Развитие рынка кредитования малого бизнеса. Основные тенденции и перспективы. Реунова Л.В. Тенденции развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса Республики Адыгея Проведение ребрендинга и позиционирования группы на российском рынке как междунаро

Современная российская экономика унаследовала от предыдущей формации высокую концентрацию производства. Малые предприятия появились в России лишь в конце 1980-х гг. в форме кооперативов. Как известно, кооперативы действовали на принципах добровольности и доступности членства, демократичности управления, коллективного распределения дохода. Кооперация развивалась как сложная система, функционирующая при поддержке государства, обеспечивающего ей свободу хозяйственной деятельности и определенные имущественные льготы. Например, в 1990 г. за пользование краткосрочным кредитом кооперативы уплачивали государственным специализированным банкам 1% годовых, за привлечение долгосрочного кредита - 0,75%, за хранение денежных средств банки начисляли кооперативам 0,5% годовых .

Экономические условия того времени способствовали стремительному увеличению числа кооперативов. Если на начало 1989 г. их в стране насчитывалось 77,5 тыс., то на 1 января 1990 г. - уже 193 тыс., т.е. почти в 2,5 раза больше. Численность населения, занятого в кооперативах, за тот период выросла в 3,5 раза. В 1988 году выручка от реализации продукции, работ и услуг кооперативов составила около 7 млрд руб., ее доля в валовом национальном продукте не превышала 1%. В 1989 году выручка кооперативов увеличилась почти в 6 раз, достигнув 40 млрд руб., а ее доля в валовом национальном продукте составила 4,4% . В последующем кооперативная форма хозяйствования субъектов малого предпринимательства была изменена.

За более чем 20-летнюю историю МБ достиг определенных результатов: в 2008 г. насчитывалось свыше 1,3 млн малых предприятий, на которых работало более 10,5 млн человек. Их оборот составил около 18,7 трлн руб., или 26% совокупного валового дохода российских предприятий. Однако доля МБ недостаточна для претворения экономических целей государственной политики: формирования конкурентной среды в экономике, диверсификации российского производства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, увеличения доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Опрос Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) собственников предприятий МБ показывает, что среди факторов, ограничивающих его развитие в России, важнейшими являются недостаток собственных финансовых средств, высокий процент по кредиту и сложный механизм получения. Также в условиях кризиса 2008-2009 гг. была названа неопределенность экономической ситуации в стране (табл. 1.10).

Таблица 1.10

Структура факторов, ограничивающих развитие малых предприятий (в % от количества опрошенных)*

Показатель

Недостаточный спрос на продукцию

Недостаток собственных финансовых средств

Высокий процент по кредиту

Сложный механизм получения кредита

Инвестиционные риски

Неудовлетворительное состояние технической базы

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

Неопределенность экономической ситуации в стране

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

* Структура факторов превышает 100%, так как участники опроса имели право выделить несколько факторов.

Дальнейшее развитие МБ в значительной степени зависит от создания в стране соответствующих рыночных институтов, развития государственных программ, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступности МП банковского кредита, уровня процентных ставок по кредитам, срока кредитования и сложности процедуры получения кредита. По оценкам специалистов, в настоящее время потребность предприятий МБ в кредитовании удовлетворяется не более чем на 20%. Практически невозможно получить так называемый стартовый кредит на развитие бизнеса вновь созданному и еще не зарекомендовавшему себя на рынке МП.

В России длительное время не были сформированы рыночные институты, обеспечивающие развитие МБ. Под институтами в современной теории понимают правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение . Они создают структуру побудительных мотивов взаимодействия, организуя повседневную жизнь, уменьшают неопределенность.

Выделяют формальные и неформальные институты. Под формальными понимаются правила, созданные и поддерживаемые уполномоченными органами. Под неформальными институтами обычно понимают общепринятые условности и этические нормы поведения людей. Отсутствие соответствующих институтов проявлялось, в частности, в том, что не были законодательно определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, их инфраструктуры, видов и форм поддержки МБ. Коммерческие банки самостоятельно, исходя из структуры заемщиков и объемов их деятельности, определяли, какие предприятия следует относить к категории малого, а какие к категории среднего бизнеса. Зачастую предприятие, рассматриваемое крупным банком как малое, для небольшого банка являлось средним или крупным.

Отсутствие единых критериев ограничивало применение федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Лишь с принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (дадее - постановление № 556) были созданы правовые основы для дадьнейшего развития мадого и среднего бизнеса в России.

Прежде всего были определены субъекты малого и среднего предпринимательства, к которым относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Законом о малом и среднем предпринимательстве было установлено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно, для МП - до 100 человек включительно; среди МП выделяются микропредприятия - до 15 человек. Были установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для микропредприятий - 60 млн руб., малых предприятий - 400 млн руб., средних предприятий - 1 млн руб.

Законом о малом и среднем предпринимательстве была определена инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формы, условия и порядок этой поддержки. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты, центры ремесел, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь в областях подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, инноваций и промышленного производства. Законом предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную и некоторые другие виды деятельности. Финансовая поддержка МСП, в частности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Еще один шаг на пути формирования рыночных институтов, способствующих развитию МБ, - расширение числа участников рынка кредитования субъектов малого предпринимательства. В 2009- 2010 годах на кредитном рынке появились новые участники - кредитные кооперативы и микрофинансовые организации. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирует деятельность кредитных потребительских кооперативов, направленную на организацию финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива. Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) определены порядок приобретения статуса микрофинансовых организаций и осуществления их деятельности, установлены размер и условия предоставления микрозаймов. Микрозаймы - средства, предоставленные во временное пользование микрофинансовой организацией заемщику в валюте Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в сумме, не превышающей 1 млн руб.

В настоящее время кредиты, предоставляемые МП, самые дорогие - более 20% годовых. Уровень процентной ставки по кредитам МБ коммерческие банки связывают с высокими рисками, обусловленными зачастую непрозрачностью бизнеса, отсутствием надежных залогов, кредитных историй. Многие малые и микропредприятия ведут упрощенный учет. Предоставляемая предприятиями отчетность затрудняет банку проведение оценки кредитоспособности по традиционно применяемым методикам и технологиям. Для малого бизнеса характерно отсутствие надежных залогов, так как большинство его представителей не владеют ценными бумагами и ликвидным имуществом высокой стоимости, способной превышать кредит в требуемых коммерческими банками пропорциях.

Ввиду небольшого срока существования самого МБ в России и его высокой подверженности изменениям (смена места положения, выпускаемой продукции) и экономическим катаклизмам, в результате которых одни МП уходят с рынка, другие возникают вновь, лишь небольшое количество МП имеет кредитную историю. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях. Предприятиям МБ, у которых отсутствуют кредитные истории, работающих на рынке менее одного года и не имеющих поручителя, получить кредит довольно сложно. Кроме того, на фоне значительных объемов просроченной задолженности, возникшей в результате кризиса, Банк России повысил требования к банкам в области системы риск-менеджмента. Регулятор потребовал от них формирования резервов по ссудам, предоставленным МП, в размере от 50 до 100%. Необходимость полного принятия рисков МБ коммерческими банками также сдерживает развитие кредитных отношений между кредитными организациями и МП.

Отсутствие заинтересованности банков в развитии кредитных отношений с субъектами малого и среднего предпринимательства не способствует созданию специализированных кредитных продуктов, оптимизации и снижению стоимости процесса кредитования и обслуживания МБ. Кредитные организации пока не сделали все возможное для создания соответствующих технологий рассмотрения кредитной заявки, обработки документов, принятия решений. Отсутствие достаточного объема накопленной информации по предприятиям МБ, специальных скоринговых методик оценки кредитоспособности, рисков, стандартизации и автоматизации процедуры предоставления кредитов не позволяет снижать издержки и сроки обработки документов МП. Методы работы с предприятиями МБ, идентичные по организации отношений с крупными корпоративными заемщиками, с одной стороны, приводят к увеличению срока обработки документов и принятия решения о предоставлении кредита, с другой - к более высокой цене кредита.

По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора - кредит», наиболее активно работают с МСП 17 российских банков. Однако их доля в структуре кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса неравнозначна. Крупнейшими участниками рынка являются ОАО «Сбербанк России» - более 56% кредитов, ЗАО «Банк Интеза» - 25,5%, ОАО «Банк Уралсиб» и ОАО «Номос-Банк» - по 4,6%. Доля этих четырех банков превышает 86% общей суммы кредитов, предоставленных лидерами рынка предприятиям малого и среднего бизнеса (табл. 1.11).

Таблица 1.11

Банки - участники рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства*

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Сбербанк России

Банк Интеза

Банк Возрождение

Промсвязьбанк

Номос-Банк

Русь-Банк

Окончание

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Объем кредитов малому и среднему бизнесу, тыс. руб.

Доля кредитов малому и среднему бизнесу в структуре активов-нетто, %

Доля в общей сумме кредитов, предоставленных 17 банками, %

Солид Банк

Форус Банк

Газстройбанк

РосДорБанк

Меткомбанк

ЮниКредит банк

* Рассчитано по данным http://www.opora-credit.ru/banks.

Доля остальных участников рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в структуре общей суммы кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса лидерами рынка, составляет от 3,4 до 0,1%. Кроме того, данные таблицы позволяют выделить кредитные организации, имеющие значительные составляющие либо специализирующиеся на обслуживании субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким организациям относятся ЗАО «Форус Банк», в котором доля кредитов МСП составляет около 73% нетто-активов, ЗАО «Банк Интеза» - около 65% нетто-активов, ОАО «Банк Уралсиб» - более 47% нетто-активов, ОАО АКБ «Газстройбанк» - 39%, ОАО «Банк „Возрождение"», ЗАО «Со- лид Банк», ОАО «Меткомбанк» - более 25% нетто-активов.

Являясь крупнейшим участником рынка кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, Сбербанк России тем не менее направляет на кредитование МСП менее 7% нетто-активов. Однако банку приходится уделять повышенное внимание работе с субъектами малого предпринимательства, так как их количество составляет более 80% обслуживающихся в банке корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей. В 2008-2009 годах под влиянием кризисных явлений количество кредитоспособных заемщиков в данном сегменте существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании МБ предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты. В структуре корпоративного кредитного портфеля в 2009 г. доля МП не превышала

11% и была более чем в 3 раза меньше доли средних и в 4,5 раза меньше доли крупных предприятий, обслуживаемых Сбербанком России (рис. 1.13) , что недостаточно и не в полной мере соответствует государственным целям развития в стране малого бизнеса.

Рис. 1.13. Структура кредитного портфеля Сбербанка России в 2009 г.

Сбербанк России предоставляет кредиты собственникам бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб., ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. Банк не требует предоставление залога, подтверждения цели кредитования и не взимает комиссий по кредиту. Официально заявленный срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита - до трех рабочих дней. Минимальная сумма кредита для собственников бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб. - 30 тыс. руб., для ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. - 80 тыс. руб. Максимальная сумма кредита не может превышать 1 млн руб. Срок кредитования - от 6 до 24 месяцев. Ставка по кредиту одна из самых низких в России для МП - 19%.

Для положительного решения о предоставлении кредита необходимо поручительство физического или юридического лица в зависимости от формы собственности бизнеса: для ИП - поручительство физического лица; для обществ с ограниченной ответственностью - поручительство общества с ограниченной ответственностью, собственником которого является заемщик.

Другой лидер рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства - «Банк Интеза» предлагает кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. Сумма кредита составляет от 150 тыс. до 120 млн руб. на срок до семи лет. Официально заявленный срок предоставления кредита - от трех дней. В обеспечение кредита принимается автотранспорт, недвижимость, оборудование, личное имущество, поручительство, товары в обороте. Процентная ставка по кредитам плавающая. По кредитам на срок до 60 месяцев по решению клиента ставка может быть фиксированной (табл. 1.12).

Таблица 1.12

Процентные ставки по кредитам ОАО «Банк Интеза» малым предприятиям на срок до 60 месяцев*

Сумма кредита, руб.

Срок кредита

Фиксированная ставка, %

150 000 - 900 000

900 001 - 1 500 000

1 500 001 - 3 000 000

3 000 001 - 15 000 000

15 000 001 -75 000 000 75 000 001 - 120 000 000

Ставка устанавливается индивидуально

* По данным официального сайта ОАО «Банк Интеза»: http://www.bancainte.sa.ru.

Банк взимает единовременную комиссию за предоставление кредита в размере 1-5% от суммы кредита. Комиссия за досрочный возврат кредита - 1% от досрочно оплачиваемой суммы. В случае когда сумма кредита более 1,5 млн руб. и при условии, что досрочный возврат производится после 36 месяцев от даты получения кредита, комиссия не взимается. Если в связи с предоставлением кредита или заключением обеспечительного договора заключается договор страхования, применяются тарифы страховщика. Комиссия за досрочное прекращение залога по заявлению залогодателя или замену предмета залога составляет от 0,02 до 2% от оценочной стоимости предмета залога, определенной сторонами в договоре о залоге, минимум 100 руб. Погашение кредита может производиться аннуитетными, дифференцированными платежами или может быть составлен индивидуальный график платежей с учетом сезонности бизнеса клиента.

Условия предоставления кредита субъектам малого предпринимательства Сбербанком России и Банком «Интеза», рассматривающими это направление банковской деятельности как одно из приоритетных, достаточно комфортны и этим выгодно отличаются от условий кредитования МП другими кредитными организациями. ЗАО «Банк

ВТБ-24», например, предоставляет кредиты ИП и владельцам МБ на сумму от 100 тыс. до 2 млн руб. Срок кредитования составляет от шести месяцев до пяти лет. Для оформления кредита ВТБ-24 рекомендует воспользоваться программой страхования жизни и трудоспособности, которая гарантирует погашение задолженности перед банком в случае болезни, увечья или смерти заемщика. Официальный период рассмотрения кредитной заявки и решения вопроса о предоставлении кредита - пять дней. Банк взимает комиссию за выдачу кредита в размере 2% от суммы, но не менее 3 тыс. руб. Цена кредита в среднем составляет 24-27% годовых.

См. : Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru.

  • См. : Норт Д. Институты, институциональные изменения функционированияэкономики: пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Начала, 1997. С. 17.
  • По данным годового отчета Сбербанка России за 2009 г. Официальный сайтСбербанка России: http://www.sbrf.ru.
  • Микрофинансирование является одним из действенных методов, развивающих малое предпринимательство. Это финансовая отрасль, направленная на предоставление различных финансовых услуг лицам, не способным по тем или иным причинам воспользоваться обычными банковскими услугами, например, начинающим предпринимателям, которым не хватает средств для текущей деятельности.

    Т.е. всё упирается в деньги. Первая проблема начинающего предпринимателя – первоначальный (стартовый) капитал. Если же эта проблема решена, возникает вторая проблема – дальнейшее развитие бизнеса, которую трудно решить без доступной системы кредитования, и стартового капитала здесь будет недостаточно.

    Поэтому в деятельности Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства появилась задача развития института микрофинансирования. Кроме того, развитие микрофинансирования входит в пакет антикризисных мер, предусмотренных Федеральной программой поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Микрофинансовая деятельность – деятельность организаций, созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) субъектам малого и среднего предпринимательства.

    По своей сути данная деятельность направлена на микрокредитование предпринимателей. Ключевой особенностью деятельности таких организаций является небольшой размер выдаваемых денежных средств, покрывающих предпринимателям небольшие затраты. Таким образом, основной составляющей микрофинансирования является микрокредитование, и в нашей стране, где микрофинансовый рынок только начал развиваться, эти понятия практически тождественны.

    Проблема микрофинансирования в российской экономике сегодня приобрела специфическое значение, и ее следует рассматривать не только как важнейший инструмент решения задач среднего и малого бизнеса и содействия предпринимательству, но и как инструмент антикризисной политики.

    Микрофинансирование решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес, приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную историю; во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы.

    По оценке Минфина, в России в настоящее время действует порядка 450 организаций, которые по своей организационно-правовой форме и виду деятельности могут соответствовать признакам микрофинансовых организаций.

    Деятельность, альтернативную банковскому кредитованию регулирует закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Регулятором на рынке микрофинансового кредитования является Министерство финансов.

    Сейчас реализуется множество различных программ микрофинансирования. Их разрабатывают и предлагают клиентам не только банки, но и специализированные кредитные организации, занимающиеся финансированием малого и среднего бизнеса. Осуществляют микрофинансирование малого бизнеса и фонды поддержки предпринимательства. Они могут быть как государственными, так и негосударственными. Но их основной услугой является предоставление микрокредитов.

    Итак, микрокредит – это своеобразный займ, предоставляемый субъектам малого предпринимательства на определенных условиях.

    По данным Российского микрофинансового центра, объем займов на российском рынке микрофинансовых услуг оценивается на уровне 26-27 млрд. руб., из которых 54% – займы на развитие бизнеса, 35% – на потребительские нужды. Средние суммы займов – 100-150 тыс. руб. Максимальный микрокредит – 1 млн. руб. При этом 80% займов выдается на срок до 1 года.

    Экономическая ситуация в Адыгее заметно отличается от происходящего в других субъектах федерации. Республика в свое время не пошла по пути некоторых регионов, в том числе и крупных городов, которые, взяв большие кредиты на развитие, теперь оказались заложниками кризиса.

    В этом плане руководству Адыгеи удалось предотвратить негативный сценарий развития экономической жизни республики. За отсутствием долгов извне она обходится теми ресурсами, которые у нее есть. И самой эффективной антикризисной мерой оказалась ставка на малый бизнес.

    Пакет антикризисных мер на федеральном уровне предусматривает поддержку малого и среднего бизнеса по трем направлениям. Именно они стали приоритетными и в республике. В первую очередь, это увеличение суммы микрокредитов под умеренный процент, совершенствование работы созданного гарантийного фонда, а также субсидирование процентных ставок по кредитам.

    В целях совершенствования механизма оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства утверждена Программа микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея.

    По данным АУ РА «Агентство развития малого предпринимательства», на реализацию программы в 2010 г. были перечислены средства в сумме 45 000 тыс. руб. в том числе:

    9 000 тыс. руб. – субсидии из республиканского бюджета Республики Адыгея;

    36 000 тыс. руб. – субсидии из федерального бюджета Российской Федерации.

    За 2010 г. было проведено 68 заседаний кредитной комиссии АУ РА «Агентства развития малого предпринимательства», на которых рассмотрено 256 кредитных заявок субъектов малого предпринимательства, приняты положительные решения по 228 заявкам, на общую сумму 54 630,0 тыс. руб. Отказано, либо отложено принятие положительного решения по 28 заявкам. Основные причины отказа:

    Несоответствие заявок критериям отбора потенциальных заемщиков;

    Отсутствие, либо недостаточность залога;

    Несоответствие целей кредитования задачам приоритетных направлений государственной поддержки;

    Наличие видов деятельности, не соответствующих условиям предоставления государственной поддержки, определенным ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;

    Предоставление неполного пакета документов;

    Предоставление недостоверных сведений.

    Проанализировав одобренные кредитные заявки по таблицам 1 – 3, можно сделать вывод, что в общей сложности 80% кредитов выдано в г. Майкопе, Майкопском и Гиагинском районах по таким направлениям деятельности, как торговля и сельское хозяйство (табл. 1 – 2). Большая часть предприятий Адыгеи, работающих в торговой сфере – предприятия с численностью сотрудников – не более 15 человек. Более 97% кредитов бралось для пополнения оборотных средств (табл. 3).

    Таблица 1. – Распределение заемщиков по районам и городам Республики Адыгея

    Место ведения бизнеса количество одобренных заявок доля, % утвержденные займы, тыс.руб.
    Гиагинский район 32 11,09 6 060,00
    Шовгеновский район 22 4,14 2 260,00
    Кошехабльский район 27 7,35 4 010,00
    Красногвардейский район 3 2,75 1 500,00
    Тахтамукайский район 3 0,92 500,00
    Теучежский район 3 1,37 750,00
    Майкопский район 22 13,12 7 170,00
    г. Майкоп 112 56,06 30 630,00
    г. Адыгейск 4 3,20 1 750,00
    ИТОГО: 228 100,00 54 630,00

    Таблица 2. – Распределение заемщиков по направлениям деятельности

    Отрасли деятельности кол-во займов доля, % сумма займа доля, %
    Производство товаров 28 12,28 13 960,00 25,55
    Торговля 90 39,49 15 320,00 28,05
    Бытовые услуги населения 14 6,15 3 300,00 6,04
    Строительство 4 1,75 1 250,00 2,28
    Сельское хозяйство 59 25,87 19,68
    Транспортные услуги 10 4,38 1 250,00 2,28
    Иное 23 10,08 8 800,00 16,12
    ИТОГО: 228 100,00 54 630,00 100,00

    Таблица 3. – Распределение заемщиков по целям кредитования

    Пользователями финансовой поддержки в рамках «Программы микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея» на 01.01.2011 года являются 393 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 92 субъектов малого и среднего предпринимательства занимаются производством сельхозпродукции. Среди заемщиков 53 крестьянско-фермерских хозяйства.

    Антикризисная программа предусматривает льготное микрокредитование на короткие сроки начинающих и развивающих свое дело бизнесменов. Именно эта категория предпринимателей наиболее уязвима перед кризисом, поскольку не имеет залоговой базы, кредитной истории и работающего расчетного счета. В этих условиях банки перестают кредитовать малый бизнес. В Адыгее максимальная сумма микрокредита на оборотные средства увеличена с 300 до 500 тысяч рублей. Установлена и сумма микрокредита для товаропроизводства и развития инфраструктуры туризма – миллион рублей под 16% годовых.

    • Анна Викторовна Куприна
    • Кристина Дмитриевна Савина Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета

    Аннотация

    Цель работы. Целью работы является анализ рынка кредитования малого и среднего бизнеса за период 2015-2017 годов, а также выявление тенденций развития на 2018 год. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на методах факторного анализа и междисциплинарного синтеза, которые предполагают точное разграничение социально-экономических сил, действующих на изучаемый объект. Основой данной работы являются исследования отечественных и зарубежных учёных по проблемам кредитования малого и среднего бизнеса. Результаты. Проанализированы основные показатели, характеризующие состояние данного сегмента рынка в последний трёхлетний период. Определены ключевые проблемы, которые замедляют развитие банковского кредитования юридических лиц. На основании проведённого анализа, был дан прогноз основных тенденций развития данного сектора на 2018 год. Например, расширение линейки кредитных продуктов приведёт к привлечению большего круга клиентов среди субъектов МСБ, что в дальнейшем будет способствовать налаживанию более крепких и долгосрочных отношений между кредитором и заёмщиком. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления хозяйствующих субъектов при формировании системы управления финансовым развитием. Выводы. На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что в отношении кредитования малого и среднего бизнеса на ближайший год будет наблюдаться тенденция упрощенных кредитных продуктов, онлайн кредитования, и решения будут приниматься на основании анализа больших массивов доступной информации по каждому отдельному заёмщику. Стимулирующим рычагом будет выступать снижение ключевых ставок Банком России и упрощение механизма предоставления кредита оценки заёмщика.

    Малый и средний бизнес является основой стабильного развития экономики любой страны: развитие МСБ позволяет нарастить темпы роста экономики, создать устойчивый внутренний платежеспособный спрос, а также способствует улучшению качества жизни населения посредствам формирования рынка труда в условиях конкуренции. Однако развитие малого и среднего бизнеса сопряжено с серьезными финансовыми инвестициями, которые можно произвести только за счет привлечения кредитных средств. Поэтому развитие рынка кредитования субъектов МСБ является приоритетной задачей любой национальной экономики. Редакция портала сайт спросила ведущего эксперт отдела анализа банковских услуг портала Banki.ru Ирину Сафронову о тенденциях на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в России.

    Каковы основные тенденции кредитования МСБ были отмечены по итогам прошлого года?

    В прошедшем году банки незначительно снизили стоимость своих кредитных предложений для малого и среднего бизнеса. Средняя ставка по кредитам для бизнеса, рассчитанная экспертами Banki.ru для банков, входящих в ТОП-100 по объему портфеля кредитов, выданных предприятиям и организациям, за год снизилась всего на 0,99 процентных пункта, тогда как за первые полгода 2017 года этот показатель уменьшился уже на 1,35 п.п. Столь низкая динамика удешевления кредитных ресурсов объясняется медленным снижением ключевой ставки Банком России. При этом заинтересованность государства в поддержке сектора МСБ стимулирует вывод на рынок все новых кредитных программы с господдержкой, что несколько улучшает ситуацию на рынке КМБ.

    С чем связан рост (сокращение) кредитного портфеля МСБ в прошлом году?

    В прошлом году кредитный портфель изменялся незначительно вырос, что объясняется несколькими факторами. Во-первых, это высокая ключевая ставка и, как следствие - дорогие кредиты. А, во-вторых, из-за кризисной ситуации на рынке банки в желании снизить риски от кредитования такого нестабильного сектора максимально ужесточили требования к заемщикам, что опять же не способствовало повышению спроса на кредитные ресурсы. Многие банки увеличили требования по срокам существования бизнеса - до двух лет, в качестве залога стали требовать высоколиквидное имущество с обязательным его страхованием в согласованной банком страховой компании и пр.

    Какие препятствия существуют в российской экономике для существенного наращивания кредитных портфелей банков в сегменте малого и среднего бизнеса?

    Резкому наращиванию кредитного портфеля препятствуют дороговизна кредитных ресурсов, а также высокая рискованность данного сектора экономики. Вследствие этого банки предъявляют к заемщикам повешенные требования, а зачастую ограничивают их круг только «своими», проверенными клиентами, что дает возможность более детально изучить деятельность заемщика и контролировать его во время действия кредитного договора.

    В чем ключевые отличия между кредитованием МСБ и крупного бизнеса?

    Крупный бизнес - это намного стабильнее. Зачастую крупные игроки привлекают финансирование, уже имея на депозитных счетах намного большие суммы, что является для банка определенной гарантией возврата выданного кредита и позволяет предложить специальные условия по кредитованию. Предприятия же сектора МСБ часто привлекают средства на покрытие текущих расходов либо на приобретение основных средств, в качестве обеспечения передавая в залог имущество, которое банк не всегда может быстро реализовать в случае невозврата кредита.

    Существуют ли госпрограммы поддержки бизнес-заемщиков?

    В настоящее время действует программа господдержки предприятий малого и среднего бизнеса, реализуемая Корпорацией МСП. В ней уже аккредитован 51 банк. Первый льготный кредит был выдан в конце 2015 года, а уже в 2017 году ЦБ РФ увеличил лимит по этой программе до 175 млрд (+ 50 млрд рублей). К предприятиям, желающим привлечь финансирование в рамках господдержки, выдвигается ряд обязательных требований. При этом финансирование не предоставляется предприятиям из следующих отраслей: кредитным и страховым организациям, инвестиционным фондам, НПФ, ломбардам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, участникам соглашений о разделе продукции, предприятиям игорного бизнеса, предприятиям, осуществляющим производство и/или реализацию подакцизных товаров, а также добычу и/или реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

    Какие тенденции в сегменте кредитования МСБ наблюдаются в текущем году?

    С начала года многие банки регулярно понижают ставки по своим кредитным предложениям для малого и среднего бизнеса. На сайте Banki.ru появится новый расчет средней ставки по кредитам для бизнеса . Объяснением этому служит несколько причин. Конечно, в первую очередь - это неоднократное снижение Банком России ключевой ставки . Так же это государственная программа по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса. Есть надежда, что снижение процентных ставок по программам кредитования МСБ продолжится и дальше в течение года.

    Каковы долгосрочные перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России?

    Рынок кредитования малого и среднего бизнеса наиболее зависим от экономической ситуации и колебаний на рынке, чем рынок корпоративного или розничного кредитования. Поэтому, на мой взгляд, ждать резкого роста в ближайшие годы не стоит. Для привлечения малого бизнеса банкам необходимо упрощать условия получения финансирования, предлагать более лояльные условия. Одновременно кредитным организациям имеет смысл заняться развитием финансовой грамотностью в среде малого и индивидуального предпринимательства, т.к. для успешного старта им иногда нужна не только финансовая, но и информационная поддержка. Например, на сайте МСП-банка работает проект Бизнес-навигатор МСП, с помощью которого можно определить насыщенность рынка теми или иными предприятиями, а так же рассчитать бизнес-план по своим вводным.

    Дмитрий Нечетов

    МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС в рыночных системах аккумулирует больше занятых, большую долю ВВП, а часто и большую долю патентов на изобретения, чем крупные предприятия. Но в нашей стране малые и средние предприятия всегда были очень уязвимы. Чтобы стать надежной основой экономики, они должны пройти через период трансформации, получить поддержку и гарантии, освоить новые - в первую очередь новые финансовые - технологии. Это долгий путь, поэтому только на третий год экономической турбулентности малые и средние предприятия начинают чувствовать почву под ногами, а финансовая среда становится для них более благоприятной.

    И 2014, и (в особенности) 2015 годы были для МСБ тяжелыми. Их количество несколько сократилось, хотя собственно число таких компаний никогда не было объективным показателем развития сектора. Например, по данным Росстата за 2015 год, из 2,24 млн лишь 1,5 млн реально осуществляли деятельность - примерно такое соотношение реальных и нефункционирующих фирм сохраняется на протяжении многих лет. Перепады в численности часто связаны с фирмами-однодневками или существующими лишь на бумаге компаниями. Куда более важная метрика - это число работников на предприятиях МСБ. По итогам самого непростого для сектора 2015 года численность занятых (включая индивидуальных предпринимателей) составила 18,5 млн, или 25,7% всех занятых в экономике граждан. На уровне около 25% этот показатель держался и раньше. И если судить по нему, никакого вымирания малых предприятий не произошло. Несмотря на свою экономическую уязвимость, они сохранили сотрудников и продолжают работать.

    SMART-кредиты, займы по системе Top-Up и другие новые способы сделать жизнь предпринимателя проще.
    Рассказывает Сергей Бессонов,
    старший управляющий директор Сбербанка

    Малые и средние предприятия наращивают активность и нанимают персонал.

    Сектор переживал достаточно активное развитие до 2014 года включительно. Однако в конце 2014-го и в 2015 году случилось замедление активности и снижение спроса на кредиты со стороны качественных заемщиков из числа предприятий МСБ.



    Сергей Бессонов

    Доля предпринимателей в МСБ за 2015 г.
    от общего числа занятых в экономике граждан

    Доля предпринимателей в МСБ, которые реально осуществляли деятельность в 2015 г. от общего числа зарегистрированных

    В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ даже у крупных предприятий были проблемы с доступом к заемному финансированию. Малые и средние предприятия вынуждены были привыкать к жизни без новых кредитов. Настоящий бум, отмечавшийся в 2010-м и 2011-м (рост объема новых кредитов на 57% и 39% соответственно), сменился спокойным темпом в 15-16% в 2012-2013 годах и провалом в 2015 году (минус 28%). Параллельно резко выросла доля просроченных кредитов - свыше 15% от общей их суммы. Какие-то признаки восстановления появились на горизонте только в середине прошлого года. В мае 2016-го впервые за несколько лет были отмечены робкие положительные темпы кредитования МСБ - плюс 1%. В июне - уже плюс 8%. В последующие месяцы кредитная активность снова затихла, так что по итогам 2016 года разные эксперты ожидают снижения кредитного портфеля на 2-3% (официальные результаты по всем 12 месяцам 2016 года пока недоступны, по итогам 11 месяцев показатель - минус 3%). Значит ли это, что 2016 год был неудачным? Понятно, что общий положительный итог был бы предпочтительней, но сам факт того, что спад практически прекратился, многого стоит. А главное - итоги 2016-го говорят о том, что уже в ближайшие месяцы практически неизбежно начнется подъем в кредитовании малых и средних предприятий.

    Первая волна снижения ставок прошла в октябре-ноябре прошлого года.
    В 2017 кредиты станут ещё доступнее.

    За второе полугодие 2016 года количество кредитных заявок от предприятий МСБ увеличилось на 10% по сравнению с первым полугодием - что уже очень хорошо. Когда мы говорим с клиентами, то слышим, что появилась осторожная вера и понимание того, что будет происходить дальше. В 2015 году все, условно говоря, «зажались»: непонятно, что будет даже через 6 месяцев, поэтому спрос на деньги уменьшился. А сейчас многие инвестиционные проекты, замороженные в 2015 и начале 2016 года снова выходят на рынок. И в 2017 году мы ожидаем спокойный рост рынка на уровне около 10%.

    Директор департамента кредитных
    продуктов и процессов Сбербанка
    Сергей Бессонов

    Увеличение кредитных заявок от субъектов МСБ за 2-ое полугодие
    2016 г. по сравнениею с 1-ым

    ИНТЕРЕСНО , что доля российских предприятий МСБ, получивших запрошенный в банке кредит в полном объеме, - 65%. Это почти соответствует среднему по Европейскому союзу и больше, чем в таких странах, как Испания или Италия. К счастью, банковская система России работает устойчиво. А что бывает в противоположном случае, видно на примере Греции - там лишь 31% малых и средних компаний получили запрошенный заем. Но в то же время еще ярче в последние годы проявилась малая вовлеченность МСБ в кредитование. Лишь около половины российских компаний из этого сегмента когда-либо обращались за кредитом. Да и сейчас, согласно опросам НАФТА, лишь 10% предприятий считают, что им нужен кредит, и лишь треть из них собираются за ним обратиться в ближайшее время. В России среди некрупного бизнеса кредитование - совсем неочевидная форма финансирования. Проблема не в том, что кредиты не выдают. За кредитами не обращаются. Почему - видно на графике с процентными ставками по рынку.

    Доля российских предприятий МСБ, получивших запрошенный кредит в банке в полном объёме

    В 2015 году ставки превышали 18% годовых, в 2016-м опустились примерно до 15% годовых, но это все еще очень много. Значит ли это, что российские банки пытаются нажиться на малом бизнесе или ставят запретительно высокие барьеры на их пути? Если сравнить ставку рефинансирования Центрального банка и ставку по кредитам в других странах, то нет. В Италии или Китае разница в процентных пунктах примерно такая же, как в России. Просто ставки рефинансирования там намного меньше. Еще в 2015 году ставка ЦБ РФ была вполне обусловлена инфляцией, но в 2016 году инфляция резко замедлилась и останется низкой в 2017 году. Значит, ставка ЦБ неминуемо снизится, что сразу же сделает кредитование более посильным для малых и средних предпринимателей.

    Динамика процентных ставок по кредитам в России
    в 2015 и 2016 гг.е

    Растущий спрос на кредиты в конце прошлого года продемонстрировал:
    малые предприятия приобретают уверенность в будущем.

    Ставки по кредитам значительно снизились в 2016 году. Последняя наша акция проходила в октябре прошлого года, ставки были снижены на 1,5-5% годовых. Оцениваю, что в случае сохранения позитивных тенденций в 2017 году ставки продолжат умеренное снижение - на 1-2%. Если взять динамику снижения ставок по 2016–2017 годам в целом, то это значительное снижение, и оно очень важно для клиента: если ставки высоки, ты должен делать сверхрентабельные проекты и очень сильно рисковать. Когда ставка для компаний малого бизнеса падает до 18% годовых, потом до 15% годовых, а в перспективе и до 12% годовых, бизнес может позволить себе реализовать гораздо больше проектов с меньшими рисками. К слову, для среднего бизнеса это перспективное предложение доступно уже сегодня

    Директор департамента кредитных
    продуктов и процессов Сбербанка
    Сергей Бессонов

    Прогнозное снижение процентных ставок по кредитам в 2017 г., при сохранении позитивных тенденций

    НА СТЫКЕ 2016 И 2017 годов можно зафиксировать еще несколько добрых знаков. Во-первых, рост «просрочки» обернулся вспять. В 2015 году он был угрожающим, почти двукратным. В 2016-м резко замедлился. Максимум (15,2%) был достигнут в середине 2016 года, и с тех пор этот параметр снижается. Во-вторых, постепенно растет доля кредитов, выдаваемых на срок более 3 лет. Это важный показатель стабильности рынка и веры в будущее как у кредиторов, так и у заемщиков. В-третьих, когда многие предприниматели брали займы в условиях очень высоких ставок, крайне актуально стало рефинансирование (оно требуется 12% опрошенных НАФИ представителей МСБ) - это большой рынок для банков и большое облегчение для предпринимателей. В-четвертых, уверенность самих бизнесменов в завтрашнем дне сейчас несколько выше. После спада в первой половине 2016 года оптимизм стал преобладать: 36% представителей МСБ оценивают перспективы как хорошие и очень хорошие. Как плохие и очень плохие - 20%.

    Доля представителей МСБ, оценивающих перспективы развития как хорошие и очень хорошие

    Крайне важно то, что в кредитование малого и среднего бизнеса все активнее включаются самые крупные игроки - банки из первой тридцатки и даже само государство. До конца 2015 года банки из ТОП-30 сокращали кредитование МСБ даже быстрее, чем рынок в целом. С начала 2016 года отмечается перелом тенденции: крупнейшие банки становятся драйвером этого сегмента. А государственные программы - как региональные, так и федеральные - позволяют получать льготное кредитование как отдельным категориям предприятий, так и и всем представителям МСБ в определенных регионах, где действуют пилотные программы (которые в 2017 году наверняка распространятся шире). Технологии тоже становятся важным фактором улучшения экономической среды. В первую очередь такие как дистанционное банковское обслуживание и анализ BigData, позволяющий быстро оценивать риски, выдавать кредиты быстрее и на лучших условиях (как в случае со SMART-кредитами от Сбербанка).

     

    Возможно, будет полезно почитать: