Игра тренинг знакомство родителей между собой. Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по взаимодействию с родителями обучающихся. Упражнение «Лучшее воспоминание детства»

Педагог-психолог МБДОУ ЦРР-детский сад №42 «Родничок» г. Видное Московская область

Тренинг по работе взаимодействия с родителями «Мечты сбываются»

Блок 1. Приветствие

Упражнение «Меня зовут… Я люблю… » (знакомство с участниками тренинга)

Цель : создание положительного эмоционального фона

Педагог-психолог предлагает каждому участнику называть свое имя и продолжить фразу «Я люблю…» (например, «Меня зовут Татьяна, я люблю слушать музыку».)

Упражнение «Поменяйтесь местами» (гармонизация эмоционального настроения)

Цель : сплочение группы, поиск сходств и различий между друг другом

Участники стоят в кругу, каждый из них называет какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, меняются местами (например, «Поменяйтесь местами те, кто проснулся сегодня с хорошим настроением».)

Блок 2. Основная часть

Упражнение «Картина мира» (воссоздание внутренних желаний)

Цель : способствование более полному осознанию своих желаний и возможностей, постановке личностных и профессиональных целей, повышению самооценки.

Оборудование : листы бумаги, газеты, картинки, журналы, ножницы, клей, карандаши, фломастеры и др.

Педагог-психолог: «Сегодня наш тренинг не будет направлен на детско-родительские отношения. Мы будем работать исключительно для себя. В каждом из нас развиваются множество ролей и масок. Попадая в Какую-либо ситуацию, мы «одеваем» разные маски и играем разные роли. В психологии есть такие понятия, как «Я-родитель», «Я-взрослый» и «Я-ребенок». Если проводить параллель между сложившимися ситуациями и этой теорией, то получается, что мы ведем себя либо, как взрослый, когда надо; либо, как родитель, когда можно; либо, как ребенок, когда хочу. Именно поэтому я предлагаю Вам выступить сегодня в роли ребенка и захотеть то, чего хочется. Перед Вами листы бумаги, приготовленные журналы и газеты, инструменты. Задание заключается в том, чтобы вы воссоздали с помощью всего этого картину ваших желаний, то, чего Вы хотите достичь. Прошу приступить к выполнению!»

Обсуждение.

Упражнение «Творческая жизнь» (перенос рассмотрения проблем креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий)

Участники, объединившись в подгруппы по 5-6 человек, получают задание: сформулировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать жизнь более творческой», и записать их. Формулируемые рекомендации должны быть реальными для всех участников или хотя бы для большинства из них (т.е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.д.).

Обсуждение.

Примечание: в завершении тренинга каждому участнику раздаются буклеты с рекомендациями, составленными специалистами по психологии креативности.

Блок 3. Релаксация

Упражнение «7 свечей»

Примечание: свет гаснет, зажигаются огни на елке.

Участники рассаживаются туда и так, где и как им удобно и комфортно.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа № 4»

для тренеров-преподавателей

по взаимодействию с родителями обучающихся

г. Новоуральск

Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.

Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Детско-юношеская спортивная школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится тренеру-преподавателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.

Это кропотливая ежедневная работа формы и методы её разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Уважения к себе требуют не только взрослые, но и современные дети. Порой желание ребенка отстоять своё собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность. Со временем непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают его “трудным”. Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим мастерством учителя - вот ключ к воспитанию и развитию личности! И тренеру и родителям необходимо подходить к каждому воспитаннику с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить, помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность.

Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.

    Почему необходимо сотрудничество между

МАУ ДО «ДЮСШ № 4» и родителями?

Сотрудничество необходимо:

Чтобы контролировать ребенка;

Для общения и взаимопонимания;

Чтобы действовать в одном направлении;

Чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки;

Для поддержки детей с неустойчивым характером;

Помогли ребенку раскрыться и поверить в себя;

Чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли характер.

Ожидаемые результаты: - укрепление взаимосвязей в семье; - разработка модели успешного семейного воспитания; - повышение педагогической культуры родителей; - активное участие родителей в общешкольных мероприятиях; - проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей; - соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения; - сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей воспитанников спортивной школы; - сохранность контингента.

Совместная деятельность детей, родителей и преподавателей может быть успешной, если:

Дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

Осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности, с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

Создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

Отсутствует навязывание, давление на детей и родителей, действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

2. Формы работы с семьей

2.1. Формы сотрудничества:

Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, коллективного творческого дела.

2.2. Формы познавательной деятельности:

День открытых дверей;

Праздник знаний (импровизации вместе с родителями);

Турниры и т.д.

Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в турнирах соревнуются дети и родители являются активными участниками оказываю психологическую поддержку детей (особенно применимо для групп начальной подготовки)

2.3. Формы трудовой деятельности:

Оформление (плакаты)

Материально-финансовая помощь спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство)

2.4. Формы досуга:

Совместные оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);

Экскурсии, походы

2.5. Встреча с администрацией, специалистами (психологи, врач)

2.6. Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)

2.7. Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками)

Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической ситуации было выявлено, что тренеры-преподаватели испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей.

Ребенок пришел заниматься в школу: 1. На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы: - Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления. - Почему необходимо сотрудничество тренеров-преподавателей и родителей? - В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной школе? - Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать? - Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров-преподавателей и родителей было плодотворным? - Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе? 2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы. 3. Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома. 4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка. 5.Выявить причины дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение. 6. Привлечь родителей к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее. 7. Анализировать отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи. Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях МАУ ДО «ДЮСШ № 4», родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р. Информационные буклеты выполняют еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения - календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители. Непосредственное взаимодействие - встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к МАУ ДО «ДЮСШ № 4», к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении. 3. Основные формы общения родителей и тренеров - организация родительских собраний, индивидуальных встреч, интересных и полезных встреч со специалистами; - работа телефонной линии, по которой родители связываются с тренерами-преподавателями или получают консультацию; - проведение неформальных встреч родителей, детей и тренеров (праздники, спортивные игры и т.д.); - уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей;

Индивидуальная работа тренера-преподавателя с родителями необходима и потому, что семья - глубоко интим­ный коллектив. Обсуждение отдельных воспитательных ситуаций и вопросов, возникших у родителей, становится возможным только в ходе личностного общения и не может быть успешно реа­лизовано даже в небольшой группе. Индивидуальная работа с семьей поз­воляет наметить конкретную программу воспитания ребенка, выбрать индиви­дуальную воспитательную траекторию, предупредить возможные отклонения в его поведении.

4. Принципы в работе с семьей - системность, - уважительность, - единство общественного и семейного воспитания, - оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей. Деятельность тренерско-преподавательского состава школы по организации работы с родителями реализует следующие цели: - просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми; - консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков; - коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

5. Анкеты и тестирования для родителей и обучающихся

Анкета 1

«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»

На первой же встрече тренера с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

    Какого мнения вы о нашем ДЮСШ и о коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?

    Каким вы видите руководителя этого коллектива?

    Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?

    Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

    Чем вы могли бы помочь руководителю ДЮСШ в создании детского коллектива?

    Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Анкета 2

«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

    С каким чувством переступает порог ДЮСШ ваш сын или дочь?

    Как чувствует себя ваш ребенок в коллективе?

    Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива ДЮСШ? Назовите их.

    Как у вашего ребёнка складываются отношения с тренером?

    Создаёт ли, по вашему мнению, ДЮСШ условия для самореализации вашего ребёнка?

    Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его деятельности?

Анкета 3

«ВАШ РЕБЁНОК»

С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье, можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

    Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

    Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

    Как ведёт себя ваш ребёнок дома?

    Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в ДЮСШ, о жизни коллектива, который он посещает?

    Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в ДЮСШ, хочет ли демонстрировать свои достижения?

    Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Методика

«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий, как с родителями, так и с детьми.

Предложения для учащихся:

ДЮСШ для меня – это …

Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

Тренер для меня – это человек, который …

Мои товарищи по коллективу – это …

Занятия для меня – это …

Деятельность, которая мне нравится, - это …

Деятельность, которая мне не нравится, - это …

Предложения для родителей:

ДЮСШ, где занимается мой ребенок, - это …

Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …

Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …

В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения :

Для воспитанников:

Я радуюсь, когда …

Я огорчаюсь, когда…

Я плачу, когда…

Я злюсь, когда…

Мне нравится, когда…

Мне не нравится, когда….

Я верю, когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня, плохие новости, то я …

Если у меня что-то не получается, то я…

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребёнок….

Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

Я плачу, когда мой ребёнок….

Я злюсь, когда ребёнок…

Мне нравится, когда мой ребёнок…

Мне не нравится, когда мой ребёнок…

Я не верю, когда мой ребёнок…

Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

Если у моего ребенка хорошие новости, то…

Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где тренер-преподаватель и родители – единомышленники, объединенные единой целью – сделать жизнь в ДЮСШ, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное – родители и дети должны быть в них искренними.

Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:

«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,

«Мой дом – моя крепость?!»,

«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Тест

«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям .

    Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;

Б) попросите подождать, так как фильм скоро закончится;

В) не обращаете внимания на просьбу ребёнка;

Г) злитесь на ребёнка за то, что он обратился с такой просьбой.

    Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе;

Б) людей, копирующих вас в молодости;

В) маленьких взрослых;

Г) благодарных слушателей.

    Какую причёску вы предпочитаете?

А) которая больше всего вам подходит;

Б) которая отвечает последней моде;

В) которая копирует чью-то причёску;

Г) которая копирует стиль ребёнка.

    Немного о возрасте родителей:

А) знают ли дети ваш возраст;

В) вы подчёркиваете возрастную черту между собой и детьми;

В) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

Г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

    Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

А) стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля;

Б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок;

В) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;

Г) следуете своему пониманию стиля;

    Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

А) посчитаете это личным делом ребёнка;

Б) станете подшучивать над его (её) поступком;

В) признаете, что это стильно;

Г) сделаете то же самое.

    Если музыка звучит в доме на полную громкость:

А) вы затыкаете уши ватой;

Б) уменьшаете громкость;

В) миритесь с увлечением своего ребёнка;

Г) включаете еще громче.

    Если вы спорите со своим ребёнком, то:

А) стараетесь ему возразить;

Б) признаёте его правоту;

В) спорите до полной победы;

Г) уходите от спора.

    Ваш ребёнок празднует день рождения:

А) вы сидите вместе с ним за одним столом;

Б) обслуживаете детей за столом;

В) уходите из дома.

    Ребёнок идёт на дискотеку:

А) вы идёте вместе с ним;

Б) вы не разрешаете ему идти;

В) вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок;

Г) вы ограничиваете его во времени.

    В общении со своими детьми вы:

А) откровенны;

Б) закрыты;

В) сдержанны;

Г) открыты.

    В отношениях со своими детьми вы:

А) ведёте себя как приятель;

Б) как строгий судья;

В) как друг;

Г) как родитель.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.

На основе данной диагностики можно провести с родителями воспитанников вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих взрослых иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения.

В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребёнке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

Определение самостоятельности ребёнка

Можно предложить родителям выполнить следующее задание: определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.

Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

Перечень действий:

Собирается в школу;

Выбирает себе одежду для тренировочного процесса и для праздника;

Делает уроки;

Определяет, с кем ему дружить;

Выбирает направление для занятий в ДЮСШ;

Готовит еду, если это необходимо;

Убирает квартиру по собственной инициативе;

Ходит в магазин за покупками;

Помогает по дому и на даче;

Приглашает друзей к себе домой;

Определяет время возвращения домой после школьного вечера и дискотеки;

Принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;

Распоряжается денежными средствами, которые вы ему даёте;

Объективно оценивает себя и свои поступки;

Сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;

Терпимо относится к младшим братьям и сёстрам;

Помогает в воспитании младших.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

Выявление эмоциональной атмосферы в семье

Ещё одна таблица, которую уместно заполнить родителям, – это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребёнку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации. Она позволяет определить причину высокой тревожности воспитанников. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано ещё и с изменением положения ребёнка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменения эмоционального восприятия ребёнка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.

Таблица для родителей

Слова и фразы, с помощью которых я

Поддерживаю ребёнка

Ругаю его

Если в коллективе есть трудные дети, а значит, и проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и воспитанникам заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблиц родителей и детей.

Таблица для детей

Слова и фразы, которыми мои родители меня

Поощряют

Как часто

Как часто

Заключение

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к дополнительному образованию.

Список литературы

  1. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005.

Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Время: 2–2,5 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики , чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. (2 мин.)

Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Ведущий.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске), давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Обращение по имени, и на ты.
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Конфиденциальность.
  • Правило участия – я принимаю участие в играх.
  • Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
  • Правило хорошего настроения.
  • ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Рисунок 1.

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости.

Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей , окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

  • зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
  • желтый – зону «Относительная свобода»;
  • красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки . Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом!

Тренинговые упражнения для работы с родителями и учащимися

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

    Сказать дружно друг другу “Привет!;

    Стукнуться кулачками;

    Потереться спинками;

    Обнимаемся.

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Игра «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)

    Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах». – М.: Вербум-М, 2001. – 80с.

    Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.

    Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).

    revolution.allbest.ru

    vsekonkursy.ru/

 

Возможно, будет полезно почитать: