Исследование проектного управления инновациями и инвестициями. Особенности управления инновационными проектами в россии. Сущность управления инвестициями на предприятии

1

Предварительный анализ осуществимости проекта предполагает отбор и оценку инвестиционной привлекательности проекта. В теории управления проектом методика отбора и оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов разработана, к сожалению, крайне слабо. Определение приоритетов инвестора базируется на фундаментальных теоретических подходах и положениях современной теории менеджмента. В данном случае к ним относятся: факторный подход; системный подход; функциональная концепция; ситуационный подход; рыночно-ориентированный (маркетинговый) подход. В данной статье автор отдает предпочтение системному подходу, где проблема рассматривается как нечто целое, как система во взаимодействии всех её компонентов. В соответствии с системным подходом составными частями ситуации принятия инвестиционного решения являются: параметры решения, альтернативные варианты решения, целевая установка. В реальной практике управления проектом целевая установка является многоцелевой. Поэтому она в достаточно полной степени может быть описана только с помощью так называемого многоцелевого критерия.

инновации

инвестиции

инновационный проект

инвестиционное решение

1. Арманшина Г.Р. Рыночно-ориентированнывй подход к обосмнованию концепции инновационного проекта (на примере инновационных проектов предприятий выпускающих метизную продукцию) // Известия ОрелГТУ. – 2007. – № 4(202/540). – С. 144–151.

2. Арманшина Г.Р., Захарова Т.В. Инновационная политика: системный подход // Вестник ОрёлГИЭТ. – 2011. – № 4(18). – С. 10–16.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. – М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.

4. Светуньков С.Г., Аренков И.А. Логика маркетинговых решений. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 96 с.

5. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с. :ил. – (Серия «Академия финансов»)

Стадия разработки и реализации инвестиционных решений имеет принципиальное значение для потенциального инвестора. Ему выгоднее потратить инвестиционные ресурсы на изучение вопроса «быть или не быть проекту» и при отрицательном ответе отказаться от идеи, чем начать бесперспективное дело.

На данном этапе инвестор проводит предварительный анализ осуществимости проекта. В частности, он должен :

1) сформулировать инвестиционный замысел (идею) проекта;

2) определить цели и задачи проекта;

3) обосновать в общих чертах, как будет выглядеть проект;

4) проанализировать осуществимость проекта;

5) подготовить ходатайство (декларацию) о намерениях.

Если идея проекта оказалась приемлемой (технически, экономически, экологически и т.д.), можно приступить к более детальной его проработке, осуществляемой методами проектного управления.

Предварительный анализ осуществимости проекта предполагает отбор и оценку инвестиционной привлекательности проекта. В теории управления проектом методика отбора и оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов разработана, к сожалению, крайне слабо. Так, И.И. Мазуром, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге предлагается методика предварительного анализа осуществимости проекта .

Определение приоритетов инвестора базируется на фундаментальных теоретических подходах и положениях современной теории менеджмента. В данном случае к ним относятся: факторный подход; системный подход; функциональная концепция; ситуационный подход; рыночно-ориентированный (маркетинговый) подход.

Факторный подход концентрирует внимание на макроэкономических аспектах инновационных проблем. Он рассматривает развитие инновационной сферы как важнейшего фактора роста, качественного совершенствования и эффективного использования социально-экономического развития страны.

Системный подход в инновационной деятельности охватывает два направления. Первое предполагает создание инновационных систем, сформированных по территориальным и отраслевым признакам, - общегосударственной, региональных, межрегиональных, отраслевых и межотраслевых. Функционирование таких систем может осуществляться на иерархических принципах и обеспечивать возможность получения синергетического эффекта за счет использования уровневых взаимосвязей. Второе направление системного подхода в инновационном менеджменте рассматривает предприятие как относительно самостоятельную инновационную систему, имеющую собственные цели развития и подверженную влиянию эндогенных и экзогенных факторов. Такая система ориентирована на постоянство инновационного процесса, соответствующего требованиям синергии. Синергетический эффект достигается за счет использования: единой материально-технической базы инновационных разработок; совокупного кадрового потенциала; фундаментального инновационного задела; фактора организационной культуры, общей для всех подразделений предприятия; единого имиджа предприятия как представителя инновационной бизнес-среды и т.д.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Под функцией управления инновациями понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные воздействия на инновационный процесс. Базисной категорией функциональной концепции является тезис о необходимости рационального разделения труда в управлении инновациями, специализации управленческих решений. Характерной чертой данной концепции является строгое регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, распределения обязанностей и полномочий. При реализации функциональной концепции активно используется метод экономико-математического моделирования процессов принятия решений в каждой из функций управления.

Ситуационный подход в инновационном менеджменте предполагает: необходимость анализа внешних и внутренних факторов, детерминирующих эффективность инновационной деятельности; использование метода мониторинга, формирующего информационную базу, достаточную для такого анализа; систематизацию возможных вариантов инновационного поведения; сравнение вариантов и выбор наиболее рациональных управленческих решений в сложившихся ситуациях.

Реализация ситуационного подхода требует творческого применения разнообразного научного инструментария, адекватных ситуации методов и приемов. Особая роль отводится методу научной интуиции, который может быть использован работниками, обладающими высокими творческими возможностями, обширным опытом и глубокими профессиональными знаниями.

В условиях интенсивного развития рыночных отношений одним из основных становится рыночно-ориентированный или маркетинговый подход к управлению инновациями, предполагающий интеграцию целей, задач, функций, методов современного менеджмента и маркетинга. Важной особенностью системы подхода является смещение управленческих приоритетов и появление рыночных доминант. Главным направлением инновационного менеджмента становится стремление к укреплению рыночных позиций, приращение конкурентных преимуществ, увеличение занимаемой доли и завоевание новых рынков, то есть достижение определенных результатов в агрегированной производственно-рыночной деятельности. Исходя из целей диссертационного исследования, рыночно-ориентированный подход рассмотрим более подробно.

Рыночно-ориентированный подход к оценке инновационных проектов характеризуется рядом особенностей. В этой связи можно сделать два принципиально важных вывода относительно оценки эффективности инвестиций в инновационные проекты.

Во-первых, оценка эффективности инвестиций существенно зависит от внешних факторов и изменяется с их изменением. К таким внешним факторам относятся:

Конъюнктура на рынке капитала, определяющая как условия получения займа и ставку кредитного процента, так и доходность доступных инвестору альтернативных вложений его капитала с гарантированным и рисковым доходами;

Прогнозируемая конъюнктура на рынке сбыта, характеризующая будущее соотношение спроса и предложения, ожидаемый уровень цен, объёмы продаж и доходы от инвестиции;

Конъюнктура на рынке труда и материальных ресурсов, обусловливающая как расходы инвестора на приобретение объекта, так и текущие расходы на его эксплуатацию;

Налоги и налоговая политика федеральных и муниципальных органов;

Политика и действия конкурентов.

Во-вторых, в условиях рыночной экономики всегда существует доступная любому потенциальному инвестору возможность вложения капитала с гарантированным доходом, которую можно осуществлять в достаточно большом объеме (например, вклады в банк на срочный депозит, приобретение государственных и корпоративных облигаций или других обязательств). Подобные вложения представляют собой ту доступную инвестору альтернативу, относительно которой оценивается эффективность любого инновационного проекта. Оценивая такой проект, инвестор стоит перед дилеммой: финансировать его или реализовать другой доступный ему альтернативный проект с гарантированным доходом, выбранный в качестве базы сравнения.

Рыночно-ориентированные методы оценки инновационных проектов должны базироваться на использовании иных принципов. К основным из них необходимо отнести следующие.

Первым принципом, именуемым принципом возврата, является оценка возврата инвестируемого капитала на основе показателя денежного потока, формируемого как за счет суммы чистой прибыли, так и сумм амортизационных отчислений. При этом показатель денежного потока может приниматься дифференцированным по отдельным годам эксплуатации (реализации) инвестиционного проекта или как среднегодовой.

Вторым принципом оценки - принципом реальности - является обязательное приведение к настоящей стоимости как инвестируемого капитала (при неодноразовом или неоднократном его привлечении), так и сумм денежных потоков/притоков).

Третьим принципом оценки - принципом дифференцированности - является выбор дифференцированной ставки процента (дисконтной ставки) в процессе дисконтирования денежного потока для различных бизнес-проектов. Дело в том, что денежный поток в каждом проекте формируется под воздействием четырех факторов: реальной средней депозитной ставки; темпа инфляции в течение определенного периода (или премии за инфляцию); премии за риск; премии за низкую (или недостаточную) ликвидность. При этом числовые оценки этих факторов различаются по каждому бизнес-проекту.

Четвертым принципом оценки - принципом вариации - является вариация форм используемой ставки процента, используемой в процессе для дисконтирования, в зависимости от поставленной цели оценки. При расчете различных показателей эффективности инвестиций в качестве ставки процента, выбираемой для целей дисконтирования, могут быть использованы: средняя депозитная или кредитная ставка; индивидуальная норма доходности инвестиций с учетом реального уровня инфляции; альтернативная форма доходности по другим возможным видам инвестиций; норма доходности по текущей хозяйственной деятельности данной отрасли или сфере бизнеса и т.п. .

Разработка и реализация инвестиционных решений имеет собственную логику, определённую сущностью концепции управления проектами как науки и как философии предпринимательства. Эта логика едина как для решений в подсистемах управления проектом, так и для решений, принимаемых по отдельным единичным процессам управления проектом.

Формирование и реализация инвестиционного решения в этих условиях требуют от менеджеров проекта определённых навыков, следования логике процесса для достижения поставленных целей. Часть решений принимается на уровне рефлексии - на основе теоретических знаний и навыка практических решений в аналогичных ситуациях. Однако большая часть решений разрабатывается на основе тщательного анализа уникального разнообразия факторов и условий ситуации, выявления причинно-следственных связей и их предсказания. Эффективность таких решений предопределяется логикой и философией принятия инвестиционных решений, которые, таким образом, являются необходимым элементом системы экономических знаний современного менеджера по управлению проектом.

В соответствии с логикой принятия инвестиционных решений, чтобы осмыслить ситуацию принятия решения, её необходимо изучить во взаимосвязях с окружением; надо понять причины развития ситуации и движения этого развития, а значит, уяснить цели и способы их достижения, установить ресурсы и источники существования анализируемого явления, определяющего ситуацию принятия решения .

Объект познания - ситуацию принятия решений - таким образом, следует рассматривать как систему, функционирующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Поэтому сегодня методологией любого научного познания, а значит, и инвестиционных решений, выступает системный подход.

К числу важнейших задач, которые решает системный подход, относятся: разработка средств представления исследуемых объектов как систем; построение обобщённых моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном подходе объект познания представляется как определённое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. При этом выявляется многообразие причинно-следственных связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемой системы, так и в ее взаимодействии с внешним окружением. Свойства объекта как целостной системы при этом определяются не механистически, как простая сумма свойств его элементов, а особыми системообразующими связями элементов объекта. При этом указанные свойства не вытекают из свойств составляющих объект элементов, система получает новые свойства, не присущие её элементам.

Проблема, которая решается с помощью системного подхода, рассматривается как нечто целое, как система во взаимодействии всех её компонентов. Для изучения этой системы необходимо определить цель её функционирования, цели её отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определённым критериям. Важным этапом системного подхода является построение обобщённой модели или ряда моделей исследуемой системы, в которой учтены все существенные переменные.

Рассматривая системный подход как методологию решения и постановки проблем, выделяют одиннадцать этапов, следуя которым, можно последовательно и системно анализировать конкретную проблему .

1. Формулировка основных целей и задач.

2. Определение границ системы, отделение её от внешней среды.

3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.п.).

4. Выявление сути целостности системы.

5. Анализ взаимосвязей элементов системы.

6. Построение структуры системы.

7. Установление функций системы и её подсистем.

8. Согласование целей системы и её подсистем.

9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

10. Анализ явлений эмерджентности.

11. Конструирование системной модели.

Процесс разработки и принятия инвестиционного решения с позиций системного подхода может быть осуществлен с помощью системного анализа, то есть последовательным выполнением указанных выше этапов.

Системный подход предусматривает в качестве важнейших из своих инструментов исследования использование следующих методов разработки и обоснования инвестиционных решений: метод типологизации, исторический метод, метод сравнительного анализа и аналогий, математические методы и модели.

В соответствии с системным подходом составными частями ситуации принятия инвестиционного решения являются: параметры решения, альтернативные варианты решения, целевая установка.

Параметры инвестиционного решения определяются теми условиями, которые определяют ситуацию принятия решения. Эти условия многообразны, и для их анализа следует осуществить их классификацию по группам. Наиболее часто употребляемым является способ классификации параметров решения по их отношению к объекту исследования. Тогда их выделяют в две принципиально различные группы - экзогенные и эндогенные. К экзогенным параметрам принятия решений относят те из них, которые по отношению к объекту являются внешними. К эндогенным параметрам принятия решений относят те из них, которые являются внутренними по отношению к объекту. Очевидно, что правильное определение круга параметров принятия решений, изучение и их учет являются необходимыми условиями для формирования и принятия правильного решения.

Наличие альтернативных вариантов принятия инвестиционных решений является необходимым условием ситуации принятия решений. Действительно, если ситуация такова, что можно принять только одно решение и других вариантов просто не существует, то нет необходимости эту ситуацию изучать и применять к ней все достижения теории принятия решений.

Под альтернативным вариантом понимают вариант решения задачи, который вполне допустим с позиций состояния параметров принятия решений. Он называется альтернативным именно потому, что подобных вариантов решения задачи достаточно много. Каждый из этих вариантов имеет свою собственную структуру и показатели. Обычно отличие вариантов друг от друга не очень значительное, по крайней мере по позициям затраты - результаты. В противоположном случае проблемы выбора не было бы - наилучший результат легко определяется.

Целевая установка определяет цель, которая преследуется при принятии решения. Цель может быть самой разнообразной. При принятии инвестиционных решений цель имеет либо экономический, либо социально-экономический характер. Формализованная цель представляется в виде критерия. Критерий обычно позволяет осуществить точный расчет того, в какой степени достигнута сформулированная целевая установка.

В реальной практике управления проектом целевая установка является многоцелевой. Поэтому она в достаточно полной степени может быть описана только с помощью так называемого многоцелевого критерия. Многоцелевой критерий представляет собой в этом случае функцию, сформулированную из нескольких критериев, сущность и направление действия которых могут не совпадать.

Таким образом, результаты инвестиционных решений могут быть оценены только ориентировочно. Поэтому показатели их экономической эффективности на момент принятия решения не должны являться основанием для окончательного выбора. Решение должно приниматься на основании комплексного критерия, причем показатели экономической эффективности являются его важнейшими составляющими.

Рецензенты:

Попова Л.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел;

Шманев С.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики предприятий, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел.

Библиографическая ссылка

Арманшина Г.Р. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5-2. – С. 374-378;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38224 (дата обращения: 24.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Перечисленные четыре метода являются вполне честными и открытыми. Однако менеджеры зачастую используют и методы, которые не всегда можно одобрить с этической точки зрения.

Один из них - манипулирование людьми с избирательным использованием информации и сознательном изложении событий в определенном порядке. Например, выпячиваются положительные стороны инновации и скрываются отрицательные (для тех или иных групп сотрудников), т.е. предоставляется односторонняя информация , на основе которой люди вовлекаются в инновацию, не представляя себе всех последствий. Другой вариант - так называемая "кооптация", при которой поддержка нововведения со стороны уважаемых лиц (например, генерального директора) или групп (например, Правления фирмы) достигается путем их лжеучастия в проектировании нововведения. Например, генеральный директор может председательствовать на собрании, посвященном инновации , а Правление может обсудить нововведение. Но при этом инициаторы инновации не стремятся реально вовлечь генерального директора и Правление в проектирование и осуществление инновации , они хотят лишь заручиться их поддержкой. В то же время - в этом и есть обман - у рядовых сотрудников соз дается впечатление, что нововведение осуществляется под руководством генерального директора и Правления. К описанному методу близок распространенный обычай начинать, например, научные конференции с выступлений уважаемых людей - мэров городов, ректоров вузов и др.,- у которых есть только один недостаток - полная некомпетентность в проблемах, которыми занимается конференция. Именно поэтому указанные уважаемые люди исчезают вскоре после своего выступления, посвященного общим вопросам.

Наконец, надо назвать метод явного или неявного принуждения, когда менеджер заставляет принять инновацию под угрозой потери должности, работы и других благ. Аналогом в отношениях между государствами является использование вооруженной силы, т.е. война. Сотрудники, побежденные и порабощенные менеджером, могут смириться, но в дальнейшем нет оснований рассчитывать на дружелюбное сотрудничество. С другой стороны, без принуждения не обойтись, если необходимо быстро провести непопулярные изменения, диктуемые внешней обстановкой.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование одного или небольшого числа методов независимо от ситуации. Вторая по распространенности ошибка - метод "разделяй и властвуй", который при возможной краткосрочной эффективности приводит к большим проблемам в долгосрочной перспективе.

Действия при проведении изменения . Обычно выделяют пять этапов изменения - подготовку (планирование), "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, " замораживание " (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации .

  • определите основное содержание и уровень изменения;
  • составьте предварительный (пока!) план изменения, направленного на достижение определенных улучшений;
  • проанализируйте движущие и сдерживающие силы и возможный потенциал поддержки изменения;
  • определите, на кого конкретно повлияют изменения, каковы причины возможного сопротивления;
  • решите, кого еще необходимо привлечь к планированию процесса изменения;
  • выберите стратегию изменения и методы преодоления сопротивления;
  • постарайтесь выделить и проанализировать проблемы, которые, вероятно, могут быть вызваны инновацией;
  • составьте реалистичный план осуществления изменения и определите критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка изменения;
  • определите необходимые ресурсы (кадровые, временные, финансовые, материальные и др.), включая внешних консультантов.

На этапе "размораживания":

  • дайте время для снятия психологического напряжения в организации;
  • выберите методы подготовки и информирования сотрудников, соответствующие стратегии изменения;
  • контролируйте прогресс в подготовке изменения, а в случае необходимости корректируйте подходы и планы.

На этапе изменения:

  • меняйте только то, что необходимо для достижения желаемого улучшения;
  • имейте достаточные резервы времени и других ресурсов на случай неожиданных затруднений;
  • будьте готовы изменить стратегию в случае, если, как подсказывает опыт (Ваш, сотрудников или консультантов), это будет способствовать успеху инновации ;
  • информируйте сотрудников фирмы об успехах преобразований.

На этапе "замораживания":

  • выделите необходимые ресурсы для закрепления, "сохранения" проведенных на этапе изменения действий;
  • рассмотрите вопрос о последующем обучении (для работы в новых условиях) и / или трудоустройстве сотрудников;
  • осуществляйте планы (по использованию результатов инновации ) с учетом ситуации.

На этапе оценки:

  • проводите исследования последствий изменения и восприятия этих последствий;
  • поддерживайте обратную связь с теми, на кого влияют изменения, как внутри фирмы, так и вне нее;
  • информируйте (сотрудников, руководство фирмы, внешнее окружение, средства массовой информации и др.) о результатах проведенной инновации .

В современных условиях менеджеру приходится постоянно проводить инновации . Некоторые нововведения практически не требуют капиталовложений или вообще финансовых затрат. Например, переход к новому расписанию в учебном заведении может затронуть интересы больших групп преподавателей, учащихся и, возможно, даже их родителей, вызвать борьбу, а потому потребовать больших усилий у менеджера. Однако это нововведение никак не связано с финансовыми вопросами.

Другие нововведения, наоборот, невозможны без финансового обеспечения, т.е. без капиталовложений..

Инвестиционный менеджмент

Термин "инвестиции" в переводе на русский язык означает "капиталовложения". Соответственно инновационный проект, в котором основную роль играют капиталовложения, называют инвестиционным.

Управление инвестициями . Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой развивающейся организации. Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.

Любой инвестиционный проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организационной, временной, экологической, социальной и др. Каждая из них по-своему важна, однако финансовые аспекты инвестиционной деятельности во многих случаях имеют решающее значение .

Инвестиционный менеджмент - часть инновационного менеджмента . Многие нововведения требуют финансовых затрат, вложений капитала в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве. Следует финансировать научно-техническую деятельность , проведение исследований и проектирования изделий и технологических процессов. Необходимо оплачивать работы сотрудников на начальном этапе, рекламную кампанию и др. Например, речь идет о строительстве нового завода. Основное при принятии решения - выяснение финансовой выгодности или невыгодности будущего предприятия. Нельзя забывать, скажем, и о социальном окружении: с одной стороны, появятся новые рабочие места (легко ли будет их заполнить?), с другой стороны, население может выступить против проекта, сочтя его экологически вредным. В соответствии с Законом РФ "Об экологической экспертизе" любая намечаемая хозяйственная или иная деятельность рассматривается как имеющая потенциальную экологическую опа сность, а потому любая такая деятельность подлежит государственной экологической экспертизе (за счет заказчика). Только при ее положительном заключении разрешается финансирование и кредитование проекта.

Инвестиционные проекты выделяются среди инновационных тем, что для них весьма важной является финансовая сторона. Инвестиционные проекты могут разрабатывать не только частные предприятия, но и государственные. Так, изменение налоговой системы - тоже инвестиционный проект

Введем основные понятия, используемые в дальнейшем.

С экономической точки зрения инвестиционные проекты описываются потоками платежей, т.е. функциями от времени, значениями которых являются затраты (и тогда значения этих функций отрицательны) и поступления (значения функций положительны). Как правило, вначале необходимо вкладывать деньги (производить затраты ), а затем за счет поступлений возмещать затраты и получать прибыль . Однако возможны и ситуации, когда завершение проекта (например, закрытие атомной электростанции и утилизация отработанного ядерного топлива) требует существенных вложений.

В конкретный промежуток времени обычно происходят как поступления, так и платежи. Как элемент финансового потока рассматривается итоговый результат, т.е. поступления минус платежи. Этот результат может быть как положительным, так и отрицательным. Для различных вариантов управляющих воздействий на процессы налогообложения (например, различных вариантов изменения ставок налогов) при сравнении их с действующей системой ситуация аналогична. Если в результате управляющих воздействий налоговые сборы в некоторый момент меньше тех, что при действующей системе, то платежи считаем отрицательными ( приращение поступлений отрицательно), в противном случае - положительными ( приращение налоговых поступлений положительно). Выше отмечено, что для любого управляющего воздействия часть поступлений оказывается отрицательной, часть - положительной, и проблема состоит в их соизмерении, поскольку они относятся к различным моментам времени.

В финансовом плане, когда речь идет о целесообразности принятия того или иного инвестиционного проекта, необходимо получить ответы на три вопроса:

а) каков необходимый объем финансовых ресурсов?

б) где найти источники финансирования (кредитования) в требуемом объеме и какова цена их услуг?

в) окупятся ли сделанные вложения, т.е. достаточен ли объем прогнозируемых поступлений по сравнению со сделанными инвестициями?

Ответ на первый вопрос определяется инженерной сутью проекта и выражается в виде финансового потока, обоснованного в бизнес-плане. Ответ на второй вопрос зависит от конкретной ситуации на финансовом рынке . Для ответа на третий вопрос необходимо от финансового потока как функции от времени перейти к той или иной его обобщенной характеристике. Такой переход целесообразен также при сравнении различных проектов.

Отметим, что как при изменении налоговой системы путем варьирования значений управляющих параметров, так и при реализации иных крупных инвестиционных проектов меняются также и значения социальных, технологических, экономических и политических факторов. Например, строятся или приходят в упадок дороги (в зависимости от величины налогов, поступающих в Федеральный дорожный фонд), создаются или сокращаются рабочие места и т.д. Другими словами, оценку управляющих воздействий на процессы налогообложения, как и крупных инвестиционных проектов, нельзя проводить только с экономической точки зрения, должен учитываться весь комплекс СТЭЭП-факторов (т.е. социальных, технологических, экономических, экологических и политических факторов). При этом, очевидно, необходимо применять разнообразные процедуры экспертных оценок для комплексного учета СТЭЭП-факторов, нельзя опираться лишь на экономические расчеты. Не будем касаться здесь достаточно сложных проблем оценки социальных, технологических, экономических, экологически х и политических факторов, связанных с вложениями, например, в развитие образовательных учреждений, и подходов к налогообложению таких учреждений.

Обсудим подходы к сравнению инвестиционных проектов (и оценке управляющих воздействий на процессы налогообложения). Прежде всего отметим, что сравнение инвестиционных проектов - это сравнение функций от времени. Кроме того, имеется внешняя среда, которая проявляется в виде дисконт-функции (см. ниже) как результата воздействия СТЭЭП-факторов, и представлений законодателя или инвестора. Эти априорные представления проявляются в основном в виде ограничений на потоки платежей (в частности, могут быть заданы ограничения на объем кредитов или налогов) и на горизонт планирования, рассматриваемый лицом или лицами, принимающими решения (законодателями, работниками Министерства налогов и сборов или инвестором).

Что лучше - меньше, но сейчас, или больше, но потом ? Основная проблема при сравнении инвестиционных проектов, в частности, связанных с процессами налогообложения, соответствующих различным вариантам управляющих воздействий, такова: что лучше - меньше, но сейчас, или больше, но потом? Существенно увеличив сбор налогов сейчас, мы уменьшим рост производства и, следовательно, в дальнейшем из-за уменьшившейся налоговой базы будем собирать налогов меньше, чем в ситуации, когда мы вначале сократим ставки налогов, что даст быстрый рост производства и налоговой базы, и сборы в бюджет возрастут - но потом, а не сейчас. Ситуация описана в пословице: что лучше - синица в руках или журавль в небе?

Аналогичная ситуация возникает при сравнении инвестиционных проектов, рассматриваемых частным инвестором. Как правило, чем больше вкладываем сейчас, тем больше получаем в более или менее отдаленном будущем. Вопрос в том, достаточны ли будущие поступления, чтобы покрыть нынешние платежи и обеспечить приемлемую прибыль ?

Выбирая для реализации тот или иной инвестиционный проект , как и выбирая тот или иной вариант налоговой политики, те или иные управляющие воздействия на процесс налогообложения, мы сравниваем потоки платежей. При этом ситуация с инвестиционными проектами проще, поскольку мы можем существенно более точно предсказать моменты и размеры будущих поступлений и платежей для конкретного проекта, чем в случае системы налогообложения, охватывающей всех юридических и физических лиц. С другой стороны, будущие налоговые сборы должны учитываться при оценке эффективности инвестиционных проектов. Поэтому целесообразно рассмотреть параллельно проблемы сравнения потоков платежей для различных вариантов управляющих воздействий на процессы налогообложения и для различных инвестиционных проектов.

Введение…………………………………………………………3

Раздел 1.Сущность инновационного проекта….4

……………………………..6

…………………………9

……………11

Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами ……………………………….17

2.1. Порядок разработки инновационного проекта ……………18

Раздел 3. Планирование инновационного проекта

Раздел 4. Управление реализацией инновационных проектов ..........................................................................................30

……………………….....30

……………33

…………………………………..37

Заключение ……………………………………………........... 39

…………….44

Введение

Выбор своей темы контрольной работы «Управление инновационным проектом» я обосновываю тем, что в отечественной практике концепция управления проектами нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ, представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующего хозяйственного механизма управления научно-технического развития страны.

Цель контрольной работы – провести исследование темы «Управление инновационного проекта», полностью ее раскрыть, наметить проблемные стороны данной темы и способы их решения.

Задачами контрольной работы являются изучение сущности инновационного проекта, основных критериев оценки инновационных проектов, эффективности инвестиционного проекта, управления реализацией инновационных проектов.

Структура контрольной работы представляет собой: Введение, основная часть, заключение, приложения, литература (список использованной литературы).

Раздел 1. Сущность инновационного проекта

«Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации».

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

- модернизационный , когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя и др.);

- новаторский , когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

- опережающий , когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

- пионерный , когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы; первые радиоприемники, электронные часы, ракеты; биотехнологии).

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

1) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

2) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотню монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

По выполняемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет).

1.1. Этапы инновационного проекта

фазами . Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (см. Приложение 1).

Создание и реализация проекта включают следующие этапы :

Формирование инвестиционного замысла (идеи);

Исследование инвестиционных возможностей;

Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

Подготовка контрактной документации;

Подготовка проектной документации;

Строительно-монтажные работы;

Эксплуатация объекта;

Мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

Объектами инвестиций могут быть :

Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной программы (задачи).

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций :

Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги и т. п.);

Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Этап «исследование инвестиционных возможностей» предусматривает:

Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу учеников;

Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку коммерческой эффективности;

Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта;

Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап «ТЭО проекта» в полном объеме предусматривает:

Проведение полномасштабного маркетингового исследования;

Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

Подготовку исходно-разрешительной документации;

Разработку технических решений, в том числе генерального плана;

Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;

Инженерное обеспечение;

Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

Описание организации строительства;

Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

Формирование сметно-финансовой документации;

Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

Планирование сроков осуществления проекта;

Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

Формирование условий прекращения реализации проекта.

1.2. Элементы инновационного проекта

К основным элементам инновационного процесса относятся (см. рис. 1.1):




Рис. 1.1 Основные элементы инновационного процесса.

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

Комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;

Количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;

Непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;

Обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;

Сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;

Межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

1.3. Основные участники инновационного проекта

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематичное изображение основных участников проекта приведено на рис. 1.2.


Рис. 1.2 Основные участники проекта.

Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. «Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер - это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта».

Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту (производственные предприятия, ВУЗы и т.д.).

Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижений проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры проекта – это организация различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры, фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; аудиторские фирмы и т.п.


Рис. 1.3 Виды инновационных проектов.

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет большое разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Я классифицировал инновационные проекты по таким признакам как период реализации проекта, характер его целей, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений (см. рис. 1.3).

В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижения его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные – менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т.е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов решения сложных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление их на введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятий решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на: федеральные и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные инновационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ.

Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов формирования и управления проектом. Единство проектных принципов позволяет использовать общие методологические положения для управления инновационными проектами.

Что касается содержания инновационных проектов можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта по: стадиям инновационной деятельности; процессу формирования и реализации; элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности либо в новый подход к социальным услугам. С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя научно-исследовательские работы, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия.

В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т.е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий с течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление.

Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы:

Формирование инновационной идеи (замысла);

Разработка проекта;

Реализация проекта; - завершение проекта;

Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами

Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов. К числу основных принципов относятся:

- принцип селективного управления. Суть принципа – в поддержке проектов по приоритетным направлениям развития науки и адресной поддержке инноваторов – авторов комплексных проектов;

- принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные – на конечные цели этих проектов;

- принцип полноты цикла управления проектами. Предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проектов как систем.

- принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

- принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии.

- принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием неопределенных факторов, учитываемых в процессе управления.

- принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

- принцип комплексности. Разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с общей целью того или иного проекта;

- принцип обеспеченности, состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.

2.1. Порядок разработки инновационного проекта

«Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу (НИР) прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации». / Е. Д. Федорков, А. В. Мочалов. - Иркутск: Изд-во ИнВестРегион, 2007

  • 3 Елин И.А. Инициации проекта по внедрении методологии «бережливое проез- водство» / И.А. Елин, В.А. Васильев, С.В. Александрова //Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование». М.: Издательский дом «Европейский центр по качеству», 2015. 72 с. С. 15-19.
  • 4 A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) - Fourth Edition. -2008. PP. 23-27,44-46.
  • Во-первых, это институциональный критерий, характеризующий субъекта инновационного проектирования. Здесь можно выделить инновационные проекты, осуществляемые государственными структурами, крупными корпорациями, малыми инновационными предприятиями, инновационными фирмами при научных организациях и вузах, проекты, реализуемые на принципах частно-государственного партнерства и по международным инициативам 1,2 .

    В зависимости от сферы внедрения, можно предложить отраслевую типологию инновационных проектов. Наконец, в зависимости от функциональной направленности инновационных проектов, их можно разделить на проекты, нацеленные на такие виды инноваций как процессные, технологические, продуктовые, маркетинговые, организационные, экологические, образовательно-кадровые.

    Под проектом, по мнению ряда авторов, понимается «система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению» 3 .

    Следует отметить, что довольно часто в данный термин вкладывают два различных смысла, и понимают его либо как документацию, либо как деятельность. Но, по нашему мнению, наиболее корректным является понимание проекта как сочетание этих двух смыслов.

    Существует три различных подхода, относительно сущности инновационных проектов 4 . Они могут рассматриваться:

    • как форма управления инновационной деятельностью;
    • как процесс осуществления инноваций;
    • как комплект документов.

    Согласно первой точке зрения, инновационный проект - это сложная система различных мероприятий, которые зависимы и связаны с ресурсами, исполнителями, сроками, а также имеют направленность на дос-

    тижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

    Во втором случае инновационный проект это совокупность различных мероприятий, выполнение которых приводит к инновациям. Следует отметить, что данные мероприятия могут носить научный, производственный технологический, организационный, коммерческий, финансовый характер, и зачастую выполняются в определенной последовательности.

    Третий вариант подразумевает, что инновационный проект - это совокупность всей технической, организационно-плановой, а также расчетно-финансовой документации, которая является неотъемлемой частью при реализации проекта.

    Если объединить все вышеперечисленные точки зрения, то мы получим определение инновационного проекта в более широком смысле, и именно оно, на наш взгляд, является наиболее точным и полным.

    Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации . Необходимо отметить, что любой инновационный проект является инвестиционным, так как требует финансовых вложений.

    Специфическими характеристиками, свойственными инновационным проектам, выступают:

    • Реализация инновационных проектов, как правило, требует повышенного объема первоначальных вложений.
    • Инновационные проекты характеризуются более продолжительным сроком окупаемости.
    • Инновационный проект способен в значительной степени максимизировать денежные потоки, либо на основе возможности реализации продукции по более высоким ценам (в случае внедрения радикальных инноваций), либо на основе минимизации себестоимости (на основе внедрения процессных инноваций). Во многом именно данный аспект и определяет вклад инновационного проекта в стоимость компании.
    • Инновационные проекты характеризуются более высоким уровнем риска, что приводит к необходимости использовать более высокую ставку дисконтирования в инвестиционных расчетах. Это обусловливает определенную осторожность предприятий при инициировании и внедрении инновационных проектов.

    Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных проектов. Так, Поляков Н.А. выделяет следующие классификационные признаки инновационных проектов 1:

    • предметно-содержательная структура и характер инновационной деятельности;
    • уровень принятия решений по проекту;
    • характер целей проекта;
    • период реализации проекта;
    • тип инноваций, создаваемых в ходе реализации проекта;
    • масштаб и значимость проекта.

    Валдайцев С.В. классифицирует проект с точки зрения влияния на максимизацию стоимости компании и выделяет следующие :

    • проект по разработке и внедрению инкрементальных инноваций;
    • проект по разработке и внедрению радикальных инноваций. Очевидно, что при анализе инновационного проекта необходимо использовать сразу несколько классификационных признаков.

    При применении инвестиционных решений необходимо анализировать не только инновационный проект, но и проводить его сравнение с альтернативными проектами. В данном ракурсе анализа существует следующая классификация проектов:

    • Независимые (принятие решений об инвестировании в один из которых не влияет на принятие других проектов);
    • Зависимые (принятие одного из которых ведёт обязательному принятию связанного с ним проекта);
    • Взаимоисключающие (являются разновидностью зависимых, принятие одного проекта ведёт к отклонению другого).

    Именно при выборе одного из взаимоисключающих актуальным становится вопрос анализа эффективности по каждому из рассмотренных проектов, так как сравнение показателей эффективности позволяет инвестору принять грамотное решение о вложении средств.

    Очевидно, что для целей эффективного управления инновационными проектами необходимо вычленение достаточно большого количества их типов, учитывая масштабы народного хозяйства страны, сложную и разветвленную функционально и по уровням структуру управления экономикой, а также большое количество самих объектов инновационной сферы.

    Инновационные проекты характеризуются следующими признаками:

    • динамично меняющиеся требования к конечному продукту;
    • проект предполагает использование новых технологий и новых методов;
    • сжатые сроки выполнения проекта;
    • ожидания относительно результата проекта могут поменяться в ходе проекта;
    • окружение проекта можно описать как изменчивое и непредсказуемое.

    Традиционные подходы направлены на управление известным, в то время, как инновационные проекты - неизвестным. Классические проекты развиваются равномерно и стабильно, их планирование происходит методично в соответствии с заранее известным алгоритмом. Инновационные проекты носят непредсказуемый характер, а скорость инноваций имеет решающее значение .

    Инновационные проекты требуют умения управлять неизвестным (рыночные, экономико-политические, социальные изменения). Главным отличием традиционных проектов от инновационных, с точки зрения управления, является степень их предсказуемости. Так как инновационные проекты существуют в динамичном окружении, которое характеризуется быстрыми изменениями и высокой степенью неопределенности, требования к проекту постоянно изменяются в соответствии с изменениями внутренних и внешних факторов, таких как действия конкурентов, новые технологии, изменения потребностей заказчика, изменения в законодательстве и общей экономико-политической ситуации.

    Инновационные проекты требуют высокой скорости реагирования. Инновационные проекты требуют высокой скорости реагирования, что связано с постоянно меняющимися требованиями, все быстрее развивающимися технологиями и перманентной вариативностью конкурентной среды.

    Профессиональные менеджеры таких проектов понимают, что уделяя время тщательному планированию каждого шага, проект, вероятнее всего, потеряет свою актуальность к своему завершению. В течение этого времени предмет разработки и ожидания от него могут измениться до неузнаваемости.

    Инновационные проекты постоянно переориентируются и пере- планируются. Процесс разработки инновационного продукта предполагает проведение множества апробаций, большинство из которых приводят к неудовлетворительным результатам в краткосрочной перспективе, при этомпомогая найти верное решение в долгосрочной. Данный процесс является самокорректирующимся явлением, и у менеджера проекта не всегда есть время на утверждение каждого решения у руководства, поэтому им приходится принимать незамедлительные решения под натиском стремительно меняющихся требований и обстоятельств 1,2 .

    Следовательно, управление инновационным развитием отрасли необходимо рассматривать через призму управления реализуемыми проектами. Эффективность же инновационного развития при этом может быть представлена в двух видах: 1) в использовании потребительских свойств инновационного проекта/ов, проявляющихся в экономических конечных результатах, которые можно определить количественными показателями (приращение стоимости, рентабельность инвестиций и т. д.), и 2) в изменении качественных сторон производства и социальной жизни, которые непосредственно количественным измерениям не поддаются. Причем количественное исчисление эффекта, а через него и экономическая эффективность инновационной деятельности по отдельным этапам исполнения определить все же легче, чем эффективность инновационной деятельности в целом. Поэтому измерение экономической эффективности отдельно взятого инновационного проекта (продукта) и инновационного развития всей отрасли в целом должно проводиться в единстве их многообразия и взаимозависимости.

    Очевидно, что различные инновационные проекты необходимо оценивать как с учетом специфики самого проекта, так и с учетом специфики реализуемых инноваций. Для дальнейшего изучения инновационных проектов рассмотрим вопрос об их классификации.

    Отечественные авторы П.Н.Завлин и А.К.Казанцев разделяют инновационные проекты по таким признакам, как характер целей проекта, период реализации проекта, тип инновации, вид удовлетворяемой потребности и уровень принимаемых решений 3 . В целом на сегодня в экономической литературе вопросу классификации инновационных проектов уделяется недостаточно внимания, что подтверждается немногочисленными публикациями.

    Необходимо отметить, что предлагаемое выше разделение инновационных проектов по типу инноваций является одним из основных классификационных признаков, однако существует множество различных подходов к классификации самих инноваций. Вопрос дифференциации инноваций уже рассматривался в диссертационной работе, и, как отмечалось выше, к числу основных недостатков существующих классификаций инноваций можно отнести отсутствие четких границ между выделяемыми авторами классификаций видами инноваций и относительную несущественность отдельных классификационных признаков. Градация инновационных проектов по характеру целей на конечные и промежуточные также является далеко не бесспорной, так как инновационный проект нацелен на конечный результат - инновацию, и проекты, направленные на промежуточные результаты, не являются инновационными проектами.

    Для практического использования классификации инновационных проектов необходимо, на наш взгляд, в ее основу положить следующие классификационные признаки: источник финансирования проекта, затратность проекта, уровень риска проекта, характеристику предполагаемой инновации, период реализации проекта, результативность проекта и охват стадий инновационного процесса .

    По признаку источников финансирования инновационные проекты целесообразно разделить на финансируемые за счет: спонсорских и госбюджетных средств, средств на возвратной основе и собственных средств. Так же можно выделить комбинированное финансирование инновационных проектов, когда имеются несколько различных источников финансирования. Данный способ дифференциации инновационных проектов позволяет в ходе оценки реализуемости учесть определенные финансовые обязательства.

    Так же предлагается классифицировать инновационные проекты по объему инвестиций и уровню риска, при этом разделять их рекомендуется на три группы - высокие (крупные), средние и низкие.

    В зависимости от степени новизны предполагаемой к реализации инновации, целесообразно подразделять на проекты, ориентированные на реализацию абсолютных, улучшающих и элементарных инноваций. Необходимость подобной классификации обусловлена тем, что в зависимости от степени новизны (соответственно и радикальности) предполагаемой инновации, инновационные проекты будут характеризоваться различным уровнем затрат, степенью неопределенности и риска, продолжительностью и уровнем прибыли. Как правило, чем более радикальна реализуемая инновация, тем выше эти показатели.

    Соответственно, необходимыми являются классификации по времени реализации проекта и результативности проекта, которые рекомендуется ограничивать тремя группами (классами) в каждой.

    Так как инновационный проект может и не включать в себя проведения научно-исследовательских работ (НИР), например, внедрение уже разработанных новшеств, результатом которого является инновация, то следует разделять инновационные проекты по охвату стадий инновационного процесса. Такая необходимость обусловлена различными уровнями неопределенности проектов и различными методиками оценки реализуемости инновационных проектов в зависимости от охвата стадий инновационного процесса.

    Таким образом, предлагаемый вариант классификации инновационных проектов позволяет учитывать их особенности в ходе проведения оценки реализуемости этих проектов, а так же улучшать систему управления инновационной деятельностью в целом. Такой вариант классификации имеет не только теоретическую новизну, но и практическую направленность.

    Однако для того, чтобы определить последовательность работ и выстроить систему решения отдельных задач по достижению целей, классификации инновационных проектов недостаточно. Необходимо рассмотреть вопрос о разделении комплекса работ по реализации инновационного проекта на отдельные этапы.

    Данная проблема в отечественной литературе стала затрагиваться относительно недавно, поэтому из-за ее недостаточной проработки вопроса отсутствует традиционная точка зрения.

    Так П.Н. Завлин и А.К.Казанцев выделяют следующие основные этапы реализации инновационного проекта: замысел (формирование инновационной идеи), разработка проекта, реализация проекта, завершение проекта .

    Однако данный подход разделения инновационных проектов на этапы имеет ряд существенных недостатков и упущений:

    • 1.не рассматривается вопрос оценки реализуемости инновационных проектов. Данный этап является неотъемлемой частью инновационного проекта, так как последний связан с высокой неопределенностью реализации конечных результатов;
    • 2. инновационный проект может включать и не включать в себя проведение научно-исследовательских работ (НИР), например, внедрение уже разработанных новшеств, результатом которого является инновация. Таким образом, комплекс работ по своему характеру и содержанию будет сильно различаться в разных случаях;
    • 3. в случае прогноза неудовлетворительной коммерческой эффективности проекта или выявления технической неосуществимости проекта не предусматривается возможность его прекращения. Еще Б.Твисс в свое время отмечал, что «оценка проекта должна стать непрерывным процессом, предусматривая в любой момент остановку работ в свете дополнительной информации» 1 .

    Другой вариант разделения инновационного проекта на этапы предложили специалисты Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО). В соответствии с предложенной ими классификацией выделяется три этапа: прединвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, которые разделяются на подэтапы, включающие в себя определенный перечень работ. Однако данное разделение так же не лишено ряда недостатков .

    Принятие решений в проектной деятельности сопряжено с высоким уровнем риска, в связи, с чем анализ причин и факторов, обуславливающих их возникновение в проектно-ориенированном управлении требует глубокого исследования, так как именно недостаточно тщательный анализ рисков приводит к расхождению прогнозов и реальных результатов, что зачастую ведет к провалу проектов.

    При анализе системы управления рисками целесообразно использовать в качестве основного методологического инструмента системный подход, который представляет собой всесторонний подход, фокусирующий внимание не только на организации, но и на окружающей ее среде.

    Исходя из этого, следует, что система управления рисками представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, конечной целью которых является минимизация рисков. Ее можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени спрогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. В системе управления риском инновационных проектов можно встретить следующие их виды.

    1. Специфические риски

    В основе инноваций лежит возможность адаптироваться к изменениям, другими словами рассматривать перемены как возможность, а не угрозу 1,2 . Однако при этом важно не рисковать, а эффективно управлять рисками с самого начала проекта 3 . Некоторые исследования говорят о том, что от 40% до 90% неудач проектов связаны с непринятием нового продукта потребителями 4 .

    Исследователи в области проектного управления внесли большой вклад в разработку новых параметров, по которым можно идентифицировать риски и управлять ими. В частности, Сергей Флорцел и Михаи Иба- неску предложили концепцию динамического риска как детерминанта портфеля инновационных процессов управления, утверждая, что различные виды окружающей среды и ее динамики по-разному воздействуют на конкурентные преимущества компаний и их способность к форсайту, тем самым побуждая эти компании внедрять различные системы управления процессами для решения появляющихся под воздействием среды задач 5 .

    С. Ситкин предложил другой параметр - уровень контроля 6 . Данный параметр отражает способность рабочей группы инновационного проекта влиять на ход проекта так, чтобы решение, удовлетворяющее проектным требованиям, могло быть реализовано в рамках запланированных ресурсов. Также было предложено учитывать «скорость атаки» - параметр, отражающий время, в течение которого определенный риск начнет влиять на бизнес.

    Управление рисками в инновационных проектах напрямую коррелирует со способностью проектной команды достигать поставленные цели. Такие цели, как правило, рассматриваются в качестве критериев успеха проекта.

    Таким образом, можно выделить основные положения, свидетельствующие об успешности инновационного проекта 1:

    Инновационный проект должен быть реализован в рамках запланированных сроков.

    Эффективность

    Результаты инновационного проекта должны отвечать нуждам и требованиям организации и других заинтересованных сторон.

    Стоимость

    Проект должен быть реализован в рамках запланированного бюджета.

    В результате каждый критерий успешности проекта ассоциирован с определёнными рисками: расползание масштаба проекта, диссонанс с требованиями потребителей, превышение запланированного бюджета .

    На основе описанных выше макро рисков инновационных проектов можно выделить 2 отдельных кластера рисков: внешние и внутренние риски. Внешние риски объединяют в себе риски, которые не могут полностью контролироваться отдельно взятой компанией. Внутренние риски представляют собой риски, возникающие в связи с инновационной деятельностью в рамках проекта или компании, поэтому далее в данной работе основной акцент ставится именно на внутренних рисках.

    2. Внутренние риски

    Риски инновационных проектов требуют отдельного изучения, поскольку в большинстве случаев данные риски неизвестны или трудно идентифицируемы на момент начала проекта. А. Кадарея провел исследование, в рамках которого опрашиваемые компании должны были выделить основные риски успешных и неуспешных проектов .

    3. Внешние риски

    Несмотря на важность внутренних рисков инновационных проектов, не стоит недооценивать и внешние риски, такие, как: финансовые и экономические риски, риски низкого спроса, риски высокой конкуренции, риски, связанные с государственным регулированием и т.д. Ниже представлен список потенциальных источников внешних рисков, негативно влияющих на результаты инновационных проектов :

    Экономические риски - возникновение убытков в результате вложения капитала;

    • - Низкий спрос - неопределенный спрос на инновационные товары или услуги;
    • - Рыночные риски - доминирование существующих предприятий;
    • - Расходы на инновации - риск понести высокие прямые затраты на инновационные разработки;
    • - Информационные риски - риск отсутствия информации;
    • - Финансовые риски - риск меняющихся финансовых расходов во время инновационного проекта;
    • - Бренд - риск повлиять на исход инновационного проекта по причине плохой или нерелевантной репутации торговой маркой;
    • - Чрезвычайные ситуации - риск возникновения чрезвычайных ситуаций;
    • - Конкурентное давление - риск высокой конкуренции;
    • - Торговая марка/интеллектуальная собственность - риск, связанный с торговой маркой или проблемами авторского права;
    • - Государственное регулирование - необходимость соответствия государственным стандартам.
    • 4. Риски инновационных проектов с различным уровнем научно- технической значимости

    В действительности, упомянутые выше риски, могут иметь различную степень влияния на проект в зависимости от уровня их научно- технической значимости:

    Модернизационный

     

    Возможно, будет полезно почитать: