Должностная инструкция штатного психолога. Ведущий психолог (обработка металлов)Должностная инструкция. Отзывы о профессии

Должностные обязанности психолога зависят прежде всего от того, в какой организации он работает. Если речь идет о школе, то точное название должности такого специалиста скорее всего будет педагог-психолог, и для этого случая у нас разработана соответствующая . Данный образец должностной инструкции психолога предназначен для специалиста, занимающегося работой с персоналом. Поэтому среди должностных обязанностей психолога – адаптация и мотивация сотрудников, участие в формировании корпоративной культуры и пр.

Должностная инструкция психолога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Психолог относится к категории специалистов.
1.2. Психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Психолог подчиняется непосредственно генеральному директору / директору по персоналу.
1.4. На время отсутствия психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование (психологическое) и стаж работы от двух лет.
1.6. Психолог должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом;
- структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития;
- кадровую политику и стратегию предприятия;
- системы и методы оценки персонала;
- основы общей психологии, социальной психологии, психологии труда, психологического консультирования;
- основы профессиографии, профориентационной работы.
1.7. Психолог руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности психолога

Психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2.2. Выявляет наиболее актуальные вопросы и проблемы, требующие решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
2.3. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
2.4. Готовит предложения руководству и участвует в реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда и удовлетворенности трудом.
2.5. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
2.6. Разрабатывает и применяет на практике методики оценки организационной культуры, морально-психологического климата и стилей управления в компании и предоставляет руководству систематизированную информацию и рекомендации по результатам изучения.
2.7. Участвует в реализации мероприятий по формированию и транслировании корпоративной культуры и улучшению социально-психологического климата в коллективе.
2.8. Консультирует руководителей подразделений по вопросам психологии управления, рекламы, ведения переговоров, работы с персоналом и клиентами.
2.9. Отбирает адекватные поставленным задачам методы и методики диагностики персонала и проводит диагностику, дает качественный анализ и интерпретацию результатов диагностики и рекомендации руководителям подразделений.
2.10. Проводит собеседования с соискателями и увольняющимися сотрудниками.
2.11. Систематически проводит анализ обратной связи по результатам реализации проводимых мероприятий, вносит изменения в проводимые мероприятия.
2.15. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права психолога

Психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Квалификационная характеристика должности

психолога организации (предприятия)

1. Должностная инструкция специалиста-психолога.

2. Рабочее место специалиста-психолога.

3. Требования к профессиональной компетенции специалиста-психолога.

На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.

Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Должностные инструкции позволяют:

Рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;

Повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и ка­лендарных сроков их выполнения;

Улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

Четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

Повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;

Повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;

Организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.

Должностные обязанности .

· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.



· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.

· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономичес­ких требований.

· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать:

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

· психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

· технические средства, применяемые при изучении условий труда;

· передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

· основы технологии производства;

· основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы;

· законодательство о труде;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Рабочее место специалиста-психолога

Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога; необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места.

Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.

Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как:

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки:

■ для проведения психологической релаксации;

■ снятия нервно-психологического напряжения;

■ эмоциональной разгрузки;

■ индивидуального и группового психологического консультирования

■ психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

■ работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

■ аудиотехника;

■ аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

■ проекционная аппаратура;

Проекционные материалы психотерапевтического характера;

■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

Канцелярские принадлежности;

Аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

Персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВТ.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

■ учебно-методические материалы;

■ наглядные пособия;

■ специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия - технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики - комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.

1.5. Профессиональная компетентность специалиста-психолога

Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также - в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие:

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности;

2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации;

3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы;

4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога.

Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:

а) соблюдения этического кодекса работы психолога;

б) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

в) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек-семья-коллектив);

г) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами;

д) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным; лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во внепрофессиональной сфере - проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей;

е) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

ж) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы.

Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы:

а) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей;

б) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказа­ние им помощи в решении различных проблем;

в) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования;

г) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выво­дов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации;

д) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов;

е) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др.

Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологичес­кой работы осуществляются по следующим вопросам:

а) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям;

б) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:

■ лаборатории ПФО при участии практического психолога;

■ учебно-методического кабинета социально-психологической работы;

■ центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции;

■ комнаты психологической релаксации;в) наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов.

Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога пред полагает проверку:

а) наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации;

б) наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:

■ планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);

■ результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов;

■ ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы;

■ оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п.;

■ систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы;

■ учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования.

Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017

Образец должностной инструкции психолога в социальной сфере

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Психолог в социальной сфере

1. Общие положения

1.1. Психолог в социальной сфере относится к категории специалистов.

1.2. На должность психолога в социальной сфере принимается лицо:

1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности;

2) прошедшее обучение по программам повышения квалификации;

3) имеющее опыт практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности, не менее 2 лет.

1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо, не имеющее или не имевшее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.4. Психолог в социальной сфере должен знать:

1) социальную психологию, психологию малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психологию масс, методологию индивидуальных консультаций и тренингов (специфику, виды, длительность и т.д.);

2) методологию командной работы;

3) психологию управления, организационную психологию;

4) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;

5) технологию работы в команде, организацию деятельности специалистов разных ведомств;

6) методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд;

7) техники эффективной коммуникации со специалистами;

8) конфликтологию (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.);

9) технологию разрешения конфликтов;

10) психологию кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискологию, психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты;

11) психологию кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении;

12) психологию семьи (структуру, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений), методы консультирования семьи, кризисов семьи;

13) проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды;

14) технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;

15) проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);

16) современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);

17) отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);

18) психологию экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);

19) психологию зависимости, аддикций, девиантологию;

20) возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;

21) особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;

22) типологию проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);

23) инфраструктуру муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп;

24) основы психологического консультирования (виды, формы, методы);

25) основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);

26) методы и методики общей и социальной психологии;

27) методологию проведения тренингов;

28) возрастную психологию (характеристику возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), геронтологию, педагогическую психологию;

29) психологию воспитания и педагогики;

30) цели, задачи и функции организаций социальной сферы;

31) типологию социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.);

32) психологию беженцев, мигрантов, маргиналов;

33) технологию работы с разными социальными группами;

34) организационную психологию (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.);

35) основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров;

36) основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.);

37) требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере;

38) законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;

39) особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях;

40) психологию горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм;

41) психологию воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей;

42) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

43) задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы;

44) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

45) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды;

46) основы профилактики асоциальных явлений в обществе;

47) методы и технологию управления современными рисками;

48) методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

49) основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг;

50) основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии;

51) современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии;

52) требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными;

53) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;

54) принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений;

55) документоведение;

56) Правила внутреннего трудового распорядка;

57) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

58) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.5. Психолог в социальной сфере должен уметь:

1) подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;

2) осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;

3) разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям;

4) консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде;

5) вести документацию и служебную переписку;

6) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере;

7) оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности;

8) организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности;

9) разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ;

10) аргументировать свою позицию;

11) проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

12) проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

13) взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;

14) организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;

15) оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;

17) оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;

18) обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;

19) вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;

20) взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;

21) разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач;

22) разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов;

23) разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе;

24) вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения;

25) разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов;

26) анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение;

27) адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения;

28) разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам;

29) проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов;

30) применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов;

31) создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам;

33) разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам;

34) проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека;

35) анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг;

36) проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере;

37) вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок;

38) составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере;

39) работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности;

40) применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов;

41) оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам;

42) критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере;

44) общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов;

45) проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители;

46) обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители;

47) определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении;

48) разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов;

49) применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры;

50) адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности;

51) применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов;

52) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам;

53) анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения;

54) разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы;

55) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций;

56) подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг;

57) использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги);

58) грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах;

59) создавать наглядные материалы для психологического просвещения;

60) преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения;

61) организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы;

62) анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения;

63) выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы;

64) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

65) подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

66) осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья;

67) разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья;

68) определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением;

69) вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере;

70) разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам;

71) оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека;

72) владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

73) хранить и обрабатывать персональные данные клиентов;

74) вести делопроизводство и служебную переписку;

75) ……… (другие навыки и умения)

1.6. Психолог в социальной сфере в своей деятельности руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.7. Психолог в социальной сфере подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.8. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп:

1) подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам);

2) организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

3) оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;

4) организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам);

5) оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам);

6) психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);

7) организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

8) разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) выявляет проблемы межведомственного характера в социальной сфере, подготавливает предложения по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам;

2) осуществляет разработку совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;

3) обучает специалистов межведомственной команды;

4) осуществляет психологическую подготовку специалистов межведомственной команды;

5) проводит психологическую оценку эффективности деятельности специалистов межведомственной команды;

6) консультирует специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам;

7) ведет учет результатов работы.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

2) определяет психологические критерии соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей;

3) проводит мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных;

4) выделяет и оценивает психологические риски, факторы социальной и психологической напряженности;

5) обобщает полученные данные и разрабатывает на их основе психологические рекомендации по минимизации негативных явлений;

6) осуществляет подготовку сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга;

7) оценивает эффективность работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

8) ведет учет проведенных работ.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;

2) создает команду и проводит программы активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе;

3) проводит групповое и индивидуальное консультирование клиентов;

4) проводит психологические тренинги по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации;

5) содействует в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов;

6) осуществляет разработку программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;

7) привлекает социальное окружение клиентов к их психологической поддержке и создает специальные странички, блоги, группы в социальных сетях;

8) выполняет работу по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.

3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявляет информацию, требующую дополнительной проверки;

2) запрашивает необходимую информацию у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства);

3) подбирает комплекс психологических методик, планирует и проводит обследование клиентов;

4) обобщает результаты психологического обследования, оценивает психологические потребности, риски и ресурсы клиентов, выявляет психологические особенности их социального окружения и условий жизни;

5) выявляет типичные психологические проблемы разных социальных групп клиентов;

6) осуществляет разработку совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде;

7) осуществляет разработку программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников;

8) проводит индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

9) проводит беседы (лекции), направленные на просвещение клиентов;

10) взаимодействует с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем;

11) осуществляет подготовку материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ;

12) ведет учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.

3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;

2) оказывает индивидуальную психологическую помощь клиентам;

3) проводит тренинги для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.);

4) проводит психологические тренинги, направленные на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;

5) консультирует клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;

6) повышает квалификацию клиентов по вопросам психологии социальной работы;

7) проводит занятия с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации;

8) создает информационный ресурс по психологии социальной сферы и использует его содержание в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.

3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовку психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями;

2) составляет программы психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи;

3) осуществляет разработку программ и проводит групповые и индивидуальные психологические занятия для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.);

4) консультирует клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей;

5) осуществляет подготовку детей к устройству в замещающую семью;

6) консультирует детей по психологическим проблемам в замещающих семьях;

7) ведет учет данных об оказанной психологической помощи.

3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

2) доводит до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информацию о перечне психологических услуг и возможности их получения;

4) осуществляет организацию волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи;

5) осуществляет подготовку для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.);

6) проводит групповые и индивидуальные информационные консультации о возможности получения психологических услуг;

7) привлекает к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи;

8) обобщает и оценивает результаты работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования;

9) ведет учет проведенных работ.

3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет диагностику состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

2) осуществляет обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

3) осуществляет разработку и реализацию совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

4) консультирует население по проблемам психологического здоровья;

5) оценивает результативность программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

6) осуществляет подготовку материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представляет их в интернет-форумах и СМИ;

7) ведет учет проведенных работ.

3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.10. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, психолог в социальной сфере:

1) обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;

2) соблюдает требования профессиональной этики.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Психолог в социальной сфере имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Психолог в социальной сфере привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

Правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

Причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 682н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения)

Должностная инструкция психолога разрабатывается с учетом сферы его профессиональной занятости. Такие специалисты могут работать как в медицинских и учебных заведениях, так и в иных организациях, потому в статье обсудим типовую форму должностной инструкции психолога , на основании которой можно разработать актуальные должностные инструкции для отдельно взятых организаций/учреждений.

О должностной инструкции для психолога

Должностная инструкция (далее — ДИ) психолога является локальным документом, разрабатываемым с учетом действующего законодательства и специфики отдельно взятого учреждения. Как правило, разработкой ее занимаются сотрудники кадровых и юридических служб/отделов.

Структура ДИ такого специалиста предполагает наличие в ней 4 разделов:

  1. Общие положения.
  2. Обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Общие положения

Первый раздел ДИ содержит требования, предъявляемые к уровню образования специалиста, стажу его работы, квалификационным качествам, а также навыкам, которыми должен обладать претендент на данную должность.

Не знаете свои права?

Об образовании, например, говорится, что оно независимо от категории специалиста и наличия/отсутствия психологического стажа должно быть высшим профессиональным в обязательном порядке.

Помимо этого в первом разделе инструкции содержатся сведения, касающиеся таких моментов, как:

  • назначение на должность и освобождение от нее (кем производится);
  • подчиненность;
  • оплата труда;
  • возможность замещения специалиста во время его отсутствия по уважительным причинам.

Также в «Общих положениях» говорится о том, какими знаниями должен обладать психолог и какими документами он должен руководствоваться в своей работе.

Должностные обязанности психолога

Об обязанностях специалиста говорится во втором разделе должностной инструкции . В их число обычно включаются:

  • изучение влияния различных факторов психологического, экономического, организационного плана на работу сотрудников учреждения, с целью разработки необходимых мероприятий, направленных на улучшение трудовых условий и повышение эффективности их работы;
  • участие в проведении экспериментов, направленных на выявление фактов, связанных с условиями труда и оказывающих влияние на психику сотрудников;
  • проведение анализа производственных процессов и их влияния на психологическое состояние работающих;
  • определение и решение совместно с другими специалистами задач, направленных на социальное развитие учреждения;
  • разработка профессиональных программ и анализ психологических характеристик должностей/профессий в учреждении/организации для определения влияния рабочей среды на сотрудников и уровень их нервно-психического напряжения;
  • разработка рекомендаций по оптимизации профессиональных возможностей работающих с перспективой их дальнейшего развития;
  • участие в мероприятиях, направленных на адаптацию молодых сотрудников различных профессий к существующим производственным условиям;
  • определение проблем, связанных с текучестью кадров, нарушениями трудовой дисциплины, низкой эффективностью труда и т. п., и поиск путей их разрешения;
  • оказание помощи работодателю в вопросах, касающихся подбора кадров и их последующей расстановки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации производства и управлению последним;
  • участие в мероприятиях, связанных с проектированием систем, направленных на рационализацию рабочих мест, оптимальную организацию рабочего времени и трудового процесса в целом с учетом имеющихся требований эргономики и факторов психологического плана;
  • проведение консультаций с руководителями, сотрудниками кадровых служб и другими работниками в целях решения вопросов, связанных с проблемами социально-психологического характера;
  • выполнение распоряжений вышестоящего руководства с учетом существующего в учреждении порядка подчиненности и др.

О правах психолога

В третьем разделе инструкции говорится о правах, которыми наделен этот специалист. К таковым обычно относятся:

  • право на знакомство с проектами приказов/распоряжений/решений работодателя, касающихся вопросов, связанных с работой психолога;
  • право на внесение предложений, направленных на совершенствование своих функциональных обязанностей, оговоренных в ДИ;
  • право на привлечение специалистов структурных подразделений в пределах своих полномочий (или по разрешению работодателя) в целях повышения эффективности собственной деятельности;
  • право на личный запрос (или запрос по распоряжению руководства) от начальников структурных подразделений сведений, документов, информации, необходимых для полноценного осуществления деятельности;
  • право на требование от работодателя содействия в создании необходимых условий для должного исполнения положений, изложенных в ДИ, и работы с персоналом/сотрудниками (например, в вопросах обеспечения необходимым оборудованием, диагностическими материалами и развивающими пособиями);
  • право в пределах своей компетенции доводить до сведения непосредственного руководителя информацию об имеющихся недостатках в работе учреждения/организации и предлагать меры по их устранению;
  • право на повышение своей квалификации путем прохождения переподготовки, посещения курсов и т. д.

Специалисту предоставляются и иные права, не противоречащие действующему трудовому законодательству. Также следует помнить, что психолог вправе отказаться от исполнения обязанностей, не предусмотренных инструкцией.

Ответственность психолога

Как и в любой другой, в ДИ психолога имеется раздел об ответственности специалиста. Таковая может наступить в результате:

  • неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией (в этом случае речь идет о дисциплинарной ответственности в пределах, определенных законодательством по труду);
  • допущения нарушений в психологических заключениях, неадекватности используемых диагностических и коррекционных методов, необоснованности даваемых рекомендаций;
  • нарушения порядка оформления и хранения протоколов проведенных обследований и иной документации;
  • причинения вреда материального характера (в этом случае ответственность определяется гражданским законодательством и законодательством по труду);
  • нарушения требований, касающихся сохранения информации, являющейся конфиденциальной, или разглашения коммерческой тайны.
  • правонарушений, допущенных при осуществлении деятельности (в пределах, которые определены гражданским, административным, уголовным законодательством).

В заключение напоминаем, что ДИ психолога составляется в 2 экземплярах, ознакомление с ней соискателя данной должности должно состояться еще до подписания с ним трудового договора. Что же касается типового образца ДИ психолога, то его вы можете скачать на нашем сайте.

Далеко не каждый человек знает обязанности психолога. Многие с трудом представляют, чем занимается данный специалист. Если верить кинофильмам, то складывается впечатление, будто основная функция психолога - часами выслушивать душещипательные истории клиентов и больше ничего не делать. Но так ли это на самом деле? Насколько далека киношная картинка от обыденной реальности? Давайте узнаем.

Описание работы

Профессия психолога предполагает работу с людьми, помощь им в сложных и нетипичных ситуациях. Специфика будет зависеть от конкретного места работы. Например, есть специалисты, которые помогают сотрудникам адаптироваться в новом коллективе. Некоторые оказывают помощь в выборе профессии. Находятся и те, кто предпочитает исполнять обязанности психолога в школе.

В зависимости от выбранного направления будет различаться специфика. Стоит понимать, что речь идет о прикладной профессии, в которой многое познается на практике. Вот почему не бывает универсальных специалистов, готовых исполнять обязанности психолога абсолютно в любой ситуации. Наоборот, от таких следует держаться подальше, отдавая предпочтение тем, кто имеет узкую специализацию.

Востребованность

Относительно недавно вакансия психолога считалась редкостью. Как правило, подобных специалистов принимали на работу образовательные и здравоохранительные учреждения. Однако в последние годы профессия становится более востребованной.

Какие заведения приглашают на работу квалифицированных психологов? Они требуются в таких организациях:

  • Тренинговые центры.
  • Социальные и спортивные учреждения.
  • Коммерческие компании.
  • Центры профориентации и даже биржи труда.

Кроме этого, среди психологов немало тех, кто занимается частной практикой, принимая клиентов в индивидуальном порядке и получая оплату своих услуг непосредственно от них, а не от работодателя.

Требования

Любая профессия предполагает определенный перечень требований, предъявляемых к специалисту. Например, психолог в отделе кадров должен быть знаком с порядком аттестации сотрудников. Специалист в сфере спортивной деятельности обязан разбираться в ее нюансах.

Если говорить о формальных требованиях, то их немного:

  • Высшее образование по специальности.
  • Опыт работы в выбранной сфере. Например, если специалист планирует взять на себя обязанности психолога в школе, желательно, чтобы у него имелся опыт работы в детских воспитательных учреждениях. То же самое касается остальных направлений деятельности.

Школьный психолог

Среди представителей профессии непременно находятся те, кто предпочитает связать свою жизнь со школой. Во многих учебных заведениях есть эта вакансия, но далеко не всем родителям известно, для чего она создана. Давайте разберемся в этом вопросе.

Если раньше трудных детей пытались воспитывать традиционными методами, которые не приносили результата, то теперь для решения этой задачи привлекают специалиста, исполняющего обязанности педагога-психолога.

Однако есть немало ошибочных мнений относительно того, чем занимается специалист. Кто-то считает, что психолог - это доктор, поэтому к нему обращаются исключительно больные люди. Кто-то уверен, что это учитель или воспитатель, который должен давать указания и перевоспитывать ребенка в соответствии с пожеланиями взрослых.

Однако это не так. К психологу обращаются здоровые люди. Если родителей беспокоит физическое состояние школьника, скорее всего, придется пройти медицинское обследование. После этого уже можно вести речь о наличии или отсутствии психологических заболеваний. При их наличии подбирают дальнейшие методы коррекции. Задача данного специалиста состоит в том, чтобы на время стать для школьника своеобразным другом и помощником в решении проблем.

Обязанности детского психолога не включают в себя необходимость воспитывать ребенка. Он не должен навязывать малышу стереотипы, свойственные взрослым, и заставлять его вести себя в полном соответствии с их ожиданиями. Его цель состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы.

Обязанности психолога

В зависимости от конкретной специализации могут отличаться функции, возлагаемые на этого специалиста. То есть психологу не придется выполнять одновременно все обязанности из перечисленных ниже:

  • Проведение тренингов. Это краткосрочное обучение, направленное на развитие определенных навыков или преодоление комплексов. Например, тренинг может быть направлен на борьбу с излишней застенчивостью, развивать коммуникативный навык и т.д.
  • Индивидуальные консультации. Как правило, клиенты обращаются к психологу, оказываясь в сложных или критических ситуациях.
  • Составление психологических характеристик. В данном случае специалист, используя различные профессиональные методы, оценивает качества человека. Это может быть актуально при найме сотрудников на работу в некоторых организациях.
  • Развитие и обучение детей. Психолог может наблюдать за их развитием, выявлять проблемы, проводить развивающие игры и т.д. Кроме того, возможно проведение консультаций не только с воспитанниками, но и с их родителями.
  • Составление отчетов. которого включают этот пункт, не должен пренебрегать его исполнением.
  • Работа с трудовым коллективом. Задача специалиста может состоять в адаптации новых сотрудников, предотвращении конфликтов в коллективе и установлении доброжелательных отношений среди его участников.

Зная должностные обязанности психолога, несложно догадаться, что этому специалисту приходится выполнять множество задач, требующих соответствующих навыков. Вот почему эту профессию выбирают люди с определенным складом характера и развитой эмпатией. Сложно оказывать помощь, не имея дара сопереживания.

Права психолога

И обязанности, и другие правила, касающиеся профессии, непременно должны быть закреплены в соответствующих служебных документах. Устраиваясь на должность, специалист должен с ними ознакомиться.

Права, которые имеет психолог:

  • Ознакомление с решениями руководства, касающимися его деятельности.
  • Внесение предложений.
  • Запрашивание документов, необходимых для осуществления служебной деятельности.
  • Привлечение сотрудников для участия в мероприятиях, повышающих производительность труда.

Как освоить профессию

Вопрос выбора профессии во все времена остается актуальным для молодежи. Среди вчерашних школьников непременно находятся те, кто в будущем планирует стать психологом.

Для этого нужно окончить учебное заведение по соответствующей специальности. Кроме того, студенту предстоит определиться со специализацией. Например, можно стать детским психологом.

Любопытно, что настоящими специалистами нередко становятся благодаря не образованию, а собственному жизненному опыту. Например, мать, воспитавшая троих детей, сама может стать детским психологом и справляться с этой работой намного успешнее, чем ее ровесница с дипломом, но без практического опыта. Однако в России большое внимание уделяют формальностям, поэтому без соответствующего диплома крайне сложно получить желаемую вакансию.

Преимущества

Выбирая профессию, нужно заранее знать, чего от нее ожидать. Давайте начнем с преимуществ:

  • Полезные знания. Если даже не устроиться на должность психолога, полученные знания можно использовать в повседневной жизни или в другой профессии, например, в сфере управления кадрами.
  • Востребованность. На текущий момент двери многих заведений открыты для потенциальных психологов. Поступая в институт изучать основы и тонкости этой профессии, можно не бояться остаться невостребованным специалистом.
  • Удовольствие. Нередко профессию психолога выбирают те, кому нравится помогать другим людям. В итоге они получают моральное удовлетворение от выполнения собственных должностных обязанностей.

Недостатки

В любой профессии без них не обходится. Психолог - не исключение. У этой профессии недостатки такие:

  • Высокий уровень стрессов. Нужно понимать, что клиенты нередко обращаются, оказываясь в критических ситуациях. Психологу приходится постоянно соприкасаться с чужими переживаниями. Вот почему нужно уметь от них абстрагироваться. Иначе сам специалист будет находиться в постоянном состоянии стресса.
  • Невысокая зарплата. Возможно, профессия психолога - одна из самых недооцененных на текущий момент. Однако тем, кто ее выбрал, нередко приходится мириться с невысокой оплатой труда. Вот почему некоторые специалисты предпочитают заниматься частной практикой.

 

Возможно, будет полезно почитать: