Мсп малое и среднее предпринимательство. Какой бизнес считается малым или средним? Отличия малого от среднего бизнеса
Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены , они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.
Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям
Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:
- использовать сокращенный рабочий план счетов;
- применять кассовый метод признания доходов и расходов;
- составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
- ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
- проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
- перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
- любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
- не применять требования: , ;
- не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.
У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты , а также вести бухучет без применения двойной записи.
В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.
Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.
Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.
Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.
Согласно Конституции
Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.
Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.
Количество работников
Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.
Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.
Налоги
Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.
Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.
Поддержка
Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.
1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.
2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.
3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.
4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.
5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.
6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.
Из истории
Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.
В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.
Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").
Закон
В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.
Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.
Другие условия
В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.
По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).
Категории
Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.
На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.
Документы
Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.
1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.
2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.
3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).
4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.
Сроки
Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.
Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.
Программы поддержки
Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.
Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.
Участие
В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.
Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.
Субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства позволяет воспользоваться государственной и (или) муниципальной поддержкой.
Внимание! Субъектами малого и среднего предпринимательства могут быть признаны коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
1. Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%, доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%.
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:
101-250 человек для средних предприятий,
До 100 человек для малых предприятий, в составе малых выделяются микропредприятия – до 15 человек.
3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:
1000 млн. рублей для средних предприятий,
400 млн. рублей для малых предприятий,
60 млн. рублей для микропредприятий.
Выводы
1. Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданами, зарегистрированными в установленном порядке, и организациями.
2. Организация может быть коммерческой или некоммерческой.
3. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только в той мере, в которой это необходимо для достижения целей ее основной деятельности. Коммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность без ограничений.
4. ИП и ООО – полноправные участники гражданского оборота, однако каждая из этих форм имеет свои особенности.
5. Существует понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства предприятию необходимо соответствовать установленным признакам.
Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:
- зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
- зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.
Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.
1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.
Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.
2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.
Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:
- бюджетным, автономным научным учреждениям;
- бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
- юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.
Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Критерий 2. По средней численности работников.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:
- для микропредприятий – 120 млн рублей;
- для малых предприятий – 800 млн рублей;
- для средних предприятий – 2000 млн рублей.
Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.
Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы» .
1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Субъекты малого и среднего предпринимательства - данный правовой статус наделяет его обладателей рядом преимуществ по отношению к иным субъектам предпринимательской деятельности. Кто и на основании каких признаков относится к ним, расскажем в настоящей статье.
Критерии МСП в 2018 - 2019 году — сводная таблица
Чтобы понять, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо обратиться к ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — ФЗ № 209). Представим критерии в виде таблицы.
Субъекты малого предпринимательства - критерии 2018 - 2019 года
Критерий |
Дополнительные критерии, особенности |
||
Госрегистрация юрлица/ ИП |
Обязательно для всех субъектов |
Включение в единый реестр МСП |
|
Организационно-правовая форма |
Хоз. общества Хоз. партнерства Хоз. товарищества |
Принадлежность акционерам/участникам: РФ или ее субъектам, муниципальным образованиям, общественным, религиозным или благотворительным фондам и организациям, не более 25% акций/долей; Иностранным юрлицам и (или) юрлицам, не являющимся МСП, не более 49% акций/долей. |
На хоз. общества не распространяются обязательные критерии по массовой доле участия РФ и иностранных юрлиц при соответствии общества хотя бы одному из следующих критериев: Отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ; Участие в проекте «Сколково»; Практическое применение результатов изобретений, достижений, ноу-хау и т.п, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям; Нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций. |
Иностранные юрлица |
|||
Кооперативы (потребительский, производственный |
|||
Численность штата |
До 15 чел.-микропредприятие; От 15 до 100 чел. - малое предприятие; От 100 до 250 чел. - среднее предприятие. |
||
Годовой доход |
До 120 млн рублей - микропредприятие; От 120 млн до 800 млн - малое предприятие; От 800 млн до 2 млрд - среднее предприятие. |
С 01.12.2018 круг субъектов МСП расширился (см. п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 313-ФЗ) за счет:
- хозяйственных товариществ, доля РФ, ее субъектов, муниципалитетов, общественных и религиозных организаций в складочном капитале которых не превышает 25%, а доля иностранного участия и юрлиц, не являющихся субъектами МСП - в пределах 49%;
- иностранных юрлиц (за исключением офшорных), подпадающих под условия по годовому доходу и численности штата, установленные для средних предприятий без предъявления требования по участникам.
Кто относится к МСП - юридические признаки
В первую очередь законодатель обращает внимание на необходимость госрегистрации предприятия и внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 4 ФЗ № 209). Кроме того, субъект МСП должен иметь одну из следующих организационно-правовых форм (п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209):
- хозяйственное общество или партнерство (с 01.12.2018 еще и хозтоварищество);
- кооператив — производственный или потребительский;
- крестьянско-фермерское хозяйство;
- индивидуальный предприниматель.
ВАЖНО! Не могут быть отнесены к субъектам МСП организации иных форм (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Дополнительные требования к хозяйственным обществам и партнерствам
Для хозяйственных обществ/партнерств установлены дополнительные критерии отбора (ч. 1 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209). Решающими факторами, позволяющими отнести их к МСП, будут:
- участие в проекте «Сколково»;
- применение различных изобретений, достижений, ноу-хау, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;
- нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций в соответствии с законом «О науке и государственно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
Если речь идет об ООО, то в их уставном капитале доля государственного или муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных организаций или фондов не может быть более 25%, а доля иностранного участия субъектов, не являющихся МСП, — более 49%.
Для АО необходимо соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных общих требований для хозяйственных обществ или двух специальных требований:
- отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
- принадлежность таким акционерам, как РФ или ее субъекты, муниципальные образования, общественные, религиозные или благотворительные фонды и организации, не более 25% акций, а иностранным лицам, не являющимся МСП, не более 49% акций.
Определение принадлежности к МСП по критерию численности штата
Важнейший критерий для определения того, кто является субъектом малого предпринимательства, — численность штата. Если в организации число работников не превышает 15 человек, это позволяет отнести ее к микропредприятиям; численность не более 100 человек — к малым предприятиям; количество работников от 100 до 250 человек — к средним (п. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209).
Для хозяйственных обществ/партнерств, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере легкой промышленности, установлена предельная численность для средних предприятий в размере 1 тысячи человек. Правила формирования перечня предприятий, подпадающих под это правило установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412.
Какие организации являются МСП по критерию прибыли
Следующим критерием принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства является размер прибыли, получаемой субъектом в процессе его коммерческой деятельности. Критерий касается организаций любых организационно-правовых форм. Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265 установлена следующая дифференциация:
- при годовом доходе до 120 млн руб. предприятие относится к микропредприятиям;
- от 120 до 800 млн руб. — к малым предприятиям;
- от 800 млн до 2 млрд руб. — к средним.
Для расчета вышеуказанной величины берется общий доход от всех видов деятельности, осуществляемых предприятием, независимо от налоговых режимов. Учитывается прибыль, полученная организацией за предыдущий календарный год.
Как правильно определить категорию бизнеса
В связи со сложной системой критериев на практике могут возникать проблемы с определением того, какие организации относятся к той или иной категории субъектов малого предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие).
При наличии противоречий между признаками в расчет берется тот, который имеет наибольшее значение (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209).
При этом действуют также дополнительные правила:
- Если ИП не использует труд наемных работников, то его отнесение к той или иной категории МСП осуществляется по критерию величины дохода.
- ИП, работающие по патентной системе, а также предприятия всех организационно-правовых форм и ИП, созданные в период с 01 августа по 31 июля следующего года, относятся по умолчанию к микропредприятиям.
- Предприятия — участники проекта «Сколково», освобожденные от обязанности представлять налоговую отчетность о величине дохода, относятся к той или иной категории МСП согласно критерию о численности штата.
Реестр МСП
Все субъекты малого и среднего предпринимательства включаются органами Федеральной налоговой службы в специальный реестр. Реестр обновляется 10 августа каждого года на основании данных ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также предоставляемых предприятиями сведений о численности штата, доходах, налоговых режимах; информации, поставляемой биржами, госорганами, держателями реестров владельцев ценных бумаг в соответствии с пп. 6, 6.1 ст. 4.1 ФЗ № 209. Вновь созданные юрлица и зарегистрированные ИП включаются в реестр не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, равно как и сведения о данных предприятия в случае их изменения.
В реестре содержится следующая информация (п. 3 ст. 4.1 209-ФЗ):
- Наименование организации или Ф.И.О. ИП, адрес, ИНН.
- Дата внесения сведений в реестр.
- Присвоенная категория субъекта МСП.
- Коды по ОКВЭД.
- Информация о лицензиях предприятия, производимой продукции.
- Сведения об участии в закупках и заключенных контрактах и пр.
Информация из реестра является общедоступной и каждый месяц 10-го числа размещается на сайте ФНС РФ (п. 9 ст. 4.1 209-ФЗ).
Преимущества субъектов МСП
Какими же преимуществами обладают субъекты предпринимательства, соответствующие вышеописанным критериям МСП и внесенные в Единый реестр МСП? В основном они связаны с финансовой составляющей их деятельности и заключаются:
- В предоставлении налоговых льгот. В первую очередь речь идет о специальных налоговых режимах, таких как УСН, ЕНВД, патентная система и других, а также о налоговых каникулах (с 2015 по 2020 год ИП на патентной системе и УСН вправе в течение двух лет не платить налог). Кроме того, с 01.01.2016 по 31.12.2018 ряд предприятий МСП был освобожден от проведения налоговых проверок (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
- Финансовой помощи со стороны государства в виде целевых субсидий и поддержки.
- Упрощенной бухгалтерской отчетности в соответствии с ч. 4 ст. 6 закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
- Менее строгой кассовой дисциплине (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
- Преимуществах в области аренды. Так, закон «Об особенностях отчуждения…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусматривает преимущественное право для выкупа в собственность арендованного СМП государственного или муниципального имущества.
- Преференциях при участии в госзакупках и др.
Итак, в нашей статье мы рассмотрели, какие критерии в 2018 - 2019 году позволяют отнести организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства и какими преимуществами и льготами они обладают. Система критериев достаточно сложна, а все соответствующие ей субъекты вносятся в Единый реестр МСП. Как стать малым/средним предприятием, рассказывается в статье
Возможно, будет полезно почитать:
- Обучение основам бюджетного управления ;
- Придумай шуточное название к иллюстрации ;
- X5 Retail Group купит супермаркеты «О'кей Что случилось в окее ;
- Пять способов убедить суд принять ее в качестве доказательства ;
- Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях ;
- Внешнеторговая бартерная сделка ;
- Когда прекращается трудовой договор ;
- Оптимизация логистических процессов на предприятии ОАО 'БНС Груп' ;