Менеджмент качества образования в вузе. Внедрение смк в образовательных учреждениях рф - принципы построения. Внутри учебного заведения


Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории. Без знания теории копировать успешно работающую фирму, значит накликать на себя беду… Э. Деминг О семинаре Цель: Рассмотрение основных понятий создания системы менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении (ОУ) Уровень: базовый Аудитория: Директора институтов, руководители структурных подразделений ТГУ


Содержание семинара Раздел Актуальность развития менеджмента качества в образовании. 1.2 Существующие модели СМК, применяемые в образовательных учреждениях (ОУ). 1.3 Принципы менеджмента качества. Раздел Процессный подход к управлению ОУ. 2.2 Документирование СМК в ОУ. «…качество - это нечто, что становится глубоко личным. Это выбор определенного образа жизни, способа взаимодействия с другими. Это не река, которую можно перейти вброд. Это океан. Если Вы не нырнете туда и не погрузитесь с головой сами, тогда у вас нет возможности уговорить всю организацию прыгнуть туда. Вот почему качество начинается сверху, с руководителей организации».


Актуальность менеджмента качества в образовании 1. Реальное снижение качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях (ОУ) в 80-х 90- годах ХХ века. 2. Организация комплексной оценки деятельности ОУ, включающая оценку системы обеспечения качества образования. 3. Усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов. 4. Ужесточение требований потребителей и заинтересованных сторон к образовательным услугам. 5. Вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонская декларация), которое требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.


Основные мировые тенденции в сфере менеджмента качества: Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран. Разработка и внедрение СМК ОУ для обеспечения качества образовательных услуг. Переход от процедур внешнего контроля качества ОУ (на базе национальных систем аттестации и аккредитации) в сторону внутренней самооценки ОУ (на основе моделей СМК).




Для чего нужна СМК в ОУ? Самые популярные ответы на вопрос: Для повышения качества и производительности Для снижения затрат Для повышения конкурентоспособности Для укрепления экономической стабильности Для ориентации на потребителей Для улучшения производственного климата Для соответствие законам Для охраны окружающей среды СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА


Самые популярные ответы: Для элементарного порядка в «работе» подразделений и во взаимодействии структурных подразделений (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.). Для устранения барьеров между структурными подразделениями. Для уверенности в достижении поставленных целей. Для повышения результативности и эффектив- ности деятельности ОУ. Для повышения удовлетворенности потребителей. Для устранения потерь на стыках «функционала». Для чего нужна СМК в ОУ?


Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под которыми понимается потребность или ожидание, установленное, предполагаемое или являющееся обязательным. Качество образования – это совокупность его свойств, которое обуславливает способность удовлетворять требования заинтересованных сторон. Образовательный процесс - процесс, результатом которого является образовательная продукция Образовательная продукция - продукция в области образования . Основные понятия


Обеспечение качества – это факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству. Это учебно- методическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. Болонский процесс – процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования в странах Европы, ставящий целью построения Европейской зоны высшего образования, в которой студенты и преподаватели вузов будут активно участвовать в академической мобильности и получать быстрое и правильное признание своей профессиональной квалификации. Основные понятия




Система управления деятельностью организации - система, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации. Система менеджмента качества – совокупность элементов для разработки Политики и целей в области качества и достижения этих целей [ГОСТ Р ИСО 9000:2001]. Система менеджмента качества – это инструмент, позволяющий достигнуть поставленные цели организации. Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности [Словарь Ожегова]. Цели в области качества – цели, которых добиваются или к которым стремятся [ГОСТ Р ИСО 9000:2001]. Область сертификации СМК в ОУ – образовательная услуга.


Существующие модели СМК в ОУ 1. Модель СМК в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО).




4. СМК Потребит ель Требова ния Потреби тель Удовлет воренно сть 5. Ответственность руководства 6. Менеджмент ресурсов 8. Измерение, анализ и улучшение 5.1 (4.1; 4.2) 5.2 (4.3) 5.3 (4.1) 5.4 (4.1; 4.2) 5.5 (4.1) 5.6 (4.1) 7.1 (4.2; 4.9; 4.10) 7.2 (4.3) 7.3 (4.4) 7.4 (4.6) 7.5 (4.7; 4.8; 4.9; 4.10; 4.12; 4.15; 4.19) 7.6 (4.11) 6.1 (4.1) 6.2 (4.1; 4.18) 6.3 (4.1; 4.9) 6.4 (4.9) 8.1 (4.10; 4.17; 4.20) 8.2 (4.9; 4.10; 4.17; 4.20) 8.3 (4.13) 8.4 (4.14; 4.20) 8.5 (4.1; 4.14) 4.1 (4.2) (4.2; 4.5) (4.5) (4.16) Продукция ВХОД Существующие модели СМК в ОУ


Обозначение Содержание ИСО 9004 (ГОСТ Р ИСО 9004) Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) Системы менеджмента качества. Требования Описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию для СМК Определяет требования к СМК для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей Содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон Содержит методические указания по аудиту (проверке) СМК и охраны окружающей среды ИСО 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО (ГОСТ Р ИСО 19011) Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТОВ СЕРИИ ИСО 9000: 2000


Адаптация требований ИСО 9001:2000 к образованию ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования». 1.IWA 2:2003 «Система менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2000 в образовании»; 2. ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению в сфере образова- ния».










5. Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования. 6. Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды). 7. Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU). 8. Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group). 9.Модель национальной американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования. 10. Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов. Существующие модели СМК в ОУ






Выбор модели СМК в ОУ Все вышеперечисленные модели СМК базируются на основных принципах менеджмента качества, отра- женных в стандартах серии ИСО 9000:2000. Организация сама выбирает модель СМК. Критерий выбора модели: СМК должна обеспечивать выполнение поставленных целей и реализацию выбранной Политики ОУ в области качества


Реализация принципов менеджмента качества в ОУ 1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ISO 9000: ЛИДЕРСТВО РУКОВОД ИТЕЛЯ 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ 4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ 6. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ 7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ 8. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ




Что дает реализация принципа: - понять текущие и будущие потребности Потребителей; - выполнять требования Потребителей; -превосходить ожидания Потребителей. Тем самым повышать его удовлетворенность! Как реализовать принцип: - Анкеты или результаты опросов Потребителей; - Косвенная информация (например, приобретение/потеря постоянных клиентов, доля рынка). - Реализация требований ГОС в учебно-методической документации. 1.Ориентация на Потребителей


2. Лидирующая роль руководства Руководители обеспечивают единство стратегии, целей и направлений деятельности организации Для реализации данного принципа руководство организации должно: Своим личным примером демонстрировать приверженность к качеству; Обеспечивать атмосферу доверия; Инициировать, признавать и поощрять вклад людей в развитие системы менеджмента качества; Поддерживать открытые и честные взаимоотношения; Заботиться об обучении персонала; Обеспечивать людей необходимыми ресурсами и свободой действий в рамках установленной ответственности; Устанавливать стимулирующие цели и руководить достижением этих целей.


3. Вовлечение работников Работники на всех уровнях – основа и главное богатство организации. Их полное вовлечение (участие) дает возможность использовать их способности для выгоды организации. Сотрудники, вне зависимости от их должности, способны влиять на достижение организацией поставленных целей. Через вовлечение людей, использование их навыков и знаний, организация создает среду, в которой люди могут обеспечивать или помогать достижению организацией своих целей.


4. Процессный подход Если Вы не можете описать то, что Вы делаете как процесс, Вы не знаете то, что Вы делаете. Э. Деминг Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимо- действующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ГОСТ Р ИСО 9000:2000] Желаемый результат (цель) достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Работу всей организации можно представить как совокупность различных видов деятельности по преобразованию ожиданий и требований потребителей в нужную им продукцию.


5. Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и менеджмент взаимодействующих процессов как системы вносят вклад в: эффективность организации; результативность организации при достижении ее целей. Для реализации данного принципа организация должна: Определить элементы системы в целом, для чего идентифицировать имеющиеся и дополнительно разработать необходимые процессы, которые влияют на достижение целей организации; Формализовать систему, чтобы достичь цели наиболее эффективным способом; Понять взаимозависимости между процессами системы; Непрерывно улучшать систему через измерение и оценку.


Применение принципа постоянного улучшения означает: Постоянное улучшение продукции, процессов и систем, которое становится задачей всех и каждого в организации; Непрерывное улучшение результативности и эффективности всех без исключения процессов; Поощрение проведения мероприятий по улучшению; Получение всем персоналом знаний и подготовки, необходимых для оперирования методами и инструментами постоянного улучшения, такими как: - методы устранения проблем; - разработка мероприятий и постановка целей, позволяющих направлять работу по улучшениям и отслеживать их проведение. 6. Постоянное улучшение


Эффективные решения принимаются на основе анализа данных и информации. От руководителя любого ранга в организации требуется принимать решения. И эти решения будут влиять на то, как организация достигнет поставленных перед ней целей. Применение принципа «принятия решений на основе фактов» означает: Проведение измерений, сбора данных и информации касательно поставленных целей; Проверка данных и информации на предмет их достаточной точности, надежности и того, насколько удобно их получать; Анализ данных и информации с помощью подходящих методик; Понимание значения применения подходящих статистических методов. 7. Принятие решений, основанных на фактах


Организация зависит от своих поставщиков и наоборот. Установление взаимовыгодных отношений повышает способности обеих сторон создавать то, что имеет ценность. Применение принципа «установления взаимовыгодных отношений с поставщиками» означает: Установление ситуации прямого и открытого общения; Появление инициатив по совместной разработке и усовершенствованию продукции и процессов; Проведение совместной работы с целью определения, чего хочет потребитель; Обмен информацией и участие в будущих планах друг друга; Признание улучшений и достижений в работе поставщика. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками




1. Отсутствие поддержки первого руководителя ОУ; 2. «Копирование» документации другой организации; 3. Перекладывание на подчиненных своих ролей при внедрении СМК; 4. Перекладывание на консультантов своих ролей в проекте; 5. Попадание в зависимость от консультантов; 6. Излишняя регламентация деятельности. Распространенные ошибки при внедрении СМК


Основные результаты внедрения СМК в ОУ: - Способствует упрощенному прохождению процедур аккредитации Института Рособрнадзором; - Обеспечивает экономию материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешних экспертиз (лицензирование и аккредитация); - Упрощает прохождение международной аккредитации Института в рамках Болонского процесса; - Снижает затраты на обучение при соответствующем улучшении качества работы, повышении ответственности и исполнительской дисциплины; - Обеспечивает сертификацию СМК по международным стандартам, что повышает качество международного сотрудничества во всех направлениях.






Составляющие стратегии 1. Миссия – для чего создана наша организация. 2. Видение – какой должна быть наша организация через определенное время. 2. Ключевые факторы успеха (КФУ) – как достичь желаемого состояния. КФУ – это факторы, совершенство которых важно для выживания организации. КФУ – это факторы, наиболее значимые для успеха. 3. Стратегические цели – конкретные шаги к достижению желаемого состояния. 4. Тактические цели – детализация стратегических целей. 5. Политика в области качества – какие принципы мы будем использовать при реализации нашей стратегии. Что дает внедрение СМК в ОУ?


Разработка видения организации Видение (Vision) - идеальное представление организации как лидера, руководящая философия бизнеса, идеальная картина будущего компании, которую она может достичь при благоприятных условиях. Видение (цели и задачи организации в общем) должно быть сформировано и доведено до персонала. Это необходимо для того, чтобы персонал мог видеть, на что направлена его деятельность, и тем самым, повышать результативность и эффективность данной деятельности. Видение должно быть разработано на определенный срок реализации (3-5 лет). Видение организации отвечает на вопрос «Какой должна быть организация через … лет». Что дает внедрение СМК в ОУ?




Цели в области качества должны обладать следующими признаками: 1. Цели должны быть измеримыми и подвергаться мониторингу. 2. Цели должны быть конкретными, т.е. четко определены и однозначно поняты всеми участниками. 3. Цели должны быть достижимыми, т.е. вероятность их достижения должна быть высокой (более 75%). 4. Цели должны быть ориентированными на результат, т.е. должны быть связаны с достижением реального улучшения, а не только с ростом усилий (польза должна превысить затраты). 5. Цели должны быть ограниченными во времени, т.е. время начала и продолжительность работ по достижению цели должны быть определяемыми. Цели подразделяются на стратегические (более 3 лет), среднесрочные (1-3 года) и срочные (менее 1 года). 6. В процесс достижения целей должен быть вовлечен весь персонал, заинтересованный и связанный с их достижением. Определение измеримых целей ОУ Что дает внедрение СМК в ОУ?









ДОКЛАД

Тема: «Системы менеджмента качества в образовании»

1. Введение 3

2. Особенности системы менеджмента качества в учебных

заведениях 5

3. Показатели качества образования 7

4. Заключение 10

5. Список литературы 11

Введение

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества.

Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Он определяют обязательный минимум основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и содержат объективную оценку уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм собственности.

Учреждения образования представляют собой массовую систему, воздействующую на экономическую ситуацию в стране и ее регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик потребителям. В зависимости от применяемых методик потребители усваивают математику, литературу, химию и другие предметы.

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в деятельности потребителя. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

Понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

Ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

Постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:

Получение ресурсов;

Использование ресурсов для достижения целей организации;

Передача результатов деятельности во внешнюю среду.

При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования.

Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.

Особенности системы менеджмента качества

в учебных заведениях

Система менеджмента качества строится с учетом общих требований и типа учебного заведения. Статус учебного заведения зависит от характера его деятельности, уровня и реализуемых образовательных программ.

Менеджмент учебного заведения как организации социальной сферы наряду с другими аспектами управления включает и систему менеджмента качества. Учебное заведение ориентируется на потребителей образовательных услуг, поэтому система менеджмента качества должна:

Способствовать повышению качества образовательных услуг;

Определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг;

Обеспечивать результативность процессов;

Обеспечивать ресурсную и информационную поддержку процессов;

Осуществлять мониторинг образовательных процессов;

Позволять выявлять отклонения достигнутых результатов от запланированных и постоянно совершенствовать образовательные процессы.

Для системы менеджмента качества применимы слндующие принципы:

Ориентация на потребителя;

Учет ситуации на рынке образовательных услуг;

Учет ситуации на рынке труда;

Лидерство руководителя;

Постоянное улучшение деятельности учебного заведения и т.д.

Задачи учебного учреждения – удовлетворять потребности государства и общества в квалифицированных работниках. Руководитель разрабатывает политику и стратегические цели организации; участвует в проектах по улучшению, поиску новых образовательных технологий, определению жизненного цикла образовательных услуг, разработке новых услуг. При этом следует учитывать, что образовательное учреждение представляет собой сложную образовательную систему.

Управлять системой означает обеспечивать ее целенаправленное поведение в изменяющихся условиях, что достигается надлежащей организацией и развитием. Системы различаются своими целями.

Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии, определение условий и средств достижения целей. Функционирование системы обеспечивается благодаря регулированию, которое включает учет и контроль. В процессе планирования принимаются решения, затем создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать. Однако под влияние внутренних и внешних факторов могут возникать отклонения от намеченных целей. Регулирование направлено на нейтрализацию причин отклонений и обеспечение желаемого хода развития системы.

Процесс образования состоит из операций, связанных с подготовкой и реализацией занятий по соответствующим образовательным программам.

Управление процессом включает: составление календарных планов, установление норм удельной трудоемкости на выполнение элементов учебной работы (чтение лекций, руководство курсовыми и дипломными работами и т.п.), контроль качества преподавания и др.

При формировании системы менеджмента качества нужно учитывать появление новых нетрадиционных технологий обучения, которые применяются в так называемом открытом образовании.

Показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Качество преподавательского состава.

2. Состояние материально-технической базы образовательного учреждения.

3. Мотивация преподавательского состава.

4. Качество учебных программ.

5. Качество студентов.

6. Качество знаний.

7. Качество инфраструктуры.

8. Инновационная активность руководства.

9. Внедрение процессных инноваций.

10.Востребованность выпускников.

11.Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

12.Достижения выпускников.

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель.

Возникает вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное, включающее в себя:

Уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;

Потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

Наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

Способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

Известность, и т.д.

Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в инновационной составляющей.

В центе образовательного процесса стоит потребитель знаний – студент. Именно для него читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве студента. Студент является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество студента можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: знание компьютера, желание учиться, интеллект, духовность, одаренность, память, дисциплинированность, наблюдательность, планирование карьеры.

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания учебного заведения.

Все перечисленные показатели не поддаются количественной оценке и могут быть рассчитаны как альтернативные показатели, а также путем бальных оценок.

Достижения выпускников можно определить на основе мониторинга за их карьерой, для чего необходима обратная связь выпускников с учебным учреждением. Полезны традиционные встречи выпускников и проведение анкетирования.

Поскольку большинство показателей качества образования не могут имеет количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.

Заключение

Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Качество образования – востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.

Особое значение в системе менеджмента качества придается лидерству высшего руководства. Руководитель учебного учреждения должен быть специалистом в определенной области науки и практики. Именно это в значительной мере формирует конкурентоспособность учебного учреждения.

Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. ЕЕ эффективность может быть оценена с применением количественных и качественных показателей.

Список литературы

1. Галеев В.И. Системы качества и рынок. - М..Колос, 2007

2. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством - М.: Радио и связь, 2006

3. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

4. Международный стандарт ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

5. Круглов М.Г. и др. Менеджмент систем качества – М.: ИПК изд.стандартов, 2005

6. Плетнева Н.О. Практическое пособие по внедрению системы качества. Методы менеджмента качества – 2001 - № 9

7. Ильенкова С.Д. Управление качеством – ЮНИТИ-ДАНА, 2006

8. Швец В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента – Стандарты и качество. – 2008 - № 6

9. Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика, 2000

Система менеджмента качества - явление в российском образовании сравнительно новое. Возможно, по этой причине практические работники СПО относятся к ней неоднозначно. Одни считают ее полезным нововведением, положительно влияющим на качество образования, другие видят пользу только в одном - улучшении документооборота. Так стоит ли тратить на СМК время, интеллект и деньги?

С этим вопросом редакция обратилась к главному специалисту компании «Русский регистр - Московская инспекция» Тамаре РУСИНОЙ.

Тамара Васильевна, разъясните, какие модели системы менеджмента качества могут использоваться в профессиональных учебных заведениях России?

В качестве основы для создания общеевропейского образовательного пространства приняты стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы (ENQA), определяющие базовые требования к системе качества образовательного учреждения. Существует модель, созданная в 2000 году странами-участницами Болонского соглашения и названная именем этой ассоциации - модель ENQA. Ее основу составляют принципы и требования стандартов ISO серии 9000. В странах, подписавших Болонскую декларацию, членство в ассоциации открыто для всех агентств контроля качества образования, следовательно, и для российских.

Можно использовать модель IWA, в основу которой положен международный стандарт ISO/IWA 2:2007 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании». На основе этого стандарта в России утвержден государственный стандарт ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Разработчиком стандарта IWA 2:2007 является один из комитетов ISO, а именно Technical Management Board/Social responsibility, отвечающий за стандартизацию в социальной сфере.

Подходит образовательным учреждениям и модель TQM (Total Quality Management), основу которой составляют методы всеобщего управления качеством, гармонизированные с принципами и требованиями стандартов ISO серии 9000.

Но одной из самых распространенных является модель менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001:2008. Она признана международным сообществом.

Представленный перечень далеко не исчерпывающий, он постоянно растет благодаря инициативе различных организаций и сообществ, в круг профессиональных интересов которых входит обеспечение качества в образовательной сфере. Например, по инициативе Департамента образования г. Москвы разрабатывается Московский стандарт качества образования. Уже имеются критерии, но пока нет индикаторов (они в процессе разработки).

А что собой представляет типовая модель СМК, разработанная по заказу Министерства образования и науки РФ? В чем ее достоинства?

В разработке этой модели принимали участие передовые вузы России, а в основу положены принципы и требования международного стандарта ISO 9001:2000 и принципы Болонского процесса. Ежегодно по критериям этой модели проводится конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Модель всем хороша, но в ней нет слова «менеджмент», и такая, казалось бы, «мелочь» не позволяет аккредитовать ее как международно признанную.

- Какие из имеющихся моделей, на ваш взгляд, больше всего подходят колледжам и техникумам?

Образовательное учреждение - как высшего, так и среднего звена - может выбрать любую модель, благо, что все они добровольные. Но в условиях ограниченных ресурсов (лишних денег и времени, как правило, не бывает) наиболее оптимально использовать модель менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001:2008. Она опирается на положения, принципы и требования стандартов ISO серии 9000, является одной из самых распространенных и признана международным сообществом.

Почему именно стандарты ISO серии 9000?

Во-первых, они являются международными, и при их разработке был учтен лучший мировой опыт в области менеджмента качества. Образовательные учреждения, использующие эту модель, будут конкурентоспособны с точки зрения продвижения своих услуг на российском рынке и привлекательны для международных партнеров, что способствует экспорту образования, развитию научных связей, обеспечивает академическую и профессиональную мобильность.

Во-вторых, эти стандарты являются универсальными, их требования - общие и подходят для предприятий любой отрасли промышленности и организаций сферы услуг, включая систему образования.

В-третьих, практически все рассмотренные выше основные модели гарантий качества, которые используются в сфере образования, гармонизированы с требованиями стандартов ISO серии 9000.

В-четвертых, появляется возможность провести независимую экспертизу внедряемой системы качества на соответствие этим стандартам и вслед за этим - сертификацию (в том числе международную). Подчеркну: потребители доверяют сертификатам соответствия, выданным компетентными и независимыми органами сертификации и являющимся подтверждением качества.

Существует мнение, что системы менеджмента качества настроены в основном на формализацию управления и сильно увеличивают документооборот. Насколько обоснован такой взгляд? Что в целом дает внедрение СМК администрации, педагогам, выпускникам?

Вопросов два, оба важные.

Во-первых, эффективность системы менеджмента качества действительно во многом зависит от того, насколько хорошо она документирована. Но разработка документов не самоцель. Документы нужны для того, чтобы определить методы управления и развития, создать критерии для проверки системы управления. Они помогают повысить эффективность деятельности организации. Стандарт ISO 9001:2008 требует минимальной документации. Глубину описания процессов и объем рабочих инструкций организация определяет сама. А значит, и сверхбюрократию создает сама, собственными усилиями.

Подробное описание требуется только тогда, когда могут возникнуть риски при осуществлении процессов. Главное для учебного заведения - не огромное количество бумаг, а создание четкой системы взаимодействия на горизонтальном уровне, определение требований к процессам и распределение ответственности и полномочий. Ценность СМК не в документах, а в действиях.

Во-вторых, качество работы - один из основных факторов успеха образовательной организации. СМК позволяет достичь качества, которое удовлетворит все заинтересованные стороны. Обозначу только некоторые результаты, ожидаемые от внедрения этой системы:

  • повысятся конкурентоспособность и имидж образовательного учреждения, а также качество услуг;
  • задачи, которые решает вуз или ссуз, будут четко ориентированы на интересы потребителей;
  • эффективнее распределятся внутренние ресурсы, ответственность и полномочия персонала;
  • появится реальное видение достигнутых результатов и параметров процессов;
  • возникнет возможность проводить мониторинг и отслеживать улучшения;
  • при разработке учебно-методических комплексов, проведении занятий и проверке знаний будут использоваться тщательно продуманные и документально оформленные процедуры;
  • снизятся непродуктивные затраты времени и труда на решение множества организационных вопросов;
  • будут систематизированы документооборот и управленческая деятельность.

Систематизация - последняя по счету, но отнюдь не по значимости. Вот картинки, наглядно иллюстрирующие результат систематизации: как было и как стало (рис. 1).

Рисунок 1.

Предположим, что учебное заведение решило разработать и внедрить у себя систему менеджмента качества. Что нужно предпринять для этого?

Обращаю внимание на обязательное условие: решение об организации работ по внедрению СМК принимает руководитель учреждения. Создать результативную систему можно только, тогда, когда руководство образовательного учреждения осознает ее преимущества, станет ее убежденным сторонником и передаст свою убежденность всем сотрудникам. И будет помнить, что СМК не разовое дейст-
вие, но состояние, требующее поддержания ресурсов: материальных, интеллектуальных, временных. Это, пожалуй, главное.

Порядок разработки и внедрения СМК в образовательном учреждении можно разбить на этапы.

Первый этап - организационный. Издается приказ о создании СМК, которым назначаются представитель руководства по качеству и руководитель проекта, ответственный за разработку, внедрение и поддержание системы в рабочем состоянии, утверждаются программы проекта и состав рабочей группы по его реализации.

Заметим: руководитель образовательного учреждения принимает стратегические решения по разработке и внедрению СМК и несёт за них ответственность. Оперативное управление внедрением системы возлагается на представителя руководства по качеству, который может быть назначен и руководителем рабочей группы.

Важно, чтобы все, кто участвует в разработке проекта, прошли обучение требованиям стандарта ISO 9001:2008 года и методам создания СМК. Рабочая группа составляет план, который утверждается руководителем образовательного учреждения. В него включаются следующие виды работ:

  • разработка политики и целей образовательного учреждения в области качества;
  • разработка (уточнение) структуры СМК;
  • определение перечня процессов и их взаимодействия;
  • определение (уточнение) полномочий должностных лиц и их ответственности за СМК;
  • разработка матрицы распределения полномочий и ответственности за СМК;
  • обучение должностных лиц и персонала, привлекаемого к разработке и внедрению СМК.

Второй этап представляет собой комплексный анализ существующей модели (практики) управления образовательными услугами. Основными объектами анализа являются:

  • организационная структура образовательного учреждения;
  • деятельность подразделений по обеспечению качества,
  • положения о подразделениях и должностные инструкции, в которых устанавливаются ответственность и полномочия.

Определяется также, какие документы можно использовать или необходимо разработать для создания новой системы.

После анализа практики разрабатывается концептуальная модель СМК образовательного учреждения.

Третий этап посвящается подготовке одного из основных элементов функционирования системы - документации. Документально оформляются политика и цели образовательного учреждения в области качества, руководство по качеству, основные процедуры, регламенты процессов СМК.

Четвертый этап - апробация и внедрение системы. Он включает введение в действие разработанных документов, анализ СМК со стороны руководства и прочие процедуры. На этом этапе весь персонал образовательного учреждения должен быть ознакомлен с документацией и обучен работе в новых условиях.

Пятый этап - сертификация на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2008. В идеале до подачи заявки на сертификацию СМК должна проработать не менее трех месяцев.

Процесс сертификации состоит из предварительного аудита, в ходе которого оценивается степень готовности системы менеджмента качества к сертификации, и основного сертификационного аудита. Промежуток между ними не может превышать шесть месяцев.

В целом процесс разработки, внедрения и подготовки к сертификации СМК образовательного учреждения длится от нескольких месяцев до года.

Если система менеджмента качества уже внедрена и сертифицирована, как часто придется подтверждать ее соответствие стандартам?

Сертификат соответствия требованиям ИСО 9011:2008 имеет период действия три года, затем проводится ресертификация. Новый сертификат тоже выдается на три года. Кроме того, предусматривается ежегодный надзорный аудит системы менеджмента качества.
Сертификация не разовое действие, а бессрочное состояние. Она навсегда.

Существуют ли факторы, которые могут служить причиной неудачи при разработке и внедрении системы менеджмента качества? От чего вы хотели бы предостеречь руководителей, которые решили создавать СМК в своем образовательном учреждении?

Во-первых, хотелось бы сказать, что нельзя формально относиться к проекту по внедрению СМК. Во-вторых, руководителей может ожидать скрытое сопротивление сотрудников учебного заведения. К этому надо быть готовым. Также опыт сертификации большого числа образовательных учреждений показывает, что существуют и другие риски, которые могут свести усилия по внедрению СМК на нет. К ним относятся:

  • недостаточная квалификация участников проекта;
  • недостаточное выделение ресурсов для проекта;
  • отсутствие в образовательном учреждении необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества;
  • утрата связи с предприятиями и, как результат, ведение обучения в отрыве от потребностей сегодняшнего дня.

Рискует тот, кто считает, что создавать надо систему управления качеством по стандарту ИСО 9001:2008, тогда как на самом деле должна быть построена система управления достижением целей образовательного учреждения с учетом требований этого стандарта. В противном случае СМК получится декоративная, созданная лишь на бумаге с целью получения и предъявления сертификата во время внешних проверок. Это ляжет на плечи персонала тяжелым грузом, который придется «тащить» от аудита
к аудиту.

Бессмысленно поручать создание системы менеджмента образовательного учреждения только менеджеру по СМК или консультанту, нужно, чтобы в этом активно участвовал весь персонал, а лидером был руководитель.

И, наконец, приведу притчу. На строительстве собора в Шартре спросили трех человек, которые катили тачки с камнями, что они делают? Первый пробормотал: «Тачку тяжелую качу, пропади она пропадом». Второй сказал: «3арабатываю хлеб семье». А третий ответил с гордостью: «Я строю Шартрский собор».

Разработка, внедрение, сертификация и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества образовательного учреждения требуют времени и значительных усилий. Но все получится, если подойти к делу с таким настроем, какой был у человека, строящего собор.

В заключение было бы интересно узнать, сколько образовательных учреждений среднего звена имеют сертификаты соответствия требованиям стандартов той или модели?

Не располагаю статистикой, но могу сказать, что в пользу Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сделали свой выбор более 160 ведущих и успешных образовательных учреждений и учебных центров России, Казахстана и других стран бывшего СССР. Среди них немало учреждений СПО. Например, педагогический колледж № 5, технологический № 14, строительный № 12 в Москве, медицинский - в Казани, сервиса и туризма - в Калининграде, техникум компании «Газпром» в Новом Уренгое.

1

В данной статье рассматривается вопрос качества подготовки специалистов в вузах и создание эффективно действующей системы менеджмента управления вузом на основе качества. Авторами вопрос качества обучения в вузе рассматривается на примере АО «Финансовая академия». Отмечена эффективность функционирования системы менеджмента качества в академии, а также система менеджмента качества позволяет вовлечь весь профессорско-преподавательский коллектив, все структурные подразделения и студентов, что способствует обеспечению высоких результатов в учебной и научной деятельности. Налажено социальное и финансово-экономическое направление деятельности академии. Эффективно работает административно – хозяйственная структура. Управление образованием и его качеством в академии системно охватывает: прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, учёт, анализ оценку состояния и принятие мер административного и стимулирующего воздействия на последовательное улучшение конечных результатов в подготовке будущих специалистов. В АО «Финансовой академии» создаются условия, обеспечивающие требуемый уровень подготовки кадров и управления качеством образования.

менеджмент

качество

управление

программа

результат

конкурентоспособность

образовательная деятельность

улучшение

мероприятия

полномочия

эффективность

1. Адлер Ю.П. Сначала люди. Потом все остальное // Менеджмент качества. – 2009. – № 3 (27). – С. 30–32.

2. Воронин Г.П. Будущее без качества – это не будущее // Стандарты и качество. – 2009. – № 8. – С. 4–7.

3. Соловьев В.И. Роль высшего руководства в качественном менеджменте // Стандарты и качество. – 2009. – № 8. – С. 88–91.

4. Соловьев В.И. Что тормозит наше продвижение вперед / Алма-атинский международный форум по качеству. Сб. материалов. – Алма-Ата, 2006. – С. 146–148.

5. URL: http://tomanage.ru/library/articles/quality-management/qms-education/ В.П. Соловьев, А.И. Кочетов, Е.Ю. Тишина, Е.В. Плотникова. Системы управления качеством образования в вузах.

В современных условиях качество подготовки специалистов предопределяет дальнейшую судьбу вузов. Вузы Казахстана вступили на путь конкурентной борьбы, как за рынок поставщиков, так и за рынок потребителей своей продукции.

Вуз не может эффективно работать по всем направлениям без хорошо организованной административно-хозяйственной структуры.

Создание эффективно действующей системы управления вузом на основе качества и, наряду с ней, комплексной системы непрерывного обучения студентов в области качества позволило существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.

Для успешного руководства вузом и ее функционирования администрация должна направлять и управлять прозрачным способом. Успех, может быть, достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией образования включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.

Качество, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должен формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и о проблемах эффективного управления им необходимо думать. Управление качеством невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех работников образования. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса функционирования образовательной организации. Управление качеством - это не дополнительная нагрузка, а соответствующая качеству организация работы, ее технология. Управление качеством должно облегчать деятельность, а не усложнять ее. В этом основная трудность системы управления качеством и суть ее проектирования и формирования.

Данный вопрос рассмотрим на примере АО «Финансовая академия». В связи с этим в академии создаются условия, обеспечивающие требуемый уровень подготовки кадров и управления качеством образования.

В академии со дня основания(2009г.) ведутся работы по созданию системы управления качеством. Так, академия получила Сертификат соответствия качества образовательных услуг требованиям СТ РК ИСО 9001-2009 «Системы менеджмента качества» (от 13 февраля 2014 г. за № 0023104). Ученый совет академии рассмотрел план создания и внедрения системы управления качеством на основе Международных стандартов ИСО-9000 и одобрил его. С этого времени эта работа приняла целенаправленный характер.

Академия прошла дважды инспекционный аудит на соответствие требованиям стандарта СТ РК ИСО 9001-2009 и получила заключение, что разработанная структура академии подтвердила качество системы менеджмента. Также прошла сертифицированный аудит «Система экологического менеджмента» и получила сертификат соответствия требованиям СТ РК ИСО 14001-2006 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

С целью соблюдения требований СМК планомерно проводится внутренний аудит. При проведении аудита составляется программа проведения аудита, график проведения аудита согласно документированной процедуры «Внутренний аудит». С целью постоянного улучшения СМК разработаны планы по улучшениям и планы корректирующих действий.

Для эффективного поддержания СМК запланирован и проведен семинар по подготовке внутренних аудиторов среди сотрудников Академии. Так 26 марта 2016 года был проведён семинар на тему: «Внедрение, сертификация и функционирование системы экологического менеджмента в организации» в объёме 45 академических часов.

В период с 19-20 мая 2016 г. был проведён семинар на тему: «Международные правила управления бизнесом на основе международных стандартов ISO 9000 с учётом перехода на ISO 1901: 2015» ТОО «EUROASIA MS». Лектор Соловьёв Владимир Иванович - Генеральный директор органа по подтверждению соответствия системы менеджмента «EUROASIA», доктор технических наук, профессор, Академик КАМК и НИА РК, эксперт-аудитор ГСТР РК, ведущий аудитор IRCA, QuaIity Austria, EVROCERT.

Семинар был организован с целью предоставления студентам бакалавра и магистратуры выпускных курсов основы знаний системного менеджмента-ISO 1901: 2015. Выпускники идут в большую жизнь, где умело должны будут решать возникающие проблемы и благодаря внедрению системы менеджмента могут улучшить развитие организации, решать возникающие проблемы. Профессорско-преподавательский коллектив академии совершенствуют учебные планы и программы, расширяя профиль подготовки по существующим специальностям и т.д. Но эти мероприятия при всей их очевидной целесообразности и необходимости имеют, как правило, разобщенный характер, нередко несут на себе неизбежный отпечаток узкопрофессионального подхода, так как разрабатываются преподавателями со сложившимся в течение десятилетий стереотипом решения возникающих учебно-методических задач. Роль профессорско-преподавательского состава академии заключается в том, чтобы создать систему непрерывного образования в области качества и обеспечить ее эффективное функционирование. Эта система должна основываться на преемственности знаний. Каждый преподаватель, ведущий занятия по своей дисциплине, рассматривается как потребитель - для преподавателей предыдущего цикла дисциплин, и как поставщик - для преподавателей последующих циклов дисциплин. Таким образом, перед коллективом преподавателей встает задача применить научный подход к формированию учебных планов и программ дисциплин. Коллектив академии направляет свою деятельность на систему подготовки кадров - на конечный результат, на качественное управление образовательными процессами. Анализ образовательного процесса показал, что специфику вуза определяет его основная деятельность - образовательная, главная задача коллектива - воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Поэтому, с целью организации и проведения совместной работы по повышению качества подготовки специалистов АО «Финансовая академия» и Министерство финансов РК разработало совместный «План взаимодействия Министерства финансов РК и АО «Финансовая академия», который ежегодно обновляется, где предусмотрено:

  • разработка, согласование и утверждение образовательных программ, каталогов элективных дисциплин, тематика дипломных работ и магистерских диссертаций по специальностям;
  • разработка и утверждение графика прохождения стажировок ППС;
  • согласование и утверждение плана работы по дуальному обучению специалистов;
  • организация и проведение производственных практик обучающихся;
  • трудоустройство выпускников;
  • привлечение опытных специалистов - практиков к проведению занятий и т.д.

Результативность образовательной деятельности академии тесно связана с эффективностью выполняемых в вузе научных исследований. Именно научная деятельность дает возможность профессорско-преподавательскому составу непрерывно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания и практический опыт. Эти направления плодотворно развиваются при грамотном использовании информационных технологий. Налажено социальное и финансово-экономическое направление деятельности академии. Эффективно работает административно-хозяйственная структура. Профессорско-преподавательский состав академии разрабатывают и издают учебно-методическую и научную литературу, предоставляют консультационные и информационные услуги и дополнительные образовательные услуги. Профессора и преподаватели вуза - носители не только знаний, но и общей культуры. Поэтому второй важной особенностью академии является именно качество профессорско-преподавательского состава, оценивающееся, например, по наличию в вузе научных школ, ибо именно участие в их работе вносит существенный вклад в формирование специалиста, отвечающего современным требованиям. Профессора и преподаватели, ведущие научно-исследовательские работы, - непосредственные производители «продукции» вуза. От них зависит, будут ли студенты учиться с удовольствием, (т. е. именно с удовольствием выполнять требования, регламентированные ГОСО), будут ли наиболее «продвинутые» студенты выполнять специальные дополнительные требования, которые формируют преподаватели и научные сотрудники, привлекающие их к работе своих научных школ. Так успешно функционирует научная школа Яновской О.А. «Школа теории, методологии и практики финансово-экономических исследований национальной и мировой экономики». Эффективно действующая система управления академией на основе качества и, наряду с ней, комплексной системой непрерывного обучения студентов в области качества позволила существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда. Основные проблемы, возникающие при создании системы управления вузом на основе качества: непонимание роли обучаемых - студентов; сложность определения потребителей продукции вуза и выявления их требований.

Таким образом, роль профессорско-преподавательского состава в вузе чрезвычайно высока, поскольку его интеллект, профессионализм, научный потенциал и умение заинтересовать, установить контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений со студентами во многом определяет мотивацию студентов к обучению.

В настоящее время проблема качества внедряется в сознание руководителей предприятий, организаций, фирм, компаний. А значит, эта проблема в первую очередь должна войти в сознание молодых специалистов. Это должно стать их философией. Вот почему уже по многим специальностям разработаны планы непрерывного обучения в области качества. Это не только самостоятельные дисциплины по управлению качеством, сертификации, стандартизации и метрологии. В каждой дисциплине экономические, технологические, методические вопросы рассматриваются с позиций обеспечения, достижения и совершенствования качества. Академия перешла от информативной системы обучения к проблемной, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей. Меняется и роль преподавателя: он становится наставником и консультантом. Его важнейшей задачей становится мотивирование студентов к обучению и самостоятельной работе. Следовательно, еще одна особенность образовательной деятельности в академии заключается в том, что необходимо создать возможность студентам интенсивно трудиться, ибо без этого невозможно стать полноценным специалистом. В рамках концепции качества тоже выработаны некоторые представления о том, как надо вести обучение. Наблюдения свидетельствуют, что традиционные лекции и семинары часто не достигают своих целей в полной мере. Во многих случаях именно командная (бригадная, групповая) форма организации учебного процесса несет в себе тот заряд дополнительной эффективности, который уже утрачен в классических формах. Помимо всего прочего, командное обучение помогает людям подготовиться к такому характеру командной работы после окончания обучения.

Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы (процедуры), а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества.

По современной версии стандарта ИСО-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качеством и система подтверждения качества.

Отделом системы менеджмента качества совместно с Учебно-методическим управлением разработана «Методическая инструкция» по следующим направлениям:

  • Порядок разработки, согласования и утверждения положения о подразделении и должностной инструкции (форма плана работы факультета, кафедры, НИР, воспитательной работы, форма годового отчёта по учебно-методической и научно-исследовательской работе);
  • Структура, содержание, порядок разработки и утверждение учебно-методического комплекса (УМК) по направлению подготовки специальности (форма силлабуса, все формы титульного листа);
  • Проектирование, разработка образовательных услуг, Управление учебно-организационными процессами (форма рабочего учебного плана, графика учебного процесса, академического календаря, штатного расписания ППС кафедры и др.);
  • Управление воспитательным процессом (форма отчёта по воспитательной работе, форма журнала куратора);

Коллектив академии ведёт целеноправленную работу по обеспечению качества подготовки специалистов.

Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляет фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому ее необходимо постоянно приводить в соответствие с современными требованиями. К документации системы управления качеством относятся: политика руководства в области качества, руководство по качеству по направлениям деятельности, стандарты академии, методические инструкции по направлениям деятельности и ряд других. К системе подтверждения качества необходимо отнести: регулярно проводимые Учебно-методическим управлением самооценки по определенным критериям; опросы сотрудников, студентов выпускников, потребителей; определение уровня освоения студентами учебных дисциплин; государственная аттестация выпускников.

Система управления качеством в академии эффективна, так как все участники образовательного процесса объединены единой целью по достижению высокого уровня подготовки специалистов. Внедрена и действует в академии идеология менеджмента качества, восемь основополагающих принципов, которые легли в основу Международных стандартов ИСО-9000 (9001, 9004) версии 2000 г.

Коллективу академии осмысление вузовской деятельности и вышеперечисленных проблем с позиции критериев Международных стандартов позволяет:

  • разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности;
  • исключить дублирование процедур;
  • создать систему контроля на основе планов по качеству;
  • повысить эффективность организационной структуры;
  • четко распределить полномочия и ответственность всех уровней руководства;
  • четко сформулировать цели и выделить ключевые процессы;
  • более эффективно распоряжаться ресурсами.

И самое главное - внедрение системы управления в академии на основе качества позволяет вовлечь весь коллектив, в том числе и студентов, в обеспечении высоких результатов учебной и научной деятельности. Основой управления качеством образования в академии стала учебная, учебно-методическая, исследовательская, воспитательная и общественные виды деятельности профессорско-преподавательского состава и активные занятия с обучающимися в аудиториях, учебных кабинетах, компьютерных классах в сети Интернет, направленной на обучение-воспитание и подготовку высококвалифицированных специалистов с высокими идейно-нравственными и другими человеческими качествами, компетентных конкурентоспособных и востребованных в Республике Казахстан и за рубежом.

АО «Финансовая академия» располагает оптимальными соотношениями учебной, методической, исследовательской, воспитательной и общественной деятельностью модернизированной материально-технической базой и инфраструктурой, высококвалифицированными кадрами, профессорско-преподавательским, управленческим и обслуживающим персоналам менеджерами в соответствии с требованиями законодательства и Президентской стратегией «Казахстан-2050».

Управление образованием и его качеством в вузе системно охватывает: прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, учет, анализ, оценку состояния и принятие мер административного и стимулирующего воздействия на последовательное улучшение конечных результатов творческого труда обучающихся и обучающих в едином учебно-воспитательном процессе будущих специалистов. Необходимо рационально использовать находящиеся в ведении учебно-научно-лабораторные и сервисные помещения в учебных корпусах, объекты социально-бытового, жилищного и спортивно-оздоровительного назначения, материальные и иные активы и в соответствии со своим уставом.

Профессорско-преподавательский состав вуза направляет усилия на подготовку компетентных, конкурентоспособных и востребованных бакалавров, магистров, в соответствии с задачами стратегии «Казахстан-2050». Таким образом, для научно-обоснованного управления качеством образования в академии имеются реальные возможности, которые необходимо сполна использовать эффективно для решения задач стратегии «Казахстан-2050». Руководство опирается на опыт, который показывает, что результативность и эффективность функционирования СМК значительно улучшается, когда основное внимание концентрируется не только на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, но и на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в системы (потоки), нацеленные на конечные результаты деятельности организации. Эффективность функционирования СМК академии обеспечивается, персонал обучен основам качественного менеджмента и обладает достойными личными качествами - такими, как:

  • умение учиться и самостоятельно добывать знания с целью постоянного повышения уровня образования, компетенций и развития способности к инновационной деятельности при решении проблем, связанных с вызовами современного рынка;
  • умение выполнять качественно работу, применяя цикл PDCA;
  • умение ставить приоритетные цели и их достигать;
  • быстрое адаптирование к изменяющимся условиям работы;
  • высокая ответственность и самодисциплина;
  • критическая самооценка деятельности и способность к оценке процессов в рамках своей компетенции и организации в целом;
  • умение строить качественные (правильные) взаимоотношения (производственные, деловые, корпоративные, семейные, межличностные);
  • способность работать в команде, владение культурой дискутирования и оппонирования, умение прощать чужие ошибки, не побеждать визави, а находить взаимовыгодные решения производственных задач, воздерживаться от любых деструктивных и непродуктивных действий;
  • умение общаться с «трудными» людьми;
  • умение своевременно налаживать обратную связь по решаемым вопросам.

Персонал с такими качествами с большей степенью вероятности сможет создать необходимые производственные и деловые отношения, способствующие принятию качественных управляющих решений, обеспечивающих высокую эффективность функционирования процессов при минимальных затратах всех видов ресурсов (человеческих, материальных и др.). Все это должно начать работать на создание в организации нового качества корпоративной культуры, основанной на постоянном улучшении качественного менеджмента и повышения мастерства работы персонала. И конечно, система управления качеством будет эффективной, если все участники образовательного процесса будут объединены единой целью по достижению высокого уровня подготовки специалистов. Профессора и преподаватели вуза - носители не только знаний, но и общей культуры. Роль профессорско-преподавательского состава в вузе чрезвычайно высока, поскольку его интеллект, профессионализм, научный потенциал и умение заинтересовать, установить контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений со студентами во многом определяет мотивацию студентов к обучению. И самое главное - внедрение системы менеджмента управления в вузе на основе качества позволяет вовлечь весь коллектив, в том числе и студентов, в обеспечение высоких результатов в учебной и научной деятельности.

Библиографическая ссылка

Яновская О.А., Шакуликова Г.Т., Имангожина О.З. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 38-42;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10350 (дата обращения: 16.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В настоящее время в России подготовку специалистов в области техники и технологий осуществляют 346 государственных и 112 негосударственных вузов. По инженерным направлениям и специальностям обучаются более 1,3 млн студентов . Проблема качества подготовки специалистов является центральной в вопросе их востребованности национальной экономикой и международного признания российских степеней и квалификаций. Она напрямую связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ.

Во всем мире сейчас развивается инновационное инженерное образование, направленное на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции .

Университеты мира совершенствуют образовательные программы и учебные планы. Уже в первый год обучения студентам показывают связь предлагаемого учебного материала с их будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества. Новое содержание, а также проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения в инженерном образовании позволяют обеспечить его новое содержание, основанное на комплексе компетенций, включающих фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе.

Одним из направлений развития Болонского процесса в Европе является формирование общих подходов к обеспечению и оценке качества высшего образования . При этом предполагается, что качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях обеспечивается двумя основными составляющими - качеством содержания образовательных программ и качеством менеджмента в вузе.

Качество менеджмента в вузе

В настоящее время большинство моделей управления качеством образования и научных исследований в зарубежных и российских вузах построены на основе оценочного метода, предполагающего статистическую обработку достигнутых результатов. Однако мировой тенденцией является переход на модели, соответствующие концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQМ) и требованиям международных стандартов качества ISO 9000:2000 (International Organization for Standardization, ISO) .

Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированных миссии и стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством ориентирует на процессный подход к деятельности вузов, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Концепция TQM в последнее время стала весьма популярной в вузах Европы .

Подход к построению системы менеджмента качества (СМК), основанный на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000, предполагает демонстрацию способности вуза производить продукцию, которая удовлетворяет потребителя, причем его запросы регулярно отслеживаются и изучаются. В соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, основной целью вуза должно стать повышение удовлетворенности клиентов - личности, общества и государства в образовательных услугах, подготовке специалистов, научной продукции и т. д. .

Сегодня вопрос применимости требований международного стандарта качества ISO 9001:2000 к вузам достаточно остро дискутируется в российской и зарубежной высшей школе. Существуют различные точки зрения. Наиболее сбалансированной и конструктивной представляется точка зрения об избирательном использовании требований стандарта ISO 9001:2000 в вузах, имея в виду их учебную деятельность.

Требования стандарта ISO 9001:2000 в вузах применимы, в основном, к подготовке специалистов к профессиональной деятельности как более регламентированному процессу. Они мало пригодны к образованию в широком смысле слова как процессу формирования личности.

В последнее время на стандарт ISO 9000:2000 ориентируются те вузы, которые развивают свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции новые и более прочные позиции .

В основе действующей версии международного стандарта качества ISO 9001:2000 лежат принципы всеобщего управления качеством, фундамент которого был заложен Э. Демингом . Философия всеобщего управления качеством такова, что все проблемы в менеджменте организации рассматриваются с точки зрения системы. По логике TQM, любая организация, в том числе вуз, работает настолько хорошо, насколько хороша ее СМК.

Стандарт ISO 9001:2000 - это "стандартизованная философия качества, задача которой - организовать мышление определенным образом". Однако требования стандарта должны быть адаптированы "к вузовской почве".

Требования стандарта ISO 9001:2000 не относятся к содержанию деятельности ученых и преподавателей высшего учебного заведения, они лишь упорядочивают процессы их деятельности. Стандарт ISO 9001:2000 не касается структуры и содержания научных исследований и образовательных программ, методологий и технологий, используемых в научном и учебном процессах. Стандарт ISO 9001:2000 не действует в аудитории, где преподаватель пользуется предоставленной ему академической свободой реализовать свой научный и методический потенциал, педагогические способности учителя и воспитателя.

Основой СМК вуза в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 является:

В Руководстве по качеству - основном документе системы описываются главные процессы и подпроцессы. Действия регламентируются Документированными процедурами, а отдельные задания описываются в Рабочих инструкциях. В Руководстве по качеству при описании процессов и подпроцессов обычно даются ответы на вопросы: "Что?" и "Для чего?".

В Документированных процедурах приводится детальное описание действий внутри процесса или подпроцесса с ответами на вопросы: "Кто?", "Что?", "Где?" и "Когда?". В Рабочих инструкциях содержатся задания на выполнение конкретных работ при производстве тех или иных действий и ответы на вопросы "Что?" и "Как?".

В основании пирамиды процессов и документации СМК вуза находятся так называемые Записи по качеству, которые являются документированными свидетельствами регистрации выполнения заданий, производства действий, реализации подпроцессов и основных процессов в вузе.

Структура модели в соответствии со стандартом ISO 9001:2000 включает четыре группы процессов: процессы управления, бизнес-процессы производства продукции, обслуживающие процессы, процессы измерения, анализа и улучшения.

Документация СМК может быть представлена в любом виде и на любом носителе. Разработка документации не должна быть самоцелью, ее задача - добавлять ценность системе менеджмента качества. Основным принципом управления документацией и записями по качеству является принцип - нужный документ в нужное время!

Применение стандарта ISO 9001:2000 к системе менеджмента качества вуза является серьезной инновацией. Создание СМК - задача, которая требует нетрадиционных подходов к ее решению. Начинается работа в "плоской команде" совместно с консалтинговой компанией по формированию Политики качества и описанию основных процессов в вузе.

Следующим этапом является подготовка и мотивация персонала вуза, обучение уполномоченных по качеству, менеджеров и аудиторов. Важно осознание каждым сотрудником своей роли, ответственности и полномочий в рамках СМК вуза. Обязательное условие - привлечение студентов как основных потребителей образовательных услуг.

На основе типовых Документированных процедур описываются процессы в структурных подразделениях вуза, разграничиваются полномочия и ответственность, выявляются индикаторы эффективности процессов, разрабатываются формы для регистрации данных.

Выстраивается развивающаяся система менеджмента качества вуза, которая позволяет эффективно управлять процессами, действиями и заданиями на всех уровнях. Внутренний аудит позволяет оценить степень готовности структурных подразделений вуза работать качественно в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000.

Первый этап - аудит документации. Второй этап - аудит процессов управления, в том числе процессов управления документацией, а также общей структуры СМК вуза. Выявленный в ходе аудита потенциал для улучшений является основой программы корректирующих мероприятий. Третий этап - сертификационный аудит. Нужен ли он? Сертификация СМК, сама по себе, не может обеспечить повышение качества работы вуза. Она всего лишь показывает партнерам во внешней среде, что вуз эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и услуг.

По данным The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14000 Certificates в 2001 г. было сертифицировано около 5000 образовательных учреждений, в том числе, зарегистрировано почти 600 учебных заведений, имеющих сертификат соответствия СМК требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 .

Главный довод в пользу сертификации СМК в вузе: "Вы затратили большие усилия на создание системы и заплатили дорогую цену за ее сертификацию. Вы никогда от нее не откажетесь!" Во-первых, вы не сделаете этого по экономическим и нравственным соображениям, а во-вторых, вам не позволят это сделать ежегодные внешние надзорные аудиты со стороны организации, выдавшей сертификат.

Таким образом, вуз будет вынужден непрерывно развивать и совершенствовать свою систему менеджмента качества, стабильно производить качественную продукцию и побеждать в конкурентной борьбе. Он будет обречен на процветание!

Качество образовательных программ

Концепция ISO заключается в том, что требования стандарта к менеджменту организации дополняют требования к качеству самой продукции. Основной продукцией вуза являются знания, умения, методологическая культура и комплексная подготовка специалистов к самореализации в обществе.

Данная продукция вуза является следствием оказания образовательных услуг в процессе реализации образовательных программ. Поэтому последние также должны подвергаться оценке и аккредитации не только со стороны государства, но и со стороны общества и авторитетных международных организаций. Во многих развитых странах мира существует двухступенчатая система признания инженерных квалификаций. Первая ступень - признание образовательных программ через процедуру их аккредитации. Вторая ступень - признание профессиональной квалификации инженеров через их сертификацию и регистрацию.

Такая система реализуется в каждой стране национальными неправительственными профессиональными организациями - инженерными советами, имеющими в своем составе, как правило, органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (CША), ECUK (Великобритания), CCPE (Канада), IEAust (Австралия) и др. Международное признание квалификаций инженеров обеспечивается также в два этапа: путем заключения соглашений, направленных на взаимное признание образовательных программ (Washington Accord, 1989 г.) и соглашений о взаимном признании национальных систем регистрации профессиональных инженеров (Engineers Mobility Forum, 1997 г., APEC Engi-neering Register, 2000 г.) .

В большинстве европейских стран пока отсутствуют системы аккредитации инженерных образовательных программ. Однако известна деятельность (European Federation of National Engineering Associations, FЕANI) по регистрации профессиональных инженеров .

В России национальная система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в настоящее время развивается в результате деятельности Ассоциации инженерного образования России (АИОР), согласованной с Министерством образования и науки РФ, а также международными организациями.

Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. в действующей редакции 07.07.2003 г. определяет, что "К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся… государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации" (п. 5 ст. 37) и уточняет, что "Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах" (ст. 25).

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 г. в действующей редакции 07.07.2003 г. поясняет, что "…Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций" (ст. 8).

Деятельность АИОР направлена на международное признание российских инженерных программ путем вступления России в Вашингтонское соглашение и активного участия в формировании общеевропейской системы аккредитации в рамках Болонского процесса совместно с такими организациями как FЕANI, SEFI, Еuropean Standing Observatory for the Engi-neering Profession and Education (ESOEPE), European Network for Quality of Higher Enginee-ring Education for Industry (ENQHEEI), и другими структурами .

Международное признание образовательных программ и инженерных квалификаций основано на сопоставлении и согласовании критериев качества подготовки специалистов и процедур аккредитации и сертификации в различных странах.

В соответствии с Соглашением между Мин-образования РФ и Ассоциацией инженерного образования России от 21.10.2002 г. АИОР разработаны и согласованы с международными организациями критерии и процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Создан Аккредитационный центр (АЦ) АИОР (www.ac-raee.ru), сформирован Аккредитационный совет, а также комиссии по группам направлений подготовки специалистов в области техники и технологий, подготовлены и сертифицированы эксперты из представителей науки, промышленности и высшей школы .

В 2003 году АЦ АИОР проведена аккредитация 12 образовательных программ подготовки бакалавров в 6 технических университетах с участием представителей стран - членов Вашингтонского соглашения и Министерства образования РФ. Сроком на пять лет аккредитованы программы подготовки бакалавров в области техники и технологий в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова (АлтГТУ) -552900 "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств", Красноярском государственном техническом университете (КГТУ) - 552500 "Радиотехника", Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТГРУ) - 552800 "Информатика и вычислительная техника" и 550700 "Электроника и микроэлектроника", Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) - 550200 "Автоматизация и управление", 550700 "Электроника и микроэлектроника", 552800 "Информатика и вычислительная техника" и 553400 "Биомедицинская инженерия", Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ) - 550700 "Электроника и микроэлектроника" и 552800 "Информатика и вычислительная техника", Томском политехническом университете (ТПУ) - 552800 "Информатика и вычислительная техника" и 551300 "Электротехника, электромеханика, электротехнологии".

Результаты общественно-профессиональной аккредитации доложены Ассоциацией инженерного образования России на International Engineering Meeting-2003 (Rotorua, New Zeland, 2003 г.) и направлены в различные российские и международные организации. На 2004 г. АЦ АИОР имеет заявки на общественно-профессиональную аккредитацию около трех десятков образовательных программ из таких лидирующих технических университетов, как МИРЭА, МЭИ, МИСИС, и других ведущих инженерных вузов.

В ближайшие пять лет АИОР будет принимать заявки на общественно-профессиональную аккредитацию лучших программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологий в российских вузах (но не более 5-10 % от общего количества инженерных программ).

Международное признание аккредитованных АИОР программ послужит стимулом для интеграции российской системы инженерного образования с мировой образовательной системой, в том числе в рамках Болонского процесса в Европе. В 2004-2005 гг. АИОР совместно с рядом европейских инженерных организаций (FEANI, SEFI, ESOEPE, ENQHEEI) и национальными аккредитующими организациями, такими как CТI (Франция), EC (Великобритания), ASIIN (Германия), CoPY (Италия), IEI (Ирландия), OE (Португалия) в рамках программ SOCRATES/TEMPUS выполнит проект EUR-ACE по разработке основ создания единой системы аккредитации инженерных программ в Европе . Результаты проекта планируется доложить в 2005 г. в Бергене (Норвегия) на очередной встрече Министров образования стран - участниц Болонского процесса.

С целью содействия международному признанию результатов интеллектуальной деятельности российских вузов в 2002 году в России создан Фонд содействия международной ак-кредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий (Фонд МАСС). Учредителями фонда выступили Российская академия наук, Ассоциация технических университетов и Ассоциация инженерного образования России.

Основной задачей Фонда МАСС является содействие созданию и международной сертификации систем менеджмента качества, аккредитации образовательных программ российских вузов, сертификации преподавателей высшей школы и специалистов с высшим профессиональным образованием .

Литература

1. Гребнев Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. N 4. С. 46-56.

2. Агранович Б. Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. N 1. С. 11-14.

3. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. N 1. С. 36-43.

4. Oprean C., Kifor C. Process alignment in higher education // Proc. 5thUICEE Annual Conference on Engineering Education. Chennai, India, 2002. Р. 85-89.

5. Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 180 с.

6. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю. П. Похолкова, А. И. Чучалина. Томск: Изд. ТПУ. 251 с.

7. Месяц Г. А., Похолков Ю. П., Агранович Б. Л. и др. Академический инновационный университет // Высшее образование сегодня. 2003. N 7. С. 12-21.

8. Эдвардс В. Деминг. Выход из кризиса. Тверь.: Изд-во "Альба", 1994. 498 с.

9. www.iso.org

10. www.washingtonaccord.org

11. www.feani.org

12. www.upc.es/enqheei/presentation.htm

13. www.feani.org/ESOEPE/HomePage.htm

14. Похолков Ю., Чучалин А., Боев О., Могильницкий С. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. N 2. С. 12-27.

15. Bernard R.-F., Boev O. V., Chuchalin A. I., Pivovarov Yu. L. European Projects on Quality of Higher Engineering Education // Бакалавры техники и технологии: подготовка и трудоустройство: Тр. Международ. симп., 17-18 июня 2004 г., г. Москва. Томск: Изд. ТПУ. С. 21-24.

16. www.fmacc.ru

© Ю. П. Похолков, А. И. Чучалин, 2004

 

Возможно, будет полезно почитать: