Что нужно знать проджект менеджеру. Проджект-менеджер - уважаемая профессия для активных людей. Что такое проект и управление проектами

Успех любого проекта, не важно это создание веб-сайта, подготовка и запуск новой рекламной кампании и т.д. всегда зависит от успеха делающей его команды. А какой будет эта команда, какие в ней будут отношения, кто за что будет отвечать и т.д. напрямую зависит от менеджера проекта.

Но порой эта должность настолько размыто описывается, что до конца не понятно, чем же все таки занимается человек которого называют двумя буквами «PM». Сегодня Кузьмик Екатерина, project manager в UaMaster попробует объяснить суть своей работы.

Кто же такой проджект менеджер?

Если обратиться к PMBoK, то руководитель проекта это - лицо, назначенное исполняющей организацией руководить командой и отвечающее за достижение целей проекта.

На рынке понятие того, кто такой Project Manager достаточно размытое. Кто-то считает, что у РМ должен обязательно быть опыт программирования. Для кого-то более важны soft skills.

Часто бывает, что обязанности РМ пытаются совместить с обязанностями тех/тим лида, QA, UX-проектировщика, BA, контент-менеджера и т.д.. Несмотря даже на то, что у всех должностей разные задачи и функции. И если РМ будет помимо своих задач кодить/тестировать/проектировать, то это не хорошо как для РМ-а, так и для проекта.

Да, бывают разные ситуации. Бывает, что нужно закатать рукава и поработать руками. Но это исключение, а не правило. Да, он может и порой даже обязан интересоваться смежными областями, которые связаны с проектом. Это поможет ему лучше понимать сам процесс, понимать, какие могут быть нюансы и риски в разработке, иметь уровень знаний, достаточный для общения с командой и для решения возникающих по ходу проекта задач.

Читайте також: 5 маркетингових кампаній з позитивним месседжем для жінок

Project Manager - это не универсальный солдат, это человек, который специализируется в своей области, а именно в управлении проектами.

Задача РМ – построить процесс работы над проектом с имеющимися ресурсами в рамках выделенного бюджета, определенных сроков и с оговоренным качеством.

Компетенции руководителя проекта

  • Знания - что руководитель знает об управлении проектом.
  • Исполнение - что руководитель проекта способен сделать или достичь, применяя свои знания об управлении проектом.
  • Личностные качества - как руководитель проекта ведет себя во время исполнения проекта или связанной с ним деятельности.

Однажды лектор на курсах по управлению проектами сказал:

«Какая бы ни была компания, работа проектного менеджера остается неизменной. Меняются только декорации. В любой компании РМ будет иметь дело с командой, заказчиком, проектом, своим руководством. Это тот человек, которому нужно больше всего. Иногда зануда, иногда диктатор, иногда демократ, иногда либерал. Все эти роли применяются в зависимости от ситуации и для решения определенных задач.»

Что такое управление проектом

Приложение знаний, навыков, инструментов и методов для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту - это и есть проектный менджмент.

Если перевести на человеческий язык, то менеджер проекта это человек который может подобрать для проекта правильную команду, а для команды создать нормальные условия работы и при этом не мешать.

Получается что управление проектом это все, что делает его руководитель/менеджер, чтобы проект был выполнен в срок, качественно и в рамках бюджета.

В управлении проектами выделяется 47 процессов, объединенных в 5 групп:

  • инициация - утверждение концепции проекта и принятие решения о запуске проекта;
  • планирование - определение плана и подготовка к исполнению проекта;
  • исполнение - выполнение работ согласно плана управления проектом;
  • мониторинг и контроль - отслеживание, проверка и ведение отчетности о ходе исполнения проекта для достижения целей;
  • закрытие - завершения работы по проекту, передача документации.

Читайте також: 15 важных фактов о внедрении GDPR: результаты исследования

Функции и обязанности Менеджера проектов

Заказчик

  • работа с требованиями и расстановка приоритетов;
  • демонстрация функционала продукта, версий, прототипов;
  • отчетность;
  • регулярное общение и обратная связь;
  • контроль за сроками выполнения и своевременное оповещение;
  • построение доверительных отношений, управление ожиданиями.

Команда

  • формирование и набор;
  • введение в курс дела, обучение;
  • постановка рабочего процесса (разработка, тестирование, работа с требованиями);
  • мотивация и построение эффективного взаимодействия;
  • решение конфликтов, устранение помех в работе;

Продукт

  • составление плана разработки и запуска;
  • разбивка на компоненты, задачи и подзадачи;
  • назначение исполнителей;
  • контроль выполнения и анализ рисков;
  • контроль качества;
  • ведение документации и отчетности;
  • контроль версий;

Компания

  • составление плана разработки и поставки;
  • найм персонала, обучение, удержание;
  • постановка рабочего процесса;
  • прибыльность;
  • отчетность;
  • удовлетворение бизнес-целей заказчика в оговоренные сроки и построение доверительных отношений;

Каждый проект – индивидуальный. Что работает на одном, на другом может не сработать. Пальмы не растут на Северном полюсе. И не потому, что пальмы некачественные или Северный полюс - это плохое место. Условия разные.

Использовать какую-то методологию, фреймворк ради самой методологии/фреймворка - не всегда дает результат. Нужно пробовать, экспериментировать. Также, необходимо уметь остановиться и оценить текущую ситуацию, а не идти по накатанной дороге.

Проджект-менеджер - новая профессия, которая только начинает получать распространение в России. Раньше управление всеми задачами, мероприятиями, проектами ложилось на плечи руководителя. Это существенно загружало людей, занимающих руководящие посты, а также снижало эффективность работы. Потому на волне повышения организацией появилась специальность «проджект-менеджер». Этот сотрудник может входить в штат компании или быть приглашенным специалистом.

Проект - это комплекс мероприятий по достижению конкретной цели в строго определенных условиях: сроках, качестве, бюджете. Менеджер-проект - это специалист, который несет ответственность за его результаты. В отличие от функционального управленца менеджер проекта в каждом проекте сталкивается с уникальной целью, требующей инновационного подхода и нового решения. Руководство менеджера над проектом заканчивается, как только идея воплощена в жизнь. Сложность и специфика этой профессии состоит в том, что каждый новый проект проджект-менеджер вынужден реализовывать с новой командой, что подразумевает построение рабочих отношений «с нуля». Как только проект выполнен, менеджер, не входящий в штат организации, может остаться временно без работы.

Каждый проект - это проверка, вызов, поэтому профессия хорошо подойдет амбициозным, уверенным в себе и целеустремленным людям. Она предполагает постоянно меняющиеся условия жизни.

Проджект-менеджер должен обладать обязательным набором профессиональных

характеристик, без которых его труд не будет эффективным. Для такого руководителя важны знания в области общего менеджмента, так как он, в первую очередь,управляет людьми. Эти навыки особенно важны в условиях непостоянной команды, членов которой необходимо объединить за короткое время и направить их усилия на достижение общей цели. Специфика профессии выражается в особых знаниях проективного управления. В этой области накоплен большое число практических решений и приемов, которые необходимо знать каждому такому управленцу. Проектный менеджмент требует грамотного обращения со многими категориями, такими как временные рамки, финансы, коммуникации, конфликты, персонал, риски, безопасность, поставки. Работа может касаться любой отрасли, потому менеджер проекта должен быть осведомлен обо всех отраслях, т.е. иметь как минимум широкий кругозор и уметь при необходимости быстро восполнить недостающие знания.

Это уникальная профессия. Менеджмент требует от человека особых личных качеств. Далеко не каждый, выучив теорию, сможет стать хорошим управленцем, и в особенности проджект-менеджером. В первую очередь, это чувство ответственности и готовность ее нести. У руководителя проекта личная ответственность за все, он один отвечает за деятельность всей команды в целом и отдельных членов. В работе менеджера проектов часто случаются непредвиденные ситуации, в которых кажется, что крах неизбежен. Но руководитель должен любой ценой добиться положительного результата и не дать проекту провалиться. Нацеленность на результат - второе необходимое качество для менеджера. Конечно, руководитель должен быть лидером. За ним люди должны идти, не задумываясь, верить и доверять ему. А чтобы добиться этого, необходимы коммуникабельность и навыки правильного Проект - это огромная система самых различных взаимодействий. Для того, чтобы быть в курсе состояния каждой из частей проекта, менеджер по проектам должен уметь мыслить системно и быстро принимать оптимальные решения даже в условиях недостатка информации.

Менеджмент проектов - это сложно, но интересно. Это работа, которая подходит далеко не всем. Но тот, кто считает себя энергичным, амбициозным, смелым человеком, сможет обрести в этой области деятельности успех.

Каждый человек, знакомый с понятием «проект» знает, что это явление в жизни человечества имеет свои глубокие корни, уходящие еще к тем временам, когда человек научился синтезировать полученный опыт, формировать знание и планировать цели. В них человек выступал со-творцом, преобразовывая данный ему мир, достигая цели, благодаря знаниям и труду. Крупнейшими цивилизационными проектами можно считать развитие земледелия, сооружение египетских пирамид, создание государства, всемирный проект христианства, проекты полетов в космос и т.д.

2.Проектный менеджмент — требование времени

Каждое новое поколение, в силу понимания им рационализма и рациональности преобразования окружающей среды, создает в ней через механизмы креативности новые системы и образы, ориентируясь на свои духовные и текущие социальные ценности, потребности в личной самоактуализации.

На данном этапе развития человеческого общества преобразование мира происходит более стремительными темпами. Мы стали свидетелями не только апогея развития индустриальной эпохи, но и уже живем в новой постиндустриальной эпохе. Уровень мышления современного цивилизованного человека, живущего в условиях изменчивости и неопределенности, предполагает понимание преобразования и конкурентоспособности — важнейшего условия выживания как целостных систем так и индивидов-, на основе знания, а не силы. Инновационность проектов создается креативностью этоса(преобладающего духа или характера культуры), и обеспечивает реализацию не только комплекса конкурентоспособности, получения большей добавочной стоимости и улучшения комфортности жизни человека, но и своим положительно преобразовывающим действием направлена на решение нарастающих социальных, экологических, энергетических, ресурсных (в том числе финансовых и человеческих) проблем. Проблемы эти не только текущие, но и накопившихся, в первую очередь, за счет неучтености этих факторов в проектах предыдущих поколений индустриальной эпохи.

Область знаний, необходимая для решения комплекса задач по реализации инновационных проектов, столь обширна, объединяет такое огромное количество научных и профессиональных знаний из различных экспертных областей, этических и контекстуальных компетенций, что требует новой формы управления с учетом факторов изменчивости и неопределенности. Операционное управление просто не может справляться с такого рода задачами.

За последние 50 лет изменения происходят даже ни сколько в области промышленных технологий, совершенствующих средства производства и условия жизни, сколько в самом человеке. Интеллект человека, благодаря этосу креативности, признан главным средством производства, способным самому создать любые изменения, быстро адаптироваться к происходящим изменениям и возрастающим требованиям внешней среды.

Но создавая продукты, развивая знания, интеллект сам нуждается в их использовании для синтеза новых изменений и преобразований. Таким продуктом, который признан в настоящее время самым эффектным методом управления изменениями и является проектный менеджмент.

Проектный менеджмент (Project Management) – это инструмент для разработки и реализации проектов и универсальная технология эффективного управления в изменяющихся условиях и развивающихся системах в условиях нестабильности и неопределенности , в первую очередь плохо развитой законодательной и налоговой систем, слабо контролируемого роста цен и дефицита ресурсов. Это метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем.

В странах с традиционной рыночной экономикой Project Management перестал быть средством выполнения последовательных процессов и соблюдения сроков для достижения результата. Он стал выразителем современной культуры развития всех областей человеческой деятельности, основываясь на морально-этических принципах и разумности целеполаганий.

  1. 2. Различия между Project Management и управлением проектами [ 1 ]

В мировой практике понятие Project Management трактуется неоднозначно в зависимости от выбранной модели, подхода к структуре знаний (Body of Knowledge), типа и вида проектов, других факторов. Соответственно, неоднозначны и используемые при переводе на русский язык понятия “Менеджмент проектов” и “Управление проектами”.

Если под менеджментом проектов обычно понимается рыночная управленческая культура и профессиональная деятельность в системах, имеющих социальный характер, то управление проектами – это, прежде всего, взгляд на проект с точки зрения реализации определенных процессов.

Понятие “проект” в разных моделях и стандартах трактуется с разных позиций. Например, в процессной модели (ISO 9000, 10006) проект рассматривается как процесс, а в рамках организационно-функциональной модели (ICB IPMA) “проект” как понятие определяется через “предприятие”, “усилие” и “деятельность”.

В «Руководстве по управлению инновационными проектами и программами предприятий» P2M (Япония) Project Management – это симбиоз науки и искусства применения в проекте профессиональных способностей для производства продукта проекта, адекватного миссии проекта, посредством организации надежной команды проекта, эффективно комбинирующей технические и управленческие методы, производящей наибольшую пользу и демонстрирующую эффективные результаты работы и выполнения задач.

Различия в определении и трактовках таких ключевых терминов, как “Менеджмент проектов”, “Управление проектами”, “Проект”, играют существенную роль и при стандартизации в области УП и PM.

История возникновения системы «проектного менеджмента» началась в Америке в 1937 году, но ее широкое использование началось в 50 годах. Был сформирован определенный свод правил и стандартов ведения проектного менеджмента.

4.Стандартизация положительных практик Project Management, как способ комплексного решения проблем роста

Если стране, обществу или предприятию необходимо решить комплексные проблемы для развития и роста, повышения конкурентоспособности, реализации миссии и целей,- лучший способ — стандартизировать управление на базе положительных практик.

На сегодняшний день существуют несколько основных стандартов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8):

Международные стандарты управления (менеджмента) проектами :

5.Компетентность проектных менеджеров. Соотношение качества и цены.

Компетентность менеджеров проектов и специалистов по управлению проектами в области PM и УП определяется следующими компонентами: знания, опыт, умения, этика, профессиональное мышление (ментальность), профессиональные действия.

Для различных компонентов устанавливаются в разном виде те требования, нормы и стандарты, которые позволяют говорить о профессиональной состоятельности менеджера проекта и качестве его работы по проекту.

Требования к компетентности определяются Сводами Знаний — Body of Knowledge, поддерживаемыми и развиваемыми международными и/или национальными профессиональными ассоциациями. В настоящее время профессиональные ассоциации более чем 125-ти странах имеют официальные национальные Body of Knowledge on Project Management (PM BoK) и национальные системы сертификации, около 460тысяч сертифицированных PMP (https://my.pmi.org/home/public?ReturnUrl=%2f). В Украине есть только представительство PMI (http://pmi.org.ua/ru/).

Международным нормативным документом, определяющим систему международных требований к компетентности менеджеров проектов, является ICB IPMA. На его основе разрабатываются (и официально утверждаются уполномоченными органами IPMA) национальные требования к компетентности специалистов в 55ассоциациях стран — членов IPMA, около 120 000 сертифицированных PMP (http://ipma.ch/about/).

Ряд стран, не входящих в IPMA, имеет свои Своды Знаний и системы сертификации (североамериканский PMI, австралийский AIPM, японская ENAA, и другие).

Стандарты оценки компетенции менеджера проекта:

Украинская ассоциация управления проектами «УКРНЕТ»/Ukrainian Project Management Association «UPMA» была организована как независимая ассоциация в 1991 г., с 1988 по 1991 гг. входила в состав и руководящие органы Советской ассоциации управления проектами — СОВНЕТ — сейчас является профессиональной Ассоциацией управления проектами, с 1993 года — член Международной ассоциации управления проектами — IPМA . Усилия Ассоциации направлены на развитие культуры управления проектами с использованием современных методов и информационных систем, проведение международной сертификации профессиональных проектных менеджеров на базе системы IPMA®, оказание консультационных услуг, проведение учебных курсов по управлению проектами, издание книг, стандартов, учебных пособий и т.д. С 1997 г. ассоциация имеет прямое соглашение о кооперации с профессиональной структурой в области управления проектами — .

Долгосрочной целью Украинской ассоциации управления проектами «УКРНЕТ»/Ukrainian Project Management Association «UPMA» является: сформировать критическую массу профессиональных проектных менеджеров для участия в проектах всех типов (25 000 – 30 000 профессионалов) на ближайшие 10 лет и на протяжении 15 лет сертифицировать 50% из них.(http://upma.kiev.ua/)

Сегодня профессиональных проектных менеджеров, подтвердивших свои компетенции на соответствие требованиям стандартов проектного менеджмента IPMA® меньше 1000, работающих в различных областях: банки, финансы, IT, маркетинг, девелопмент недвижимости… В основном, это консультанты по бизнесу. Для сравнения, в Китае более 500 000, в США – около 200 000чел проектных менеджеров.

К сожалению, в Украине, строящей уже на протяжении 20 лет рыночную экономику так и не принято национального стандарта по проектному менеджменту, учитывающего национальную ментальность и специфику управления. Обязательной сертификации проектных менеджеров не предусмотрено ни ЕТКС, ни какими- либо нормативными требованиями к специалистам. Стратегическими программами развития государства и бизнеса задекларировано много масштабных проектов, а вот ответственность за их эффективность лежит только на инвесторах и заказчиках. Кризис нас ничему и не научил. А ведь более 80% девелоперских компаний, активно работающих на рынке недвижимости, как коммерческой, так и промышленной, в канун кризиса оказались на грани банкротства – 12 тысяч приостановленных объектов, значительная часть которых не подлежит восстановлению – это показатель качества подготовки и управления девелоперскими проектами в сфере недвижимости: неконкурентные концепции, отсутствие планирования и прогнозирования, неготовность к адекватным реакциям на риски, в том числе со стороны финансового, фондового и потребительского рынков… А ведь это самые ресурсоемкие и крупнобюджетные проекты. Именно они раскручивают механизм технологического инжиниринга, благодаря их запросам развиваются проектные, научно-исследовательские институты, возрастает востребованность рынка труда и материально-технических ресурсов. Благодаря компетентности их инициаторов и проектных менеджеров приходят инвестиции. НЕПРОФЕССИОНАЛАМ ИНВЕСТИЦИИ НИКТО И НИКОГДА НЕ ДОВЕРЯЕТ. Ситуация с развитием проектов — не просто неудачи предпринимателей и акционеров, не просто некомпетентность управленцев, это нерациональное расходование национальных ресурсов, отсталость и неконкурентоспособность государства и в конечном итоге бедность, как симптом вырождения нации.

В рамках реформирования строительной отрасли согласно требованиям Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и «Перечня видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, ответственные исполнители которых проходят профессиональную аттестацию», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2011г № 554, п 5. предусматривает аттестацию ответственных исполнителей, занимающихся «координацией действий всех участников строительства в рамках инжиниринговой деятельности в сфере строительства» с выдачей квалификационных сертификатов. Но даже с учетом путаницы в нормативных документах, касающихся определений видов деятельности, это всего лишь подтверждение компетенций по процессному управлению инжиниринговой деятельностью в строительстве, которое к тому же пока не проводится. О сертификации специалистов, способных к системному управлению проектами в рыночных условиях речь не идет. То есть, государство пока не помогает бизнесу в стандартизации проектного менеджмента и подготовке специалистов, обеспечивающих конкурентные преимущества не только отдельных проектов, но и государства в целом. А ведь в самых развитых странах мира именно на проектных менеджеров сделана главная ставка по выходу из кризиса и прогрессу государства и общества. Проектный менеджмент – один из самых востребованных видов деятельности в мире. (https://my.pmi.org/home/public?ReturnUrl=%2f), и сегодня это важней чем когда-либо прежде. Одна пятая ВВП, или более $ 12 трлн, тратится на проекты. Тенденция сокращения количества проектных менеджеров, связанная с возобновляемостью челевеческого ресурса, такова, что грозит крупными стратегическими последствиями 64% организаций в мире, и государства уже проявляют озабоченность по этому поводу. Огромное внимание уделяется этому вопросу в Израиле, Китае, Казахстане…

В Украине давно пора вырастить своих проектных менеджеров, концептуалов бизнеса, имеющих стратегическое и интегральное мышление, владеющих знанием эффективных технологий, инжинирингом, умело использующих маркетинговые и финансовые иструменты, лидеров, которым можно доверять, и которые способны внести достойный вклад в развитие культуры украинского этноса…

Международные и национальные стандарты по управлению проектами, менеджменту проектов и профессиональной компетентности менеджеров проектов. Михеев В.Н. Товб А.С. СОВНЕТ, Москва

Руководстве по управлению инновационными проектами и программами предприятий P2M, том 1, версия 1,2 (Японская ассоциация управления проектами PMAJ), 2009, Науковий світ, Київ

Р.Флорида. Креативный класс: люди, которые меняют будущее

ЗУ «Про регулювання містобудівної діяльності» (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2011, N 34, ст.343) { Із змінами, внесеними згідно із Законами N 3395-VI (3395-17) від 19.05.2011, ВВР, 2011, N 50, ст.537 N 4052-VI (4052-17) від 17.11.2011 N 4220-VI (4220-17) від 22.12.2011 N 4570-VI (4570-17) від 22.03.2012 }

«Перелік видів робіт (послуг), пов’язаних із створенням об’єктів архітектури, відповідальні виконавці яких проходять професійну атестацію», затвердженого Постановою Кабінету мІністрів України від 23 травня 2011р №554 ,

Для успешной реализации любой инициативы (инвестиционной или социальной) необходимо подобрать соответствующих профессионалов и создать из них команду единомышленников. Для выполнения этой задачи назначается руководитель проекта (от английского термина project manager). Он формирует, возглавляет и мотивирует коллектив на достижение целей, поставленных заказчиками.

Основные задачи проектного менеджера

Мы помним правило тройственной ограниченности при внедрении в жизнь любой инициативы: стоимость, время и содержание. Позже был добавлен еще критерий качества. Следовательно, любое отклонение по любому из параметров может привести к неудаче, а учитывая, что в начинания зачастую вкладываются очень большие деньги, вопрос качества управления (project management) выходит на первое место.

Поэтому, отвечая на вопросы, кто такой проект менеджер и для чего он нужен, можно смело сказать – это специалист, который нужен для того чтобы выполнить все вышеуказанные условия и достигнуть заранее оговоренного результата.

Говоря сухим языком терминов, руководитель проекта – это административный управляющий специально сформированной группы специалистов, обеспечивающий оперативное руководство и контроль проводимых работ.

К подбору на должность руководителя проекта следует подходить со всей серьезностью, поскольку от выбора одного человека может зависеть, насколько успешным окажется начинание. Нередко молодой автор стартапа сам выполняет функции менеджера проекта на начальном этапе, не понимая, зачем ему нужен еще кто-то. Однако чаще всего после выхода на определенный уровень он подыскивает project manager и передает ему управление.

Руководитель проекта выполняет ряд функций, они прописаны в стандарте НТК, созданном на основе стандарта международной ассоциации IMPA и описывающем требования к компетенции проект менеджера. У руководителя проекта должностная инструкция состоит из нескольких компонентов, в частности общего руководства и узкоспециализированных вопросов (если требуется).

Все функции, свойственные различным проектам, подразделяются на семь групп, под которые подвязаны определенные задачи более локального характера:

1. Стратегическое управление начинанием:

  • установка приоритетов, целей и критериев успешности начинания;
  • участие в разработке принципов реализации инициативы и разработке стратегических документов относительно ее внедрения.

2. Налаживание связи между реализацией инициативы и руководством организации (компании):

  • информирование руководства компания о состоянии дел;
  • сотрудничество с руководителем программы в случае, когда проект является ее составной частью;
  • участие в совещаниях со стейкхолдерами (внутренними и внешними).

3. Составление плана достижения поставленной цели:

  • определение ключевых точек, перечня необходимых работ и жизненного цикла проекта;
  • расчет потребности в ресурсах различного рода (финансовых, материальных, трудовых);
  • составление календарного плана выполнения работ, его оптимизация;
  • подготовка бюджета и сметы, плана обеспечения ресурсами предусмотренных процессов;
  • анализ возможных рисков и разработка мероприятий по их минимизации;
  • подготовка, согласование и утверждение сводного плана.

4. Разработка наиболее эффективной системы управления:

  • разработка и утверждение плана управления процессами, и обучение ведущих членов команды его принципам;
  • обеспечение системы перемещения и обмена информацией, а также ее защиты;
  • налаживание взаимодействия внутри команды и с внешними партнерами.

5. Организация практической реализации начинания:

  • определение управленческой и организационной структуры, характерной такого рода проектам, их формирование;
  • подбор исполнителей, проведение собеседований с ними и переговоры с их руководством;
  • подготовка и заключение всех необходимых соглашений с подрядчиками и поставщиками;
  • определение фронта работ каждого сотрудника, выдача указаний и контроль их исполнения, обеспечение взаимодействия всех членов команды;
  • обучение исполнителей (предварительное и текущее).

6. Анализ и контроль хода реализации:

  • сбор, обработка, анализ, учет первичной информации;
  • контроль исполнения поставленных задач и их корректировка при необходимости;
  • мониторинг внутренних (психологический климат в коллективе) и внешних (законодательство, экономическая ситуация) факторов влияния на ход реализации инициативы;
  • подготовка отчетности о ходе реализации начинания.

7. Закрытие проекта после окончания его жизненного цикла:

  • составление итогового отчета и аналитической записки;
  • мотивация команды по результатам работы и ее расформирование;
  • окончательное оформление всей документации и ее архивация.

Таким образом, можно сказать, что менеджер проектов должен организовать успешное выполнение поставленного заказчиком задания с учетом установленных сроков и бюджета, критериев качества, человеческих ресурсов, а также дополнительных требований, выдвигаемых инвестором. Главная цель – удовлетворенность полученным результатом заказчика.

Требования к менеджеру по проектам

Передовые компании в развитых странах давно начали внедрять в свою работу проектный подход. Этот метод давал возможность сконцентрировать все лучшие ресурсы на наиболее перспективных направлениях, сулящих серьезные технологические прорывы и большие прибыли. В роли "застрельщиков" выступили IT-компании, за ними подтянулись другие высокотехнологические отрасли (производство, строительство, банковская сфера), после чего по проектам стали работать повсеместно.

В 1990-2000-х годах проджект менеджмент стали практиковать и в России наряду с традиционным процессным управлением, однако сразу же встала кадровая проблема, поскольку, как оказалось, квалифицированный управленец или специалист далеко не всегда эффективный менеджер проекта. Новые подходы потребовали от людей новых качеств. Настоящий project manager не только имеет теоретические знания и практические навыки, он должен быть двигательной силой инициативы, хорошим психологом, уметь работать в стрессовых ситуациях. Работа с 5 до 9 не свойственна этим людям, обычно их рабочий день ненормирован.

Итак, остановимся вкратце на требованиях, которые работодатель выдвигает кандидату на должность project manager. Все их можно разделить на четыре группы.

1. Образование:

  • желательно высшее, дающее профессиональные знания в отрасли или сфере деятельности, в которой внедряется инициатива;
  • прохождение краткосрочных курсов по управленческому мастерству, например "менеджмент проектов".

2. Опыт работы:

  • устанавливается в зависимости от ответственности и сложности предполагаемых заданий;
  • обычно требуется стаж деятельности в конкретной сфере на различных должностях до 3 лет плюс опыт самостоятельного управлениями инициативами в данной сфере.

3. Профессиональные навыки могут потребоваться самые разные (специального или общего характера), это зависит от направления деятельности компании и организации работы в ней:

Личные качества:

  • коммуникабельность, умение находить общий язык с разными людьми;
  • умение подобрать коллектив и руководить им в оперативном режиме;
  • лидерские качества и амбициозность;
  • способность анализировать и быстро принимать наиболее оптимальные решения;
  • высокая стрессоустойчивость и работоспособность;
  • готовность к частым командировкам или переезду на новое место проживания.

Руководитель проекта, обладающий всеми указанными качествами, высоко ценится, его работа хорошо оплачивается. Однако следует отметить, что в одиночку менеджер работает редко, обычно он подбирает команду, с которой идет к успеху. Это дает ему возможность взять наиболее профессиональных работников и усиливает его позиции в сотрудничестве с заказчиком, поскольку увольнение проектного менеджера может привести к уходу всей команды и вынужденной приостановке начинания.

Менеджер проекта (от англ. project manager - руководитель проекта) - человек, управляющий работами на конкретном участке деятельности организации и ответственный за него. Профессия подходит тем, кого интересует экономика и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Проект - ограниченный по объему и срокам участок работы. Менеджер проекта — человек, управляющий работами по выполнению этого участка и ответственный за его результаты. В отличие от менеджера проекта, руководитель фирмы или подразделения отвечает за деятельность фирмы / подразделения в целом, и цикл его работ непрерывен.

Важные качества

Менеджер проекта, без сомнения, должен обладать незаурядными личными качествами, в числе которых можно выделить ответственность, коммуникативную гибкость, умение принимать решения, нацеленность на результат, высочайшую работоспособность.

Знания и навыки

Менеджер проекта хорошо понимает отраслевую специфику своего проекта, умеет работать с людьми и обладает навыками проектного управления. Это значит, что он разбирается в вопросах стоимости и финансирования, поставки, контрактов, качества, рисков, коммуникаций, безопасности. Для достижения целей проекта объединяет незнакомых меж собой людей, обладающих совершенно различным профессиональным опытом и культурой, в слаженно работающий «единый организм».

Обучение на Менеджера проекта

На этом курсе можно получить профессию специалиста по менеджменту в образовании дистанционно за 3 месяца и 10 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок! — Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

1. Можно получить высшее образование в области проектного менеджмента и начать работать в должности «администратор проекта», «помощник менеджера проекта».

2. Занимая иную руководящую должность, руководить отдельными проектами, параллельно расширяя и систематизируя теоретические знания и практические управленческие навыки в этой сфере.

3. Будучи специалистом, регулярно браться за проекты в своей области.

Менеджеры проектов нужны не только в коммерческих компаниях, но и в государственных структурах. Есть ряд сфер, где вся деятельность по большей части состоит из проектов: строительство, ИТ.

Однако и в тех сферах, где деятельность выстроена на основе регулярных бизнес-процессов, можно добиться значительного повышения эффективности, применив проектные методы.
С каждым годом профессия менеджера проекта становится все более перспективной и востребованной на рынке.

Менеджер проекта должен время от времени повышать свою квалификацию, потому что бизнес-процесс все время усложняется.

Где может повысить свою квалификацию менеджер проекта?

  • пройти курс МВА (от англ. master of business administration - магистр бизнес-администрирования).
  • пройти курс повышения квалификации в западных бизнес-школах или в отечественных ВУЗах, тренинговых компаниях.

Существуют международные стандарты для менеджеров проекта: различные системы оценки квалификации и сертификации менеджеров проектов.

 

Возможно, будет полезно почитать: