Управление имуществом организации. Служба управления имуществом на предприятии. Задачи и общие принципы управления государственным имуществом

Экономическая сущность и классификация активов.

Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или владения. Все имущество, которым располагает предприятие и которое отражено в его балансе, называется его активами.

Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых с позиций финансового менеджмента являются:

  • 1. Форма функционирования активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:
    • а) Материальные активы. Они характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материальных активов предприятия относятся:
      • · основные средства;
      • · запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
      • · прочие виды материальных активов.
    • б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:
      • · приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами;
      • · патентные права на использование изобретений;
      • · "ноу-хау" - совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания, накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных;
      • · права на промышленные образцы и модели;
      • · товарный знак - эмблема, рисунок или символ, зарегистрированные в установленном порядке, служащие для отличия товаров данного изготовителя от других аналогичных товаров;
      • · торговая марка - право на исключительное использование фирменного наименования юридического лица;
      • · права на использование компьютерных программных продуктов;
      • · "гудвилл" - разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым ее уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.
      • · другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия;
    • в) Финансовые активы Они характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении. К финансовым активам предприятия относятся:
  • 2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов. По этому признаку активы приятия подразделяются на следующие виды:
    • а) Оборотные (текущие) активы. Для них характерна совокупность имущественных ценностей предприятий, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью используемых в течение одного производственного цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года и стоимостью менее 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В составе оборотных (текущих) активов предприятий выделяют следующие их элементы:

  • · производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
  • · запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • · объем незавершенного производства;
  • · запасы готовой продукции, предназначенной для реализации;
  • · дебиторскую задолженность;
  • · денежные активы в национальной валюте
  • · денежные активы в иностранной валюте;
  • · краткосрочные финансовые вложения;
  • · расходы будущих периодов.
  • б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию стоимость частями. В практике учета к ним относятся имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:
    • · основные средства;
    • · нематериальные активы;
    • · незавершенные капитальные вложения;
    • · оборудование, предназначенное к монтажу;
    • · другие виды внеоборотных активов.
    • 3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности. По этому признаку выделяют следующие виды активов предприятия:
      • а) Операционные активы. Они представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.

В состав операционных активов предприятия включаются:

  • · производственные основные средства;
  • · нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс;
  • · оборотные операционные активы (вся их совокупность за минусом краткосрочных финансовых вложений).
  • б) Инвестиционные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности.

В состав инвестиционных активов предприятия включаются:

  • · незавершенные капитальные вложения;
  • · оборудование, предназначенное к монтажу;
  • · долгосрочные финансовые вложения;
  • · краткосрочные финансовые вложения.
  • 4. Характер финансовых источников формирования активов. В соответствии с этим признаком различают следующие виды активов предприятия:
    • а) Валовые активы. Они представляют собой всю совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет как собственного, так и заемного капитала.
    • б) Чистые активы. Они характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных исключительно за счет собственного его капитала. Стоимость чистых активов предприятия определяется по следующей формуле:

ЧА = А - ЗК, где

ЧА -- стоимость чистых активов предприятия;

А -- общая сумма всех активов предприятия по балансовой стоимости;

ЗК -- общая сумма используемого заемного капитала предприятия.

  • 5. Характер владения активами. По этому признаку активы предприятия делятся на следующие два вида:
    • а) Собственные активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса.
    • б) Арендуемые активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся во временном его владении в соответствии с заключенными договорами аренды (лизинга).
  • 6. Степень ликвидности активов. В соответствии с этим признаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:
    • а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.

В состав активов этого вида входят:

  • · денежные активы в национальной валюте;
  • · денежные активы в иностранной валюте.
  • б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.

К высоколиквидным активам предприятия относятся:

  • · краткосрочные финансовые вложения;
  • · краткосрочная дебиторская задолженность.
  • в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.

К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:

  • все формы дебиторской задолженности, кроме краткосрочной и безнадежной;
  • запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
  • г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).

В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:

  • запасы сырья и полуфабрикатов;
  • запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • активы в форме незавершенного производства;
  • основные средства;
  • незавершенные капитальные вложения;
  • оборудование, предназначенное к монтажу;
  • нематериальные активы;
  • долгосрочные финансовые вложения.
  • д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).

К таким активам относятся:

  • безнадежная дебиторская задолженность;
  • расходы будущих периодов;
  • убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в составе актива баланса предприятия).

С учетом рассмотренной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия. Методы оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса. В практике финансового менеджмента встречаются многочисленные ситуации, когда активы предприятие создаются не в процессе постепенного их формирования, а путем единовременного их приобретения в форме целостного имущественного комплекса. Целостный имущественный комплекс представляет собой хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализаций продукции (работ, услуг), размещенный на предоставлен ном ему земельном участке. Совокупность активов предприятия как целостного имущественного комплекса требует иных подходов к оценке их стоимости в сравнении с оценкой отдельных видов активов. В процессе этой оценки должны быть учтены затраты труда по формированию такого целостного имущественного комплекса; оптимальность пропорция сформированной структуры его активов и их способности генерировать прибыль; степень физического и морального износа отдельных видов активов; эффективность отдачи нематериальных активов и ряд других факторов.

Необходимость оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса возникает на современном этапе в целом ряде случаев. Так, в условиях перехода к рыночной экономике все большее распространение получают: покупка отдельных предприятий с целью диверсификации операционной деятельности, проникновения на другие региональные или товарные рынки, устранения конкурентов; слияние (поглощение) отдельных действующих предприятий с целью усиления совместного производственного и финансового потенциала; приватизация государственных предприятий и т.п. Кроме того, потребность в оценке стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса проявляется при приобретении контрольного (или достаточно крупного) пакета его акций, залоге имущества в процессе ипотечного кредитования, осуществлении полнообъемного внешнего страхования, разработке плана санации, ликвидационных процедурах при банкротстве и т.п.

Методы оценки стоимости совокупных активов предприятия как целостного имущественного комплекса весьма многообразны. В практике финансового менеджмента их принято подразделять на следующие основные группы:

  • метод балансовой оценки;
  • метод оценки стоимости замещения;
  • метод оценки рыночной стоимости;
  • метод оценки предстоящего чистого денежного потока;
  • метод оценки на основе регрессионного моделирования;
  • экспертный метод оценки и другие.

Введение

В экономической литературе всё, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия. В соответствии со ст. 132 части первой Гражданского кодекса “предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором”.

Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.

К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы.

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в курсе экономики имущество предприятия рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает деятельность предприятия; в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования.

Принципы управления имуществом предприятия различны в зависимости от организационных форм предприятия. В настоящее время в России можно выделить следующие основные организационно-правовые формы, утвержденные в законодательном порядке :

1. Индивидуальные с использованием наёмного труда

предприятия без применения наёмного труда

полные

2. Товарищества с ограниченной ответственностью

смешанные

Открытые

3. Акционерные общества закрытые

федеральные

4. Государственные муниципальные

5. Некоммерческие общественные организации

Цель работы: определить основные принципы и методы управления имуществом предприятия с точки зрения менеджмента.

Обязательным условием для эффективного управления является наличие целей. Целями для управления предприятием, как экономическим объектом, являются финансово-экономические показатели, которые могут быть определены в результате прогнозирования будущей деятельности предприятия. Целевые показатели могут быть определены, только в том случае, если предприятие имеет разработанный бизнес-план, из которого следует: как, в какие сроки, и почему определенные финансово-экономические показатели могут быть достигнуты.

Владелец любого предприятия в состоянии оценивать насколько эффективно используется его собственность, только сравнивая планируемые показатели с достигнутыми. К сожалению, за последние 10 лет государством не было сделано никаких практических шагов к тому, чтобы создать более ли менее работоспособную систему планирования в реальном секторе экономики.

Можно создать какое угодно количество органов, занятых управлением государственным имуществом, но управлять без четких целей и качественной информации невозможно. Нет планов - не будет конструктивных и последовательных действий, направленных на достижение определенных целей.

Задачи работы:

1. Изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе.

2. Изучить систему управления государственным и муниципальным имуществом;

3. Описать антикризисное управление имуществом предприятия на стадии банкротства.

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и справочной литературы, а также из других источников: нормативно-правовых актов, периодических изданий, документации предприятия, суждений экспертов, открытой статистической информации.

1. Виды и формы управления имуществом предприятия

1. 1 Правовое регулирование управления имуществом предприятия

Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные предприятия. Казенные предприятия – это государственные предприятия, находящееся в непосредственном ведении государственных органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно-правовых формах - "предприятия" и "учреждения".

Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 - 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частной собственности.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию, как коммерческой организации; либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность; в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению. Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.

1.2 Задачи и общие принципы управления государственным имуществом

Задачи управления государственным имуществом включают два основных блока: стратегическое управление и оперативное управление.

К вопросам стратегического управления относятся:

Инвестиционные решения;

Решения по вопросам долговых обязательств предприятий, особенно перед государственным бюджетом (как по налогам, так и по выданным кредитам и гарантиям);

Проблемы выбора направлений развития конкретных государственных предприятий.

Оперативное управление включает три основные группы задач: планирование, контроль и принятие управленческих решений. Высокая эффективность управления государственным имуществом может быть обеспечена посредством реализации, одной из наиболее распространенных концепций современного менеджмента, - "управление по целям". Управление по целям предполагает наличие ясных, измеримых и достижимых целей, а также стратегии и плана действий, которые обеспечат достижение поставленных целей. Планирование бизнеса - это не шаг назад, а профессиональный взгляд в будущее. Отсутствие целей и планов порождают безответственность в управлении предприятиями. Если нет целей и не определены пути их достижения, то нет и четких критериев для оценки эффективности менеджмента. В результате, процедуры контроля со стороны собственника (в данном случае государства) из важнейших управленческих функций превращаются в пустую формальность. Таким образом, наличие бизнес-плана, включающего определенные цели (в виде финансово-экономических показателей), а также основные положения стратегии развития предприятия и выполнения операций, является важнейшим условием для создания системы управления по целям.

Контроль - важнейшая задача управления. Эффективный контроль возможен только при выполнении следующих условий:

Наличие измеримых критериев оценки

Справедливость (сведение к минимуму субъективных подходов к оценке)

Реализуемость

Регулярность

Как уже говорилось выше, если определены цели в виде конкретных значений финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а также разработан и утвержден бизнес-план деятельности предприятия, содержащий подробную информацию о том: как и в какие сроки целевые показатели будут достигнуты, появляется возможность оценивать эффективность менеджмента предприятия наиболее справедливым и открытым способом, путем сравнения текущих показателей с запланированными и утвержденными ранее. Необходимо также принимать во внимание, что управление государственным имуществом должно осуществляться через представителей государства в Советах директоров предприятий.

По результатам анализа эффективности текущей деятельности предприятий, должны приниматься управленческие решения. Фактически, управленческие решения - это воздействия, посредством которых государство реализует свою политику управления имуществом. В отличие от стратегических решений (перепрофилирование, ликвидация, приватизация, реструктуризация и т.п.), оперативные управленческие решения направлены на решение двух основных задач:

Внесение корректив и утверждение уточненного бизнес-плана предприятия, в соответствие с объективными изменениями внешней среды (рыночного спроса, законодательства, пересмотра государственных программ и т.п.);

Решение кадровых вопросов: смещение и замена высшего руководства предприятия, в случае не выполнения согласованных и утвержденных плановых показателей.

Государство, как любой другой собственник, должно обеспечивать управление государственным имуществом с максимально эффективностью. Собственник осуществляет управление своим имуществом посредством своих полномочных представителей, принимающих участие в органах управления предприятиями (Советах директоров и Общих собраниях акционеров), полностью или частично принадлежащих государству.

Классификация объектов государственного имущества

Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:

Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);

Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).

Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.

По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий. В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства - менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства - инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

Объекты - исключительно государственной собственности.

К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

Оборонные предприятия;

Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;

Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;

Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности);

Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

Как уже отмечалось ранее, важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

1. Экспертиза плана деятельности предприятия;

2. Определение значений основных финансово-экономических показателей;

3. Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;

4. Регулярный текущий контроль исполнения плана;

5. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:

Номенклатуру продукции или услуг;

Объемы и условия поставки;

Закупочные цены;

Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия;

Источники и условия финансирования.

Объекты с возможностью коммерческого использования.

Управляя коммерческими объектами государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке. Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие. При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т.п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.

1. 3 Антикризисное управление имуществом предприятия

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе антикризисном.

Банкротство - установление в судебном порядке финансовой несостоятельности предприятия, т.е. его неспособности удовлетворить в установленные сроки предъявленные к нему требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Согласно закона “О несостоятельности (банкротстве)” целью банкротства является финансовое оздоровление предприятия, фирмы, корпорации, восстановление их платежеспособности. Закон рекомендует:

Восстанавливать платежеспособность предприятия с помощью арбитражных (внешних) управляющих;

Контроль за деятельностью внешнего управляющего осуществлять кредиторам;

В качестве мер по восстановлению платежеспособности предприятия практиковать уступку прав требования, продажу части имущества предприятия, а в ряде случаев и продажу самого предприятия.

Стадия проведения процедуры банкротства состоит, из трех периодов: наблюдения, внешнего управления имуществом должника и конкурсного производства. Задачи, стоящие перед управляющими в каждом из этих периодов, не совпадают.

Период наблюдения - практика, заимствованная из немецкого законодательства. С момента принятия заявления и признании предприятия-должника банкротом арбитражный суд назначает процедуру наблюдения и временного управляющего.

Наблюдение применяется для обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При этом руководители предприятия не отстраняются от должности, но ограничены в имущественных и финансовых правах для соблюдения интересов кредиторов. Однако только с согласия временного управляющего они могут заключать сделки, связанные с передачей недвижимости в аренду или залог, внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал; распоряжаться имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% активов предприятия; получать и выдавать займы или кредиты, поручительства и гарантии, уступать права требований, переводить долги, учреждать доверительное управление имуществом предприятия.

Внешнее управление. Под внешним управлением имуществом предприятия-должника понимается процедура, направляемая на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником и соответственно имуществом предприятия арбитражному управляющему, а прежние руководители отстраняются.

Основанием для назначения внешнего управляющего имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность хозяйствующего субъекта-должника c coxpaнeниeм eдинoгo имyщecтвeннoгo кoмплeкca и caмoй opгaнизaции в кaчecтвe cyбъeктa пpaвa. с целью продолжения его деятельности.

Ocнoвнoй цeлью пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния являeтcя пpoдoлжeниe дeятeльнocти пpeдпpиятия пyтeм peaлизaции чacти eгo имyщecтвa и ocyщecтвлeния дpyгиx финaнcoвыx, экoнoмичecкиx и opгaнизaциoнныx мepoпpиятий. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований к нему со стороны кредиторов, cpoки иcпoлнeния кoтopыx нacтyпили дo ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния. Пoэтoмy oдним из ycлoвий ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния имyщecтвoм дoлжникa являeтcя нaличиe coглacия кpeдитopoв нa eгo пpoвeдeниe.

Зaкoн пpeдocтaвляeт внeшнeмy yпpaвляющeмy шиpoкиe пpaвa по pyкoвoдcтвy пpeдпpиятиeм-дoлжникoм и yпpaвлeниeм eгo имyщecтвoм. Bнeшний yпpaвляющий имeeт пpaвo caмocтoятeльнo pacпopяжaтьcя имyщecтвoм дoлжникa, зaключaть oт eгo имeни миpoвoe coглaшeниe, зaявлять oткaз oт иcпoлнeния дoгoвopoв дoлжникa. В oбязaннocти внeшнeгo yпpaвляющeгo вxoдит: пpинять имyщecтвo дoлжникa и пpoвecти eгo инвeнтapизaцию; oткpыть cпeциaльный cчeт для пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния и pacчeтoв c кpeдитopaми; paзpaбoтaть и пpeдcтaвить нa yтвepждeниe coбpaнию кpeдитopoв плaн внeшнeгo yпpaвлeния и т. д.

В тo жe вpeмя вoзмoжнocти apбитpaжнoгo yпpaвляющeгo oгpaничeны oпpeдeлeнными пpeдeлaми. Taк, кpyпныe cдeлки (cдeлки, влeкyщиe pacпopяжeниe имyщecтвoм, бaлaнcoвaя cтoимocть кoтopoгo пpeвышaeт 20 пpoцeнтoв бaлaнcoвoй cтoимocти aктивoв дoлжникa), в coвepшeнии кoтopыx имeeтcя зaинтepecoвaннocть, зaключaютcя внeшним yпpaвляющим тoлькo c coглacия coбpaния (кoмитeтa) кpeдитopoв.

Baжнeйшим этaпoм пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния являeтcя paзpaбoткa плaнa внeшнeгo yпpaвлeния имyщecтвoм дoлжникa. Bнeшний yпpaвляющий, нe пoзднee oднoгo мecяцa c мoмeнтa cвoeгo нaзнaчeния, дoлжeн paзpaбoтaть плaн пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния, кoтopый пpeдcтaвляeтcя нa paccмoтpeниe и yтвepждeниe coбpaнию кpeдитopoв нe пoзднee чeм чepeз двa мecяцa c мoмeнтa ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния. Плaн внeшнeгo yпpaвлeния дoлжeн пpeдycмaтpивaть мepы по вoccтaнoвлeнию плaтeжecпocoбнocти дoлжникa.

Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дoлжникa, чacти eгo имyщecтвa, oтчyждaютcя вce виды имyщecтвa, пpeднaзнaчeннoгo для ocyщecтвлeния пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти, включaя зeмeльныe yчacтки, ocнoвныe и oбopoтныe пpoизвoдcтвeнныe фoнды и фoнды oбpaщeния, пpaвa тpeбoвaния и oбoзнaчeния и т.д. Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дeнeжныe oбязaтeльcтвa и oбязaтeльныe плaтeжи дoлжникa нa дaтy пpинятия apбитpaжным cyдoм зaявлeния o пpизнaнии дoлжникa бaнкpoтoм нe включaютcя в cocтaв eгo имyщecтвa. Cyммa выpyчки oт пpoдaжи пpeдпpиятия включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa. Пpoдaжa пpeдпpиятия пpoвoдитcя пyтeм пpoвeдeния oткpытыx тopгoв, нaчaльнaя цeнa eгo yтвepждaeтcя coбpaниeм (кoмитeтoм) кpeдитopoв. Topги пpoвoдятcя в фopмe ayкциoнa. В cлyчae, ecли лицo, выигpaвшee тopги, в дaльнeйшeм oткaзывaeтcя oт пoдпиcaния дoгoвopa кyпли-пpoдaжи cyммa зaдaткa, yплaчeннaя им, включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa зa вычeтoм издepжeк opгaнизaтopoв тopгoв нa иx пpoвeдeниe.

Ecли выpyчeннoй oт пpoдaжи пpeдпpиятия cyммы дocтaтoчнo для yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кpeдитopoв в пoлнoм oбъeмe, пpoизвoдcтвo по дeлy o бaнкpoтcтвe пpeкpaщaeтcя. В cлyчae нeдocтaткa выpyчeннoй cyммы внeшний yпpaвляющий пpeдлaгaeт зaключить миpoвoe coглaшeниe. В cлyчae нe дocтижeния миpoвoгo coглaшeния apбитpaжный cyд пpинимaeт peшeниe oб oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa.

Конкурсное производство. Конкурсное производство - процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного хозяйствующего субъекта. В результате осуществления этой акции между кредиторами распределяется имущество должника, на которое может обращено взыскание.

При принятии решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Задачи антикризисного управления в этот период ограничены: конкурсный управляющий должен обеспечит максимальное удовлетворение требование кредиторов. Поэтому с момента признания должника банкротом его органы управления отстраняются от исполнения функций по управлению и распоряжению имуществом (если такое устранение не было произведено ранее). Все полномочия по управлению делами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий приобретает право:

Распоряжения имуществом должника;

Выполняет функции управления предприятием –должником;

Принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

C мoмeнтa пpизнaния apбитpaжным cyдoм пpeдпpиятия-дoлжникa нecocтoятeльным и пpинятия peшeния oб oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa пpaвoвoe и имyщecтвeннoe пoлoжeниe eгo знaчитeльнo oгpaничивaeтcя. Taк, пpeдпpиятиe-дoлжник пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaниe кaк cyбъeкт пpaвa. Зaпpeщaeтcя пepeдaчa имyщecтвa дoлжникa (кpoмe cлyчaeв, кoгдa этo paзpeшaeтcя coбpaниeм кpeдитopoв), пoгaшeниe eгo oбязaтeльcтв.

Bce пpeтeнзии имyщecтвeннoгo xapaктepa мoгyт быть пpeдъявлeны дoлжникy тoлькo в paмкax кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa. Cвeдeния o финaнcoвoм cocтoянии дoлжникa пpeкpaщaют oтнocитьcя к кaтeгopии cвeдeний, нocящиx кoнфидeнциaльный xapaктep либo являющиxcя кoммepчecкoй тaйнoй. Cнимaютcя paнee нaлoжeнныe apecты имyщecтвa дoлжникa и иныe oгpaничeния по eгo pacпopяжeнию. Bвeдeниe нoвыx apecтoв имyщecтвa дoлжникa и иныx oгpaничeний по eгo pacпopяжeнию нe дoпycкaeтcя.

Ocнoвным этaпoм кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa являeтcя oцeнкa aктивoв дoлжникa и oпpeдeлeниe paзмepa eгo дoлгa. Bce имyщecтвo (aктивы) дoлжникa, yкaзaннoe в бyxгaлтepcкoм бaлaнce либo зaмeняющиx eгo дoкyмeнтax и выявлeннoe в xoдe кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa, oбpaзyeт ocнoвy для фopмиpoвaния кoнкypcнoй мaccы. В кoнкypcнyю мaccy включaютcя тaкжe oбъeкты coциaльнo-кoммyнaльнoй cфepы, нaxoдящиecя нa бaлaнce дoлжникa. He пoдлeжaт включeнию в кoнкypcнyю мaccy:

Oбъeкты жилищнoгo фoндa и дeтcкиe дoшкoльныe yчpeждeния;

Жизнeннo вaжныe для дaннoгo peгиoнa oбъeкты пpoизвoдcтвeннoй и кoммyнaльнoй инфpacтpyктypы, кoтopыe дoлжны быть пpиняты нa бaлaнc cooтвeтcтвyющиx opraнoв гocyдapcтвeннoй влacти;

Имyщecтвo, являющeecя пpeдмeтoм зaлoгa и нe пpинaдлeжaщee дoлжникy нa пpaвe coбcтвeннocти;

Apeндoвaннoe дoлжникoм имyщecтвo;

Имyщecтвo, нaxoдящeecя нa oтвeтcтвeннoм xpaнeнии y дoлжникa;

Личнoe имyщecтвo paбoтникoв пpeдпpиятия-дoлжникa, нa кoтopoe в cooтвeтcтвии c зaкoнoдaтeльcтвoм или yчpeдитeльными дoкyмeнтaми пpeдпpиятия нe мoжeт быть oбpaщeнo взыcкaниe по oбязaтeльcтвaм дoлжникa.

В цeляx бoлee пoлнoгo yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кoнкypcныx кpeдитopoв кoнкypcный yпpaвляющий мoжет, пocлe пpoвeдeния инвeнтapизaции и oцeнки имyщecтвa, пpeдпpиятия дoлжникa, пpиcтyпить к eгo пpoдaжe нa тopгax.

1. 4 Доверительное управление имуществом

Доверительное управление является способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но не установлением нового права собственности на данное имущество.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в верительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.(ст. 1012 ГК)

Доверительное управление по данному договору необходимо отличать от "внутреннего" управления обществом, товариществом, унитарным предприятием их директором, а также иными уставными органами. Директор (правление общества и т.п.) хотя и имеет право распоряжения (в той или иной степени) имуществом таких организаций, но действует при этом от их имени, никогда не принимает имущество, которым распоряжается, на свой отдельный баланс, а если и несет гражданско-правовую ответственность перед обществом (товариществом, предприятием), то только в случаях, предусмотренных законом или договором (п.3 ст.53 ГК).

Передача имущества в доверительное управление есть форма реализации собственником своих правомочий, предоставленных ему п.4 ст.209 ГК. Именно собственник определяет цель учреждаемого доверительного управления, объем передаваемых правомочий, а также лицо, в интересах которого доверительный управляющий должен действовать. В качестве такового собственник может назвать самого себя, а также, за определенными исключениями, любое другое лицо. В последнем случае договор доверительного управления имуществом становится разновидностью договора в пользу третьего лица (ст.430 ГК).

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя и (или) выгодоприобретателя.

Объектом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

Говоря о доверительном управлении предприятием, следует иметь в виду, что речь идет о передаче его в управление как объекта права (ст.132 ГК). Сохранение предприятия в качестве самостоятельного юридического лица невозможно практически, т.к. передаваемое в управление имущество должно отражаться у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет, для расчетов открывается отдельный банковский счет (см. ст.1018 ГК).

В доверительное управление может быть передано и государственное, и муниципальное, и частное имущество.

Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законодательством основаниям.

По общему правилу, передача имущества в доверительное управление - это передача его в руки профессионала. Таковым в хозяйственном обороте является предприниматель. Именно он (индивидуальный предприниматель - ст.23 ГК или одна из коммерческих организаций, перечисленных в п.2 ст.50 ГК) вправе выступить в роли доверительного управляющего чужим имуществом.

Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного управления и самоуправления.(ст. 1015 ГК)

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа (ст.550 ГК).

Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

В соответствии с п.4 ст.209 и п.1 ст.1012 ГК доверительный управляющий не приобретает право собственности на переданное имущество. Однако в пределах, предоставленных ему законом и договором, управляющий может владеть, пользоваться, распоряжаться этим имуществом, в т.ч. передавать его в собственность других лиц, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или вверителя, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а вверителю - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества с учетом его естественного износа, в том числе упущенную выгоду.

Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или вверителя.

Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи. Вверитель может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.

Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества - на имущество вверителя, не переданное в доверительное управление.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Правовое регулирование управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе определяется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

2. Предприятие неплатежеспособно не потому, что оно является государственным, а потому, что неэффективно управляется и смена менеджмента или реструктуризация может привести к улучшению его положения. Государство-инвестор пытается решить проблемы повышения эффективности деятельности предприятия (проблемы управления) посредством инвестирования бюджетных средств. В большинстве случаев это приводит просто к потере денежных средств.

3. Одним из важнейших механизмов управления государственным имуществом является система планирования. При этом система планирования должна отвечать следующим требованиям:

Минимальная трудоемкость в использовании (возможность автоматизации основных процедур планирования и анализа эффективности);

Глобальность (возможность охвата всех предприятий, полностью или частично, находящихся в государственной собственности);

Универсальность (применение стандартных методов подходов к различным отраслям деятельности и видам предприятий);

Соответствие общепринятой практике стратегического и оперативного корпоративного планирования;

Соответствие отчетных документов международным стандартам финансовой отчетности, для обеспечения возможности представления информации о деятельности предприятия представителям государства, а также российским и иностранным акционерам (инвесторам) в едином формате;

Информационная совместимость (обеспечение возможности беспрепятственного информационного обмена информацией между предприятиями и органами управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

Легкостью в освоении и наличие необходимой инфраструктуры для обучения.

4. Закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вводит четыре процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Согласно закону, процедура наблюдения применяется до момента утверждения арбитражным судом иных процедур. Процедура внешнего управления, вводимая, как правило, судом, устанавливает мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным долгам и обязательным платежам (налогам и т.п.). Конкурсное производство означает смену собственника предприятия. При этом закон предписывает ни в коем случае не останавливать производство в случае применения этой процедуры. И, наконец, мировое соглашение устанавливает порядок выплаты либо реструктуризации долга. Проводится она под наблюдением суда. Иными словами, мировое соглашение - это также процедура банкротства.

5. При доверительном управлении управляющий использует имущество своего подопечного, не становясь собственником этого имущества и не в своих интересах, а в интересах собственника или назначенного им выгодоприобретателя, причем только в пределах, установленных законом и договором.

Управляющий осуществляет юридические и фактические действия на четких обязательственных основах.

Доверительное управление является институтом обязательственного, а не вещного права. Основанием возникновения управления имуществом всегда является договор.


Библиографический список литературы

1. Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ// "Российская газета" от 3 декабря 2002 г., No 229 (3097).

2. Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 года №6- ФЗ// "Российская газета" от 23 января 1998 г.

3. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах - Белгород: Белаудит, 1995. - С.35

4. Ковалёв А.П. Управление имуществом предприятия - М.: Финстатинформ, 2002.

5. Сборник кодексов Российской Федерации - Издание 8-е. - М.: Филинъ, 1999. - С.158

6. Финансовый менеджмент / под ред.проф.Золотарёва В.С. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2000. - 224 с.

7. Шкурина Л.В. Управление имуществом предприятия / Учебное пособие. - М.: Рос. гос. открытый техн. ун-т путей сообщения, 2000.

Управление имуществом, как и любой другой вид управления,

нуждается в организационном обеспечении. Для этого в организационной структуре предприятия предусматривается специализированная структурная единица, реализующая функции по управлению имуществом и призванная проводить в жизнь цели и принципы, связанные с эти управлением.

Организационное оформление данной структурной единицы зависит от масштабов предприятия, количества, размеров и сложности входящих в предприятие имущественных комплексов. Это может быть управление (департамент), отдел, комитет, центр или бюро. В последние годы произошло оформление службы по управлению имуществом (СУИ) на многих крупных и средних предприятиях.

Первейшей задачей СУИ является обеспечение полного и

достоверного учета всего имеющегося на предприятии имущества. Система учета основных средств зачастую переходит от бухгалтерии в СУИ. Кроме традиционных средств учета, на предприятии должен быть сформирован полный реестр имущества в виде компьютеризированной базы данных, позволяющей иметь

полную информацию о техническом состоянии, текущей стоимости и использовании каждого имущественного объекта.

В строгом соответствии с общей корпоративной стратегией

СУИ должна выработать и осуществлять стратегию по управлению имуществом на ближайшую и отдаленную перспективу.

К основным функциям данной службы относятся такие, как:

Формирование амортизационной политики и принятие решений по вопросам, связанным с механизмом начисления и использования амортизации, порядком проведения переоценок, направлением амортизационных средств на обновление основных фондов;

Формирование инвестиционной политики в части реализации инвестиционных проектов и программ по реконструкции, расширению бизнеса и техническому перевооружению;

Анализ, контроль и определение наиболее эффективных

направлений динамики и структурных преобразований и производственной мощности операционных имущественных комплексов;

МвИ* управление ресурсе- и энергопотреблением и затратами, связанными с функционированием операционных имущественных комплексов, а также с их восстановлением (ремонтом и модернизацией);

Оперативный учет полезного использования недвижимого

и движимого имущества, разработка предложений и условий

сдачи в аренду или продажи неиспользуемых зданий, сооружений, оборудования, нематериальных активов и другого имущества, заключение соответствующих договоров и контроль за их исполнением;

Разработка предложений по рациональному размещению производственных и вспомогательных звеньев (цехов, участков, складов) в производственных и других помещениях, структурных единиц (отделов, бюро и т.п.) в офисных, лабораторных и

других помещениях;

Разработка предложений по консервации временно неиспользуемого имущества, обеспечению его сохранности;

Экономическое обоснование операций лизинга оборудования, участие в оформлении договоров лизинга и контроль за их исполнением;

Разработка комплексной программы по страхованию имущества, обоснование и выбор наиболее эффективных методов

страхования для отдельных видов имущества, заключение соответствующих договоров со страховыми компаниями и контроль за их исполнением;

Взаимодействие с оценочными компаниями по вопросу организации проведения независимой оценки стоимости имущества для решения различных задач управления имуществом

(переоценка основных фондов, оформление залога, купля-продажа подержанного имущества и т.д.).

В то же время многие вопросы управления имуществом имеют стратегический характер, затрагивают

интересы собственников (акционеров) и являются компетенцией совета директоров или общего собрания акционеров. В связи с этим менеджеры и специалисты СУИ часто участвуют в работе различных комиссий по имущественным вопросам, формируемым и действующим под контролем совета директоров.

СУИ строит свою работу в тесном контакте с другими службами, отделами и подразделениями предприятия: бухгалтерией, финансовым и планово-экономическим отделами, отделами маркетинга, снабжения и сбыта, отделами главного механика и

главного энергетика, хозяйственно-административным, юридическим и планово-производственным отделами, отделом капитального строительства и др.

В рамках задач по мотивации труда и управлению персоналом СУИ совместно с отделом труда и заработной платы разрабатывает предложения по материальному поощрению работников предприятия за эффективное использование имущественных

объектов и экономию средств, связанных с их эксплуатацией.

По мере развития СУИ степень ее экономической самостоятельности и роль в управлении предприятием повышаются. На начальной стадии СУИ работает в режиме места возникновения затрат (МВЗ). При этом она несет ответственность только за расходы в рамках своей прямой деятельности, а по предприятию определяет лимиты регулируемых затрат по статьям операционного бюджета управленческих расходов и показатели стимулирования персонала за экономию отдельных операционных затрат.

На предприятиях с достаточно развитой системой внутрифирменного бюджетирования СУИ может работать в режиме

центра финансового учета (ЦФУ). В этом случае на СУИ возлагается ответственность не только за расходы в рамках своей прямой деятельности, но и за некоторые финансовые и экономические показатели деятельности предприятия. В первую очередь речь идет о показателях имущественного положения предприятия и использования основных фондов (табл. 2.2).

В рамках системы бюджетирования и разделения ответственности между функциональными службами предприятия СУИ

анализирует и контролирует уровень и динамику таких показателей, как балансовая стоимость внеоборотных активов, собственные средства предприятия, рентабельность основных фондов,

фондоотдача, износ основных средств, коэффициенты выбытия

и обновления основных средств, коэффициенты загрузки главных объектов имущества, показатели производственной мощности имущественных комплексов, затраты на содержание и

обслуживание основных фондов, доходы от аренды, потребление электроэнергии и других энергоресурсов и др.

Таблица 2.2

Основные показатели деятельности предприятия, контролируемые службой управления имуществом

Показатели имущественного положения предприятия

Балансовая стоимость активов предприятия

Доля активной части основных средств

Коэффициент износа основных средств

Коэффициент обновления

Коэффициент выбытия

Итог баланса-нетто

Отношение стоимости активной части основных средств к стоимости основных средств

Отношение износа (суммы амортизации) к балансовой стоимости основных средств

Отношение стоимости поступивших за период основных средств к балансовой стоимости основных средств на конец периода

Отношение стоимости выбывших за

период основных средств к балансовой стоимости основных средств на начало периода

Показатели использования основных средств

Фондоотдача

Рентабельность основных средств

Отношение выручки от реализации

за период к средней балансовой

стоимости основных средств

Отношение прибыли за период к средней балансовой стоимости основных средств

Операционный бюджет СУИ при работе в режиме ЦФУ состоит из доходной и расходной частей.

В доходной части отражаются доходы от сдачи неиспользуемых объектов в аренду, от продажи лишних объектов, от внедрения инвестиционных проектов по имущественным преобразованиям. В расходной части показываются расходы на учетные и регистрационные работы, автоматизацию управления, поддержку инвестиционных проектов, собственные и накладные расходы.

Информационное обеспечение деятельности СУИ осуществляется через интегрированную информационную систему предприятия.

Контрольные вопросы

Назовите и охарактеризуйте стратегии предприятий в зависимости от их финансово-экономического состояния. Какой имущественной стратегии придерживаются предприятия в условиях тяжелого (кризисного) состояния?

Какой имущественной стратегии придерживаются предприятия в условиях напряженного (посткризисного) состояния?

Какими признаками обладает имущественная стратегия в условиях хорошего финансово-экономического состояния?

Назовите основные функции, которые выполняет система управления имуществом на промышленном предприятии.

С какими внешними организациями взаимодействует система управления имуществом предприятия и по каким

направлениям?

Назовите основные связи между системой управления имуществом и системой управления операционными затратами.

Назовите основные связи между системой управления имуществом и системой управления финансами и инвестициями.

Назовите и прокомментируйте основные принципы управления имуществом.

В чем заключается общая цель управления имуществом

на предприятии?

Какие требования предъявляются к операционным имущественным комплексам и какие задачи управления вытекают из этих требований?

Какие функции выполняет подразделение по управлению

имуществом?

Как меняются задачи подразделения по управлению имуществом при переходе от режима места возникновения затрат (МВЗ) к режиму центра финансового учета (ЦФУ)?

Какие общехозяйственные показатели контролирует подразделение по управлению имуществом при работе в режиме ЦФУ?

Как выглядит операционный бюджет подразделения по

управлению имуществом при работе в режиме ЦФУ?

Долгосрочные инвестиции

Среди долгосрочных инвестиций именно вложения в нефтяную промышленность считаются наиболее ликвидными. Дело в том, что экономика РФ своеобразна, можно смело утверждать, что она в большей степени ориентирована на нефтегазовую отрасль.

Если учитывать масштабность концентрации сырья на территории, то становится ясно, что РФ является одним из главных игроков на нефтяном рынке. Важно понимать, что платежная способность страны базируется на результатах добычи и переработки нефтепродуктов. За счет этого и выполняются целевые показатели по курсу валюты, разрабатываются антикризисные стратегии, предназначенные для предотвращения спадов экономики.


Развитие индустрии в перспективе подразумевает решение вопросов по двум направлениям:
  • Эффективность ведения деятельности в целях стабилизации отрасли;
  • Поиск крупных инвесторов, благодаря которым станет возможным осваивать новые пути развития.

Доходы, которые были получены благодаря отрасли нефтяной промышленности, достигают 50% от всей прибыли государства, а доля в ВВП равна 20-25%. На мировом рынке производства энергоносителей происходит спад и нестабильность особенно явно видна в последние годы. На фоне этих событий российская нефтегазовая отрасль также столкнулась со сложностями, что проявляется в виде сокращения операционных показателей. В итоге это приводит к снижению эффективности инвестиций в данные активы.

Ценовая политика

Стабилизация стоимости нефти на мировом рынке ожидается в ближайшем будущем. Такие прогнозы основываются на недавнем решении ОПЕК, результатом которого объемы спроса и предложения будут сбалансированы. Это позволит рассчитывать на увеличение капитализации отрасли минимум на 7 процентов.

США же видят перспективы развития по-своему. На территории страны ведется активное внедрение новых буровых установок. С одной стороны, это позволит увеличить предложение на покупку. С другой стороны, цены на нефть попадут под сильное влияние инвесторов и могут стать неконкурентоспособными. Это не говоря о необходимости развития каналов доставки.

Cтоит отметить, что в горизонте до 2025 года отрасль имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития, т.к. полным ходом идет разработка новых месторождений по добыче сырья. Эти факторы указывают на высокую эффективность вложений в нефтегазовую сферу РФ.

Характерной особенностью нефтегазового комплекса РФ является развитая сеть газо- и нефтепроводов. Наличие монопольных каналов доставки позволяет контролировать ценообразование и оперативно налаживать доставку сырья с новых месторождений.

Отрасль имеет высокую инвестиционную привлекательность благодаря тому, что Правительство РФ тратит огромные ресурсы на создание благоприятных условий для инвесторов в основных представителях нефтегазовой промышленности в России, таких как:

  • Роснефть
  • Газпромнефть
  • Газпром
  • Новатэк

Стратегические направления

Нефть и газ на сегодня продолжают оставаться уникальным сырьем, на основе которого создаются материалы для большинства отраслей промышленности. Вместе с тем, природные ресурсы сохраняют свою энергетическую ценность.

Аналогов газу и нефти практически не существует, за исключением альтернативных направлений в энергетической промышленности. На сегодня эти направления контролируются Правительством РФ и частными компаниями, что укрепляет позиции сектора в качестве инвестиционной площадки.

Управление недвижимым имуществом – процесс взаимосвязанных между собой действий, направленный на достижение положительных результатов при пользовании или распоряжении имуществом. В этот процесс вовлечено множество субъектов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Общая характеристика

Система управления муниципальным недвижимым имуществом - это совокупность взаимосвязанных средств и методов осуществления целенаправленных действий в отношении субъекта управленческого процесса в целях достижения запланированных результатов.

В процесс управления недвижимостью государства входит ее трансформация, использование и воспроизводство. Для достижения наилучших результатов и большего эффекта от использования имущества используется системный метод, осуществляемый уполномоченными государством органами. Эти органы применяют комплекс мер, составляющий в совокупности систему управления государственным недвижимым имуществом.

Вся система работает по двум направлениям: в соответствии с общими принципами управленческой теории, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями, которые вытекают из условий и правил, которые устанавливает собственник имущества – государство, с другой стороны.

Элементы системы

В систему управления недвижимым имуществом государства входит пять основных элементов:

  1. Цели.
  2. Принципы.
  3. Методы.
  4. Функции.
  5. Способы (варианты) распоряжения недвижимостью.

Весь порядок управления недвижимым имуществом построен на выполнении следующих функций:

  • планирование работы;
  • организация деятельности;
  • регулирование процессов;
  • стимулирование работы;
  • контроль за выполнением.

Планирование работы

Составление планов по оперативному управлению недвижимым имуществом и иным видам управления - это средство реализации идей. Планирование заключается в постановке задач и целей, а также определении средств, необходимых для их достижения.

При планировании руководство принимает решения, какими будут направления деятельности в области управления недвижимым имуществом и какие направления и действия будут приоритетными.

Планирование является самым сложным и важным этапом управления имуществом, поэтому в нем выделяются три подфункции:

  1. Прогнозирование.
  2. Моделирование.
  3. Программирование.

Прогнозирование является методом обоснованного с научной точки зрения предвидения различных вариантов выбора направлений развития данного объекта в будущем с учетом взаимодействия с окружающим миром. При качественном выполнении прогнозирования можно использовать полученные допустимые варианты в качестве основы планирования.

Прогнозирование вариантов управления собственным недвижимым имуществом осуществляется в виде моделирования или программирования.

Моделирование позволяет прогнозировать разные ситуации и системные состояния на протяжении установленного в планах периода. Экономическая форма моделирования приравнивается к методу экспериментирования. Программирование включает перевод в запланированное состояние на основе имеющихся на данный момент сведений. В него входит разработка алгоритмов, установление списка необходимых ресурсов и определение методологии.

Для успешного осуществления процесса оперативного управления недвижимым имуществом и других видов управления необходимо ставить цели и задачи на разные промежутки времени. В связи с этими выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное охватывает период от пятнадцати до двадцати лет. На нем определяются общие задачи и цели, а также выбирается стратегия. Среднесрочное планирование включает пятилетний период. Главная цель такого типа – выбор эффективных средств для реализации поставленных целей.

Краткосрочное (текущее годовое) планирование с разбивкой по кварталам является более детализированным рассмотрением выводов среднесрочного периода.

Организация деятельности

Организация различных видов управления недвижимым имуществом состоит в установлении системы иерархии между разными органами государства, которые принимают участие в осуществлении соответствующей деятельности, а также в определении их взаимосвязей и особенностей использования ресурсов, определенных для достижения целей.

Организация является не только процессом создания необходимой системы, но и процессом ее упорядочения и совершенствования. Эта деятельность заключается в распределении функций между сотрудниками, группами и подразделениями, а также в координации действий этих субъектов.

Регулирование процессов

Регулятивная деятельность позволяет обеспечить нормальное функционирование системы, которая была создана в результате организации, в целом. Она направляет управленческий процесс на федеральном, региональном и местном уровнях.

Регулирование является деятельностью, направленной на поддержание параметров, заданных на предыдущих этапах. К ее задачам относится сохранение упорядоченного состояния в системе. В отношении секторов частного типа регулирование выражается в установлении правил, стимулов и ограничений, а также в корректировке направления конкретных предприятий согласно целям.

Территориальное или государственное, экономическое регулирование - это система опосредованного вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта посредством внесения изменений в законодательство (систему налогообложения, таможенные пошлины, курсы валют и прочее), а также с помощью использования прочих инструментов мотивации или ограничения деятельности.

Определение характера и остроты социальных и экономических проблем региона позволяет выбрать направления, масштабы и формы регулирования. Оно позволяет обеспечить устойчивые соединения и связи между разными звеньями и управленческими ступенями и таким образом скоординировать весь процесс.

Регулирование управления недвижимым имуществом по договору или без такового как основная функция способствует бесперебойной и беспрерывной работе объекта и синхронизации всех рассматриваемых функций.

Стимулирование работы

Стимулирующая деятельность способствует выработке у отдельных звеньев системы стремления к достижению поставленных задач и целей в отношении управления недвижимым имуществом. Часто эта функция реализуется посредством регулирования бюджета и привлечения инвестиционных средств.

В связи с недавним изменением форм собственности организаций и предприятий, а также их реорганизацией система финансирования сфер социального типа подверглась серьезным изменениям. Предприятия торговли и общественного питания перешли в частные руки, а другие (к примеру, сфера бытового обслуживания) стали непривлекательными в качестве инвестиций.

Контроль за выполнением

Контрольная деятельность в сфере управления недвижимым имуществом включает принятие мер, необходимых для осуществления планирования и выполнения поставленных задач, которые в итоге способствуют достижению всех целей и соответствию задач запланированным целям. Реализация контрольной функции помогает достичь максимальной результативности работы управленческой системы.

Контроль является процессом обеспечения эффективного достижения целей, поставленных организацией. В него входит сбор и обработка информации с дальнейшим анализом полученных результатов, сравнением с планами, выявлением несоответствий и анализом причин этого. В контроль также входит разработка различных мероприятий, которые способствуют достижению целей.

Контрольная функция позволяет организовать деятельность и наладить обратную связь, позволяющую руководству быть в курсе выполнения поставленных задач и исполнения решений руководства.

В процессе контроля управление проходит три этапа:

  • установление стандартов и норм;
  • измерение степени соответствия указанным нормам;
  • изменение и коррекция планов в соответствии с установленными отклонениями.

Проводимый в ходе контроля анализ, с одной стороны, является функцией сам по себе, а с другой – базой для функции планирования. Таким образом образуется замкнутая система в осуществлении процесса аренды и управления недвижимым имуществом.

Распределение имущества

Имущество, которое находится в собственности государства, делится на две части. Одна из них передается государственным юридическим лицам (учреждениям и предприятиям) в хозяйственное ведение или оперативное управление. Другая часть остается в распоряжении государства и считается казной соответствующего муниципального образования.

Решения об осуществлении действий в рамках перераспределения государственного имущества принимаются Федеральным агентством по управлению имуществом государства (ФАУГИ) на основании федеральных законов.

ФАУГИ может предоставить организации или учреждению право оперативного управления недвижимым имуществом в следующих случаях:

  1. Организация относится к стратегическим объектам либо сохраняется в собственности государства.
  2. В отношении предприятия не начата процедура банкротства.
  3. Использование передаваемого имущества будет обеспечивать в организации осуществление деятельности уставного характера согласно законодательным нормам.

ФАУГИ может предоставить субъекту или муниципалитету право собственности на указанное имущество в следующих случаях:

  • для нужд федерального значения это имущество не нужно;
  • имущество нужно для того, чтобы обеспечить полномочия исполнительных властных органов субъекта или решить вопросы местного уровня.

ФАУГИ может дать согласие на приватизацию имущества в следующих случаях:

  1. Для нужд федерального значения это имущество не нужно.
  2. Имущество нельзя передать в собственность муниципалитета или субъекта РФ.
  3. Имущество не относится к категории изъятого или ограниченного в обороте.

В отношении имущества, относящегося к казне РФ, ФАУГИ может принять решение о его передаче третьему лицу на основании договоров гражданско-правового характера (например, по договору доверительного управления недвижимым имуществом, аренды или другим видам соглашений). Все решения ФАУГИ подобного типа должны быть одобрены вышестоящим органом.

Заключением договора управления недвижимым имуществом по образцу занимаются Территориальные управления Росимущества путем объявления конкурса. Имущество передается напрямую в следующих случаях:

  • по решению президента или правительства России;
  • имущество является заменой изъятого на государственные нужды;
  • обязанность по заключению арендного договора установлена судом;
  • имущество передается собственнику другой недвижимости, если эти объекты неразрывно между собой связаны по назначению, местонахождению или характеристикам (техническим).

Цена такой недвижимости определяется путем проведения оценки согласно рыночной стоимости.

Система управления недвижимостью государства основывается на разработке подробной классификации этого имущества, включающей распределение недвижимых объектов на группы однородного типа. Эти группы формируются по общим существенным признакам, которые определяют характер и содержание решений управленческого типа в отношении недвижимых объектов.

Государственная политика в области управления недвижимостью на муниципальном и государственном уровнях базируется на необходимости осуществления грамотного распределения недвижимости между разными формами и видами собственности. При этом распределение должно отвечать интересам государства как социально-экономический единице.

Объекты собственности, принадлежащей исключительно Федерации

К федеральной собственности относятся следующие группы, объекты в которых не могут быть предметом договора управления недвижимым имуществом.

  1. Национальные богатства страны (ресурсы шельфа, экономической морской зоны или вод территориального типа, природные используемые ресурсы, объекты природного и историко-культурного наследия, культурные учреждения государственного уровня).
  2. Обеспечивающие работу властных федеральных органов объекты (казна государства, включая ФСС, ПФ РФ, бюджет, внебюджетные фонды, золотой, алмазные и валютные фонды и запасы; имущество ФСБ, Вооруженных Сил, МВД и прочее; учреждения образования и здравоохранения; контрольные природоохранные предприятия; запасы и резервы государственного и мобилизационного назначения; патентные предприятия и полигоны).
  3. Оборонные производственные объекты (оборонные предприятия, объекты особого назначения для связи и инфраструктуры, защищенные помещения запасных органов управления и власти).
  4. Хозяйственные объекты (добывающие, топливно-энергетические, электроэнергетические, объекты газификации, автомобильные федеральные дороги и соответствующие организации, предприятия теле- и радиосвязи, заводы и центры по выращиванию растений и животных).

Федеральные объекты, в отношении которых можно осуществить передачу прав

К таким объектам относятся следующие виды:

  • наиболее крупные народные хозяйственные предприятия, в которых занято больше десяти тысяч человек;
  • атомные и энергетические предприятия машиностроения;
  • санаторно-курортные организации государственного уровня, которые не входят в имущественную собственность предприятий, а также гостиничные объекты, находящиеся в ведении центральных управленческих органов;
  • учреждения образования, здравоохранения, спорта и культуры, не входящие в предыдущий перечень;
  • организации научно-исследовательского, проектно-конструкторского, геологоразведочного и изыскательского типа или объединения НПО;
  • предприятия, занимающиеся автомобильным транспортом, не входящие в предыдущий перечень;
  • строительные и эксплуатационные предприятия, относящиеся к типу водохозяйственных сооружений и систем;
  • предприятия радиовещания, телевидения, издательства, полиграфии, а также телеграфные и информационные агентства в ведении российского комитета по печати;
  • предприятия общероссийского значения в области строительства, производства стройматериалов и конструкций;
  • помещения оптово-складского типа, хозяйство элеваторного назначения и холодильные комплексы общероссийского значения;
  • предприятия, занимающиеся ликвидацией последствий различных чрезвычайных происшествий.

Управленческая деятельность в отношении государственной недвижимости включает множество элементов, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих с целью наиболее рационального использования и распределения данного имущества.

 

Возможно, будет полезно почитать: