Государственной власти органов местного самоуправления общественных объединений. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления. Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус

  • Специальность ВАК РФ22.00.08
  • Количество страниц 248

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

§ 1. Государственное управление и местное самоуправление

§2. Роль местного самоуправления в развитии гражданского общества

§3. Место и роль неправительственных организаций в становлении гражданского общества

3.1. Некоммерческий сектор как объект социологического знания

3.2. Роль организаций «третьего сектора» в реформировании 40 российского общества

§4. Социальное партнерство - путь к гражданскому обществу

4.1. Социальное партнерство: сущность и принципы

4.2. Законодательная база социального партнерства

ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕСТНЫХ 75 ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

§ 1. Практика взаимодействия местных органов власти и неправительственных организаций

§2. Анализ социального партнерства на примере Региональной общественной благотворительной «Координационный центр социальной поддержки» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литература

Рекомендованный список диссертаций

  • Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России 2002 год, доктор социологических наук Якимец, Владимир Николаевич

  • Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти и управления в России 2004 год, кандидат политических наук Баталова, Юлия Владимировна

  • 2003 год, кандидат экономических наук Тадорашко, Константин Павлович

  • 2000 год, кандидат социологических наук Хухлина, Валентина Владимировна

  • 2008 год, кандидат политических наук Шок, Наталия Петровна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль общественных организаций в деятельности органов местного самоуправления»

Россия идет по пути социально-экономических преобразований, и многие исследователи связывают их ход с построением или развитием гражданского общества.

Проблеме формирования гражданского общества в России уделяют серьезное внимание и ученые, и практические руководители, политические и общественные деятели. Она стала неотъемлемой частью современных представлений об обществе, демократии, правовом государстве.

Становление гражданского общества отражено во многих программных документах государства и правительства, политических партий и движений.

Гражданское общество вырастает из потребностей общества в преодолении антагонизма и противоречий, согласовании и гармонизации общественных сил.

Главный смысл и направленность его состоит в осуществлении предназначения человека в его конкретно-исторических и национально-специфических условиях, в том числе и выражения его индивидуальных сил и способностей, «высшим» проявлением которых являются гражданские качества.

Достижение гражданского общества осуществляется двумя способами -самостоятельность действий и взаимодействие. Первый способ означает, что для соединения различных интересов необходима автономность и самостоятельность, самоуправляемость субъектов, а с другой стороны - отношения субъектов стремящихся к такому единству возможно только на основе объединения усилий на базе сотрудничества.

Центральной составляющей гражданского общества являются общественные объединения. Именно здесь осуществляются непосредственные и действительные связи общества и государства, личности и власти, реализуются права и свободы личности, ее самодеятельность и независимость, проявляются уровень и характер демократии, полнота смысла человеческого существования как такового.

По конституции РФ общественные объединения являются посредниками между обществом и государством. Здесь сосредоточены объективные возможности преобразования нашего общества в гражданское демократическое общество, поэтому разработка проблемы социального партнёрства во взаимодействии органов муниципальной власти, как органов местного самоуправления и некоммерческих организаций является актуальной и своевременной.

Становление рыночной экономики в России привело к резкому падению жизненного уровня населения, к расслоению общества, к кризису социальной сферы государства. В создавшейся ситуации особо остро встаёт проблема создания сильной государственной социальной политики.

В современной России необходимо создать такие условия жизни населения, которые бы отвечали интересам и потребностям каждого российского гражданина. Достижение этой цели связано, прежде всего, с территориальной общностью совместного проживания людей, где жизнедеятельность обеспечивается местными муниципальными властями, способными создать условия социального согласия и социального партнерства проживающих на данной территории людей.

Решение проблемы достижения согласия, диалога, сотрудничества, партнерства между различными социальными слоями, между органами местного самоуправления и общественными организациями чрезвычайно важная и актуальная задача современного этапа исторического развития нашего общества.

Актуальность диссертационной работы заключается в том, чтобы раскрыть в системе взаимоотношений населения и местных органов власти предпосылки конструктивных контактов по сотрудничеству, взаимному учету интересов субъектов социального взаимодействия, в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений по вопросам жизнедеятельности населения. Готовность муниципальной власти к социальному сотрудничеству с общественными организациями выступает основным условием и залогом социальной стабильности в обществе.

В рамках социального кризиса, переживаемого российским обществом, становится актуальным проблема социального партнёрства государства и некоммерческого сектора особенно на нижнем уровне власти наиболее близко находящейся к населению и наиболее тесно с ним связанной.

В основе социального партнерства на местном уровне лежит самоуправление, свойственное и местным органам власти и общественным объединениям, что создаёт дополнительные условия для их взаимодействия.

Не менее важный фактор развития социального партнерства социальная активность личности и потребность проявления личной инициативы в реализации социальной политики. Необходима активизация населения по участию в деятельности общественных объединений как средстве выражения гражданской позиции и инструменте влияния на принятие управленческих решений в социальной политике.

Создание условий, способствующих становлению и развитию социального партнёрства, исследование способов и методов практической его реализации на местном уровне способствует развитию демократических функций общества, продвижению его на пути демократизации и построения гражданского общества, что крайне важно для российской действительности.

Исследование роли общественных организаций в процессе решения социальных проблем на уровне местного самоуправления, моделирование социальных технологий, в рамках которых достигается конструктивная связь государственных и общественных способов реагирования на социальные проблемы, становится важным направлением социологической науки.

Актуальность социологического исследования развития некоммерческого сектора и его возрастающего влияния на формирование социальной политики на местном уровне заключается в том, что позволяет выработать предложения по активизации взаимодействия общественных организаций и органов местного самоуправления в социальной сфере и разработать предложения по привлечению населения к участию в решении вопросов его жизнедеятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Категорийно-понятийный аппарат, толкование дефиниций социального партнёрства требуют методологической чёткости. В настоящее время большинство российских исследователей рассматривают социальное партнерство как форму социально-трудовых отношений между наёмными рабочими и работодателями.

Неправительственные организации, которые предлагают свою инициативу, нередко на безвозмездной основе, таким образом, не вписываются методологически в контекст функционирующего общепринятого понятия «социальное партнёрство»

Новая складывающаяся практика общественных отношений на местном уровне социальное партнёрство муниципальных органов и общественного сектора -методологически и теоретически требует уточнения. ^

Автор исходит из того, что социальное партнёрство означает отношения между государством, выступающем в лице правительства, его органов и представителей (в рассматриваемой работе в лице местных органов самоуправления) с другими субъектами - личность, семья, неправительственные организации (НПО) и т.д. Социальное партнёрство есть равноправные отношения между субъектами, которые определяются общностью их потребностей, ценностных ориентацией и интересов на принципе социальной справедливости. В диссертационной работе рассматриваются: взаимодействие государственных органов власти на местном уровне с неправительственными организациями, роль самоуправления в деятельности местных органов власти и общественных организаций, современные тенденции развития некоммерческого сектора и его возрастающей роли в формировании гражданского общества.

Многообразные направления развития, становления и взаимодействия неправительственных организаций с властными органами местного самоуправления рассматриваются в трудах отечественных исследователей: Митрохина В.И., Ященко A.A., Ионовой JI.A., Вилинова И.В., Савченко П.В., Якимец В.Н., Модель И.М., Модель Б.С., Киселева В.Н., Смольнова В.Г., Мигирова Р.П., Коноваловой JI. Федулина А. и др.1

Анализ работ выше перечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что отличительной особенностью российской действительности является недостаточная сформированность партнёров социальных отношений, как со стороны государственных органов власти, так и со стороны взаимодействующих с ними НПО. Государственная политика в отношении социального партнерства с НПО в России находится в процессе формирования. Социальное партнерство, как системообразующая основа гражданского общества переживает зачаточное состояние и пока слабо выступает как амортизатор социальной напряженности в обществе. Естественно, важной задачей является разработка чётких, концептуальных ориентиров, обоснование эффективной модели социального партнёрства между государством в лице местного самоуправления и некоммерческих, негосударственных организаций (в дальнейшем НПО), предложений и рекомендаций по формированию государственной социальной политики по этим направлениям. Частью государственной социальной политики является выработка благоприятных условий для развития двух составляющих социального партнёрства: системы местного самоуправления - местных органов власти и неправительственного сектора -общественных объединений. По мнению диссертанта, общим в рассматриваемых работах является анализ тенденции развития неправительственного сектора. Исследователи отмечают повышение социальной роли НПО, вызванного неспособностью государства удовлетворить в полной мере потребности населения в социальных услугах. Привлечение НПО к деятельности в социальной сфере снижает нагрузку на государство и расширяет

Матюхин A.B. Концепция политической модернизации российского общества. Дисс., М.,1998; Кисилев В.Н., Смольнов В.Г. Социальное партнерство в России. М., 1998; Семигин Г.Ю. Социальное партнерство как сектор политической стабилизации российского общества. Автореферат дисс. М., 1993; Ионова О.Б. Социальные технологии партнерства. М., 2000; Савченко П.В. Некоммерческие организации в системе институциональных отношений М,. 2000; Модель И.М., Модель Б.С. Власть и гражданское сообщество России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. Екатеринбург, 1998; Вилинов И.Е. Формирование системы социального партнерства. Автореферат дисс. М., 1998; Трубицин A.B. Социальная политика: к выработке новых ориентиров. М., 2000; Л.Коновалова Неправительственные организации в государстве и обществе М., 2000; М. Кляйнберг Некоммерческие общественные организации в российском секторе социального обеспечения. М., 2000. сферу деятельности НПО. Социальная сфера является тем полем, на котором объективная необходимость способствует возникновению эффективного и полноценного социального партнерства между НПО и государственными органами власти.

В представленной диссертационной работе, исследуется социальное партнёрство между негосударственными, некоммерческими организациями и органами местного самоуправления по решению проблемных ситуаций в социальной сфере на базе опыта сотрудничества Региональной общественной благотворительной организации (в дальнейшем РОБО «КЦСП») с Управой района «Красносельский».

Проблемы местного самоуправления достаточно глубоко исследовались и в России и за рубежом.

Поиск теоретических и практических решений в этом направлении важная и актуальная проблема сегодняшнего дня. Об этом свидетельствуют работы И. Бабичева, А. Воронина, А. Гладышева, В. Голованова, П. Бирюкова, J1. Гильченко, И. Овчинникова, Е. Заборовой и др.2 В этих работах дан анализ общих проблем развития самоуправления на уровнях: государственном, региональном и муниципальном, местном; рассматривается взаимодействие различных уровней власти, их роль в становлении демократического общества в России.

В ряде работ анализируются проблемы правового регулирования деятельности местных органов власти с точки зрения функции самоуправления. В последнее время появляются исследования о роли местных органов власти в политическом и экономическом развитии регионов, но отсутствуют работы, в той или иной мере охватывающие весь комплекс социальных вопросов, связанных с социальным партнёрством неправительственных организаций и местных органов власти как института самоуправления.

Практика развития социальной деятельности ставит перед социологической наукой задачи и требует теоретического исследования противоречия между потребностями общества в эффективном социальном партнёрстве между органами местного самоуправления и НПО и реальным состоянием этого партнёрства не соответствующего

1 1 - " 1 "" - .

И. Бабичев Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. М., 2000; Воронин А.Г. и др.

Редкол./ Местное самоуправление в Российской Федерации. М., 1998; А. Гладышев Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М., 1999; В. Голованов Управление и самоуправление в крупном городе М., 1997; П. Бирюков Основы местного управления и самоуправления М.,1998; J1. Гильченко Местное самоуправление: долгое возвращение: Становление местного самоуправления в России. М., 1998; И. Овчинников Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999; Заборова E.H. Система самоуправления и территориальная самодеятельность городского населения, Екатеринбург, 1998. требованиям сегодняшнего дня и целям построения гражданского общества в нашей стране.

Целью диссертационной работы является изучение закономерностей возникновения и развития социального партнерства между органами местного самоуправления в лице местных органов власти и общественным неправительственным сектором, разработка практических рекомендаций по стимулированию и оптимизации данного процесса в социальной сфере. Определение места и роли неправительственных организаций в формировании гражданского общества в России на уровне местного самоуправления.

Постановочными задачами диссертации являются:

Анализ социального партнёрства как системы взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций;

Уточнение понятия «местное самоуправление» по отношению к местным органам власти - муниципалитетам, в рамках города Москвы - управам;

Анализ современной концепции и модели взаимодействия органов местного самоуправления как государственной власти на местах с неправительственными организациями;

Обоснование роли «третьего сектора» и местного самоуправления в формировании гражданского общества в России;

Проведение социологического анализа социального партнёрства между местными органами власти и общественными организациями на примере района «Красносельский» г. Москвы и на его основе обоснование повышения роли неправительственных организаций и социального партнёрства между местными органами самоуправления и некоммерческими организациями на современном этапе развития российского общества;

Объекты исследования - местное самоуправление, негосударственные некоммерческие организации, их взаимодействие в социальной сфере.

Предмет исследования - социальное партнёрство как система взаимодействия между местным самоуправлением и общественными объединениями.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования включает теоретические разработки ведущих отечественных и западных социологов в области изучения и развития концепции социального партнёрства между государством и неправительственными организациями; его влияния на формирование гражданского общества, роли общественных организаций в деятельности местных органов власти, материалы исследований, научно-практических конференций, положения законодательных и нормативных актов.

В работе использован социологический метод исследования с использованием теоретико-методологического анализа системных понятий исследования. Автором разработаны анкеты и под его руководством проведен социологический опрос 300 жителей и 300 экспертов (руководителей государственных, коммерческих, общественных организаций, работников Управы и её служб). Выборка репрезентативная.

Исследовательская гипотеза: формирование в России гражданского общества невозможно без решения фундаментальной проблемы социального партнёрства органов власти на местном уровне с неправительственными организациями, представляющими интересы огромного числа населения.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

Обобщён отечественный опыт взаимодействия органов муниципальной власти как органов местного самоуправления и неправительственных организаций в лице общественных объединений. На основе этого обобщения впервые представлен процесс эволюционирования понятия «местное самоуправление», в том числе с позиций его включения в содержание управления на местном государственном уровне и анализ общих и отличных черт, присущих самоуправлению властных органов на местах и самоуправлению общественных объединений;

Введены в научный оборот эмпирические данные, углубляющие понятие социальною партнёрства государственных органов власти и неправительственных организаций как нового социального института, активно способствующего формированию гражданского общества в России;

На основе анализа социологических исследований обоснован механизм повышения роли неправительственного сектора в деятельности местного самоуправления;

Проанализированы специфика и механизмы взаимодействия государственных органов власти и неправительственных организаций на низшем звене государственного управления;

На основе социологического опроса определены трудности и проблемы развития социального партнёрства на местном уровне между государственными органами власти и общественными организациями, обусловленные с одной стороны, социальноэкономическим положением в стране, неподготовленностью государственных служащих к социальному диалогу, социальному партнёрству, несовершенством законодательной базы, неудовлетворительным состоянием информационного поля, а с другой стороны, слабым вовлечением самого населения в самоуправляющиеся общественные объединения и недостаточным их участием в процессах принятия решений на государственном уровне;

Предложены эффективные модели внедрения и развития социального партнёрства между государственными органами власти и общественными организациями в социальной сфере обслуживания льготных категорий жителей.

Практическая значимость работы определяется потребностьюосмысления созидательной роли социального партнёрства между органами местного самоуправления и и некоммерческими организациями, необходимого для развития социальной сферы, оперативного решения социальных проблем. Участия населения в управленческой деятельности, в подготовке и принятии решений по планированию и реализации социальной политики на местном уровне.

Практическая значимость настоящего исследования обусловлена содержанием предложений и рекомендаций по формированию эффективной системы социального партнёрства между местными органами власти и неправительственными организациями, по привлечению населения к активному участию в реализации социальной политики на местном уровне.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы в разработке нормативно-законодательной базы по развитию социального партнёрства, в подготовке управленческих кадров различного уровня, в деятельности неправительственных организаций, вступающих в социальное партнерство с государственными органами власти на местах, в работе местных органов самоуправления по привлечению населения к активному участию в общественной жизни.

Эмпирическую базу исследования составили данные официальной статистики, в том числе городского статистического управления Москвы, материалы Управы «Красносельский» и результаты социологических исследований, проведённых автором. Основными нормативными источниками стали: нормативная база по некоммерческим организациям, социальному партнёрству, самоуправлению в России и Москве, Европейская хартия о местном самоуправлении, Конституция Российской Федерации.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные выводы идеи и положения диссертационной работы базируются на 10-летнем практическом опыте работы автора руководителем общественной благотворительной организации «Координационный центр социальной поддержки» реализующей на практике механизм социального партнерства с местными органами власти в лице Управы района «Красносельский». Этот опыт был рассмотрен и получил одобрение мэрии Москвы.

Положения диссертации изложены автором в публикациях и выступлениях на «круглых столах», в работе научно-практической конференции «Роль неправительственных организаций в деятельности государственных органов власти» 1998 г. ЦАО, г. Москвы, слушаниях в Государственной Думе в апреле 2002 г., в материалах, подготовленных Управой «Красносельский» для администрации Центрального округа, а также в трёх публикациях объёмом более 5 п.л.

Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры социологии социальной сферы СТИ МГУС.

Положения, выносимые на защиту:

Самоуправление - базовый принцип местных органов власти и общественных организаций, регулирующий право граждан на самостоятельное заведование местными делами и являющийся способом организации и участия в осуществлении власти на местах.

Самоуправление, некоммерческий сектор, социальное партнёрство - основные, определяющие институты гражданского общества, позволяющие наиболее эффективно использовать общественный потенциал в управлении обществом.

Гражданские инициативы являются тем самым элементом «социального капитала», без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.

Привлечение общественного сектора к оказанию социальных услуг на основе социального партнёрства с местными органами власти является новым явлением в социальной сфере России, способствующим развитию демократии в обществе.

Отсутствие целостной комплексной и системной государственной политики в области социального диалога и социального партнёрства власти и НПО включающей все необходимые компоненты: правовой, организационно-структурный, научно-методологический, материально-финансовый и информационный, сдерживают развитие российского общества.

На опыте социального партнёрства между местными органами власти и общественными организациями в сфере оказания социальных услуг доказана реальность социального сотрудничества в решении наиболее острых социальных проблем наиболее нуждающихся групп населения.

Успешное социальное партнёрство между органами власти и НПО, работающими в сфере оказания социальных услуг, зависит от следующих факторов:

Наличия целенаправленной государственной политики в области социального партнёрства с «третьим сектором»;

Сформированности законодательной базы, в том числе и в налогообложении, стимулирующей государственные и коммерческие структуры к сотрудничеству с НПО;

Координации усилий НПО и государственных структур в социальной сфере деятельности;

Информационного обеспечения процессов социального партнёрства, продвижения идей «третьего сектора» и социального партнёрства в сознание людей,

От субъективных факторов, т. е. от уровня компетентности и ответственности кадрового состава государственных руководителей и лидеров неправительственных организаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

  • 2009 год, доктор политических наук Васильева, Татьяна Алексеевна

  • Институционализация межсекторного социального партнерства: региональный аспект: На примере Республики Бурятия 2006 год, кандидат социологических наук Чернобровкина, Елена Павловна

  • Некоммерческие организации в региональной политике: на примере Дальневосточного федерального округа Российской Федерации 2010 год, кандидат политических наук Кияшко, Евгения Юрьевна

  • Взаимодействие органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса как форма социального партнерства 2009 год, кандидат социологических наук Ловкова, Анастасия Анатольевна

  • Институционально-экономические основы развития гражданского общества в России 2008 год, кандидат экономических наук Ковалев, Александр Петрович

Заключение диссертации по теме «Социология управления», Боцу, Ирина Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проблемой «Роль общественных организаций в деятельности местных органов самоуправления» автор рассмотрел большой комплекс задач, что позволило:

Изучить имеющиеся материалы (законодательные и нормативные акты, документы органов власти, научные публикации, материалы периодической печати и т. д), о методологии, теории и практике государственной политики по данной проблеме; рассмотреть понятийный аппарат и концептуальные подходы к проблеме;

Изучить зарубежный опыт по решению данной проблемы (на примере стран Западной Европы) и опыт развития НПО, его роли в реформировании общества в России;

Провести оценку действий местного самоуправления по установлению социального партнёрства с общественными организациями на местном уровне, оценку роли НПО в развитии органов местного самоуправления, проанализировать результаты совместной работы Управы с НПО на базе работы общественной благотворительной организации «Координационный центр социальной поддержки»;

Разработать предложения, позволяющие, по мнению автора, повысить роль общественных организаций в их сотрудничестве с местными органами самоуправления.

Таким образом, можно сделать выводы:

Создан социальный портрет взаимодействия органов местного самоуправления и организаций «третьего сектора».

Установлено, что на местном уровне закладывается фундамент демократического гражданского общества, а социальное партнёрство органов местного самоуправления и НПО - путь к его становлению.

Определено, что некоммерческий неправительственный сектор является значительной и динамично развивающейся компонентой общественной жизни. Он не только служит удовлетворению насущных потребностей людей, но и представляет собой мощную и растущую экономическую силу, которая влияет на все стороны общественной жизни.

На.местном уровне механизмы участия неправительственных организаций в реализации государственной социальной политики не сложились в полной мере как общепринятая практика. Сохраняют значительную роль субъективные факторы, влияющие на взаимодействие НПО с государственными структурами в решении проблем социальной сферы, в связи с чем, это взаимодействие нельзя назвать стабильным. Информационное поле по развитию НПО и социального сотрудничества сужено и развито слабо. Потенциал информационной составляющей социальной политики в области социального партнерства не используется в полной мере, что тормозит развитие процесса. Необходима целенаправленная работа по формированию общественного мнения в пользу социального партнёрства, его развития.

Развитие социального партнерства между органами мастного самоуправления и неправительственными организациями во многом зависят от инициативы и активности организаций «третьего сектора». Способность к привлечению дополнительного финансирования, профессионализм кадров, работающих в НПО, самостоятельность и высокая степень ответственности за качество решений проблемы и полноту взятых на себя обязательств, умение выражать и лоббировать свои интересы и интересы граждан на уровне принятия государственных решений, в частности на уровне местного самоуправления определяют успех таких действий.

Выявлено, что многие проблемы «третьего сектора», особенно на местном уровне, связаны с отсутствием достаточно разработанной и эффективной правовой базы. Существующая законодательная база не охватывает все поле деятельности неправительственного сектора, социального партнёрства между государственными органами власти, коммерческим сектором и неправительственными организациями. Уже действующие нормативные акты требуют доработки и совершенствования. Процесс развития законодательной базы на местном уровне находится в зачаточном состоянии и требует активизации и расширения.

Показана ведущая роль государства в условиях формирующегося гражданского общества, в становлении и развитии социального партнёрства. Государство разрабатывает стратегию и приоритеты социальной политики, организует их практическое воплощение с участием социальных партнеров по установленным нормам.

Определено основное значение и роль НПО в построении гражданского общества. Развитие НПО определяет демократическое развитие государства. Они осуществляют контроль за деятельностью органов государственной власти, обеспечив,ают гражданам возможность участия в управлении происходящими в обществе процессами.

В ходе проведенного социологического исследования подтверждена гипотеза о том, что формирование в России гражданского общества невозможно без решения основополагающей проблемы социального партнерства органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями. Развитие НПО определяет демократическое развитие государства. Они осуществляют контроль за деятельностью органов государственной власти, обеспечивают гражданам возможность участия в управлении, происходящими в обществе процессами.

Успех формирования социального партнёрства государственных органов власти с неправительственными организациями и сектором бизнеса во многом зависит от решения этих вопросов на «низовом» уровне, на уровне управ в г. Москве. Именно на этом уровне возникают наиболее простые и действенные формы взаимодействия власти и общественности.

Сформулированы основные условия становления и развития социального партнёрства местных органов самоуправления и некоммерческих организаций, первоочередной задачей которых, является разработка концепции грамотной социальной политики, предусматривающей меры по развитию «третьего сектора», повышению его роли в развитии гражданского общества в стране, повышению участия граждан в управлении жизнедеятельностью населения.

Предложена модель организационного развития социального партнёрства общественных организаций с органами местного самоуправления, предусматривающая меры по поддержке некоммерческих организаций. Для создания по-настоящему устойчивого и действующего «третьего сектора» необходимы государственная поддержка, в том числе финансовая, инвестиции в образование и подготовку кадров, работающих в «третьем секторе».

Выявлено, что на местном уровне механизмы участия неправительственных организаций в реализации государственной социальной политики не сложились в полной мере как общепринятая практика. Сохраняют значительную роль субъективные факторы, влияющие на взаимодействие НПО с государственными структурами в решении проблем социальной сферы, в связи с чем, это взаимодействие нельзя назвать стабильным.

Социальное партнерство между неправительственными организациями и государственными органами власти процесс диалектический, развивающийся. Меняются социальные отношения в обществе, изменяется роль государства, меняется роль общественных организаций. Этот процесс в настоящее время нельзя назвать постоянным, он скорее имеет дискретный характер, чрезвычайно подверженный субъективным факторам. Потребуются усилия всех заинтересованных сторон с тем, чтобы успешно развивалось, чтобы процесс развития социального партнерства стал необратимым и общепризнанным.

Важной задачей является развитие социального партнёрства общественного сектора с органами местного самоуправления в социальной сфере, где в полной мере проявляются возможности некоммерческих организаций по снятию социального напряжения, использования социального капитала граждан, реализуются основные качества «третьего сектора»: взаимопомощь, солидарность, гуманность и т.д.

Показана необходимость создания в составе государственных ведомств соответствующих структур для осуществления связи с НПО, без которых, поддерживать постоянный диалог с обществом невозможно и неэффективно.

Социальное партнёрство между неправительственными организациями и государственными органами власти процесс диалектический, развивающийся. Меняются социальные отношения в обществе, изменяется роль государства, меняется роль общественных организаций. Этот процесс в настоящее время нельзя назвать постоянным, он скорее имеет дискретный характер, чрезвычайно подверженный субъективным факторам. Потребуются усилия всех заинтересованных сторон с тем, чтобы успешно развивалось сотрудничество всех трех секторов экономики, чтобы процесс развития социального партнёрства стал необратимым и общепризнанным.

Именно общественные объединения, неправительственные организации в целом, их взаимодействие с органами местного самоуправления, ориентированное на «социальное партнерство» может и должны стать основным принципом объединения усилий государства и граждан в решении проблем развития общества. Неправительственные организации могут стать весьма эффективным резервом активизации деятельности органов самоуправления и управления по выполнению программ социально-экономического развития района, региона, города, созданию климата доверия и согласия, оздоровлению общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Боцу, Ирина Анатольевна, 2002 год

1. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы: Матер, науч. конф М., 1994

2. Автономов A.C., Захаров A.A., Казакова Е.Ю, и др. Местное самоуправление в современной России: права, обязанности и деятельность представительных органов власти, Междунар. респ. инт, Фонд развития парламентаризма в России. М., Весь мир, 1999. 79 с.

3. Аникин Е.М. Местное самоуправление может стать интерактивным социальным управлением // Вестник Российского ин-та дружбы народов. М., 2001, №1 С. 56-61.

4. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность Екатеринбург, 1998.295 с.

5. Антипьев А.Г., Захаров H.H., Шишигин A.B., Местное самоуправление социально-политический институт гражданского общества. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1999. 130 с.

6. Архангельский В.Н. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. Учеб. пособ. М. Изд-во РАГС 1997. 78 с.

7. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М. 1990.

8. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968.

9. Бабич А.М. и др. Хозяйственный механизм в некоммерческих организациях АГС. М., 1993. 170 с.

10. Бабичев И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие М., Вост.рубеж, 2000. 207 с.

11. Бабун Р.В, Мапьковец Н.В. Самая близкая к народу власть (О местном самоуправлении для всех) Пособие для населения и обществ, организ. /Ассоц. сибир. и дальневосточных городов. Новосибирск. 2000. 115 с.

12. Барабашев Г.В. Местное самоуправление трудное дитя России сегодня! //Российский журнал самоуправления, 1992 №1 с 48-51.

13. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.

14. Белоцерковский В. Самоуправление будущее человечества или новая утопия? М., Интер-Версо: Международные отношения, 1992 с. 159.

15. Белых А.К. Управление и самоуправление. Социалистическое управление: сущность и перспективы развития. Л., Наука, 1972. 209 с.

16. Бирюков П.П., Основы местного управления и самоуправления М., ИМ-Информ, 1998. 136 с.

17. Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. Учебное пособие. М., АНХ, 1988.

18. Большаков В.Ю. /под редак. Общество и политика: современное исследование, поиск концепции СПб. С. Петербург, 2000.

19. Большой толковый социологический словарь Т. 1-2 М., 1999.

20. Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления. //Социологические исследования, 1997. №1 с. 98-111.

21. Бородкин Ф.М. Третий (неприбыльный) сектор общества //Состояние третьего (неприбыльного) сектора в обществе: экспертные статьи. Новосибирск, 1996. 76 с.

22. Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? М. 2001.

23. Брячихин А.М. Власть в городе. М. Знание, 1995.

24. Булысова Е. Социальное партнёрство как система урегулирования конфликтов в сфере социально-трудовых отношений в России. Автореферат канд. диссерт. М, 2000 г.

25. Бурлацкий Ф.М. Государство и коммунизм. М.,: Соцэкгиз, 1963. 247 с.

26. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/, Изд-во Рост. Гос. ун-та, 2000. 233 с.

27. Васильев В.Н. Анализ результатов социологического опроса населения и представителей исполнительной власти Ленинградской области о местном самоуправлении. М., 1999. 65 с.

28. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

29. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и местном хозяйстве. М-Л., Госиздат, 1928.

30. Вилинов И.Е. Формирование системы социального партнерства Автореферат дис. Академия труда и социальных отношений, М., 1998. 20 с.

31. Власть, НПО и пресса в регионах России: противостояние или взаимодействие. / Региональная пресса России и структуры гражданского общества. М., 1999.

32. Волков Ю.Е. Так рождается коммунистическое самоуправление (опыт конкретно-социологического исследования) М., Мысль. 1965. 240 с.

33. Воронин А.Г., Мурашко А.Ф., Генисаретский О.И. и др. Местное самоуправление в современной России М., 1998. 240 с. (Научный доклад обществ, науч. фонд, № 50)

34. Гавра Д.П. Социальные институты //Социально-политический журнал, 1998 №2. с. 123-132.

35. Гладков А.П. Анализ современной ситуации в развитии местного самоуправления на примере Астраханской области М., 2000, 4.2 234 с.

36. Гладышев А.Г. Муниципальное образование: стратегии и технологии антикризисного развития. М., 1997.

37. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., Славянский диалог, 1996.

38. Гильченко Л., Местное самоуправление: долгое возвращение: Становление местного самоуправления в России / Моск. общест. науч. фонд М., 1998. 109 с.

39. Гильченко Л. Зигзаги реформы //Российская Федерация, 1996. №8. с. 26-27.

40. Глисон Г., Управление: Общественный сектор в процессе перемен/ Пер. с англ. Понизовкиной Е.Г., Екатеринбург, 1998. 102 с.

41. Глухов A.B. Местное самоуправление в условиях перехода к демократической организации общества, (на примере России). Автореферат диссер. М., 1997. 25 с.

42. Голикова Г.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации: опыт и проблемы // Синергетика в современном мире; сб. материалов международ, науч. конфер. в г. Белгороде. Белгород, 2001 43 с.

43. Голованов В.И. Управление устойчивым развитием района в городе Москве. М., Наука, 1996.

44. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М., МП «Сувенир», 1994.

45. Государственное и административное устройство Германии. Мюнхен-Бонн, 1994.

46. Государство и неправительственные организации: социальное партнерство и социальный диалог дальневосточ. городов. Новосибирск, Новосибир. гос. акад. экономики и управления, 2000. 115 с.

47. Гуманизм на практике М., МГСУ и ЦСО «Раменки» М., 1995. 120 с.

48. Данилов Ф.А. Государственная власть и местное (городское и земское) самоуправление. М., 1907. 71 с.

49. Дахин A.B. под редак. Состояние и тенденции развития муниципального самоуправления в России и Республике Корея, сравнительные подходы, Информ. бюлл. НИЦ СЭНЭКС. Янв. июль 2000 г. Н.Новгород, 2000. 181с.

50. Драго Р. Административная наука. М., Прогресс, 1982.

51. Дыльнов Г.В. Местное самоуправление в системе власти РФ //Проблемы местного самоуправления //Местное самоуправление. Политологический подход. Сб. науч. тр. /Под ред. В.М.Долгова. Саратов, 1994. с. 47-53.

53. Заборова E.H. Система самоуправления и территориальная самостоятельность городского населения //Регион. Экономика и регион. Политика, Екатеринбург. Вып. 4

54. Зиновьев А.П. Политические партии и общественные объединения промышленников и предпринимателей России на рубеже XIX XX веков: учеб пособ. /Гос. ун-т. упр. М., 2000. 116 с.

55. Знаменская К.Н. Формирование механизма муниципального управления на уровне административного района крупного города. СПб., 1994.

56. Зотова В.Б., Поршнева А.Г. Пути решения муниципального управления: Сб. ст. /Муниц. акад гос. упр., М., Прима-Пресс-М, 1999. Вып. 1. 232 с.

57. Зотова З.М. науч. рук. и составитель., Материалы конференции Актуальные проблемы реформы местного самоуправления в современной России», М., 1998. 181 с.

58. Иванов Л.В.-отв. Ред. Роль территориального общественного самоуправления в становлении городского сообщества: Тез науч. прак. конф., Тверь, 1999. 183 с.

59. Иванова JT.A. Актуальные проблемы развития социального партнёрства в республике Мордовия в современных условиях Саранск. 2001. 243 с.

60. Игнатов В.Г., Хоперская Л.Л., Понеделков A.B. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность. Ростов на/Д., 1998. 148 с.

61. Из практики парламентов ведущих стран Запада ИТАР TAC, 1993 г.

62. Институты власти во Франции. М., 1995 г.

63. Ионова О.Б. Социальные технологии партнерства И Вестник Моск. Универ.-та. Сер. 18 Социология и политология. №4. М. 2000.

64. Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. С.Петербург. Просвещение. 1994. 175 с.

65. Кисилев В.Н., Смольнов В.Г. Социальное партнерство в России. М., 1998.

66. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1996 г.

67. Кляйнеберг М., Некоммерческие общественные организации в российском секторе социального обеспечения //Журн. социол. и социал. антропологии 2000. Т.З, 3 1 С. 134-153.

68. Когут A.B. Система местного самоуправления. СПб., 1995. 62 с.

69. Кокотов А.Н. О легализации общественных организаций Екатеринбург Свердловский юридический институт, 1993. 5 с.

70. Коновалова Л., Неправительственные организации в государстве и обществе И М., 2000.

71. Кох И.А. Кадровый потенциал и социально-этические проблемы становления и развития: Тез. докл. уральс. науч. практ. конф. Пермь, 1998. с. 82-87.73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257). Управление. Вып. 7. С. 14-18.

Р. Х. Мухаметшина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Общественные объединения, участвующие в решении социально значимых проблем территорий муниципальных образований, способны стать мостиком между жителями и органами местной власти. В статье рассмотрены проблемы функционирования общественных объединений и изложены рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями.

Ключевые слова: общественные объединения, некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, органы местного самоуправления.

Общественные объединения1 и иные некоммерческие организации являются важным источником социальных инноваций, вносят весомый вклад в реализацию основных целей и задач социальной политики, осуществляемой органами местного самоуправления, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства.

Наиболее заметно данный процесс нашел свое воплощение в жизни Челябинска, несомненно, в большей степени благодаря содействию администрации города.

В Челябинской области по состоянию на 01.07.2011 г. в ведомственном реестре Управления юстиции зарегистрировано 3906 некоммерческих организаций. По сравнению с 2006 г. число зарегистрированных некоммерческих организаций увеличилось на 18802.

«Территориально основное число общественных организаций и некоммерческих партнерств сосредоточены в областном центре -примерно 80 %. Во втором по величине городе области - Магнитогорске - функционируют примерно 6 % общественных объединений и 17 % некоммерческих партнерств. Остальное число зарегистрированных общественных ор-

Сравнительный анализ показателей по государственной регистрации некоммерческих организаций за 2010 и 2011 гг.4

ганизаций распределяются по области в зависимости от размеров муниципальных образований - Миасс (232 зарегистрированных общественных организаций), Златоуст - 192, Озерск

87, Снежинск - 78, Касли - 52, Кыштым - 51, Карабаш - 13 и т. п.»3.

От того, насколько грамотно будут построены отношения органов местного самоуправления с общественными объединениями, в немалой степени зависит и благополучие населения.

Успешность городской политики, проводимой органами местного самоуправления, в значительной степени определяется степенью соучастия, заинтересованности, вовлеченности некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в реализацию принятых решений местного значения, т. е. успешностью процесса взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций.

Активную работу по данному направлению осуществляет Управление по взаимодействию с общественными объединениями, основной задачей которого является функциональное обеспечение взаимодействия Администрации города с различными общественными объ-единениями5. Эффективность деятельности Управления по взаимодействию с общественными объединениями достигается в первую очередь благодаря многоуровневому партнерству, при использовании потенциала общественных организаций, граждан совместно с административным ресурсом и ресурсами бизнеса для блага и развития города.

На сегодняшний день существуют следующие формы взаимодействия с общественными объединениями:

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд6. К сожалению, на сегодняшний день у общественных объединений нет возможности даже участвовать в конкурсе на размещение заказа, так как соперничать с коммерческими предприятиями они не в состоянии. Хотя у общественных объединений имеется большой потенциал, они наиболее приближены к местному населению, видят его проблемы и в решении некоторых из них могут действовать эффективнее бизнес-структур.

2. Выделение грантов на конкурсной основе и контроль за их использованием. «Грант -денежные средства, в том числе материальные ресурсы, предоставляемые на безвозмездной и

безвозвратной основе из бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов и благотворительных организаций. В системе бюджетного федерализма термин ‘грант’ используется как синоним термина ‘трансферт’»7. Право участия в конкурсе на получение муниципальных грантов предоставляется некоммерческим организациям, действующим на территории города Челябинска не менее одного года. Необходимо отметить, что Челябинск - первый город в нашем регионе, который стал предоставлять муниципальный грант общественным организациям.

3. Предоставление некоммерческим организациям льгот налогового и неналогового характера. «Органы местного самоуправления города Челябинска оказывают поддержку некоммерческим организациям, цели и направления деятельности которых соответствуют направлениям развития города Челябинска в форме предоставления льгот в виде полного или частичного освобождения от местных налогов, направляемых в бюджет города, в соответствии с законодательством в установленном порядке, либо в форме установления льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности города Челябинска, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Челябинска»8.

4. Совместная разработка городских и отраслевых целевых программ и координация деятельности при их реализации.

5. Предоставление информации о проводимой в городе социально-экономической и бюджетной политике, о мероприятиях, связанных с деятельностью некоммерческих организаций с целью привлечения граждан города Челябинска к более активному участию в жизни города.

Таким образом, формы взаимодействия органов местного самоуправления и общественности условно можно разделить на две группы

Экономические и неэкономические формы. Основными неэкономическими формами являются общественные советы, обмен информацией, оказание образовательной и методической помощи. Основными экономическими формами взаимодействия выступают совместная реализация социальных программ, формирование и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, гранты (субсидии), имущественная поддержка негосударственных некоммерческих организаций.

В настоящее время в Управлении по взаимодействию с общественными объединениями можно выделить следующие проблемы:

1. Финансирования - из бюджета выделяется только % средств на реализацию мероприятий, основные источники - средства партнеров, спонсоров.

2. Нехватка кадров - штат структурного подразделения состоит из 6 должностных единиц.

3. Управление не разбито на отделы по видам деятельности.

Многие общественные объединения сталкиваются с целым рядом трудностей в процессе своего функционирования. Можно выделить 3 группы проблем по степени их остроты.

совую, информационную и консультационную помощь, передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы на одинаковых с государственными и муниципальными учреждениями условиях (сегодня последние освобождены от НДС).

Подобный реестр может быть размещен в открытом доступе на Web-странице Управления и обновляться в текущем режиме. Подтверждением статуса может быть размещение ежегодного публичного отчета о деятельности данных организаций.

Группы проблем по степени остроты для общественных объединений

Степень остроты проблемы Проблема

Проблема очень остра - Нехватка денежных средств

Проблема ощущается не очень остро - Отсутствие необходимой материальной базы - Недостатки системы налогообложения - Несовершенство законодательной базы - Неразвитость финансовой поддержки со стороны органов власти - Отсутствие центра общественных объединений - Отсутствие реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - Отсутствие муниципального социального заказа

Проблема ощущается слабо - Проблема с арендой помещения - Недостаточное внимание общественности к проблемам и деятельности объединения - Отсутствие (нехватка) квалифицированных сотрудников (юрист, бухгалтер и др.) - Нехватка знаний о некоммерческой деятельности - Пассивность членов и участников объединения - Недостаточное внимание со стороны средств массовой информации - Недостаточное количество активистов (волонтеров, добровольных помощников) - Отсутствие (недостаточность) информации о других общественных объединениях - Организационные/управленческие проблемы

Одним из способов совершенствования взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления является создание реестра социально ориентированных некоммерческих организаций.

У общественных объединений, включенных в подобный реестр, появится возможность рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финан-

Проблему неразвитости финансовой поддержки может решить размещение муниципального заказа на выполнение социальных услуг для социально ориентированных некоммерческих общественных организаций.

Некоммерческие организации должны участвовать в конкурсе на размещение муниципального социального заказа в таких сферах, как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие.

Общественные объединения имеют определенные преимущества, такие как инициативность, мобильность и низкий уровень накладных расходов, которые помогут им выигрывать часть таких конкурсов.

Размещение муниципального социального заказа среди некоммерческих организаций привело бы к более эффективному использованию бюджетных средств и обеспечению качественного предоставления населению социальных услуг. Социальный заказ не только позволит органам местного самоуправления эффективно делать свою работу, но и даст некоммерческим организациям нормальную основу для существования, для активной, а главное, высокопрофессиональной работы.

Некоммерческие организации станут более популярными, благодаря публикациям в средствах массовой информации, и, следовательно, более жизнеспособными, они научатся деловому образу жизни. Общественные объединения и органы местного самоуправления станут партнерами, а не начальниками - подчиненными, что повысит степень демократии в обществе и активизирует население на участие в самоуправлении.

Конечная цель размещения данного заказа

Снятие некоторой доли социального напряжения в обществе путем вовлечения людей в социально значимую деятельность и максимально рациональное использование средств, выделяемых на муниципальные социальные программы, с гарантированным конечным результатом.

Важным шагом к совершенствованию взаимодействия является создание Центра общественных объединений.

Основной целью Центра станет координация деятельности общественных объединений, создание инфраструктуры и материальной базы поддержки общественных структур, а также содействие развитию демократии и гражданского общества, социально-экономическому развитию города Челябинска, эффективному взаимодействию бизнеса, власти и общественности.

Создание Центра позволит решить такие проблемы, как отсутствие (недостаточность) информации о других общественных объединениях; проблему с арендой помещения; недостаточное внимание общественности к проблемам и деятельности общественных объединений; отсутствие (нехватка) квалифицированных сотрудников (юрист, бухгалтер и др.).

Кроме того, передав Центру имущество в оперативное управление, Администрация города сократит расходы бюджета на аренду помещений для проведения различных мероприятий с участием общественных объединений. Исчезнет проблема поиска помещений для проведения данных мероприятий, как для Администрации города, так и для самих общественных объединений, поскольку в данном Центре появится возможность создания постоянно действующей площадки для проведения научно-практических конференций, форумов, обучающих семинаров, праздников, концертов, переговоров и др.

Общественные организации смогут объединяться друг с другом и с органами местного самоуправления для решения общественно значимых проблем. Повысится внимание общественности к проблемам и деятельности общественных объединений, поскольку население будет знать, что существует Центр, объединяющий правозащитные, национально-культурные, спортивные, военно-патриотические, женские, молодежные и иные общественные организации и в который можно будет обратиться по интересующим вопросам.

Таким образом, необходимость создания Центра обусловлена как социальными потребностями самих общественных объединений, так и необходимостью объединения информации о позитивном опыте работы общественных структур, развитием гражданского общества, демократических институтов в городе Челябинске.

С самого начала функционирования общественные объединения включаются в сложную систему отношений со своими партнерами: другими некоммерческими организациями, органами власти различных уровней, коммерческими структурами и т. д. В данной системе взаимодействия на сегодняшний день накопилось множество сложных проблем, которые препятствуют ведению конструктивного диалога между властью и «общественниками». Эти проблемы требуют незамедлительного решения, поскольку бездействие может привести к ослаблению роли общественных объединений как важнейшего института гражданского общества, а возможно и утраты их прямого предназначения - реализации общественнозначимых интересов.

На сегодняшний день общественные объединения обладают огромным потенциалом по концентрации усилий с целью защиты соци-

ально-экономических интересов местных жителей. Общественные объединения способны стать инструментом по реализации интересов местного населения. Они могут взять на себя функцию защиты жителей города и активно представлять их интересы в органах местного самоуправления, могут совместно взаимодействовать с муниципальными органами власти по вопросам социально-экономического благополучия территориального образования и способствовать повышению качества жизни местного сообщества.

Примечания

1 Под «общественным объединением» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

2 Аналитическая записка о деятельности Управления за 2011 год. иКЬ: minust74.ru/index. php?optюn=com_content&view=artide&id=9&It emid=12.

3 Состояние и перспективы развития гражданского общества в Челябинской области: докл. Обществ. палаты Челяб. обл. Челябинск: ПРИНТМЕД, 2007. С. 8.

4 Аналитическая записка о деятельности Управления за 2011 год.

5 Официальный сайт администрации города Челябинска. Управление по взаимодействию с общественными объединениями. URL: http:// www.cheladmin.ru/pages/29.php.

6 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о взаимодействии органов местного самоуправления города Челябинска и некоммерческих организаций» от 25.10.2005 № 7/15 с изменениями от 28.09.2010 г. № 17/14.

7 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о муниципальных грантах - целевом финансировании социально значимых проектов некоммерческих организаций» от 25.10.2005 № 7/15 с изменениями от 28.09.2010 г. № 17/14.

8 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о взаимодействии органов местного самоуправления...»

  • 9.Развитие теоретических взглядов на понятие местного самоуправления.
  • 10.Исторические этапы развития местного самоуправления в России (этапы: 1864 – 1917 г.Г., 1917 – 1991г.Г.)
  • 11.Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: характеристика основных направлений и этапов реформы (1991 – 2009гг.)
  • 12.Местное самоуправление: понятие, юридическое закрепление в законодательстве Российской Федерации.
  • 13.Муниципальная власть: понятие, соотношение с государственной властью.
  • 14.Принципы местного самоуправления. Классификация принципов.
  • 15.Функции местного самоуправления, и их содержание.
  • 16.Система местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 17.Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.
  • 18.Нормы международного права, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 19.Характеристика основных положений Европейской Хартии местного самоуправления.
  • 20.Конституционное регулирование местного самоуправления.
  • 22.Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-фз: краткая характеристика основных положений.
  • 24.Система муниципальных правовых актов в муниципальном образовании: понятие, классификация и краткая характеристика.
  • 25.Устав муниципального образования понятие, место устава в системе муниципальных правовых актов, содержание устава.
  • 26.Порядок принятия, регистрация устава муниципального образования, вступление его в юридическую силу.
  • 27.Договоры, соглашения, обычаи, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 28.Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 29.Понятие и признаки муниципального образования.
  • 30.Виды муниципальных образований. Характеристика муниципальных образований общего типа.
  • 31.Характеристика муниципальных образований специального типа.
  • 32.Административно- территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство: понятие и соотношение.
  • 33.Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • 34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.
  • 35.Преобразование муниципальных образований: понятие, виды и порядок преобразования.
  • 36.Федеральный реестр муниципальных образований. Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  • 37.Органы местного самоуправления: понятие, структура.
  • 38.Формирование органов местного самоуправления. Модели организации муниципальной власти.
  • 39.Компетенция органов местного самоуправления: общая характеристика.
  • 40.Межмуниципальное сотрудничество.
  • 41.Представительный орган местного самоуправления: понятие, формирование, наименование, срок полномочий.
  • 42.Полномочия представительного органа местного самоуправления: собственные и исключительные.
  • 43.Структура представительного органа местного самоуправления.
  • 44.Председатель представительного органа местного самоуправления и его заместитель: их правовой статус.
  • 45.Депутатские объединения в представительном органе: порядок формирования и деятельности.
  • 47.Акты представительного органа местного самоуправления: порядок подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу.
  • 48.Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления.
  • 49.Глава муниципального образования: понятие, место в системе органов местного самоуправления.
  • 50.Наименование главы муниципального образования, порядок вступления в должность, прекращение полномочий главы муниципального образования.
  • 51.Полномочия главы муниципального образования: представительские, хозяйственные, организационно-распорядительные.
  • 52.Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - местной администрации.
  • 53.Структура местной администрации.
  • 54.Правовые акты должностных лиц местной администрации.
  • 55.Глава местной администрации: порядок вступления в должность, полномочия, прекращение полномочий главы местной администрации.
  • 56.Правовой статус контрольного органа местного самоуправления: цели, задачи, порядок формирования и полномочия.
  • 57.Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования.
  • 58.Муниципальная служба: понятие, правовые основы, принципы.
  • 59.Муниципальные должности: понятие, категории, группы, реестры.
  • 60.Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
  • 61.Правовой статус муниципального служащего.
  • 62.Порядок поступления на муниципальную службу. Прекращение муниципальной службы.
  • 63.Порядок прохождения муниципальной службы.
  • 64.Местный референдум: понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум.
  • 65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.
  • 66.Муниципальные выборы: понятие, правовая основа, назначение выборов, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация.
  • 67.Проведение муниципальных выборов: голосование, определение итогов выборов, обжалование их результатов.
  • 68.Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  • 69.Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • 70.Правотворческая инициатива граждан на местном уровне.
  • 71.Собрания, сходы, конференции граждан. Правовая основа, порядок проведения, юридическая сила принятых решений.
  • 72.Обращения граждан в органы местного самоуправления: понятие, виды, правовая основа, порядок рассмотрения.
  • 73.Публичные слушания: понятие, виды (обязательные и необязательные), организация и проведение.
  • 74.Территориальное общественное самоуправление: понятие и характеристика.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.
  • 76.Собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования: понятие и правовой режим.
  • 77.Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.
  • 78.Муниципальная собственность: понятие, состав, реестры имущества, субъекты права муниципальной собственности.
  • 79.Особенности участия муниципального образования в гражданско - правовых отношениях.
  • 80.Способы и порядок защиты муниципальной собственности.
  • 81.Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
  • 82.Местные финансы: понятие, состав, принципы формирования и использования.
  • 83.Понятие и содержание местного бюджета: структура, доходная и расходная части, дотации, субвенции, субсидии.
  • 84.Муниципальные заимствования. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
  • 85.Понятие бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • 86.Финансовый контроль в бюджетном процессе.
  • Глава 26.Основы государственного и муниципального финансового контроля.
  • 87.Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.
  • 88.Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
  • 89.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и спорта.
  • 90.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
  • 91.Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты.
  • 92.Полномочия органов местного самоуправления в жилищно - коммунальной сфере.
  • 93.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 95.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами и перед государством.
  • 96.Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 97.Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям.
  • 98.Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • 99.Экономические гарантии местного самоуправления.
  • 100.Судебная и иные формы защиты местного самоуправления.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.

    Важное место в политической системе, как механизме реализации суверенитета народа, занимают общественные организации. Право граждан России на создание этих организаций закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем. В настоящее время деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года , а также законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года . Основными видами общественных организаций являются: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и др.

    Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения должны регистрироваться в установленном законом порядке и приобретать права юридического лица. Такие объединения могут функционировать и без государственной регистрации, но тогда они не приобретут прав юридического лица.

    Общественная организация – это основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

    Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлении и использование данного имущества на общественно полезные цели.

    Общественное учреждение – это не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям объединения.

    Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа по месту его создания.

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. По территориальной сфере деятельности общественные объединения классифицируются на общероссийские, межрегиональные и местные.

    Политические партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании органов государственной власти и в ее осуществлении через избранных в эти органы представителей. Партии имеют право выдвигать кандидатов в представительные органы, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять депутатские группы и фракции.

    Массовые общественные движения преследуют политические и иные цели и не имеют фиксированного членства. В законодательстве установлено, что военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются законом и не связаны решениями партий и массовых общественных движений.

    Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей работы. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общественной.

    Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

    Учредителями общественного объединения являются физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения (Приложения А, Б, В, Г), и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители общественного объединения -физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

    Членами общественного объединения являются физические лица и получившие права юридического лица другие общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

    Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Они имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения этих требований могут быть исключены из общественного объединения.

    Участниками общественного объединения являются физические и получившие право юридические лица другие общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если иное не предусмотрено уставом данного общественного объединения). Участники общественного объединения – физические и юридические лица – имеющие равные права и несут равные обязанности.

    "

    Статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

    Органы территориального общественного самоуправления - это самоорганизация граждан но месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

    Органы государственной власти определяют общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены. В отдельных случаях допускается осуществление контрольных полномочий в отношении органов местного самоуправления.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких- либо мероприятий.

    Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию.

    Общественные объединения , некоммерческие организации могут участвовать в муниципальных выборах, выдвигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в соответствии с избирательным законодательством. В некоторых муниципальных образованиях общественные объединения обладают правом нормотворческой инициативы.

    Государственные и негосударственные предприятия , учреждения и организации участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать такое участие предприятий, учреждений и организаций. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Муниципальные унитарные предприятия и учреждения создаются органами местного самоуправления (ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятии и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

    Многообразие муниципально-правовых отношений обусловливает необходимость их классификации.

    • 1. По субъектам :
      • а) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование;
      • б) отношения, в которых субъектами выступают граждане Российской Федерации, население, группы граждан;
      • в) отношения, в которых субъектами выступают органы местного самоуправления, органы государственной власти, ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
      • г) отношения, в которых сторонами являются органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, некоммерческие организации, государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные унитарные предприятия и учреждения.
    • 2. Муниципально-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Общие - регулируются нормами-принципами и др., конкретные - возникают в результате реализации норм-правил поведения.
    • 3. Муниципально-правовые отношения могут быть постоянными и временными. Срок действия постоянных не может быть определен , но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные - возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения и после их выполнения прекращаются (например, в период выборов).
    • 4. По целевому назначению выделяют: учредительные , правоустановительные и правоохранительные отношения.
    • 5. Выделяют материальные и процессуальные отношения. В материальных реализуется содержание прав и обязанностей, а в процессуальных - порядок реализации правовых действий.
    • 6. По способу индивидуализации об7)вктов регулирования отношения делятся на относительные и абсолютные.

    В относительных правоотношениях точно определены все их участники: управомоченные и обязанные лица. В таких правоотношениях могут участвовать две и большее число сторон. Увеличение количества участников правоотношений не меняет их сути: каждому праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны, заранее известной.

    Абсолютные - это правоотношения, в которых точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права. Обязанными в этих отношениях выступают все другие лица. Они не должны препятствовать осуществлению субъективного права управомоченным лицам.

    • 7. Муниципально-правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и для своего существования требуют от лиц совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что положительные действия совершаются управомоченным лицом, а на обязанное лицо возлагается обязанность воздержаться от определенного поведения.
    • 8. Муниципально-правовые отношения по содержанию делятся:
      • - на отношения, связанные с организацией местного самоуправления , - это отношения, связанные с образованием, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, с определением структуры органов местного самоуправления, их формированием и наименованием, контролем за их деятельностью, их ответственности;
      • - отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения , - это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, содержанием дорог местного значения, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета и др.;
      • - отношения, возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

    Классификация муниципально-правовых отношений допустима и но другим основаниям: но юридическим фактам и т.д.

    Муниципально-правовые отношения характеризуются разнообразными объектами материального и нематериального характера , по поводу которых их субъекты вступают в определенные правовые связи. Объектом муниципально-правовых отношений является деятельность местного населения и формируемых им муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, определенных уставом соответствующего муниципального образования, и отдельных государственных полномочий, переданных конкретным муниципальным образованиям в установленном законом порядке.

    Основанием возникновения, изменения и прекращения муниципальноправовых отношений являются юридические факты: события и деяния. В большинстве случаев основанием возникновения правоотношений являются действия или акты субъектов.

    Именно с юридического факта начинается реализация правовой нормы, и только благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником правоотношения. Таким образом, юридический факт - это событие или деяние, которое влечет за собой непосредственно возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При этом событие происходит независимо от воли субъекта, а деяние - связано с волеизъявлением последнего. Деяния разграничиваются на действие и бездействие. Действия в свою очередь классифицируются на юридические акты и поступки.

    Необходимо иметь в виду, что юридические факты могут носить простой , сложный, а также альтернативный характер. Для возникновения, например, правоотношений по реализации гражданами избирательного права, кроме достижения предусмотренного Конституцией РФ возраста, требуются выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, его согласие баллотироваться, регистрация его избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

    Наступление событий не зависит от воли людей, однако указание на них в муниципально-правовых нормах придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов. События выполняют свою роль не только самостоятельно, но и выступают в качестве элементов юридического состава. Например, одним из оснований введения чрезвычайной ситуации является катастрофа.

    Среди юридических фактов наибольшее распространение получили действия, выражающие волевое поведение субъектов и их соотносимость с требованиями муниципально-правовых норм. Это правомерные действия, аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной позитивной деятельности, поддерживаемые и стимулируемые муниципально-правовыми нормами, и неправомерные действия , совершаемые вопреки муниципально-правовым нормам и поэтому осуждаемые государством и обществом.

    В свою очередь, правомерные действия с учетом особенностей целевой направленности субъектов на результаты действий делятся на юридические акты и юридические поступки. В муниципально-правовых отношениях их роль весьма значительна. С изданием, например, юридических актов связано возникновение подавляющего большинства муниципально-правовых отношений с участием органов местного самоуправления и их должностных лиц.

    Юридические поступки, лежащие в основе муниципально-правовых отношений, представляют собой преимущественно такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенных результатов, порождающих конкретные правовые последствия.

     

    Возможно, будет полезно почитать: