Единый урок "Я – предприниматель!". План-конспект урока на тему «Сущность предпринимательства и его виды

Хотите создать собственный бизнес или расширить имеющийся? Обязательно изучите «Пятнадцать базовых уроков» от основателя и главы компании Subway Фреда Де Люка. В своей книге «Начни с малого» он рассказывает о том, как небольшие стартапы превращаются в гигантов индустрии. Этот опыт и лег в основу «Пятнадцати заповедей» бизнесмена.

Урок первый. Начните с малого

Некоторые люди думают: если малый бизнес не приносит ощутимого дохода или не расширяется до международной компании, то от него нет никакой пользы. Я не согласен. С одной стороны, из малого всегда может вырасти большое, а с другой стороны, пока предприятие невелико, у вас есть время выучить уроки, необходимые для будущего успеха. Поэтому, если вы хотите создать в итоге большой бизнес, то лучше всего начать с малого. В настоящем маленьком деле представлены все основы предпринимательства, и благодаря ему вы получаете очень большой опыт.

Урок второй. Заработайте несколько копеек

Как в детстве вы зарабатывали карманные деньги? Может быть собирали пустые бутылки из-под лимонада и сдавали их за несколько копеек? Вы получили важный урок, который гласит: неважно, сколько ты зарабатываешь вначале, пусть и несколько копеек, но ты учишься зарабатывать. Вот они - первые уроки экономики.

Урок третий. Старт - это идея

Оглянитесь по сторонам. Что можно улучшить? Где свободная ниша? Поинтересуйтесь мнением окружающих. Вы обязательно натолкнетесь на стоящую идею. Сейчас нам кажется, что все большие идеи связаны с новыми технологиями, интернетом. Некоторые из создателей интернет-проектов за ночь стали миллиардерами, но часто начинали они с простой идеи.

Урок четвертый. Будьте дальновидны

Одной идеи мало. Вы должны представлять себе, что за нею стоит. Скажем, вы внедрили идею, и что дальше? Это «что» действительно очень важно. Что произойдет после того, как мы запустим бизнес? Чем он может стать? Какую ценность может иметь? Какую эмоциональную и финансовую пользу я от этого получу? Что именно в моем бизнесе заставит меня действовать, вкладывая силы и средства? Ответы на эти вопросы помогут вам сформировать общую картину своего бизнеса. И, создавая ее, всегда думайте о большем! Дайте себе возможность испытать возбуждение от идеи и связанного с нею будущего.

Урок пятый. Верьте в себя

Создание бизнеса - это постоянное решение проблем, которые никогда не кончаются. Очень часто будущее вашего предприятия кажется весьма сомнительным. Вам не хватает денег, вы теряете клиентов, поставщики разочаровывают, сотрудники используют ваше дело в своих интересах. Многое идет не так. Тогда окружающие непременно посоветуют вам забыть «сумасшедшую затею» и заняться чем-нибудь другим, например найти работу! Но даже в эти моменты вы не должны терять веру в себя и свой бизнес.

Урок шестой. Готовьсь, огонь, целься!

Не бойтесь, если у вас мало опыта. Вы можете всю жизнь потратить на планы и мечты. Лучше сначала выстрелить, придерживаясь общего направления, а затем уточнить цель, чем совсем не стрелять. Начните. Двигайтесь в нужную сторону и по ходу движения корректируйте курс.

Урок седьмой. Прибыль или гибель

Можно продавать очень много, но при этом оставаться неприбыльным бизнесом. Существует лишь два способа делать деньги: повышать продажи и снижать затраты. Поверьте, это урок, который следует выучить как можно раньше.

Урок восьмой. Будьте позитивны

Перед вами препятствия, которые кажутся непреодолимыми? Плохое настроение не поможет выйти из ситуации, поэтому будьте позитивны.

Урок девятый. Постоянно совершенствуйте свой бизнес

Те, кто добивается успеха, постоянно улучшают свою работу. Требуется вводить новые продукты, новые способы обслуживания, искать новые выходы на рынок, новые способы обогнать остальных. Вы не можете сделать это раз и навсегда - процесс никогда не кончается.

Урок десятый. Доверяйте своим людям

Возможно, это дается нелегко. Но опыт успешных людей показывает: нужно больше доверять своим людям… или пенять на себя.

Урок одиннадцатый. Никогда не тратьте все деньги

Вы можете делать ошибки, у вас может быть плохой день, неделя или даже год. У вас может быть мало денег, но вы никогда не должны тратить все, что у вас есть.

Урок двенадцатый. Ежедневно привлекайте новых клиентов

Вы не сможете расти, если к вам не будут постоянно ходить новые люди. Важно донести информацию о вашем продукте, пригласить его попробовать, а затем превратить разового посетителя в постоянного. И ежедневно привлекать новых клиентов - ваша основная задача.

Урок тринадцатый. Будьте настойчивы: никогда не сдавайтесь

Именно настойчивость - то качество, которое позволяет людям двигаться и добиваться успеха. Если вы сдадитесь, то никогда не вырастете. Оставайтесь верными своему плану или цели несмотря на обстоятельства. В бизнесе вы должны решать вопросы независимо от того, насколько трудно это бывает. У людей, которые сдались, один выход: начать заново и предпринять еще одну попытку.

Урок четырнадцатый. Дайте бренду имя

Это факт: несмотря на более высокую цену, брендовые продукты продаются лучше.

Урок пятнадцатый. Возможности никого не ждут.

Когда вы сталкиваетесь с возможностью, очень важно быть готовым сказать «да», прежде чем эта возможность куда-нибудь уйдет. Это не значит, что вы должны хвататься за что попало. Но если вы хотите начать и построить бизнес, то на какое-то предложение вы должны ответить «да».

Почему эти уроки так ценны? Если вы будете следовать им, то повысите вероятность успеха своего бизнеса. Их выучивают и применяют все предприниматели. А если вы планируете расширить свой бизнес так, чтобы в нем работало больше двух человек, то, конечно, вам придется узнать и многое другое. Книга «Начни с малого» полна вдохновляющих историй предпринимателей и обращает внимание, что не нужно откладывать со стартом своего дела. Лучше начать с малого и постоянно улучшать свой бизнес, чем не начинать вовсе и откладывать на потом.

Тема урока: «Ты предприниматель»

Цели урока:

  1. Осознание обучающимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
  2. исследование качеств личности предпринимателя;
  3. исследование предпринимательской деятельности.

Задачи урока:

  1. Познакомить с основными понятиями: «профессия», «предпринимательство», «предприниматель»;
  2. провести тестирование с целью определения предпринимательского потенциала;
  3. способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
  4. проверить и обобщить знания учеников по экономическим проблемам и предпринимательству;
  5. развивать умение обучающихся активно думать, развивать элементы образной памяти, воспитывать чувства соперничества и коллективизма.
  6. продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений обучающихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками;
  7. воспитывать культуру диалога и обмена мнениями, культуру эмоций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.

Аудитория: 7 – 9 классы

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Бизнес – это игра, величайшая игра

В мире – если вы знаете,

Как в неё играть».

Джеймс Уотсон

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  1. Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учёта интересов и склонностей при выборе профессии.

Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Тема нашего занятия звучит так: «Ты предприниматель». Слайд 1

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 2. Джеймс Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть». Как вы понимаете данные слова? Кто участники этой игры? (ответы обучающихся)

Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для современной молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему? (ответы обучающихся) . Верно, для того чтобы стать предпринимателем, человек должен обладать определёнными качествами, а какими и обладаете ли вы ими, мы попробуем разобраться на нашем занятии.

Предпринимательская деятельность разрешена и поддерживается законом. Слайд 3. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» введённый в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности:

предприниматель ведёт своё дело

От своего имени,

На свой риск, под свою имущественную ответственность.

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2,5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия тоже не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7 % людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, назовите предпринимателей вашего населенного пункта. (ответы обучающихся) Что вы можете рассказать об их деятельности? Как вы думаете, стали ли они успешными? Что помогло им добиться успеха? (ответы обучающихся)

4. Информационно - деятельностный этап.

Мы с вами имели возможность познакомиться с предпринимателями вашего населенного пункта. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль, и предпринимательская деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Для того чтобы выделить главные черты предпринимателя, попробуем сформулировать определение предпринимателя.

Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся) .

Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…

Его прибыль может быть очень большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.

Из данного определения выделите главные черты личности предпринимателя. (ответы обучающихся) .

Верно, успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.

Слайды 6-7. Современному предпринимателю присущи следующие черты:

  • Целеустремлённость
  • безграничная вера в свой продукт или вид услуг
  • изобретательность
  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
  • нацеленность на успех и получение прибыли
  • понимание своих сильных и слабых сторон
  • готовность начать всё с самого начала
  • аналитический склад ума
  • полная уверенность в своем бизнесе
  • способность своим примером увлечь за собой других
  • практичность
  • внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
  • стремление постоянно развивать своё дело
  • готовность пойти на риск
  • отсутствие страха перед трудностями

Слайд 8. Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:

  • самостоятельность
  • амбициозность
  • настойчивость
  • трудолюбие
  • стойкость
  • ответственность

Физкультминутка.

Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики) Слайд 9.

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в руках в любой ситуации, не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? (ответы обучающихся) Действительно, мотивов очень много. Выделим основные. Слайд 10.

  • больше зарабатывать, чтобы жить лучше
  • реализовать себя в чем-либо
  • быть независимым, успешным и обеспеченным

Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.

Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и даже возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!

Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»

Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. Слайд 11.

«Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году:

  1. Уважай власть . Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.
  2. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
  3. Уважай право частной собственности . Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
  4. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову . Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
  7. Будь целеустремлен . Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.

Проверим, а можете ли вы быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность. Слайды 12-13.

5. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательской деятельности.

За каждый положительный ответ – 1 балл

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить чем-либо?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

Подсчитайте сумму баллов. Слайд 14.

Если сумма набранных вами баллов равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 баллов. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 баллов, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Я надеюсь, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей или друзей родителей, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную, но благодарную и прибыльную работу.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам вспомнить все сказанное на уроке и заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».

Вам необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны вам для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Помните, предпринимательская деятельность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо.


В последние годы для реформирования системы образования предлагается большое разнообразие инноваций как в традиционной системе, так и вне её. Инновационный поиск непременно отталкивается от запросов современного общества. Рыночная система глубоко вошла в нашу жизнь, экономика присутствует во всех сферах деятельности каждого из нас. Поэтому задачей экономического образования является оказание помощи школьнику глубже усвоить основные понятия и положения теории, научится применять полученные знания при решении практических задач в домашнем хозяйстве, на производстве, в бизнесе, в повседневной жизни. Реальная жизнь многообразна, она требует от человека принятия быстрых и обоснованных решений в нестандартных ситуациях. Тема по предпринимательству способствует решению этой задачи.

Это занятие я решила провести в нетрадиционной форме, в виде ток-шоу, где героями являются настоящие предприниматели из родственников и знакомых учащихся данного класса. Участники обсуждения и зрители - ученики класса.

Главной целью таких типов уроков является создание модели нового “нескучного” урока, на котором ученики могут раскрыть все свои потенциалы, как умственные, так и творческие. Методами данного урока являются: интерактивная беседа между героями и зрителями, информационные технологии ( презентация).

Экономика, 11 класс.

Тема урока: Легко ли быть предпринимателем?

  • познакомиться с участниками предпринимательской деятельности, способствовать формированию знаний по предпринимательству и навыков предпринимательской деятельности, необходимых в жизненных ситуациях;
  • выявить особенности правовой грамотности предпринимательства;
  • содействовать пониманию необходимости знаний по предпринимательству в современных условиях экономики.

Знать термины: предприниматель, предпринимательство, юридическое лицо, формы предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности, цели предпринимательства, субъекты предпринимательства, предпринимательское право, права и обязанности предпринимательства.

Уметь: различать формы и признаки предпринимательской деятельности.

Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал, карты настроения для рефлексии.

Формы учебной деятельности: беседа по подготовленным вопросам с предпринимателями, выступления учащихся по вопросам основного содержания темы, дискуссия, ответы на вопросы учителя, запись основных положений в тетрадь.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: урок-игра (ток-шоу).

Структура урока.

1) Организационный момент.

3) Повторение изученного материала:

1. Понятие предпринимательства.
2. Субъекты предпринимательской деятельности.
3. Формы предпринимательской деятельности
4. Предпринимательское право
5. Как организовать свое дело (тренинг).

4) Итог урока.

5) Рефлексия.

Эпиграф урока (записан на доске):

“Мудр тот, кто знает нужное, а не многое”. (Эсхил)

Ход урока

1) Организационный момент.

Подготовка участников игры (герои ток-шоу и зрители).

2) Вступительное слово учителя.

С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности. На самом деле это сделать очень сложно, ни у каждого это получается. Наша задача разобраться в этой проблеме, найти пути ее решения. Ответить на вопрос – легко ли быть предпринимателем?

Выступление героев программы.

(рассказ приглашенных гостей, занимающихся предпринимательской деятельностью. С чего они начинали, с какими проблемами встречаются до сих пор.).

Вопросы участников ток-шоу (зрителей-учащихся) к героям программы.

(учащиеся задают вопросы, приготовленные ранее по предпринимательской деятельности).

3) Повторение изученного материала: Выявление основных понятий по предпринимательству:

1. Предпринимательская деятельность – это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст.2. Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…

Владимир Даль в своем словаре дает следующее объяснение понятия предприниматель. “Предприниматель – это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек”.

2. Субъекты предпринимательства:

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, в хозяйственном видении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами являются коммерческие организации и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.)

Гражданин имеет право заниматься предпринимательской без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. (ст.23 ГК РФ).

Отдельно выделен в п.2. ст. 23 ГК РФ такой субъект предпринимательского права, как глава крестьянского(фермерского хозяйства), осуществляющий деятельность без образования юридического лица.

3. Формы предпринимательской деятельности.

К формам предпринимательской деятельности относят: хозяйственные товарищества и общества, полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственные кооперативы, государственные. и муниципальные унитарные предприятия; предпринимательские организации – ассоциации (союзы), холдинги, финансово-промышленные группы.

4. Предпринимательское право.

Права предпринимателя:

Каждый предприниматель имеет право: самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливает на нее цены в пределах, определяемых законодательством РФ, и договорами, оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

Обязанности предпринимателя:

Выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФИ и заключенных им договоров; своевременно предоставлять декларацию о доходах и выплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ.

5. Как организовать свое дело? (тренинг)

Задание:

  1. Подумайте, какое свое дело вы могли бы открыть?
  2. Выберите юридическую форму предприятия (обоснуйте свой выбор).
  3. Подготовьте проект трудового договора с работниками (режим работы, условия оплаты, ответственность).
  4. Составьте схематично план бизнеса.

Обобщение (дискуссия).

  1. Можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока?
  2. Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?
  3. Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью?
  4. С какими новыми понятиями Вы познакомились?
  5. В каких вопросах расширили знания?

4) Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

Подготовить доклады по темам (на выбор):

- “Некоммерческие организации и предпринимательская деятельность”

- “Приватизация и, ее роль в предпринимательской деятельности в РФ”

Разработать проект собственной предпринимательской деятельности.

Рефлексия.

Ребята, с помощью карт настроения покажите свое отношение к сегодняшнему уроку:

  • Красный цвет - урок понравился, было интересно.
  • Зеленый цвет - урок не понравился.
  • Серый цвет - мне было все равно

Литература

1. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н.Экономика. Сборник задач. – М.:Аирис-Пресс, 2002

2. Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие.- М.:РИОР,2005

(Урок в 8 классе по курсу «Обществознание», учебник А. И. Кравченко)

Цель: создать представление о том, кто такой предприниматель, о роли предпринимательства в экономике, его функция и формах, способствовать формированию умений работать с учебником, с документом, анализировать, обобщать материал, использовать его для выработки новых идей, научить правилам поведения в экономической сфере.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Предметные результаты:

1)формулировать определение понятий «предпринимательство», «предприниматель»;

2)характеризовать качества, которыми должен обладать предприниматель;

3)называть функции предпринимателя, виды предпринимательства;

4)указывать отличия предпринимателя от менеджера и изобретателя;

5) формулировать собственное определение понятия «риск», приводить примеры предпринимательских рисков.

Метапредметные результаты:

1) используя исторические факты, а так же информацию из различных источников (СМИ, интернет), приводить конкретные примеры предпринимательской деятельности, рассказывать о российских предпринимателях.

Личностные результаты:

1)обосновывать собственное мнение, может ли любой человек стать предпринимателем;

2) оценивать свои предпринимательские способности;

3) иллюстрировать конкретными примерами проявления предпринимательской этики;

4)участвовать в групповой работе по выработке предпринимательского нововведения.

Основные понятия:

  • предпринимательство;
  • предприниматель;
  • функции предпринимателя;
  • формы предпринимательства;
  • предпринимательская идея, предпринимательское нововведение;
  • принципы предпринимательства

План урока

а) Предприниматель. Качества предпринимателя.

б) Функции предпринимателя.

в) Формы предпринимательства.

г) Предпринимательский риск.

д) Предпринимательское нововведение.

е) Этика предпринимателя.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование:

  • Учебник «Обществознание» 8 кл. под ред. А.И. Кравченко, параграф 13.
  • Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И Кравченко «Обществознание» 8 класс, параграф 13.
  • Презентация «Предпринимательство в истории».
  • Материалы для проведения игры «Заработать на жизнь».
  • Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Х.Л. Сугяне и его бизнесе «Хлебная усадьба».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка учебной задачи.

Беседа с классом.

Учитель: Назовите основные факторы производства. (Ответ: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предпринимательство).

Что является платой за использование ресурсов? (Ответ: рента, зарплата, процент, прибыль).

Сегодня мы познакомимся с четвертым фактором производства — предпринимательством. Учащиеся записывают тему урока в тетради и вместе с учителем формулируют учебную задачу: выяснить, кто такой предприниматель, каковы его качества, в каких формах существует предпринимательство, каким образом регулируется деятельность предпринимателя, каждый ли может быть предпринимателем?

Вниманию учащихся предлагается РР презентация (подготовлена учащимися), в которой рассказывается о предпринимателях России и западных стран (Б.Франклин, братья Макдональды, С.Морозов, С. Мамонтов, П.Третьяков, Елисеевы, Рябушинские).

Учитель: Кто такой предприниматель? Ученики предлагают свои определения. Для одних это человек, открывающий собственное дело, для других - спекулянт, рискующий своими и чужими деньгами. Для третьих — это управляющий, координирующий дело.

Учащиеся сопоставляют свои ответы с учебником и записывают определение в тетрадь: «Предприниматель - человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую- то потребность и приносящее прибыль»

Вопрос: Какими качествами обладает предприниматель?

Ученики отмечают такие качества как инициативность, умение решать встающие проблемы, свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решений, легкую адаптацию к ситуации, умение принять ответственность на себя, способность к установлению деловых связей, проведению переговоров, планированию, организации и оказанию личного влияния. Предприниматели — это люди, живущие по принципу «можешь — сделай». Психологи утверждают, что они обладают чувством внутреннего контроля. Они готовы взять на себя ответственность за допущенные ошибки, равно как и вознаграждение за достигнутые успехи. Они никогда не относятся к неудаче как к финалу, но лишь как к пережитому опыту.

Работа в парах. Учащимся предлагается подумать над вопросами:

1 вопрос: «Как соотносится понятие «предприниматель» и «изобретатель»? Можно ли сказать, что это одно и то же? Учащиеся должны отметить, что изобретатель придумывает, создает нечто новое, но часто не может реализовать продукт, а предприниматель продвигает товары и услуги, доводит их до покупателя, потребителя.

2 вопрос: «Как соотносится понятие « предприниматель» и «менеджер»? Учащиеся с помощью учебника (С.86-87) отмечают, что в мелком бизнесе это практически одно лицо, а в среднем и крупном бизнесе, как правило, разные, т. к. предприниматель - собственник компании, а менеджер - наемный управляющий, специалист по управлению.

Вопрос: А что такое предпринимательство?

Учащиеся предлагают свои версии.

Запись в тетради. Предпринимательство — это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (Учебник, с.85)

Вопрос: Что такое прибыль? Как ее получить?

Запись в тетради: «Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию».

Для лучшего понимания роли предпринимателя учащимся предлагается принять участие в игре «Заработать на жизнь».

1.Класс делится на две группы: представителей фирм (предпринимателей) и потребителей. Представители фирм получают по10 фишек по 1000 рублей и значки «Предприниматель», а потребители по 15 потребительских карточек, независимо от типа (15 карточек на природные ресурсы или 10 на людские и 5 на капитальные и т. п.), важно только, чтобы общее количество распределенных карточек разного типа было приблизительно равным.

2.Положить на одну из парт лист с надписью «Фабрика». Здесь будет осуществляться обмен потребительских карточек на карточки с надписью «Эконо». Эти карточки будут обозначать произведенные товары и услуги. Учитель занимает это место на время игры.

3.Предупредить учащихся, что когда треть или четверть участников продаст все свои карточки, через 5 минут игра будет закончена. Во время игры потребители продают свои карточки ресурсов за деньги и используют деньги для покупки «Эконо», предприниматели расплачиваются деньгами за ресурсы и получает их за «Эконо». Сделка заключается на основе свободных рыночных цен.

4.После окончания игры участники подсчитывают количество карточек (потребители - «Эконо», а производители - деньги). Выяснить, кто из предпринимателей оказались банкротами (накопили меньше 10000 рублей). Объяснить, что они понесли убытки. Отметить производителей и потребителей, добившихся наилучших результатов.

Игра поможет понять, что предприниматели объединяют разные виды ресурсов, чтобы произвести товар, полезный для потребителей, реализовать его и получить прибыль.

2.Функции предпринимателя.

Учитель: какую роль играет предприниматель в обществе?

(Ученики предлагают свои версии, выделяют главное и делают краткие записи)

Предприниматель выносит на рынок новые товары или услуги. Стоит только бросить беглый взгляд на любой дом, чтобы увидеть в нем холодильник и телевизор, пылесос и компьютер, блендер и миксер. За каждым из этих предметов стоят люди, понявшие нужду потребителя, которая не могла быть удовлетворена и изыскавшие способы к ее удовлетворению. Они изыскали все ресурсы и взяли на себя смелость предложить эти товары на потребительский рынок.

Предприниматели открывают новые ресурсы или используют старые на новый лад. Например, отходы производства или обновленные источники энергии. Предприниматели способствуют развитию новых технологий (например, наукоемкие, ресурсосберегающие, безотходные технологии).

Предприниматели открывают новые рынки. Новые рынки появляются в области здравоохранения и финансовых служб. Предприниматели умеют разглядеть новые рынки там, где они еще не существуют (ОСАГО, туризм).

Предприниматели реорганизуют существующие предприятия. Любое предприятие, остающееся неизменным, вскоре непременно становится отстающим. Предприниматели умеют найти наилучшие способы такой реорганизации с помощью снижения себестоимости и усиления эффективности. Г.Форд реорганизовал автомобильную промышленность, Э.Карнеги — производство стали.

3. Формы предпринимательства .

Учитель: Предпринимательство может воплощаться в трех формах (в зависимости от области применения)

а) Рискованное начинание. Рискованное начинание - это открытие нового бизнеса. Учитель предлагает учащимся привести примеры. Например, космический туризм.

б) Внутреннее предпринимательство. Это предпринимательство в рамках существующего уже дела. Учитель предлагает ученикам привести примеры. Например, предприниматель может найти способы реорганизации управления и производства или уменьшения расходов, или увеличения эффективности путем внедрения новой системы ведения бухгалтерского отчета или обработки информации.

в) Социальное предпринимательство. В обществе есть сотни проблем требующих своего решения. Многие из этих решений могут исходить от правительства или неприбыльного сектора нашей экономики. Учащиеся приводят свои примеры (борьба с наркоманией, бездомностью, преступностью).

В зависимости от количества участников выделяют три формы предпринимательства:

(учащиеся работают со схемой на странице 87 учебника).

Индивидуальное (фирмы, предприятия розничной торговли);

Партнерское (товарищество, принадлежащее нескольким собственникам);

Корпорации (хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг)

Вопрос: определите, в чем проявляются преимущества и недостатки каждой формы.

Учащиеся отвечают на вопрос, используя учебник.

Физкультминутка. Ученики выполняют зарядку:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте),

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук),

Сделать вдох и сделать выдох (вдох - выдох),

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох).

Будь атлет всегда готов (аплодисменты).

4.Предпринимательский риск.

Учитель:

Отличительные особенности предпринимателя:

а) стремление к независимости;

б) повышенное стремление к достижению цели;

в) склонность к риску.

Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Сугяне Х.Л. («Хлебная усадьба).

Вопрос: Какие риски преодолевает предприниматель на пути к успеху?

Учащиеся отмечают следующее: недостаток инвестиций, необходимость постоянно усовершенствовать производство, жесткая конкуренция, текучесть кадров, необходимость повышать квалификацию, кризис, опасность разорения.

  1. Предпринимательское нововведение.

Вопрос: Как возникают предпринимательские нововведения? (Рассказ учителя)

Нововведение — это процесс развития нового производства, внедрения новых технологий. Результат нововведения всегда один и тот же: повышение возможных инвестиций в экономику. Нововведения, стимулируя рост инвестиций, повышают общий спрос, тем самым поднимая как количество продукции, так и уровень занятости. Предприниматель является носителем нововведения, создающим возможности инвестиций в экономику, которые усиливают ее рост.. Нововведение может рассматриваться как целая серия шагов, в результате которых товары и услуги, уже существующие, усовершенствуются и тем самым больше соответствуют запросам покупателей.

Процесс нововведения включает в себя три стадии:

а) выработка концепции. Сводится к определению новых потребностей общества и выработке идей в области производства, услуг и технологий.

б) Усовершенствование. Выработанная идея должна быть развита и проверена на осуществимость. Это самый длительный и трудный этап.

в) Коммерциализация. Идея должна быть претворена в товар или услугу, вынесена на рынок и эффективно продана.

Учащиеся делают записи о стадиях предпринимательского нововведения.

Работа в группах.

Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа предлагает и обосновывает по 1 предпринимательской идее для нашего района, поселка, школы. В процессе обсуждения вырисовываются наиболее интересные идеи.

Учащиеся получают задание на дом разработать бизнес-план для наиболее перспективной из идей. Учитель дает пояснения для составления бизнес-плана.

Бизнес-план — это документ, в котором отражаются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются способы решения этих проблем.

  1. Главное в бизнес- плане - разъяснить, что необходимо сделать, чтобы получить прибыль.
  2. За счет чего вы надеетесь обойти конкурентов, чтобы ваш будущий продукт привлекал покупателей, и продажи постоянно росли.
  3. Каких финансовых результатов вы ожидаете в будущем.

Опыт показывает, что учащиеся с интересом выполняют это задание, которое помогает им представить себя в роли предпринимателя, учесть свои интересы и запросы потребителей. Разброс тем очень широкий (авторемонтная мастерская, ветеринарная лечебница, косметический салон, интернет-кафе, пивзавод и т.д.)

Рефлексия

Учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности, прикрепляя на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды - урок прошел полезно, плодотворно;

Цветок - неплохо;

Зеленый листок - не совсем удовлетворен;

Желтый листок - «пропащий день», неудовлетворенность.

Домашние задание:

Рабочая тетрадь, п. 13, задание 2, сформулировать правила предпринимательской этики, оценить свои предпринимательские возможности.

Составить бизнес-план какого-либо предприятия (для учащихся, успевающих на «4» и «5»).

Учитель МОУ «Бегуницкая СОШ» Симонова Л.А.

Урок: Предпринимательство

Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России.

Задачи:

    Образовательные : сформировать у учащихся представление о «предпринимательстве», его сущности и роли в системе рыночных отношений; определить качественные характеристики профессии предприниматель.

    Развивающие : развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, развивать навыки работы с текстом, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности

    Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к окружающим, воспитывать отношение к предпринимательству не только как к способу получения прибыли (личной выгоды), но и способу удовлетворения потребностей общества.

Оборудование: презентация «Предпринимательство», индивидуальные рабочие листы, дидактические материалы для групповой работы, анкета личных предпринимательских способностей, картинки-улыбки для выделения групп и рефлексии настроения.

Новые слова:

Предпринимательство

Предприниматель

Бизнес

Прибыль

Ход урока

1.Мотивационный этап.

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.

Я надеюсь, что наше общение с вами сегодня будет не только полезным, но и интересным.

Обществознание

Сферы общества

Какую сферу изучаем

Какие ключевые сферы объединяет экономика

Какой элемент на первом месте

Почему

Основу производства составляют ресурсы или иначе факторы производства. Назовите их

Учитель: Учащимся необходимо распределить «урожай» по корзинам

Корзины:

Труд Земля Капитал Предпринимательство

Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело,)

Как вы думаете, какой из этих факторов является самым главным.

Предпринимательство

Что вам известно об этом факторе?

Первоначальная оценка знаний учащихся по теме. На доске шкала.

- Определите уровень своих знаний по теме урока: низкий, средний или высокий.


Учащиеся на листочках по шкале оценивают собственные знания по данной теме и ставят определенный знак.

Как вы оценили свои знания? Высокий уровень или низкий?

Какие бы вопросы хотели задать, чтобы узнать о предпринимателе и предпринимательстве?

Формулируют цель урока:

Кто он предприниматель?

Чем он занимается

Как занимается

Для чего занимается предпринимательской деятельностью?

Кто он предприниматель?

Вопросы на экране:

Кто?

Чем?

Как?

Для чего?

Давайте разберемся: Кто такой предприниматель? и Кто может быть предпринимателем? Наверняка у каждого из вас уже имеется представление о предпринимателе, у каждого свой образ предпринимателя, который, я надеюсь, мы дополним в ходе урока.

Для этого поработаем парами. Каждая пара будет выполнять свое задание. Прочитайте задание, подумайте, посоветуйтесь, придите к единому решению, совместно выберите выступающего.

КТО?

1. Задание:

Работа по тексту учебника - Яковлева и Григорьева

Параграф 13.

Стр. 85 Абзац «Предприниматель - …им кошельком» и стр 86 «Предпринимателем … компьютерную империю» и с обществоведческим словарём

2. задание – изучение нормативных документов – выясняют, кто может быть предпринимателем. Яковлев Д. и Исаев В.

Конституция РФ

Гражданский кодекс

Сколько вам лет? Если вы придёте в налоговую инспекцию, вас зарегистрируют как предпринимателей?

Ответы детей. Рассказ по нормативным документам. Назвать документы

Если предпринимателем может быть любой гражданин РФ, почему же есть учителя, механики, водители, продавцы?

3 задание – изучают текст «Качества предпринимателя» и выполняют задания – раздаточный материал

После обсуждения и дополнения подводится итог - называются самые важные, по мнению учащихся, качества. Ответы фиксируются в рабочих листах.

Учитель: А теперь давайте проверим, кто из вас в будущем может себе выбрать профессию предпринимателя.

Анкета по оценке личных предпринимательских способностей

Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?

4. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи, награждения?

5. Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности избранного пути других?

6. Понятны ли вам идеи и мысли других людей?

7. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег, знакомых?

8. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

9. Считаете ли вы, что если вы что-то уже решили, то вас ничто не остановит?

10. Начинать что-то новое всегда страшно. Относитесь ли вы к числу тех, кого это не остановит?

Ключ

Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте, пожалуйста, сумму очков.

Результат

Если сумма очков равна 8 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идеи действительно того заслуживали.

Вы набрали от 5 до 7 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны, но все возможно, если упорно работать над собой.

Если у вас менее 5 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта, и прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Затем учитель интересуется результатами. Первыми поднимают руки те, кто может стать предпринимателем, затем те, кому надо работать над собой, последними те, кому лучше не начинать, учитель убеждает последних не расстраивайтесь, ведь есть еще множество профессий, где можно себя реализовать.

Как выяснилось не все обладают этим качеством.

О формляют на рабочих листах

Чем занимается предприниматель?

С каким видом деятельности у вас ассоциируется предпринимательство?

Выслушать мнение обучающихся.

Работа по тексту учебника с. 88 до «Пример успешного бизнеса»

Предприятие с числом рабочих более 500 – крупное предпринимательство

Предприятие с числом рабочих от 100 до 500 – среднее предпринимательство

Предприятие с числом рабочих менее 100 – малый бизнес

Работа со статистическими данными Урмарского района

Видеозарисовки

Какое предпринимательство развито в нашем районе?

Малое и среднее

Какие отрасли экономики охватывает малый и средний бизнес?

Учащиеся называют по таблице


Распределите эти отрасли экономики по видам предпринимательства.

Подсчитайте долю в %.

Почему малый бизнес?

Почему сфера услуг?

Ответы обучающихся

Для чего организует своё дело? Какова цель предпринимательской деятельности?

Работа по тексту учебника с.85 «Стремление к прибыли…4 лет»

Итак, основной доход предпринимателя – прибыль. Все вы понимаете, что он будет существенно отличаться от дохода наемного работника.

Используя текст, найдите главное отличие дохода предпринимателя и дохода наемного работника.

В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат. Цена услуг труда, доход наемных работников – заработная плата. Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполняемую работу. Это гарантированный доход работника предприятия.

Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Прибыль один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. По Кантильому (18 век) предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец и т.д.). Он получает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли.

Учащиеся формулируют главное отличие прибыли от заработной платы – ее непостоянство. Обязательно фиксируют это в рабочем листе.

Проводится упражнение «Цветные карандаши».

Детям предлагается взять цветные карандаши, положенные на парту.

Учитель: Предположим, что вы - предприниматели. Наступил конец отчётного периода. У вас в руках ваш доход. Как вы распределяете свой доход?

Все это доход предпринимателя (в руках у учителя карандаши). После выплаты заработной платы рабочим, налогов, оплаты электроэнергии, аренды помещения, затрат на производство и др. (учитель откладывает карандаши), у предпринимателя остается чистая прибыль (несколько карандашей).

Учитель: Именно ради этого небольшого количества карандашей – прибыли, предприниматель должен проявить все свои способности, инициативу, рискнуть и нести ответственность за свой риск, а самое главное быть новатором. Поздравим аплодисментами успешных предпринимателей (детей у которых остались карандаши), задумайтесь те, кому их не хватило или не осталось после уплаты всех затрат.

«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (Адам Смит)

Почему государство стимулирует развитие бизнеса?

Выигрывает всё общество

Значение предпринимательства для экономики государства:

    Предприниматель создает рабочие места.

    Предприниматель платит налоги и этим повышает благосостояние государства.

    Стремясь получить прибыль, предприниматель вносит новшества

в процесс производства (новые товары, услуги, технологии и т.д.)

Итак, мы уже с вами довольно много узнали нового, что-то взяли из вашего жизненного опыта, о чем-то услышали впервые. Давайте создадим законченный образ предпринимателя. Учащиеся выполняют задание в индивидуальном рабочем листе. По истечении выделенного времени, проверка по цепочке.

Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя ______________ за хозяйственные решения, вкладывать ___________, силы и средства с целью получения ______________ на основе сочетания __________ выгоды с _________________ пользой.

Вернёмся к шкале

Мы с вами не вспомнили такое качество, без которого деятельность предпринимателя значительно осложнилась – это оптимизм. Мы начали урок с улыбки, изменилось ли ваше настроение к концу урока, если оно замечательное поднимите улыбающееся изображение. Я очень рада и желаю, чтобы любое дело, даже такое сложное, рискованное и ответственное как предпринимательство, вы начинали с улыбкой и оптимизмом, и тогда успех и удача точно улыбнутся вам в ответ.

Учитель благодарит и оценивает работу учащихся.

Предпринимательство это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.

Бизнес – это любая (не запрещённая законом) деятельность, нацеленная на получение прибы ли.

Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.

 

Возможно, будет полезно почитать: