Вопросы оценки проектного мышления. Проектное мышление в бытии человека сосновская, ксения владимировна. Сетевой план-график. Календарный план-график

8. Festinger L.A. Theory of Cognitive Dissonance. Stanford University Press, 1962.

9. Wood J.V. Tlieory and research concerning social comparisons of personal attributes //

Psychological Bulletin. 1989. № 106. P. 231-248. * * *

1. Anan"ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. / red. A.A. Bodalev, B.F Lomov. M.: Pedagogika, 1980. T. 2.

2. Bodalev A.A., Vasina N.V. Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, jeticheskij i professional"nyj aspekty). SPb.: Rech", 2005.

3. Karpushova O.A. Razvitie obraza sverstnika u mladshih shkol"nikov // Nachal"naja shkola pljus do i posle. 2013. № 1. S. 81-85.

4. Kuznecov S.A. Bol"shoj tolkovyj slovar" russkogo jazyka. SPb., 1998.

5. Lisina M.I. Obshhenie, lichnost" i psihika rebenka / pod red. A.G. Ruzskoj. M.: In-t prakt. psihologii; Voronezh: MODJeK, 1997.

6. Samojlenko E.S. Problema sravnenija v psihologicheskom issledovanii. M.: Institut psihologii RAN, 2010.

7. Chesnokova I.I. Problema samosoznanija v psihologii. M., 1977.

8. Festinger L.A. Theory of Cognitive Dissonance. Stanford University Press, 1962.

9. Wood J.V. Tlieory and research concerning social comparisons of personal attributes // Psychological Bulletin. 1989. № 106. P. 231-248.

Technology of organization of social comparison in development of primary school pupils

There is analyzed the issue of self-perception of primary school pupils, in particular one of its basic mechanisms - social comparison. There is substantiated the technology of social comparison organization in the empiric research of development of primary school pupils" self-perception. There is shown the potential of its implementation in the extracurricular course of self-perception development at primary school.

Key words: self-perception, social comparison, image of coeval pupil, ideal coeval pupil, technology.

(Статья поступила в редакцию 08.09.2015)

О Сауренко Н.Е., Сериков В.В., 2015

ПЕДАГОГИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

н.Е. сауренко, в.в. сериков

(Волгоград)

оценка сформированности проектного мышления у студентов

Рассмотрена сущность проектного мышления как ключевой компетентности современного специалиста, обеспечивающей его включение в инновационную деятельность; раскрыты критерии и способы диагностики данной компетентности; приведены результаты опытной работы.

Ключевые слова: проектное мышление, проектная деятельность, критерии компетентности, инновационная деятельность.

Проектный подход как методология построения содержания и технологий образования в вузе направлен, в первую очередь, на формирование у будущих специалистов проектного мышления как инструмента профессиональной деятельности в инновационной среде. Под проектным мышлением нами понимается система аналитических, преобразовательных, прогностических, композиционных действий, направленных на преобразование научного знания в программу и технологию создания продукта. Вид создаваемого продукта зависит от профессиональной сферы специалиста, в то время как аппарат проектного мышления является универсальным для специалистов различных профилей. Важно лишь подчеркнуть, что проектное мышление - необходимый признак современно понимаемой компетентности специалиста, его готовности работать в условиях инновационной стратегии в экономике и социальной сфере.

Проектное мышление, присущее человеку с глубокой древности в силу преобразующего, мироизменяющего бытия самого человека, в информационную и, можно добавить, инновационную эпоху приобрело статус ведущей профессиональной компетентности специалиста, предполагающей способность к особого рода мыследеятельности, направленной на трансформацию научного знания в иннова-

Известия вгпу. пе,

ционную деятельность. Ключевым моментом этой трансформации является создание технологии - наукоемкой законосообразной деятельности, направленной на создание требуемого и значимого продукта.

Продуктом проектного мышления являются проектная идея, концепция инновационного процесса и, далее, программа («дорожная карта») реализации инновации. Специфика проекта в том, что в нем происходит своеобразный синтез научно-технологического и организационно-коммуникативного компонентов, универсально присущих всякой деятельности человека.

Проектное мышление будущего специалиста является, как нетрудно предположить, своеобразной квинтэссенцией опыта проектной деятельности, организация которой выступает как ведущий метод обучения в современной высшей школе, реализующей деятельностно-компетентную модель образования. Проектный подход изначально утверждался как метод обучения, выступавший антиподом традиционной предметно-дисциплинарной знание-вой модели обучения и в отличие от таковой ориентировался, в первую очередь, на усвоение не предметных знаний и умений, а деятельности, связанной с их применением; на овладение не изолированной предметной областью, а метапредметным опытом; не на восприятие отстраненного предмета (абстрагированного материала), а на самостоятельное создание продукта (или его модели) на основе приобретаемых знаний и умений; не на использование «готовых» знаний, а на самостоятельное приобретение их в процессе исследовательской деятельности.

Зародившийся в сфере общеобразовательного обучения как инструмент активизации учебной деятельности, проектный метод постепенно стал доминирующим в сфере высшего образования, где его функциями стало формирование готовности к общекультурным и профессиональным видам деятельности на уровне ее компетентного осуществления. Указанный метод обучения можно представить как систему регулятивов построения содержания образования через включение в него процессов и результатов научных исследований, что превращает обучение и научное исследование в единый механизм формирования специалиста. Основу этого механизма составляет проектная технология освоения инновационных компетентностей студентами университета, основанная на моделировании ситуаций разработки и реализации про-

гогические науки -

фессионально ориентированных наукоемких проектов, что вооружает будущего специалиста подходом к решению практически любых проблем, стоящих перед проектантом или командой проекта.

Квинтэссенцией проектного подхода является учебно-научное проектирование как инструмент обретения собственного «живого» фундаментального знания, т.е. знания, способного выступать в качестве основания и метода для получения другого знания как ориентировочной основы решения инновационных профессиональных задач. специфика такой модели обучения в том, что образовательный процесс в известном смысле выходит «за рамки вуза», т.е. в своих проектах студент может взаимодействовать с работодателями - заказчиками его образования, выполнять их заказы, проводить презентацию своей продукции и себя как специалиста.

сформированность проектного мышления у выпускников - важнейший показатель качества образования. Проблема качества высшего образования применительно к вузу имеет внешнюю («большая» образовательная система) и внутреннюю («малая» образовательная система) стороны, что обусловлено многообразием клиентских групп, заинтересованных в результатах образования. с внешней стороны качество образования, реально получаемого студентами, обусловливает их востребованность на рынке труда. В этом качестве, соответственно, заинтересованы работодатели, государство. Этот же фактор обусловливает, в конечном итоге, и привлекательность вуза для абитуриентов и их родителей. с внутренней стороны качество образования - предмет интереса самих студентов, заинтересованных в обретении качественного профессионального опыта, показателем которого является готовность к проектной деятельности.

в качестве факторов развития проектного мышления специалистов нами апробировались: специально подобранные образовательные технологии; авторская система контроля за промежуточными и конечными результатами обучения; фактор мотивации преподавательского состава и их компетентности; отношение студентов к образованию; управление образовательным процессом. основным критерием выступала проектная компетентность студентов-выпускников. в структуре этой ин-тегративной компетентности были выделены несколько компонентов (видов опыта), представленных в табл. 1 (см. с. 51).

состав и критерии проектной компетентности выпускников вуза

Таблица 1

Компонент компетентно сти Критерии компетенции Способы диагностики критерия

Когнитивный (ориентировочная основа) Качество знаний (понимание, системность, рефлексивность), готовность к их обновлению путем самообразования Использование шкалы для оценки уровня решения профессионально ориентированных учебно-исследовательских задач

Операционный Практическое применение знаний в решении конкретных задач, перенос знаний в новые ситуации, владение способами деятельности Оценка самостоятельности, продуктивности, профессиональной значимости решений

Креативный Видение проблемы, трансформация ее в исследовательскую задачу, выдвижение идей и гипотез, нахождение и интерпретация решений Оценка самостоятельности, продуктивности и конструктивности мышления в проблемных ситуациях

Ценностно-смысловой Сформированность ценностно-смыслового отношения к профессии, потребность в самореализации через достижение профессионального мастерства и признания Выявление мотивации, смыслового поля личности, стремления к карьерному росту

Индивидуально- личностные особенности профессиональной деятельности Уверенность в себе, самоконтроль, сопротивляемость в стрессовых ситуациях, индивидуальный стиль, свой «подход» и «система» Изучение стилевых и индивидуально-авторских характеристик будущего специалиста

в ходе опытно-экспериментальной работы данная шкала была конкретизирована. опытная работа проводилась на выборке в 350 человек - студентов Российской таможенной академии и ее филиалов в г. ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Владивостоке. Диагностика осуществлялась посредством индивидуального дневника продвижения студента. В диагностическом эксперименте (20072012 гг.) участвовали 300 студентов академии и ее филиалов в составе экспериментальной (150 чел.) и контрольной (150 чел.) групп.

На первом этапе был разработан необходимый инструментарий (см. табл. 2 и 3 на с. 52, 53).

Ключевые характеристики инструментария для диагностики проектного мышления были ориентированы на выявление сущностных характеристик последнего как психологического механизма инновационной деятельности (способность видеть практическую (профессиональную) проблему, умение трансформировать ее в исследовательскую задачу, готовность создавать команду проекта для исследовательской деятельности и воплощать ее результаты в реальный продукт и др.).

В ходе диагностического эксперимента использовались проверенные технологии: методика Г.П. Карповой для определения структуры учебной мотивации, методики оценки ключевых компетенций (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сы-

манюк, A.M. Павлова) , опросник для анализа рефлексивности А.В. Карпова .

При оценке проектного мышления учитывалось, насколько в полученном в студентами результате проектной деятельности нашли воплощение исходные цели проекта, требования к качеству. Проектный результат соотносился с природой той среды, того пространства и социокультурного контекста, в которые «вписывается» проект. При этом отслеживалось умение будущего специалиста оценивать позитивное и негативное воздействие данной инновации на среду. Так, в ряде случаев оценка проводилась с учетом «соответствия контексту проектирования», например, экологичности и/ или культуросообразности, хроносообразно-сти проекта. в случае создания инновационного продукта, не имеющего аналогов, возникала необходимость обоснования его принципиальной новизны. Если исследователь разработал и реализовал проект, в результате которого появились новый взгляд на проблему, новое решение, то при диагностике обосновывалась степень новизны результата (см. табл. 4 на с. 54).

На первом этапе формирующего эксперимента фиксировалась динамика развития проектного мышления как профессиональной компетентности специалиста и оценивались возможности проектного подхода как методологии построения содержания и технологий образования.

Таблица 2

Компонент компетенции Признаки (проявления) компетентности

Когнитивный - опыт использования теоретических знаний при решении профессиональных задач Системность знаний, готовность к их применению в стандартных и нестандартных учебных и профессиональных ситуациях, использование знаний для выявления проблем, их трансформации в исследовательские задачи и последующего решения таковых

Операционный - опыт применения способов деятельности, входящих в структуру профессиональной компетентности Владение навыками деятельности: - учебно-познавательной (поиск информации, ее анализ, преобразование, использование в качестве ориентира для профессиональных операций); - научно-исследовательской (выявление проблемы, выдвижение гипотезы, применение методов исследования, получение вывода, значимого для разработки проекта); - творческой (проявление креативности); - по самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию; выявлению новых проблем в традиционной ситуации; учету альтернатив при решении проблемы; комбинированию и преобразованию ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; апробации новых вариантов и др.) - рефлексивной (видение разных способов решения задач, понимание и критическая оценка принципов и механизмов, выявление причин профессиональных затруднений); - коммуникативной (способность и готовность сотрудничать; умение передавать информацию другим и обеспечивать ее понимание на вербальном и невербальном уровнях; проявление терпимости к другим мнениям и позициям; опыт координирования коллективных действий, делового общения, умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами)

Ценностно-мотивационный - принятие профессии как приоритетного жизненного смысла Ответственность за результат действий в рамках своего функционала в проекте; ответственность за результат действий сотрудников - участников проектной команды; надежность, оптимизм, мотивация к достижению, стремление к повышению качества продукта; осуществление деятельности на основе внутреннего побуждения к ней и потребности в собственном профессиональном росте и совершенствовании; умение брать на себя ответственность за работу членов команды (сокурсников, в профессии - подчиненных), за результат выполнения задания; понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, контроль собственной профессиональной компетентности; эстетическое восприятие творческой деятельности, ощущение прекрасного в реальной действительности (образовании и профессиональной деятельности)

Самореализация в профессиональной сфере Планирование будущего и отдаленного будущего, обоснование жизненных планов; умение осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации; социально-профессиональная мобильность: готовность к быстрой смене профессии (переквалификации), освоению новых производственных заданий, рабочего места); проектирование профессиональной карьеры

В ходе применения методологии оценки сформированности проектного мышления было выявлено, что средством эффективного формирования проектного мышления является рефлексия его процедур участниками эксперимента. Оценка проектирования и его рефлексии осуществлялась в формате дневника продвижения студента. Содержание эксперимента состояло в формировании у студентов

компетентности проектного подхода, которая может проявиться в любом виде деятельности. Основными признаками (свойствами) такого рода мыслительной деятельности, согласно нашей модели, рассматривались умения: переводить практическую проблему в научные и организационные задачи, моделировать требуемый продукт и процесс его создания, выполнять исследовательские дей-

Таблица 3

критерии проектной компетентности и инструментарий их диагностики на основе системы задач

Критерий Предмет оценивания Решаемые задачи и способы фиксации проявлений критерия

Знания как ориентировочная основа решения профессиональной задачи Качество знаний (системность, перенос в новые ситуации и др.) Задачи, требующие критериального анализа ситуации, выявления и использования закономерностей, моделирования (теоретического, математического и др.) производственных процессов. Тестирование процесса и результата решения

Владение способами учебной и профессиональной деятельности Качество выполнения профессиональных действий Задачи «на создание продукта», на выполнение реальных профессиональных функций. Наблюдение за выполнением практического задания, сбором информации для задания, поведением в компьютерной среде, коллективной деятельности, кейс-измерители; тесты для выявления «инновационной составляющей» проектного мышления

Видение проблемы, трансформация ее в исследовательскую задачу, выдвижение идей и гипотез Уровень креативности (творческий потенциал) будущего специалиста Самостоятельно поставленные задачи на основе анализа практических проблем. Тестирование процесса и продуктов творческой деятельности, готовности к «доведению» идеи до практического результата

Потребность в самореализации в профессиональной сфере Жизненный смысл осваиваемой деятельности Задачи на разрешение этико-профессиональных коллизий, выбор моделей поведения в профессиональной среде. Анкетирование, наблюдение, собеседование, интроспективные отчеты о мотивации, ценностно-смысловом отношении к профессии

Индивидуальный стиль, «авторский подход» в профессиональной деятельности Перспективы развития авторской системы деятельности, «точки роста» профессионализма Задачи на самостоятельное создание целостного профессионального продукта. Экспертные оценки, журналы практик студентов, портфолио; рубежные стандартизированные аттестационные тесты, профессиональные конкурсы и тесты на конкурентоспособность

Жизненно-профессиональные планы будущего специалиста Образ и программа профессионального саморазвития Задачи на «социокультурную компетентность», общую эрудицию. Тест на выявление «образа будущего», карьерных устремлений, планов и стратегий самосовершенствования

ствия и включаться в процедуры командо-образования, оценивать ход процесса и принимать решения.

В ходе экспериментальной работы отслеживалась динамика уровневых групп студентов, выделенных в соответствии с указанными выше признаками проектного мышления. Цель эксперимента состояла в проверке эффективности предложенных критериев и методик оценки развития проектного мышления у студентов.

Экспериментальная работа строилась как монографическое исследование, в ходе которого применялся развернутый комплекс научных методов. наиболее значимые из них: порт-фолио; рубежные аттестационные тесты для системы мониторинга развития проектного мышления; кейс-измерители; компетентност-ные тесты для итоговой государственной аттестации выпускников, стандартизированные на репрезентативных выборках студентов; педагогическое и психологическое наблюдение за выполнением практического задания, сбором информации, компьютерной симуляцией, организацией коллективной деятельности, ин-

новационной составляющей; экспертная оценка и т.д.

В ходе констатирующего и обучающего экспериментов дневник конкретного студента велся всеми работающими с ним преподавателями (а также и работодателями) в течение пяти лет обучения в вузе. Успехи или неудачи студентов фиксировались в дневнике продвижения дважды в течение учебного года, основой результатов являлась работа студентов над курсовыми, дипломными проектами, проблемными заданиями, научно-исследовательскими и инновационными проектами в рамках исследовательской деятельности, проектами практик всех видов и другими видами подготовки специалистов (в академии по базовой подготовке сохраняется специалитет). Дневник продвижения студента имел следующий формат:

Компетенции студента в сфере анализа проблемы, требующей для своего разрешения соответствующего проекта и формулирования его цели и задач (выявлялись успехи и недостатки в работе по ряду позиций, к которым относятся проблема и ее выбор, целеполага-

известия вгпу. педагогические науки Оценка результата проекта

Таблица 4

Критерий Показатели

Полнота реализации проектного замысла Оценивается, насколько в полученном результате нашли воплощение исходные цели, задачи, требования к качеству, каковы объем и степень решения задач проекта

Соответствие контексту проектирования Проектный результат соотносится с природой той среды, того пространства, в которое он объективно «вписывается», результат оценивается с позиций позитивного и негативного воздействия на среду, соответствия контексту проектирования, например, экологичности и/или культуросо-образности, хроносообразности проекта, т.е. его соответствия контекстам окружающей среды, определенной культуры, времени и др.

Степень новизны Проектный продукт рассматривается как «бросок в будущее», как внесение преобразований в окружающую действительность, как ее улучшение. С педагогической точки зрения значима не только объективная, но и субъективная новизна результата. Оценивается, насколько новый для субъекта опыт обеспечивает его развитие. В случае разработки и реализации проекта, в результате которого появился новый интегративный курс или новый взгляд на проблему, новое решение проблемы, то степень его новизны оценивается путем сопоставления с имеющимися аналогами и существующими способами решения проблемы

Социальная (практическая, теоретическая) значимость Оцениваются степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической, образовательной ситуации, возможность его использования в других условиях. Например, комплект тестовых заданий или новых задач может быть использован в образовательных учреждениях близкого профиля

Гуманитарность Соотнесение полученного результата с потребностями, интересами, возможностями всех людей, попадающих в сферу его распространения

Эстетичность Оцениваются форма и красота оформления доклада, тезисов для конференции, сайта, презентации, текстового материала, изящество теоретического решения проблемы

Удовлетворенность участников Субъективные ощущения участников, их желание продолжить опыт участия в проектах, их самооценка. учитываются также внешние впечатления «сторонних» наблюдателей

Степень освоения процедур проектирования Оценивается освоенность нормативных процедур, выполнение которых обеспечивает прохождение необходимых этапов проектной деятельности, ведущих к получению продукта: умение найти и сформулировать проблему; владение специфическим языком проектирования; способность провести диагностику, сформулировать цель, составить программу и план действий; способность производить социально значимый продукт; творческий потенциал; способность довести начатое дело до конца; ответственность; прирост личностных качеств, свойств, характеристик; позитивная динамика отношений

Потребность в сохранении и развитии команды Мотивация продолжения «творения будущего» - создания нового продукта и поддержания межличностных связей, оценка творческого опыта совместной деятельности как наиболее значимого приобретения

Становление социального партнерства Способность участников устанавливать коммуникативные связи разного уровня на основе кооперации и сотрудничества; заинтересованность в совместном обсуждении материалов; коллективная рефлексия; внесение предложений по коррекции и развитию проекта, внимание к дополнительной информации

ние, планирование, оценка результата, оценка значения полученных результатов);

Компетенции в сфере владения информацией (выявлялись успехи и недостатки по двум сквозным проблемам - поиск информации, ее обработка и систематизация);

Комплекс умений по оформлению проекта;

Коммуникативная компетентность (определялись успехи и недостатки в сфере вер-

бальной и действенно-продуктивной коммуникации, владения рефлексией);

Комплекс умений самостоятельной и командной работы; компетенции в сфере социальной коммуникабельности;

Умения творческого представления проекта и его оформления;

По всем параметрам дневника были введены критериальные позиции, оценивающие степень владения студентом соответствующи-

ми умениями и компетенциями. Количество баллов определялось по следующим признакам: 1 балл - умения как такового нет, имеется лишь общее («знаемое») представление о требуемом действии; 2 балла - сформированы некоторые элементы умения, но они не превратились в устойчивый навык; 3 балла - комплекс умений сформирован, но неустойчив, при переходе к другому проекту (дисциплине) теряет силу; 4 балла - умение (комплекс умений) перерастает в компетентность (устойчивая саморегулируемая деятельность), но в нетрадиционной ситуации возникают затруднения в применении полученных знаний и умений; 5 баллов - умение (комплекс умений) перерастает в компетентность и позволяет реализовать ее потенциал в новой (нетрадиционной) ситуации.

В ходе исследования была проведена математическая обработка данных дневников наблюдения, ее результаты представлены в трендовой модели.

Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта (экс. гр.)

Осмысление проблемы проекта и формулирование его цели и задач (контр, гр.)

Экспоненциальная (Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта (экс. гр.)) Экспоненциальная (Осмысление проблемы проекта и формулирование его цели и задач (контр, гр.))

Fx тренд (экс. гр.) = 7,07;

Fx тренд (конт. гр.) = 5,59.

Трендовый анализ результатов математической обработки данных дневников достижений студентов свидетельствует, что:

По всем позициям у студентов экспериментальной группы наблюдаются значительные успехи в освоении умений проектного мышления, ни один из представленных графиков и их функций не фиксирует преобладающих позиций студентов контрольной группы;

Разительный контраст фиксируется по направлениям «работа с информацией» и «коммуникации», экспоненты и функция тренда этих направлений фиксируют значительное продвижение студентов экспериментальной группы в ходе обучения в вузе;

Сроки достижения положительных результатов по позициям исследования у экспериментальной группы значительно меньше, чем у контрольной, что свидетельствует об эффективности использованной технологии формирования проектного мышления и подходов к оценке соответствующей компетентности.

Таким образом, эффективное измерение сформированное™ проектного мышления как компетентности вполне возможно, однако требуется дальнейшее совершенствование критериальной базы и диагностических технологий.

список литературы

1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995.

2. Демидко М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях. Минск: РИПО, 2001.

3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2005.

4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005.

5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

6. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. М.: Логос, 2013.

1. Shhedrovickij G.P. Izbrannye trudy. M.: Shkola kul"tumoj politiki, 1995.

2. Demidko M.N. Formirovanie refleksivnyh umenij u obuchajushhihsja v srednih special"nyh uchebnyh zavedenijah. Minsk: RIPO, 2001.

3. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaja M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie. M.: Akademija, 2005.

4. Zeer Je.F., Pavlova A.M., Symanjuk Je.Je. Modernizacija professional"nogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod: ucheb. posobie. M., 2005.

5. Karpov A.V. Refleksivnost" kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki // Psihologicheskij zhurnal. 2003. T. 24. № 5. S. 45-57.

6. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaja dejatel"nost" i pedagogicheskoe obrazovanie v innovacionnom obshhestve. M.: Logos, 2013.

Assessment of students" project thinking development

There is considered the essence of project thinking as the key competence of a modern specialist that provides one"s involvement into the innovation work. There are revealed the criteria and ways of diagnostics of the competence; given the results of the experimental work.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методы организации профессионального воспитания учащихся. Изучение школьников в целях профориентации. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки. Уроки национальной кухни. Требования к уровню подготовки выпускников.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Поиск путей эффективного развития исследовательских умений учащихся с учетом структуры их способностей, познавательного интереса, мотивации. Разработка учебно-методического комплекса: авторской программы, электронного учебного пособия, рабочих тетрадей.

    статья , добавлен 06.02.2011

    Изучение специфики творческой деятельности учащихся и информационной насыщенности образовательной среды учебного заведения. Методика организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики в учреждении профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2011

    Общая характеристика методов повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников начального профессионального образования. Структура учебно-методического комплекса в учреждении начального профессионального образования, проверка его работы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

    Формирование творческого мышления учащихся в ходе учебного процесса. Разработка программ, методических рекомендаций для руководителей кружков и мастеров производственного обучения по организации технического творчества и рационализаторской деятельности.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Современный кризис общественной и личной нравственности, роль и задачи воспитания. Развитие культурно-нравственных ценностей учащихся учреждений начального профессионального образования: особенности воспитательного процесса и педагогические условия.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Тенденции реформирования образования. Теоретические и методические основания проектирования системы самостоятельной учебной работы учащихся и ее комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплине профессионального цикла "Технология одежды".

    курсовая работа , добавлен 30.05.2009

    Возможности использования инновационных технологий развития творческих способностей учащихся в процессе обучения в учреждении начального профессионального образования. Разработка, реализация программы, направленной на развитие творческих способностей.

    практическая работа , добавлен 27.07.2010

1. Основания рассмотрения.

Понятие «проективное мышление» создано известным современным философом Михаилом Эпштейном. Сам Михаил Наумович так расшифровывает это понятие в программе «Диалоги» (1): «Проективное мышление - это значит не субъективное и не объективное, а такое, которое задаёт предмет вытекающим из теории, а не предшествующим. Само теоретическое видение создаёт этот предмет. И, собственно, гуманитарное мышление последние 3 или 4 века является, по сути, проективным мышлением. Мы просто стараемся этого не замечать. Самые выдающиеся произведения, скажем, в области литературной теории - это манифесты. А это образец проективного мышления».
Он говорит: «...это работа с ростковыми точками будущего, работа с пред-будущим, со сферой времени, которая развёртывается сейчас из настоящего». И ещё: «мышление, в отличие от знания, не отражает существующий мир, а творит те идеи, концепты, понятия, которые создают мир будущего. Всё, что мы видим вокруг себя, кроме природы - это проекция человеческого мышления, и в этом смысле, всякое глубокое человеческое мышление это мышление проективное».\1\(См. сноски.) (1)

Однако, проективное мышление - это, всё-таки, особый тип мышления. Михаил Эпштейн называет это мышление просто глубоким. Но, по моему, в контексте многомировой парадигмы можно определить его более полно. Это мышление сопряжено с осознанным выбором реальности, выходящим за рамки обыденного актуального реагирования. Выбор реальности - это термин, сопряжённый с понятийным аппаратом эвереттики, т.е. области мышления развивающейся на основе многомировой концепции квантовой механики. В моём понимании, эвереттика является эффективным средством познания и осмысления действительности, а многомировая парадигма создаёт мощный поток проективного мышления. Но, начну с начала, с основных положений эвереттики, как я их понимаю.

В контексте развиваемой мной в Международном центре эвереттических исследований (МЦЭИ) (2) интерпретации многомирия, предполагается, что материальный мир является формальным выражением мира идей, т.е. духовно-информационный аспект бытия соотносится с материальной действительностью, как содержание и форма. Это означает, что сущность любого объекта физического мира определяется его идейным содержанием, своего рода, активным эйдосом. Активность, присутствующая в мире рассматривается как проявление психического полюса бытия. Разумеется, термин «психическое» относится к высшей, творческой, активности. Если мы рассматриваем физические взаимодействия, то лучше говорить о психоподобной, «психоидной» активности. В результате взаимодействия психоидного и физического полюсов бытия онтологизируется действительность. (3) Таким образом, все взаимодействующие объекты рассматриваются мной как воплощённые субъекты, деятели. Нет смысла говорить об одушевлённости или разумности деятелей. Их психизм сводится в этом рассмотрении к свойству выбора конкретного способа существования, т.е. актуального эйдоса. То есть, психическая активность определяется как способность выбора реальности.

Мироздание рассматривается в этой модели как Мультиверс, т.е. действительность неклассического типа, содержащая в совокупности все возможные отношения всех субъектов или деятелей. Активный эйдос (или деятель Мультиверса) включён во всемирную систему взаимодействий, в рамках которой, он согласованно с другими деятелями выбирает адекватную форму своего существования (в модельном представлении - выбирает единственную реальность из квантовой суперпозиции всех возможных своих состояний). Таким образом, содержание объективной реальности может быть представлено как совокупность всех возможных идей (эйдосов), а форма объективной реальности - как квантовая суперпозиция всех возможных состояний всех объектов. Выбор реальности - это психическое проявление деятелей мультиверса, сущностью которого является выбор актуального эйдоса.

Итак, деятель - это активный субъект Мультиверса. Но, реальность, выбираемая им обретает объективные черты лишь вследствие его взаимодействия с другими деятелями. Всякая действительность - это «склейка» двух и более выборов. При этом любая совместно выбираемая деятелями действительность является относительно объективной, т.е. она является объективной реальностью для деятелей более высокого иерархического уровня, выбирающих на её основе свои реальности более крупного масштаба. Дело в том, что всякая формируемая деятелями совместная действительность является иерархичной. Поэтому, всякая реальность может войти, соответственно своему масштабу, в систему действительности, формируемую выбором большего масштаба. Но не будем при этом забывать, что все частные реальности выявляются из неизменной и статичной суперпозиции Мультиверса.

Человек, как мыслящий субъект, является весьма продвинутым деятелем Мультиверса. Душа человека, т.е. обобщённо взятая его психика представляется с позиции эвереттики, как мультивидуум. Поэтому, для мыслящего субъекта выбор реальности - это выбор способа осуществления своей личности понимаемой, как олицетворение единого мультивидуума в данной конкретной реальности. А наступающая вследствие этого действительность - это лишь следствие выбора определённого варианта своей личности, присутствующего в мультивидууме. Обращу внимание на то, что эти варианты могут иметь различные масштабы квантования суперпозиции, что приводит к выбору качественно различных духовных реальностей. Итак, мы выбираем свою сознательную личность из мультивидуума души, и эта актуальная сознательная личность проектирует наше будущее.

Собственно, выбор реальности происходит и при актуальном реагировании, но он не является сознательно-творческим, а представляет собой линейное, мелкомасштабное продолжение ранее сформированных в процессе мышления ценностных моделей и установок. Большую роль в актуальном реагировании играет подсознательная и биологическая мотивация, поэтому, по отношению к сознанию, оперативные реакции выглядят, зачастую, как случайные или автоматические, т.е. недостаточно мотивированные. Проективное же мышление является осознанным выбором реальности, это необходимо подчеркнуть.

Таким образом, задумываясь и рефлексируя, мы переходим от традиционной консервативной реакции на изменение действительности к целенаправленному и последовательному движению в сторону альтернативной реальности. Надо ли говорить, что это движение в выбранном направлении обусловлено личностным изменением, реконструкцией индивидуальной духовной реальности? - С этого я начал главу. То есть, проектирование будущего является попыткой изменения своей души. Такое планирование, приводит к смещению актуального центра личности, понимаемой как мультивидуум. Именно такой процесс я и называю осознанным выбором направления развития и считаю его характерным атрибутом творческого человеческого мышления.

Что же характерно для осознанного выбора реальности? Надо сказать, что «проективный выбор» или «проективное мышление» - это очень удачный термин, раскрывающий суть происходящего при таком сознательном выборе реальности. То есть, речь идёт именно о проектировании будущего, о выборе такой актуальной реальности, которую мы включаем в контекст движения к некоему планируемому будущему. Причём проективное мышление строит и сам этот контекст и определяет характерные черты для принадлежащих к нему реальностей. А это возможно при уровне абстрагирования, охватывающем множество возможных линий развития, т.е. реализаций личности. Таким образом, творческая личность выходит на обобщающий, «мультивидуальный» уровень мышления. - В этом мышлении частично задействованы духовные ресурсы альтернативных личностных реализаций мультивидуума.

Очевидно, что выбор реальности, обусловленный проективным мышлением выходит за рамки логических связей, сформированных обыденным «здравым смыслом». Здравый смысл является обобщением наследственного и общественного опыта, а также базируется на предшествующем индивидуальном опыте. Проективное же мышление - это своеобразный «прорыв» за рамки повседневности. Актуальные события при этом трактуются в некоем более общем контексте. То есть, это крупномасштабный выбор, реализующий сознательную установку индивидуума.

Характерной особенностью проективного мышления является то, что оно построено не на линейной логике. Это результат того, что оно неизбежно означает приложение к обыденной жизни более крупного масштаба квантования реальности, о чём говорилось выше. Конкретно это проявляется в том, что принимаемые в контексте проектирования решения, зачастую носят по отношению к обыденности парадоксальный, нелинейный характер. Такой, более крупный, обобщающий, масштаб мышления соответствует высокому уровню абстрагирования при выборе реальности, выходящей за пределы обыденного существования и за пределы актуальной личности.

3. Логические характеристики проективного мыщления.

Основываясь на изложенном выше понимании, я выделил некоторые характерные логические характеристики проективного мышления:
1) Проективное мышление основано не на линейной логике. Как я уже говорил, это является следствием синтеза в создаваемой духовной реальности различных масштабов абстрагирования, т.е. многомасштабного квантования исходной действительности.

2) Проективная логика выходит за рамки нормального для обыденной жизни принципа исключённого третьего. Действительно, больший масштаб абстрагирования может соединять в себе противоречивые по житейской логике утверждения. Это является следствием того, что при абстрагировании, характерном для проективного мышления, разворачиваются дополнительные измерения духовной реальности, в контексте которых и могут быть объединены противоречивые на обыденном уровне понятия.

3) На основании вышесказанного, мы можем назвать проективную логику синтезирующей. С позиции большего контекста противоречивые конструкты могут быть объединены по некоторым критериям, обеспечивающим их взаимодействие. Эти дополняющие критерии выражают появление новых духовных измерений в рассмотрении действительности. Причём, уровень возможного синтеза разнородных идей, в принципе, не ограничен. Чем выше уровень абстрагирования в проективном мышлении, тем больше разнородных факторов может быть объединено в проектируемой духовной реальности.

4) В то же время, проективное мышление построено на анализе актуального
состояния и возможностей его продолжения. В этом смысле, проективное мышление аналитически самоограниченно, поскольку его задачей являются свободно выбранные индивидуумом цели, которые и задают границы планируемой реальности. В зависимости от целей и приоритетов индивидуума, и масштабы созидаемой духовной реальности могут быть различными. На мой взгляд, чем меньше в этом творчестве довлеют эгоистические стремления к самоутверждению, к славе и богатству, тем крупнее масштаб проективного мышления. Поэтому мне хотелось бы оспорить утверждение Михаила Эпштейна о том, что «...гуманитарное мышление последние 3 или 4 века является, по сути, проективным мышлением». Для гуманитарного, да и всякого мышления в этот период как раз свойственно повышенное стремление к самоутверждению и самовыражению. То есть идёт культивирование индивидуализма. А, на мой взгляд, например, самоотверженное стремление прославить своим творчеством Бога являет нам более впечатляющие масштабы проективного мышления. Духовные проекты, созданные псалмопевцем Давидом, или молитвенником Иоанном Златоустом, осуществляются на протяжении тысячелетий. Завидный масштаб для наших мыслителей!

5) Проективное мышление выглядит как преодоление теоремы Гёделя о неполноте описания замкнутых систем. Проективный подход «размыкает» системы образов и понятий, кажущиеся замкнутыми и самодостаточными и переходит к более общим уровням образов и понятий. Кажущиеся противоречивыми для нас составляющие обыденного уровня объединяются в контексте новых идей и становятся теми «ростками» будущего, о которых говорит Михаил Эпштейн. Привычная линейная логика пригодна для внутреннего описания псевдозамкнутых систем. Выход же на более крупный масштаб абстрагирования неизбежно приводит к конфликту с линейным детерминизмом. Это значит, что актуальные события трактуются в некоем более общем контексте. В причинно-следственные связи встраиваются факторы, принадлежащие к более крупному масштабу мышления, что приводит к нелинейности результатов по отношению к очевидным причинам.

4. О возможностях проективного мышления.

Интересно, что в беседе, которая стала поводом для этой моей статьи (1), следующий вопрос к Михаилу Эпштейну был о «возможностном» мышлении и расходящихся дискурсах. Ведущая очень удачно, (по Борхесу), внесла многомировой контекст в эту тему, назвав такое мышление «сад расходящихся тропок». Смысл вопроса был в том, есть ли у разбегающихся альтернатив объединяющая их концепция или идея - точка сборки (точка Омега, по Шардену). И ответ Михаила Наумовича очень хорошо выразил понимание цивилизации, как расширяющегося ареала альтернатив. Вот что он сказал:

«Вы знаете, что мы живём в расширяющейся Вселенной, не только физической, но и «умственной» расширяющейся Вселенной. И этот разбег - умножение концепций, дисциплин, приёмов творчества - это знак растущей цивилизации, которая постоянно переступает границы своих собственных традиций. И, вместе с тем, хотелось бы выразить мнение, что точка Омега ждёт нас не в конце, а этот синтез возникает с каждым новым актом анализа. То есть, глубокий анализ приводит нас к новой ступени синтеза». - На мой взгляд, это точное обобщение многомировой логики проективного мышления, о которой я выше рассуждал. Каждый новый уровень анализа приводит к новому, более абстрагированному и крупномсштабному выбору реальности. Проективное мышление создаёт духовную иерархию, поэтому каждый последующий этап осмысления проблем является и новой ступенькой выбора.

Хочу признаться, что именно это высказывание привело меня к догадке о многомировой логической структуре проективного мышления. По сути, проективное мышление - это всегда синтез разрозненных и даже противоречивых смыслов в объединяющем контексте проектирующего замысла, встраивание всякого события в более общий контекст. И, разумеется, здесь предполагается активная, мирообразующая роль мысли и её выражения (логоса) в созидании действительности. Недаром, в дальнейшей беседе прозвучала афористическая фраза Михаила Эпштейна: «в начале был и будет Логос». Здесь именно подчёркивается фундаментальное значение слова, его инициирующая роль в открытии новых реальностей. Об этом же свидетельствует и заявление М. Эпштейна о том, что материя - «это манифестация информационных кодов». Это хорошо совпадает с приведённым в гл.1 постулатом о двухполюсном характере бытия, о том, что материя является формой инфомационно-идейных содержаний.

Для того, чтобы представить возможности и востребованность проективного мышления, рекомендую читателям ознакомиться с небольшой, но очень ёмкой статьей М. Эпштейна о значении проективного мышления, помещённой в журнале «Знание-сила» (4). В ней Михаил Наумович рисует огромную и всё возрастающую роль такого мышления в научно-техническом прогрессе. Он пишет:

«Теоретическое знание тоже становится все более проективным, переходит в системное изменение своего предмета... В науке путь к такой проективной методологии проложен не только квантовой физикой 1920-х- 1930-х гг., открывшей взаимозависимость объектов и субъектов наблюдения на уровне микромира, но гораздо раньше – открытием Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева. Периодическая таблица построена на таких обобщениях атомных весов и химических свойств элементов, которые отчасти относятся к уже известным элементам, отчасти к тем, которые еще только предстоит открыть, т.е. теория включает в себе области предсказуемых возможностей, которые символизируются пустыми клетками таблицы».(4)

Хочется добавить к этому, что любое научное открытие начинается с озарения, с инсайта. Такое озарение является своего рода пророческим видением, которое позволяет исследователю прозреть цель своего интеллектуального поиска. Именно это событие служит, как правило, отправной точкой проективного мышления, всякого мыслительного проекта. И, по-моему, так обстоит дело не только в научном поиске, но и в любой области человеческого творчества. Допускаю, что обязательность инсайта для научных исследований может быть оспорена. Но, в любом случае, это, по-моему, интересная и важная для философского исследования проблема. Однако вернусь к роли проективного мышления в оценке Михаила Эпштейна:

« Новые электронные технологии вносят радикальные перемены в структуру знания, поскольку позволяют мгновенно преобразовывать накопленные веками информационные ресурсы. Базы данных обновляются мгновенно с каждым новым открытием и изобретением, тогда как раньше, в Гуттенберговой галактике, этот процесс занимал долгие годы, переходя из одной бумажной публикации в другую. Соотношение между мертвым знанием и живым мышлением стремительно мeняется в пользу живого, как и соотношение между «прошлым трудом» (овеществленным в машинах, приборах, всем материальном богатстве и технических орудиях цивилизации) и живым интеллектуальным трудом, который использует все эти резервы знания для производства новых идей и вещей...» (4)

Безусловно согласен с этим наблюдением Михаила Наумовича! В современном мире, оснащённом информационными технологиями стремительно нарастает значение и вес непосредственного, творческого выбора реальности. Мне приходилось во многих предыдущих статьях писать о гипотетических возможностях квантовых компьютеров. По моим предположениям, они по достижении некоего порога мощности, будут представлять собой инструменты непосредственного выбора макрореальности, т.е. орудием материализации идей в окружающем нас мире. Так это или нет, но, в любом случае, указанная М. Эпштейном тенденция радикально усиливает гуманитарную, моральную ответственность исследователей за направленность поиска и преследуемые ими цели. Это совпадает с развиваемыми далее в цитируемой статье идеями:

«Что же мы будем делать со всеми этими компьютерами, каждый из которых потенциально способен рассчитать все частицы во Вселенной? Будем еще и еще раз упираться в предел уже познанного? Или такая растущая мощь объективного познания есть лишь переходная ступень к безграничной мощи проективного мышления, способного создавать новые вселенные, то есть выходить за пределы существующей вселенной и знаний о ней. То, что сейчас считается знанием, перейдет в возможность иного бытия, т.е. будет не воспроизводить, а проектировать и продуцировать свой предмет... Мы узнаем о свойствах наночастиц в процессе их инженерно-конструкторской проработки, создавая из них новые материалы. Мы узнаем свойства генов в ходе построения работающей модели генома и разработки генетической медицины и инженерии. Само познание определенного предмета становится актом его сотворения. Это уже не просто познание неизменной, статичной реальности, а мыслительное конструирование, которое познает и создает свой объект в одном проективном акте мышления.» (4)

Далее Михаил Эпштейн сетует на творческий упадок в гуманистических науках, на отсутствие проективного мышления в современной философии:
«Можно ли представить, что очередная эпоха в судьбах человечества XIX века будет задана появлением какого-нибудь эстетического трактата, филологического исследования, философских афоризмов, поэтических медитаций? Не Майкрософтом или Гуглом, не ООН или НАТО, не политиками или технологами, а каким-нибудь новым Новалисом, Байроном, Гюго, мадам де Сталь и братьями Шлегелями? Нет, такого нельзя себе представить. От гуманистики никто ничего не ждет, кроме прочтений и перечтений, анализа и интерпретации текстов. Гуманистика стала текстологией и перестала быть человековедением. А потому перестала быть и человеководством. Ведая лишь текстами и архивами, она уже никуда не ведет.»(4)

Совершенно солидарен с этой оценкой! Отсутствие новаторских философских проектов Михаил Эпштейн считает гибельным для цивилизации. Он пишет:
«Можно уже почти все – а для чего это нужно? Умножаются средства – исчезают цели. Майкрософт или Гугл, как технические корпорации, сами по себе неспособны определить человеческие смыслы того, что они производят. Образуется вакуум человеческих смыслов и целей, который техника заполнить не может, а гуманистика не хочет».(4)

Но, по-моему, претензии тут можно предъявить не только к гуманистике, а к гуманитарному облику цивилизации, в целом. Современная цивилизация развивалась в направлении «затвердения» своего духовного содержания, по образному выражению Ренэ Генона. Она базируется на материалистической парадигме, которая резко обрезает возможности духовного роста прагматическими, меркантильными и эгоистическими установками. В современной культуре произошла десакрализация духовности, поэтому проективное мышление в рамках нашей цивилизации неспособно выйти на масштаб гуманитарного творчества, обеспечивающий прогресс. Цивилизация очень быстро дегуманизируется, приобретает надчеловеческий машинный характер. Как своеобразный компенсаторный механизм деградации культуры постмодернисткая философия выдвинула обманный лозунг релятивности духовных ценностей.

В моём представлении, духовность играет основополагающую роль в становлении всякой цивилизации, она определяет вопросы жизни и смерти. Поэтому, она с необходимостью должна быть сакральной, она должна являться исходной позицией человеческого творчества. Только это обеспечивает поступательный прогресс и динамическую устойчивость. По моей оценке, традиционная духовность реализует несравнимо больший масштаб проективного мышления, по сравнению с эгоистическим релятивизмом. Поэтому, для меня ярким и характерным примером проективного выбора является умная молитва. Да-да, эта издревле существующая форма обращения к высшим духовным силам, которая помогает людям и преобразует человеческую действительность, независимо от мирского состояния молящихся, их интеллекта и учёности.

Важно то, что Михаил Эпштейн не только говорит о необходимости гуманитарного проективного мышления, но и конструирует эту насущно необходимую духовную реальность. В этом смысле я считаю очень важной и интересной его работу «Дар слова.» (5) Приведу здесь очень интересное, на мой взгляд, его высказывание:

«Будущее может описываться в самых разных жанрах: гадание, пророчество,
апокалипсис, утопия или антиутопия, политический или эстетический манифест,
научная гипотеза, научно-фантастический роман или фильм... Но самый экономный,
так сказать, минимальный жанр описания будущего - это новое слово, неологизм.
Оно не только описывает возможное будущее, но создает саму эту возможность,
поскольку расширяет сферу смыслов, действующих в языке. А что на языке, то и в
уме; что на уме, то и в деле. Одно-единственное слово - это зародыш новых теорий и практик, как в одном семени заложены мириады будущих растений.
...Сейчас на повестке дня стоит рассмотрение временнОй, программирующей роли языка как моста, перекинутого от прошлого к будущему».

Сказанное выше очень хорошо согласуется с пониманием роли слова в контексте многомировой парадигмы, как кванта духовной реальности. (6) Из этих-то квантов, каждый из которых является замкнутой духовной реальностью, разворачивающейся до вселенских масштабов, складывается вся последующая иерархия духовной жизни человечества. Слово - это фундаментальный кирпичик созидаемого человеком духовного мира. Это элементарный символ, и в нём, как в зародыше будущей реальности заложены различные смыслы, то есть измерения, по которым эта реальность будет расти. А в целом, придание слову указанного значения является подтверждением активности духовного полюса бытия.

Очень понравилась мне проективная идея Михаила Эпштейна, сформулированная в образе «белых дыр». По его определению - «это такие пробелы в системе знаков, из которых рождаются новые знаки». Для меня же, понятие «белая дыра» выглядит как модель непредставимой, в принципе, квантовой суперпозиция смыслов.

В заключение, хотелось бы дать обобщённую качественную оценку проективного мышления. Проективное мышление - это эффективный инструмент, необходимый для расширения возможностей современной цивилизации. Оно позволяет расширить число возможных вариантов развития и существенно увеличивает ресурс выживания человечества. Но, само по себе, проективное мышление вовсе не гарантирует поступательного прогресса и стабильности. Человеческий разум в равной мере способен к творческой генерации как спасительных, так и гибельных путей. Нравственный, качественный, потенциал спасения должен быть выделен особо, как интеллектуальная и духовная парадигма. Именно этому должно послужить, на мой взгляд, проективное мышление.

Хочу надеяться, что приведённая здесь попытка многомировой интерпретации проективного мышления, послужит развитию этого важного интеллектуального проекта...

1. По-моему, и к природе проективное мышление прикладывается также вполне естественно. Природа - это воплощение проективного мышления Бога. Кстати, и весь человеческий мир тоже.

Используемые источники.

1. Эпштейн М.Н. Диалоги, выпуск 38. https://www.youtube.com/watch?v=kDX5bGKcDB0
2. Международный центр эвереттических исследований. http://www.everettica.org/index.html
3. Лебедев Ю.А. Эвереттическая аксиоматика. Москва. Фирма «ЛеЖе» 2009г. Электронный вариант: http://www.everettica.org/art/Aks.pdf
4. Эпштейн М.Н. Проективная теория в естественных и гуманитарных науках. http://znaniesila.livejournal.com/36238.html
5. Эпштейн М.Н. «Дар слова». http://lib.rin.ru/doc/i/91302p.html
6. Костерин А.М. Масштабы чистой запутанности по различным временным осям. (

Проектное мышление - безусловное преимущество современного менеджера.

Руководитель, ответственный за устранение "узких мест", вряд ли достигнет успеха.

Вообще, идеал системы управления компанией и людьми далек от той картины, которую рисует нам первая и последняя советская электронная игра, где волк из "Ну, погоди!" ловит в корзину непрерывно скатывающиеся с веток яйца.

Успешный руководитель скорее подобен капитану океанского лайнера, который стоит на мостике и смотрит далеко вперед, туда, куда назначено кораблю прийти.

Для того чтобы делать эффективные прогнозы на будущее, нужно уметь ставить цели на долгосрочную перспективу. Успех, как нам кажется, приходит к тем, кто заглядывает в будущее и видит там себя - человека, достигшего цели.

Управление проектами предполагает наличие такого качества, как "здоровое пренебрежение невозможным". Если вы можете о чем-то мечтать, значит, вы можете это получить. Разработка проекта - это обратное "разворачивание" последовательности задач от того момента, когда вы уже достигли результата, до сегодняшнего дня: вот я здесь, а что мне нужно было сделать для того, чтобы я тут оказался; а для того, чтобы оказался на предыдущем этапе, и т.д.?

В процессе декомпозиции проекта важно разложить задачу на составляющие и оценить, насколько хорошо совокупность элементов каждого уровня задачи отражает суть этого уровня.

Требуется ли дальнейшее уточнение, конкретизация задачи, или же каждый ее элемент расписан максимально подробно? Можно ли точно определить требуемые ресурсы и их стоимость для каждой операции нижнего уровня?

Тут становится понятным, что для успешного проектного планирования необычайно важно уметь четко и конкретно (по пунктам) ставить цели. Здесь мы готовы полностью согласиться с теми, кто проповедует систему SMART-критериев для оценки четкости поставленных целей.

Коммуникативные навыки

Бесконечные разговоры старушек на лавочке у подъезда - неужели это и есть то пресловутое "умение общаться", о котором говорят бизнес-тренеры? Разумеется, нет. Количество слов, сказанных в минуту, - вовсе не показатель эффективности коммуникации.

Проще говоря, коммуникативная компетентность - это знание ответов всего лишь на три вопроса: кому сказать, что сказать, и как сказать?

Отвечая на три основных вопроса коммуникации, мы формируем стратегию взаимодействия с целевой аудиторией - любым нашим контрагентом: клиентом, партнером, конкурентом, подчиненным, руководителем и т.д.

Очень важно понять, что из себя представляет наш собеседник. Чего он хочет? В каких отношениях мы с ним находимся, и какие роли исполняем? Что он значит для нас сейчас?

Не выяснив этого, невозможно ответить на следующий вопрос: что ему сказать? Ведь, чтобы быть услышанным, надо говорить на языке собеседника. "Говорите на языке клиента", - убеждают нас на тренингах продаж.

А как говорить на его языке, если мы не знаем, кто он?

Только изучив свою целевую аудиторию и сформировав для нее уникальное торговое предложение, мы переходим к ответу на последний вопрос: как?

Как донести до потребителя свою мысль, сохранив ее первозданный смысл? Никак, потому что для нас слова означают одно, а для нашего контрагента - совсем другое.

Слова - как чехлы для телефонов, в них можно вложить совершенно разное содержание. К примеру, то же слово "телефон". Произнесите его в кругу своих знакомых и спросите, что каждый из них представил себе в этот момент: кто-то представит свой любимый тоненький мобильник, кто-то - ненавистную трубку телефона на рабочем столе, кто-то - слегка застрявший в прошлом телефон-автомат, а молодая мама - огромную надувную детскую игрушку.

Итак, избежать частичной утраты смысла произносимого невозможно. Главное - минимизировать потери. Для этого имеет смысл привлекать как можно больше инструментов коммуникации.

Почему успешные презентаторы играют ритмом и громкостью своего голоса, используют проектор, активно двигаются, жестикулируют и постоянно обращаются к залу?

Потому что, и практика это подтверждает, использование как можно большего количества инструментов коммуникации позволяет добиться максимального эффекта.

Конечно, Буратино был блестящим коммуникатором: Карабасу он говорил одно, Мальвине - другое, черепахе Тортилле - третье. В этом смысле он нашел ключик не только к дверце за нарисованным очагом, но и к сердцам своих партнеров. И читателей.

Это подводит нас к следующему, четвертому, фактору успешности: эмоциональности.

Сейчас проектное мышление – одна из ключевых компетенций в бизнесе. И ясно почему. Такой тип мышления позволяет достигать запланированных результатов тогда, когда задачи сложны, неясны, запутаны, есть много неизвестных и риски, которые сложно оценить. А условия могут постоянно меняться. Это классические вводные «эпохи турбулентности». Причем, не только для бизнеса. Так что же такое проектное мышление и как его можно использовать в каждодневной реальности?

Что это

Первое и самое главное – это практическое мышление. Здесь нет ничего отвлеченного, «из головы». Принцип такой: придумал-попробовал-сделал вывод. И далее по этой схеме – пока не будет достигнут нужный результат. Кстати, о результате. Он – самое главное. Ради него все и затевается. Сначала – ясный образ желаемого результата. Потом – план по его достижению.

Второе – это управляемый риск, упорядоченный хаос и распутывание даже самого запутанного. Проектировщик – человек, которого такие «мелочи» не пугают. Он знает, что если немного поработать – все можно сделать управляемым. И в итоге придти к ранее нарисованной картинке. Навык мыслить и действовать проектно помогает предусмотреть все: сроки, ресурсы, приоритеты, последовательность, риски и т.д.

Третье – как этому научиться? Это опыт. Но он приходит не сразу. А сразу есть цель, необходимость достичь ее и смелость с известной долей здорового авантюризма. Смелость, идущая от значимой цели. Такая смелость дает несокрушимую уверенность, что «ты все можешь». Не знаешь – найдешь, где узнать. Не хватает ресурсов – найдешь, где взять. Не получается сразу – найдешь как сделать так, чтобы получилось.

Что проект, а что — нет

Но для начала хорошо бы определиться в понятиях. Что можно назвать проектом? Проект — конкретная задача с четкими сроками и результатом — цель и план.

Поэтому желание больше зарабатывать – это не проект. Нет ясности насколько нужно увеличить доход, когда и за счет чего. Это направление, которое при желании можно преобразовать в проект. «Я хочу в два раза повысить свой доход в течении полугода. Для этого мне нужна более высокооплачиваемая работа в крупной компании. Мое резюме удовлетворяет этим требованиям. Для достижения желаемого результата нужно сделать следующие шаги». Отлично, вот теперь это плодотворная дебютная идея для проекта. С ней можно двигаться дальше.

Как это происходит

Для того, чтобы проект начал реализовываться, его надо проверить по чек-листу этапов работы. В основе проектного мышления лежит «золотой треугольник»: Результат — Стоимость — Время. Если сказать проще, то результат достигается оптимальным способом с учетом соотношения «цена-качество» в указанные сроки. И это – основной ориентир. Если нарезать этого слона на части, то можно выделить следующие этапы разработки проекта:

1 этап — анализ ситуации

У каждого проекта есть контекст – своеобразная окружающая среда. И для того, чтобы принять решение, открывать этот проект или нет, — необходим анализ.

Зачем этот проект нужен, каковы перспективы и риски. Для того, чтобы принять правильное решение – посмотрите на реалистичность, рентабельность и смысл проекта для себя лично. Здесь и сейчас это для вас реально? Есть ли у вас нужные ресурсы и можете ли вы найти недостающее? Осуществляя этот проект вы приобретете больше, чем потратите? Лично вам это интересно? Этот проект связан с чем-то еще более важным в вашей жизни?

2 этап – формулирование цели проекта

Для реализации проекта вы должны ясно и четко представлять, что вы хотите в результате достичь. И цель должна быть ясной, четкой, сформулированной в позитивном утверждении (без частицы «не»). Для формулировки можно использовать принцип SMART.

Цель должна быть обязательно записана! Пока это есть только в вашей голове – это не цель, это мечты.

3 этап – планирование

Каждый проект должен отвечать на вопросы «Что?», «Когда?» и «За сколько?». Что будет делаться, в какие сроки, сколько потребуется ресурсов. Какие-то из этих параметров могут быть определены еще на входе, какие-то – нет. Оно будут дорабатываться в процессе планирования и реализации.

План отвечает на вопрос «Как?» и представляет собой последовательность задач и сроки. Детальный план может родиться не сразу. Его можно дорабатывать в процессе осуществления проекта.

Для первичного плана достаточно общего видения крупных этапов – фаз проекта. А важнее на данном этапе задать себе вопрос: как узнаю, что достиг этого и обозначить конкретные цифры, факты и т.д.

4 этап – оценка рисков

На 1 этапе была проведена общая оценка ресурсов. А теперь нужно сделать это более детально. Что есть уже сейчас и что нужно дополнительно. И где это можно взять. Также необходимо оценить риски и продумать, как можно их минимизировать. Что может помешать вам в выполнение задуманного, а что или кто будет поддержкой. Такой «план Б» очень поможет на этапе реализации.

5 этап — контроль

Это финальный этап подготовки. Здесь уже общий план разбит на более мелкие подзадачи. Определены сроки. Осталось только определиться с тем, как и кем будет осуществляться контроль за их выполнением.

Что становится возможно

Теперь осталось на входе в проект заполнить для себя чек-лист, дальше действовать по плану, гибко подстраиваясь под текущие условия, планируя риски и руководствуясь «треугольником» проектного управления. Да, трудности будут возникать, особенно когда опыт думать проектно только нарабатывается. Но оно того стоит. Проектное мышление не гарантирует абсолютного успеха – это не волшебная пилюля. Но оно дает возможности!

По факту проектное мышление дает живучесть – мы учимся находить устраивающий нас выход даже из самой сложной и тяжелой ситуации. От того, что есть сейчас, мы находим путь к тому, что хотим – четкому и определенному результату.

Больше свободы – так как мы знаем, что сможем организовать себе достойные условия почти в любой ситуации, мы становимся меньше зависимы: от страха, от мнения и прихоти других людей, от обстоятельств и т.д. Можно экспериментировать и выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства. И еще одна удивительная вещь – наша свобода перед проектом. Мы можем его начинать или нет, и закрыть при желании.

Осознанность – модный нынче термин. Но, тем не менее, это так. Проектное мышление учит нас осознанности и тренирует ее в нас. В проекте мы все время должны наблюдать и отслеживать – следить за ходом действий, и за их результативность, и за собой. Ответ себе на простой вопрос: «А как я влияю на ход событий и что еще могу с собой сделать, чтобы обеспечить оптимальное с точки зрения параметра «результат-стоимость-время» движение своего проекта к желаемому результату?» — принесет больше осознанности, чем многие сложные практики.

Возможность увеличить доход . С помощью проектного мышления сокращаются потери, увеличивается конкретная измеримая польза. А где как не в такой парадигме водиться финансовому достатку?

И интересную жизнь — так как реализовывать свои мечты очень увлекательно.

 

Возможно, будет полезно почитать: