Метафорические карты. Психологические карты Индивидуальная карта клиента психолога

Суть психологического консультирования - психологическая помощь психологически здоровым людям в овладении с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Цели консультирования: а) преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост клиента.

Две ориентации (тенденции) в психологическом консультировании: 1) объективная, 2) субъективная (феноменологическая). Различия между ориентациями: а) в целях (приспособление - изменение жизни, б) в главном фокусе внимания (поведение - опыт), в) типе коммуникации (эксплицитный - имплицитный), г) в представлении о главном средстве, определяющем изменения (подкрепление - осознание), д) в представлении о роли психологического контакта консультанта и клиента (важная, но вторичная - решающая), е) в сроках (кратковременное - долговременное), ж) в объяснительных моделях (причинность - интенциональность), з) в представлении о "реальности" (конвенциональная - индивидуальная реальность).

Различные модели психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая, г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и недостатки каждой модели.

2. Основные этапы психологического консультирования

Начальный этап. Цель - установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом. Основное содержание этапа: прием клиента, представление (знакомство), сбор первичной информации о клиенте, заключение психологического контракта (обсуждение целей, методов, продолжительности, стоимости консультирования, распределение ответственности, информирование клиента о его правах и обязанностях, обсуждение вопросов конфиденциальности и ее ограничений).

Этап расспроса клиента. Цель - как можно лучше разобраться в проблеме клиента. Первая часть. Цель - разговорить клиента. Основное ее содержание: а) поддержание и углубление психологического контакта с клиентом, б) стимулирование клиента на дальнейший рассказ и его углубление, в) способствование целенаправленному развитию беседы, г) осмысление сообщаемого клиентом. Основные приемы и средства, используемые консультантом: прямые вопросы, нерефлексивное и активное слушание, эмпатическое понимание, невербальное и вербальное ободрение клиента. Результат подэтапа - формулирование консультативных гипотез. Источники выдвижения консультативных гипотез: 1) рассказ клиента и наблюдение за ним, 2) теоретическая профессиональная платформа консультанта. Вторая часть. Ее цель - проверка выдвинутых консультативных гипотез. Основное содержание этой части: активный поиск, сбор, уточнение информации, подтверждающей или опровергающей выдвинутые консультативные гипотезы. Основные приемы и средства , используемые консультантом: сфокусированные, целенаправленные, узкие вопросы; анализ конкретных ситуаций, связанных с психологическими затруднениями клиента. Результат всего этапа - гипотеза об источниках и причинах затруднений клиента.

Этап оказания психологического воздействия . Цель - достижение клиентом понимания и преодоление психологических затруднений. Основное содержание этапа: использование различных психотехнических средств для содействия клиенту в осмыслении и преодолении его психологических трудностей. Основные приемы и средства, используемые консультантом в зависимости от направления консультирования (см. ниже разделы о направлениях в психологическом консультировании). Результат этапа и всего консультирования - осознание клиентом источников и причин своих трудностей и овладение конструктивными способами совладания с ними.

Заключительный этап консультирования . Основное его содержание: подведение итогов консультирования, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших возможных контактов, прощание с клиентом.

3 . Личность консультанта

Проблема соотношения профессиональных знаний и умений консультанта и его личности как средств психологического воздействия на клиента. Консультант как модель психологически здоровой личности для клиента. Искренность ("конгруэнтность") консультанта. Личностные характеристики эффективных консультантов. Проблема влияния личностных ценностей и жизненной философии консультанта на его деятельность.

Как начать беседу с подростком или старшим школьником?

Для многих психологов начало беседы с подростком или старшим школьником - это одна из сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родители или учитель, в первые минуты беседы молодой человек либо испытывает чувства неудобства и сопротивления ("Зачем меня привели к психологу? Что я - ненормальный?")либо демонстрирует безразличное отношение ("О чем мне разговаривать с психологом? У меня и так все в порядке"). Бывает, что школьник или школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на пассивное участие в ходе консультации ("Я сейчас все расскажу, а психолог посоветует, что мне делать").

Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником, психолог решает задачу "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации.

Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.

Методический прием "Давай думать вместе!"

Перед психологом - подросток или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: "Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.

Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому".

Методический прием "Психологический контакт"

Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психолог начинает беседу словами: "Ну, что у тебя опять случилось?" произнесенными "учительским голосом", со строго-формальным выражением лица, у клиента "сработает" установка взаимоотношений типа "учитель-ученик" и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.

Методический прием "Человечек"

Психологическая консультация, если школьники пришли "не по своей воле", а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, "в массе коллектива" и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.

В этом случае эффективен прием "Человечек". На листке бумаги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и говорит: "Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем".

В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.

Методический прием "Проблемная ситуация"

В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.

При этом психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы клиента и анализируются возникшие трудности. Консультант и школьник находятся в предметной, содержательной "плоскости" беседы.

При возникновении в разговоре "тупиков", недомолвок, нарушений во взаимопонимании полезно перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы. Он может задавать такие вопросы: "Какие проблемы нам с тобой удалось обсудить и что осталось за пределами нашей беседы?", "Почему ты тогда согласился со мной, а сейчас нет?", "Тебе нравится, как протекает наша беседа?", "Тебе интересно?", "В чем ты видишь пользу от нашего разговора?"

По существу, вторая фаза беседы - рефлексивная: обсуждаются вопросы, связанные с протеканием самой консультативной беседы, наличием или отсутствием понимания между психологом и его клиентом, выявляются точки зрения, препятствующие взаимопониманию. Другими словами, анализируется организационно-коммуникативный "слой" психологической консультации и обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога по принципу "здесь и теперь".

Такое построение консультативной беседы способствует развитию у подростка или старшего школьника коммуникативных навыков, умений посмотреть на себя "со стороны", а также стремлений к взаимопониманию с партнером по общению.

Методический прием "Зеркало"

Несмотря на то что начало консультации всегда связано с определенными сложностями, в наиболее трудное положение попадает психолог, если его клиент вообще отказывается разговаривать. Недоверчивый и находящийся в постоянном состоянии "защиты от взрослых", подросток говорит психологу: "Что ВЫ меня все время спрашиваете? Меня мать заставила прийти к вам, ее и спрашивайте!"

"Да не знаю я ничего!", - говорит подросток, а сам думает: "Скорее бы все это конЧИЛОСЬ!"

"Сам не понимаю, почему я это сделал!" - разводит руками девятиклассник, и поверьте, часто это действительно так - импульсивный поступок.

"Что вы со мной все возитесь? Ведь я просто дурак! Мне так учительница по математике все время говорит!" - улыбается десятиклассник и испытующе смотрит вам в лицо. Он уже привык к тому, что взрослые его не понимают и оценивают весьма низко. Вы, как взрослый, такой же, как другие, или нет?

Итак, с самого начала - либо молчание, либо "коммуникативный тупик", который иногда труднее самого молчания.

В таком случае довольно эффективным может стать методический прием "Зеркало". Основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Искусство психолога здесь состоит в том, чтобы к месту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика. Кроме этого, направленность такого рассказа способствует тому, чтобы школьник спонтанно, незаметно для себя подключился к рассказываемой психологом истории: что-то начал подправлять, дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение.

Несмотря на то что психолог и школьник сочиняют рассказ "о ком-то другом", подросток, юноша или девушка, сможет в "этом другом" увидеть самого себя, как в своеобразном психологическом "зеркале". Такое "отзеркаливание" поможет молодому человеку лучше понять самого себя, отстраниться от своих проблем и увидеть их более спокойными и "объективными глазами".

Планируя повторную консультацию, можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить ученика оценить поступки и решения героя своего рассказа.

Методический прием "Вербальное пространство"

Перед психологом - подросток или старший школьник, которые привыкли, что взрослый в беседе с ними обычно много говорит, а им приходится чаще всего слушать и поддакивать ("Взрослый всегда прав, даже тогда, когда он и не прав вовсе" - так сказал мне один подросток). Действительно, учитель или родитель, организуя воспитательную беседу с подростком или старшеклассником, говорят о том, как надо делать или что не надо делать из того, что совершил их юный воспитанник или сын (дочь). В результате все "вербальное пространство" занимает взрослый, разговор строится как монолог взрослого, в котором изначально нет места для выражения позиции юным человеком. Физически присутствуя в пространстве беседы, психологически юноша или девушка просто выключены ИЗ нее.

Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзывать на "глобальный монолог". Необходимо добиваться того, чтобы "вербальное пространство", имеющееся между консультантом и его клиентом, по времени участия в нем психолога и школьника было поделено как бы на равные половины. Для этого психолог должен уметь:

Не говорить слишком много и долго;

Вовремя задавать своему клиенту вопросы;

Уметь держать паузу, т.е. ждать и молчать, когда ученик сам найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном;

Избегать менторского тона в беседе;

Не прибегать к психологическому давлению, используя свой авторитет взрослого;

Аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего юного собеседника.

Консультация с трудным подростком (практикум)

Начало психологического консультирования, тем более "трудного" подростка, всегда связано с большими сложностями: как установить психологический контакт? Как организовать взаимодоверительные отношения? Как, наконец,

В наше трудное время часто именно у них, 11-15-Летних. происходят личные трагедии: несчастная любовь, жесткий конфликт с родителями, уходы из дому, острое ощущение одиночества, хрупкость и незащищенность в условиях нашей сложной реальности, частые, в последнее время особенно, попытки вообще уйти из жизни. Как ПОМОЧЬ таким подросткам?

С подростками нельзя общаться с позиций "психолог-взрослый - подросток-клиент", или "учитель - подросток", или "родитель - подросток". Это унизительно и мучительно для них. С подростками необходимо предельно открыто, доверительно, искренне и честно обсуждать их личные проблемы и вместе с ними искать выходы из сложных проблемных ситуаций.

А если сказать точнее, с подростками надо просто дружить и общаться по-человечески, на равных, уважать их интересы, обсуждать их проблемы, спорить с ними и много чего еще делать. Но главное заключается в том, что необходимо не "воспитывать" подростка (в традиционном понимании: регулярно отчитывать за нарушения в поведении и учебе), а проживать с ним вместе (и он этого ждет всеми силами своей юной, бескомпромиссной души) те проблемные периоды жизни, которые у него возникают. А такие остропроблемные периоды бывают у всех (именно у всех!) подростков.

Для взрослого человека подросток, находящийся рядом с ним, - ученик, сын или дочь, воспитанник и проч. - это, по сути дела, Человек, через общение с которым сам взрослый должен понять что-то НОВОЕ - в себе самом, в своей жизни, в нем - Юном Человеке: ему суждено жить после нашего ухода.

Возможно, родитель обретет терпение и станет добрее и мягче к своему "подопечному", сыну или дочери, и ко всем людям вообще. Возможно также, родитель (отец ИЛИ мать) вдруг почувствует, что он сам в последнее время стал жить как-то скучно, шаблонно, боязливо, ориентируясь на нормы и стереотипы, смотря на своего сына, который жадно, с мощной энергией начинающейся юности ищет свою, новую дорогу в жизни и новый способ жить. Может быть и так, что мать впервые заметит, что ее дочь -сильнее и устойчивее ее по характеру. И тогда мать подойдет к своей юной дочери не как к слабой "глупышке", а как к советчице, а может быть, даже и за помощью - помочь выстоять самой матери в период "семейной бури".

В подростке есть своя ЖИЗНЕННАЯ ПРАВДА и ЖИЗНЕННАЯ СУТЬ. Он вбегает, врывается в мир взрослых, и его прыжок во взрослое общество - всегда на равных. И приходит он не с пустыми руками, но несет в них нечто очень ценное - свой собственный взгляд на жизнь, свои новые цели, новые (часто для нас неожиданные и непривычные) жизненные формы поведения.

Подойти к подростку "сверху вниз" - это не увидеть, не почувствовать жизненной новизны, которую он в себе несет. Это сразу "заблокировать" общение и, что уж тут скрывать, спровоцировать подростка на борьбу с нами, борьбу жесткую, иногда даже жестокую, где мы чаще всего остаемся побежденными, потому что у подростка своя ЖИЗНЕННАЯ МИССИЯ - НЕСТИ В ОБЩЕСТВО НОВОЕ. И даже тогда, когда мальчишку или девчонку увозит милицейская машина, - даже тогда! - он нес в своих руках это НОВОЕ, просто мы не увидели и не поняли или поняли превратно и что-то извратили.

Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников

Методика "Самохарактеристика" позволяет выявить актуальные отношения подростка или старшего школьника к самому себе и значимым людям.

Инструкция: предъявляются 20 позиций, которые начинаются с местоимения "я". Ученик должен написать по каждой позиции определение самого себя: "Я - Среднее время выполнения методики -15 минут.

Ситуация Маши К.

Девушка выглядит внешне благополучной: она хорошо одевается, следит за собой, активна, общительна, неплохо учится.

Однако при повторной консультации выяснилось, что внешне демонстрируемое поведение Маши и ее внутреннее состояние психологически различны, а именно: Маша стремится больше общаться с матерью, но мать не принимает дочь, часто ее критикует, ругает за незначительные проступки. Очевидно, критическое отношение матери формирует сниженную самооценку девушки, что проявляется в ее ответах в ПП. 7,8,9,10,11,15,17,18. Маша находится в нестабильном, тревожном состоянии, часто переживает различные страхи (пп. 12,17,18). Неблагополучны взаимоотношения с братом (П.13). поскольку мать подчеркнуто внимательна к брату и холодна к дочери (у матери второй брак, сын - от второго брака). В определенной степени Маша отгорожена коммуникативным барьером от внешнего мира (пп. 13,16,19). И конечно же, необходимо специально проанализировать последний ответ девушки (п. 20): высокая степень неуверенности в себе вплоть до самоуничижения.

Разумеется, результаты, полученные при помощи методики "Самохарактеристика", должны быть уточнены и углублены в ходе последующих консультационных бесед.

Методика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки подростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрослым о своих достоинствах и недостатках.

Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см.схему 4). Методика довольно проста в применении и обработке. В среднем подросток или старшеклассник заполняет ее в течение 10-15 минут.

Схема 4

Предметом обсуждения на консультации становятся следующие вопросы:

Какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-

2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);

Как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в

"крайних" баллах (приводит для подтверждения примеры из соб

ственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение

взрослого или значимого другого, предполагает данную само

оценку интуитивно, без аргументации);

Какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему.

На этом же бланке методики консультант может произвести

оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем организовать диалог по сравнению полученных самооценки клиента и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты методики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся.

Пример использования методики полярных профилей на психологической консультации

Витя К., ученик X класса, на консультации заполнил предложенную ему методику (его самооценка отражена на схеме 5 сплошной линией). Психолог-консультант также выставил свои оценки интеллектуальных и личностных качеств Вити (пунктирная линия).

В целом оценка психолога-консультанта выше самооценки Вити К. Средний балл, который выставил психолог по двадцати фиксированным в методике качествам - 6,5, а средний балл, поставленный Витей самому себе - 4,25.

Наибольшие различия в оценке и самооценке наблюдаются по следующим качествам: вспыльчивый - сдержанный (Витя - 2 балла, психолог - 8). пессимист-оптимист (соответственно 2 и 6 баллов), тревожный-спокойный (1 и 7 баллов), легкомысленный-серьезный (2 и 8 баллов), уступчивый-принципиальный (9 и 5 баллов), безвольный-волевой (2 и 7 баллов), ранимый-невозмутимый (2 и 6 баллов).

Следовательно, Витя оценивает себя как вспыльчивого, пессимистично настроенного человека, тревожного, несколько легкомысленного, но принципиального. Он чувствует себя также безвольным и ранимым. Психолог-консультант увидел своего клиента довольно сдержанным человеком, средне-оптимистичным, в целом спокойным, серьезным, уступчивым, средне-волевым и относительно невозмутимым. По другим качествам, отмеченным в методике, оценка психолога и самооценка клиента в основном совпадают.

По результатам такой экспресс-диагностики, проведенной при помощи методики полярных профилей, психолог поставил на консультации перед собой следующие задачи: повысить самооценку своего клиента и его уверенность в себе, снизить тревожность.

Методика "Нарисуй свое настроение".

В некоторых случаях на консультации психологу необходимо получить данные о том, в каком настроении находится его клиент. Особенно полезной эта методика может быть тогда, когда подросток или старшеклассник не вступают в общение с психологом, скованны и зажаты.

Психолог обращается к своему клиенту со следующими словами: "Возьми, пожалуйста, цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуй абстрактный сюжет -линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуй при этом полностью погрузиться в свое настроение, выбрать цвет и линии так, как тебе больше хочется, в полном соответствии со своим настроением. Представь, что ты переносишь свое настроение на бумагу! Когда закончишь рисунок, на обратной стороне листа напиши 5-7 слов, отражающих твое настроение и как бы иллюстрирующих твой рисунок. Когда будешь писать слова, долго не думай, необходимо, чтобы твои слова возникали спонтанно, как бы без особого контроля с твоей стороны".

После выполнения задания консультант начинает беседу, опираясь на рисунок своего клиента. Психолог задает следующие вопросы: "Опиши мне, пожалуйста, свой рисунок", "Тебе самому (самой) нравится такой рисунок?", "Если не нравится, то почему?" "В каком месте листа ты мог бы (могла бы) поместить свое "я", т.е. самое себя?" При анализе рисунка, отражающего плохое настроение, консультант стремится выделить позитивное его содержание (светлые или яркие пятна, свободные линии, наличие незаполненных мест и др.).

ФОТО Getty Images

Метафорические или ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку с реалистичными изображениями (это может быть фотография дома, дороги или реки) или абстрактными образами. Карты - профессиональный психологический инструмент, в основе использования которого лежит работа с визуальной метафорой.

При виде той или иной картинки у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, воспоминаний и фантазий, которые психолог затем интерпретирует.

Psychologies:

Метафорические карты помогают выяснить, в чем истинная причина беспокойства человека, обратившегося к психологу?

Татьяна Ушакова:

Карты - это не средство диагностики, но способ наблюдения. Я приведу такую метафору: представьте, что в комнату входит мальчик, в руках у которого розовый мяч. Он начинает с ним играть, кидает его нам, пинает ногой, потом обнимает и плачет. Глядя на его действия, мы можем сделать некие выводы о состоянии ребенка. Но в основе выводов все же наши наблюдения, а мячик - лишь инструмент.

«Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Зигмунд Фрейд

Метафорические карты сродни этому розовому мячику - они помогают нам наблюдать за клиентом и вступать с ним в контакт. А клиенту помогают взаимодействовать с самим собой, разным частям его личности - контактировать друг с другом.

Мы видим, как условный мальчик обращается с мячом, видим его отношение к предмету. А как обращаются с картами? Как они помогают психотерапевту понять что-то про клиента?

Т. У.:

Вот пример. Вчера ко мне обратилась женщина по поводу сложной ситуации в семье - у нее разладились отношения с ребенком, с мамой, со всеми сразу. Я предложила ей типичное упражнение: выбрать из колоды портреты людей, которые напоминают ей членов ее семьи. Не внешне напоминают, а по сути. Она выбирала долго, вдумчиво, потом по моей просьбе разложила эти портреты на столе так, чтобы расстояние между картами соответствовало степени душевной близости ее родных.

И вдруг в процессе она обнаружила, что себя-то, свой портрет и не выбрала. «А где вы-то?» - спрашиваю. «А про себя я забыла». И сама вдруг это осознала: «Так это действительно про мою жизнь. Я склонна заботиться обо всех, но никто не заботится обо мне. И сама я о себе не думаю». И вот ее собственные выводы - это самое ценное для меня.

Цель работы с метафорическими картами - не столько мне, специалисту, понять ситуацию клиента, сколько помочь клиенту увидеть свою ситуацию - семейную, жизненную - самому, как будто сверху (в психологии это называется диссоциацией) и сделать свои заключения. Выбирая карты, проговаривая то, что у него происходит в жизни, человек уже начинает успокаиваться. Еще Фрейд говорил: «Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Клиенты часто признаются: пока я рассказывал, я сам все про это понял. Вообще, мне кажется, что осознанность - одно из наивысших благ, которые доступны человеку.

В решении каких проблем карты помогают лучше всего?

Т. У.:

Дело-то не в картах, в них секрета нет. Секрет в том, что умеет специалист и какой подход использует. Карты хорошо сочетаются с разными направлениями работы. Ими могут успешно пользоваться психодраматисты, арт-терапевты, нарративные консультанты.

Когда человек смотрит на карты и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, в процессе рассказа сам часто находит ответ

Экзистенциальные психологи тоже их используют. Например, помогая человеку с эмоциональным выгоранием вернуть смысл работать дальше, психолог может предложить такое упражнение. Просит клиента выбрать карту, которая характеризует его положение на работе, его роль в рабочем процессе сейчас. Затем - выбрать карту, которая показывает его прежнего, в самом начале работы. Потом психолог предлагает клиенту оценить разницу и подумать: какой он видит свою дальнейшую карьеру?

Когда человек смотрит на карты (а у 90% из нас преобладает именно визуальное восприятие) и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, то в процессе рассказа сам часто находит ответ. А дальше мы можем выкладывать его дальнейшие шаги из карт, и клиент понимает, что нужно сделать, чтобы мечта стала реальной, достижимой целью.

А если у человека нет мечты и вообще представления о своем будущем?

Т. У.:

Карты помогают его увидеть. Однажды я работала с мальчиком Сережей 12 лет, который успешно перенес химиотерапию, и проблема при его выписке из больницы заключалась не столько в его физическом состоянии, сколько в психическом. Он очень изменился внешне: симпатичный золотоволосый мальчик превратился в лысого, полного, с одутловатым лунообразным лицом человека. Сережа боялся выходить из больницы во внешний мир, и надо было как-то преодолеть его страх по поводу возвращения к обычной жизни.

Из специальных карт-конструкторов мы начали составлять его портреты - каким он видит себя в прошлом, до болезни, как выглядит сейчас и каким представляет себя в будущем. Составляя автопортрет до болезни, он хохотал, что-то придумывал. Портрет нынешний вызвал у него тяжелые чувства, а третий портрет оказался крайне неопределенным - он вообще не видел себя в будущем. Потом, при помощи других карт, мы составляли план, что он будет делать в первый день после выхода из больницы. Сережа и тут не смог сформулировать, чего он хочет. И я предложила вытащить карту вслепую - результат, как всегда, оказался очень неожиданным. У него включилось чувство юмора, и мы разложили день за днем целую неделю его жизни после больницы. Он хохотал от души.

Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста

А потом мы вернулись к его портрету из будущего, и он смог его составить. Портрет получился живой, оптимистичный, симпатичный. Если вначале Сережа принимал себя только в прошлом, то теперь признался, что в будущем себе тоже нравится. Он вышел из больницы с чувством уверенности в себе. Всю неделю провел в точном соответствии с нашим планом, и ему было комфортно. Что здесь произошло? Жизнь пугала его своей неопределенностью. И когда Сережа увидел, какими событиями будет наполнен каждый день, ему стало хорошо и спокойно. Карты помогли сделать будущее определенным и привлекательным.

Под разные задачи и цели подходят разные карты?

Т. У.:

Вообще, любые метафорические карты подходят для решения любых задач. Но логично, когда речь идет о продвижении, использовать карты с изображением дорог, путей. В этих картах нет ничего иррационального, магического. В их основе заложен традиционный механизм проекции. Он запускаются при встрече человека с любым объектом. Но в момент размышлений о движении по жизни, например, карты с изображением дорог, развилок, путей быстрее помогут запустить этот процесс.

Терапевт и его клиент могут по-разному интерпретировать одну и ту же карту. Это мешает работе?

Т. У.:

Конечно, у меня и у клиента при взгляде на карту срабатывают разные проекции, и в этом главное коварство метафорических карт. Именно поэтому работе с ними надо учиться. Очень важно, чтобы психолог понимал: его личные проекции не имеют никакого отношения к проекциям клиента. Кто-то видит на картинке мимишный девчачий букет, а кто-то - похоронный венок. И если психологу непонятен смысл, которым наделяет карту клиент, если его это как-то раздражает, задевает, это точно не проблема клиента, а психологу пора на личную терапию. Поэтому иногда психологу лучше даже не смотреть на карту, чтобы не дарить клиенту свои проекции и не сбивать его с толку. Неверное толкование может завести вашу работу совсем не туда, куда надо.

В каких случаях карты использовать нельзя?

Т. У.:

Я не использую их в работе с клиентами, имеющими психические расстройства, пограничные состояния, эпилепсию. В этом случае задача специалиста - вернуть их в реальность, поставить на землю, и метафоры здесь будут вредны. Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста - у них конкретное мышление, они видят в изображении на карте только то, что там нарисовано. Образное, ассоциативное мышление развивается ближе к начальной школе, да и то не у всех. И среди взрослых клиентов встречаются те, у кого плохо развито образное мышление, кто не воспринимает зрительные образы.

Об эксперте:

Татьяна Ушакова - клинический психолог, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Сергиевом Посаде. Ее опыт работы с метафорическими картами - более 10 лет.

Узнать больше

Подробнее узнать о работе с метафорическими картами можно на мастер-классах и круглых столах Третьей ежегодной конференции «Метафорические карты в работе психолога» . Она адресована специалистам с базовым психологическим образованием.

Дата консультации

Фамилия, имя, отчество _____________________________________

Возраст..17 лет

Школа №45

Класс 11-В

Дата 18.11.04

Состояние здоровья:

а) здоров + , б) функциональные отклонения, в) хронические заболевания

Заключение подросткового врача: Практически здорова. На диспансерном учёте не состоит.

II. Информативность о мире профессий:

а) полная +

б) недостаточная

в) отсутствует

III. Наличие профессионального плана:

Профессия: медсестра учебное заведение Донецкое медицинское училище

IV. Сформированность профессионального плана:

а) сформирован +

б) частично сформирован

в) не сформирован

V. Осознанность выбора профессии. Профессия выбрана осознанно, самостоятельно.

VI. Ведущие мотивы. Получение знаний о клинических проявлениях, мерах профилактики и методах лечения заболеваний. Научиться практически применять полученные знания с целью оказания медицинской помощи больным людям.

VII.Сведения из "Анкеты оптанта":

любимые занятия: путешествия.

предпочитаемые профессии: врач, медсестра, программист.

опыт работы: нет.

успешность обучения по дисциплинам:

естественным: отлично точным: отлично

гуманитарным: хорошо...................труду: отлично

VIII. Интересы и склонности ДЦО:П 3 Т 4 Ч 5 3 5 Х 2

Карта интересов:

IX.Коммуникативные и организаторские склонности: Кк--1,2,3,4,6;

К0-- 1,2, 3,4, 5.

X. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

а) ярко выражены (в какой области деятельности?) в медицине

б) не выражены

XI. Особенности поведения коммуникативность, терпимость, организаторские способности.

XII.Заключение профконсультанта:

а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)

б) оптант нуждается в углубенной профконсультации

область деятельности, профессия работа в области медицины: врач, медсестра; психолог.

Пути профессионализации медицинское училище, медицинский институт; факультет психологии.

Запасной вариант профессионального выбора преподаватель.

Домашнее задание посетить день открытых дверей в ВУЗах, познакомиться с работой медработников на практике, например на каникулах устроиться помощником медсестры в больницу.

Противопоказанные сферы деятельности...работа, требующая физических нагрузок.

Психолог-профконсультант:..Литвиненко О.О.

Вывод: У оптанта хорошая информированность в мире профессий, профессиональный план сформирован, профессия выбрана, продуманы пути её получения, имеется уверенность в правильности выбора. Выбор профессии осознан, что видно из анкеты оптанта - план соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуально-психологическим особенностям личности, указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.

При анализе, проведенного исследования с помощью дифференциально-диагностического опросника четко прослеживается направленность испытуемого к профессиям, в которых предметом труда является человек, что также соответствует правильности выбора профессии.

Анализируя данные, полученные при диагностике познавательных интересов по "Карте интересов", разработанной А.Е. Голомштоком можно отметить выраженный интерес к медицине, математике (+6), а также к физике, химии, технике и юриспруденции (+5), а к таким областям как метало- и деревообработка, география, геология, транспорт, авиация, иностранные языки и сценическое искусство интерес отрицается (-6).

Для оценки потенциальных возможностей личности, воспользовавшись вопросником коммуникативных и организаторских склонностей, получен результат (4 балла), свидетельствующий, что оптант относится к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, которые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Эти качества соответствуют выбранной профессии.

Следовательно намерения оптанта необходимо поддержать, одобрить, возможно дополнительно информировать о имеющихся учебных заведениях, правилах поступления. В качестве домашнего задания необходимо отметить важность изучения иностранных языков.

Также необходимо выработать запасной вариант - на мой взгляд это профессия психолога или педагога. А также определить область профессиональных противопоказаний - это профессии, связанные с физическими нагрузками; не рекомендуемые области - сценическое искусство, строительство, металловедение.

1. В разделе 6.3. в параметре «педагог, психолог» педагогом-психологом делается одна из следующих записей (других записей быть не должно):

– абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– не готов к обучению в средней общеобразовательной школе.

2. На странице 20 в графе «7 лет (перед школой)» в параметре «Тест Керна-Иерасика» прописывается общий балл по результатам данного теста.

3. Перед страницей 23 «для особых отметок» вклеивается только бланк с выполненным ребенком тестовым заданием по методике Керна-Иерасика. Больше никаких бланков с результатами диагностик не вклеивать. Они хранятся у педагога-психолога ДОУ и могут быть переданы в другое образовательное учреждение или на руки родителям только по письменному запросу (заявлению).

4. Если при выполнении заданий по методике Керна-Иерасика ребенок набрал 7 и более баллов проводится дополнительная диагностика по методике М.М. Семаго «Готовность к школе» или по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения» (методики предлагаются педагогу-психологу на выбор);

5. Если при выполнении заданий по методике М.М. Семаго ребенок набрал 17 и менее баллов (по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской – уровень ниже среднего), т.е. ребенок условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе он представляется на ТПМПК.

6. Запись в карте в разделе 6.3. делать после ТПМПК на основании ее решения.

7. Направление воспитанников в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).

8. При отказе родителей представить ребенка на ТПМПК в карте на странице «для особых отметок» делается запись о результатах диагностического изучения готовности выпускника детского сада к обучению в школе.

Керн – Иерасек - общее количество баллов;

М.М. Семаго - общее количество баллов (при наличии у ребенка медицинского диагноза задержка психического развития, умственная отсталость - изучение готовности ребенка к обучению в школе проводится по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения»)

Н.И. Гуткина - описывается выявленная внутренняя позиция школьника;

Дается краткая характеристика о готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе;

В заключении указывается уровень готовности ребенка к обучению в школе (условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе; не готов к обучению в средней общеобразовательной школе).

Можно указать предпочтительную программу обучения другого вида, например четвертый вид (для детей с нарушениями зрения), или шестой (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), седьмой (для детей с ЗПР), или восьмой (для умственно отсталых детей).

Ставится подпись, дата заполнения, печать педагога-психолога (при наличии).

9. Также на ТПМПК представляют детей если:

Ребенок не достиг шести лет и шести месяцев, а родители настаивают на обучении;

Ребенку больше чем восемь лет;

10. Педагогу-психологу дошкольного образовательного учреждения необходимо вовремя заполнять строки с соответствующими параметрами. Маркером не пользоваться! Рядом с исправлением писать ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ, подпись.

Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению:

  • Абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе - (мотивационно, интеллектуально, эмоционально готов, также готов к обучению в сфере общения).
  • Готов к обучению в средней общеобразовательной школе - дети имеют правильные представления о школе, но затрудняются делать правильные выводы и обобщения. Речевое развитие достаточное, ребенок понимает учебное задание, но выполняет не всегда точно. При этом у него ровное эмоционально-положительное поведение на уроках. Он понимает свои ошибки, и стремиться их исправить. Ребенок охотно общается, признан сверстниками, его принимают в игры.
  • Условно готовы к обучению в средней общеобразовательной школе – дети, имеющие отрывочные знания о школе, желание учиться основывается на поверхностных представлениях, мотивируется несущественными факторами. Они правильно произносят звуки родного языка, но часто встречаются грамматические ошибки. В речи преобладают простые предложения. Задания воспринимают частично, не всегда самостоятельно, при выполнении допускают ошибки. Отношение к трудностям, к оценке, не всегда адекватные. Эмоциональное поведение неустойчивое. Наблюдается робость, стеснительность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, которые в свою очередь не заинтересованы в общении с данным ребенком.
  • Не готов к обучению в средней общеобразовательной школе - Дети знают определенные факты, внешне привлекательные события и явления, но часто не существенные. У ребенка нет желания учиться в школе, предпочитают дошкольные виды деятельности. К ответам не прикладывают умственных усилий или дают ответы «не знаю». Словарный запас ниже, чем у сверстников. Ребенок воспринимает задание не полностью, не верно. Допускает существенные ошибки в выполнении. Неадекватно оценивает свою работу и относится к оценке. Преобладает эмоционально-отрицательное поведение на уроках. Негативно относится к взрослым и детям, не видит дистанции в отношениях с взрослыми. Может быть, замкнут. Неадекватно реагирует на замечания взрослого. Характеризуется эгоистичной мотивацией общения, раздражительностью, контактами с позиции силы, стремлением подчинить себе товарищей.

Тема: Подготовка и проведение психологического

Консультирования, его этапы и процедуры

План

1. Как подготовиться к психологическому консультированию

2. Как проводится психологическое консультирование

3. Основные этапы психологического консультирования

4. Процедуры психологического консультирования

Упражнения

Практические задания

Как подготовиться к психологическому консультированию

Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопро­сы касаются консультирования в целом, а частные вопросы отно­сятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди общих вопросов подготовки к психологическому консуль­тированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения кон­сультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удоб­ными для клиента и консультанта креслами или стульями, жела­тельно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время кон­сультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Пред­почтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирова­ния достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку об­щения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психо­логической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультиро­вания и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь кальку­лятор, который, в частности, может понадобиться при количествен­ной обработке результатов психологического тестирования клиента.

3. Оборудование места проведения консультирования необходи­мой документацией и обеспечение средствами ее хранения, и част­ности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информа­цией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записыва­ются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В кар­тотеку (табл. 3) вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить пред­ставление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиен­тов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

Таблица 2

Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала

психологической консультации

Таблица 3

Примерная форма индивидуальной карточки клиента

4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, кото­рые клиент имел бы возможность здесь же, и психологической кон­сультации получить за дополнительную плату и собственное, посто­янное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление помещения консультации производится таким об­разом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желатель­но, чтобы помещение для психологической консультации напоми­нало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

К специальным вопросам подготовки психологического консуль­тирования относятся следующие:

Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиен­том по данным о нем, которые имеются в регистрационном журна­ле и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретно­му консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента дела­ет тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.

Подготовка материалов и оборудования, которое может пона­добиться в ходе проведения психологической консультации.

Получение из различных доступных источников дополнитель­ной информации о клиенте - такой, которая может понадобиться во время консультирования.

Разработка плана проведения консультации с учетом индиви­дуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

 

Возможно, будет полезно почитать: