появилась еще в XIX в. В наше время для этих целей стали может использоваться степлер, пружинный зажим, да и у самой скрепки появилось несколько вариантов (скрепка больших размеров; скрепка, изготовленная из пластмассы). Широко распространены про­зрачные пакеты - мультифоры, в которые можно поместить несколько листов бумаги, ничем не скрепляя.

На основании анализа сделайте прогноз: есть ли основания для близ­кого завершения жизненного цикла канцелярской скрепки?

4. Изучите Патентный закон Российской Федерации (от 1992 г. с учетом изменений и дополнений 2003 г.) и выполните следующие задания.

Трудно себе представить, что такая элементарная конструкция не могла прийти людям на ум раньше. Конечно, могла. Только особой необходимости в скрепке не было.

До ее изобретения педантичные канцелярские работники связывали бумаги стопками или рулонами с помощью лент или просто прошивали нитками. В верхнем левом углу каждого листа делалась прорезь для ленточки. Однако на то, чтобы изъять из такой связки один-единственный, внезапно понадобившийся документ, тратилось немало времени.

Поэтому в середине XIX в. для облегчения процесса поиска бумаги стали скалывать за уголки портняжными булавками. Но, увы, снова неудача. Документы от булавок рвались и портились. Попробовали делать то же самое жестяной пластинкой, которая соединяла листки за угол. Ее предложил в 1895 г. немец Ф. Хессенбрух.

Но и это приспособление тоже не стало популярным. Бурное развитие хозяйственных отраслей в XIX веке привело к резкому росту объема делопроизводства. Бюрократические заведения стали плодиться с невероятной скоростью. Срочно требовался простой и безопасный скрепляющий инструмент. Хоть как-то упорядочить груды деловых бумаг - вот что стало первоочередной задачей.

В 1887 г. житель Филадельфии Этельберт Мидлтон придумал стальную проволоку. Это был идеальный материал, который и держал крепко, и не цеплял намертво. Несмотря на то, что сделал он это в более масштабных целях, проволока нашла себе место и в канцелярии, причем весьма заметное. До изобретения скрепки оставалось 12 лет.

Мысль согнуть проволоку в несколько раз и попробовать скрепить полученным приспособлением несколько бумаг, пришла в голову сразу трем людям. Но только один человек вошел в историю как изобретатель скрепки. Это норвежский математик Иоганн Валер. Уроженец города Аурскога был с юности известен своим новаторством: на его счету ученые степени в электронике, естественных науках и математике.

В 1899 г. (Валеру было 33 года) он сделал эскизы своего главного изобретения - «палеоскрепки» - и в 1901 г. получил на него патент. Только за ним ему пришлось ехать в Германию, потому что в Норвегии не было соответствующего закона. К тому моменту уже было зарегистрировано несколько похожих изобретений.

Уиллиам Мидлбрук из Уотербери, штат Коннектикут, запатентовал свой дизайн скрепки в 1899 г. Корнелиус Броснан из Спрингфилда, штат Массачусетс, запатентовал свою Konaclip в 1900 г. Но конструкция скрепки Валера оказалась самой удачной. Она была очень похожа на современную, отличаясь от нее лишь числом коленцев. Почти сразу Валер продал патент торговцу канцелярскими принадлежностями. А в 1900 г. компания Gem Manufacturing начала массовое производство скрепок.

Как ни хороша была изобретенная Валером скрепка, у нее было два недостатка. Во-первых, она мяла бумагу, потому что давила на нее на слишком маленьком участке, во-вторых, очень быстро ломалась. Первый недостаток быстро устранили, придумав делать проволоку в виде различных ажурных узоров, чтобы распределить нагрузку по большей площади. А чтобы скрепка не ломалась, к ее концам приварили специальные дужки. Как говорится, нет предела совершенству.

Этого принципа придерживались и продолжатели дела Валера Среди них простая гражданка Германии Э. Либинг. В 1902 г. она предложила около десяти вариантов скрепки. Один из них - скрепка со множеством красивых завитушек - пришелся по вкусу фирме Stral которая начала его производство Со временем усовершенствования скрепки только набирали обороты. Так появились хромированные гофрированные гладкие, цветные с виниловым покрытием пластмассовые, треугольные, круглые квадратные скрепки.

В 1999 г скрепка справила свой столетний юбилей. С момента создания она практически не изменилась, предлагались лишь разнообразные модели.

Скрепка является одним из самых недооцененных и полезных предметов бытового обихода. Кусочек гибкого, в меру ломкого металла может быть использован десятком необычных способов. Кроме того, скрепка может выступать даже символом свободы - именно так ее смогли использовать граждане Норвегии, боровшиеся с нацистским режимом.

Но и это еще не все. Абсолютна реальна и достоверна история предприимчивого канадца Кайла Макдональда, который умудрился получить в обмен на обычную скрепку самый настоящий двухэтажный дом. Мы, конечно же, таким хитроумным практикам обучить вас не можем. Зато, вполне можем показать целых 10 способов интересного и полезного применения в жизни самой обычной скрепки.

Сделать компас

Конечно, у вас не получится сделать компас при помощи одной только скрепки - понадобится и магнит. Однако при наличии последнего, вы легко сможете определить направление, используя скрепку в качестве стрелки компаса.

Крючок

Само собой, для ловли рыбы лучше использовать обычный крючок. Но, если его под рукой нет, а рыбы хочется нещадно - попробуйте обойтись скрепкой.

Почистить разъем

В маленьких разъемах, таких, как, к примеру, используются для наушников, часто скапливается пыль и мелкие ворсинки с одежды. Со временем, этот мусор начинает мешать и может даже привести к поломке. Просто разогните обычную скрепку, обмотайте ее кончик кусочком липкой ленты и аккуратно прочистите разъем.

Подставка телефона

Очень удобно устанавливать телефон на небольшую подставку, сделанную из обыкновенной скрепки. Это избавит вас от необходимости держать смартфон во время еды, например.

Подвеска

Несколько скрепок вполне могут выполнить роль импровизированного крючка. Легкая одежда, пакет и другая не тяжелая, но объемная мелочь, больше не будет занимать лишнее пространство.

Молния

Ветреный или дождливый день превращает сломанную молнию в настоящую проблему. Починить ее не так сложно, если под рукой есть скрепка. Просто вставьте скрепку в ушко замка - не очень эстетично, зато довольно практично.

Закладка

Ничего не нужно придумывать: одень скрепку на страницу как есть. Она не выпадет и не потеряется, а ты сможешь перестать каждый раз начинать «Моби Дика» заново.

Тюбик клея

Потерявшаяся крышечка от клея может превратить полезное содержимое тюбика в неприятные и никому не нужные сухие хлопья. Заткни тюбик скрепкой и клей свои любимые модельки дальше.

Клейкая лента

Обычная проблема: однажды размотанный, рулон скотча стремится всеми силами не дать вам найти конец ленты. В следующий раз, прикрепите к нему скрепку - удобно и просто.

 

Возможно, будет полезно почитать: