Нужен ли районный коэффициент на мрот. Нужно ли начислять на региональный мрот районный коэффициент? Как рассчитать районный коэффициент к заработной плате

МРОТ и районный коэффициент в 2018 году - о том, есть ли между названными величинами взаимосвязь, читайте в нашей статье. Мы рассмотрим этот вопрос не только с теоретической точки зрения, но и проанализируем сложившуюся судебную практику.

Входит ли в МРОТ районный коэффициент?

Северные райкоэффициенты и надбавки, полагающиеся трудящимся в районах Крайнего Севера или на территориях, имеющих подобный юридический статус, не должны браться в учет при анализе на соответствие уровня оплаты труда названных лиц требованиям законодательства.

Данное правило находит подтверждение в сложившейся судебной практике (например, раздел 1 «Обзора практики рассмотрения…», утв. президиумом ВС РФ 26.02.2014, определение ВС РФ от 21.12.2012 № 72-КГ12-6).

Резюмируем: зарплата сотрудника (подразумеваются все ее составные части в сумме: оклад, тарифная ставка, премии, доплаты и т. д. - см. ст. 129 Трудового кодекса РФ), отработавшего полное рабочее время, устанавливается в размере не менее МРОТ (в т. ч. регионального - в указанных в ст. 133.1 ТК РФ случаях). И только потом на нее уже начисляются райкоэффициенты.

Вопросы же вознаграждения работы лиц, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, более подробно раскрыты в другой нашей статье: «В каких случаях устанавливается неполное рабочее время».

Региональный МРОТ и районный коэффициент: что включает в себя зарплата?

Даже если организация-работодатель является участником регионального договора о минимальном уровне зарплаты в данном субъекте РФ (ст. 133.1 ТК РФ), механизм определения соответствия уровня зарплаты требованиям закона в части превышения или нахождения ее на уровне МРОТ остается тем же самым. Районные коэффициенты при этом не используются, зато все прочие выплаты помимо оклада и тарифной ставки - премии, доплаты, надбавки - подлежат учету.

Главное отличие в данном случае - уровень зарплаты работника сравнивается не с федеральным МРОТ, который с 01.01.2018 равен 9 489 руб. (см. ст. 3 закона «О внесении изменений…» от от 28.12.2017 № 421-ФЗ). Он сравнивается с региональным (см. например, «Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей»).

Региональный же МРОТ не может быть ниже регламентированного на федеральном уровне.

Начисляется ли на МРОТ районный коэффициент?

На вопрос о начислении районных коэффициентов можно ответить утвердительно в тех случаях, когда такое начисление положено, т. е. работник по факту выполняет свой трудовой функционал в районах Крайнего Севера или на территориях, обладающих аналогичным статусом.

При этом размер райкоэффициента находится в зависимости от места фактического ведения трудовой деятельности сотрудником, а не от адреса регистрации или местоположения самого работодателя (см. письмо Роструда от 15.01.2016 № ТЗ/23333-6-1).

Определение же соответствия уровня заработной платы установленному МРОТ должно производиться еще до начисления коэффициента на сумму вознаграждения работнику за труд.

Итак, чтобы определить, соответствует ли установленный размер заработной платы требованиями трудового законодательства, следует учитывать при расчете все составляющие части зарплаты, в т. ч. и премии или доплаты, однако райкоэффициент в этом случае не используется.

При начислении районного коэффициента также следует принимать во внимание, что его размер определяется фактическим местом выполнения работы сотрудником организации, а не местонахождением работодателя.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Совместным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Республике Башкортостан, в размере 1,15.

Статьей 2 ТК РФ определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к которым исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ относятся, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу требований ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Таким образом, по смыслу приведенных положений закона доплата к зарплате в виде районного коэффициента не связана с объемом и (или) качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняется работа, а именно за работу и проживание с неблагоприятными климатическими условиями. В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Из анализа приведенного выше законодательства следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функции , то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях, а потому соблюдение требований ст. ст. 146, 148 ТК РФ Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРО, а не включается в нее.

Решение № 2-1654/2015 2-1654/2015~М-1546/2015 М-1546/2015 от 23 ноября 2015 г. по делу № 2-1654/2015

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан

В Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П был рассмотрен вопрос о включении районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в состав минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

Положения трудового законодательства

В соответствии с ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При этом размер районного коэффициента и процентной надбавки, порядок их применения для расчета зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (ст. 316 – 317 ТК РФ). Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть определен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная лица, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

К сведению: Сотрудники Минздравсоцразвития в своем Письме от 09.07.2010 № 22-1-2194 отметили, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера.

Позиция арбитров

В комментируемом постановлении арбитры отметили, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы с учетом требования об обеспечении МРОТ. Это значит, что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ. Если допустить обратное, то месячная зарплата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание.

Следовательно, районный коэффициент и процентную надбавку необходимо начислять сверх МРОТ для лиц, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Отметим, что это не единственное постановление. Ранее арбитры придерживались мнения о том, что включение в МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки зависит от того, в какой местности работает сотрудник:

– если он трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то заработная плата должна устанавливаться в размере не менее МРОТ, после чего к ней нужно начислить районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в данных районах и местностях (Обзор ВС РФ от 26.02.2014, определения ВС РФ от 29.07.2011 № 56-В11-­10, от 24.06.2011 № 3-В11-­16). Это связано с тем, что ст. 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате;
– если он работает в местностях с особыми климатическими условиями, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в таком случае действует право на повышенную оплату труда, установленное ст. 146 ТК РФ. В силу ст. 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной зарплаты работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже МРОТ. Для указанных работников зарплата, включающая районный коэффициент и процентную надбавку, превышает МРОТ. А значит, права таких работников не нарушены. Данные разъяснения были представлены в Определении ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16­-4.

В заключение отметим, что комментируемое постановление – это постановление КС РФ, который поставил точку в сложившемся споре. Он указал, что МРОТ – общая гарантия, предоставляемая работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ, то есть без учета природно­климатических условий различных регионов страны. Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в состав МРОТ не включаются. Кроме того, за установление заработной платы в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрен административный штраф ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ: для должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

В нашем Красноярском крае для работников предусмотрены к заработной плате выплаты коэффициентов и надбавок за работу в особых климатических условиях, что соответствует ст. 146 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). В последнее время идет множество споров при определении минимальной заработной платы (МРОТ), должны ли коэффициенты и надбавки за работу в особых климатических условиях, входить в МРОТ или они начисляются сверх минимальной заработной платы. Ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Ранее в правоприменительной практике существовал единый подход к решению данного вопроса, что заработная плата работников в особых климатических условиях должна быть выше МРОТ до применения районного коэффициента и надбавки и эту точку зрения поддерживал Верховный Суд РФ.

Но в 2016 году Верховный Суд РФ в рамках определений по конкретным делам дважды признавал приведенный подход не обоснованным на законе и выносил решение, что районные коэффициенты и надбавки входят в МРОТ. Практику высшего судебного органа подхватили суды общей юрисдикции и работники вынуждены были обратиться по этому вопросу в Конституционный Суд РФ. Точку в этом споре 07 декабря 2017 года поставил Конституционный Суд РФ, в который обратились жительницы Республики Карелия, Иркутской области и Алтайского края. Конституционный Суд РФ постановил начислять «северные» надбавки сверх величины МРОТ.

Слушание дела о проверке конституционности положений ст. 129, 133 и 133 ТК РФ прошло 14 ноября.

Профсоюзы неоднократно требовали не включать районные надбавки в МРОТ. Несколько лет назад ФНПР проводила акцию по всем регионам «Даешь МРОТ по закону!», в ходе которой работники, получающие зарплату на уровне МРОТ, подавали в суд иски, сопровождаемые профсоюзными активистами.

В прошлом году профсоюз железнодорожников собирал подписи под своей инициативой на сайте РОИ о внесении изменений в ст. 133 ТК РФ с тем, чтобы в МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В начале июня более 130 тыс. подписей за сохранение структуры федерального МРОТ и невключение в него районных коэффициентов в комитет по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ передали представители Всероссийского «Электропрофсоюза».

Председатель ФНПР Михаил Шмаков на майской встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным сказал, что компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться на МРОТ «сверху», и президент согласился с тем, что вопрос «нужно проработать»: «Позиция правительства и моя заключается в том, что погружать в заработную плату эти надбавки нет никаких оснований». Не так давно в регионах была серия профсоюзных митингов по этому же поводу, в т. ч. в Архангельской области. И в Конституционном суде позицию заявителей представлял профсоюзный юрист. Вот почему мы считаем, что провозглашенное 7 декабря 2017 года постановление суда — безусловная общая победа профсоюзов».

«Профсоюзы оспаривали конституционность этих статей, поскольку они позволяют работодателям толковать закон по своему усмотрению, — говорит Николай Гладков. секретарь Федерации независимых профсоюзов России, к. ю. н. — И рассчитывать зарплаты либо как «МРОТ плюс» северные», либо как «северные» внутри МРОТ. Суд постановил, что районные коэффициенты и надбавки (ст. 316, 317 ТК РФ) начисляются к фактическому заработку. Не к МРОТ даже. Именно к зарплате, которая, как известно, включает в себя оклад плюс стимулирующие и компенсационные выплаты. Ко всей этой зарплате, к общей сумме, начисляется районный коэффициент и процентная надбавка. Заявительницы обращались с жалобами как раз по этой проблеме».

Напомним, что в Конституционный суд РФ обратились жительницы Республики Карелия, Иркутской области и Алтайского края. При расчете их зарплат районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями включаются в минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Суды отказали заявителям в перерасчете зарплаты с учетом надбавок. Между тем заявители считают, что надбавки должны начисляться сверх установленного федеральным законом МРОТ и их включение в МРОТ нарушают принцип социального государства и конституционный принцип равенства: работникам, которые трудятся в неблагоприятных условиях, устанавливаются те же социальные гарантии, что и другим работникам. На практике оспариваемые положения позволяют работодателю устанавливать зарплату, размер которой с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями не превышает МРОТ. Поэтому заявители дошли до Конституционного суда, оспаривая нормы, не соответствующими ст. 7 ч. 2, 17, 19, 37 ч. 3, 55 Конституции РФ.

Постановление Конституционного Суда

Конституционный суд 07 декабря 2017 года провозгласил постановление на своем официальном сайте: «Правовое регулирование в сфере оплаты труда должно основываться на принципах равенства и справедливости, позволяющих определять заработную плату на основе квалификации работника, объективных критериев трудовой деятельности и с учетом условий её осуществления. Вознаграждение за труд не ниже установленного МРОТ гарантируется каждому, а его величина устанавливается одновременно на всей территории России. Однако географическое расположение страны обязывает учитывать и негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека работа в особых климатических условиях, в том числе, в районах Крайнего Севера. Для этого законодатель установил систему специальных гарантий и компенсаций, включающих повышенную оплату труда — районные коэффициенты и процентные надбавки. Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что в системе оплаты труда должна соблюдаться и норма, гарантирующая добросовестному работнику зарплату не ниже МРОТ, и другие нормы трудового законодательства, в частности правило об оплате труда в повышенном размере в северных районах. Такая повышенная оплата должна производиться после определения размера зарплаты и выполнения требования об обеспечении МРОТ.

Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера заработной платы. В противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в неблагоприятных условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату и не допустить применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Таким образом, оспоренные нормы не противоречат Конституции, поскольку не предполагают включение в состав МРОТ в субъекте коэффициентов и надбавок, начисляемых в связи с работой в особых климатических условиях. Федеральный законодатель вправе совершенствовать законодательство в этой сфере, в т. ч. с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. Дела заявителей подлежат пересмотру».

Согласно решению Конституционного суда, районные коэффициенты и «северные» надбавки не только не должны включаться в минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но напротив, должны начисляться на всю заработную плату.

Профсоюзы расценивают постановление суда как полную победу, подтверждающую, что все их требования относительно выплат «чистого МРОТ» были и являются справедливыми. В ближайшее время ФНПР намерена через субъекты законодательной инициативы стимулировать внесение изменений в отдельные статьи Трудового кодекса, чтобы больше ни у кого не возникало вопросов, что входит в МРОТ.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Многих бухгалтеров волнует вопрос: необходимо ли начислять районный коэффициент при выплате заработной платы, равной минимальному размеру оплаты труда?

Ситуация непростая, поскольку в случае неправомерного не начисления районного коэффициента работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». В случае «излишнего» начисления и выплаты районного коэффициента, данные суммы при налоговой проверке могут быть признаны неправомерно включенными в число расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Итак, обратимся непосредственно к нормам трудового законодательства.

В ранее действовавшей редакции статьи 129 ТК РФ законодателем было установлено понятие минимального размера оплаты труда. В статье было четко указано, что «в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты».

В нынешней редакции данной статьи понятие МРОТ отсутствует. Однако имеется определение заработной платы (оплаты труда) работника. Так, заработная плата состоит из:

— вознаграждения за труд (оклада, тарифной ставки);

— компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);

— стимулирующих выплат.

Месячная начисленная заработная плата (оплата труда) сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего нормы труда), включая оклад (тарифную ставку), компенсационные и стимулирующие выплаты и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). Напомню, что с 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4330 рублей в месяц.

Как видим, в минимальном размере оплаты труда законодатель учел все элементы заработной платы, в том числе и районные коэффициенты. Сверх МРОТ районный коэффициент начислять не нужно.

Норма несправедлива. Связано это с тем, что районные или так называемые «северные» коэффициенты в разных регионах существенно отличаются друг от друга. Если, к примеру, в городе Кирове районный коэффициент составляет 15 %, то в некоторых районах Республики Коми он равен уже 30 %. Но если оплата труда работника соответствует минимальному размеру оплаты труда, то и в Кирове и в Коми он получит одну сумму, равную 4 330 рублей.

Червоткин Дмитрий

Руководитель отдела защиты налогоплательщиков ООО «Арсо-Аудит»

Ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все статьи Расчет зарплаты из МРОТ.

Верховный Суд РФ потерял смысл районного коэффициента (Егоров В.)

Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ «О внесении изменений…», вступившим в силу с 01.09.2007, из ст. 129 ТК РФ была исключена часть вторая, которая устанавливала, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Спустя девять лет Верховный Суд РФ в Определении от 19.09.2016 N 51-КГ16-10 сделал вывод: если размер ежемесячной заработной платы работника с учетом оклада по должности, районного коэффициента, северной надбавки превышает федеральный МРОТ, то работодатель законодательство не нарушает. О том, как на местах отнеслись к этому открытию, мы и поговорим в данной статье.

Взяли под козырек

Уборщице детского сада М. был установлен оклад 5 400 руб., а также 30% — надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и 30% — районный коэффициент. Итого 8 640 руб.
Она подала иск в суд, заявив, что ей следовало выплачивать 12 000 руб. (7 500 руб. x 60%).
Свое требование М. обосновала тем, что размер МРОТ не может быть ниже 7 500 руб.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
На это Пудожский районный суд (Республика Карелия) в решении от 12.04.2017 N 2-158/2017 указал, что из положений ТК РФ следует, что размер оклада как составной части месячной заработной платы может быть ниже МРОТ.
Доводы М. о том, что в соответствии со ст. ст. 146, 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, суд признал несостоятельными, поскольку в состав ежемесячной заработной платы истца уже включена выплата районного коэффициента. Таким образом, право М. на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
На этом основании суд в иске М. отказал.
На другом конце страны подсобному рабочему детского сада К., работающему на 0,5 ставки, были установлены оклад 2 743 руб. и компенсационные выплаты: 50% — районный коэффициент, 50% — северная надбавка.
Он решил, что его оклад должен составлять половину МРОТ (3 750 руб.), а на него должны начисляться районный коэффициент и северная надбавка.
Однако Верхнебуреинский районный суд (Хабаровский край) в решении от 09.03.2017 N 2-336/2017 возразил К., указав, что трудовым законодательством не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже МРОТ. В силу ст. 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является лишь установление ее размера не ниже МРОТ. На этом основании в иске К. было отказано.
Аналогичное решение вынес Архангельский областной суд в Апелляционном определении от 06.03.2017 N 33-1412/2017.

Местный МРОТ тоже без районного коэффициента

Секретарю средней школы К. была начислена заработная плата за январь 2017 года в размере 7 587 руб.
Прокурор обратился в суд с требованием о выплате зарплаты К. в размере 8 100 руб.
Он это обосновал тем, что по Региональному соглашению «О минимальной заработной плате в Республике Коми» в южных районах республики МРОТ составляет 8 100 руб.
Княжпогостский районный суд (Республика Коми) в решении от 10.04.2017 N 2-286/2017 согласился с указанным в иске расчетом заявленных требований, поскольку он произведен в соответствии с нормами действующего законодательства.

А новые ли это обстоятельства?

Впрочем, нашлось достаточно судов, которые в свое время решили, что районный коэффициент следует начислять на МРОТ.
Так, Петровск-Забайкальский городской суд (Забайкальский край) в решении от 25.11.2016 N 2-1089/2016 заявил, что в их районе минимальный заработок считается следующим образом: 7 500 руб. x 1,7, где 7 500 руб. — МРОТ, 40% — районный коэффициент и 30% — северная надбавка. Вторили ему Саянский городской суд Иркутской области (решение от 27.12.2016 N 2-1324/2016), Тернейский районный суд Приморского края (решение от 27.12.2016 N 2-595/2016), Княжпогостский районный суд Республики Коми (решение от 30.11.2016 N 2-1050/2016).
После появления Определений ВС РФ от 08.08.2016 N 72-КГ16-4, от 19.09.2016 N 51-КГ16-10 многие организации обратились в суды с заявлениями о пересмотре прежних решений в связи с новыми обстоятельствами в соответствии со ст. 392 ГПК РФ.
Так, средняя школа обратилась в суд с заявлением о пересмотре решения Турочакского районного суда Республики Алтай от 13.05.2016 N 2-174/2016 о возложении обязанности установить зарплату преподавателя без учета районного коэффициента в размере не ниже МРОТ, внести в трудовой договор изменения в части установления заработной платы без учета районного коэффициента в размере не ниже МРОТ, о взыскании недоначисленной заработной платы.
На это Верховный суд Республики Алтай в Апелляционном определении от 12.04.2017 N 33546/2017 заявил, что отмена исполненного судебного решения в связи с изменением высшим судебным органом уже после вынесения данного решения толкования положенных в его основу норм права приведет к ухудшению правового положения работника как заведомо более слабой стороны в трудовом правоотношении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.12.2010 N 1650-О-О, ограничение обратного взыскания с работника сумм, выплаченных ему на основании решения суда, вступившего в законную силу, является одной из гарантий и преследует цель соблюдения баланса прав и интересов работодателя и работника, не имеющего, как правило, иных источников дохода, кроме заработной платы и выплат, возмещающих ее утрату.
Само по себе закрепление процессуальных гарантий защиты трудовых прав работников, добросовестно участвующих в судебном разбирательстве индивидуального трудового спора, направлено на обеспечение реализации конституционного права работников (как более слабой стороны в трудовом правоотношении) на судебную защиту и согласуется с положением ст. 1 ТК РФ, предусматривающим в качестве цели трудового законодательства установление государственных гарантий трудовых прав работников.
На этом основании суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Верховный суд Республики Тыва в Апелляционном определении от 21.02.2017 N 33-551/2017 исходил из того, что Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19.09.2016 N 51-КГ16-10 не является постановлением Президиума ВС РФ либо постановлением Пленума ВС РФ, поэтому не является новым обстоятельством, соответственно, основанием для отмены решения суда в порядке ст. 392 ГПК РФ.
А вот Забайкальский краевой суд в Апелляционном определении от 13.04.2017 N 33-1631/2017, напротив, решил, что правовая позиция, изложенная ВС РФ, влечет изменение правоприменения приведенной нормы и влияет на существо уже рассмотренного спора. При таких обстоятельствах суд решил, что пересмотр дела по новым обстоятельствам является законным и обоснованным.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Решение Конституционного суда, постановившего начислять Северные сверх МРОТ выглядит крайне своевременным…

… существовавшую проблему давно уже окрестили позывным «МРОТ + Северные». В формулировке суть - или северные считать включенными в МРОТ, или Северные начислять сверх МРОТ.

Понятно, что отечественная бюрократия хотела бы работать по первому варианту.

Гражданам, которые трудятся на Севере, лучше второй вариант.

Для таких арктических регионов как Архангельская область, вопрос «МРОТ + Северные», или «МРОТ включая Северные», стал наиболее остро. Больше года шла битва за правду. И сегодня в битве поставлена точка…

В Федерации профсоюзов Архангельской области (ФПАО) атмосфера облегчения - шампанское не пьют, поскольку середина недели, но удовлетворение от преодоленного трудного пути присутствует.

Несколько лет ФПАО вело борьбу за начисление «северных» надбавок сверх минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Как шла борьба? ФПАО взяло на себя функцию правовой поддержки. И таким способом профсоюзам через суды удалось добиться выплаты многих десятков миллионов рублей «северных», не доначисленных работодателями к заработной плате работников.

Но это была борьба с переменным успехом. Вслед за победами была горечь поражений…

Если сначала суды в Архангельской области вставали на сторону работников в вопросе начисления районных коэффициентов и «северных» надбавок сверх установленного МРОТа - то есть соглашались с обоснованностью практики МРОТ + СЕВЕРНЫЕ, то потом ситуация в корне поменялась…

Так 16 января Архангельский областной суд удовлетворил апелляционную жалобу директора одного из Центров дополнительного образования Виноградовского района Архангельской области, посчитавшего, что в МРОТ УЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЕВЕРНЫЕ.

Таким образом, областной суд, непонятно с чей подачи и не понятно, чем руководствуясь, решил, что в 7800 рублей МРОТа входят и СЕВЕРНЫЕ - процентная надбавка за работу на Севере.

Тогда мало кто верил в успех продолжения борьбы. Но Профсоюзы приняли решение не сдаваться…

Председатель Федерации профсоюзов Архангельской области Алла Сафонова уже тогда отметила, что позиция Верховного суда РФ по этому вопросу носит двойственный характер и обратила внимание на прямое и не устранимое противоречие - далее, цитата:

- До августа 2016 года позиция, изложенная в Обзоре судебной практики Верховного суда, заключалась в том, что «северные» надбавки должны быть начислены сверх МРОТа.

Позднее была опубликована прямо противоположная позиция Верховного суда: заработная плата вместе с районным коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентной надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может быть равна МРОТ.

При этом вышеупомянутый Обзор судебной практики отменен не был.

Конец цитаты.

Противоречие повлекло за собой существенную дестабилизацию социально-экономического положения в ряде регионов, в том числе и в Архангельской области.

Так, в течение пяти лет в Архангельской области, в отличие от большинства других субъектов РФ, не удавалось заключить региональное Соглашение о минимальной заработной плате. Одним из ключевых противоречий было именно в споре о том, включать ли «северные» надбавки в размер минимальной зарплаты.

В итоге региональная «минималка» в Архангельской области уже 5 лет остается на уровне федерального МРОТа. Трудящийся народ в бешенстве…

Единственная возможность хоть как-то подтянуть зарплату работников Архангельской области региона до уровня прожиточного минимума в средней полосе России - начисление северных коэффициентов и надбавок сверх МРОТа…

Это было очевидно, но работникам и вставшим на их защиту профсоюзам Архангельской области пришлось добиваться этого через суд и прокуратуру не один год.

Борьба шла постепенно и сразу по нескольким фронтам…

Вот хроника этой борьбы…

22 июня на заседании Архангельской областной трехсторонней комиссии по инициативе ФПАО за подписью всех трех сторон социального партнерства - исполнительной власти, работодателей и профсоюзов - было принято обращение в Госдуму о необходимости внесения изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления понятия МРОТ.

В мае–августе 2017 года был проведен сбор обращений от трудовых коллективов в адрес правительства России и депутатов Госдумы с требованиями вернуть в Трудовой кодекс прежнюю редакцию статьи 129.

Ответ, который поступил из думского комитета по труду, социальной политики и делам ветеранов был откровенно не в интересах народа.

Это если сказать мягко…

В ответе говорилось, что в Госдуме находились на тот момент несколько законопроектов о соотношении величины МРОТ и составных частей заработной платы. Конкретные сроки рассмотрения этих законодательных инициатив не сообщались.

Весь 2017 год Федерация профсоюзов Архангельской области проводила акции «МРОТ по закону!».

- Наша позиция всегда была четкой: начислять компенсационные и стимулирующие выплаты должны сверх МРОТа. Решение федеральных властей о поэтапном повышении МРОТа до размера прожиточного минимума не отменяет борьбу профсоюзов за исключение из состава МРОТа компенсационных и стимулирующих выплат. В первую очередь, «северных» надбавок и районных коэффициентов».

Конец цитаты.

По сути, Профсоюзы Архангельской области настаивали на том, что необходимо вернуть в Трудовой кодекс понятие МРОТ в редакции 2007 года…

А именно Профсоюзы требовали определить, что МРОТ - это минимальная заработная плата за труд неквалифицированного работника, работающего на простых работах и в нормальных условиях труда.

Иными словами, Профсоюзы настаивали, что МРОТ - это должностной оклад. И ни копейки больше…

Между тем, Правительство России успело внести на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому с 1 января 2018 года федеральный МРОТ увеличится на 1 689 рублей и составит 9 489 рублей.

И в этом было лукавство. Ибо, в правительственном законопроекте не уточнялось то, какие именно выплаты включаются в эту сумму.

По сути внесенного законопроекта получалось, что в 9 489 рублей нового МРОТа было бы заложено все - северные надбавки, районные коэффициенты, доплаты за стаж работы, за вредные условия труда и т. д.

Алла Сафонова - Председатель федерации Профсоюзов Архангельской области тогда чётко разложила суть требований трудящихся - далее, цитата:

- Мы считаем, что с 1 января 2018 года для работников Севера социально справедливая формула заработной платы должна выглядеть так: МРОТ (9 489 рублей оклад + 4% доплата за вредность + 30% за стаж работы + 25% ежемесячная премия) х районный коэффициент х процентная надбавка.

То есть, с 1 января 2018 года в сумму 9489 рублей не должны входить, например, такие компенсационные выплаты, как доплата за вредность, районный коэффициент и процентная надбавка, а также, например, такие стимулирующие выплаты, как доплата за стаж работы и премия.

Районный коэффициент и процентная надбавка, согласно статьёй 315-й Трудового кодекса РФ, начисляются на всю заработную плату, поэтому в рассмотренном примере зарплата работника, работающего на севре должна составлять 25648,76 рублей.

Конец цитаты.

Вопрос, что сейчас…

Сейчас неумолимый канун 2018-го…

Коллизии, которые ожидаются крайне неблагоприятны, как для экономики, так и для правового поля…

В связи с тем, что нет четкого понятия МРОТ, уже с 1 января могут возникнуть роковые противоречия.

Если МРОТ повысится единовременно на 1689 рублей, то только с начислением районного коэффициента и «северной» надбавки эта сумма должна будет составить более 16 тысяч рублей в Архангельской области (16131 руб. в районах, приравненных к Крайнему Северу и 20876 руб. в районах Крайнего Севера).

Далеко не каждый работодатель захочет платить такую зарплату.

Работодатели могли для «оптимизации» своих расходов начать сокращать штаты, выводить часть работников за штат, менять режим рабочего времени (например, предлагать работу не на полную ставку, а на 0,9 ставки) или уменьшать норму труда.

Поэтому до тех пор, пока понятие МРОТ не будет закреплено в Трудовом кодексе РФ в редакции 2007 года, Федерация профсоюзов Архангельской области намерена проводить акцию «МРОТ по закону!».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Включать районные коэффициенты в МРОТ или нет?

Если в учреждении минимальные оклады рассчитаны неверно, велика вероятность трудовых споров. Причем суд потребует пересчитать оклады, даже если формально МРОТ правильного размера, но при его определении не учтены региональные коэффициенты и надбавки.

Почему нельзя включать районные коэффициенты в МРОТ?

v Взаимосвязь районных выплат и МРОТ.

Начисляется ли районный коэффициент на МРОТ? Статья 129 ТК РФ устанавливает, что зарплата сотрудника предприятия за труд зависит от уровня сложности его работы, количества, качества. В состав заработной платы включены выплаты компенсационного характера: надбавки и доплаты.

Чтобы понять начисляется ли на МРОТ районный коэффициент, необходимо уяснение понятия «районный коэффициент».

Это показатель, который применяется для определения размера заработной платы исходя из работы в тяжелых климатических условиях. Статья 148 ТК РФ говорит о том, что работа оплачивается в особенном порядке для граждан, которые трудятся в регионах неблагоприятного климата. Этот порядок означает повышенный размер заработка. Если работодатель, например, находится в районах Крайнего Севера, имеет там подразделения и филиалы, заработную плату он должен выплачивать с учетом районного коэффициента. Его обязательство закреплено в статье 316 ТК РФ.

Надбавки к заработной плате начисляются за длительность работы в районах Крайнего Севера (стаж). Так учитывается районный коэффициент при определении МРОТ. Заявлять о том, что районный коэффициент входит в МРОТ, неправильно. Если бухгалтер включает в МРОТ районный коэффициент, он действует неверно, нарушая права работника, работающего в неблагоприятных условиях. Необходимо производить начисление районного коэффициента на МРОТ, но не включать его в сам показатель. В ином случае, получается, что работники Крайнего Севера ничем не отличаются по размеру заработной платы от иных граждан, трудящихся в нормальных климатических условиях. На МРОТ накручивать районный коэффициент также нет необходимости, так как бухгалтер должен действовать в рамках закона.

v Что записано в трудовом законодательстве.

Заработная плата – это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ). Причем компенсационные выплаты начисляют в том числе за работу в особых климатических условиях.

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что месячная зарплата человека, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже ее минимального размера. При этом труд работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере (ч.

2 ст. 146 Трудового кодекса РФ).

Получается, что работнику гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он трудится. Поэтому в учреждении будут соблюдаться требования трудового законодательства только в том случае, если компенсация за работу в особых климатических условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее.

v Аргументы судей.

Если работник решит, что ему недоплачивают, то он может обратиться в суд. По вопросу начисления коэффициентов на МРОТ уже сложилась обширная практика.

§ Так, Конституционный суд РФ указал следующее. Учреждение как работодатель обязано соблюдать не только положения части 3 статьи 133 ТК РФ, но и нормы статей 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ. В том числе правило об оплате труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда в нормальных климатических условиях (определения от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О).

§ А Верховный суд РФ в определении от 7 октября 2011 г. № 3-В11-31 уточнил, что зарплату конкретного работника определяют на основании требований трудового законодательства с учетом условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, происходит с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Другими словами, если на МРОТ не начислять районный коэффициент за работу в определенных местностях, то смысл этого коэффициента теряется.

§ Таким аргументом активно пользуются суды в регионах . Например, Нижнеомский районный суд Омской области применил его в решении от 2 декабря 2014 г. № 2-548/2014, а Петропавловский районный суд Алтайского края – в решении от 28 ноября 2014 г. № 2-328/2014.

§ Все сказанное относится и к расчету больничных пособий. ВАС РФ в определении от 26 мая 2014 г. № ВАС-5881/14 указал, что в местностях, где есть районный коэффициент, необходимо сначала рассчитать средний дневной заработок на основании фактических выплат. Затем получившуюся величину сравнить со средним дневным заработком исходя из МРОТ, увеличенного на такой коэффициент. И только после этого считать пособие из большей величины.

v Выводы.

Зарплата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее МРОТ, установленного федеральным законодательством. После чего к ней следует применить районный коэффициент.

v Как начисляется районный коэффициент на МРОТ?

МРОТ и районный коэффициент Минтруд устанавливает за работу на территориях Крайнего Севера. Заработная плата работников, которые трудятся в неблагоприятном климате, не должна быть меньше МРОТ. После ее определения к заработной плате начисляются надбавки за стаж работы и районный коэффициент. Это положение следует из определения ВС РФ от 2012 года №7212-б, а также из иных документов, которые изданы ВС РФ.

Пример:

Сотрудник предприятия получает оклад 20000 рублей.

Суммы премий и поощрений, зафиксированных в трудовом соглашении, составляют 5000 рублей.

Коэффициент, который применяется на местности, где он работает, равен 20%.

В том случае, если работник отработал календарный месяц в полном объеме, расчет такой:

оклад 20 000 рублей + премии 5 000 рублей .

 

Возможно, будет полезно почитать: